Мастер-класс "Метод проекта в образовательной работе педагога"
учебно-методический материал

Трофимова Людмила Юрьевна

Метод проекта в образовательной работе педагога

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_metod_proekta.docx42.08 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад № 203 «Непоседы» города Чебоксары Чувашской Республики

Мастер – класс

«Метод проекта в образовательной работе педагога»

                                               

                                           

                                                Подготовила:

                                                                            воспитатель  Трофимова Л.Ю.

                                                                                Дата: 19.02.2020 г.

Проект в образовательных организациях - это спланированное образовательное мероприятие сообщества детей и взрослых в учебных целях. В центре этой деятельности находится работа над интересной для детей темой и ее включенность в образовательный контекст. Такая тема исследуется и изучается совместно; при этом выявляются возникающие вопросы и проблемы, творческое решение их обсуждаются сообща, и этот процесс занимает значительный промежуток времени. Поэтому главный признак проекта заключается в том, что он проходит в несколько этапов:

  1. Нахождение темы проекта и осознание ее (начальный этап и ознакомление);
  2. Планирование и реализация проекта, анализ образовательных процессов (этап подготовки и реализации);
  3. Завершение и анализ проекта (этап демонстрации результатов);
  4. Продолжение проекта (при необходимости).

Проектная деятельность приведет к устойчивым результатам, если будут учитываться профессиональные стандарты, уточняющие принципы проектной деятельности.

Стандарты этапов проектной деятельности:

  • Выбор темы проекта и формирование рабочих групп является ключевым этапом, которому необходимо уделить особое внимание и достаточно времени, при этом интересы и потребности детей выдвигаются на передний план.
  • Соблюдение определенных ритуалов и ответы на ключевые вопросы, а также тщательное пошаговое планирование проекта, готовность воспринимать новые идеи и измениения гарантируют успешное вхождение в проект.
  • Реализация проекта характеризуется применением разнообразных методов, связью темы с образовательным контекстом и постоянным анализом осуществляемых в проекте образовательных процессов.
  • Завершающий этап проекта четко не определен, так что продолжительность проекта может варьироваться в зависимости от заинтересованности детей. Презентация и обсуждение проекта являются заключительными ритуалами, при этом существует множество вариантов их проведения.
  • Проекты могут иметь продолжение: это может быть последующая работа небольшой группой или смежные проекты, затрагивающие вопросы, на которые не были получены ответы в ходе предыдущих проектов.

Поиск новых проектов и формирование групп как ключевой этап.

Проекты возникают в связи с конкретной ситуацией, в которой проявляются склонности и интересы детей. Однако проектными могут стать и темы, с которыми дети до этого не сталкивались, но которые являются важными для процесса социализации детей и расширения их кругозора.

        Изначально идея проекта должна исходить от детей – именно они должны быть его творцами. Какие события повседневной жизни детского сада могут стимулировать возникновение проекта, рассмотрим в таблице.

Стимулы для проекта

События повседневной жизни

Темы и интересы детей

  • Темы, часто интересующие детей во время игры (наиболее часто повторяющиеся ситуации)
  • Актуальные ситуации, события и явления, вызывающие интерес у детей.
  • Вопросы, задаваемые детьми.
  • Впечатления, о которых рассказывают дети.
  • Идея, высказанная кем-либо из детей и увлекшая всех остальных.

Импульсы, мотивирующие детей

  • Формировать развивающую предметно-пространственную среду, вызывающую интерес у детей уголок для чтения)
  • Сообщать детям обо всех местных новостях, которые вызывают у них интерес (открытие новой выставки)
  • Организовывать экскурсии, стимулирующие детей познавать новое и высказывать идеи.

Целенаправленные вопросы к детям

Обсуждение идей с детьми в беседе или на конференции

  • Что бы ты хотел узнать, выучить (к школе)?
  • Какие у тебя есть вопросы?
  • Что тебя интересует?

Темы проектов для педагогов

  • Цифры.
  • Здоровье.
  • Школа.
  • Лес - дни леса.

        Не нужно специально искать тему проекта, она должна определиться сама – это одно из важных условий для успешной проектной деятельности. Необходимо:

  • выслушивать детей и серьезно относиться к их интересам, вопросам и идеям;
  • целенаправленно наблюдать за детьми во время игры, чтобы констатировать, какие темы в настоящее время их занимают при деятельности;
  • напрямую опрашивать детей и поощрять их к открытому высказыванию пожеланий и идей;
  • избегать  поспешного превращения в проект каждой темы, к которой дети проявляют умеренный интерес.

Очень важно, чтобы на поиск темы для проекта отводилось достаточно времени, не следует любой замеченный у детей интерес развивать в проект. Научиться проходить до конца долгий этап подбора темы для проекта, не бросать дело на полпути - такое поведение способствует самопознанию воспитателя в процессе педагогической деятельности.

Как начать проект? Пример.

Проект «Исследователи электричества»

Зина рассказывает на утреннем круге: «Моя мама сегодня утром не включила свет в ванной!» Я ей отвечаю: «Наверное она хотела сэкономить электроэнергию». Антон спрашивает: «Что значить экономить электроэнергию?» Я ему объясняю, что мы должны оплачивать электричество, которое потребляем. Зина объясняет: «Если ты свет не включаешь, тогда платить за него не нужно.»  Антон говорит: «Моя мама, когда включает свет, не платит деньги!» Все согласно кивают: никто не платит! После этого мы идем к электрическим счетчикам и рассматриваем, как подсчитывается потребление электричества. Мы хотим узнать, что же там подсчитывается.

Завершая этап поиска темы проекта, необходимо ответить на следующие вопросы:

  • Какие из предложенных тем подходят для начала нового проекта?
  • Кому еще интересна данная тема, кроме детей, активно принимавших участие в ее обсуждении?

Оба решения принимаются совместно с детьми, например во время утреннего круга, на общем собрании или на детской конференции.

Начало проекта - совместное планирование.

Отправной точкой проекта является его планирование. Взрослые часто пытаются распланировать все самостоятельно. В соответствии с образовательными программами они, наоборот, должны привлекать детей к планированию и проведению проекта. Прежде всего необходимо серьезно воспринимать все высказанные детьми предложения, даже если они на первый взгляд покажутся взрослым неприемлемыми. Сначала следует выслушать и наглядно зафиксировать все идеи. Для аккумулирования идей детям можно задать следующие вопросы:

Что вам интересно в этой теме?

Что вы уже знаете по этой теме?

Что вы еще хотите узнать? Какие у вас есть вопросы?

        Чем чаще планирование проекта проводится совместно с детьми и педагогами, тем в большей степени мы наблюдаем отождествление с проектом и заинтересованность в нем.

        Самым главным для этапа планирования является организация дискуссии с детьми, во время которой все высказывают свои мнения и пожелания и совместно находят идею, которую и будут претворять в жизнь. Важным ритуалом в начале проектной деятельности является так называемый мозговой штурм. Нужно зафиксировать вопросы интересы детей, относящиеся к теме и вывесить на информационном стенде. Детям очень нравится, что их предположения и гипотезы записываются, а затем начинается их этап перепроверки. Проблемные вопросы педагога заставляют детей активно высказывать свои идеи, гипотезы и теории. На сновании этого затем формируются пробные цели проекта, намечаются первые шаги и распределяются обязанности, при этом педагог тоже вносит свои идеи и предложения таким образом расширяет горизонт детей:

Чем мы все хотим заниматься?

Кто что и где хочет делать?

 Кто уже что-то знает?

Проект «Архитект –туры с детьми»: введение

На еженедельной конференции дошколят дети имеют возможность высказать свои идеи и пожелания.  На плакате записываются все внесенные предложения, среди них были и такие: «Чаще бывать в центре города и внимательно рассматривать здания» Конкретизируя эту идею, дети пожелали получить ответы на следующие вопросы: «Кто работает в этих зданиях? Почему эти здания так построены?» На вопрос, какие здания они хотят узнать поближе, дети высказали много предложений. Так как не все дети знали названия зданий, взрослые  предложили организовать группу фотографов, которые сфотографировали бы все интересные для детей дома, чтобы потом все вместе смогли сделать выбор. Сразу же десять детей захотели пойти в город и в течении целого часа фотографировали на цифровой фотоаппарат различные здания. Взрослые под каждой фотографией подписывали имя ее автора и замечания детей.

На этапе планирования часто идет речь о том, чтобы переосмыслить название проекта и сократит или расширить его:

  • очень узкую тему проекта следует сформулировать широко, чтобы дать детям возможность в ходе проекта разрабатывать отдельные проблемы;
  • тему проекта, сформулированную слишком обобщенно, следует содержательно ограничить, чтобы в процессе работы над проектом повысить шансы детей усвоить и понять новое.

Проект «Изучаем время»: углубление темы

Проект, касающийся только математической составляющей, был бы слишком узок и направлен на специальные познавательные способности ребенка и быстро бы завершился. Расширенная тема (например, «Как люди измеряют время?») оставляет свободу для маневра и развития различных компетентностей и способов самовыражения:

Строим песочные и солнечные часы;

Измеряем время в музыке и танце (Метроном)

Распределяем время сами в ежедневниках

Философствуем о понятии «Время» и многое другое.

Проект «Космос»: сужение темы

При работе над данной темой нельзя ожидать, что дети поймут, как устроена Вселенная. Цель проекта может состоять в том, чтобы объяснить детям взаимодействие Земли и Солнца, а также Земли и других планет.

Реализация проекта – документирование и анализ.

        Как руководитель проекта, педагог стремится сопровождать деятельность детей и выступает в роли консультанта, мотивирует и поддерживает детей.

Основные принципы  успешной реализации проекта приведены ниже.

  1. Сбор информации по теме проекта. 

Этап осуществления проекта начинается с поиска и сбора информации по теме проекта и с ответа на возникающие при этом вопросы. Источники информации могут быть как первичными (поездки на природу, посещение выставок, музеев, специалистов) и вторичными (книги, Интернет; привлечение родителей в  качестве компетентных консультантов), причем как правило, они используются одновременно. При этом визуальное восприятие, ощущение и понимание происходят через практическую деятельность, в различных ситуациях приобретается опыт, и накапливаются знания об окружающем мире.

Проект «Архитект –туры с детьми»: продолжение.

На следующей детской конференции дети из группы фотографов представляют сделанные ими снимки зданий, в результате мы составили список сооружений – это одновременно стало и введением в тему проекта «Архитект – туры»: с какого здания начать «Архитект – тур»? Одна девочка предложила начать со здания администрации: там работает ее папа в отделе по делам молодежи, после голосования с помощью «камешков демократии» это предложение принимается.

Взрослые позвонили в отдел, и одна из сотрудниц сразу согласилась ответить на вопросы детей. Через два дня определился состав группы и было проведено организационное собрание. Сначала мы записали все интересующие детей вопросы к отделу по делам молодежи, и нашли дополнительную информацию в книгах по истории нашего города, которые нашлись в учебном уголке детского сада. Это заставило детей задуматься: «Почему отдел называется «По делам молодежи?», «Это старое здание?» Конечно, ведь оно уже существовало, когда я родился». На плане города, вывешенном в рабочем уголке, дети и взрослые обозначили цель своего путешествия и наметили маршрут.

Каждый тур документируется. Информация обо всех вопросах, ответах и наблюдениях детей содержится в папках с документацией, кроме того, можно посмотреть фотоотчеты в компьютере.

  1. Вхождение в тему интеграция ее в широкий контекст: ориентирование на процесс

Участники проекта изучают и исследуют свою тему обстоятельно, применяя различные стратегии: для этого они располагают большим количеством возможностей.

  • Несмотря на то, что ход реализации проектов одинаков, в каждом из них мы исследуем, наблюдаем, экспериментируем, дискутируем, мастерим, рисуем, поем, танцуем и т.д. Этапы работы в малых группах сменяются индивидуальной деятельностью или работой в парах. Планируются и проводятся мероприятия на свежем воздухе, поездки и экскурсии, в детский сад приглашаются специалисты, и с ними проводятся беседы. Педагоги объясняют новые понятия, консультируют, представляют группе необходимые материалы, организуют окружающее пространство, дополнительно информируют детей с помощью фотографий, слайдов, книг и рассказов.
  • Постоянная смена форм работы, таких как общая дискуссия, экскурсии, эксперименты, сюжетно-ролевые игры, рисование, рукоделие и т.п. помогает глубже проникнуть в соответствующую тему.
  1. Регулярное документирование проекта и анализ образовательных процессов вместе с детьми.

Чтобы ни одна идея, вопрос, мысль, высказанные ребенком, не пропали, педагогу нужно всегда держать под  рукой карандаш, блокнот и цифровую камеру. Документация проекта – это одновременно и основа для метакогнитивных диалогов,  во время которых регулярно анализируются ход проекта и осуществленные образовательные процессы  («Чему мы научились? Как мы этому научились?) Процесс анализа помогает детям осознать, какой путь они прошли, чтобы сформировать новое знание.

Учить учиться – организация анализа путем метакогнитивного диалога.

Целью диалога является стимулировать детей к самостоятельному мышлению, анализу и высказыванию своих мыслей относительно учебного содержания и прежде всего по поводу их собственного образовательного процесса и при этом помочь детям осознать, как они учатся.

Во время метакогнитивных диалогов педагог обсуждает с детьми то, что они изучили, а также то, как и почему они этому научились. Таким образом, он заставляет детей задуматься над тем, как происходит процесс их мышления и образования.

Следующие вопросы помогают детям задуматься над собственным процессом обучения и поиска решения проблемы:

  • Как получилось, что мы вчера что-то сделали?
  • Вы узнали что-то, чего раньше не знали?
  • Как вы пришли к решению проблемы?
  • Как ты\вы можешь/можете найти об этом больше информации?
  • Как вы можете сообщить другим детям то, что вы узнали?

  1. Смена фаз деятельности, анализа и планирования – свободное течение проекта

Проекты, несмотря на необходимость планирования и подготовки, являются образовательной программой, открытой для спонтанных идей детей, новых предложений педагогов или инициатив родителей. В ходе реализации проекта, который в первую очередь учитывает интересы, пожелания и потребности детей и часто проводится в малых группах, фазы деятельности, анализа и нового планирования постоянно сменяют друг друга. Для расширенного  изучения темы привлекаются родители, а также организации и специалисты их разных сфер, с детьми проводятся экскурсии.

Проект «Динозавры».

Наши дети запланировали построить фигуру динозавра. После посещения музея и библиотеки они заинтересовались внутренним строением динозавра. «А у него есть сердце?» - спросил один ребенок. Мы выясняем этот вопрос.

Позднее, при постройке динозавра внутренние органы стали для нас очень важны. Изнутри динозавр тоже должен быть правильным : дети начинают мастерить сердце, желудок почки и т.д. «В желудке должны быть кости, чтобы было понятно, что динозавр плотоядный!» - сказал кто-то из ребят. И теперь мы должны решить, из чего лучше сделать кости.

Во время ежедневных круглых столов дети и педагог обсуждают свою деятельность. Одна идея или встреча порождает следующую. Поэтому невозможно работать по плану, составленному на неделю и на месяц вперед. Течение проекта свободное, оно идет по различным направлениям и автоматически проводит детей по всем образовательным областям.

Окончание проекта – презентация и оценка.

Когда завершить проект, могут решить только дети. Продолжительность проекта зависит от мотивации и интереса детей:

  • Заканчивать проект нужно тогда, когда интерес детей к нему угасает. Если вы видите, что он больше не воодушевляет детей, тогда небольшая группа детей может вынести на обсуждение вопрос о завершении или продолжении проекта. Таким образом, проект анализируется и обсуждается вместе с детьми, выясняется, есть ли еще вопросы и идеи; в итоге рабочая группа решает завершить проект. Однако, возможно и продолжение – например, проект, вытекающий из предыдущего;
  • Каникулы не означают, что проект надо автоматически завершать, напротив, дети умеющие работать в проекте, продолжают его. Если педагог ушел в отпуск, дети могут работать самостоятельно, но при этом нужно поддерживать дух проекта в детском саду и воспитывать определенную культуру процесса обучения.

Завершающие этапы проекта - это кульминационный момент педагогической работы. В зависимости от содержания, интенсивности и продолжительности соответствующего проекта его завершение можно организовать совместно с детьми в различной форме, например :

  • Экскурсии, посещение организаций и специалистов (Экскурсия в ботанический сад в проекте «Сад»)
  • Праздники по теме проекта с итоговой презентацией, представленной детьми, на которые приглашаются родители ( день сказок с родителями в проекте «Грамотность)

Торжественное  завершение проекта, если оно в основном подготовлено и проведено детьми, расширяет их компетентности. На практике это означает следующее: дети пишут приглашения, обдумывают, какие результаты и в какой форме они могут продемонстрировать. Они накрывают на стол, выставляют свои работы и с помощью компьютерной презентации или фотовыставки рассказывают о том, что они сделали, о своих впечатлениях и опыте. Благодаря присутствию и вниманию родителей, дети чувствуют серьезное отношение к себе и гордятся своими достижениями.

По каждому проекту следует провести итоговое обсуждение в рабочей группе. Необходимо оценить с детьми на метауровне ход всего проекта на основе следующих вопросов:

  • Что мы делали во время проекта? Почему мы делали этот проект?
  • Чему мы научились во время проекта? Как этому мы научились?
  • Что вам больше всего понравилось? Что больше всего запомнилось?

Документация проекта при этом имеет большое значение. Во первых, в проектную документацию постоянно добавляются материалы по итогам анализа – таким образом папка пополняется. Во вторых, проектная документация связана с работой каждого ребенка над портфолио. Например:

  • У каждого ребенка есть возможность выбрать из проектной документации те рисунки или записи, которые в виде копии могут представлены в его портфолио;
  • На основе документации результатов анализа, проведенного вместе с детьми, для каждого ребенка разрабатывается рассказ о проекте для портфолио.

Продолжение проекта.

Продолжение проекта может иметь различные формы, например:

  • Дальнейшее проведение проекта небольшой группой детей;
  • Перенос части проекта в другой;
  • Смежные проекты, развивающие вопросы, высказанные в ходе предыдущего проекта ( например, вопрос во время проведения проекта «Стройплощадка», какие еще профессии существуют, дал импульс проекту «Профессии»)
  • Превращение проекта в ритуалы (например, проект «От гусеницы к бабочке» привел к тому, что каждый год дети стали разводить бабочек)

Очень редко бывает так, что интерес к проекту исчезает у всей группы. Продолжать проект в маленькой группе, с детьми, которые живо и горячо им интересуются, является хорошей возможностью для того, чтобы вдохнуть в него новую жизнь.

Литература:

  1. Михайлова-Свирская Л.В. Метод проектов в образовательной работе детского сада: пособие для педагогов ДОО /Л.В. Михайлова-Свирская. - М.: Просвещение, 2015. – 95 с.
  2. Райхерт-Гаршхаммер Е. Проектная деятельность в дошкольной организации / Е. Райхерт- Гаршхаммер; под ред. Л.В.Свирской . – М.: Издательство «Национальное образование, 2016. – 112 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект совместной образовательной деятельности педагога и детей средней группы по О.О. " Развитие речи"

Через знакомство с миром насекомых, идёт работа над развитие речи детей, обогащение словарного запаса....

Проект совместной образовательной деятельности педагога и детей младшей группы по ОО « Развитие речи».

Актуальность: Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы р...

Семинар-практикум "Организация образовательной работы педагогов по приобщению дошкольников к художественной литературе"

Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащения детской речи....

Методический проект "Как внедрить метод проектов в практику работы педагогов детского сада?"

Презентация методического проекта о внедрении метода проектов в работу воспитателей ДОУ...

ЦИКЛОГРАММА планирования воспитательно-образовательной работы педагогов с детьми старшей группы на 2022-23 учебный год

ЦИКЛОГРАММА планирования  воспитательно-образовательной работыпедагогов с детьми старшей группы на 2022-23 учебный год...