Тема по самообразованию: «Развитие связной речи детей дошкольного возраста (старшая группа)».
материал по развитию речи (старшая группа)

Татьяна Александровна Остапенко

Цели:

  • Развитие навыков свободного общения с взрослыми и детьми;
  • Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

Задачи:

  • Изучить и проанализировать педагогическую литературу по проблеме;
  • Разработать перспективный план по изучаемой теме на учебный год;
  • Разработать рекомендации для родителей и педагогов ДОУ; 
  • Совершенствовать диалогическую форму речи;
  • Развивать монологическую форму речи;
  • Учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы;
  • Учить (по плану и образцу) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины; составлять рассказ по картинкам;
  • Развивать умение составлять свои рассказы из личного опыта.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение

Детский Сад №455

Тема по самообразованию: «Развитие связной речи детей дошкольного возраста (старшая группа)».

                   

Автор: воспитатель первой квалификационной

категории Остапенко Т.А

2018-2019 г.

Актуальность темы:

В настоящее время в связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования выделена как основная образовательная область «Речевое развитие». Речь является основанием для развития всех остальных видов детской деятельности: общения, познания, познавательно-исследовательской. В этой связи развитие речи ребенка дошкольного возраста становится одной из актуальных проблем в деятельности педагога ДОУ.

Развитие связной речи ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют психическую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей. Язык и речь - это основное средство проявления важнейших психических процессов памяти, восприятия, мышления, а также развития других сфер: коммуникативной и эмоционально-волевой. 

Успехи воспитанников в связной речи обеспечивают в будущем и в большей мере определяют успех при поступлении в школу, способствует формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности. Мне как педагогу это очень импонирует. Ведь работа по развитию речи – это умение выбирать нужные слова и правильно употреблять их в речи, строить предложения и связную речь.

Как показала практика, дети очень любят творческий характер, а также самостоятельность и возможность самим сочинять и рассказывать друзьям.

Успехи воспитанников в связной речи обеспечивают в будущем и в большей мере определяют успех при поступлении в школу, способствует формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности. Мне как педагогу это очень импонирует. Ведь работа по развитию речи – это умение выбирать нужные слова и правильно употреблять их в речи, строить предложения и связную речь.

Как показала практика, дети очень любят творческий характер, а также самостоятельность и возможность самим сочинять и рассказывать друзьям.

Я добиваюсь, чтобы дети показали отношение к тому, что они видели, что им особенно понравилось, заинтересовало их и почему, какие выводы они сделали. Всё это побудило меня значительно больше уделять внимания развитию связной речи у детей.

Цели:

  • Развитие навыков свободного общения с взрослыми и детьми;
  • Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

Задачи:

  • Изучить и проанализировать педагогическую литературу по проблеме;
  • Разработать перспективный план по изучаемой теме на учебный год;
  • Разработать рекомендации для родителей и педагогов ДОУ;  
  • Совершенствовать диалогическую форму речи;
  • Развивать монологическую форму речи;
  • Учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы;
  • Учить (по плану и образцу) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины; составлять рассказ по картинкам;
  • Развивать умение составлять свои рассказы из личного опыта.

Время работы над темой: сентябрь 2018 – май 2019год.

 Источники самообразования:  

  • Методическая литература;
  • Интернет ресурсы;
  • Обмен опытом на базе МБДОУ ДС №455;

Результат работы: 

  • Консультирование педагогов МБДОУ ДС №455;
  • Размещение методических разработок на сайте https://www.maam.ru/; https://infourok.ru/; https://stranatalantov.com/;
  • Показ открытого занятия;
  • Обобщение изученного материала в «Портфолио».

План работы по теме самообразования: 

«Развитие связной речи детей дошкольного возраста (старшая группа)» (2018-2019 учебный год).

Месяц

Тема. Содержание работы

Практический выход

Сентябрь

Подбор и изучение литературы по теме; дидактических игры и упражнения.

Памятки для родителей по обучению связной речи.

Октябрь

Работа над пересказами с использованием опорных схем.

Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.

Обучение детей приемам планирования собственного пересказа. Активизация и обогащение словарного запаса детей.

Пересказ рассказов:«Лесной голосок» Г. Скребицкого; «Осень под водой» Н. Сладкова;«Пушок» Г. Скребицкого.

Консультация для родителей на темуВозрастные особенности восприятия литературных произведений дошкольниками и задачи ознакомления детей с книгой».

Ноябрь 

Развитие речи и личности дошкольника в сказкотерапии. Помочь детям представить собственную позицию в выборе способа воплощения действий, образа литературного персонажа; побуждать к умению выразительной передачи в мимике и движениях эмоциональных состояний; развивать умение составлять словесные описания по восприятию пантомимических этюдов; активизировать в речи фразеологизмы.

Сказкотерапии«Зайка – зазнайка»«Волшебные слова»«Непослушный Ваня».

Консультация для педагогов ДОУ «Сказкотерапия» на занятиях по развитию речи».

Декабрь

Игры и упражнения для развития речи детей старшего дошкольного возраста(О. С. Ушакова). Совершенствовать речевой слух, закреплять навыки четкой, правильной, выразительной речи. Дифференциация звуков, слов, предложений. Отрабатывать темп, силу голоса, дикцию.

Познакомить родителей с играми (дидактическими и лексико – грамматическими, влияющими на развитие речи детей.

Январь

Работа по составлению рассказов по сюжетным картинам:

 Учить детей рассматривать картину и выделять ее главные характеристики; Учить детей исследовательским действиям при рассмотрении картины;

Формировать анализ, синтез;

 Учить детей составлять связный рассказ по картине с опорой на образец воспитателя.

Пополнять и активизировать словарный запас детей.

Посещение родителями деятельности воспитателей и детей по работе над составлением рассказов по картинам.

Февраль

Работа с загадками. Составление загадок;

 Показать роль загадки на формирование выразительности речи. Учить детей отгадывать загадки по схемам.

 Развивать монологическую речь детей.

Консультация для родителей: «Использование загадок, как средство формирования выразительности речи».

Март

Работа над развитием речи через театральную деятельность. Инсценирование сказок: «Репка»«Колобок»

Развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса в передаче образа; 

развитие речи детей, эмоциональной направленности. Раскрытие творческих способностей детей.

Показ сказки «Колобок» детям младшей группы.

Апрель

Работа над интонацией, дикцией, выразительностью речи во время заучивания стихотворений. Учить детей читать выразительно стихотворения перед слушателями. Вызвать интерес к поэзии. Пополнять и активизировать в речи словарный запас детей на тему «Весна».

Конкурс чтецов в группе.

Май

Обучение сочинению сказок. Учить детей сочинять сказку по модели – схеме; последовательно и связно рассказывать друг другу свои сказки; учить придумывать название сказке; работа над словарем – учить подбирать признаки предметов (прилагательные к существительным);воспитывать интерес к сказкам и их сочинительству.

Изготовление детьми совместно с родителями книжек-малышек.

Список использованной литературы:

1. Базик И. Я. Развитие способности к наглядному пространственному моделированию при ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с1986.

2. Вачков И. В. Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку. М. ,2001.

3. Лаптева Г. В. Игры для развития эмоций и творческих способностей. Театральные занятия с детьми 5 – 9 лет. – СПб.: речь; М.: Сфера, 2011.

4. Лебедева Л. В., Козина И. В., Кулакова Т. В и др. Конспекты занятий по обучению детей пересказу с использованием опорных схем. Старшая группа. Учебно – методическое пособие. – М., Центр педагогического образования. 2009. 

5. Ушакова О. С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. М. ,1994.

6. Ушакова О. С. Развитие речи и творчества дошкольников: Игры, упражнения, конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2007. 

7. Ушакова О. С., Гавриш Н. В. Знакомим дошкольников с художественной литературой: Конспекты занятий. М, 1998.

8. Шорохова О. А. Играем в сказку. Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дощкольников. - М.: ТЦ Сфера. 2007.  

Интернет-ресурсы:

      https://www.maam.ru/;

 https://infourok.ru/;

 https://stranatalantov.com/;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы по самообразованию "Развитие связной речи детей дошкольного возраста" Старшая группа

план работы с детьми по развитию связной речи вне занятий, указаны формы работы, предварительная работа программное содержание...

План по самообразованию Тема: Развитие связной речи детей дошкольного возраста (старшая группа)

Эта тема для меня важна, потому что речь ребёнка является ключевым моментом в его развитии.Успехи воспитанников  в связной речи обеспечивают в будущем и в большей мере определяют успех при поступ...

План по самообразованию тема: "Развитие связной речи детей дошкольного возраста (старшая группа) "

Эта тема для меня важна, потому что речь ребёнка является ключевым моментом в его развитии.Успехи воспитанников  в связной речи обеспечивают в будущем и в большей мере определяют успех при поступ...

План по самообразованию Тема: «Развитие связной речи детей дошкольного возраста (старшая группа)».

План по самообразованию Тема: «Развитие связной речи детей дошкольного возраста (старшая группа)»....

План работы по самообразованию. Тема:Развитие связной речи детей дошкольного возраста (старшая группа)

План работы по самообразованию. Тема:Развитие связной речи детей дошкольного возраста (старшая группа)...

Самообразование "Развитие связной речи детей дошкольного возраста (старшая группа)"

Самообразование "Развитие связной речи детей дошкольного возраста (старшая группа)"...