Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников. (Самообразование)
методическая разработка (младшая группа)

Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. Ее изучение способствует развитию памяти, воображения, эмоций, речи; формирует терпение, настойчивость, творческий потенциал личности. Основная цель занятий математикой – дать ребенку ощущение уверенности в своих силах, основанное на том, что мир упорядочен и потому постижим, а, следовательно, предсказуем для человека. Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования дидактических игр. Их использование хорошо помогает восприятию материала и потому ребенок принимает активное участие в познавательном процессе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samoobrazovanie_di.docx33.88 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 88 комбинированного вида Приморского района

Санкт – Петербурга

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

(на 2019/2020 учебный год, II младшая группа)

 «Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников»

воспитателя:

БОЛДАКОВОЙ

ЮЛИИ ВЛАДИМИРОВНЫ

квалификационная категория: высшая

стаж работы в должности: 8 лет

2019

Тема: «Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников».

Цель: Создание условий для развития у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений посредством дидактических игр.

Задачи:

- изучить и проанализировать методическую психолого-педагогическую литературу, другие источники по данной теме, повысить свой уровень знаний

- составить  подборку дидактических  развивающих игр, заданий  игрового содержания по развитию  математических представлений у детей дошкольного возраста

- использовать развивающие игры по формированию элементарных математических представлений на занятиях, прогулках, во время совместной и самостоятельной деятельности

- повысить педагогическую грамотность родителей в вопросах математического развития своих детей

Актуальность:

Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Основная цель занятий математикой – дать ребенку ощущение уверенности в своих силах, основанное на том, что мир упорядочен и потому постижим, а, следовательно, предсказуем для человека. Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования дидактических игр. Их использование хорошо помогает восприятию материала и потому ребенок принимает активное участие в познавательном процессе.

Дидактическая игра требует усидчивости, серьезный настрой, использование мыслительного процесса. Игра – естественный способ развития ребенка.

Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Этим положением и объясняется значение занимательных задач в умственном и всестороннем развитии детей. В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно.

Предполагаемый результат:

  • активизация познавательного интереса дошкольников;
  • развитие внимания, памяти, речи, воображения, логического мышления;
  • формирование элементарных математических представлений.

Этапы самообразования:

1.Подбор и изучение методической литературы по теме (Сентябрь, в течении года) 

2.Участие в мероприятиях посвященных теме самообразования (в течение года)

3.Формирование опыта по теме, внедрение в практику: (в течение года)

 - Составление картотеки дидактических игр по математическому развитию для детей младшего дошкольного возраста 

 - Работа с детьми

4.Представление опыта работы по теме. (Май 2020)

 

Перспективный план работы по теме самообразования

«Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников»

на 2019 – 2020 учебный год

1 этап – Подготовительный - Методический

Методическая работа: (Сентябрь)

  • Выбор и определение темы самообразования
  • Планирование работы по теме самообразования
  • Определение цели, задач, подбор методической литературы, работа с картотекой и видеотекой методического кабинета, изучение опыта коллег
  • Мониторинг знаний и умений детей в данной области, выявление противоречий, нуждающихся в коррекции
  • Изучение психологических особенностей развития детей дошкольного возраста
  • Знакомство, изучение, анализ литературы, видео- и аудиоматериалов
  • Консультации со старшим воспитателем по выбранной теме

Изучение методической литературы по данной проблеме: (сентябрь-октябрь, в течение года)

  • Ознакомление с нормативными документами по вопросам дошкольного воспитания;

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".

3. Распоряжение правительства России от 24 декабря 2013 года № 2506-р. Концепция развития математического образования в Российской Федерации.

  • Изучение учебной и научно-методической литературы; 

1. Вавилов, Ю. П. Игры для внимательных и сообразительных. – Ярославль 2000. – с. 122 .

2. Венгер Л. А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. М: Просвещение 1989.

3. Е. В. Сербина «Математика для малышей»/ Издательство: Москва Просвещение, 1992.

4. Е. Н. Панова «Дидактические игры-занятия в ДОУ» ТЦ «Учитель», 2006г.

5. Ерофеева Т. И. и др. «Математика для дошкольников». – М., 2006.

6. Леушина А. М. «Занятия по математике в детском саду», - М.:2005.

7. Метлина А. С. «Математика в детском саду» Просвещение, 2006.

8. Столяр А. А. «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников,»– М.: 2006.

9. Столяр А. А. Давайте поиграем /М. Просвещение, 1996.

10. Фидлер М. А. «Математика уже в детском саду», 3-е издание. – М., 2006.

  • Ознакомление с новыми достижениями педагогики, детской психологии, анатомии, физиологии;

Журналы «Дошкольное воспитание», «Ребёнок в детском саду», «Детский сад. Всё для воспитателя»

  • Изучение новых программ и педагогических технологий;
  • Ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений;
  • Повышение общекультурного уровня

Интернет-ресурсы:

2 этап – Основной – Практический

Работа с детьми:

Сроки

Содержание работы

Использование д/игр

сентябрь

Мониторинг начальных знаний об элементарных математических представлениях

Дидактические игры на усвоение понятия «цвета»: «Сделаем кукле бусы», «Цветная вода», «Цветные палочки».

октябрь

Формирование представлений о свойствах предметов ближайшего окружения: цвет, форма, размер. Выделение признаков различия и сходства.

Дидактические игры по развитию представлений о величинах: «Украсим коврик», «Домики для медвежат», «Угостим мышек чаем», «Цветные кубики».

ноябрь

Объединение предметов в группу по цвету, форме, размеру.

«Найди пару», «Разложи по коробочкам».

декабрь

Выделение части группы. Нахождение «лишних» предметов.

д/игра «Что лишнее?», «Что изменилось?»

январь

Знакомство с понятиями «один», «много».

Дидактические игры по развитию количественных представлений: «В лес за грибами», «Малина для медвежат», «Угости зайчат».

февраль

Сравнение групп предметов по количеству (столько же, больше, меньше).

Дидактические игры по развитию равенства на основе сопоставления двух групп предметов: «Угостим белочек грибочками», «Жучки на листиках», «Бабочки и цветы».

март

Знакомство с наглядным изображением чисел 1-3, формирование умения соотносить цифру с количеством.

Формирование представлений о непосредственном сравнении предметов по длине и ширине (длиннее – короче, шире – уже, выше – ниже).

Дидактические игры: «Подбери дорожки к домикам», «Почини коврик», «Мостики для зайчат», «Подбери дорожки к домикам».

апрель

Знакомство с геометрическими фигурами: круг и шар, квадрат и куб, треугольник, прямоугольник, овал.

Знакомство с наглядным изображением чисел 4-5, формирование умения соотносить цифру с количеством.

Дидактические игры: «Геометрическое лото», «Разложи фигурки по домикам», «Катится – не катится», «Найди пару по форме».

май

Формирование пространственных представлений: на-над-под, слева-справа, вверху-внизу, снаружи-внутри, за-перед и др.

Количественный и порядковый счет от 1 до 5. Сравнение предыдущего и последующего чисел.

Дидактические игры на расположение в пространстве: «Возьми игрушку», «Магазин игрушек».

Дидактические игры на умение соотносить цифры с количеством: «Следопыты», «Строители», «Магазин игрушек».

Методическое обеспечение:

  • Обогащение развивающей среды, изготовление дидактических игр.
  • Создание картотек
  • Использование д/игр на занятиях, в свободной деятельности, в индивидуальной работе с детьми

Работа с педагогами:

Составление картотеки игр по развитию математических представлений.

ноябрь

Консультация для педагогов «Особенности использования игровых приемов в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников»

январь

Подготовка мастер-класса для педагогов на тему «Развивающие пособия своими руками».

март

Отчёт по теме самообразования,

май

Работа с родителями:

Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала.

В течение года

Проведение индивидуальных консультаций и бесед.

В течение года

Проведение консультации для родителей на тему «Роль дидактических игр в развитии детей дошкольного возраста», «Дидактических игры по математике дома»

Ноябрь

Папка-передвижка «Формируем пространственные представления», «Как научить детей определять свойства предметов».

Январь

Апрель

3 этап – Заключительный – итоговый

Работа с детьми

Мониторинг математического развития детей группы

сентябрь 2019 – май 2020

Работа с родителями

Анкетирование «Мой ребенок - математик!»

Апрель 2020

Работа с педагогами

Отчёт по теме самообразования на итоговом педсовете, буклет

Май 2020


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования Тема: «Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников»

     Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойч...

План по самообразованию на тему «Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников (с использованием технологий ТРИЗ)»

   Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования дидактических игр. Их использование хорошо помогает восприятию материала и потому ребенок принимает ...

План самообразования на 2019-2024 г. воспитателя Гузаеровой Флёры Талгатовны на тему: «Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников»

Современные требования с учетом федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к развивающему обучению в период дошкольного детства диктуют необходимость создания нов...

План по самообразованию Тема «Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников»2021-2022гг

План по самообразованию Тема «Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников» 2021-2022гг...

Перспективное планирование по самообразованию педагога по теме: «Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников»

Перспективное планирование по самообразованию педагога по теме: «Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников»...

План по самообразованию «Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников»

Тема: «Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников»...

План по самообразованию. Тема «Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников»

Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математическое развитие. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, реч...