Главные вкладки

    Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников. (Самообразование)
    методическая разработка (младшая группа)

    Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. Ее изучение способствует развитию памяти, воображения, эмоций, речи; формирует терпение, настойчивость, творческий потенциал личности. Основная цель занятий математикой – дать ребенку ощущение уверенности в своих силах, основанное на том, что мир упорядочен и потому постижим, а, следовательно, предсказуем для человека. Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования дидактических игр. Их использование хорошо помогает восприятию материала и потому ребенок принимает активное участие в познавательном процессе.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл plan_samoobrazovanie_di.docx33.88 КБ

    Предварительный просмотр:

    Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    детский сад № 88 комбинированного вида Приморского района

    Санкт – Петербурга

    ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

    (на 2019/2020 учебный год, II младшая группа)

     «Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников»

    воспитателя:

    БОЛДАКОВОЙ

    ЮЛИИ ВЛАДИМИРОВНЫ

    квалификационная категория: высшая

    стаж работы в должности: 8 лет

    2019

    Тема: «Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников».

    Цель: Создание условий для развития у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений посредством дидактических игр.

    Задачи:

    - изучить и проанализировать методическую психолого-педагогическую литературу, другие источники по данной теме, повысить свой уровень знаний

    - составить  подборку дидактических  развивающих игр, заданий  игрового содержания по развитию  математических представлений у детей дошкольного возраста

    - использовать развивающие игры по формированию элементарных математических представлений на занятиях, прогулках, во время совместной и самостоятельной деятельности

    - повысить педагогическую грамотность родителей в вопросах математического развития своих детей

    Актуальность:

    Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Основная цель занятий математикой – дать ребенку ощущение уверенности в своих силах, основанное на том, что мир упорядочен и потому постижим, а, следовательно, предсказуем для человека. Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования дидактических игр. Их использование хорошо помогает восприятию материала и потому ребенок принимает активное участие в познавательном процессе.

    Дидактическая игра требует усидчивости, серьезный настрой, использование мыслительного процесса. Игра – естественный способ развития ребенка.

    Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Этим положением и объясняется значение занимательных задач в умственном и всестороннем развитии детей. В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно.

    Предполагаемый результат:

    • активизация познавательного интереса дошкольников;
    • развитие внимания, памяти, речи, воображения, логического мышления;
    • формирование элементарных математических представлений.

    Этапы самообразования:

    1.Подбор и изучение методической литературы по теме (Сентябрь, в течении года) 

    2.Участие в мероприятиях посвященных теме самообразования (в течение года)

    3.Формирование опыта по теме, внедрение в практику: (в течение года)

     - Составление картотеки дидактических игр по математическому развитию для детей младшего дошкольного возраста 

     - Работа с детьми

    4.Представление опыта работы по теме. (Май 2020)

     

    Перспективный план работы по теме самообразования

    «Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников»

    на 2019 – 2020 учебный год

    1 этап – Подготовительный - Методический

    Методическая работа: (Сентябрь)

    • Выбор и определение темы самообразования
    • Планирование работы по теме самообразования
    • Определение цели, задач, подбор методической литературы, работа с картотекой и видеотекой методического кабинета, изучение опыта коллег
    • Мониторинг знаний и умений детей в данной области, выявление противоречий, нуждающихся в коррекции
    • Изучение психологических особенностей развития детей дошкольного возраста
    • Знакомство, изучение, анализ литературы, видео- и аудиоматериалов
    • Консультации со старшим воспитателем по выбранной теме

    Изучение методической литературы по данной проблеме: (сентябрь-октябрь, в течение года)

    • Ознакомление с нормативными документами по вопросам дошкольного воспитания;

    1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

    2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".

    3. Распоряжение правительства России от 24 декабря 2013 года № 2506-р. Концепция развития математического образования в Российской Федерации.

    • Изучение учебной и научно-методической литературы; 

    1. Вавилов, Ю. П. Игры для внимательных и сообразительных. – Ярославль 2000. – с. 122 .

    2. Венгер Л. А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. М: Просвещение 1989.

    3. Е. В. Сербина «Математика для малышей»/ Издательство: Москва Просвещение, 1992.

    4. Е. Н. Панова «Дидактические игры-занятия в ДОУ» ТЦ «Учитель», 2006г.

    5. Ерофеева Т. И. и др. «Математика для дошкольников». – М., 2006.

    6. Леушина А. М. «Занятия по математике в детском саду», - М.:2005.

    7. Метлина А. С. «Математика в детском саду» Просвещение, 2006.

    8. Столяр А. А. «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников,»– М.: 2006.

    9. Столяр А. А. Давайте поиграем /М. Просвещение, 1996.

    10. Фидлер М. А. «Математика уже в детском саду», 3-е издание. – М., 2006.

    • Ознакомление с новыми достижениями педагогики, детской психологии, анатомии, физиологии;

    Журналы «Дошкольное воспитание», «Ребёнок в детском саду», «Детский сад. Всё для воспитателя»

    • Изучение новых программ и педагогических технологий;
    • Ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений;
    • Повышение общекультурного уровня

    Интернет-ресурсы:

    2 этап – Основной – Практический

    Работа с детьми:

    Сроки

    Содержание работы

    Использование д/игр

    сентябрь

    Мониторинг начальных знаний об элементарных математических представлениях

    Дидактические игры на усвоение понятия «цвета»: «Сделаем кукле бусы», «Цветная вода», «Цветные палочки».

    октябрь

    Формирование представлений о свойствах предметов ближайшего окружения: цвет, форма, размер. Выделение признаков различия и сходства.

    Дидактические игры по развитию представлений о величинах: «Украсим коврик», «Домики для медвежат», «Угостим мышек чаем», «Цветные кубики».

    ноябрь

    Объединение предметов в группу по цвету, форме, размеру.

    «Найди пару», «Разложи по коробочкам».

    декабрь

    Выделение части группы. Нахождение «лишних» предметов.

    д/игра «Что лишнее?», «Что изменилось?»

    январь

    Знакомство с понятиями «один», «много».

    Дидактические игры по развитию количественных представлений: «В лес за грибами», «Малина для медвежат», «Угости зайчат».

    февраль

    Сравнение групп предметов по количеству (столько же, больше, меньше).

    Дидактические игры по развитию равенства на основе сопоставления двух групп предметов: «Угостим белочек грибочками», «Жучки на листиках», «Бабочки и цветы».

    март

    Знакомство с наглядным изображением чисел 1-3, формирование умения соотносить цифру с количеством.

    Формирование представлений о непосредственном сравнении предметов по длине и ширине (длиннее – короче, шире – уже, выше – ниже).

    Дидактические игры: «Подбери дорожки к домикам», «Почини коврик», «Мостики для зайчат», «Подбери дорожки к домикам».

    апрель

    Знакомство с геометрическими фигурами: круг и шар, квадрат и куб, треугольник, прямоугольник, овал.

    Знакомство с наглядным изображением чисел 4-5, формирование умения соотносить цифру с количеством.

    Дидактические игры: «Геометрическое лото», «Разложи фигурки по домикам», «Катится – не катится», «Найди пару по форме».

    май

    Формирование пространственных представлений: на-над-под, слева-справа, вверху-внизу, снаружи-внутри, за-перед и др.

    Количественный и порядковый счет от 1 до 5. Сравнение предыдущего и последующего чисел.

    Дидактические игры на расположение в пространстве: «Возьми игрушку», «Магазин игрушек».

    Дидактические игры на умение соотносить цифры с количеством: «Следопыты», «Строители», «Магазин игрушек».

    Методическое обеспечение:

    • Обогащение развивающей среды, изготовление дидактических игр.
    • Создание картотек
    • Использование д/игр на занятиях, в свободной деятельности, в индивидуальной работе с детьми

    Работа с педагогами:

    Составление картотеки игр по развитию математических представлений.

    ноябрь

    Консультация для педагогов «Особенности использования игровых приемов в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников»

    январь

    Подготовка мастер-класса для педагогов на тему «Развивающие пособия своими руками».

    март

    Отчёт по теме самообразования,

    май

    Работа с родителями:

    Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала.

    В течение года

    Проведение индивидуальных консультаций и бесед.

    В течение года

    Проведение консультации для родителей на тему «Роль дидактических игр в развитии детей дошкольного возраста», «Дидактических игры по математике дома»

    Ноябрь

    Папка-передвижка «Формируем пространственные представления», «Как научить детей определять свойства предметов».

    Январь

    Апрель

    3 этап – Заключительный – итоговый

    Работа с детьми

    Мониторинг математического развития детей группы

    сентябрь 2019 – май 2020

    Работа с родителями

    Анкетирование «Мой ребенок - математик!»

    Апрель 2020

    Работа с педагогами

    Отчёт по теме самообразования на итоговом педсовете, буклет

    Май 2020


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    « Использование дидактических игр в формирование элементарных математических представлений старших дошкольников»

    « Использование дидактических игр в формирование элементарных математических представлений старших дошкольников»...

    План самообразования Тема: «Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников»

         Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойч...

    План по самообразованию на тему «Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников (с использованием технологий ТРИЗ)»

       Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования дидактических игр. Их использование хорошо помогает восприятию материала и потому ребенок принимает ...

    Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений старших дошкольников

    Игра – естественный способ развития ребенка. Только в игре ребенок раскрывает свои творческие способности, осваивает новые навыки и знания, развивает ловкость, наблюдательность, фантазию, память...

    План самообразования на 2019-2024 г. воспитателя Гузаеровой Флёры Талгатовны на тему: «Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников»

    Современные требования с учетом федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к развивающему обучению в период дошкольного детства диктуют необходимость создания нов...

    Презентация «Использование дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у дошкольников»

    Развитие умственных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности....

    Консультация для педагогов «Использование дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у дошкольников»

    laquo;Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития.Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий.Игра - ...