Формирование социально-коммуникативных навыков у дошкольников с нарушением речи
материал по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)

Аксютина Татьяна Александровна

План работы учителя-логопеда по формированию социально-коммуникативных навыков у  дошкольников с нарушением речи в процессе изучения лексических тем

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_razvitiya_sotsialno-kommunikativnyh_navykov_.docx349.03 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\Аксютины\Desktop\2020-09-24 аттестация 2020\Image.jpg

Введение

Детский сад – начало социальной жизни ребенка. И это действительно так. Первое знакомство с социальной жизнью, ее закономерностями и причинно-следственными связями происходит в образовательной среде детского сада, где все окружающие детей люди играют каждый свои роли. Это и родители, и педагоги, и сами дети ‒ сверстники дошкольника.

Специалисты всё чаще выражают озабоченность увеличением числа дошкольников с трудностями в обучении, отмечают низкий уровень их коммуникативного и познавательного развития, недостаточную произвольность поведения, эмоциональную неуравновешенность, сложности в налаживании отношений со сверстниками и взрослыми, слабо развитую речь и т.д.. При этом имеются в виду дети с сохранным интеллектом, нормальными потенциальными возможностями, но по разным причинам отстающие в развитии от сверстников. Именно они вызывают особую тревогу у работников образования и внимательных родителей. И это правильно, потому что такие препятствия дети сами, без специального психолого-педагогического сопровождения, преодолеть не в состоянии. Им надо помогать. Задача современного дошкольного образовательного учреждения состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с определённым запасом знаний, умений и навыков, но и люди самостоятельные, обладающие определённым набором нравственных качеств, необходимых для дальнейшей жизни, усвоения общественных, этических норм поведения, ненасильственного взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Проблема социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста является одной из актуальных в теории и практике логопедии, поскольку речь, являясь средством общения и орудием мышления, возникает и развивается в процессе общения. Речевое общение ‒ это одно из основных условий развития ребенка, важнейший фактор формирования его личности и, наконец, ведущий вид человеческой деятельности, направленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей. Именно речевое общение создает базу социально-коммуникативного развития ребенка.

Дети с речевыми нарушениями имеют ряд особенностей, препятствующие их успешной социализации это:

- низкий уровень социально-личностного развития:

- недостаточная инициативность в общении;

- предпочтение пассивных ролей;

- неумение уладить конфликты;

-невладение адекватными речевыми способами выражения своего внутреннего состояния.

Для  детей с тяжелым недоразвитием речи  характерными признаками является незрелость эмоционально-волевой сферы, низкий уровень развития коммуникативных навыков и социальных умений. Часто дети, не имеющие навыков конструктивного общения с ровесниками, становятся причиной ссор, конфликтов в детском коллективе и сами испытывают эмоциональный дискомфорт.

Цель: формирование социально-коммуникативных навыков дошкольников с речевыми нарушениями

Задачи:

  • формировать чувство принадлежности к своей семье, уважительное отношение к окружающим;
  • развивать общение ребенка со взрослыми и сверстниками;
  • формировать готовность ребенка к совместной деятельности со сверстниками;
  • способствовать усвоению социальных норм и правил, нравственному развитию ребенка;
  • развивать  целенаправленность и самостоятельность;
  • формировать позитивные установки по отношению к труду и творчеству;
  • формировать знания в области безопасности жизнедеятельности (в различных социально-бытовых и природных условиях);
  • повышать уровень интеллектуального развития (в социальной и эмоциональной сфере) и развивать эмпатийную сферу (отзывчивость, сострадание).

Календарно-тематическое планирование

Месяц/

неделя

Лексическая тема

Содержание работы по формированию социально-коммуникативных навыков

Сентябрь

3 неделя

Наш

город

Уточнить и расширить знания детей о родном  городе, его истории, достопримечательностях, знаменитых земляках;  воспитывать гордость за свою малую Родину и уважение к людям разных национальностей, стремление жить в мире и дружбе. Обсудить правила поведения детей в общественных местах. Уточнить необходимость знать свой домашний адрес, улицу, номер дома и квартиры. Учить детей обращаться за помощью к взрослым, если потерялся в городе. Формировать умение здороваться и прощаться; излагать собственные просьбы спокойно, употребляя слова «спасибо» и «пожалуйста».

Сентябрь

4 неделя

Огород. Овощи

Формировать представления о здоровье, его ценности, полезных привычках, укрепляющих здоровье, здоровом питании. Расширять знания о пользе овощей для здоровья человека,  уточнить необходимость мыть овощи перед употреблением. Воспитывать уважение к людям, работающим на земле.

Октябрь

1 неделя

Сад.

Фрукты, ягоды

Расширять знания о пользе фруктов и ягод для здоровья человека;  уточнить,  почему нельзя употреблять немытые фрукты и ягоды, есть подгнившие плоды,  могут ли ягоды и фрукты навредить. Формировать бережное отношение к природе, плодовым деревьям.  Познакомить  детей с трудом садовода. Обсудить с детьми понятия «жадность», «справедливость». Актуализировать  знания о способах поведения в спорной ситуации. Учить выражать благодарность сверстнику, взрослому.

Октябрь

2 неделя

Лес.

Деревья

Учить детей ответственному и бережному  отношению к природе, не разорять птичьих гнезд, муравейников, не ломать веток; сформировать представление  о том, что птицы в период высиживания птенцов пугливы, поэтому нельзя шуметь в парке, пугать, мучить и дразнить птиц и животных. Уточнить знания детей о пользе деревьев и кустарников, почему могут быть опасны старые засохшие деревья. Формировать представления о безопасном отдыхе на природе. Развивать осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека ситуациям в природе.

Октябрь

3 неделя

Грибы и лесные ягоды

Расширять знания о съедобных и несъедобных грибах, ягодах, знания о пользе ягод и грибов для здоровья человека;  уточнить,  почему нельзя собирать грибы и незнакомые ягоды на улице, брать их в рот.  Формировать бережное отношение к природе. Формировать представления детей об основных источниках и видах опасности в природе и способах безопасного поведения. Развивать осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека ситуациям в природе. Учить детей заявлять о своих потребностях, просить о помощи. Учить выражать свои чувства и прислушиваться к чувствам других

Октябрь

4 неделя

Семья

Уточнить знания детей о своей семье, умение называть имя и отчество родителей, их профессии. Воспитывать внимательное отношение и любовь к родителям и близким людям. Формировать у каждого ребенка уверенность в том, что взрослые любят его, как и всех остальных детей. Формировать привычку безопасного поведения дома. Воспитывать отрицательное отношение к грубости, жадности; развивать умение играть не ссорясь, помогать друг другу и вместе радоваться успехам, красивым игрушкам и т. п. Продолжать формировать умение здороваться и прощаться; излагать собственные просьбы спокойно, употребляя слова «спасибо» и «пожалуйста».

Ноябрь

1 неделя

Осень

 Закрепление правил безопасного поведения на природе.  Способствовать накоплению опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками: обращать внимание детей на ребенка, проявившего заботу о товарище, выразившего ему сочувствие. Формировать умение совместно выполнять предлагаемое задание, оказывать помощь и поддержку товарищу, благодарить за оказанную помощь. Учить выражать свое эмоциональное состояние.

Ноябрь

2 неделя

Человек. Части  тела

Формировать  элементарные представления детей о том, как устроен человеческий организм, о гендерных различиях. Формировать представления о здоровье, его ценности, полезных привычках, укрепляющих здоровье, здоровом питании, необходимости соблюдения культурно-гигиенических правил. Познакомить детей с профессией врача, воспитывать уважение к его труду. Учить выражать симпатию к сверстнику, делать комплименты, удерживать глазной контакт при общении с другим ребенком или взрослым.

Ноябрь

3 неделя

Игрушки

Закрепить правила поведения в детском саду, на игровых площадках, в магазине игрушек. Актуализировать знания детей о способах решения  конфликтных ситуаций. Учить спокойно реагировать на ситуацию, когда не принимают в общую деятельность группы. Учить оценивать поступки других (хорошо/плохо). Использовать знания при решении  конфликтных ситуаций в практической деятельности. Учить детей слушать собеседника и не перебивать.

Ноябрь

4 неделя

Посуда

Уточнить знания детей о материалах, из которых изготавливается посуда, правилах безопасного пользования посудой и бытовыми кухонными приборами.  Формировать представление о правилах пользования электроприборами, рассказать об опасности электрических приборов и бережном обращении с ними. Побеседовать о том, может ли посуда принести вред нашему здоровью; как поступить, если ты случайно разбил посуду; чистая посуда – залог нашего здоровья. Уточнить правила этикета (поведение за столом,  пользование столовыми приборами, как вести себя в гостях и пр.)

Декабрь

1 неделя

Продукты

питания

 Продолжить формировать представления о здоровье, его ценности, полезных привычках, укрепляющих здоровье, здоровом питании, необходимости соблюдения культурно-гигиенических правил. Познакомить детей с профессией повара, воспитывать уважение к его труду. Обсудить с детьми понятие «жадность». Актуализировать знания о способах поведения в спорной ситуации. Продолжать учить детей выражать благодарность сверстнику, взрослому.

Декабрь

2 неделя

Одежда, обувь,     головные уборы

Формировать представления о видах одежды, обуви, головных уборах  в соответствии со временем года. Уточнить необходимость соблюдения культурно-гигиенических правил, содержания одежды и обуви в чистоте.  Познакомить детей с трудом швеи, портного, воспитывать уважение к их труду. Учить детей осознавать свои ошибки и признавать их. Не бояться своих ошибок. Продолжать учить детей оказывать помощь сверстнику. Учить адекватно реагировать на эмоциональный удар, адекватно реагировать в ситуации, когда дразнят.

Декабрь

3 неделя

Зима

Развивать осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека ситуациям в природе. Уточнить правила  безопасного отдыха зимой на улице, правила поведения на льду, катке. Формировать бережное отношение к своему здоровью (как правильно кататься с ледяной горки, что делать, если ты обморозил щеки,  у тебя замерзли руки)

Декабрь

4 неделя

Новогодний праздник

Уточнить и расширить знания о новогоднем празднике, его атрибутах, закрепить понятия: год – как отрезок времени, январь – начало года, но середина зимы, в году 12 месяцев. Формировать понятие о новогоднем празднике как о семейном празднике. Воспитывать любовь к своей семье, уважение к близким людям. Уточнить  понятия «дружба», «друзья». Воспитывать чувство сплочённости, взаимовыручки, доброжелательное отношение к окружающим.

Январь

3 неделя

Зимующие

птицы

Формировать бережное отношение детей к природе. Воспитывать желание помогать птицам пережить холодную зиму, подкармливать птиц, делать кормушки. Учить детей проявлять инициативу,  извиняться за свои проступки. Продолжать учить детей выслушивать сверстников не перебивая, давать оценку поступкам совершаемых самим и другими.

Январь

4 неделя

Дикие животные

Формировать бережное отношение к природе, любовь к животным. Воспитывать чувство жалости к  животным.  Развивать осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека ситуациям в природе. Уточнить правила  безопасного поведения в лесу, при встрече с дикими животными. Познакомить детей с трудом егеря. Продолжать учить детей проявлять инициативу, присоединяться к совместной работе и не мешать при этом другим,  действовать сообща; проявлять терпимость к проступкам других.

Февраль

1 неделя

Домашние

животные

Учить понимать состояние и поведение животных; знать, что каждое животное обладает  своим характером, сформировать представление о том, что можно и чего нельзя делать при контактах с животными, воспитывать интерес к жизни животных и добрые чувства к ним. Формировать ответственное отношение к домашним питомцам. Уточнить, какую пользу приносят человеку домашние животные, как используют служебных собак для охраны границы, поиска преступников. Познакомить детей с профессиями ветеринара и кинолога, воспитывать уважение к их труду. Формировать желание помогать родителям в уходе за домашними животными.  

Февраль

2 неделя

Домашние

птицы

Уточнить правила  безопасного поведения с птицами. Познакомить детей с трудом птичниц на птицефабриках. Учить детей справляться с собственным страхом, реагировать спокойно на гнев другого человека. Проявлять сочувствие к горю других людей (чувства сострадания и сопереживания).

Февраль

3 неделя

День      Защитника Отечества

Расширить представлений о государственном празднике – Дне защитника Отечества, о роли российской армии в жизни государства, в его истории. Формировать представление о защитниках малой и большой Родины, воспитывать уважение к защитникам Родины, интерес к их деятельности и воспоминаниям, стремление расспросить о военной службе, формировать желание в будущем стать защитниками Родины

Февраль

4  неделя

Мебель

Уточнить и расширить представления об основных видах мебели и её расположении квартире.

 Закрепить правила безопасного поведения в быту. Формировать бережное отношение к предметам мебели, понимание необходимости содержать свою квартиру, комнату, шкаф, стол в чистоте. Воспитывать желание помогать взрослым, поддерживать порядок в доме. Познакомить детей с трудом столяра, плотника, воспитывать уважение к их труду. Учить детей договариваться, приходить к единому мнению или мирно оставаться при своем. Учить детей планировать свою деятельность до ее начала, следовать ранее составленному плану, доводить начатую деятельность до конца.

Март

1 неделя

Весна

Уточнить и расширить представлений о весне, о весенних явлениях природы: таяние снега, увеличение светового дня, ледоход, набухание почек, возвращение птиц. Формировать бережное отношение и любовь к природе. Развивать осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека ситуациям в природе. Уточнить правила  безопасного поведения во время ледохода.

Март

2 неделя

Женский день            8 Марта

Расширить представления о международном женском дне,  о профессиях женщин.  Развивать эмоционально-положительное отношение к празднику, уточнить способы проявления  доброго и заботливого отношения к близким людям. Познакомить с функциями членов семьи, ролевым взаимодействием в семье. Учить детей предлагать помощь взрослым, благодарить близких за подарки, помощь. Сочувствовать, сопереживать близким.

 

Март

3 неделя

Перелетные птицы

Учить детей ответственному и бережному  отношению к природе, не разорять птичьих гнезд, не ломать веток; сформировать представление  о том, что птицы в период высиживания птенцов пугливы, поэтому нельзя шуметь в парке, пугать, мучить и дразнить птиц.  Продолжать детей учить спокойно реагировать на агрессию других людей. Закреплять навыки социального поведения и общения со сверстниками.

Март

4 неделя

Транспорт

Расширять представления о видах транспорта, о правилах поведения в общественном, транспорте, о правилах дорожного движения, безопасном поведении на дорогах города. Познакомить с профессиями на транспорте. Учить работать дружно, помогая друг другу. Закреплять навыки социального поведения и общения со сверстниками. Учить говорить «нет», когда тебя не устраивает то, что предлагают другие.

Апрель

1 неделя

Зоопарк

Формировать бережное отношение к природе, любовь к животным. Воспитывать чувство жалости к  животным.  Развивать осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека ситуациям, сформировать представление о том, что можно и чего нельзя делать при контактах с животными. Учить детей справляться с собственным страхом, реагировать спокойно на гнев другого человека. Проявлять сочувствие к горю других людей (чувства сострадания и сопереживания).

Апрель

2 неделя

День

космонавтики

Закрепить знания детей о Дне космонавтики, первом космонавте Ю.А. Гагарине. Познакомить с профессией космонавта. Воспитывать гордость за свою страну,  уважение к космонавтам,  интерес к их деятельности. Продолжать учить детей вступать в обсуждение. Учить выражать свои чувства и прислушиваться к чувствам других детей. Учить обращаться за помощью к сверстнику, просить об одолжении.

Апрель

3 неделя

Профессии

Продолжать знакомить с основными профессиями людей, с понятием «профессиональная династия», воспитывать положительное отношение к труду. Формировать представления о том, где люди получают профессии, об атрибутах некоторых профессий. Уточнить, что в  каждой работе нужно соблюдать осторожность.  Закреплять навыки социального поведения и общения со сверстниками.

Апрель

4 неделя

Инструменты

Формировать у детей представления о том, что чудо-вещи сделаны людьми, что в каждой профессии есть свои инструменты. Уточнить, что при пользовании инструментами необходимо соблюдать правила безопасности. Закрепить правила безопасного поведения в быту. Воспитывать желание помогать взрослым, поддерживать порядок в доме. Учить детей планировать свою деятельность до ее начала, следовать ранее составленному плану, доводить начатую деятельность до конца.

Май

1 неделя

День

Победы

Уточнить и расширить представления детей о нашей Родине, о её столице, о государственном празднике – Дне Победы, о героизме и самоотверженности русского народа в Великой отечественной войне. Воспитывать любовь к Родине, уважение к ветеранам ВОВ, чувство гордости за героев, отстоявших нашу Родину. Формировать желание в будущем стать защитниками Родины.

Май

2 неделя

Лето.    Цветы

Познакомить детей с опасностями, которые могут подстерегать при сборе незнакомых цветов. Формировать бережное отношение к природе. Развивать осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека ситуациям в природе. Продолжать формировать умение совместно выполнять предлагаемое задание, оказывать помощь и поддержку товарищу, благодарить за оказанную помощь. Учить выражать свое эмоциональное состояние.

Май

3 неделя

Насекомые

Познакомить детей с тем, какую пользу и какой вред могут приносить насекомые, с правилами поведения при встрече с насекомыми, обсудить  опасные ситуации, связанные с насекомыми. Развивать осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека ситуациям в природе. Формировать бережное отношение к природе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности формирования социально- коммуникативных компетенций у детей с нарушениями речи в игре.

Особенности формирования социально- коммуникативных компетенций  у детей с нарушениями речи в игре....

"Социально-коммуникативное развитие дошкольников с тяжелыми нарушениями речи через игрову деятельность"

В материале содержиться консультация для педагогов, где расматриваются теоретические вопросы социально-коммуникативного развития дошкольников, проводится анализ проблем современного дошкольника, описа...

социально-коммуникативное развитие детей с тяжёлыми нарушениями речи.

Цель работы по активизации коммуникативной деятельности заключается в развитии коммуникативных умений детей с общим недоразвитием речи и формировании их поведения при общении....

Сюжетно-ролевая игра как средство социально-коммуникативного развития дошкольников с тяжелыми нарушениями речи

Для всестороннего развития ребенка в соответствии с его возможностями, формирования предпосылок учебной деятельности, компетенций, обеспечивающих готовность к обучению в школе, социальную успешность и...

опыт работы «Формирование социально - коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста средствами коммуникативных игр и элементов театрализованной деятельности»

laquo;Никто не учит маленького человека: «Будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставь своё личное».Всё дело в одной, в очень важной закономерности нравствен...

Социо-игровая технология как средство формирования социально-коммуникативных функций общения у детей с тяжелыми нарушениями речи.

Выступление на конкурсе "Педагогический дебют". Публичная лекция из опыта работы на 7 минут - "Социо-игровая технология как средство формирования социально-коммуникативных функций общен...