Главные вкладки

    План самообразования Тема: «Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников»
    материал (младшая группа) на тему

    Капралова Ольга Николаевна
     
           Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Основная цель занятий математикой – дать ребенку ощущение уверенности в своих силах, основанное на том, что мир упорядочен и потому постижим, а, следовательно, предсказуем для человека. Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования дидактических игр. Их использование хорошо помогает восприятию материала и потому ребенок принимает активное участие в познавательном процессе.
           Дидактическая игра требует усидчивости, серьезный настрой, использование мыслительного процесса. Игра – естественный способ развития ребенка.
           Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс 
    решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Этим положением и объясняется значение занимательных задач в умственном и всестороннем развитии детей. В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно.
    Цель: создание условий для развития у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений посредством дидактических игр. 
    Задачи:
    проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме.
    составить  подборку дидактических  игр, заданий  игрового содержания по развитию  математических представлений у детей дошкольного возраста; 
    использовать разработанный материал на занятиях  математики с детьми дошкольного возраста;
    активно воздействовать на всестороннее развитие детей:  
     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл samoobrazovanie_15.docx24.7 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад № 44»

    ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА

    Капраловой Ольги Николаевны

                                      6лет                                    I         _      

                                (стаж работы)                           (кв. категория)

    Тема: «Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников»

                     2015 – 2016 (учебный год)  вторая младшая группа

    г. о. Саранск

    «Без игры нет,  и не может быть полноценного умственного развития.

    Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка выливается живительный поток представлений, понятий.

    Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

                                                                                                       В.А.Сухомлинский                                              

    Введение

    Детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.

           Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Основная цель занятий математикой – дать ребенку ощущение уверенности в своих силах, основанное на том, что мир упорядочен и потому постижим, а, следовательно, предсказуем для человека. Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования дидактических игр. Их использование хорошо помогает восприятию материала и потому ребенок принимает активное участие в познавательном процессе.

           Дидактическая игра требует усидчивости, серьезный настрой, использование мыслительного процесса. Игра – естественный способ развития ребенка.

           Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс

    решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Этим положением и объясняется значение занимательных задач в умственном и всестороннем развитии детей. В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно.

    Цель: создание условий для развития у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений посредством дидактических игр.

    Задачи:

    • проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме.
    • составить  подборку дидактических  игр, заданий  игрового содержания по развитию  математических представлений у детей дошкольного возраста;
    • использовать разработанный материал на занятиях  математики с детьми дошкольного возраста;
    • активно воздействовать на всестороннее развитие детей:  

    обогащать новыми представлениями и понятиями; закреплять знания; активизировать мыслительную деятельность (умение сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать).

    Ожидаемый результат:

    • активизация познавательного интереса дошкольников;
    • развитие внимания, памяти, речи, воображения, логического мышления;
    • формирование элементарных математических представлений.

           Все дидактические игры можно разделить на три вида: игры с предметами, настольно-печатные и словесные игры.

           В играх с предметами дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся с признаками предметов: цветом, величиной, формой.

           Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети познают окружающий мир, углубляют приобретенные знания в новых связях, в новых обстоятельствах, также они направлены на развитие речи и правильной ориентировке в пространстве.

           Настольно-печатные игры разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино, мозаика, разрезные картинки и кубики. Задача этого вида игр – учить детей логическому мышлению, развивать у них умение из отдельных частей составлять целый предмет, устанавливать сходства и различия предметов, научить сравнивать и выделять признаки предметов.

           Также при формировании элементарных математических способностей у дошкольников можно использовать игры на плоскостное моделирование, игры-головоломки, задачи-шутки.

         Но, не смотря на многообразие игр, их главной задачей должно быть развитие логического мышления, а именно умение устанавливать простейшие закономерности: порядок чередования фигур по цвету, форме, размеру.

    Этапы работы.

           1. Изучение литературы по теме.

           В течение года изучить необходимую методическую литературу, а так же статьи журналов, ознакомиться с материалами интернет источников.

    1.

    З.А.Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников», М.: Просвещение 1990.

    2.

    Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. — М.: Баласс, 2003 г. — 256 с.

    3.

    Т. А. Фалькович, Л. П. Барылкина «Формирование математических представлений»: Занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного образования. — М.: ВАКО, 2005 г. — 208 с.

    4.

     «Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием» - А. А. Смоленцева.

    5.

    Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина «Игралочка». Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. - М. : Баласс, 2003 г. - 256 с.

    6.

    Смоленцева А. А., Суворова О. В. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей. СПб. : Детство-пресс, 2004.

    7.

    Журналы «Дошкольное воспитание», «Ребёнок в детском саду»,

     «Детский сад. Всё для воспитателя».

         

           2. Составление картотеки дидактических игр по математическому развитию для детей младшего дошкольного возраста (в течение года).

            3.  Создание предметно-развивающей среды в группе (уголок познавательного развития).

           4. Работа с детьми.

    Сроки

    Содержание работы

    Использование д/игр

    сентябрь

    Мониторинг начальных знаний об элементарных математических представлениях.

    Дидактические игры на усвоение понятия «цвета»: «Сделаем кукле бусы», «Цветная вода», «Цветные палочки».

    октябрь

    Формирование представлений о свойствах предметов ближайшего окружения: цвет, форма, размер. Выделение признаков различия и сходства.

    Дидактические игры по развитию представлений о величинах: «Украсим коврик», «Домики для медвежат», «Угостим мышек чаем», «Цветные кубики».

    ноябрь

    Объединение предметов в группу по цвету, форме, размеру.

    «Найди пару», «Разложи по коробочкам».

    декабрь

    Выделение части группы. Нахождение «лишних» предметов.

    д/игра «Что лишнее?», «Что изменилось?»

    январь

    Знакомство с понятиями «один», «много».

    Дидактические игры по развитию количественных представлений: «В лес за грибами», «Малина для медвежат», «Угости зайчат».

    февраль

    Сравнение групп предметов по количеству (столько же, больше, меньше).

    Дидактические игры по развитию равенства на основе сопоставления двух групп предметов: «Угостим белочек грибочками», «Жучки на листиках», «Бабочки и цветы».

    март

    Знакомство с наглядным изображением чисел 1-3, формирование умения соотносить цифру с количеством.

    Формирование представлений о непосредственном сравнении предметов по длине и ширине (длиннее – короче, шире – уже, выше – ниже).

    Дидактические игры: «Подбери дорожки к домикам», «Почини коврик», «Мостики для зайчат», «Подбери дорожки к домикам».

    апрель

    Знакомство с геометрическими фигурами: круг и шар, квадрат и куб, треугольник, прямоугольник, овал.

    Знакомство с наглядным изображением чисел 4-5, формирование умения соотносить цифру с количеством.

    Дидактические игры: «Геометрическое лото», «Разложи фигурки по домикам», «Катится – не катится», «Найди пару по форме».

    май

    Формирование пространственных представлений: на-над-под, слева-справа, вверху-внизу, снаружи-внутри, за-перед и др.

    Количественный и порядковый счет от 1 до 5. Сравнение предыдущего и последующего чисел.

    Дидактические игры на расположение в пространстве: «Возьми игрушку», «Магазин игрушек».

    Дидактические игры на умение соотносить цифры с количеством: «Следопыты», «Строители», «Магазин игрушек».

         5. Работа с родителями.

    1. Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала.

    В течение года

    2. Проведение индивидуальных консультаций и бесед.

    В течение года

    3. Проведение консультации для родителей на тему «Роль дидактических игр в воспитании детей дошкольного возраста».

    Ноябрь

    4. Рекомендации: «Формируем пространственные представления», «Как научить детей определять свойства предметов».

    Апрель

     6. Отчет воспитателя о проделанной работе за год (май, 2016 г.)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План по самообразованию на тему: «Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников».

    Индивидуальный план самообразованияНа 20...-20.... учебный год Тема: «Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников». Цель и за...

    План по самообразованию педагога на среднюю группу на тему "Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников"

    Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математическое развитие. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, реч...

    План по самообразованию на тему «Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников (с использованием технологий ТРИЗ)»

       Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования дидактических игр. Их использование хорошо помогает восприятию материала и потому ребенок принимает ...

    ПЛАН по самообразованию ТЕМА: «Использование развивающих игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников» на 2017 – 2018 учебный год.

    Цель: развивать познавательную активность детей, любознательность через занимательный математический материал.Задачи: 1. Развивать интерес к математике в дошкольном возрасте....

    ПЛАН по самообразованию ТЕМА: «Использование развивающих игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников» на 2018 – 2019 учебный год.

    Тема самообразования:«Использование развивающих игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников ».Цель: развивать познавательную активность детей, любознатель...

    План самообразования на 2019-2024 г. воспитателя Гузаеровой Флёры Талгатовны на тему: «Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников»

    Современные требования с учетом федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к развивающему обучению в период дошкольного детства диктуют необходимость создания нов...

    Программа саморазвития Тема: «Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников»

    Программа саморазвития воспитателя Басковой ЮАТема: «Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников»...