ПЛАН по самообразованию ТЕМА: «Использование развивающих игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников» на 2017 – 2018 учебный год.
материал на тему

Кужугет Валентина Кертиковна

Цель: развивать познавательную активность детей, любознательность через занимательный математический материал.

Задачи: 1. Развивать интерес к математике в дошкольном возрасте.

               2. Способствовать развитию мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, логического мышления и креативности мышления (умение гибко, оригинально мыслить) ;

               3. Способствовать стремлению к достижению положительного результата, настойчивости и находчивости;

               4. Формирование базисных математических представлений, речевых умений            

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_kuzhuget_v.k.docx37.87 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

                                    №1 «Золотой ключик»

ПЛАН по самообразованию ТЕМА: «Использование развивающих игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников»

на 2017 – 2018 учебный год.

                                                  Кужугет В.К.

Тема самообразования:

«Использование развивающих игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников ».

Цель: развивать познавательную активность детей, любознательность через занимательный математический материал.

Задачи: 1. Развивать интерес к математике в дошкольном возрасте.

               2. Способствовать развитию мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, логического мышления и креативности мышления (умение гибко, оригинально мыслить) ;

               3. Способствовать стремлению к достижению положительного результата, настойчивости и находчивости;

               4. Формирование базисных математических представлений, речевых умений            

                                                 ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН

            Месяц.

       Направления работы.

Способы достижения.

           Сентябрь

Подбор литературы по теме самообразования

Мониторинг, анкетирование Работа с документацией. Изучение ФГОС ДО, закона «Об образовании», других нормативных документов.

Работа с личной библиотекой, интернетом.

Знакомство и анализ документации.

Изучение теории по теме: «Использование развивающих игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников».  Планирование работы с детьми на новый учебный год.

Знакомство с литературой по данной тематике.

 Создания перспективного плана работы.

                   Октябрь.

Продолжить изучение теории обучения детей элементарным математическим представлениям на основе занимательного материала  раздела образовательной программы: область «Познание»

Работа над развивающей математической средой группы.

Знакомство с литературой.

Оформление уголка группы.

                        Ноябрь.

Разработка картотек игр по ФЭМП.

Подбор материала.

                           

 Беседы с воспитателями .

 Обмен опытом по проблеме.

                       Декабрь.

Работа над созданием методических папок.

Подбор материала по темам.

                       

                        Январь.

- Чтение математической сказки «В стране «Математике» в пластилиновом районе», анализ и обсуждение сказки с детьми.

 - Проведение занятий, с использованием игрового занимательного материала (игры с использованием счетных палочек)

 - Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала (игры на воссоздание силуэтов «Танграм», «Вьетнамская игра»)

             

                Февраль.

Проведение открытого занятия для педагогов по математике с использованием занимательных математических игр «Поиски клада»

Подбор материала.

-Использование загадок, задач-шуток, занимательных вопросов на занятиях и в совместной деятельности воспитателя и детей. - Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала (игры «Составь картинку», «Найди отличия», «Найди пару)

                     

                   Март.

- Использование дидактических игр математического содержания в совместной деятельности с детьми. Вечер развлечений «Путешествие Знайки и Незнайки»

              Апрель.

                   

- Математическое развлечение для детей «Путешествие в страну чудес».

 - Проведение занятий с использованием индивидуального счетного материала.

 - Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала (игры с палочками Кюизенера, настольно-печатные игры).

                         

                 Май.

- Анализ, оформление результатов диагностики Разработка плана по самообразованию на новый учебный год.

Подбор методической литературы.

                                                                               

 

                                                    Работа с родителями:

 -Рекомендации для родителей «Математика – это интересно».

 - Консультация для родителей «Как организовать игры детей дома с использованием занимательного математического материала».

 -Проведение родительского собрания по теме «Математика в гостях у семьи».

 - Оформление папки-передвижки «Занимательная математика дома в повседневной жизни».

 - Индивидуальные беседы и консультации.

 - Оформление выставки для родителей: «Математические игры и упражнения для дошкольников»

   Литература по теме:

 1. Программа «От рождения до школы» - Под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

 2. «Математика и дети» - А. Белошинская – кандидат пед - х наук.

3. «Ориентировка в пространстве» - Т. Мусейнова – кандидат пед - х наук.

4. «Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием» - А. А. Смоленцева.

5. «Сенсорное воспитание» - Э. Пилюгина.

 6. «Играем в числа» - серия пособий

7. «Развиваем восприятие, воображение» - А. Левина.

8.Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина «Игралочка». Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. - М.: Баласс, 2003 г. - 256 с.

9.Под ред. Б. Б. Финкельнтейн. «Давайте вместе поиграем». Комплект игр с блоками Дьенеша. С-Пб, ООО «Корвет», 2001 г.

 10.В. П. Новикова, Л. И. Тихонова "Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Раздаточный материал" от 3 до 7 лет, 2008 г. 11.Т. А. Фалькович, Л. П. Барылкина «Формирование математических представлений»: Занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного образования. - М.: ВАКО, 2005 г. - 208 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Конспект математический КВН с родителями «Играем в математику» в подготовительной группе. 

Описание материала: Предлагаем вам конспект математического КВН с родителями и детьми 6-7 лет. Этот конспект познавательного развития, направлен на интеллектуальное развитие. Интеграция областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально- коммуникативное развитие.

Цель: развивать интелектуальные способности детей старшего дошкольного возраста в условиях соревнования.

Задачи: 

1. закрепить умение отгадывать математические загадки, закрепить знание геометрических фигур, закрепить счет в пределах 10 (прямой и обратный счет), развивать логическое мыщление, закрепить знания о составе числа (познавательное развитие).

2. развивать связную речь, диалогическую и монологическую речь (речевое развитие).

3. Познакомить родителей с играми развивающие математические способности, формировать умение взрослых и детей взаимодействовать в роли игровых партнеров (социально- коммуникативное развитие).

Методы и приемы: игровой, сюрпризный момент(появление Незнайки, чудесный мешочек), наглядный, словесный (напоминание, указание, вопросы, орбъяснения), поощрение, рефлексия. Материал и оборудование: аудизапись КВН, физминутки, песни; эмблемы команд; 2 магнитые доски; письмо с заданием для разминки; чудесный мешочек, маленькие геометрические фигуры – фишки (треугольники, квадраты) для деления на команды; числовые карточки, большие геометрические фигуры (круг, квадрат, трапеция, ромб), игры «Числовая цепочка», «Найди недостающую фигуру», «Сколько фигур спряталось?», листы в клеточку и карандаши на каждого играющего; медальки.

                                                        Ход игры:

Дети сидят со своими родителями по обеим сторонам зала Ведущий 1: Сегодня мы проводим самый настоящий, очень серьезный и очень ответственный КВН- КВН дошкольников - математиков и их родителей. Ребята, вместе с родителями будут решать задачи, выполнять задания на смекалку. В математических соревнованиях будут участвовать две команды: «Почемучки» и «Знайки» Предлагаю познакомиться с жюри. (Объявляется состав жюри). Мы начинаем!

Ведущий 1: Команды поприветствуйте друг друга!

 «Знайка»

1, 2, 3, 4, 5

Мы пришли сюда играть.

Математику мы знаем и легко все посчитаем!

 «Почемучки»

Мы задачи умеем решать,

Складывать все и измерять.

1,2,3,4,5!

Будем дружно мы играть!

Математические испытания начнѐм с разминки Разминка для детей «Скажи на оборот» дерево высокое, а куст …. линейка длинная, а карандаш, …. канат толстый, а нитка, … самолѐт летит высоко, а поезд едет…. речка широкая, а ручеѐк…. Дом далеко, а д.сад …. дети готовы, проверим родителей. «закончите пословицу» Один ум хорошо, а ….. За двумя зайцами погонишься, …… Старый друг лучше ….. Семь бед – ……. Семь раз отмерь, …... Не имей сто рублей, …...

 Готовы к игре и родители.

Первое задание, выполнить его должны все участники нашего КВН. Для каждой команды приготовлен стол, на котором стоит конструктор «Тико», подходите парами – взрослый со своим ребѐнком, ваша задача собрать объѐмную или плоскостную геометрическую фигуру,(показать) можно воспользоваться схемой, можно собрать самостоятельно. Первая пара выполнила задание, вернулась на места, выходит следующая пара – К концу КВН на ваших столах должно стоять по 7 фигур.

 Приступаем ко второму заданию, выполнять которое будут дети. «Числовая цепочка». У меня есть карточки с цифрами. Ваша задача, по моей команде выстроить числовые цепочки - команда «Знайка» строится по порядку, от 1 до 10, а команда «Почемучки» от 10 до 1.

«Найдите отличия» Теперь пришло время взрослых. Ваша задача найти и назвать все отличия. (картинки для каждой команды)

«Что лишнее». Задание для детей (на слайдах) .

Молодцы! Ну, что ж, теперь задание для взрослых, «Сколько и какие фигуры спрятались на картинке?» (для каждой команды)

Задачки для детей:

1) 6 малышей медвежат Мама уложила спать. Одному никак не спится. А скольким сон хороший снится? (6-1=5)

 1) В кружку сорвала Марина 10 ягодок малины, 6 дала своей подружке. Сколько ягод стало в кружке? (10-6=4)

2) У Надюши пять тетрадок, Кляксы в них и беспорядок. Нужен Наде черновик. Вася, первый ученик, Дал еще тетрадку Наде Сколько у нее тетрадей? (5+1=6)

2) Сестры-белочки сидели Вшестером в дупле на ели. К ним еще одна примчалась - От дождя она спасалась. Все теперь сидят в тепле. Сколько белочек в дупле? (6+1=7)

3)Ёжик по грибы пошѐл И 6 рыжиков нашѐл 3 он положил в корзинку, Остальные же - на спинку. Сколько рыжиков везѐт На своих иголках ѐж? (6-3=3)

 3) Четыре спелых груши На веточке качалось Две груши снял Павлуша, А сколько груш осталось ( 4-2=2)

Задание для детей парами «Собери головоломку» (Танграм, колумбово яйцо, монгольская игра – собирают на своих стульях)

 А пока дети собирают головоломки хитрые вопросы для взрослых: 

  1. Сколько ушей у двух мышей? (Четыре).
  2. Чем оканчиваются день и ночь? (мягким знаком).
  3. У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки внуков? (одна внучка Маша).
  4.  В зоопарке было 4 медведя и 3 барана. Сколько диких животных было в зоопарке? Какой зверь помогает переходить дорогу? (Зебра).
  5. 2. Сколько хвостов у двух ослов? (Два)
  6. На берѐзе росло 5 яблок.3 яблока упали на землю. Сколько яблок осталось на берѐзе? (нисколько, на берѐзе яблоки не растут).
  7.  Сколько орехов в пустом стакане? (стакан пустой, значит в нем ничего нет).
  8. Я увидела удивительное животное, у него 2 правые ноги, 2 левые ноги, 2 ноги спереди, 2 сзади. Сколько ног у животного? (4 ноги).
  9. Наступил долгожданный январь. Сначала зацвела 1 яблоня, потом еще 3 сливы. Сколько деревьев зацвело? (В январе деревья не зацветают).

Задание для детей «Сосчитай и соедини» на каждую команду своѐ задание. Пока дети выполняют это задание для родителей задание с блоками Дьенеша «Обручи»

 -В красный обруч положите большие синие фигуры.

В синий обруч положите все круглые фигуры.

-В жѐлтый обруч положите маленькие треугольники.

Между красным и синим положите маленькие прямоугольники.

 - Между жѐлтым и синим обручем положите жѐлтые большие квадраты .

 Пока жюри подводят итоги немного отдохнѐм и разомнѐмся. Звучит ауди запись физминутки.

Пришло время отдохнуть.

 В понедельник я купался, (изображаем плавание)

А во вторник – рисовал. (Изображаем рисование)

В среду долго умывался, (умываемся)

А в четверг в футбол играл. (Бег на месте)

В пятницу я прыгал, бегал, (прыгаем) Очень долго танцевал. (Кружимся на месте)

 А в субботу, воскресенье (хлопки в ладоши)

 Целый день я отдыхал. (Дети садятся на корточки, руки под щеку, засыпают)

Подведение итогов – победила ДРУЖБА Детям шоколадные медальки.

                                                                                                         ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 Консультация для воспитателей «Логико-математические игры на занятиях по ФЭМП и в свободное время» Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. При этом роль несложного занимательного материала определяется с учетом возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания: активизировать умственную деятельность, заинтересовывать математическим материалом, увлекать и развлекать детей, развивать ум, расширять, углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять в применении их в других видах деятельности, новой обстановке. Используются логико-математические игры и с целью формирования представлений, ознакомления с новыми сведениями. При этом непременным условием является применение системы игр и упражнений. Дети очень активны в восприятии задач – шуток, головоломок, логических упражнений. Они настойчиво ищут ход решения, который ведет к результату. В том случае, когда занимательная задача доступна ребенку, у него складывается положительное эмоциональное отношение к ней, что стимулирует мыслительную активность. Ребенку интересна конечная цель: сложить, найти нужную фигуру, преобразовать, которая увлекает его. Из всего многообразия математического материала в дошкольном возрасте наибольшее применение находят дидактические игры. Основное назначение игр - обеспечить упражняемость детей в различении, выделении, назывании множеств предметов, чисел, геометрических фигур, направлений, и т. д. В дидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий. Каждая из игр решает конкретную задачу совершенствования математических (количественных, пространственных, временных) представлений детей. Логико-математические игры включаются непосредственно в содержание занятий как одной из средств реализации программных задач. Место этим играм в структуре занятия по ФЭМП определяется возрастом детей, целью, значением, содержанием занятия, направленного на выполнение конкретной задачи формирования представлений. В младшей группе, особенно в начале года все занятие должно быть проведено в форме игры. Логико – математические игры уместны и в конце занятия с целью воспроизведения, закрепления ранее изученного. Так, в средней группе на занятия по ФЭМП после ряда упражнений на закрепление названий, основных свойств (наличие сторон, углов) геометрических фигур может быть использована игра «найди и назови». В формировании у детей математических представлений широко используются занимательные по форме и содержанию разнообразные дидактические игровые упражнения. Они отличаются от типичных заданий и упражнений необычностью постановки задачи (найти, догадаться, неожиданностью преподнесения ее от имени, какого-либо литературного сказочного героя (Буратино, Чебурашки, Незнайки). Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Этим положением и объясняется значение логико- математических игр, задач и упражнений в умственном и всестороннем развитии детей. В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно. Воспитатель вооружает детей лишь схемой и направлением анализа занимательной задачи, приводящего в конечном результате к решению. Систематическое упражнение в решении задач таким способом развивает умственную активность, логическое мышление, самостоятельность мысли, творческое отношение к учебной задаче, инициативу. В детском саду в утреннее и вечернее время можно проводить игры математического содержания (словесные и с использованием пособий, настольно – печатные, такие, как «Домино фигур», «Составь картинку», «Арифметическое домино», «Лото», «Найди пару», игры в шашки и шахматы. При правильной организации и руководстве со стороны воспитателей эти игры помогают развитию у детей познавательных способностей, формированию интереса к действиям с числами, и геометрическими фигурами, величинами, решению задач. Таким образом, математические представления детей совершенствуются. Но этого недостаточно для выявления и развития многообразных интересов и склонностей дошкольников. Дидактические игры организуются и направляются воспитателем. Дети редко играют в них по собственному желанию. В детском саду нужно создавать такие условия для математической деятельности ребенка, при которых он проявлял бы самостоятельность при выборе игрового материала, игры, исходя из развивающихся у него потребностей, интересов. В ходе игры, возникающей по инициативе самого ребенка, он приобщается к сложному интеллектуальному труду. Уголок занимательной математики – это специально отведенное, математически оснащенное играми, пособиями и материалами, и определенным образом художественно оформленное место. Организовать его можно, используя обычные предметы детской мебели: стол, шкаф, обеспечив свободный доступ детей к находящимся там материалам. Этим самым детям предоставляется возможность выбрать интересующую их игру, пособие математического содержания и играть индивидуально или совместно с другими детьми, небольшой подгруппой. Организуя уголок занимательной математики, надо исходить из принципа доступности игр детям в данный момент и помещать в уголок такие игры и игровые материалы, освоения которых детьми возможны на разных уровнях. От усвоения заданных правил и игровых действий они переходят к придумыванию новых вариантов игр. Большие варианты для творчества имеются в играх «Танграм», «Колумбово яйцо», «Волшебный круг», «Кубики и цвет», «Кубики для всех» и др. Дети могут придумывать новые более сложные силуэты не только из одного, но и из 2 – 3 наборов к игре; один и тот, же силуэт, например, лису, составлять из разных наборов. Для стимулирования коллективных игр и творческой деятельности дошкольников необходимо использовать магнитные доски, фланелеграфы с наборами фигур, счетных палочек, альбомы для зарисовки придуманных ими задач, составления фигур. Из многообразия головоломок наиболее приемлемы в старшем дошкольном возрасте головоломки с палочками. Их называют задачами на смекалку геометрического характера, так как в ходе решения, как правило, идет трансфигурация, преобразование одних фигур в другие, а не только изменение их количества. В дошкольном возрасте используются самые простые головоломки. Необходимо иметь наборы обычных счетных палочек, чтобы составлять из них наглядные задачи – головоломки. Кроме этого потребуются таблицы с графически изображенными на них фигурами, которые подлежат преобразованию. На обратной стороне таблицы указывается, какое преобразование надо проделать, и какая фигура должна получиться в результате. Особое место среди математических развлечений занимают игры на составление плоскостных изображений предметов, животных, птиц, домов, кораблей из специальных наборов геометрических фигур. Наборы фигур при этом подбираются не произвольно, а представляют собой части разрезанной определенным образом фигуры: квадрата, треугольника, круга, овала. Они интересны детям и взрослым. Детей увлекает результат составить увиденное на образце или задуманное, и они включаются в активную практическую деятельность по подбору способа расположения фигур с целью создания силуэта. Из многообразия логико-математических игр и развлечений наиболее доступными и интересными в дошкольном возрасте являются загадки, задачи – шутки. В загадках математического содержания анализируется предмет с временной точки зрения, с количественной или пространственной, подмечены простейшие математические отношения: Два кольца, два конца, а посередине гвоздик (ножницы). Четыре братца под одной крышей живут (стол). Назначение загадок и задач – шуток, занимательных вопросов состоит в приобщении детей к активной умственной деятельности, выработки умения выделять главные свойства, математические отношения, замаскированные внешними несущественными данными. Они могут быть использованы воспитателем в процессе разговоров, бесед, наблюдений с детьми за какими-либо явлениями, то есть в том случае, когда создается необходимая ситуация. С целью развития мышления детей используют различные виды логических задач и упражнений. Это задачи на нахождение пропущенной фигуры, продолжения ряда фигур, знаков, на поиск закономерностей, чисел, задачи типа матричных, на поиск недостающей в ряду фигуры (нахождение закономерностей, лежащих в основе выбора этой фигуры) и др., например, Какая из фигур здесь лишняя и почему? Какое число надо поставить в пустую клетку? Игра – «Четвертый лишний». Назначение логических задач и упражнений состоит в активации умственной деятельности ребят, в оживлении процесса обучения. Игры на смекалку, головоломки, занимательные игры вызывают у ребят большой интерес. Дети могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывая палочки или другие предметы по заданному образцу, по собственному замыслу. В таких занятиях формируются важные качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения. В ходе решения задач на смекалку, головоломок дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, искать ответ, догадываться об ответе, проявляя при этом творчеств ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Консультация для родителей «Математика – это интересно!» Умственное развитие ребѐнка, его познавательных способностей тесно связано с процессом формирования элементарных математических представлений через знакомство с геометрическими фигурами и геометрическими телами, количественным и порядковым счѐтом; умением присчитывать и отсчитывать предметы, сравнивать предметы по одному и нескольким признакам, ориентироваться во времени, в пространстве и на листе бумаги, устанавливать последовательность событий, составлять предмет из частей, из палочек и так далее. Игра как один из наиболее естественных видов деятельности детей способствует становлению и развитию интеллектуальных и личностных проявлений, самовыражению, самостоятельности. Эта развивающая функция в полной мере свойственна и занимательным математическим играм. Игры математического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способность к исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами проблемности, присущая занимательной задаче, интересна детям. Достижение цели игры - составить фигуру, модель, дать ответ, найти фигуру - приводит к умственной активности, основанной на непосредственной заинтересованности ребенка в получении результата. Все это способствует формированию готовности к обучению. Дорогие мамы и папы, а теперь поиграем! Предлагаем Вам, примеры игр, в которые можно с удовольствием поиграть дома и на улице. «Считаем в дороге» Если у вас есть машина, и вы проводите много времени в ней, а ребенку нечем заняться. Поиграйте с ним, кто больше сосчитает машин своего цвета. Например, взрослый считает машины красного цвета, а ребенок зеленого, и наоборот. В маршрутке можно посчитать остановки, и количество пассажиров, которые входят и выходят. «Сложи квадрат» Возьмите плотную бумагу разных цветов и вырежьте из нее квадраты одного размера - скажем, 10 Х 10 см. Каждый квадрат разрежьте по заранее намеченным линиям на несколько частей. Один из квадратов можно разрезать на две части, другой - уже на три. Самый сложный вариант для малыша - набор из 5-6 частей. Теперь давайте ребенку по очереди наборы деталей, пусть он попробует восстановить из них целую фигуру. «Пуговицы» Игра закрепляет умение сравнивать две группы предметов. Необходимый инвентарь: пуговицы разного цвета, размера и формы.  Как играем: у всех дома есть пуговицы. С их помощью можно придумать самые разные игры. Положить, например, вверх круглые пуговицы (они могут быть разного цвета и размера), а вниз под них — квадратные. Поровну ли их, каких больше, меньше? Или положить вверх красные круглые пуговицы, а вниз синие квадратные.  Закрепляем: считать можно листочки, камешки: на улице, на реке. Игра «Четыре цвета» Нарисуйте загогулину, не отрывая карандаша от бумаги. Или используя линейку, нарисуйте абстрактные линии или овалы с кругами, как на рисунке снизу. · Возьми четыре карандаша или фломастера. · Каждый элемент в фигуре раскрась своим цветом. · Фрагменты расположенные рядом, должны быть разных цветов. Подумай немного прежде чем раскрашивать. Игра “Измеряем цифры”· На листах бумаги нарисуйте цифры 1, 2, 3, 4 и 5 одинаковые по высоте. · Возьмите длинную веревку и ножницы. Сначала наложи веревку на цифру 1, так чтобы веревка повторяла контуры цифры. Оставшийся конец веревки отрежьте. · Таким же образом наложи веревки на другие цифры. Сравните куски веревки, на какие цифры веревки понадобилось больше всего? А на какие - меньше? Какая цифра оказалась длиннее всех? Иллюстрация из книги «Где обедал воробей?» Игра помогает ребенку понять, что «величина» - понятие относительное. Необходимый инвентарь: вырезанные из любых книжек, журналов слон, волк, медведь, заяц, еж, по масштабу они должны быть пропорциональны своему реальному размеру, пять квадратов — «клеток» для животных соответствующего разного размера. ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Консультация для родителей «Математика для малышей, что это?» С помощью занятий математикой, младшая группа детского сада дает детям знания о разделении предметов на группы по признакам, таких как цвет, форма, размер. Малыши, впервые сталкиваясь с понятием «один и много», объединяют в группы однородные предметы и пробуют выделять один названный предмет из общей группы, находят в окружении один или несколько одинаковых предметов, пробуют считать предметы до пяти. А так же сравнивать предметы, усваивать их величины: длиннее — короче, одинаковые, выше — ниже, шире — уже, толще — тоньше, больше — меньше. Определять форму: круг, квадрат, треугольник. Математикой можно заниматься с ребѐнком везде дома, в детском саду и даже на прогулке. Путь развития у детей представлений о пространстве долгий и сложный, поэтому необходимо формировать умения различать и называть пространственные представления на основе конкретных, непосредственных восприятий и действий, добиваться определения направления словом. Большое значение и место в ознакомлении детей с пространственными ориентировками занимают дидактические игры. Проводятся такие занятия в младшем возрасте обычно утром. Вот пример одной из дидактических игр, которые можно проводить в детском саду и дома. Эта игра дает возможность в новых связях закреплять знания «один» и «много», называется «Найди игрушку». Каждый ребенок должен принести предварительно разложенные на видном месте воспитателем машины или кубики и положить на стол. Когда все дети принесут игрушки, воспитательница говорит: «Вот как много у нас стало машин (или кукол). Саша принес одну, Таня тоже принесла одну куклу, и т. д. и стало их много». Игра повторяется несколько раз. На прогулке можно провести эту игру с цветами, листьями, флажками. Важно, чтобы все дети, принимающие участие в игре, были активны и была создана эмоциональная игровая обстановка. Построенные таким образом дидактические задачи в играх будут способствовать усложнению и уточнению восприятия форм, величины и развитию детского внимания. Так же во время прогулки можно играть, в самое простое, что можно придумать, это считать определѐнные встречные предметы. На занятиях нужно часто повторять такие фразы: «Посмотри, здесь стоят две черные машины и две белые. Всего - четыре ». Так постепенно освоим и состав числа. Предложите малышу на прогулке отыскивать «все чего по два». Это непросто, но интересно. Таким образом, занятия математики развивает интеллектуальные способности, познавательную активность, интерес детей к математике и желание творчески применять полученные знания, следовательно, способствует прочному усвоению программного материала. ПРИЛОЖЕНИЕ 5 Консультация для родителей «Дома играем-математику изучаем» Цель: показать родителям, как на основе игр закрепить знания, умения, навыки по математике, играя дома с ребенком. Работа по формированию у дошкольников элементарных математических представлений – величайшая часть их общей подготовке ребѐнка к школе. Решая разнообразные математические задачи, дети проявляют волевые усилия, приучаются действовать целенаправленно, преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца, воспитывается привычка к точности, аккуратности, умение контролировать свои действия. В средней группе занятия по математике проводятся еженедельно, продолжительностью 20 минут. Работа ведется по нескольким разделам: «Количество и счет», «Величина», «Форма», «Ориентировка во времени». На занятиях по математике я забочусь и о прочном усвоении детьми знаний, предусмотренных программой, и, что особенно важно, о развитии у них интереса к математическим занятиям, самостоятельности, гибкости мышления, смекалки, сообразительности, умение делать простейшие обобщения, доказывать правильность тех или иных суждений. Дети учатся кратко и точно отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться правильными грамматическими оборотами речи. Дети с общим недоразвитием речи имеют неустойчивое внимание, поэтому их необходимо заинтересовать, проводя занятия в игровой форме. Играя, ребенок приобретает новые знания, развивает способности, подчас не догадываясь об этом. Закреплением пройденного материала происходит в совместной и самостоятельной деятельности, но, как показала практика, этого недостаточно, необходимо родителям принимать активное участие, в изучении математики играя всей семьей. Радость, которую вы доставите ребенку, станет и вашей радостью, п проведенные вместе приятные минуты помогут Вам сделать добрее и веселее совместную жизнь. Приходя вечером домой, вы часто слышите от своих детей просьбу «Поиграй со мной», но у родителей много домашних дел, например, приготовить ужин. Так давайте приготовим его, играя с ребенком! 1. Моторика - «Золушка» Попросить ребенка перебрать в отдельные емкости горох и фасоль для второго блюда. 2. Форма - «Испечем печенье» Пока мама замешивает тесто, ребенок на столе где рассыпана мука, пальчиком рисует формы будущего печенья: круглые, овальные, квадратные, треугольные, прямоугольные – закрепляя тем самым геометрические фигуры. 3. Количество и счет - «Накроем на стол» Предложить ребенку посчитать, сколько человек будут ужинать и в соответствии с этим поставить соответствующее количество предметов (чашки, вилки, тарелки, блюдца, ложечки). При этом, закрепляя умение считать и согласовывать существительные с числительными. 4. Игра «Карусель» Учить считать в пределах 5. В эти игры можно играть не только с мамой на кухне, но и с папой в гараже, с бабушкой в саду, в парке, по дороге из детского сада домой и т. д. Вопросы родителей ПРИЛОЖЕНИЕ 6 Конспект ОД по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе «Спасение Крыски-Лариски» Задачи: Закреплять умения: Составлять число из меньших чисел; Сравнивать рядом стоящие числа; Составлять и решать задачу в одно действие на сложение и вычитание; Пользоваться цифрами и арифметическими знаками: «+», «--», «=»; Определять на ощупь плоские и объемные фигуры, соотносить предметы реального мира с плоскими и объемными фигурами; Определять временные отношения по длительности; Развивать познавательный интерес в разрешении проблемных ситуаций; Доводить до конца начатое дело; Формировать у детей ощущение своей значимости. Ход занятия: Введение детей в тему: Воспитатель: Ребята, у меня в группе произошло что-то необычное, загадочное. У меня в гостях была крыска Лариска. Из какой она сказки? /«Крокодил Гена и Чебурашка»/. Она подружилась с бабой Ягой. Но сегодня я обнаружила вместо Лариски вот этот серый комочек меха. Да и баба Яга очень грустная. Что же делать? Как нам найти крыску Лариску? /Предложения детей/ Воспитатель: Конечно, надо спросить у бабы Яги, куда пропала крыска. Баба Яга: Мы с Лариской играли, а потом поссорились. Я взяла и заколдовала ее, а расколдовать не могу. Правда, ребята, я не хотела оставлять Лариску комочком. Воспитатель: /замечает книгу сказок и предлагает подумать, как помочь Лариске/. Баба Яга: У меня есть книга загадок. Она поможет. Но ее надо купить, а у вас нет денег, да и считать вы их не умеете. Воспитатель: Умеют, умеют. Сколько стоит твоя книга? /предлагает составить из монет число 10, покупает книгу./ В книге есть добрый волшебник, который знает, как помочь. Надо выполнить много разных заданий. - Итак, мы начинаем выручать нашу любимую Крыску–Лариску. 1 задание: Составить из монет число 10 /выполнять за столами/. 2 задание: Прямой и обратный счет: от 1 до 20 и от 20 до 1. 3 задание: Около каждого ребенка на ковре лежит число, ребенок называет предыдущее и последующее числа. /выполняется сидя на ковре/ 4 задание: Сравнить числа значками. На шкафчиках развешены карточки с числами. Дети берут карандаши и расставляют знаки «>», «


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования Тема: «Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников»

     Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойч...

Программа саморазвития по теме: «Использование развивающих игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников».

План самообразования по познавательному развитию на 2 года для второй младшей и средней групп...

ПЛАН по самообразованию ТЕМА: «Использование развивающих игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников» на 2018 – 2019 учебный год.

Тема самообразования:«Использование развивающих игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников ».Цель: развивать познавательную активность детей, любознатель...

План по самообразованию Тема «Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников»2021-2022гг

План по самообразованию Тема «Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников» 2021-2022гг...

План по самообразованию. Тема: "Использование развивающих игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников 3 - 4 лет"

Формирование простейших математических представлений у детей 3 - 4 лет очень важно, так как является основной для познавательно - творческого развития личности ребенка в последующие годы дошкольного д...

План по самообразованию. Тема «Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников»

Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математическое развитие. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, реч...

План по самообразованию Тема: «Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников»

План по самообразованию Тема: «Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников»...