кружок по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста "волшебные пальчики"
учебно-методический материал (старшая группа) на тему

Соловьёва Светлана Дмитриевна

Учебный план кружка  «Волшебные пальчики»

Предлагаемая программа рассчитана на одну возрастную ступень обучения:

 для старшей группы (возраст детей 5-6 лет);

Второй  год обучения (возраст  6 – 7 лет)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchebnyy_plan_kruzhka_.2.volshebnye_palchiki.2.docx31.72 КБ

Предварительный просмотр:

Учебный план кружка  «Волшебные пальчики»

Предлагаемая программа рассчитана на одну возрастную ступень обучения:

 для старшей группы (возраст детей 5-6 лет);

Название раздела

Кол-во часов

Период проведения

IX

X

XI

XII

I

II

III

IV

V

1

Диагностика (начальная и конечная)

2

1

1

2

Дидактические игры на развитие трех основных пальцев руки

4

2.1

Д/И «Штамповка»

4

1

2

1

3

Дидактические игры на развитие  тонких дифференцированных движений пальцев

    4

3.1

  Д/И  «Выложи узор»

2

2

3.2

  Д/И  «Чудесные ниточки»

2

1

1

4

Дидактические игры на развитие тактильных ощущений

3

4.1

Д/И  «Волшебные рисунки»

2

2

4.2

Д/И  «Волшебные рисунки»

2

2

5

Дидактические игры на развитие  движений пальцев путем видоизменения отрезков  проволоки

5

5.1

Д/И «Гибкие фигурки»

5

2

3

5.2

Итоговое занятие  

1

1

6

Дидактические игры на развитие мелкой моторики и конструктивного творчества

4

6.1

Д/И «Крошка – Дракошка».

4

2

2

7

Дидактические игры на развитие мелкой моторики и чувство ритма

5

7.1

Д/И «Маленькие художники»

3

3

7.2

Д/И «Художники»

2

2

8

Дидактические игры  на развитие способности управлять своими пальцами  

4

8.1

Д/И «В час по ложечке…»  

2

2

8.2

Д/И «Цветные капли»

2

2

9

Дидактические игры на развитие мелкой моторики пальцев и кистей рук

2

9.1

Д/И «Хлопушки»

Д/И «Подарки для друзей»

2

2

2

2

10

Обобщающее  итоговое занятие

2

2

Итого часов

36 часов

Содержание курса кружка  «Волшебные пальчики»

(старшая  группа)

Тема 1. Диагностика (начальная и конечная) (2 часа)

Проведение диагностических заданий. Определение направленности работы. (2 часа)

Тема 2. Дидактические игры на развитие мелкой моторики трех основных пальцев руки (большого, указательного, среднего). (4 часа)

2.1  Д/И «Штамповка». Экспериментирование со штампами.

Д/упражнение на умение развивать мелкую моторику большого, указательного и среднего пальцев рук. (4 часа)

3.Дидактические игры на развитие  тонких дифференцированных движений пальцев

 (4 часа)

3.1  Д/И  «Выложи узор». Выкладывание цветными нитями узоров на настольном  фланелеграфе. Д/упражнение на развитие  подвижности  суставов указательного пальца ведущей руки. Д/упражнение на развитие  мелкой моторики большого, указательного и среднего пальцев рук (2 часа)

3.2   Д/И  «Чудесные ниточки». Выкладывание цветными нитями узоров по контуру заготовок из бархатной бумаги. Д/упражнение на развитие  быстрой  смены тонуса  мускулатуры.  Д/упражнение на развитие ловкости пальцев рук и быструю смену тонуса мускулатуры. (2 часа)

4. Дидактические игры на развитие тактильных ощущений (3 часа)

4.1   Д/И  «Волшебные рисунки». Рисование пальцами на цветном песке. Д/упражнение на укрепление мышц  кистей рук. Д/упражнение на развитие мелкой моторики и мускулатуры  пальцев рук.  (2 час)

4.2   Д/И  «Волшебные рисунки» Рисование при  помощи кондитерского мешочка. Д/упражнение на развитие  умения удерживать предмет подушечками пальцев. Д/упражнение на развитие подвижности  суставов указательного пальца ведущей руки.    (2 часа)

5. Дидактические игры на развитие  движений пальцев путем видоизменения отрезков  проволоки (5 часов)

5.1   Д/И «Гибкие фигурки».  Формирование образа  из проволочных  заготовок. Использование   тренажеров  на основе цветных нитей. Использование  массажных  мячиков.  Д/упражнение на умение развивать мелкую моторику большого, указательного и среднего пальцев рук. Д/упражнение на укрепление мышц  кистей  рук.  Д/упражнение на  развитие  мелкой моторики и мускулатуры пальцев рук. (5 часов)

 5.2 Итоговое занятие  (1 час)  Проведение открытых занятий  для родителей, рекомендации, беседы, консультации. (1 час)

6. Дидактические игры на развитие мелкой моторики и конструктивного творчества

 (4 часа)

6.1  Д/И «Крошка – Дракошка». Соединение деталей конструктора различными способами. Д/упражнение на умение  удерживать предмет подушечками пальцев. Д/упражнение на развитие мелкой моторики и мускулатуры  пальцев рук.  (4 часа)

7. Дидактические игры на развитие мелкой моторики и Д/упражнение на развитие чувство ритма (5 часов)

7.1  Д/И «Маленькие художники». Рисование  пальчиками рук на картоне с кремом/упражнение на развитие  амплитуды  движения и мелкой  моторики кистей  рук. Д/упражнение на укрепление мышц кистей рук. (3 часа)

7.2  Д/И «Художники». Д/упражнение на умение развивать мелкую моторику большого, указательного и среднего пальцев  рук. Д/упражнение на развитие  быстрой смены  тонуса. 

(2 часа)

8. Дидактические игры  на развитие способности управлять своими пальцами (4 часа)

8.1  Д/И «В час по ложечке…» Переливание воды из стакана в стакан при помощи ложки. Переливание  ложкой воды из стакана в  ячейки  коррексов .

Д/упражнение на развитие мелкой моторики и мускулатуры  пальцев рук. Д/упражнение на развитие  умения переключаться с одного вида движения на другой.   (2 часа) 

8.2   Д/И «Цветные капли». Переливание воды с помощью пипетки.

Д/упражнение на развитие  амплитуды  движения и мелкой моторики кисти руки.

 Д/упражнение на развитие  умения переключаться с одного вида движения на другой.  

(2 часа) 

9. Дидактические игры на развитие мелкой моторики пальцев и кистей рук (2 часа)

9.1  Д/И «Хлопушки». Экспериментирование с глиной. Д/упражнение на развитие  умения переключаться с одного вида движения на другой.  (2 часа)  

Д/И «Подарки для друзей». Лепка из глины. Д/упражнение на развитие  амплитуды  движения и мелкой моторики кисти руки. (2 часа)

10. Обобщающее  итоговое занятие (2 часа) Выставка работ детей. Проведение открытых занятий  для родителей, рекомендации, беседы, консультации. (2 часа)

Учебный план кружка  «Волшебные пальчики»

Второй  год обучения (возраст  6 – 7 лет)

Название раздела

Кол-во часов

Период проведения

IX

X

XI

XII

I

II

III

IV

V

1

Диагностика (начальная и конечная)

2

1

1

2

Дидактические игры на развитие тактильных ощущений

3

2.1

Д/И  «Я пеку – пеку – пеку»

1

1

2.2

Д/И  «Так и вот- так»

1

1

2.3

Д/И «Веселая мозаика»

1

1

3

Дидактические игры на развитие  тонких дифференцированных движений пальцев

4

3.1

  Д/И  «Выложи узор»

2

1

1

3.2

  Д/И  «Собери грибы»  Д/И «Живые облака»

2

1

1

4

Дидактические игры на развитие мелкой моторики  и умение детей работать щепотью руки

4

4.1

Д/И  « Бусы»

1

1

4.2

Д/И  «Рыбки играют, рыбки  сверкают»  Д/И  «Озорные бусины»  Д/И  "Последний листок»

3

3

4.3

Итоговое занятие  

1

1

5

Дидактические игры на развитие чувства ритма и умение переключаться с одного вида движения на другой

3

5.1

Д/И  «Художники»

1

1

5.2

Д/И  «Снегопад»  

Д/И «Лесная красавица»  

Д/И «Следы на снегу»

2

2

6

Дидактические игры на развитие мелкой моторики и мускулатуры пальцев рук

3

6.1

Д/И  «Кто быстрее?»

1

1

6.2

Д/И  «Хитрые прищепки»

1

1

6.3

Д/И «На что похоже?»

1

1

7

Дидактические игры  на развитие способности управлять своими пальцами  

4

7.1

Д/И «В час по ложечке…»  Д/И «Аптекарь»

2

2

7.2

Д/И «Цветные капли»

Д/И «Лимонад для праздника»

2

2

 8

Дидактические игры на развитие трех основных пальцев руки

4

8.1

Д/И «Букет для мамочки»  Д/И «Первые листочки» Д/И «Штамповка»

3

3

9

Дидактические игры на развитие мелкой моторики и конструктивного творчества

4

9.1

Д/И «Крошка – Дракошка».

4

2

2

10

Дидактические игры на развитие  движений пальцев путем видоизменения отрезков  проволоки

4

10.1

Д/И «Гибкие фигурки»

Д/И «Солнце и тучки»

Д/И «Улитка» Д/И «Букет »

2

2

2

2

11

Обобщающее  итоговое занятие

2

2

Итого часов

36 часов

Содержание курса кружка  «Волшебные пальчики»

(подготовительная  группа)

Тема 1. Диагностика (начальная и конечная) (2 часа)

Проведение диагностических заданий. Определение направленности работы. (2 часа)

Тема 2. Дидактические игры на развитие тактильных ощущений и мелкой моторики рук  путем  активизирования способов  лепки.  (3 часа)

2.1  Д/И  «Я пеку – пеку – пеку» Свободное  экспериментирование с тестом. Д/упражнение на  умение чередовать напряжение с расслаблением. Д/И  «Живой комочек». Изготовление  поделок с помощью формочек для теста. Обыгрывание  полученных изделий. Д/упражнение на развитие мелкой моторики кистей путем тренировки больших пальцев рук.  (1 час)

2.2  Д/И «Так и вот - так». Выполнение детьми  «отпечатков» с помощью  различных подручных средств. (1 час)

2.3 Д/И «Веселая мозаика». Тестография на плоскости. Д/упражнение на развитие мелкой моторики  и амплитуды движения кисти  рук. (1 час)

Тема 3. Дидактические игры на развитие  тонких дифференцированных движений пальцев и мелкой моторики рук. (4 часа)

3.1  Д/И  «Выложи узор». Выкладывание цветными нитями узоров на настольном фланелеграфе.  Д/упражнение на  умение чередовать напряжение с расслаблением.  (2 часа)

3.2  Д/И  «Собери грибы». Д/И «Живые облака». Выкладывание цветными нитями узоров по контуру заготовок из бархатной бумаги. Д/упражнение на развитие мелкой моторики и содружество движения  пальцев рук. (2 часа)

Тема 4. Дидактические игры на развитие мелкой моторики  и умение детей работать щепотью руки. (4 часа)

4.1  Д/И  « Бусы» Нанизывание на нить бусин крупных размеров. Д/упражнение на развитие мелкой моторики и координации движения.  (1 час)

4.2  Д/И  «Рыбки играют, рыбки  сверкают». Д/упражнение на развитие мелкой моторики и содружество движения  пальцев рук.  Д/И  «Озорные бусины». Д/упражнение на развитие мелкой моторики и координации движения.  Д/И  "Последний листок». Укладывание нитки бус по контур  изображения. Д/упражнение на развитие мелкой моторики и мускулатуры  пальцев рук.

(3 часа)

4.3  Итоговое занятие.  (1 час)

Проведение открытых занятий  для родителей, рекомендации, беседы, консультации.

Тема 5. Дидактические игры на развитие мелкой моторики, чувство ритма и умение переключаться с одного вида движения на другой. (3 часа)

5.1  Д/И  «Художники». Рисование  пальчиками рук на картоне с кремом.  Д/упражнение на умение  удерживать предмет подушечками пальцев. (1 час)

5.2  Д/И  «Снегопад». Д/упражнение на развитие мелкой моторики и координации движения  пальцами. Д/И «Следы на снегу». Рисование  пальчиками рук на картоне с кремом. Д/упражнение на развитие амплитуды движения и мелкую моторику кисти руки.   (1 час) Д/И «Лесная красавица». Рисование  пальчиками рук на картоне с кремом. Д/упражнение на развитие мелкой моторики  кистей и координацию движений пальцами.   (1 час)

Тема 6. Дидактические игры на развитие мелкой моторики и мускулатуры пальцев рук и закрепление умения  захватывать предметы тремя пальцами. (3 часа) 

6.1  Д/И  «Кто быстрее?» Рассматривание и обследование прищепок. Прищипывание их к различным основам в духе соревнования. Д/упражнение на развитие подвижности суставов указательного пальца ведущей руки.  (1 час)

6.2   Д/И  «Хитрые прищепки».  Прищипывание их к разноцветным основам для создания законченного образа. Д/упражнение на развитие мелкой моторики  и содружество движения пальцев рук. (1 час)

6.3   Д/И «На что похоже?» Прищипывание  прищепок к разноцветным основам. Д/упражнение на развитие мелкой моторики  и мускулатуры  пальцев рук. (1 час)

Тема 7. Дидактические игры с водой  на развитие мелкой моторики рук  и способность управлять своими пальцами. (4 часа)

7.1  Д/И «Аптекарь». Д/упражнение на умение  удерживать предмет подушечками пальцев. Д/упражнение на развитие мелкой моторики  и мускулатуры  пальцев  рук. (2 час)

7.2  Д/И «Цветные капли». Д/упражнение на развитие мелкой моторики  и умение переключаться с одного вида движения на другой. Д/И «Лимонад для праздника». Переливание воды с помощью пипетки. Д/упражнение на развитие подвижности суставов указательного пальца ведущей руки.  (2 час)

Тема 8. Дидактические игры на развитие мелкой моторики трех основных пальцев руки (большого, указательного, среднего). (2 часа)

8.1  Д/И «Букет». Д/упражнение на развитие мелкой моторики и координации движения.  Д/И «Первые листочки». Д/упражнение на развитие мелкой моторики  и мускулатуры  пальцев рук.  

9. Дидактические игры на развитие мелкой моторики и конструктивного творчества

 ( 4часа)

9.1 . Д/И «Крошка – Дракошка». Соединение деталей конструктора различными способами. Д/упражнение на развитие ловкости  пальцев рук и быструю смену тонуса мускулатуры.  

Д/упражнение на развитие ловкости  пальцев рук и быструю смену тонуса мускулатуры.  (4 часа)

Тема 10. Дидактические игры на развитие  тонких дифференцированных движений пальцев и мелкой моторики рук путем видоизменения отрезков  проволоки  в различные образы и фигуры. (4 часа)

10.1 Д/И «Гибкие фигурки». Д/упражнение на развитие мелкой моторики рук и быструю смену тонуса. Д/ И «Солнце и тучки». Д/упражнение на развитие мелкой моторики и координации движения. (2 часа)

Д/И «Улитка». Д/упражнение на развитие мелкой моторики  рук, ловкость пальцев и умение переключаться с одного вида движения на другой.  

Д/И «Букет ».   Рассматривание заготовок из проволоки. Формирование образов  из проволочных  заготовок.  Д/упражнение на развитие мелкой моторики рук и быструю смену тонуса. (2 часа)

Тема 11. Обобщающее  итоговое занятие.  (2 часа)

Выставка работ детей. Проведение открытых занятий  для родителей, рекомендации, беседы, консультации. (2 часа)

Итого: 36 часов