Мастер-класс для педагогов(родителей) на тему "Формирование гендерного восприятия детей дошкольного возраста посредством музыкальной деятельности"
консультация

Формирование гендерного восприятия детей дошкольного возраста посредством музыкальной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_vystupleniya.docx139.79 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха - Музыкальная академия

Теория музыки и упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей.

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение

Городского округа Балашиха

«Средняя общеобразовательная школа №6» МБДОУ №29 мкр-н Саввино

Конспект выступления

Тема: «Формирование гендерного восприятия  

детей дошкольного возраста посредством инcценировок».

Подготовил: Музыкальный руководитель Куракова Н.И.

г.о. Балашиха, 2021г

         Цель (для сотрудников ДОУ): трансляция педагогического опыта музыкального руководителя для возможного его использования в образовательно-воспитательном процессе и режимных моментах воспитателями и специалистами ДОУ.  

Задачи: определить актуальность и проблематику выбранной темы; найти пути решения проблемы в условиях ДОУ.  

Цель (для родителей): трансляция педагогического опыта музыкального руководителя для возможного его использования в семьях обучающихся.  

Задачи: определить актуальность и проблематику выбранной темы; найти пути решения проблемы в обычной жизни ребёнка (в семейных условиях).  

Слайд №1. Добрый день, уважаемые коллеги (родители).

Слайд №2. Когда речь заходит о гендерном восприятии, то предполагается, что мы говорим о восприятии, направленном на создание представления о себе во взаимосвязи телесных, психических и поведенческих особенностей (вторичных половых признаков) и определения своей гендерной роли: мужской или женской.  Проблема гендерного восприятия дошкольников сегодня актуальна как никогда. Происходящие в современном обществе социальные изменения привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Демократизация отношений полов повлекла за собой смешение половых ролей, феминизацию мужчин и омужествление женщин. На фоне этих изменений меняется и сознание детей: девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики перенимают женский тип поведения.

Идея гендерного подхода в педагогике состоит в учёте специфики влияния на развитие представителей мужского и женского полов всех факторов учебно-воспитательного процесса: содержания, методов обучения, организации учебного процесса, педагогического общения.

Слайд №3. И так как большую часть времени малыш проводит в стенах дошкольного учреждения, наша с вами задача, уважаемые педагоги, помочь в освоении ребёнком его гендерной принадлежности. Ведь в результате принятия своей половой роли ребёнок-дошкольник должен в значительной мере овладеть: культурой взаимоотношения полов, в основе которой - доброта, взаимоуважение и деликатность; адекватной полу моделью поведения; правильно понимать роль мужчины и женщины в обществе.

Слайд №4. Театрализованная деятельность, в свою очередь, даёт возможность раскрыть творческий потенциал ребёнка, развить творческую направленность личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развиваются творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычное в обыденном. Театральное искусство близко и понятно, как детям, так и взрослым, прежде всего потому, что в основе его лежит игра. Театрализованная игра - одно из ярких эмоциональных средств, формирующих художественный вкус детей, оказывающее влияние на формирование гендерной принадлежности.

Слайд №5. В процессе театрализованной деятельности дети-актёры, опираясь на речевые игры и упражнения, учатся выразительно, четко, грамотно вести роль своего персонажа, и, следовательно, приобретают представления о том, как должны вести себя герои мужского и женского рода, а в дальнейшем – мужчины и женщины.

Используя знания об особенностях развития мальчиков и девочек можно составить эффективный план работы по формированию гендерной идентичности посредством театра. Так как у мальчиков лучше развито правое полушарие, участвующее в распознавании и анализе зрительных и музыкальных образов, формы и структуры предметов, в сознательной ориентации в пространстве, то педагог может в ходе театрализации еще более развить заложенные природой данные и подобрать соответствующие роли для мальчиков с исполнением песен, с разнообразными передвижениями и проходками. Но можно поступить и с точностью наоборот и поставить задачи по развитию речевой активности мальчиков, формированию навыка построения логичного текста, развитию усидчивости, ведь мальчики более подвижны девочек и в 9 раз чаще страдают от своей гиперактивности. У девочек же лучше развито левое полушарие, обеспечивающее регуляцию речевой деятельности, письма, счёта и логического мышления, они используют сложные предложения в речи, быстрее утомляются. С целью профилактики утомления, девочки нуждаются в более частой смене деятельности в ходе спектакля: недолгий монолог или диалог героини спектакля может смениться исполнением танца, при так называемой разводке спектакля девочкам не следует давать сложные перестроения, слишком часто менять направления движений – совершенствованию навыков в ориентации в пространстве лучше уделить время во время ежедневной образовательной деятельности, так как публичные выступления – это своего рода стрессовая ситуация для маленькой актрисы, а девочки менее стрессоустойчивы нежели мальчики, поэтому не следует усугублять их порой чрезмерное волнение перед публикой.

Слайд №6. Подбор театрального репертуара следует проводить также с ориентацией на формирование гендерной идентичности юных актёров. Например, герои русских народных сказок - девочки, обладают природным умом, настойчивым характером, находчивостью и ловкостью. А мальчики как герои русских сказаний, трудолюбивые и хозяйственные, помощники на работе и в быту. Правильно подобранный репертуар и распределение ролей с учётом гендерной принадлежности детей помогают сформировать у мальчиков мужские черты характера: смелость, храбрость, решительность, сила, выносливость, вера, отвага, благородство; у девочек - женские это: чувствительность, доброта, нежность, сострадание, отзывчивость, терпеливость, забота.

Давайте попробуем подобрать материал с учётом формирования гендерной идентичности для театрализованной постановки сказок, рекомендованных к чтению примерной образовательной программой «От рождения до школы».

Слайд №7. Содержание сказки «Муха-цокотуха» насколько подходит к нашей задаче и подходит ли вообще? Ответ: Подходит, так как комар демонстрирует настоящее мужское поведение: он готов решать сложные задачи, оказывать помощь, проявляет силу, храбрость, отважность.

Слайд №8. Сказка «Царевна-лягушка»? Ответ: Подходит, так как поступок братьев, которые сожгли кожу демонстрирует недостойное поведение для мужчины, в то время как Иван-царевич умеет брать ответственность за свои поступки, обладает благородством, царевна-лягушка – олицетворяет терпимость, отзывчивость, доброту.

Слайд №9. Сказка «Красная шапочка»? Ответ: Не подходит, так как волк переодевается в бабушку, что не является нормой, если мы говорим о характеристиках присущих мужскому гендеру.

Слайд №10. Огромное значение имеет подбор костюмов и реквизита для театрализованных сценок, и представлений. Процесс переодевания в костюмы с помощью педагога может превратиться в волшебное действо: «Паша, ты надел на себя костюм богатыря. Мне кажется, что ты даже стал выше и сильнее. А тебе как кажется? Ты чувствуешь себя сильнее и отважнее? Я так за тебя рада! Ведь даже когда ты снимешь костюм, то всё равно останешься похожим на настоящего богатыря!».

И сейчас я предлагаю вам, уважаемые коллеги (родители), немного поиграть. И вспомнить любимых сказочных героев. Слайд №11. На экране у нас появился Буратино, кто его подруга? Правильно, Мальвина. Кто первый угадал? Я попрошу вас выйти к нам и по взмаху моей волшебной палочки вы превращаетесь в Мальвину, изобразите, пожалуйста, нам её.

Спасибо. Слайд №12. А на экране следующий герой – это Аладин. Давайте пару найдём Аладину – это Жасмин. И превращаться в Жасмин у нас будет…

Спасибо. Слайд №13. Встречаем следующего героя – Гном дружит с Белоснежкой. И в Белоснежку превращается… Спасибо.

 Слайд №14. Вообще же игры со сказочными героями – первые помощники в вопросах формирования гендерной идентичности дошкольников. Например, попросив ребёнка нарисовать любимого сказочного героя (существующего или выдуманного им самим) можно узнать об уровни сформированности гендерной представления малыша. Как правило, девочки рисует принцессу или фею, а мальчики – супергероев. По взмаху волшебной палочки, нарисованные герои оживают и дети их изображают. Как показывает практика, первый опыт бывает не слишком удачным: дети могут застесняться или просто растеряться и не передать в движениях и речи характер своего героя. В такой ситуации педагог может обратить особое внимание на развитие у детей умения импровизировать. Либо девочка, к примеру, рисует супергероя – герой, который не ассоциируется с представительницей прекрасного пола. Причиной может быть, что угодно: возможно ребёнок был тревожен или его кто-то случайно обидел и девочке просто хотелось в данный момент чувствовать себя защищенной. Здесь необходимо будет понаблюдать за ребёнком в дальнейшем, если и в следующих играх по театрализации малышка будет демонстрировать стремление брать на себя мужские роли, то возможно не лишним будет и подключение к работе педагога-психолога. Ведь возможное непринятие своей гендерной принадлежности и формирование неправильной гендерной идентичности может в будущем привести к большим проблемам уже во взрослой жизни.

На заключительном этапе работы по формированию гендерной идентичности дошкольников посредством театрализованной деятельности можно ещё раз провести подобный тест и увидеть результаты своей деятельности.

Слайд №15. Мне очень хочется пожелать вам, уважаемые коллеги (родители), чтобы наши с вами дети в будущем стали достойными мужчинами и настоящими женщинами. Поэтому давайте играть с нашими детьми, прививать им театрализованной игрой правила гендерного поведения, ведь в принятии своей гендерной идентичности в дошкольном возрасте и лежит основа будущих полноценных и счастливых семей!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие музыкального восприятия у детей дошкольного возраста посредством музыкально-дидактических игр и игрушек

Развитие музыкального восприятия у детей дошкольного возраста посредством музыкально-дидактических игр и игрушек...

Проект на тему "Гендерное воспитание детей дошкольного возраста через музыкальную деятельность"

Дошкольный возраст – важный период для вос­питания культуры гендерных взаимоотношений детей. Мужчину в мальчике и женщину в девочке следует воспитывать с раннего детства. В противном случае при формир...

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности»

Коммуникативные игры – так называют игры для развития умения общаться,  сотрудничать и взаимодействовать с  людьми в разнообразных жизненных ситуациях.Умение выстраивать и поддерж...

Мастер – класс «Воспитание нравственности у детей дошкольного возраста посредствам театрализованной деятельности»

Цель: Трансляция участникам мастер – класса опыта по включению элементов театрализованной деятельности в образовательный процесс для развития нравственности у детей дошкольного возрастаЗадачи:- ...

Мастер-класс для педагогов и родителей Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста, посредством нетрадиционного, развивающего пособия "Прозрачный мольберт"

Цель:Ознакомление участников мастер-класса с одним из  нетрадиционных средств  развития творческих  способностей у детей дошкольного возраста -  прозрачным мольбертом.Задачи:Способ...

Мастер класс по теме: «Формирование духовных и нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством использования методов гендерного воспитания»

Данный мастер класс для педагогов, с целью повышения знаний  для духовно-нравственного воспитания детей. Педагог делится своим опытом работы, используя методы гендерного воспитания....

Гендерное воспитание детей дошкольного возраста через музыкальную деятельность

Статья предназначена как для музыкальных руководителей, так и для родителей воспитанников ДОУ. Раскрыты основные поятия гендерного воспитания  и осуществление полоролевой социализации дошкольника...