"Юные эколята"
методическая разработка

Симакова Светлана Владимировна

Изучение в доступной форме дополнительного  материала по окружающему миру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Познавательное развитие48.36 КБ

Предварительный просмотр:

Актуальность:

Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у маленьких детей: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую». Когда ребенок сам действует с объектами, он лучше познает окружающий мир, поэтому приоритет в работе с детьми следует отдавать практическим методам обучения: экспериментам, проектам, опытам. Поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо заложить первоосновы личности, проявляющей активное исследовательско – творческое отношение к миру.   Ученые, исследовавшие экспериментальную деятельность (Н.Н. Поддьяков,  А.И.Савенков,  А.Е.Чистякова, О.В. Афансьева) отмечают основную особенность познавательной деятельности: «ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним.  А овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает мировидения ребенка». Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы с дошкольниками в различных режимных моментах, в том числе и при работе на метеоплощадке.

Проблема:

В рамках календарно-тематического планирования знакомству с явлениями природы, их подробному изучению, экспериментальной деятельности в природе практически не уделяется время. Воспитанники узнают о явлениях природы – дожде, грозе, снегопаде, листопаде и многих других – преимущественно из наблюдений через окно группы или из рассказов воспитателя, чтения литературных художественных произведений и стихотворений.

Для экспериментов, наблюдений и творчества необходимо отдельно отведенное время в режимных моментах. Начинать свои наблюдения дети могут на метеоплощадке - за облаками, изменениями температуры воды и воздуха, ветром, его силой и направлением, а также производить многие другие манипуляции, вести дневники наблюдений, учиться регистрировать изменения и строить прогнозы, а завершать свои наблюдения – экспериментами с песком, воздухом, водой и многое другое – в центрах экспериментирования, на участках для прогулок.

В рамках календарно-тематического планирования знакомству с явлениями природы, их подробному изучению, экспериментальной деятельности в природе практически не уделяется время. Воспитанники узнают о явлениях природы – дожде, грозе, снегопаде, листопаде и многих других – преимущественно из наблюдений через окно группы или из рассказов воспитателя, чтения литературных художественных произведений и стихотворений.

Для экспериментов, наблюдений и творчества необходимо отдельно отведенное время в режимных моментах. Начинать свои наблюдения дети могут на метеоплощадке - за облаками, изменениями температуры воды и воздуха, ветром, его силой и направлением, а также производить многие другие манипуляции, вести дневники наблюдений, учиться регистрировать изменения и строить прогнозы, а завершать свои наблюдения – экспериментами с песком, воздухом, водой и многое другое – в центрах экспериментирования, на участках для прогулок.

Цель данной план - программы:

- осознание ребенком неразрывного единства мира природы и человека, постижение причинно-следственных связей в окружающем мире через экспериментирование и исследовательскую деятельность.

Задачи:

План-программа предусматривает решение следующих задач:

- Создать условия для подготовки дошкольников к восприятию основ экологии в динамичном изменении по временам года.

- Формировать у детей представления о необходимости бережного и созидательного отношения к природе через различные виды деятельности: познавательную, исследовательскую, творческую, коммуникативную, игровую.

- Приобретение детьми личного опыта по осознанию ребенком неразрывного единства мира природы и человека, постижение причинно-следственных связей в окружающем мире через экспериментирование и исследовательскую деятельность.

- Приоритетное направление в работе - прививать навыки бережного (неразрушающего) обращения с предметами и явлениями, в том числе изготовленными своими руками.

- Создать условия для наиболее полного раскрытия возрастных способностей и возможностей каждого ребенка через организацию работы по экспериментированию.

План-программа  построена на следующих принципах: 

Принцип научности:

- предполагает подкрепление всех средств познания научно - обоснованными и практически апробированными методиками;

- содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования.

Принцип целостности:

- основывается на комплексном принципе построения и непрерывности процесса поисково-исследовательской деятельности;

- предусматривает решение программных задач в совместной деятельности педагогов, детей и родителей.

Принцип систематичности и последовательности:

- предполагает повторяемость тем во всех возрастных группах и позволяет детям применить усвоенное и познать новое на следующем этапе развития; ---формирует у детей динамические стереотипы в результате многократных повторений.

Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания:

- обеспечивает психологическую защищенность ребенка, эмоциональный комфорт, создание условий для самореализации с опорой,  на индивидуальные особенности ребенка.

Принцип доступности:

- предусматривает решение программных задач, в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности воспитанников.

Принцип активного обучения:

- обеспечивает использование активных форм и методов обучения дошкольников, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы, творчества.

Принцип креативности:

- предусматривает «выращивание» у дошкольников способности переносить ранее сформированные навыки в ситуации ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребности детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.

Принцип результативности:

- предусматривает получение положительного результата проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального развития детей.

Участники план – программы:

- воспитанники всех возрастных групп МБДОУ «Д/с № 47», воспитатели, родители (законные представители) воспитанников.

Привлеченные участники план - программы:

  • МБУК «Ачинская городская детская библиотека».

Ожидаемые результаты:

- Будут созданы условия для подготовки дошкольников к восприятию основ экологии в динамичном изменении по временам года.

- У детей будут сформированы представления о необходимости бережного и созидательного отношения к природе через различные виды деятельности: познавательную, исследовательскую, творческую, коммуникативную, игровую.

- Дети приобретут личный опыт по осознанию неразрывного единства мира природы и человека, научатся разбираться в причинно-следственных связях окружающего мира через экспериментирование и исследовательскую деятельность.

- Будут созданы условия для наиболее полного раскрытия возрастных способностей и возможностей каждого ребенка через организацию работы по экспериментированию, пополнены центры экспериментирования в возрастных группах.

При активном участие детей и взрослых в реализации план-программы предполагается, что у каждого ребенка возникает чувство сопричастности большому коллективу единомышленников.

Успешность детей в различных мероприятиях повысит социальную активность, даст уверенность в своих силах и талантах, поможет детям в формировании коммуникативных умений.

На территории детского сада продолжит развиваться метеоплощадка, экологические уголки в группах пополнятся - календарями погоды из цветов-синоптиков, приборами для измерения температуры воды, почвы, воздуха; будут разработаны материалы и картотеки с приметами, явлениями, которые можно будет использовать на непосредственно организованной деятельности в течение учебного года и др.

Вид план - программы: долгосрочный, творческо-познавательный.

Ресурсы обеспечения план - программы:

- Кадровые: воспитатели.

- Информационные: методические разработки, научная и художественная литература по теме план - программы, ресурс интернета.

- Материально-технические: наглядные и дидактические пособия, канцелярские товары, плакаты, фотоаппарат, ноутбук, проектор, музыкальный центр/ колонка, телевизор.

Формы и методы работы:

- работа с разными источниками информации;

- непосредственно организованная деятельность;

- игровая деятельность;

- опыты, эксперименты с различными объектами природы (песок, вода, снег, лед, глина, камни и др.);

- организация исследовательской деятельности, её регистрация в журналах наблюдений;

- выставки наработанных материалов по итогам реализации план-программы;

- подготовка и проведение различных творческих дел, экспериментов с учетом индивидуальных особенностей детей;

- участие детей в работе творческих мастерских;

- ежедневное участие в трудовых операциях по благоустройству территории и здания детского сада;

- интеллектуальные, спортивные игры;

- пополнение методическими материалами;

- целевые экскурсии;

- тематическая неделя с использованием опытов или экспериментов;

- чтение художественной литературы;

- конкурсы и викторины;

- сбор материала для занятий вместе с родителями, воспитателями;

- открытые мероприятия для родителей, развлечения со сказочными персонажами.

Дальнейшее развитие план – программы:

Данную план-программу можно использовать в учебное время, в период летнего оздоровительного отдыха воспитанников, включив в план воспитательной работы для экологического образования дошкольников, дополняя знания детей в соответствии с уровнем развития.

Сроки реализации план – программы:

Реализация данной план - программы рассчитана на 12 календарных месяцев (1 год).  

План-программа ориентирована на развивающее обучение и направлена на развитие личности ребенка: умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира, на совершенствование речи дошкольников, их мышления, творческих способностей, культуры чувств. Приоритет отдается не простому запоминанию и не механическому воспроизведению знаний, а пониманию и оценке происходящего, элементам системного анализа, совместной практической деятельности воспитателя и детей.

Перспективное планирование работы по экспериментально – исследовательской деятельности с детьми младшего дошкольного возраста (2 – 4 лет)

Задачи экспериментально - исследовательской деятельности для детей младшего дошкольного возраста:

  • Воспитывать в детях любовь к природе и интерес к её многообразным явлениям.
  • Расширять знания детей о живой и неживой природе. Продолжать знакомить со свойствами воды, воздуха, песка, глины.
  • Развивать у детей познавательную активность. Умение анализировать, делать выводы.  Продолжать развивать мелкую и общую моторику, внимание, память, речь детей.
  • Через взаимосвязь с другими видами деятельности, систематизировать элементарные экологические представления детей.

Месяц

Тема, задачи

Деятельность

сентябрь

«Песочная страна»

- продолжать знакомить детей с предметами неживой природы;

- дать представление о том, что песок – это множество песчинок.

Проблемная ситуация «Как получить чистый песок?»

Строительство песочного замка.

Рисуем на песке.

«Цветной песок»

октябрь

«Воздух»

-продолжать знакомить детей со свойствами воздуха;

-обратить внимание на движение воздуха.

Наблюдения за вращением вертушки, за движением флажка.

Определяем направление ветра.

«Воздух работает» (парусные суда, воздушные шары и т.д.)

Игры «Мой веселый звонкий мяч», «Чья лодка быстрее?»

ноябрь

«Свойства материалов (дерево)»

- познакомить детей с изделиями из дерева;

- изучить некоторые свойства дерева.

Беседа «Из чего мы сделаны?» (стул, стол и др.)

«Переплывём реку»

Д/и «Найди предмет из дерева».

Д/и «Хорошо-плохо».

Игра на деревянных ложках.

Пополнение материалами: картотека игр с песком, воздухом, дидактические игры на определение свойств материалов.

      декабрь

«Вода»

- дать детям представление о плавучести предметов;

- дать представление о том, что вода может приводить в движение другие предметы.

Совместное экспериментирование «Плавает-тонет»

«Меняет форму»

«Водяная мельница»

«Я – фокусник» (салфетка в стакане сухая)

январь

«Может ли вода быть твёрдой?»

- выявить, что лед – твердое вещество, плавает, тает, состоит из воды;

- определить, что лед тает от тепла;

- принимает форму емкости, в которой находится.

Наблюдение «Замерзшая вода»

Совместный эксперимент «Тающий лед»

«Греет ли одеяло?»

февраль

«Фокусы с магнитом»

- познакомить детей с магнитом;

 - выяснить, какие предметы притягиваются магнитом.

 

Беседа «Волшебный предмет»

Эксперимент «Почему скрепка движется?»

«Полезные» магниты

Игра «Чей улов больше?»

Пополнение материалами: картотека игр с водой в различных её состояниях; картотека экспериментов и опытов с магнитами с учетом возрастных особенностей воспитанников.

март

«Камни»

 -изучаем свойства камней;

 - называем форму камней

Совместное экспериментирование «Лёгкий - тяжёлый»

«Гладкий - шершавый»

Рассматривание энциклопедии камней.

апрель

«Волшебное стекло»

- познакомить детей с понятием «отражение»

- познакомить со свойствами зеркала.

«Свет – тень»

-познакомить с источниками света - природными и искусственными.

-познакомить с образованием тени от предмета (напр. дерева);

-установить сходство тени и предмета;

-познакомить с тенью в разное время суток.

Рассматривание отражений в зеркале.

«Поймай солнечного зайчика»

«Свет повсюду»

Наблюдение «Когда появляется тень?»

Игра «Поймай свою тень»

П/игра «День - ночь»

май

«Приборы - помощники»

- познакомить детей с увеличительными стёклами.

«Большие насекомые»

- показать различных насекомых, учить их сравнивать по определенным признакам.

Проблемная ситуация «Как увидеть муравья?»

Пополнение материалами: картотека игр с камнями; картотека опытов и экспериментов с увеличительными стеклами, тенью, светом.

июнь

«Приметы урожая»

- познакомить детей с тем, как в старые времена люди на Руси умели предугадать сроки посева пшеницы, овса, ржи, овощных культур и т.д.

«Метеобюро»

- познакомить детей с профессией гидрометеоролога, помочь детям понять её значение; продолжать расширять и пополнять словарный запас новыми словами: барометр, анемометр, психрометр, компас, термометр.

Рассматривание различных календарей.

Просмотр отрывков из фильмов и видеопрезентаций.

Создание календаря примет.

Беседа в групповой комнате.

Экскурсия на участок – экологическую лабораторию, рассматривание приборов (барометр, анемометр, психрометр, компас, термометр).

Ознакомление с формами заполнения календарей наблюдений.

июль

Библиотечка «Растения и животные в народных приметах»

- пробуждать детей к проявлению творчества, помочь почувствовать свою компетентность, значимость от участия в коллективном деле.

«Знакомые незнакомцы»

- заинтересовать детей информацией о растениях-барометрах, произрастающих на территории детского сада.

Экологическая лаборатория.

Презентация детьми собственных книжек малышек.

Экскурсия по участку детского сада.

Выполнение детьми зарисовок растений барометров.

Создание справочника «Растения барометры».

август

«Что делать с перцем?»

- поддержать желание детей вырастить хороший урожай перца, создавая для его роста оптимальные условия.

«Мы – юные гидрометеорологи»

- предложить детям организовать работу на метеоплощадке, побуждать детей к систематическим наблюдениям.

Уголок природы.

Огород на подоконнике.

Беседа с рассматриванием выращенного перца.

Наблюдение за погодой на метеоплощадке.

Фиксирование результатов наблюдений.

Итоговая беседа о названиях и назначении приборов на метеоплощадке.

Пополнение материалами: изготовление книги о растениях-барометрах; подбор примет, связанных с растениями и животными; создание словаря – справочника гидрометеорологических терминов.

Перспективное планирование работы  

по экспериментально – исследовательской деятельности

с детьми младшего дошкольного возраста (4 – 5 лет) и старшего дошкольного возраста (5 – 6 лет)

Задачи экспериментально - исследовательской деятельности для детей младшего дошкольного возраста (4 – 5 лет) и старшего дошкольного возраста (5 – 6 лет):  

  • Воспитывать экологическую культуру дошкольника через любовь к природе и познание окружающего мира.
  • Расширять представления детей о свойствах воды, воздуха, песка, глины и многообразии неживой природы.
  • Формировать умение устанавливать взаимосвязь между некоторыми явлениями природы, развивать мышление, способность делать самостоятельные выводы.  
  • Продемонстрировать детям зависимость роста растений от состава грунта, наличие света, воды и тепла.
  • Воспитывать желание беречь землю, очищать её от мусора.

Месяц

Тема, задачи

Деятельность

сентябрь

«Приключения песчинки»

-продолжать знакомить детей со свойствами песка;

-развивать познавательный интерес.

«Удивительная глина»

-познакомить детей со свойствами глины;

-сравнить свойства песка и глины.

«Приключение песчинки и сахара»

Исследовательский проект «Из чего мы сделаны?» (посуда)

Презентация «Путешествие к карьеру»

«Строим прочный дом»

Лепка «Поможем Федоре»

октябрь

«Удивительные звуки»

-формировать представления о характеристиках звука;

-учить сравнивать звуки.

 

«Воздух - невидимка»

-дать представления об источниках загрязнения воздуха;

-формировать желание заботиться о чистоте воздуха.

«Что звучит?»

«Звучание стакана с водой»

Слушаем звуки природы.

Музыкальные инструменты.

Игровая ситуация «Кто там?»

Беседа: «Невидимка воздух».                             Эксперименты: «Реактивный шарик», «Расширение воздуха», «Волшебный стакан», «Тяжелая газета или давление воздуха».                            

Прогулка «Почему дует ветер?»                                      

Беседа: «Чистый воздух».        

Д/игра: «Свойства воздуха».

ноябрь

«Вода-волшебница»

-формировать у детей знания о значении воды в жизни человека;

-продолжать знакомство со свойствами воды

Беседа: «Волшебница вода»                                      

Эксперименты: «Удивительное вещество - вода», «Сухой из воды»              

«Вода бывает теплой, холодной и горячей», «Измеряем дождь».          

Трудовое поручение «Мытье игрушек».            

 Просмотр презентации «Чудо водичка».

Пополнение материалами: картотека игр с песком, глиной, воздухом, дидактические игры на определение звуков природы в окружающей среде; картотека опытов и экспериментов со звуками.

декабрь

«Превращения воды»

- дать детям представления о том, что вода может быть в трёх состояниях: жидком, твёрдом (лёд), газообразном (пар).

«Посмотри, какой большой»

- познакомить детей с измерительными приборами;

- учить самостоятельно, выбирать мерку.

Совместное экспериментирование «Что за облако такое?»

«Освобождение из ледяного плена»

«Почему снег греет»

Рассмотреть снежинку в лупу.                                Просмотр презентации «Три состояния воды».

Чтение сказки Г.Остера «38 попугаев»

«Измеряем длину ковра»

«Чья дорожка длиннее»

январь

«В гостях у Гвоздика и Карандаша»

- познакомить детей с понятием магнит;

- сформировать представление о свойствах магнита;                                                  

- активизировать знания детей об использовании свойств магнита человеком.

Беседа: «Волшебные» свойства магнита.

Эксперименты:               «Притягивание предметов к магниту», «Свет повсюду», «Волшебный диск», «Притягивание к магниту через предметы».

февраль

        «Чудеса растений»

-дать детям понятие, что растение добывает воду через корневую систему;

-помочь определить, что все части растения участвуют в дыхании.

Эксперименты: «Растения «пьют» воду», «Дыхание листа», «Нужен ли корешкам воздух».  

«Уход за растениями».

 «Огород на окне».

«Как Чиполлино подружился с водой»                                                                

Работа в экологическом дневнике (опыт «Проверь, нужен ли свет для жизни растений»).

Пополнение материалами: картотека игр с водой; картотека опытов и экспериментов с увеличительными стеклами, тенью, светом; планирование огорода на подоконнике, оформление документации.

март

«Земля наш общий дом»

 -формировать представления о планете Земля;

       

             «Почва»

-обогатить знания детей о свойствах почвы.                                                          

-установить необходимость почвы для жизни растений, влияние качества почвы на рост и развитие растений.

Рассказ воспитателя: «Что приводит предметы в движение?».

Беседа «Что такое глобус»

Рисование «Портрет Земли».

Эксперименты: «Вращение Земли округ Солнца», «Строители почвы», «Сквозь песок и глину», «Ищем воздух в почве».

Работа в экологическом дневнике (опыт «Какое значение имеет почва для растений»).

апрель

«Солнышко, солнышко, выгляни в окошечко»

- учить наблюдать за погодой, солнцем; вести записи в дневнике наблюдений;

- знакомиться с народными приметами;

- учиться строить прогнозы.

Беседы и рассуждения с детьми: «Как получается свет? Значение света в жизни человека?».

Эксперименты: «Влияние солнечного света на жизнь на Земле»,                    

«На солнце вода испаряется быстрее, чем в тени».

Наблюдение за солнцем.

май

«Приборы - помощники»

- актуализировать знания детей об увеличительных стёклах;

- закреплять навыки использования увеличительных стекол в наблюдении за природой.

Проблемная ситуация «Сколько насекомых живет в траве?»

Пополнение материалами: создание картотеки потешек и народных примет, игр с почвой; оформить правила работы с увеличительными стеклами, опыты и эксперименты.

июнь

«Знатоки народных примет»

- развивать речь детей, коммуникативные качества, вызвать желание поделиться информацией, доставить детям эмоциональное удовольствие; нацелить детей на создание книжек-малышек на тему: «Растения в народных приметах».

«Мы – юные гидрометеорологи»

- предложить детям организовать работу на метеоплощадке, побуждать детей к систематическим наблюдениям.

Непосредственно организованная деятельность в групповой комнате.

Конкурс «Кто больше знает примет о предсказаниях погодных явлений»; конкурс знаний народного календаря.

Взаимодействие с родителями: заинтересовать оформлением книжек-малышек совместно со своими детьми.

Наблюдение за погодой на метеоплощадке.

Фиксирование результатов наблюдений.

Беседа о названиях и назначении приборов на метеоплощадке.

июль

«Загадки планеты Земля»

- дать детям представление о зависимости климата в любой точке планеты от удаленности от солнца; вызвать интерес и познавательную активность у детей.

«Что такое компас и для чего он нужен?»

- формировать представление о четырех частях света; познакомить с компасом.

Занятия в экологической лаборатории.

Беседа-путешествие по глобусу.

Занятия в экологической лаборатории.

Беседы.

Экспериментально-исследовательская деятельность – ориентировка по компасу на территории детского сада.

август

«Откуда дует ветер?»

- обучать детей работе с компасом.

«Чем измерить скорость ветра?»

- познакомить детей с прибором для определения скорости ветра – анемометром;

- помочь усвоить алгоритм снятия показателей;

- побуждать детей высказывать свои предложения о погоде на сегодня.

Дидактические игры «Найди по заданному направлению», «Скажи откуда…».

Ориентация с компасом на местности. Определение частей света относительно детского сада.

Занятия в экологической лаборатории.

Измерение скорости ветра на метеоплощадке.

Ведение журналов регистрации показателей приборов.

Пополнение материалами: подбор примет, связанных с растениями и животными; пополнение словаря – справочника гидрометеорологических терминов; оформление опытов и экспериментов с ветром; составление книги – «Загадки о явлениях природы».

Перспективное планирование работы

по экспериментально – исследовательской деятельности

с детьми старшего дошкольного возраста (6 – 7 лет)

Задачи экспериментально - исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста (6 – 7 лет):

  • Воспитывать у детей экологическую культуру через любовь и интерес к природе, через познание окружающего мира.
  • Формировать у детей простейшее представление о солнечной системе. Продолжать вовлекать детей в исследовательскую деятельность. Развивать мышление, память. Формировать умение ставить перед собой цель, находить пути её реализации и делать самостоятельные выводы.
  • Через опыты дать детям элементарные представления о некоторых физических свойствах предметов (магнит, компас, термометр). Уточнить представления о свойствах воды, воздуха, песка, глины, почвы. Познакомить детей с защитными свойствами снега.
  • Помочь детям осознать, какое место занимает человек в природе, и показать результаты положительного и отрицательного воздействия человека на природу.

Месяц

Тема, задачи

Деятельность

сентябрь

«Солнце - звезда»

-углубить представление о солнце, его параметрах.

 

«Почва – живое, неживое»

-сформировать представления о почве, ее строении, значении

Познавательная беседа: «День - ночь»;

Эксперимент

«Далеко - близко»; «Чем ближе, тем быстрее»;

Д/игра «День - ночь».

Беседа «Что такое почва?»

Чтение: «Сказки о волшебной кладовой»;

Эксперимент «Такая разная земля»;  «Земля после дождя»

октябрь

«Воздух – необходимое условие для жизни на земле»

-сформировать представление о воздухе, как компоненте неживой природы.

-его значение для живых организмов.

-развивать умение определять наличие воздуха на практике.

«Полезные ископаемые»

-формировать представления о некоторых полезных ископаемых  (уголь, ракушечник).

Опыт «Как увидеть воздух?»;

Опыт «Как услышать воздух?»;

Эксперимент «Движение воздуха».

«Почему мы дышим»

 

«Рассматривание материала с помощью лупы»;

Получение сведений  о полезных ископаемых из энциклопедии.

ноябрь

«Мир ткани»

-познакомить с различными видами тканей;

-помочь понять, что свойства материала обусловливают способ его употребления.

Беседа: «Одежда для куклы»

Дидактическая игра «Мы - модельеры»

 Сюрпризный момент «Необычное письмо»

«Как поднять единицу?

Пополнение материалами: пополнение картотеки игр о явлениях природы, космических объектах, почве, воздухе, полезных ископаемых; создание коллекции тканей.

декабрь

«Вода в жизни человека»

-воспитывать бережное отношение к окружающему миру

 

       

           

        «Мир пластмасс»

-закрепить представления у детей о видах и свойствах пластмасс.

Беседа «Для чего нужна вода»

«Напоим Иванушку чистой водой»

«Как убрать воду со стола»

Рассматривание иллюстраций очистных сооружений

Поисковый метод определения свойств и качества пластмасса.

январь

«Земля-магнит»

- познакомить с действием магнитных сил Земли;

-развивать умение рассуждать, сравнивать результаты проверок, наблюдений;

-учить соблюдать меры безопасности.

Эксперимент «как увидеть притяжение»

Игры с магнитами:

«Выбери скрепки из крупы»

«Рыбалка»

февраль

«Электричество»

-дать детям представление об электричестве,

-закрепить понятия о неживой природе;

-опытническим путем помочь детям понять интересное явление – гром и молния;

-учить строить гипотезы,

делать выводы.

«Камни»

-развивать интерес к камням, умение обследовать их и называть свойства (крепкий, твердый, неровный или гладкий, тяжелый, блестящий, красивый);

-дать представление о том, что камни бывают речными и морскими, что многие камни очень твердые и прочные, поэтому их широко используют в строительстве зданий, мостов, дорог.

Опыт «Ожившие волосы»

Беседа: «Электроприборы»

Игровая ситуация «Покупаем бытовой прибор»

«Камень, рожденный деревом. Каменный уголь и мел»

«История электрической лампочки»

Беседа: «Кладовая Земли»

«Почему разрушаются горы?»

Опыт «Вулкан»

Пополнение материалами: пополнение картотеки игр с учетом возрастных особенностей детей о камнях, воде, пластмассе, электричестве; создание коллекции камней.

март

«Мир металлов»

-познакомить со свойствами металлов; использование металлов.

   

«Увидеть мир через увеличительное стекло»

-продолжать знакомить детей с увеличительными стёклами.

Рассматривание металлических предметов, выявление их свойств.

Дидактическая игра «Из чего сделано?»

 «Необычное письмо»

Игровая ситуация «Найди предмет»

апрель

«Растительность – значение в жизни людей и животных»

-сформировать представления о растительности, о ее пользе;

-познакомить со значением растений для человека.

Эксперимент «Чем дышит растение?»

Беседа: «Лес-защитник»

Проращивание семян гороха, фасоли и злаковых культур;

Рассматривание листьев (виды жилкования: пальчатое, параллельное)

«Такое нужное слово - кислород»

май

Мониторинг

Выявить в какой степени ребёнок овладел навыками экспериментирования

Пополнение материалами: пополнение картотеки игр с учетом возрастных особенностей детей о свойствах предметов; создание огорода на подоконнике; выращивание рассады для огорода на улице.

июнь

«Знатоки народных примет»

- развивать речь детей, коммуникативные качества, вызвать желание поделиться информацией, доставить детям эмоциональное удовольствие;

- нацелить детей на создание книжек-малышек на тему: «Растения в народных приметах».

Непосредственно организованная деятельность в групповой комнате.

Конкурс «Кто больше знает примет о предсказаниях погодных явлений»; конкурс знаний народного календаря.

Взаимодействие с родителями: заинтересовать оформлением книжек-малышек совместно со своими детьми.

июль

«Какие бывают термометры?»

- уточнить представления детей о термометрах;

- познакомить с водным и напочвенными термометрами;

- упражнять в измерении температуры воды, воздуха, почвы.

«Для чего нужен барометр?»

- Вызвать интерес к ознакомлению с прибором для измерения атмосферного давления – барометром, обучать работе с прибором.

Занятия в экологической лаборатории.

Измерение температуры воды, воздуха, почвы.

Занятие на метеоплощадке.

Работа с приборами, фиксирование результатов в «Журнале – дневнике погоды» и отражение в календаре-стенде.

Пополнение материалами: подбор примет, связанных с растениями и животными; пополнение словаря – справочника гидрометеорологических терминов.

Продукт план-программы:

Ребята много узнают о растениях-синоптиках, приметах, явлениях, и создадут свои собственные справочники. Благодаря им, можно будет узнать, какие растения и как предсказывают погоду, как наблюдать за изменениями в окружающем мире при помощи примет. В совместную продуктивную деятельность будут вовлечены и родители воспитанников. Вместе с детьми они сочинят сказки, смастерят книги для экологической библиотеки, соберут коллекцию народных примет, то есть внесут свой вклад в организацию развивающей экологической среды группы и детского сада в целом.   

 

 Воспитанники старших групп освоят правила работы  со сложными приборами, и обучат этому детей из младших групп, своих родителей, а также всех желающих.

Как настоящие ученые научатся вести «Журналы – дневники наблюдений», словари-справочники. А также научатся безошибочно ориентироваться на местности по компасу.

Оценка результатов план – программы:

Педагогическую диагностику необходимо проводить с учетом возрастных особенностей по двум направлениям:

формирование экологических знаний и экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам.

Критерии сформированности экологических знаний:

*знания о растительном мире (изменение цветов с учетом погодных явлений, лекарственные растения);

*знания о неживой природе;

*знания о различных термометрах, барометрах и т.д.;

*знания о временах года, народных приметах в разное время года.

Методы диагностики:

*дидактические и интеллектуальные игры;

*викторины, досуги и развлечения;

*самостоятельное планирование и проведение экспериментов;

*индивидуальные беседы.

Опытно - экспериментальная деятельность позволяет реализовать усвоение знаний через все виды деятельности. Только совместными усилиями педагогов, родителей можно достичь хороших результатов.  Система диагностики позволяет оценивать эффективность использования метода экспериментирования в работе с детьми, помогает вскрыть и обнаружить изменения, происходящие в результате опытно – экспериментальной деятельности.

Диагностика направлена на решение целого ряда взаимосвязанных задач:

 1. Выявить в какой степени ребёнок овладел навыками экспериментирования.

 2. Выявить готовность педагогов ДОО к использованию метода опытно – экспериментальной деятельности в своей практической деятельности с детьми.

3. Оценить развивающую среду для опытно – экспериментальной деятельности в ДОО.

 4. Выявить готовность родителей воспитанников к реализации опытно – экспериментальной деятельности.

    Для решения указанных задач используются разнообразные методы изучения: наблюдения воспитателя, с фиксированием в дневнике наблюдений; самоанализ педагогов; анкетирование и беседы с родителями воспитанников. Мониторинг позволяет проследить возрастную динамику формирования навыков при переходе детей из одной возрастной группы в другую.

 

Показатели уровня овладения детьми

экспериментальной деятельностью в группах

младшего дошкольного возраста (2 – 4 лет)

Уровень

Отношение к экспериментальной деятельности

Целеполагание

Планирование

Реализация

Рефлексия

Высокий

Часто задаёт вопросы, пытается искать на них ответы.

Делает первые попытки формулировать задачу опыта при помощи педагога.

Начинает высказывать предположения, каким может быть результат опыта. Работает вместе с воспитателем, а затем под непосредственным контролем.

Выполняет инструкции, содержащие 2-3 поручения одновременно. Начинает самостоятельно выполнять простейшие зарисовки. Находит и отмечает различия между объектами.

Хорошо понимает простейшие одночленные, причинно -следственные связи .

Средний

Проявляет любопытство, задаёт первые вопросы.

Понимает задачу опыта. Начинает предвидеть некоторые последствия своих действий

При проведении простейших экспериментов начинает отвечать на вопрос: «Как это сделать?»

К концу года начинает выполнять инструкции, содержащие 2 поручения сразу. Самостоятельно наблюдает простые опыты

Понимает простейшие одночленные цепочки причинно-следственных связей. Отвечает на вопросы взрослого по теме эксперимента

Низкий

Желание что – то сделать выражают словами.

Произносят фразу: «Я хочу сделать что – то»

Предугадывает последствия некоторых своих действий, проводимых с предметами.

Выполняют простейшие поручения взрослых.

Работают с помощью воспитателя.

Отвечают на простые вопросы взрослых. Произносят фразы, свидетельствующие о понимании событий.

Показатели уровня овладения детьми

экспериментальной деятельностью в группах

младшего дошкольного возраста (4 – 5 лет) и старшего дошкольного возраста (5 – 6 лет)

Уровень

Отношение к экспериментальной деятельности

Целеполагание

Планирование        

Реализация

Рефлексия

Высокий

Имеет ярко выраженную потребность спрашивать у взрослых обо всём, что неизвестно.

Самостоятельно формулирует задачу, но при поддержке со стороны педагога.

Принимает активное участие в  проведении опыта, прогнозирует результат.

Выслушивает инструкции, задаёт уточняющие вопросы.

Выполняет опыт под контролем воспитателя. Умеет сравнивать объекты, группировать предметы и явления по нескольким признакам.

Использует несколько графических способов фиксации опытов.

При поддержке со стороны педагога формулирует вывод, выявляет 2-3 звена причинно – следственных связей

Средний

Часто задаёт вопросы, пытается искать на них ответы.

Делает первые попытки формулировать задачу опыта при непосредственной помощи педагога.

Начинает высказывать предположения,  каким может быть результат опыта. Работает вместе с воспитателем, а затем под  контролем.

Выполняет инструкции, содержащие 2-3 поручения. Начинает самостоятельно выполнять простейшие зарисовки. Находит и отмечает различия между объектами.

Хорошо понимает простейшие одночленные цепочки причинно-следственных связей.

Низкий

Проявляет любопытство, задаёт первые вопросы.

Понимает задачу опыта. Начинает предвидеть некоторые последствия своих действий

При проведении простейших экспериментов начинает отвечать на вопрос: «Как это сделать?»

К концу года начинает выполнять инструкции, содержащие 2 поручения сразу. Самостоятельно наблюдает простые опыты.

Понимает простешие одочленне цепочки причинно-следственных связей. Отвечает на вопросы взрослого.

Показатели уровня овладения детьми

экспериментальной деятельностью в группах

старшего дошкольного возраста (6 – 7 лет)

Уровень

Отношение к экспериментальной деятельности

Целеполагание

Планирование        

        

Реализация

Рефлексия

Высокий

Познавательное отношение устойчиво. Ребёнок проявляет инициативу и творчество в решении проблемных задач.

Самостоятельно видит проблему. Активно высказывает предположения, выдвигает гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами.

Самостоятельно планирует предстоящую деятельность. Осознанно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначениями.

Действует планомерно. Помнит о цели работы на протяжении всей деятельности. В диалоге со взрослым поясняет ход деятельности. Доводит дело до конца.

Формулирует в речи, достигнут или нет результат, замечает неполное соответствие полученного результата гипотезе. Способен устанавливать разнообразные временные, последовательные причинные связи. Делает выводы.

Средний

В большинстве случаев ребёнок проявляет активный познавательный интерес.

Видит проблему иногда самостоятельно, иногда с небольшой подсказкой взрослого. Ребёнок высказывает

Принимает активное участие при планировании деятельности совместно со взрослым.

Самостоятельно готовит материал для эксперимента, исходя из качеств и свойств. Проявляет настойчивость в достижении результата, помня о цели работы.

Может формулировать выводы самостоятельно или по наводящим вопросам. Аргументирует свои суждения и пользуется доказательствами с помощью взрослого.

Низкий

Познавательный интерес неустойчив, слабо выражен.

Не всегда понимает проблему. Малоактивен в выдвижении идей по решению проблемы. С трудом понимает выдвинутые другими гипотезы.

Стремление к самостоятельности не выражено. Допускает ошибки при выборе материалов для самостоятельной деятельности осознания их качеств и свойств.

Забывает о цели, увлекаясь процессом. Тяготеет к однообразным действиям, манипулируя предметами, ошибается в установлении связей и последовательностей.

Затрудняется сделать вывод даже с помощью других. Рассуждения формальные. Ребёнок ориентируется на внешние, несущественные особенности материала, с которым он действует.

Работа с родителями

Родители (законные представители) принимают активное участие в обогащении развивающей предметно-пространственной среды группы, присутствуют на занятиях/мероприятиях с элементами экспериментирования, посещают собрания, вовлекаются в выполнение творческих заданий.

Задачи

Мероприятия

1.Ознакомление родителей с содержанием программы развития

экспериментальной деятельности.

2.Ознакомление родителей с

методами и формами работы

по разделу «Детское экспериментирование».

3.Популяризация

исследовательской активности

ребенка - дошкольника

4.Организация сотрудничества

с родителями:

Родительские собрания: 

«Экспериментальная деятельность дошкольников в семье», «Значение детского экспериментирования в развитии ребенка», «Проведение экспериментов летом», «Растим любознательных детей».

Анкетирование «Выявление отношения родителей к опытно-экспериментальной активности детей»

Консультации для родителей:

1. «Роль семьи в развитии интереса ребенка к экспериментальной

деятельности»;

2. «Организация детского

экспериментирования в домашних условиях»;

3. «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному

экспериментированию?»;

4.«Игра или экспериментирование»;

5.«Значение опытно –экспериментальной деятельности для психического развития ребенка».

Оформление информационного стенда: «Экспериментальная деятельность дошкольника», «Как организовать в домашних условиях мини-лабораторию?»

Открытые занятия/ мероприятия:

«Невидимка-воздух»

«Необыкновенный мир магнитов»

«Какими бывают камни?» и т.д.

Фотовыставка «Мы

экспериментируем»

 Создание мини-лаборатории. 

1. «Домашние задания» по экспериментированию для детей и их родителей.

2. Создание семейного журнала

«Экспериментируем дома»

3. Привлечение родителей к пополнению коллекции:

«Разные ткани»,

«Бумажная страна»,

«Разные камни».

Методическое обеспечение план-программы:

Методические пособия:

1. А.И. Савенков «Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании»/ Савенков А.И.// «Дошкольное воспитание» - № 4 2006г. – с.10.

2. А.И. Савенков Методика исследовательского обучения дошкольников. – Самара: издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2010. – 128с.

3. А.И. Иванова Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду.

Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - С.48

4. В. В. Москаленко, Н. И. Крылова « Опытно – экспериментальная деятельность»

5. В.А. Зебзеева Развитие элементарных естественно-научных представлений и экологической культуры детей [Текст]: обзор программ дошкольного образования. В.А.Зебзеева // Приложение к журналу ―Управление ДОУ‖. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128с.

6. Г.П. Тугушева Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста, 2007.

7. И.Э. Куликовская, Н.Н. Совгир Детское экспериментирование, 2003.

8. И.А. Иванова Естественно - научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек.- М.: ТЦ Сфера,2004. – 224 с.

9. И. Э Куликовская, Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. - М.: Педагогическое общество России, 2010. - С.80

10. Е.А.Мартынова, И.М.Сучкова. Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий/авт.-сост.– Волгоград: Учитель, 2011. – 333с.

11. Короткова Т.А. «Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольного ребенка в детском саду».

12. Рыжова Н.А. Наш дом – природа //Дошкольное воспитание. - 2000.-№7. - с. 2-10. Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольников  приобретать знания. Ярославль, 2002

13. С.Н. Николаева "Методика экологического воспитания дошкольников". - М - 2011. - С.224

14. Т. М. Бондаренко Экологические занятия с детьми 5 -6 лет. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ / Т. М. Бондаренко. - Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004. - 159 с.

15. Журнал Дошкольное воспитание №6, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

сценарий видеоролика "Юные эколята в гостях у юнната"

Сценарий видеорполика "Юные эколята вгостях у юнната"...

Рабочая программа экологического кружка «Юные эколята».

Цель программы – формирование у детей осознанно - правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают их, и с которыми они знакомятся в дошкольном детстве.Зада...

Сценарий видеоролика "Юные эколята в гостях у юнната"

Китовское муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение СЦЕНАРИЙ ВИДЕОРОЛИКА«ЮНЫЕ ЭКОЛЯТА В ГОСТЯХ У ЮННАТА» Подготовили и провели:...

Выступление на РМО "Развитие академической одарённости в кружке "Юные эколята"

В связи с объединением МДОУ  был утвержден новый устав, одним из приоритетных направлений являлось экологическое образование детей, с этой целью была организована  работа по дополнительному ...

Экологическая викторина в подготовительной группе «Юные эколята»

Предложенная экологическая викторина будет полезна для воспитателей подготовительных групп....

Юные эколята.

Формирование экологически грамотного отношения дошкольников к природе....

Юные эколята

Обучаемся подвижным играм с речевым сопровождением...