Мастер-класс для родителей на тему: "Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста как средство развития их речи"
статья

Дубровская Ольга Владимировна

Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста как средство развития их речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master.docx16.54 КБ

Предварительный просмотр:

МАСТЕР – КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИХ РЕЧИ»

Аннотация. В данном материале представлена разработка мастер-класса для родителей по теме «Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста как средство развития их речи».

Цель мастер-класса – рассмотреть и  обобщить теоретические знания по проблеме формирования, особенностей развития и значения мелкой моторки в жизни ребенка.

Задачи:

1) раскрыть значение и сущность развития мелкой моторики рук;

2) охарактеризовать процесс развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста;

3) выявить некоторые методики диагностики в развитии мелкой моторики детей дошкольного возраста.

Введение. Усвоение знаний, которые необходимо передать нашим детям, должно проходить не механически, а осмысленно. Проблема речевого и интеллектуального  развития  дошкольников  существовала  всегда,  но  в  настоящее время эта проблема является одной из самых важных, так как в последние годы отмечается увеличение количества детей с нарушениями в развитии речи. Что такое моторика? Это есть совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении  к  моторным  навыкам  руки  и  пальцев  часто  используется  термин  ловкость. Простые движения помогают убрать напряжение не только с рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. Таким образом, чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребёнок говорит. Уровень развития мелкой моторики  – один из показателей его интеллектуальной готовности к школьной учебе. В дошкольном возрасте важна работа именно по подготовке к письму, а не само письмо, поэтому работа по развитию  мелкой  моторики  является  важной  составляющей  обучения  детей дошкольного возраста.

Основная часть. К области мелкой моторики  относится большое разнообразие  движений:  от  примитивных  жестов,  таких  как  захват  объектов,  до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека. Это объясняется тем, что в двигательной области коры головного мозга находится самое  большое  скопление  клеток,  управляющих  рукой,  пальцами  и  органами речи – языком, губами, гортанью. Эта область коры головного мозга расположена рядом с речевой областью. Такое близкое соседство двигательной проекции руки и речевой зоны дает возможность оказывать большое влияние на развитие активной речи ребенка через тренировку тонких движений пальцев рук. Ребёнок с низким уровнем развития моторики быстро утомляется. Ему трудно выполнить задания, связанные с письмом. Его внимание быстро рассеивается, появляется чувство тревоги. В дальнейшем это может привести к отставанию в учебе.

Мелкая моторика развивается естественным образом, начиная с младенческого  возраста  на  базе  общей  моторики.  Сначала  ребёнок  учится  хватать предмет, после появляются навыки перекладывания из руки в руку, так называемый «пинцетный захват» и т. д. К двум годам он уже способен рисовать, правильно держать кисточку и ложку. В дошкольном и раннем школьном возрасте моторные  навыки становятся более разнообразными и сложными. Увеличивается доля действий, которые требуют согласованных действий обеих рук. Развитие  мелкой  моторики  можно  ускорить  различными  способами,  например, уделять определенное внимание упражнениям, играм, разнообразным заданиям на развитие мелкой моторики  и  координации движений, решая одновременно несколько  задач:  во-первых,  влиять  на  общее  интеллектуальное  развитие  ребенка;  во-вторых,  улучшать  развитие  речи  детей;  в-третьих,  готовить  детей  к овладению навыками письма.

Уже в раннем детстве можно выполнять массаж пальчиков, влияя тем самым на активные точки, которые связаны с корой головного мозга. В раннем и младшем  дошкольном  возрасте  необходимо  выполнять  простые  упражнения, которые  сопровождаются  стихотворным  текстом,  а  также  развивать  у  детей элементарные  навыки  самообслуживания:  застегивание  и  расстегивание  пуговиц, завязывания шнурков и т. п., что также способствует развитию мелкой моторики и координации движений рук. Решение этой задачи является одним их важнейших условий успешной подготовки детей к обучению в школе, поэтому в работе с детьми необходимо использовать несложные занимательные задания, упражнения  и  игры,  направленные  на  совершенствование  движений  пальцев. Для того чтобы работа по развитию «ручной» моторики была эффективной, целенаправленной, необходимо следовать ряду требований. Работа должна быть: во-первых,  систематичной  и  постоянной;  во-вторых,  соответствовать  уровню общемоторного,  психического  развития  ребенка;  в-третьих,  соответствовать возрастным особенностям детей; в-четвертых, приносить ребенку радость.

Одновременному  развитию  пальцев  рук  и  речь  ребенка  способствуют следующие  действия:  массаж  (поглаживание,  разминание,  растирание,  постукивание), пальчиковые игры, игры со счетными палочками и спичками, работа с «колючими» мячиками, с помощью которых дети производят самомассаж кистей и пальцев рук; игры с четками, с пуговицами, бусами и другими мелкими предметами, с крупами, лепка. Всё это создаёт благоприятную основу для развития речи и более  успешного  обучения в школе. В занятиях с детьми важен творческий подход. Речевое подкрепление увлекательных действий детей значительно повышает результат. И какое бы занятие ни выбирали родители, важно, чтобы у детей осталось впечатление, что это действие легко выполнимо, тогда они с удовольствием будут выполнять его в следующий раз.

Заключение. Проделанная работа позволяет сформулировать следующие выводы:

– основы мелкой моторики закладываются в раннем возрасте, что помогает ребенку изучать предметы, играть с ними, ощущать;

– развитие  мелкой  моторики  пальчиков  полезно,  и  есть  прямая  зависимость между точным движением пальцев рук и формированием и развитие речи, благодаря чему обеспечивается воздействие на весь организм в целом;

– особенности развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста заключаются в том, что дети очень чувствительны к такому виду деятельности, что  позволяет  им  научиться  терпению  и  усидчивости,  быть  настойчивыми  и любопытными;

– упражнения  с  участием  рук  и  пальцев  у  детей  дошкольного  возраста гармонизируют  тело  и  разум,  положительно  влияют  на  деятельность  мозга, простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, стимулируют развитие речи ребенка.

Девиз работы родителей в направлении развития своих детей можно выразить словами: «Играйте, творите, умнейте!».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно методическое пособие Тема: "Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста (опыт работы)".

Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики провести с детьми углубленную работу в этом направлении....

Презентация на тему:"Развитие психических процессов и мелкой моторики детей дошкольного возраста через использование игрового оборудования "Пертра"

Развитие познавательной сферы ребенка включает в себя активизацию мыслительной деятельности, речевое развитие;  повышение уровня развития внимания, памяти, воображения; совершенствование коммуник...

Мастер-класс"Вышивка как средство развития мелкой моторики детей дошкольного возраста" Презентация.

Вашему вниманию представляется мастер-класс "Вышивка как средство развития мелкой моторики детей дошкольного возраста"....

Мастер-класс для педагогов(родителей) на тему "Формирование гендерного восприятия детей дошкольного возраста посредством музыкальной деятельности"

Формирование гендерного восприятия детей дошкольного возраста посредством музыкальной деятельности....