Отчет по самообразованию "Развитие связной речи детей дошкольного возраста" в старшей группе детского сада
материал (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 5»
городского круга город Шарья Костромской области
ОТЧЕТ
по теме самообразования
«Развитие связной речи детей дошкольного возраста»
в старшей группе
Подготовила в-ль:
Зеленцова С.А.
Май 2020 год
В 2019-2020 учебном году мною была изучена тема «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»
Была поставлена цель: совершенствовать диалогическую форму речи.
Были поставлены задачи:
- развивать у детей монологическую форму речи;
- формировать умение детей связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы;
- формировать умение детей (по плану и образцу) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины;
- составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающими событиями;
- развивать умение составлять свои рассказы из личного опыта;
- развивать свободное общение со взрослыми;
- воспитывать умение выслушивать своих товарищей.
В старшем дошкольном возрасте речь детей характеризуется рядом особенностей. Мотивом активного овладения родным языком выступают растущие потребности дошкольника узнать, рассказать и воздействовать на себя и другого человека. Речь включается во все виды деятельности, в том числе и познавательную. Изменение стоящих перед дошкольником задач, появление новых видов деятельности, усложнение общения со взрослыми и сверстниками, расширение круга жизненных связей и отношений, в которые включен ребенок, приводит к интенсивному развитию, во-первых, всех сторон речи (словаря, звуковой культуры, грамматического строя), во-вторых, ее форм (контекстной и объяснительной) и функций (обобщающей, коммуникативной, планирующей, регулирующей)
Ребенок в этом возрасте расширяет сферу своего общения, он уже в состоянии рассказать не только непосредственно воспринимаемые обстоятельства, но и то, что было воспринято или сказано раньше. Развитие всех сторон речи невозможно без освоения ее звуковой культуры, которая составляет основу, центральный момент овладения языком, звуковая культура речи повышает возможность ориентировки дошкольника в сложных соотношениях грамматических форм, обеспечивает освоение морфологической системы языка.
Звуковая сторона слова также привлекает ребенка. Вместе с ориентировкой на значение слова возрастает интерес к его звучанию независимо от содержания. Появляется игра словами. Ребенок намеренно изменяет звучание слова, придумывает слова, не имеющие предметной отнесенности. Так непроизвольно он проделывает важную работу по освоению языка.
Вместе с тем можно отметить и такие особенности в речи старших дошкольников:
- Отдельные дети не произносят правильно все звуки родного языка, не умеют пользоваться интонационными средствами выразительности, регулировать скорость и громкость речи в зависимости от ситуации.
- Допускают дети ошибки и в образовании разных грамматических форм (это родительный падеж множественного числа имен существительных, согласование их с прилагательными, разные способы словообразования)
-Вызывает затруднение правильное построение сложных синтаксических конструкций, что приводит к неправильному соединению слов в предложении и связи предложений между собой при составлении связного высказывания.
В старшем дошкольном возрасте дети способны активно участвовать в беседе, достаточно полно и точно отвечать на вопросы, дополнять и поправлять ответы других, подавать уместные реплики, формулировать вопросы. Характер диалога детей зависит от сложности задач, решаемых в совместной деятельности.
Совершенствуется и монологическая речь: дети осваивают разные типы связных высказываний (описание, повествование, от части рассуждения) с опоры на наглядны материал и бес опоры. Усложняется синтаксическая структура детских рассказов, увеличивается количество сложносочинённых и сложноподчиненных предложений. Вместе с тем у значительной части детей эти умения неустойчивы. Дети затрудняются в отборе фактов для своих рассказов, в логически последовательном их расположении, высказываний, в их языковом оформлении.
Важной работой в этом году был принцип коммуникативного подхода к формированию устной связной речи детей. Особое внимание уделялось при этом обучению тем видам связных высказываний, которые прежде всего использовались в процессе усвоения ими знаний.
При коммуникативном подходе использовались формы и приемы обучения (включая игровые)
Работа по формированию связной речи строилась также в соответствии с систематичностью и последовательностью в обучении, учетом возрастных и индивидуально психологических особенностей детей, направленностью обучения на развитие их активности и самостоятельности.
Работа по звуковому анализу слова была поставлена перед детьми в процессе обучения. На основе определенных схем. Звуковой состав обозначали фишками, интонационного выделения звуки в словах, различали на слух твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные.
В течение года большое внимание я уделяла целесообразным рассказам о героях книг, которые наметили прочитать, в каких сказках или произведениях о них уже рассказано; рассказам об интересных фактах и наблюдениях из жизни людей, животных, птиц, насекомых, о запомнившихся явлениях природы. Рассказы были яркими и эмоциональными, они помогали обогатить и уточнить представления детей об окружающем мире, пополнить словарь детей новыми словами и выражениями.
Чтобы дети говорили живо, эмоционально, интересно, чтобы они стремились улучшить свою речь, я старалась «ввести детей в роль увлекательного рассказчика»
В результате было зафиксировано повышение у детей уровня связности речи, ее развернутости, когда они понимали важность задания, чувствовали потребность в связном высказывании.
Предлагала ситуации письменной речи, когда дети диктовали свои рассказы, сказки, а я записывала, чтобы затем прочитать им.
В работе с родителями я использовала беседы, в ходе которых отвечала на возникающие их вопросы, знакомила с художественной литературой и с динамикой развития связной речи детей. Родители получали знания и навыки по формированию тех или иных умений и навыков у ребенка, например, по формированию составления рассказа по серии сюжетных картин, пересказа рассказа с опорой и без опоры на сюжетные картинки и мн. др.
Развитие, как монологической, так и диалогической речи у детей старшей группы происходило непосредственно во время подготовки к праздникам и их проведения. Родители вместе с детьми закрепляли текст перекличек, стихотворений и инсценировок.
Результаты работы показали следующее: уровень развития умения рассказывать у детей старшей группы жизни повысился. Дети стали заинтересовано относиться к выполнению задания, рассказы стали лаконичней, точнее, усложнилась конструкция предложений, правильнее стало их построение. Дети стали употреблять в речи распространенные предложения с однородными членами, сложноподчиненные и сложносочиненные. В речи детей появились союзы, указывающие на причинные, временные и другие связи. В рассказах дети стали использовать описания, сравнения, вводные слова.
Данные технологии позволяли сохранить интерес детей, активизировать всех детей, развивать мыслительные операции. В совместной деятельности посредством системы игровых упражнений стала развиваться способность создавать речевые зарисовки, описания и разнообразные рассказы по картине.
Таким образом, проведенная мною работа по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста позволяет сделать вывод о том, что выявленные и реализованные условия развития связной речи детей старшего дошкольного возраста являются эффективными.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/22/picture-566775-1421949182.jpg)
Перспективный план работы по самообразованию "Развитие связной речи детей дошкольного возраста" Старшая группа
план работы с детьми по развитию связной речи вне занятий, указаны формы работы, предварительная работа программное содержание...
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/13/picture-1093131-1544724379.jpg)
Развитие связной речи детей дошкольного возраста (старшая группа)
Эта тема для меня важна, потому что речь ребёнка является ключевым моментом в его развитии....
Развитие связной речи детей дошкольного возраста (старшая группа)
План по самообразованию...
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/17/picture-1227790-1584428575.jpg)
Тема по самообразованию: «Развитие связной речи детей дошкольного возраста (старшая группа)».
Цели:Развитие навыков свободного общения с взрослыми и детьми;Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.Задачи:Изучить и проанализировать педагогическу...
![](/sites/default/files/pictures/2018/07/05/picture-1046077-1530816746.jpg)
План по самообразованию Тема: Развитие связной речи детей дошкольного возраста (старшая группа)
Эта тема для меня важна, потому что речь ребёнка является ключевым моментом в его развитии.Успехи воспитанников в связной речи обеспечивают в будущем и в большей мере определяют успех при поступ...
Проект МЕТОДИЧЕСКОЙ темы: Развитие связной речи детей дошкольного возраста (старшая группа)
Методическая разработка...