План по самообразованию. Тема: "Использование развивающих игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников 3 - 4 лет"
материал (младшая группа)

Формирование простейших математических представлений у детей 3 - 4 лет очень важно, так как является основной для познавательно - творческого развития личности ребенка в последующие годы дошкольного детства. Поскольку в дошкольном возрасте развитие всех психичеких процессов, в том числе и интеллектуальной деятельности происходит в игровой форме, изучение проблемы влияния развивающих игр на формирование интеллектуальных способностей является актуальным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovaniyu.docx24.39 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                               

План по самообразованию

Тема: «Использование развивающих игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников

3 – 4 лет» на 2021– 2022 гг.

Согласно Федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования задачи логико-математического развития детей должны решаться в рамках познавательно-речевого направления развития дошкольников в образовательной области «Познание», а также «интегрировано в ходе освоения всех образовательных областей». Формирование простейших математических представлений у детей 3 -4 лет очень важно, так как является основой для познавательно – творческого развития личности ребёнка в последующие годы дошкольного детства.

Игра является важным моментом в жизни каждого ребёнка. Невозможно представить детей без игры! Игра учит и развивает детей. Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.

Поскольку в дошкольном возрасте развитие всех психических процессов, в том числе и интеллектуальной деятельности происходит в игровой форме, изучение проблемы влияния развивающих игр на формирование интеллектуальных способностей, является актуальным.

Игра в детском саду, важная часть работы воспитателя. Игра сближает взрослого и ребенка дошкольного возраста. Через Игру между ребёнком и воспитателем возникают доверительные отношения. Единственный язык, который очень легко дается детям дошкольного возраста – это язык ИГРЫ. Именно игра позволяет скорректировать все возникающие проблемы и сложности в отношениях со взрослыми, детьми, сверстниками. Поэтому, на вопрос: «Что больше всего любят дети?», можно не задумываясь ответить: «Играть».

Цель: создание условий для развития у детей элементарных математических представлений посредством развивающих  игр.

 Задачи:

-        изучить и обобщить педагогическую и методическую литературу по данной теме;

-        составить картотеку дидактических и развивающих игр, заданий игрового содержания по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста;

  -         создание предметно-развивающей среды в группе (уголок познавательного развития).

  -      повысить компетентность родителей в значимости дидактических игр по математике для детей дошкольного возраста.

Начало работы по теме: 01. 09.2021г.

Ожидаемые результаты:

1.Повышение своего профессионального мастерства и компетентности.

2. Обогащать развивающую среду в группе дидактическими играми, настольно-печатными играми, развивающими играми по ФЭМП.

3. Использовать разработанный материал на занятиях математики с детьми дошкольного возраста.

4. Развивать у детей умения анализировать предметы, выделяя признаки: цвет, форму, величину.

5. Повышение компетентности родителей по ФЭМП.

Этапы работы

Содержание деятельности

Предполагаемый результат

Сроки выполнения

Подготовительный этап.

Планировать работу с детьми на новый учебный год.

Подготовить консультацию для родителей на тему «Роль развивающих и дидактических игр по развитию ФЭМП для детей 3 – 4 лет.»

1.Изучение методической литературы:

- Программа «От рождения до школы» - Под ред. Н.Е. Веракса, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой

- Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина «Игралочка». Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации – М., Баласс, 2003г – 256.

- З.А.Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников», М.: Просвещение 1990.

- Т. А. Фалькович, Л. П. Барылкина «Формирование математических представлений»: Занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного образования. — М.: ВАКО, 2005 г. — 208 с.

- Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. — М.: Баласс, 2003 г. — 256 с.

       - Помораева И. А., Позина В. А. Занятия по формированию элементарных математических представлений во второй младшей группе детского сада: Планы занятий. - М.: Мозаика-Синтез, 2006-2010.

           

2.   Регулярный просмотр интернет – ресурсов:  

«Социальная сеть работников образования nsportal.ru», «Maaam.ru», «Pro.Школу.ru».

3. Разработать картотеку развивающих и дидактических игр по ФЭМП.

4. Оформление   папки   передвижки

«Математика для дошкольников».

5. Оформить сборник консультаций для

родителей «Развитие математических

способностей у детей 3 – 4 лет».

6. Создание  в группе уголка «Математику люблю, с математикой дружу!»

Ознакомление, изучение и накопления научно- теоретических материалов по теме самообразования.

Формирование папки, электронной базы методических материалов.

Побуждать интерес детей к развивающим и дидактическим играм по ФЭМП.

Организация консультативной деятельности и разработке рекомендаций по повышению компетентности родителей в вопросах ФЭМП.

Активизировать познавательную деятельность в области математики.

Сентябрь – май

 В течение года

                   

В течение года

В течение года

Практическая часть. Работа с детьми.

Содержание работы.

Применение в различных видах играх.

Сроки выполнения.

1.

Знакомство с понятиями: «Один», «Много», «Столько же», «Больше или Меньше».

«Больше или меньше», «Подари другу столько же», «Посылка», «Что меньше», «Что изменилось?», «Построим башню», «Игры с мячом», «Бусы», «Поезд», «Всем ли хватит места».

Сентябрь 2021г.

2.

Знакомство с: «Свойства предметов. Счёт до 2», «Ориентировка в пространстве», «Цифры 1 и 2», «Соотношение с количеством», «Круг. Свойства круга».

«Разноцветные фонарики», «Скажи по другому», «Сбор урожая овощей», «Готовим салат», «Посылка двух медвежат», «Сложи листики», «Солнышко и дождик».

Октябрь 2021г.

3.

Знакомство с: «Длиннее», «Короче», «Шар. Знакомство с Шаром, его свойствами», «Пространственные отношения: Справа, Слева», «Шире – Уже», «Счёт до 3. Число 3», «Расположение фигур», «Треугольник».

«Прогулка в лес», «Где дорожка длиннее», «Медведь и пчёлы», «Помоги цыплятам», «Сравни предметы».

Ноябрь 2021г.

4.

«Знакомство с понятием НА, НАД, ПОД», «Счёт и знание цифры 3», «Знакомство с понятием: раньше, позже», «Формирование временных представлений», «Знакомство с понятием: выше, ниже», «Сравнение предметов по высоте».

«Найди и обведи», «Котята и щенята», «Поезд», «Самолёты», «Гаражи», «Сделаем бусы на ёлку».

Декабрь 2021г.

5.

«Счёт до 4. Число 4. Цифра 4», «Геометрическая фигура: Квадрат», «Свойства предметов: сходства и различия», «Временные представления», «Знакомство с понятием Куб», «Понятие: вверху, внизу».

«Кто живёт на крыше», «Четвёртый лишний», «Прокати в ворота», «Сфотографируй куб и шар», «Займи своё место в вездеходе».

Январь 2022г.

6.

«Закрепить понятие: слева, справа, посередине», «Счёт до5. Число и цифра до 5», «Соотношение числа и количества», «Понятие: впереди, сзади», «Понятие: внутри, снаружи», «Признаки сходства и различия».

«Доктор Айболит», «Что сначала, что потом», «Строим детскую больницу», «Инсценировка по сказке «Репка»», «День – ночь», «Аквариум».

Февраль 2022г.

7.

 

Знакомство с понятием «Пара», представление о парных предметах», «Сравнение предметов по: длине, ширине, высоте», «Геометрическая фигура – Овал, Прямоугольник», «Сходства – Различия», «Определение места по заданному условию», «Ориентировка в пространственных ситуациях».

«Разложи по порядку», «Найди пару», «Перчатки», «Семья геометрических фигур», Пальчиковая игра «Семья», «Займи стал», «Найди игрушку», «Найди сходства и различия», «Сравни предметы».

Март 2022г.

.

8.

«Закрепление: счёт до 5», «Счёт на ощупь (по осязанию)», «Счёт: количественный и порядковый в пределах 5», «Ориентировка на листе бумаги»,

«Теремок», «Чудесный математический мешочек», «Игра с обручем», «Пожарная машина», «Упражнение по ФЭМП – Насос», «Магазин игрушек», «Что изменилось?», «Кто быстрее пройдёт свой лабиринт», «Что за чем было?».

Апрель 2022г.

 9.

«Счёт количественный и порядковый в пределах 5», «Формирование временных представлений», «сосчитай и отсчитай (в пределах5)», «Что было раньше, что потом», «Повторить счёт до 5».

«Раньше – позже», «Найди медвежонка», «Поймай бабочку», «Сосчитай и найди», «Найди цепочку», «Хлебный магазин», Игра с обручем, «Найди столько же», «Справа как слева», «Волшебные дорожки».

Май 2022г

Общая практическая часть.

Создание предметно-развивающей среды в группе (уголок познавательного развития ФЭМП):

Составление картотеки дидактических игр по математическому развитию для детей младшего дошкольного возраста:

Подготовка отчета о проделанной работе по теме самообразования. Выступление на родительском собрании.

«Интересная математика»

Игры на логическое мышление, величину, счёт до 5, ориентировка в пространстве, во времени, геометрические фигуры и др.

В течение года

В течение года

                       

Май 2022г.

Работа с родителями:

Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала.

Проведение индивидуальных консультаций и бесед.

Проведение консультации для родителей на тему «Роль дидактических игр в воспитании детей дошкольного возраста».

Рекомендации: «Формируем пространственные представления», «Как научить детей определять свойства предметов».

В течение года

Октябрь

Май


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

индивидуальный план работы по самообразованию "Использование развивающих игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников"

Создание условий для развития у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений посредством развивающих игр....

План самообразования воспитателя на 5 лет по теме "Использование занимательного игрового материала при формировании элементарных математических представлений у дошкольников"

В данном материале представлен индивидуальный план воспитателя на 5 лет по теме  "Использование занимательного игрового материала при формировании элементарных математических представлений у...

ПЛАН по самообразованию ТЕМА: «Использование развивающих игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников» на 2017 – 2018 учебный год.

Цель: развивать познавательную активность детей, любознательность через занимательный математический материал.Задачи: 1. Развивать интерес к математике в дошкольном возрасте....

ПЛАН по самообразованию ТЕМА: «Использование развивающих игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников» на 2018 – 2019 учебный год.

Тема самообразования:«Использование развивающих игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников ».Цель: развивать познавательную активность детей, любознатель...

План по самообразованию Мустафиной Д.Х. Тема: «Использование сюжетно-дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников»

Цель и задачи самообразования: Изучение актуальности использования игровых приёмов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников.Активно воздействовать на всестороннее...