Тема по самообразованию: «Развитие связной речи детей дошкольного возраста (старшая группа)».
материал по развитию речи (старшая группа)
Цели:
- Развитие навыков свободного общения с взрослыми и детьми;
- Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
Задачи:
- Изучить и проанализировать педагогическую литературу по проблеме;
- Разработать перспективный план по изучаемой теме на учебный год;
- Разработать рекомендации для родителей и педагогов ДОУ;
- Совершенствовать диалогическую форму речи;
- Развивать монологическую форму речи;
- Учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы;
- Учить (по плану и образцу) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины; составлять рассказ по картинкам;
- Развивать умение составлять свои рассказы из личного опыта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
munitsipalnoe_byudzhetnoe_doshkolnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdenie.doc | 69 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение
Детский Сад №455
Тема по самообразованию: «Развитие связной речи детей дошкольного возраста (старшая группа)».
Автор: воспитатель первой квалификационной
категории Остапенко Т.А
2018-2019 г.
Актуальность темы:
В настоящее время в связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования выделена как основная образовательная область «Речевое развитие». Речь является основанием для развития всех остальных видов детской деятельности: общения, познания, познавательно-исследовательской. В этой связи развитие речи ребенка дошкольного возраста становится одной из актуальных проблем в деятельности педагога ДОУ.
Развитие связной речи ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют психическую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей. Язык и речь - это основное средство проявления важнейших психических процессов памяти, восприятия, мышления, а также развития других сфер: коммуникативной и эмоционально-волевой.
Успехи воспитанников в связной речи обеспечивают в будущем и в большей мере определяют успех при поступлении в школу, способствует формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности. Мне как педагогу это очень импонирует. Ведь работа по развитию речи – это умение выбирать нужные слова и правильно употреблять их в речи, строить предложения и связную речь.
Как показала практика, дети очень любят творческий характер, а также самостоятельность и возможность самим сочинять и рассказывать друзьям.
Успехи воспитанников в связной речи обеспечивают в будущем и в большей мере определяют успех при поступлении в школу, способствует формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности. Мне как педагогу это очень импонирует. Ведь работа по развитию речи – это умение выбирать нужные слова и правильно употреблять их в речи, строить предложения и связную речь.
Как показала практика, дети очень любят творческий характер, а также самостоятельность и возможность самим сочинять и рассказывать друзьям.
Я добиваюсь, чтобы дети показали отношение к тому, что они видели, что им особенно понравилось, заинтересовало их и почему, какие выводы они сделали. Всё это побудило меня значительно больше уделять внимания развитию связной речи у детей.
Цели:
- Развитие навыков свободного общения с взрослыми и детьми;
- Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
Задачи:
- Изучить и проанализировать педагогическую литературу по проблеме;
- Разработать перспективный план по изучаемой теме на учебный год;
- Разработать рекомендации для родителей и педагогов ДОУ;
- Совершенствовать диалогическую форму речи;
- Развивать монологическую форму речи;
- Учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы;
- Учить (по плану и образцу) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины; составлять рассказ по картинкам;
- Развивать умение составлять свои рассказы из личного опыта.
Время работы над темой: сентябрь 2018 – май 2019год.
Источники самообразования:
- Методическая литература;
- Интернет ресурсы;
- Обмен опытом на базе МБДОУ ДС №455;
Результат работы:
- Консультирование педагогов МБДОУ ДС №455;
- Размещение методических разработок на сайте https://www.maam.ru/; https://infourok.ru/; https://stranatalantov.com/;
- Показ открытого занятия;
- Обобщение изученного материала в «Портфолио».
План работы по теме самообразования:
«Развитие связной речи детей дошкольного возраста (старшая группа)» (2018-2019 учебный год).
Месяц | Тема. Содержание работы | Практический выход |
Сентябрь | Подбор и изучение литературы по теме; дидактических игры и упражнения. | Памятки для родителей по обучению связной речи. |
Октябрь | Работа над пересказами с использованием опорных схем. Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий. Обучение детей приемам планирования собственного пересказа. Активизация и обогащение словарного запаса детей. | Пересказ рассказов:«Лесной голосок» Г. Скребицкого; «Осень под водой» Н. Сладкова;«Пушок» Г. Скребицкого. Консультация для родителей на тему:«Возрастные особенности восприятия литературных произведений дошкольниками и задачи ознакомления детей с книгой». |
Ноябрь | Развитие речи и личности дошкольника в сказкотерапии. Помочь детям представить собственную позицию в выборе способа воплощения действий, образа литературного персонажа; побуждать к умению выразительной передачи в мимике и движениях эмоциональных состояний; развивать умение составлять словесные описания по восприятию пантомимических этюдов; активизировать в речи фразеологизмы. | Сказкотерапии: «Зайка – зазнайка», «Волшебные слова», «Непослушный Ваня». Консультация для педагогов ДОУ «Сказкотерапия» на занятиях по развитию речи». |
Декабрь | Игры и упражнения для развития речи детей старшего дошкольного возраста(О. С. Ушакова). Совершенствовать речевой слух, закреплять навыки четкой, правильной, выразительной речи. Дифференциация звуков, слов, предложений. Отрабатывать темп, силу голоса, дикцию. | Познакомить родителей с играми (дидактическими и лексико – грамматическими, влияющими на развитие речи детей. |
Январь | Работа по составлению рассказов по сюжетным картинам: Учить детей рассматривать картину и выделять ее главные характеристики; Учить детей исследовательским действиям при рассмотрении картины; Формировать анализ, синтез; Учить детей составлять связный рассказ по картине с опорой на образец воспитателя. Пополнять и активизировать словарный запас детей. | Посещение родителями деятельности воспитателей и детей по работе над составлением рассказов по картинам. |
Февраль | Работа с загадками. Составление загадок; Показать роль загадки на формирование выразительности речи. Учить детей отгадывать загадки по схемам. Развивать монологическую речь детей. | Консультация для родителей: «Использование загадок, как средство формирования выразительности речи». |
Март | Работа над развитием речи через театральную деятельность. Инсценирование сказок: «Репка», «Колобок». Развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса в передаче образа; развитие речи детей, эмоциональной направленности. Раскрытие творческих способностей детей. | Показ сказки «Колобок» детям младшей группы. |
Апрель | Работа над интонацией, дикцией, выразительностью речи во время заучивания стихотворений. Учить детей читать выразительно стихотворения перед слушателями. Вызвать интерес к поэзии. Пополнять и активизировать в речи словарный запас детей на тему «Весна». | Конкурс чтецов в группе. |
Май | Обучение сочинению сказок. Учить детей сочинять сказку по модели – схеме; последовательно и связно рассказывать друг другу свои сказки; учить придумывать название сказке; работа над словарем – учить подбирать признаки предметов (прилагательные к существительным);воспитывать интерес к сказкам и их сочинительству. | Изготовление детьми совместно с родителями книжек-малышек. |
Список использованной литературы:
1. Базик И. Я. Развитие способности к наглядному пространственному моделированию при ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с1986.
2. Вачков И. В. Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку. М. ,2001.
3. Лаптева Г. В. Игры для развития эмоций и творческих способностей. Театральные занятия с детьми 5 – 9 лет. – СПб.: речь; М.: Сфера, 2011.
4. Лебедева Л. В., Козина И. В., Кулакова Т. В и др. Конспекты занятий по обучению детей пересказу с использованием опорных схем. Старшая группа. Учебно – методическое пособие. – М., Центр педагогического образования. 2009.
5. Ушакова О. С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. М. ,1994.
6. Ушакова О. С. Развитие речи и творчества дошкольников: Игры, упражнения, конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
7. Ушакова О. С., Гавриш Н. В. Знакомим дошкольников с художественной литературой: Конспекты занятий. М, 1998.
8. Шорохова О. А. Играем в сказку. Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дощкольников. - М.: ТЦ Сфера. 2007.
Интернет-ресурсы:
https://stranatalantov.com/;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план работы по самообразованию "Развитие связной речи детей дошкольного возраста" Старшая группа
план работы с детьми по развитию связной речи вне занятий, указаны формы работы, предварительная работа программное содержание...
План по самообразованию Тема: Развитие связной речи детей дошкольного возраста (старшая группа)
Эта тема для меня важна, потому что речь ребёнка является ключевым моментом в его развитии.Успехи воспитанников в связной речи обеспечивают в будущем и в большей мере определяют успех при поступ...
План по самообразованию тема: "Развитие связной речи детей дошкольного возраста (старшая группа) "
Эта тема для меня важна, потому что речь ребёнка является ключевым моментом в его развитии.Успехи воспитанников в связной речи обеспечивают в будущем и в большей мере определяют успех при поступ...
План по самообразованию Тема: «Развитие связной речи детей дошкольного возраста (старшая группа)».
План по самообразованию Тема: «Развитие связной речи детей дошкольного возраста (старшая группа)»....
План работы по самообразованию. Тема:Развитие связной речи детей дошкольного возраста (старшая группа)
План работы по самообразованию. Тема:Развитие связной речи детей дошкольного возраста (старшая группа)...
Самообразование "Развитие связной речи детей дошкольного возраста (старшая группа)"
Самообразование "Развитие связной речи детей дошкольного возраста (старшая группа)"...