Консультация «Взаимодействие педагога и родителей в процессе организации учебно–воспитательного процесса»
консультация

Досмаева Ирина Александровна

Консультация «Взаимодействие педагога и родителей в процессе организации учебно–воспитательного процесса»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 7 «Радуга», ул. Советская,43

 Кулундинского района Алтайского края

Консультация «Взаимодействие педагога и родителей в процессе организации учебно–воспитательного процесса»

Составитель:

Досмаева И.А

«Взаимодействие педагога и родителей в процессе организации учебно– воспитательного процесса в соответствии с ФГОС"

В толковом словаре Ожегова слово «семья» означает основанная на браке или кровном родстве малая группа. Семья – это самое главное, самое дорогое, что есть у человека; это первый коллектив, в котором у маленького ребёнка начинаются зачатки нравственности.

О нравственном здоровье семьи, её духовных ценностях можно судить по установившимся в ней традициям.

Традиция в переводе с латинского означает «передача»- это, то, что перешло от одного поколения к другому. У каждого это своё: совместное чтение книги, праздничный сервиз на семейном праздике, семейный выход на парад в День Победы. Благодаря традициям жизнь ваших детей и ваша станет на много богаче. Это поможет укрепить вашу семью, и оказать помощь в воспитании детей.

Хочу заметить, что детский сад является частью этой семьи. Детский сад и семья занимается совместным воспитанием детей. Поэтому хочу зачитать высказывание А. С.Макаренко: «Воспитание детей – самая важная область нашей жизни. Дети - это будущие граждане страны и граждане мира. Они будут творить историю. Наши дети должны вырасти прекрасными гражданами, хорошими отцами и матерями».

Правильное воспитание детей – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми перед всей страной». Чтобы чтить традиции наших предков, нужно их продолжать. Поэтому в каждой семье должна быть своя традиция. Если у вас ещё нет традиции, можно сделать первый шаг к этому.

Семья и детский сад – это два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего.

В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».

С принятием Закона РФ возникли предпосылки для равноправного, творческого, заинтересованного взаимодействия семьи и образовательного учреждения.

Разработанный федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО, отвечает новым социальным запросам и в котором большое внимание уделяется работе с родителями.

В ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи. Также сформулированы и требования по взаимодействию Организации работы с родителями. Подчеркнуто, что одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество Организации работы с семьёй, а ФГОС ДО является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития. Одним из требований к психолого-педагогическим условиям является требование обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Родители (законные представители) должны принимать участие в разработке части образовательной Программы Организации, формируемой участниками образовательных отношений с учётом образовательных потребностей, интересов и мотивов детей, членов их семей и педагогов.

Основной целью взаимодействия с семьями воспитанников является создание единого пространства семья – детский сад, как пространства развития ребенка, в котором всем участникам педагогического процесса (детям, родителямпедагогам) будет уютно, интересно, безопасно, полезно, благополучно.

Основные принципы определяющие концептуальные положения взаимодействия педагога и семьи воспитанникаДОУ по созданию единого пространства развития ребенка:

Принцип преемственности, согласованных действий.

Принцип гуманного подхода к выстраиванию взаимоотношений семьи и ДОО.

Принцип открытости.

Принцип индивидуального подхода к каждой семье.

Принцип эффективности форм взаимодействия семьи и ДОУ.

Принцип обратной связи.

В своей работе применяю различные формы взаимодействия с семьями воспитанников:

• Конференции, «круглые столы»;

• Консультации, семинары;

• Беседы, дискуссии;

• Смотры, конкурсы, выставки, выпуск газеты;

• Участие в НОД;

• Кружки;

• Деловые игры;

• Тренинги;

• Квесты;

• Встречи с интересными людьми;

• Праздники и развлечения;

• Дни открытых дверей;

• Распространение лучшего семейного опыта;

• Походы, тематические прогулки;

• Мастер-классы;

• Родительские вечера;

• Вечера вопросов и ответов;

• Дни добрых дел.

Данные формы взаимодействия с семьёй позволяют обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.И как результат: успешное развитие воспитанников ДОУ и реализацию творческого потенциала родителей и детей.

Для того чтобы родители стали активными помощниками воспитателей необходимо вовлечь их в жизнь детского сада. Работа с семьей является сложной задачей, как в организационном, так и психолого – педагогическом плане. Развитие такого взаимодействияпредлагает несколько этапов:

Первый этап – Приглашение будущих воспитанников и их родителей на встречу в детский сад за месяц-два до прихода детей в детский сад. Где рассказываем о детском саде, показываем преимущества нашего учреждения.

Второй этап - демонстрация родителям положительного образа ребенка, благодаря чему между родителями и воспитателями складываются доброжелательные отношения с установкой на сотрудничество.

С этой целью создаем буклеты, газеты, видеоролики, в которых рассказываем родителям о достижениях ребенка.

Третий этап – предполагает ознакомление педагога с семьями и изучение вопросов о воспитании ребенка. Здесь проявляется активность родителей, которые делятся семейным опытом по воспитанию

Четвертый этап - практические задания психолого – педагогических особенностей воспитания дошкольников. При этом используются различные формы и методы. Это родительские собрания, групповые тематические выставки детских работ. Участие семей в конкурсах на лучший рисунок, поделку из природного материала не только обогащает семейный досуг, но и объединяет детей и взрослых в общих делах. Чтобы привлечь родителей к участию в конкурсах, выставках, заранее вывешивается яркое сообщение.Они не остаются равнодушными: собирают рисунки, фотографии, готовят вместе с детьми интересные поделки. Это помогает лучше узнать наших воспитанников.

Одной из привлекательных и результативных форм совместной деятельности дошкольников и взрослых является проектная деятельность. Проектную деятельность

можно рассматривать как вид культурной практики ребенка, которая направлена на развитие у него универсальных культурных способов действий (умений, универсальные компетентности, помогающие ему действовать во всех обстоятельствах жизни и деятельности.

Разнообразие форм родительских собраний: семейная ассамблея, организационно - распределительское, информационно-аналитические, позитивно-деловое, круглый стол помогают реализовать принцип партнерства, диалога, обратной связи. Общение происходит в непринужденной форме с обсуждением актуальных проблем воспитания детей, учетом пожеланий родителей, использованием методов их активизации.

Эффективность образовательного процесса повышается, если взаимодействие педагога с родителями строится на основе партнерских отношений.

«Открытость детского сада внутрь» - это вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада («Дни открытых дверей»). Родители, члены семьи вносят свой вклад в образовательную работу. Некоторые родители и другие члены семьи включаются в проводимую систематически образовательную, оздоровительную работу с детьми. Вместе с детьми учатся работе с бумагой (из салфеток, гофрированной бумаги)Организовывают мастер-классы, проводят тематические прогулки, походы, катание на коньках. Проходят встречи с интересными людьми («Гость группы»). А также игротренинги, квесты, досуговые мероприятия.

Таким образом, установление доверительных отношений с родителями плавно ведет к совместному исследованию и формированию гармонически развитой личности ребенка. В данном процессе немаловажную роль играет профессиональная компетентность педагогов ДОУ, что подразумевает под собой не только совокупность знаний и опыта, но и личностные качества воспитателя.

На сегодняшний день можно сказать, что у нас сложилась определенная система взаимодействия с родителями.Использование разнообразных форм работы дало определенные результатыродители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения.

Понятие «взаимодействие с семьей» нельзя путать с понятием «работа с родителями». Хотя второе является составной часть первого. Взаимодействие обязательно подразумевает не только распределение задач между участниками процесса, но и обратную связь. «Взаимодействие - философская категория, отражающая процессы воздействия объектов друг на друга, их взаимную обусловленность и порождение одним объектом другого. Взаимодействие - универсальная форма движения, развития, определяет существование и структурную организацию любой материальной системы» (Большой Энциклопедический словарь).

Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье.

+ В Мои закладки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация "Взаимодействие педагогов с родителями в нашем ДОУ"

консультация "Взаимодействие педагогов с родителями в нашем ДОУ"...

Консультация «Взаимодействие педагогов и родителей в процессе физического воспитания дошкольника»

С каждым годом возрастает актуальность вопросов, связанных со здоровьем подрастающего поколения. Особую обеспокоенность вызывают дети дошкольного возраста. Как известно, развитие и воспитани...

консультация "Взаимодействие педагога и родителей по экономическому воспитанию"

В педагогике есть такие проблемы, в реализации которых ведущую роль играет семья. Одной из таких является проблема экономического воспитания ребенка, решение которой позволит ребен...

Основные этапы и формы партнерского взаимодействия педагогов с родителями воспитанников при организации проектной деятельности

В статье представлены основные понятия по взаимодействию, виды связей детского сада и родителей, направленное на взаимодействие; этапы сотрудничества с родителями; классификации взаимодействия ДОУ и с...

Доклад(опыт работы): «Вовлечение родителей в участие в учебно-воспитательном образовательном процессе через совместное творчество педагогов, детей и родителей»

Наше образовательное учреждение работает с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). У большинства воспитанников отмечаются проблемы в развитии коммуникативной, познавательной, ...

Консультация «Взаимодействие педагогов и родителей в решении задач по воспитанию финансовой грамотности дошкольников».

Одна из определяющих функций семьи – функция экономическая. К ней примыкает хозяйственно - бытовая. В реальной жизни они преследуют цель – содействовать материальному благополучию семьи, в...

Консультация "Взаимодействие педагогов и родителей в решении задач по воспитанию финансовой грамотности дошкольников"

Консультация «Взаимодействие педагогов и родителей в решении задач по воспитанию финансовой грамотности дошкольников»...