Основные этапы и формы партнерского взаимодействия педагогов с родителями воспитанников при организации проектной деятельности
статья

Елена Викторовна Самойлова

В статье представлены основные понятия по взаимодействию, виды связей детского сада и родителей, направленное на взаимодействие; этапы сотрудничества с родителями; классификации взаимодействия ДОУ и семьи; примерные темы совместной проектной деятельности; проект "Моя семья"; партнёрское взаимодействие педагогов с родителями по нравственно-патриотическому воспитанию детей средней группы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Основные этапы и формы партнерского взаимодействия педагогов с родителями воспитанников при организации проектной деятельности

Самойлова Е.В., старший воспитатель

         МБДОУ Детский сад № 178 «Россияночка

План:

1.Основные понятия

2.Условия взаимодействия педагогов и родителей детей дошкольного возраста

3.Этапы сотрудничества с родителями (Дубров В.П.)

4. Формы партнерского взаимодействия педагогов с родителями воспитанников при организации проектной деятельности.

          Происходящие в сфере дошкольного образования изменения чаще всего направлены на улучшение его качества, которое во многом зависит от согласованности действий семьи и детского сада.

К педагогическому взаимодействию за последние годы интерес заметно возрос. Разработкой теоретических аспектов взаимодействия в образовательной сфере занимались и занимаются такие исследователи, как А.Н. Джуринский, И.Б. Котова, Е.В. Коротаева, Н.А. Короткова, П.И. Пидкасистый, И.П. Подласый, Н.Н. Суртаева, В.А. Сластенин, Я.С. Турбовской, Е.Н. Шиянов, В.Р. Ясницкая и др.

           Рассмотрим основные понятия.

Дошкольное детство – уникальный период в жизни ребенка, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности.

Именно в семье дети получают первые уроки нравственности, формируется их характер.

Взаимодействие -  это способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения.

Сотрудничество – способность осуществлять совместную деятельность (трудиться совместно).

Партнерство -  форма сотрудничества

Проект – совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создания разного рода теоретического продукта

Партнерство в психологии: форма сотрудничества, участники которой отдают себе отчет в ограниченности объединяющих их целей, интересов, задач, в наличии или возможности возникновения между ними серьезных расхождений, конфликта интересов и, как следствие, прекращения отношений партнерства. (Косолапов Н.А.)

          Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом. Одна из сторон этого вопроса – поиск новых, рациональных путей взаимодействия. И метод проектов оказался удачной находкой, цель которого – объединение усилий образовательного учреждения и семьи в вопросах воспитания, обучения и развития ребенка. Возможности семьи в воспитании ребенка в настоящее время неограниченны, особенности, могут подстраиваться под индивидуальный режим и т.д.

          Для осуществления дифференцированного подхода воспитателям детского сада и родителей необходимо соблюдение общепедагогических и специфических условий.

          Условия дифференцированного подхода воспитателям ДОУ и родителям:

-Взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогом и родителями;

-Соблюдение такта, чуткости, отзывчивости по отношению к родителям;

-Учет своеобразия условий жизни каждой семьи, возраста родителей, условия подготовленности в вопросах воспитания;

-Сочетание индивидуального подхода к каждой семье с организацией работы со всеми родителями группы;

-Взаимосвязь разных форм работы с родителями;

-Одновременное влияние на родителей и детей;

-Обеспечение в работе с родителями определенной последовательной системы.

При такой дифференциации специфичными являются не только содержание общения, но и методы передачи их определенной категории родителей.

          Дифференциация родителей в детском саду проводится на основе тестирования, анкетирования по определённой программе изучения семьи:

-Структура семьи (сколько человек, возраст, образование, профессия), психологический климат семьи (межличностные отношения, стиль общения). Для этого необходимо проведение индивидуальных консультаций с родителями дошкольников, использование различных методик.

-Стиль и фон семейной жизни: какие впечатления преобладают-положительные или отрицательные; причины семейных конфликтов и отрицательных переживаний родителей и детей.

-Социальный статус матери, отца в семье, степень участия в воспитательном процессе, желание воспитывать ребенка.

-Воспитательный климат семьи, наличие или отсутствие домашней педагогической системы (осознание целей, задач, методов воспитания), участие матери, отца в педагогической деятельности семьи (конструктивной, организованной, коммуникативной).

После изучения семей составляется «социальный паспорт» с целью корректировки педагогического воздействия.

          Изучение семьи воспитанника позволяет педагогу ближе познакомиться с ним, понять стиль жизни семьи, её уклад, традиции, духовные ценности, воспитательные возможности, взаимоотношения ребенка с родителями. Но следует помнить, что изучение семьи - дело деликатное, тонкое, требующее от педагога проявления уважения ко всем членам семьи, искренности, желания оказать помощь воспитании детей.

          В зависимости от различий в семейном воспитании, в структуре общения, необходимо применение разнообразных форм работы. Работа с родителями должна проводиться активно, применяется не в общем, а с точки зрения ее действенности по отношению к каждой категории родителей.

          Также можно дифференцировать работу, разделив родителей на две большие группы: так называемые гармоничные семьи (талантливые, активные семьи; семьи благополучные в психолого - педагогическом отношении) и проблемные семьи (требующие длительной помощи кризисные семьи; семьи группы риска).

          В.П. Дуброва, Е.А. Милашевич выделяют виды связей детского сада и семьи, направленные на их взаимодействие:

- связи, которые направлены на то, чтобы оптимизировать влияние семьи на ребенка через повышение педагогической культуры родителей, оказание им помощи. Это реализуется в таких формах работы как родительские собрания, консультации, лектории и т. д. формула «Детский сад-семья».

- включение родителей в воспитательно - образовательный процесс детского сада. Формула взаимодействия «Семья - детский сад». Родители оказывают помощь детскому саду, налаживают работу кружков, проведение экскурсий и т.д.

- связи - координационные. Они возникают, когда родители и педагоги становятся партнерами и совместно реализуют свои специфические возможности в воспитании детей.

          Педагоги - и следователи отмечают, что именно партнерские взаимоотношения между родителями и детским садом рассматриваются отечественными педагогами как наиболее способствующие возникновению положительных результатов в воспитании дошкольников.

          Дуброва В.П. предлагает следующие этапы сотрудничества с родителями:

На 1 этапе продумывается содержание и формы работы с родителями, проводятся опросы родителей с целью изучения их потребностей. Родителям предлагается ответить на вопросы анкеты. Результаты опроса являются основанием для планирования работы с родителями.

На 2 этапе - устанавливаются между воспитателями и родителями доброжелательные межличностные отношения с установкой на будущее деловое сотрудничество. Необходимо заинтересовать родителей той работой, которую будут проводить с ними педагоги детского сада. Этого можно достичь введением личностных аспектов во взаимодействие с родителями, улучшением взаимоотношений между родителями и ребенком, сокращением психологической дистанции между педагогами и родителями.

На 3 этапе - формировать у родителей более полный образ своего ребенка и правильного его воспитания посредством сообщения им знания о ребенке, например, особенности общения ребенка со сверстниками, отношение ребенка к труду в семье. Это поможет родителям убедиться в профессиональной компетентности воспитателя.

На 4 этапе ознакомление с проблемами семьи. На этом этапе активная роль принадлежит родителям. Они рассказывают о положительных чертах ребенка, о трудностях, тревогах, об отрицательном поведении детей и взрослых. Воспитателям нужно поддерживать партнерские отношения с родителями. На этом этапе так же проводятся опросы родителей с целью изучения отдельных проблем семейного воспитания.

На 5 этапе - совместное исследование и формирование личности ребенка. Здесь планируется конкретное содержание работы с родителями, выбираются формы сотрудничества (отдельно для каждой возрастной группы, учитываются возможности индивидуальные особенности каждого воспитателя).

          Таким образом, задача педагогов - заинтересовать родителей, предлагая им как традиционные, так и новые формы взаимодействия.

          Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы. Главное - донести до родителей знания. Существуют традиционные и нетрадиционные формы взаимодействия педагога с родителями дошкольников, суть которых - обогатить их педагогическими знаниями.

          В настоящее время особой популярностью, как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения с родителями. В педагогической литературе термина «нетрадиционные формы общения с родителями» нет, многие дошкольные учреждения их используют. Под нетрадиционными формами подразумевается использование элементов развлечений, игровое моделирование, совместные с родителями практикумы и другие, направленные на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду».

          В настоящее время помимо поиска новых форм педагогического просвещения меняется и его содержание.

          Часто в ДОУ проводятся мероприятия по принципу развлекательных программ-КВН, «Педагогическое поле чудес» и др. Несмотря на их многообразие для таких форм характерно создание не принужденной обстановки, и детактивное привлечение к этой работе. Но, как показала практика, педагогическое содержание часто отходит на второй план и работа с родителями сводится лишь к совместному проведению досуга. На мой взгляд, важно строить общение с родителями, чередуя традиционные и нетрадиционные формы.

          Цель нетрадиционных форм - заинтересовать родителей проблемами воспитания своего ребенка, сформировать у них уважительное отношение к труду воспитателей, приобщить к жизни детского сада. Принимая активное участие в совместных мероприятиях, родители меняют свое отношение к детскому саду. Они стараются помочь в организации мероприятий, создается доверительная домашняя обстановка, и что не менее важно родители сближаются со своим ребенком, начинают лучше его понимать.

          Кротовой Т.В. разработана классификация нетрадиционных форм. Автор относит к ним информационно - аналитические («почтовый ящик»), досуговые (совместные досуги, праздники), познавательные (семинары - практикумы, устные педагогические журналы), наглядно - информационные (дни открытых дверей, информационные проспекты для родителей).

          Классификация форм работы с родителями Зверевой Ольгой Леонидовной.

Традиционные формы подразделяются на коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные.

К коллективным формам относятся родительские собрания, конференции, «Круглые столы» и др.

К индивидуальным формам относятся педагогические беседы с родителями; это одна из наиболее доступных форм установления связи с семьей.

Отдельную группу составляют наглядно-информационные методы. Они знакомят родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей, способствуют преодолению поверхностного суждения о роли детского сада, оказывают практическую помощь семье. К ним относятся записи на магнитофон бесед с детьми, видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов, занятий; фотографии, выставки детских работ, стенды, ширмы, папки-передвижки.

          В последнее время в ДОУ внедрена и активно используется новая форма работы - проектная деятельность. Участвуя в проектах, ребенок привыкает находить выход из трудной ситуации. В детском саду проекты могут быть только взросло - детскими. В таких проектах принимают участие и дети, и родители, и воспитатели, и специалисты ДОУ.

          Метод проектов можно представить, как способ организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагога, воспитанника и его родителей, поэтапной практической деятельности по достижению поставленной цели (Киселева Л.С., Данилина Т.А., Пахомова Н.Ю.). Проектная деятельность развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, ориентироваться в информационном пространстве, работать в коллективе, организовывать процесс познания, который должен завершиться реальным результатом. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной, практической жизни.

          Еще одна важная особенность проектной деятельности состоит в том, что она носит адресный характер как в процессе общения, так и в конечном результате. Как считает Н.Е. Веракса, «проектная деятельность имеет ярко выраженную окраску и в конечном итоге становится одним из немногих социально значимых действий, доступных дошкольнику».

          Проектная деятельность приучает дошкольника к ответственности за проделанную работу, повышает его авторитет перед сверстниками и собственную самооценку.

          Несмотря на общие особенности структуры, Веракса Н.Е. выделяет три основных вида проектной деятельности: творческую, исследовательскую и нормативную, каждый из них обладает своими особенностями, структурой и характерными этапами реализации. Проекты могут иметь разную тематику, и в процессе их реализации одновременно и параллельно решаются творческие, образовательные, психологические и воспитательные задачи.

          В детских садах чаще планируется и организуется исследовательские и творческие проекты, направленные на развитие познавательных и коммуникативных способностей дошкольников. Проектная деятельность способствует также развитию разнообразной игровой деятельности, формированию и укреплению дружеского взаимодействия между детьми, развитию и совершенствованию детско - родительских отношений.

          В ходе осуществления проекта между родителями и детьми происходит одновременно и взаимодействие, и творческое соревнование. Атмосфера игры и фантазии позволяет сбросить механизмы самоконтроля и показать себя с неожиданной стороны. Лучше узнавая своих родных, дети и родители становятся ближе друг к другу.

            Анна Леонидовна Густомясова выделяет следующие преимущества совместной проектной деятельности:

1. Обеспечение личностно-ориентированного взаимодействия педагога и ребенка.

Совместная проектная деятельность дает педагогу посыл не столько учить, сколько помогать ребенку осваивать окружающий мир, находить смысл в совместной деятельности, ставить цель, планировать и организовывать свои действия с целью ее достижения и таким образом приобретать качества социально-компетентного человека.

2. Формирование компетентности родителей в вопросах воспитания их детей.

Совместная проектная деятельность позволяет педагогу выявлять индивидуальные интересы участников проекта и формировать их компетентность. Привлечение родителей к совместной проектной деятельности дает им возможность осознать имеющийся и приобрести новый опыт конструирования собственного родительского поведения, транслирующего детям знания, установки и ценности, образцы компетентного поведения.

3. Установление партнерского взаимодействия с родителями воспитанников.

Вовлеченность в проект позволяет всем членам семьи стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, открыть неизвестные стороны собственного ребенка, испытать чувство удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка. В такой ситуации педагог становится привлекательным партнером по общению.

Педагог проектирует, планирует систему воздействий на ребенка, ее содержательные, дидактические компоненты, прогнозирует результат. Эрудиция, жизненный и профессиональный опыт родителей служат источником информации и реальной помощи педагогу.

4. Совместная проектная деятельность имеет развивающий потенциал, который заключается в развитии коммуникативной и эмоционально-мотивационной сфер всех участников проекта. Благодаря этому возникает общее настроение энтузиазма всех участников проекта.

          Взаимодействие воспитывающих взрослых позитивно отражается на физическом, психическом и социальном здоровье ребенка (что доказано отечественными и западными учеными).

          Для эффективности работы мы адаптировали алгоритм реализации проектов, предложенный А.Густомясовой, к условиям ДОУ.

1 этап - подготовительный. Основные задачи: мотивация родителей и их детей на предстоящую деятельность; накопление у детей необходимых знаний (с детьми обсуждается тема проекта, создается мотивация к предстоящей деятельности); знакомство родителей с условиями и задачами проектной деятельности, с ее возможными вариантами; подготовка методической и материально-технической базы, разработка сценария финала.

2 этап - исполнительский, собственно проектная деятельность родителей и детей. Основные задачи: развитие социальной компетентности ребенка в различных видах познавательной деятельности, интересной и эмоционально-значимой для ребенка; формирование привычки у родителей в содержательном проведении семейного досуга.

Педагог выступает в роли консультанта, советника или непосредственного участника проекта семьи.

3 этап - презентация проектов. Основная задача: получение чувства удовлетворения от проделанной совместно работы. Форма проведения: досуг, праздник, марафон.

Родители и дети рассказывают, как они работали над темой проекта, демонстрируют результат совместной деятельности, делятся наблюдениями и переживаниями, оценивают свои достижения, успехи, открытия. Участники проекта награждаются аплодисментами, благодарственными письмами, сладкими призами.

          Таким образом, совместную проектную деятельность мы определяем, как важный способ гармонизации социального пространства жизни детей, педагогически целесообразного влияния на семейную среду, интеграции деятельности дошкольного учреждения и семьи по вопросам воспитания социально компетентного ребенка.

           Примерные темы проектной деятельности партнерского взаимодействия педагогов и родителей:

«Наш город Архангельск»

«Достопримечательности нашего города», «Моя Родина»

«Михаил Васильевич Ломоносов», «Русский народ»,

«Улицы города», «Музеи города»,

«Самый красивый уголок родного города»,

«Моя семья», «Поморская семья», «Родословная» и др.

          Проект «Моя семья»

Работа была проведена в три этапа.

Проектная деятельность педагогов и родителей средней группы на тему: «Моя семья»

1 этап – изучение семьи

Анкетирование родителей, опросник ОРО

Беседа с детьми – выявление представлений о семье

Экспресивные методики – Рисунок человека, Рисунок семьи (с детьми, с родителями)

2 этап – основной - совместная проектная деятельность

Работа с детьми – игры: настольно-печатные «Дом», «Семья», сюжетно-ролевая игра «Семья», рассматривание иллюстраций, беседы с детьми «Мы играем», «Как мы провели выходные», «Наши праздники» и др.

Работа с родителями и детьми: изготовление мини-плаката «Родословная», «Наши традиции», составление рассказа «Наша семья – самая дружная» и др.

Участие в конкурсах в группе и в ДОУ (совместная работа) «Мама, самая самая…», «Веселые старты», «Угадай мелодию» посвященные Дню матери и др.

Просвещение для родителей – папки-передвижки, брошюры и др., введение сайта В контакте группы «Ягодка» с постоянным пополнением информации.

Консультации с проигрыванием ситуаций, беседы индивидуальные и групповые.

Дни открытых дверей.

Родители участвовали 16.05.2018 на базе ДОУ в Брифинге на тему «Детско-родительские отношения».

Родительские собрания в нетрадиционной форме «Родительская вечеринка», «Безграничная любовь», «Поморская и современная семья» и др.

3 этап – итоговый

Открытые занятия для родителей с детьми НОД по социально-коммуникативному развитию на тему: «Моя семья»

Проведение с родителями «Мирового кафе» на тему: «Дети глазами родителей, родители глазами детей».

          Также по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников была проведена работа с детьми – беседы «Малая Родина», «Мой город Архангельск», «День Победы» и др., к шествию «Бессмертный полк», посвященный 74 годовщине Победы изготовление ручного материала типа штендеров но сделанные руками детей – георгиевская лента на диске и белый голубь на палочке.

          С родителями – привлечение родителей к данной теме. Беседы на тему: «Мои деды –герои», к шествию Бессмертного полка заказ штендеров, консультация с родителями на тему: «Нравственно-патриотическое воспитание детей в детском саду». Участие в Бессмертном полку 9 мая 2018 года в дошкольной роте. В нашей группе приняли участие 62 человека.

Привлечение родителей к пошиву на всю группу костюмов близко к народным костюмам.

          В ДОУ дети изучают различные народные песни, игры. Участвуют в ярмарках, разных мероприятиях, принимают участие в выступлениях по народному творчеству – Хрустальный голосок, в Доме престарелых посвященных Дню пожилого человека и т.д.

          Работа по данному направлению продолжается и находится на втором этапе. Мы ещё будем продолжать свою работу и принимать участие во многих мероприятиях на уровне ДОУ и ОРЦ.

          Итоговый этап может быть проведен в совместном мероприятии с использованием детей, педагогов и родителей.

          Данный проект среднесрочный.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации "Тематический вечер как форма взаимодействия педагогов с родителями воспитанников".

Взаимодействие с родителями (законными представителями) воспитанников является одним из основных направлений деятельности дошкольного образовательного учреждения (далее – ДОУ)....

Формы взаимодействия педагога с родителями воспитанников.

Содержание работы с родителями состоит в следующем:1) повышение психолого-педагогических знаний родителей (лекции, семинары, индивидуальные консультации, практикумы);2) вовлечение родителей в учебно-в...

Онлайн-марафон как эффективная форма взаимодействия педагогов и родителей воспитанников ДОУ.

Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования через сеть интернет....

Использование элементов интернет-ресурсов как формы дистанционного взаимодействия педагога с родителями воспитанников

В данной статье мы рассказываем о дистанционных формах работы с родителями, а также рассматриваем аспекты взаимодействия с семьями воспитанников с помощью интернет-ресурсов....

Партнерское взаимодействие педагога с родителями (законными представителями) воспитанников.

Цель взаимодействия ДОУ с семьей — установление партнерских отношений с родителями в процессе развития и воспитания детей раннего и дошкольного возраста в усло...

Механизм построения дистанционного взаимодействия педагогов с родителями дошкольников в реализации проектной деятельности

Статья описывает актуальность проблемы построения дистанционного взаимодействия педагогов с родителями дошкольников в реализации проектной деятельности...