Консультация для педагогов
консультация

Акопян Алина Спартаковна

Тема:

«Проектно - исследовательская деятельность как метод повышения качества образовательного процесса в ДОУ в условиях реализации ФГОС»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Федеральное Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение    «Детский сад общеразвивающего вида «Москва»

Управления делами Президента РФ

 

Консультация для педагогов

Тема:

«Проектно - исследовательская деятельность как метод повышения качества образовательного процесса в ДОУ в условиях реализации ФГОС»

 

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/07fd/000e7364-d95ba109/hello_html_m39593cf9.jpg

                                                                            Подготовила старший воспитатель

 высшей квалификационной категории:

Акопян А.С.

Ессентуки, 2020 г.

        В настоящее время изменения во всех областях жизни происходят с невиданной скоростью. Одна из задач школы сегодня – формирование молодого человека с критическим, нестандартным мышлением, способного к поиску взвешенных решений, основанных на самостоятельном исследовании окружающего мира. Такие люди будут определять успехи нашей страны в будущем. Модернизация школьного образования ориентирует на развитие познавательной самостоятельности детей, формирование у них умений исследовательской деятельности.  

       Исследовательская деятельность лежит в основе научной деятельности, однако в рамках образовательного процесса данная исследовательская деятельность, хоть и схожа с научной, однако имеет перед собой совершенно иные цели.

        Исследовательская деятельность позволяет развивать у ребенка умения и навыки для освоения стремительно нарастающего потока информации, ориентации в нем и систематизации материала. Здесь можно использовать метод проектов. Образовательный проект рассматривается сегодня как совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности и направленная на достижение общего результата. 

  Метод проектов стимулирует развитие коммуникативных навыков, а так же личностных качеств – познавательную инициативность, поисковую активность, творческие способности, самостоятельность, деловое лидерство. Проект – это целостная практическая деятельность, направленная на достижение определенного результата. В зависимости от признаков образовательные проекты можно классифицировать следующим образом:

        В соответствии с доминирующим видом деятельности, выделяют пять типов проектов: исследовательские (подчинены логике исследования и имеют структуру научного исследования); творческие (нацелены на результат в жанрах художественного творчества), приключенческие (игровые) (имитируют социальные или деловые отношения), информационные (направлены на изучение какого-либо явления, его свойств, функций, анализ и обобщение информации), практико-ориентированные (предполагают подготовку общественно значимых результатов проекта: закона, письма к администрации города, района, словаря).

Исследовательская деятельность в рамках образовательного процесса предполагает наличие основных этапов:

· выявление проблемы,

· ознакомление с информацией, знаниями, касающимися данной проблемы,

· подбор методик исследования и их освоение,

· сбор фактического материала исследования,

· анализ и обобщение полученной информации,

· формулирование выводов.

Данные этапы являются обязательными при осуществлении исследовательской деятельности, нормой ее проведения.

Основные педагогические цели метода исследовательских проектов следующие:

· намечать ведущие и текущие цели и задачи;

· искать пути их решения, выбирая оптимальный путь среди альтернативных;

· осуществлять и аргументировать выбор;

· предусмотреть последствия выбора;

· действовать самостоятельно (без подсказки);

· сравнивать полученное с требуемым;

· корректировать деятельность с учетом промежуточных результатов;

· объективно оценивать процесс и результат проектирования.

Исследовательский проект структурируется следующим образом:

· определение целей исследовательской деятельности;

· формулирование проблемы исследования по результатам анализа исходного материала;

· формулирование гипотезы о способах решения проблемы и возможных результатах исследования;

· уточнение проблемы;

· определение процедуры сбора и обработки информации;

· анализ результатов;

· оформление результатов и обсуждение возможного их применения.

Для педагога организация проектно-исследовательской деятельности является важным вопросом, требующим детальной проработки. При планировании проекта необходимо определиться в следующих вопросах:

· Тема.

· Количество участников.

· Длительность проведения, этапы, временные рамки.

· Возможные проблемы, которые необходимо исследовать в рамках данной тематики.

· Необходимое оборудование.

· Организация исследования.

· Необходимая теоретическая информация.

· Необходимые практические навыки.

· Характер самостоятельной деятельности.

· Характер оформления и преподнесения результатов.

По содержанию:

- монопроекты, межпредметные проекты.

По количеству участников:

- индивидуальные, парные, групповые;

По продолжительности:

- долгосрочные, краткосрочные.

     Вид проекта зависит от возраста детей и темы. Избираемые темы должны быть значительными, интересными и усложняться в зависимости от возраста детей. Творческая деятельность в ходе проектной работы доставляет дошкольникам истинную радость познания и общения.  Проекты предполагают активизацию учащихся: они должны писать, вырезать, наклеивать, разговаривать с другими людьми, искать фотографии, рисовать рисунки и все это под руководством педагога и родителей. 

Заключение.

Качественные структурные и социально-экономические изменения последних десятилетий называют переходом к постиндустриальному обществу.  Они ведут к смене традиционной парадигмы общего образования. Жизнь требует от выпускников детского сада интеллектуального и нравственного развития, формирования критического и творческого мышления,  ответственности, инициативности, коммуникативности, самостоятельности мышления. А проектно-исследовательская методика обладает большими потенциальными возможностями: развивающими, обучающими, воспитательными, психологическими. Эти возможности могут быть реализованы в комплексе с другими методами и приемами для достижения качественно нового уровня обучения и воспитания.

Проектное мышление необходимо взрослым и детям. Его необходимо специально пробуждать планомерно развивать и заботливо культивировать. Сегодня даже для того, чтобы просто выжить, не говоря уже о том, чтобы вести более или менее достойное человека существование, мы должны смело идти навстречу новому. То есть быть способными проектировать наше взаимодействие с непрестанно и непредсказуемо изменяющимся миром. Это означает, что нам нужно учиться непрерывно и безостановочно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»

Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...

Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»

Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО».

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО»....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ на тему "Коммуникативная компетенция педагога. Речевой этикет в профессиональной деятельности воспитателя. Требования к речи педагога как средству общения, пути её совершенствования."

Воспитатель для дошкольника - первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в социуме. На педагоге лежит огромная от...

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов....