Программа занятий по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста «Чудесные приключения пальчиков»
рабочая программа по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)

Юлия Леонидовна Колесникова

Программа учитывает возрастные особенности детей. Возраст воспитанников, обучающихся по данной программе: старший и подготовительный. Работа проводится два раза в неделю в форме занятий, также элементы программы используютсяв в свободной деятельности детей и в качестве физминуток в течение дня. Продолжительность занятия в НОД составляет от 20-25 минут. Две – четыре  минуты отводится на проведение массажа или самомассажа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prilozhenie_6_programma.doc122 КБ

Предварительный просмотр:

Программа занятий по развитию мелкой моторики

 у детей  старшего дошкольного возраста

«Чудесные приключения пальчиков»

Автор: Колесникова Юлия Леонидовна,

 учитель-дефектолог МАДОУ № 26 «Кораблик»

Пояснительная записка

Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.  

Развитие речи детей тесно связано с состоянием мелкой моторики рук. Ученые,  изучающие деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функций руки. Они установили, что уровень развития руки детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Тренировка пальцев рук ускоряет процесс функционального созревания мозга, т. к. является мощным тонизирующим фактором для коры больших полушарий. Исследователи обратили внимание на то, что около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой моторной зоны. Поэтому тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка и позволяет ученым отнести кисть руки к речевому аппарату, а двигательную проекционную область кисти руки считать ещё одной речевой областью мозга. Кольцовой М.М. был проведен ряд эспериментов, посвященных изучению влияния тонких движений пальцев рук на развитие функций мозга ребенка, которые показали, что тренировка пальцев рук ускоряет процесс функционального созревания мозга, так как является мощным тонизирующим фактором для коры больших полушарий. Влияние сказывается как сразу после выполнения упражнений, так и пролонгировано, способствуя стойкому повышению работоспособности центральной нервной системы.

Мелкая моторика - одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом, речью ребенка (Кольцова М.М., Новикова Н.Н., Бернштейн Н.А., Бехтерев В.Н., Н. А. Рокотова Н.А, Бережная Е.К.).

Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее – от пальцев. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.  Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Поэтому тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, и имеет большое значение. Поскольку в настоящее время увеличивается число детей с нарушением речевого развития, можно считать проблему развития мелкой моторики рук актуальной.

Движение пальцев рук исторически оказались тесно связанными с речевой функцией.

На заре развития человечества в процессе общения людей очень широко использовались ручные различные жесты – указывающие, призывающие, отталкивающие, угрожающие, оборонительные и другие. Эти жесты невольно сочетались с какими-то эмоциональными возгласами и другими голосовыми реакциями. Движения пальцев рук у людей совершенствовались из поколения в поколения, так как люди выполняли руками все более тонкую и сложную работу. В связи с этим происходило увеличение площади двигательной проекции кисти в человеческом мозге. Человека отличает от других живых существ важнейшая особенность – использование руки как ведущего инструмента своего умственного развития . Развитие функций руки и речи шло у людей параллельно.

Проявившаяся в дальнейшем словесная речь долгое время сопровождалась почти постоянной жестикуляцией, что в остаточном виде сохраняется и до сих пор. При этом области коры головного мозга, управляющие движениями пальцев рук и области, отвечающие за движения органов речи, оказались расположенными в ближайшем соседстве. А это значит, что идущие в кору головного мозга нервные импульсы от движущихся рук (в особенности от пальцев рук) «тревожат» и расположенные по соседству речевые зоны коры, как бы стимулируя их к активной деятельности.

Влияние ручных действий на развитие мозга человека было известно ещё во II веке до нашей эры в Китае, Японии и Индии. Древние специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии.

Древнеегипетские врачи, рассматривая кисть руки как своеобразную систему меридианов, полагали, что из сердца человека исходят "каналы", называемые ими "мету". Под влиянием сердечных сокращений через эти "мету" по всему организму распространяется тепло, дыхание, кровь, слизь и др. Таких жизненесущих каналов они насчитывали 32, из числа которых 2 идут к сердцу от мизинцев обеих рук. Именно от сердца к мизинцам обеих рук пролегают пути каналов иглоукалывания, называемых "энергососудами сердца". Эти меридианы использовались для диагностики и лечения заболеваний сердца и многих других заболеваний человека. Именно об этих невидимых каналах современная европейская медицина начала узнавать лишь в начале 20 века, а поверила в их физиологическую и физическую реальность лишь в последующие десятилетия.

Важной роли здоровья в обучении и воспитании детей отдавали предпочтение Аристотель, Я.Коменский, Ж.Руссо, Г.Песталоцци и многие другие педагоги-мыслители. Педагогические принципы организации жизни и деятельности детей заключались в следующей идее “...если хотите развивать ум вашего ребенка, развивайте силы, которыми он должен управлять” (Ж.Ж.Руссо).

Японский врач Намикоси Токудзиро создал оздоравливающую методику воздействия на руки. Он утверждал, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные.

В Китае распространены упражнения ладоней с каменными и металлическими шарами. Регулярные упражнения с шарами улучшают память, умственные способности, устраняют эмоциональное напряжение, улучшают деятельность сердечно – сосудистой и пищеварительной систем, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус.

В Японии для достижения этих же целей широко используются упражнения с грецкими орехами и шестигранными карандашами.

В Индии существует разработанная йогами гимнастика пальцев и кистей рук – это хасты и мудры (сложение пальцев рук определённым образом для замыкания определённых энергетических каналов для оздоровления организма).

Известный немецкий ученый Эммануил Кант называл руки «видимой частью полушарий головного мозга».

Талантом нашей русской народной педагогики созданы игры «Ладушки», «Сорока – белобока», «Коза рогатая» и другие. Их значение до сих пор достаточно не осмыслено взрослыми. Многие родители и педагоги видят в них развлекательное, а не развивающее воздействие.

Ручные навыки успешно использовала в работе с детьми итальянский гуманист и педагог, автор ставшей всемирно известной методики Мария Монтессори. Она говорила, что «каждое движение ребёнка — это ещё одна складочка в коре больших полушарий». Монтессори дает определение руке как тонкому сложному органу, «который позволяет разуму не только заявить о себе, но и вступить в совершенно определенные отношения     с     окружающим   миром».

Исследования отечественных физиологов также подтверждают связь развития рук с развитием мозга.

Цель: развивать речевую деятельность посредством формирования точных движений мелких групп мышц;

Для решения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:

  • координировать движения руки и глаза;
  • формировать умения строить свою деятельность по показу, словесной инструкции;
  • вовлекать родителей в образовательный процесс с целью повышения эффективности занятий и достижения более высоких результатов.

Методы

  • Наглядный;
  • словесный;
  • практический;
  • экспериментирование.

    Приемы:

  • Игры;
  • специальные упражнения;
  • игры-эксперименты;
  • НОД;
  • дидактические игры

        Программа учитывает возрастные особенности детей. Возраст воспитанников, обучающихся по данной программе: старший и подготовительный. Работа проводится два раза в неделю в форме занятий, также элементы программы используютсяв в свободной деятельности детей и в качестве физминуток в течение дня. Продолжительность занятия в НОД составляет от 20-25 минут. Две – четыре  минуты отводится на проведение массажа или самомассажа.

Разделы программы

1.        Массаж и самомассаж пальчиков.

Задачи:

  • Использовать «сухой бассейн» для одновременного активного воздействия на различные точки кистей, пальцев, ладоней ребенка, стимулируя не только речевое развитие малыша, но и слаженную работу внутренних органов в целом. Способствовать снятию стресса у маленьких детей в период адаптации.
  • Научить детей самомассажу рук, с целью стимуляции речевого развития. Проводить массаж кистей и пальцев рук: пальцы, ладони, тыльная поверхность ладони, межпальцевые зоны с помощью массажного шарика Су-Джок, грецкого ореха, ребристого карандаша для улучшения трофики тканей и кровоснабжения пальцев.

2.        «Пальчики играют» (использование упражнения для развития мелких групп мышц кисти и пальчиковых игр).

        Задачи:

  • Обучать приемам пальчиковых игр.
  • Развивать координацию движений кистей и пальцев рук, способствуя развитию речи и мышления детей.
  • Развивать тонкие движения пальцев рук, стимулируя развитие речи, мыслительную деятельность, память, внимание ребенка.
  • Учить детей прослушивать и проговаривать стихотворения с выполнением определенных движений.
  • Учить детей точному выполнению упражнений кинестетической и кинетической основы движений.

3. «Пальчики трудятся» (работа с тренажерами по развитию мелкой моторики, в уголке природы, рукоделие).

        Задачи:

  • Развивать силу руки и ловкость пальцев.
  • Развивать желание выполнять посильные трудовые поручения.
  • Развивать творчество и инициативу при выполнении трудовых поручений.
  • Закреплять умение самостоятельно аккуратно раздеваться и одеваться.
  • Учить самостоятельно готовить материалы и пособия к занятию, убирать свое рабочее место.

4. «Чудо-пальчики» (использование нетрадиционных методик в художественном творчестве: рисовании, лепке, аппликации, конструировании; занятия рукоделием).

        Задачи:

  • Создавать условия для экспериментального освоения свойств и способов воздействия на бумагу.
  • Расширять представления и впечатления об окружающем мире.
  • Показать детям разнообразие изобразительных материалов.
  • Познакомить с разными видами нетрадиционных техник выполнения.
  • Воспитывать у детей стремление принимать участие в коллективной работе

5. «Пальчики идут в школу» (использование графических упражнений).

        Задачи:

  • Развитие мелкой моторики рук и коррекции движений глаз.
  • Обучение ориентации на листе бумаги.
  • Развитие навыков владения линейной графикой.
  • Развитие умений и навыков работы с разными инструментами и графическими материалами.
  • Развитие умений навыков работы над графическими композициями разной степени сложности.
  • Развитие способностей к восприятию формы и содержания в графических композициях.

6. «Пальчики-волшебники» (эксперимантальная деятельность детей).

        Задачи:

  • Расширять кругозор детей при помощи экспериментов, через которые ребенок познает окружающий мир, получает необходимый сенсорный опыт, развивает мелкие группы мышц.

7. «Играем всей семьей» (игры для обучения и общения с родителями).

        Задачи:

  • Повысить эффективность занятий по развитию мелкой моторики рук.
  • Закреплять навыки и умения, приобретенные в процессе непосредственно образовательной деятельности.
  • Приобщать родителей к проведению в домашних условиях пальчиковых игр, с помощью которых ребенок развивает мелкие группы мышц, а самое главное, обучение ребенка проходит в общении с родителями и через родителей.

Таблица И.1 -Тематическое планирование коррекционных занятий по мелкой моторике для детей старшего дошкольного возраста

п/п

Раздел

программы

Примерные темы

Оборудование, материалы

 1.

Массаж и самомассаж пальчиков

«Найди все шишки в сухом бассейне»

Цель:  активно воздействовать на различные точки кистей, пальце, ладоней для улучшения трофики тканей и кровоснабжения пальцев для стимулирования речевого развития.

шишки

Найди в сухом бассейне шарики»

Цель:  массировать запястья, кисти, ладони, пальцы, межпальцевые зоны. Развивать чувствительность и координированность пальцев рук.

деревянные шары

«Не боюсь колючек»

Цель:  проводить массаж ладоней ребенка для разогрева перед пальчиковыми играми

массажные шарики Су-Джок

«Ребята и гусята»

Цель:  проводить самомассаж ногтевых фаланг пальцев (кроме большого) на каждый ударный слог, стимулировать развитие речи, развивать чувство ритма.

прищепки

«Китайские шары»

Цель: проводить самомассаж ладоней, способствовать овладению тонкими движениями пальцев.

каучуковые мячи (на каждого ребенка по две штуки

2.

«Пальчики играют»

Кинезиотерапия для пальчиков

Цель: развивать мелкую моторику, координацию движений.

иллюстрации и описание упражнений упражнениям

Пальчиковый игротренинг

Цель:  Учить детей проговаривать стихотворения с выполнением определенных движений, развивать артистизм, воображение.

пальчиковые игры и потешки в соответствии с лексическими темами (Новиковская О.А. Стихи для развития речи)

«Пальцеход»                          

Цель:  тренировать, координировать движения указательного и  среднего пальца, массировать пуговицами подушечки пальцев.                                                                                

на плотный материал нашиваем 16 пуговиц по 8 штук в 2 ряда

Игры с мячами

Цель: развивать ловкость и точность движений.

небольшие резиновые мячи-ежики по числу детей

(Воробьева Т.А. Мяч и речь)

«Музыкант»

Цель: развивать мелкую моторику пальцев рук, формировать чувство ритма.

имитировать игру на различных инструментах

3.

«Пальчики трудятся»

Работа с тренажерами

Цель: повысить навыки самообслуживания.

Тренажеры: «Шнуровка», «Пуговицы и петельки», «Замочки», «Веревочки»

Работа в уголке природы

Цель: Развивать желание выполнять посильные трудовые поручения.

комнатные растения, инструменты по уходу

«Помощники»

Цель: развивать инициативу при выполнении трудовых поручений.

«Пуговичные фантазии»

Цель: развивать мелкую моторику, творчество.

материал, нитки, иглы, пуговицы

«Волшебная иголочка»

Цель: развивать мелкую моторику через технику шитья.

Листы картона с проколами по контуру изображенного предмета, материал, пяльцы, иглы, нитки

4.

«Чудо-пальчики»

Нетрадиционные приемы в рисовании, лепке, аппликации, конструировании в НОД

 Цель: развитие мелкой моторики через изобразительное творчество

(выбор в соответствии с лексическими темами).

Бумага различной фактуры, природный и бросовый материалы и

(Малышева А.Н. Занятия по аппликации в детском саду, Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду, Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству: Пособие для педагогов дошк. учреждений)

5.

«Пальчики идут в школу»

«Школа карандаша»

Цель: развитие мелкой моторики рук через выполнение графических заданий.

Трафареты, шаблоны, изображения для штриховки, занимательные разукраски, задания для совершенствования графомоторных навыков, графические диктанты (Квач Н.В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет, Узорова О., Нефёдова Е. 500 узоров)

«Волшебные палочки»

Цель:  развивать мелкую моторику, закреплять понятие правой и левой руки, тренировать подушечки пальцев.

счетные палочки на каждого ребенка по 1 коробке

карточки с заданиями по конструированию из палочек

«Волшебные фигуры»

Цель:  развивать мелкую моторику, закреплять знание фигур, развивать воображение.

геометрические фигуры из различных материалов, танграмы, изображение графических заданий

6.

«Пальчики-волшебники»

«Ученые»

Цель: получение сенсорного опыта через экспериментальную деятельность. 

Необходимые материалы для проведение опытов и экспериментов в окружающей среде

(И.А. Лыкова, Н.А. Рыжова Интеграия эстетического и экологического образования в детском саду, Ола Франсуа Занимательные эксперименты и опыты

7.

«Играем всей семьей»

Мастер-класс для родителей

«Наши ловкие пальчики»

Цель: ознакомление родителей с новыми приемами развития мелкой моторики

Презентация «Наши ловкие пальчики»,

памятки для родителей с описанием некоторых игр на развитие мелкой моторики,

наглядный материал, используемый в играх

Папка-передвижка «Ум детей на кончиках пальцев…»

Цель: донести до родителей информацию о важности развития мелкой моторики

Практические советы по развитию мелкой моторики

Выставка поделок, выполненных в разных техниках, изготовленные совместно родителями с детьми.

Цель: привлечь родителей к достижению главной цели программы – развитию мелкой моторики детей

Поделки, выполненные в различных техниках

Итоговое родительское собрание «Наши успехи»

Цель: подчеркнуть значимость развития мелкой моторики для детей дошкольного возраста

Презентация «Наши успехи»

Рекомендуемая литература

  1. Алябьева Е.А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста. – М.: Сфера, 2002.
  2. Безруких М.М. Ступеньки к школе. М., 2000
  3. Безруких М.М., Филиппова Т.А. Ступеньки к школе. Тренируем пальчики – М.: Дрофа, 2000.
  4. Богатеева З.А. -Чудесные поделки из бумаги.М.:Просвещение,1992
  5. Игра и игрушка: инновационная среда развития ребенка: Учебно-методическое пособие. – СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011.
  6. Кольцова М. М., Рузина М. С. Ребенок учится говорить: Пальчиковый игротренинг. - СПб. : Речь, 1998.
  7. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество. – М.: Просвещение, 1990.
  8. Лопухина И.С. Логопедия – речь, ритм, движение: Пособие для логопедов и родителей. СПб.: Дельта, 1997.
  9. Лосев П., Плутаева Е. Дошкольное воспитание. Развитие мелкой моторики у детей 5-7 лет. – 2005 – № 3, 5,6.
  10. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная к школе группа.- М.: Издательский дом Цветной мир, 2011.- 208 с.
  11. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа. – М.: КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА, 2009.
  12. Медведева Е.А., Левченко И.Ю., Комиссарова Л.Н., Добровольская Т.А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: учеб. для студентов сред. и высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2001.
  13. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи.- СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.
  14. Новиковская О.А. Стихи для развития речи.- М.: Астрель, 2009.
  15. Ола Франсуа Занимательные эксперименты и опыты. – М.: Айрис-Пресс, 2013
  16. Ткаченко Т.А. Физкультминутки для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи. - М., 2001.
  17. Узорова О., Нефёдова Е. 500 узоров. М.: Астрель-АСТ, 2010.
  18. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. – Санкт-Петербург: Лань, 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по развитию мелкой моторики рук и ног «Играем нашими пальчиками»

Конспект открытого занятия  по развитию мелкой моторики рук и ног  «Играем нашими пальчиками»Цели и задачиУчить сюжетным пальчиковым упражнениям, развивать внимание, память, ориентировку в п...

Программа занятий по интересам для детей среднего дошкольного возраста «Чудесные превращения бумажного листа».

Оригами – это сказка.Оригами – это веселый труд.Оригами – это волшебный мир.Оригами – это фокус.Оригами – это физкультминутка.Оригами - это мир превращений и квадрат.Оригами – это то, что я могу сдела...

Конспект семинар – практикума для родителей «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики детей младшего возраста» Тема: «Играем пальчиками»

Целевые установки мероприятия1.Пробудить интерес родителей к педагогическому процессу в ДОУ.2.Дать родителям теоретические знания о значении развития мелкой моторики рук в общем и речевом развитии реб...

Мастер-класс для родителей на тему: "Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста как средство развития их речи"

Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста как средство развития их речи....

Конспект занятия по развитию мелкой моторики рук в младшей группе. "Дружные пальчики".

Разучивание пальчиковых игр, просматривания пальчикового театра "Колобок"...

Конспект открытого занятия по развитию мелкой моторики во второй младшей группе «Умелые пальчики»

Цель: Проработать с детьми различные приемы и виды деятельности для развития мелкой моторики рук.Задачи:- Учить детей различным приемам самомассажа.- Развивать тактильную чувствительнос...

Конспект занятия по развитию мелкой моторики рук в младшей группе «Играем пальчиками»

Цель: Проработать с детьми различные приемы и виды деятельности для развития мелкой моторики рук.Задачи:- Развивать у детей тактильную чувствительность пальцев и кистей рук в играх с предметами (прище...