Мастер-класс для родителей на тему: "Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста как средство развития их речи"
статья
Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста как средство развития их речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 16.54 КБ |
Предварительный просмотр:
МАСТЕР – КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИХ РЕЧИ»
Аннотация. В данном материале представлена разработка мастер-класса для родителей по теме «Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста как средство развития их речи».
Цель мастер-класса – рассмотреть и обобщить теоретические знания по проблеме формирования, особенностей развития и значения мелкой моторки в жизни ребенка.
Задачи:
1) раскрыть значение и сущность развития мелкой моторики рук;
2) охарактеризовать процесс развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста;
3) выявить некоторые методики диагностики в развитии мелкой моторики детей дошкольного возраста.
Введение. Усвоение знаний, которые необходимо передать нашим детям, должно проходить не механически, а осмысленно. Проблема речевого и интеллектуального развития дошкольников существовала всегда, но в настоящее время эта проблема является одной из самых важных, так как в последние годы отмечается увеличение количества детей с нарушениями в развитии речи. Что такое моторика? Это есть совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость. Простые движения помогают убрать напряжение не только с рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. Таким образом, чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребёнок говорит. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей его интеллектуальной готовности к школьной учебе. В дошкольном возрасте важна работа именно по подготовке к письму, а не само письмо, поэтому работа по развитию мелкой моторики является важной составляющей обучения детей дошкольного возраста.
Основная часть. К области мелкой моторики относится большое разнообразие движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека. Это объясняется тем, что в двигательной области коры головного мозга находится самое большое скопление клеток, управляющих рукой, пальцами и органами речи – языком, губами, гортанью. Эта область коры головного мозга расположена рядом с речевой областью. Такое близкое соседство двигательной проекции руки и речевой зоны дает возможность оказывать большое влияние на развитие активной речи ребенка через тренировку тонких движений пальцев рук. Ребёнок с низким уровнем развития моторики быстро утомляется. Ему трудно выполнить задания, связанные с письмом. Его внимание быстро рассеивается, появляется чувство тревоги. В дальнейшем это может привести к отставанию в учебе.
Мелкая моторика развивается естественным образом, начиная с младенческого возраста на базе общей моторики. Сначала ребёнок учится хватать предмет, после появляются навыки перекладывания из руки в руку, так называемый «пинцетный захват» и т. д. К двум годам он уже способен рисовать, правильно держать кисточку и ложку. В дошкольном и раннем школьном возрасте моторные навыки становятся более разнообразными и сложными. Увеличивается доля действий, которые требуют согласованных действий обеих рук. Развитие мелкой моторики можно ускорить различными способами, например, уделять определенное внимание упражнениям, играм, разнообразным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений, решая одновременно несколько задач: во-первых, влиять на общее интеллектуальное развитие ребенка; во-вторых, улучшать развитие речи детей; в-третьих, готовить детей к овладению навыками письма.
Уже в раннем детстве можно выполнять массаж пальчиков, влияя тем самым на активные точки, которые связаны с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте необходимо выполнять простые упражнения, которые сопровождаются стихотворным текстом, а также развивать у детей элементарные навыки самообслуживания: застегивание и расстегивание пуговиц, завязывания шнурков и т. п., что также способствует развитию мелкой моторики и координации движений рук. Решение этой задачи является одним их важнейших условий успешной подготовки детей к обучению в школе, поэтому в работе с детьми необходимо использовать несложные занимательные задания, упражнения и игры, направленные на совершенствование движений пальцев. Для того чтобы работа по развитию «ручной» моторики была эффективной, целенаправленной, необходимо следовать ряду требований. Работа должна быть: во-первых, систематичной и постоянной; во-вторых, соответствовать уровню общемоторного, психического развития ребенка; в-третьих, соответствовать возрастным особенностям детей; в-четвертых, приносить ребенку радость.
Одновременному развитию пальцев рук и речь ребенка способствуют следующие действия: массаж (поглаживание, разминание, растирание, постукивание), пальчиковые игры, игры со счетными палочками и спичками, работа с «колючими» мячиками, с помощью которых дети производят самомассаж кистей и пальцев рук; игры с четками, с пуговицами, бусами и другими мелкими предметами, с крупами, лепка. Всё это создаёт благоприятную основу для развития речи и более успешного обучения в школе. В занятиях с детьми важен творческий подход. Речевое подкрепление увлекательных действий детей значительно повышает результат. И какое бы занятие ни выбирали родители, важно, чтобы у детей осталось впечатление, что это действие легко выполнимо, тогда они с удовольствием будут выполнять его в следующий раз.
Заключение. Проделанная работа позволяет сформулировать следующие выводы:
– основы мелкой моторики закладываются в раннем возрасте, что помогает ребенку изучать предметы, играть с ними, ощущать;
– развитие мелкой моторики пальчиков полезно, и есть прямая зависимость между точным движением пальцев рук и формированием и развитие речи, благодаря чему обеспечивается воздействие на весь организм в целом;
– особенности развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста заключаются в том, что дети очень чувствительны к такому виду деятельности, что позволяет им научиться терпению и усидчивости, быть настойчивыми и любопытными;
– упражнения с участием рук и пальцев у детей дошкольного возраста гармонизируют тело и разум, положительно влияют на деятельность мозга, простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, стимулируют развитие речи ребенка.
Девиз работы родителей в направлении развития своих детей можно выразить словами: «Играйте, творите, умнейте!».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно методическое пособие Тема: "Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста (опыт работы)".
Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики провести с детьми углубленную работу в этом направлении....

Презентация на тему:"Развитие психических процессов и мелкой моторики детей дошкольного возраста через использование игрового оборудования "Пертра"
Развитие познавательной сферы ребенка включает в себя активизацию мыслительной деятельности, речевое развитие; повышение уровня развития внимания, памяти, воображения; совершенствование коммуник...

Использование оригинальных методов пластилинографии , как одного из средств развития мелкой моторики детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Использование пластилина в работе с детьми дошкольного возраста по пластилинографии....
Мастер-класс"Вышивка как средство развития мелкой моторики детей дошкольного возраста" Презентация.
Вашему вниманию представляется мастер-класс "Вышивка как средство развития мелкой моторики детей дошкольного возраста"....

Мастер - класс "Использование нетрадиционных техник аппликации в развитии мелкой моторике детей дошкольного возраста"
В этом мастер - классе, рассказывается о нетрадиционных видах аппликации....

Конспект мастер – класса для воспитателей ДОУ на тему: "Опытно- экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста как средство познания окружающего мира"
мастер – класса для воспитателей...
Мастер-класс для педагогов(родителей) на тему "Формирование гендерного восприятия детей дошкольного возраста посредством музыкальной деятельности"
Формирование гендерного восприятия детей дошкольного возраста посредством музыкальной деятельности....