Кружок по развитию мелкой моторики «Умница»
методическая разработка (подготовительная группа)

Швецова Евгения Леонидовна
Одной из основных задач воспитания и обучения дошкольника является подготовка его к школе. Один из навыков, который должен быть сформирован к тому времени, когда ребёнок пойдет в школу – это развитие точных движений пальцев рук и всей кисти (тонкой моторики).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кружок по развитию мелкой моторики  «Умница»

 (подготовительная группа «Почемучки»)

Воспитатель: Швецова Е.Л.

Актуальность

Одной из основных задач воспитания и обучения дошкольника является подготовка его к школе. Один из навыков, который должен быть сформирован к тому времени, когда ребёнок пойдет в школу – это развитие точных движений пальцев рук и всей кисти (тонкой моторики).

В. А. Сухомлинский считал, что истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движении детской руки, чем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, чем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской руке, тем он умнее.

Систематические упражнения по развитию мелкой моторики помогают выработать навыки самоконтроля и саморегуляции движений рук не только под контролем зрения, но и при участии осязания, тактильно-двигательных ощущений. Кинестетический контроль за движением руки во время выполнения практических действий (штриховка, обводка, рисование) - эффективное средство компенсации и коррекции зрительной недостаточности и формирования двигательных навыков. А повторение одного и того же движения способствует автоматизации двигательных навыков, являющихся основой подготовки руки ребенка к обучению письму, развивает компенсаторные возможности мышечного чувства, учит детей рациональному использованию зрительного восприятия.

Тем не менее, надо заметить, что слабое развитие моторики остается основной проблемой детей, поступающих в первый класс.

Плохая моторика пальцев рук дает низкие результаты при выполнении различных заданий, например: обвести фигуру, нарисовать по образцу и т. д. Ребенок быстро устает, у него падает работоспособность. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе.

Цель: подготовка руки детей дошкольного возраста к письму, выявление практической значимости и путей улучшения развития мелкой моторики.

Задачи:

• Развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук.

• Формировать графические навыки (развивать точность и координацию движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность).

• Развивать психические процессы (произвольное внимание; логическое мышление; зрительное и слуховое восприятие; память, а так же речь детей; умение действовать по словесным инструкциям, умение самостоятельно выполнять поставленные задачи; контроль за собственными действиями.

• Совершенствовать опыт просветительской работы с родителями.

• Обогащать содержание предметно – пространственной развивающей среды.

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 30-35 минут.

Сентябрь

1 – 2 неделя. Проведение мониторинга. Цель: Выявить уровень сформированности мелкой моторики и графомоторных навыков, степень подготовленности руки к овладению письмом, сформированность внимания и контроля за собственными действиями.

3 неделя. Цель: развитие координации движений, графических навыков, мелкой моторики рук.

1. Самомассаж пальцев рук «Зарядка для ладошки» с мячиком

2. Пальчиковая гимнастика «Как живешь?», «Здравствуй, солнце»

3. Игра «Определи на ощупь» (мелкие игрушки, сухой бассейн)

4. Знакомство с графическим диктантом

4 неделя. Цель: развитие тонких дифференцированных движений пальцев и мелкой моторики рук.

1. Самомассаж пальцев рук «Дождик»

2. Пальчиковая гимнастика «Вышел дождик погулять»

3. Работа со штриховкой (косые линии разной направленности)

4. Игра «Дождик, дождик, веселей!»

Октябрь

1 неделя. Цель: развитие мелкой моторики рук, внимания, памяти, сообразительности

1. Самомассаж пальцев рук «Растираем пальчики»

2. Пальчиковая гимнастика «Пальчики в лесу», «За ягодами»

3. Развивающая игра с использованием цветных канцелярских резинок «Танграмм»

4. Графический диктант № 1

2 неделя. Цель: формирование общей умелости руки. Развивать зрительно моторную координацию.

1. Самомассаж пальцев рук «Овощи»

2. Пальчиковая гимнастика «Капуста», «Компот»

3. Рисование по точкам и раскрашивание

4. Игра «Собираем урожай. Вершки и корешки».

3 неделя. Цель: развитие творческих способностей, координации движений, мелкой моторики рук.

1. Самомассаж пальцев рук «Массажисты»

2. Пальчиковая гимнастика «Цветки»

3. Дидактическая игра «Повтори узор» (из счетных палочек)

4. Графический диктант № 2

4 неделя. Цель: развитие тонких дифференцированных движений пальцев и мелкой моторики рук.

1. Самомассаж пальцев рук «Пила»

2. Пальчиковая игра «Строим дом», «Домик»

3. Работа с мелким конструктором «Лего»

4. «Штриховка»

Ноябрь

1 неделя. Цель: Развитие творческих способностей, координации движений, мелкой моторики рук.

1. Массаж рук «Непростой шарик» с мячиком

2. Пальчиковая игра «Я мячом круги катаю»

3. Изготовление сенсорных мячиков из воздушных шариков и различных круп

2 неделя. Цель: развитие тонких дифференцированных движений пальцев и мелкой моторики рук.

1. Самомассаж пальцев рук «Спиральки»

2. Пальчиковая гимнастика «Мои веселые пальчики»

3. Развивающая игра «Ниточки-чудесницы» (техника ниткописи на бархатной бумаге)

4. Графический диктант № 3

3 неделя. Цель: развитие координации движений, графических навыков, мелкой моторики рук.

1. Массаж рук и пальцев «Согреем ладошки»

2. Пальчиковая гимнастика «Лодочка», «Пароход»

3. Игра «Капельки» (пипеткой перелить воду на скорость)

4. «Штриховка»

4 неделя. Цель: развитие подвижности суставов указательного и большого пальца ведущей руки.

1. Пальчиковая игра «Лесные звери»

2. Массаж пальцев с помощью прищепок «Котенок»

3. Дидактическая игра с прищепками «Кто быстрее?» (как можно больше и быстрее прицепить прищепки к различным поверхностям)

4. «Обведи трафарет и раскрась»

Декабрь

1 неделя. Цель: развитие тонких дифференцированных движений пальцев и мелкой моторики рук.

1. Массаж рук и пальцев грецкими орехами

2. Пальчиковая игра «Волшебники», «Игрушки»

3. Рисование крупой

4. Графический диктант № 4

2 неделя. Цель: формирование общей умелости руки. Развивать зрительно моторную координацию.

1. Массаж рук и пальцев шестигранными карандашами «Добываем огонь»

2. Пальчиковая гимнастика «В гости к пальчику большому», «Семья»

3. Изготовление пособия «Медуза» (пластиковая бутылка, шнурки или тонкие ленты, дырокол)

4. Игра «Продень ленту» (с вышеуказанным пособием)

3 неделя. Цель: развитие тонких дифференцированных движений пальцев и мелкой моторики рук путем видоизменения отрезков проволоки в различные образы и фигуры.

1. Массаж рук и пальцев «Точилка»

2. Пальчиковая гимнастика «Помощники»

3. Сгибание фигур из гибкой декоративной проволоки «Шенил»

4. Рисование по точкам и раскрашивание

4 неделя. Цель: развитие подвижности суставов пальцев ведущей руки, общей умелости рук.

1. Самомассаж пальцев рук «Пружинка»

2. Пальчиковая гимнастика «Карусель»

3. Изготовление «волчков» (картон и зубочистка)

4. Игра «Чей «волчок» дольше крутится?»

Январь

1 неделя. Цель: развитие тонких дифференцированных движений пальцев и мелкой моторики рук, графомоторных навыков.

1. Самомассаж пальцев рук шишками

2. Пальчиковая гимнастика «Зоопарк», «Две сороконожки»

3. Игра «Медуза» (учимся плести косички)

4. «Штриховка»

2 неделя. Цель: развитие координации движений, графических навыков, мелкой моторики рук.

1. Самомассаж пальцев рук «Согреем ладошки»

2. Пальчиковая гимнастика «Мороз»

3. Графический диктант «Рисовалки-повторялки» (по клеткам)

4. Вырезывание снежинок

3 неделя. Цель: развитие тонких дифференцированных движений пальцев и мелкой моторики рук, графомоторных навыков.

1. Самомассаж пальцев рук с мячиком-ёжиком

2. Пальчиковая гимнастика «Ёжик»

3. Игра «Медуза» (продолжаем плести косички)

4. Графический диктант № 5

4 неделя. Цель: развитие координации движений, графических навыков, мелкой моторики рук.

1. Самомассаж пальцев рук «Дорожки на ладошке»

2. Пальчиковая гимнастика «Дружба»

3. Игра «Моталки» (сматывание клубочков на скорость)

4. «Штриховка»

Февраль

1 неделя. Цель: развитие тонких дифференцированных движений пальцев и мелкой моторики рук.

1. Самомассаж пальцев рук «Зимняя разогревалочка»

2. Пальчиковая гимнастика «Угощение»

3. Игра «Ловись, рыбка!» (намотать рыбку на удочку на скорость)

4. Графический диктант «Рисовалки-повторялки» (по клеткам)

2 неделя. Цель: Развитие творческих способностей, координации движений, мелкой моторики рук.

1. Самомассаж пальцев рук «Греем ручки»

2. Пальчиковая гимнастика «Курочка», «Кормушка»

3. Собираем бусы и браслет из мелкого бисера

3 неделя. Цель: развитие тонких дифференцированных движений пальцев и мелкой моторики рук, графомоторных навыков.

1. Самомассаж пальцев рук «Массажисты»

2. Пальчиковая гимнастика «Вьюшки-вью»

3. Игра «Золушка» (сортировка круп)

4. «Штриховка»

4 неделя. Цель: формирование общей умелости руки. Развивать зрительно моторную координацию.

1. Самомассаж пальцев рук «Метели»

2. Пальчиковая гимнастика «Зайчик»

3. Игра «Повтори узор» (из счетных палочек)

4. Рисование по точкам и раскрашивание

Март

1 неделя. Цель: развитие тонких дифференцированных движений пальцев и мелкой моторики рук, графомоторных навыков.

1. Самомассаж пальцев рук «Растираем пальчики»

2. Пальчиковая гимнастика «Семья»

3. Игра «Медуза» (учимся плести витой шнурок)

4. Графический диктант № 6

2 неделя. Цель: развитие подвижности суставов пальцев ведущей руки, общей умелости рук.

1. Самомассаж пальцев рук «Намыливание рук»

2. Пальчиковая гимнастика «Мои пальчики»

3. Игра «Развяжи узелок»

4. «Штриховка»

3 неделя. Цель: развитие тонких дифференцированных движений пальцев и мелкой моторики рук, графомоторных навыков.

1. Самомассаж пальцев рук «Спиральки»

2. Пальчиковая гимнастика «Воробьи»

3. Игра «Накорми воробушка» (отобрать семечки от гороха)

4. Графический диктант «Рисовалки-повторялки» (по клеткам)

4 неделя. Цель: формирование общей умелости руки. Развивать зрительно моторную координацию.

1. Самомассаж пальцев рук «Пружинка»

2. Пальчиковая гимнастика «Пальчики уснули»

3. «Ниткопись» (выкладывание форм и узоров на бархатной бумаге)

Апрель

1 неделя. Цель: развитие подвижности суставов указательного и большого пальца ведущей руки.

1. Самомассаж пальцев рук зубной щеткой

2. Пальчиковая гимнастика «Гномики»

3. Игра «Сушим белье» с прищепками (кто быстрее развесит платочки на веревку)

4. «Штриховка»

2 неделя. Цель: развитие подвижности суставов пальцев ведущей руки, общей умелости рук.

1. Самомассаж ладоней пластмассовым ковриком «Травка»

2. Пальчиковая гимнастика «Цветок»

3. Игра «Волчок»

4. Графический диктант «Рисовалки-повторялки» (по клеткам)

3 неделя. Цель: развитие тонких дифференцированных движений пальцев и мелкой моторики рук, графомоторных навыков.

1. Самомассаж пальцев рук с карандашом

2. Пальчиковая гимнастика «Девочки и мальчики»

3. Игра «Определи на ощупь» (мелкие игрушки, сухой бассейн)

4. Графический диктант № 7

4 неделя. Цель: формирование общей умелости руки. Развивать зрительно моторную координацию.

1. Самомассаж пальцев рук «Точим ножи»

2. Пальчиковая гимнастика «Посуда»

3. Игра «Медуза» (учимся плести плоский шнурок)

4. Рисование по точкам и раскрашивание

Май

1 неделя – 2 неделя. Проведение мониторинга. Цель: Выявить уровень сформированности мелкой моторики и графомоторных навыков, степень подготовленности руки к овладению письмом, сформированность внимания и контроля за собственными действиями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

кружок по развитию мелкой моторики пальцев рук "Волшебные пальчики". занятие "Зимняя сказка" (средняя группа)

занятие ,развивающее мелкую моторику, композиционные умения, восприятие цвета. в гости к детяи приходит сказочный персонаж и игает с детьми....

кружок по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста "волшебные пальчики"

Учебный план кружка  «Волшебные пальчики»Предлагаемая программа рассчитана на одну возрастную ступень обучения: для старшей группы (возраст детей 5-6 лет);Второй  год обучения (возраст...

Кружок по развитию мелкой моторики «Веселые ладошки»

Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, так как развитие руки наход...

Кружок по развитию мелкой моторики рук в ДОУ

Кружковая работа в ДОУ по развитию мелкой моторики рук для детей от 3-4 лет...

Логопедический кружок по развитию мелкой моторики через художественно-эстетическое развитие "Пальчиками играем - речь развиваем"

   Вопрос развития мелкой моторики детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования Акту...

Отчет: Кружка по развитию мелкой моторики «Умница»

Подготовка руки детей дошкольного возраста к письму, выявление практической значимости и путей улучшения развития мелкой моторики. ...