Мастер-класс для родителей на тему: "Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста как средство развития их речи"
статья

Дубровская Ольга Владимировна

Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста как средство развития их речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master.docx16.54 КБ

Предварительный просмотр:

МАСТЕР – КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИХ РЕЧИ»

Аннотация. В данном материале представлена разработка мастер-класса для родителей по теме «Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста как средство развития их речи».

Цель мастер-класса – рассмотреть и  обобщить теоретические знания по проблеме формирования, особенностей развития и значения мелкой моторки в жизни ребенка.

Задачи:

1) раскрыть значение и сущность развития мелкой моторики рук;

2) охарактеризовать процесс развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста;

3) выявить некоторые методики диагностики в развитии мелкой моторики детей дошкольного возраста.

Введение. Усвоение знаний, которые необходимо передать нашим детям, должно проходить не механически, а осмысленно. Проблема речевого и интеллектуального  развития  дошкольников  существовала  всегда,  но  в  настоящее время эта проблема является одной из самых важных, так как в последние годы отмечается увеличение количества детей с нарушениями в развитии речи. Что такое моторика? Это есть совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении  к  моторным  навыкам  руки  и  пальцев  часто  используется  термин  ловкость. Простые движения помогают убрать напряжение не только с рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. Таким образом, чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребёнок говорит. Уровень развития мелкой моторики  – один из показателей его интеллектуальной готовности к школьной учебе. В дошкольном возрасте важна работа именно по подготовке к письму, а не само письмо, поэтому работа по развитию  мелкой  моторики  является  важной  составляющей  обучения  детей дошкольного возраста.

Основная часть. К области мелкой моторики  относится большое разнообразие  движений:  от  примитивных  жестов,  таких  как  захват  объектов,  до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека. Это объясняется тем, что в двигательной области коры головного мозга находится самое  большое  скопление  клеток,  управляющих  рукой,  пальцами  и  органами речи – языком, губами, гортанью. Эта область коры головного мозга расположена рядом с речевой областью. Такое близкое соседство двигательной проекции руки и речевой зоны дает возможность оказывать большое влияние на развитие активной речи ребенка через тренировку тонких движений пальцев рук. Ребёнок с низким уровнем развития моторики быстро утомляется. Ему трудно выполнить задания, связанные с письмом. Его внимание быстро рассеивается, появляется чувство тревоги. В дальнейшем это может привести к отставанию в учебе.

Мелкая моторика развивается естественным образом, начиная с младенческого  возраста  на  базе  общей  моторики.  Сначала  ребёнок  учится  хватать предмет, после появляются навыки перекладывания из руки в руку, так называемый «пинцетный захват» и т. д. К двум годам он уже способен рисовать, правильно держать кисточку и ложку. В дошкольном и раннем школьном возрасте моторные  навыки становятся более разнообразными и сложными. Увеличивается доля действий, которые требуют согласованных действий обеих рук. Развитие  мелкой  моторики  можно  ускорить  различными  способами,  например, уделять определенное внимание упражнениям, играм, разнообразным заданиям на развитие мелкой моторики  и  координации движений, решая одновременно несколько  задач:  во-первых,  влиять  на  общее  интеллектуальное  развитие  ребенка;  во-вторых,  улучшать  развитие  речи  детей;  в-третьих,  готовить  детей  к овладению навыками письма.

Уже в раннем детстве можно выполнять массаж пальчиков, влияя тем самым на активные точки, которые связаны с корой головного мозга. В раннем и младшем  дошкольном  возрасте  необходимо  выполнять  простые  упражнения, которые  сопровождаются  стихотворным  текстом,  а  также  развивать  у  детей элементарные  навыки  самообслуживания:  застегивание  и  расстегивание  пуговиц, завязывания шнурков и т. п., что также способствует развитию мелкой моторики и координации движений рук. Решение этой задачи является одним их важнейших условий успешной подготовки детей к обучению в школе, поэтому в работе с детьми необходимо использовать несложные занимательные задания, упражнения  и  игры,  направленные  на  совершенствование  движений  пальцев. Для того чтобы работа по развитию «ручной» моторики была эффективной, целенаправленной, необходимо следовать ряду требований. Работа должна быть: во-первых,  систематичной  и  постоянной;  во-вторых,  соответствовать  уровню общемоторного,  психического  развития  ребенка;  в-третьих,  соответствовать возрастным особенностям детей; в-четвертых, приносить ребенку радость.

Одновременному  развитию  пальцев  рук  и  речь  ребенка  способствуют следующие  действия:  массаж  (поглаживание,  разминание,  растирание,  постукивание), пальчиковые игры, игры со счетными палочками и спичками, работа с «колючими» мячиками, с помощью которых дети производят самомассаж кистей и пальцев рук; игры с четками, с пуговицами, бусами и другими мелкими предметами, с крупами, лепка. Всё это создаёт благоприятную основу для развития речи и более  успешного  обучения в школе. В занятиях с детьми важен творческий подход. Речевое подкрепление увлекательных действий детей значительно повышает результат. И какое бы занятие ни выбирали родители, важно, чтобы у детей осталось впечатление, что это действие легко выполнимо, тогда они с удовольствием будут выполнять его в следующий раз.

Заключение. Проделанная работа позволяет сформулировать следующие выводы:

– основы мелкой моторики закладываются в раннем возрасте, что помогает ребенку изучать предметы, играть с ними, ощущать;

– развитие  мелкой  моторики  пальчиков  полезно,  и  есть  прямая  зависимость между точным движением пальцев рук и формированием и развитие речи, благодаря чему обеспечивается воздействие на весь организм в целом;

– особенности развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста заключаются в том, что дети очень чувствительны к такому виду деятельности, что  позволяет  им  научиться  терпению  и  усидчивости,  быть  настойчивыми  и любопытными;

– упражнения  с  участием  рук  и  пальцев  у  детей  дошкольного  возраста гармонизируют  тело  и  разум,  положительно  влияют  на  деятельность  мозга, простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, стимулируют развитие речи ребенка.

Девиз работы родителей в направлении развития своих детей можно выразить словами: «Играйте, творите, умнейте!».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс"Вышивка как средство развития мелкой моторики детей дошкольного возраста" Презентация.

Вашему вниманию представляется мастер-класс "Вышивка как средство развития мелкой моторики детей дошкольного возраста"....

Мастер-класс для педагогов(родителей) на тему "Формирование гендерного восприятия детей дошкольного возраста посредством музыкальной деятельности"

Формирование гендерного восприятия детей дошкольного возраста посредством музыкальной деятельности....

Развитие мелкой моторики детей раннего возраста как средство развития речи

План самообразования на 2021 - 2022 учебный год.Тема: «Развитие мелкой моторики детей раннего возраста как средство развития речи». 1. Цель: создание условий для становления речи дете...

Мастер-класс для родителей "Оригами -как средство развития мелкой моторики детей дошкольного возраста"

laquo;Оригами – как всестороннее развитие личности ребенка"Оригами – японское искусство складывания  бумаги. Оно привлекло внимание  многих жителей России, в том числе...

«Обучение рассказыванию детей дошкольного возраста, как средство развития связной речи»

Обучение монологической речи - одна из наиболее сложных методических задач дошкольного воспитания и развития. К концу дошкольного возраста устные высказывания ребёнка должны приобрести развёрнутость, ...

Мастер -класс для педагогов ДОУ на тему: «Кинезиологические игры и упражнения на развитие межполушарных связей как средство развития мелкой моторики детей дошкольного возраста»

В данном мастер-классе  я хочу поделиться своим опытом работы по использованию комплекса упражнений из цикла «гимнастика для мозга». Я использую эти упражнения на своих занятиях и счи...