Мастер класс по теме: «Формирование духовных и нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством использования методов гендерного воспитания»
методическая разработка по коррекционной педагогике

Звездарска Людмила Викторовна

Данный мастер класс для педагогов, с целью повышения знаний  для духовно-нравственного воспитания детей. Педагог делится своим опытом работы, используя методы гендерного воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Мастер класс для воспитателей.23.66 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка - детский сад №12 г. Шебекино»

Мастер класс по теме:

«Формирование духовных и нравственных качеств

 у детей дошкольного возраста посредством использования методов гендерного воспитания»

Подготовила и провела:

                                                                  Звездарска Людмила Викторовна,

                                                                        воспитатель МАДОУ

                                                      «Центр развития ребенка -

                                                            детский сад №12 г. Шебекино

                                                 Белгородской области»

 

2019г.

Цель:

- совершенствование работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников в дошкольных учреждениях.

Задачи:

-Повышать знания, профессиональную компетентность, педагогическое мастерство воспитателей в осуществлении задач нравственного воспитания.

-Развивать умение обсуждать и согласовывать предложенные вопросы, задания. Развивать творческую активность участников.

-Повысить компетентность педагогов в вопросах гендерного воспитания детей.

Оборудование и материалы: солнце с лучами, бейджики с особенностями поведения и развития, цитаты известных людей, плакат для рефлексии.

Ход мастер класса.

  1. Добрый день, уважаемые коллеги, умные, добрые, спутницы детей на планете «Детство». Хочу поделиться с Вами опытом работы по теме «Формирование духовных и нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством использования методов гендерного воспитания». Над этой темой я работаю давно и считаю её очень важной в нашей работе.

Формирование духовных и нравственных качеств - это сложная, противоречивая и важнейшая проблема воспитания детей, ведь от того, каким в духовно - нравственном отношении формируется ребёнок, зависит развитие его личности в будущем.

Какие понятия включают в себя духовно-нравственные качества?

(открыть лучи солнцу под названиями: душа, совесть, доброта, сочувствие, любовь, честь. ) Это есть самые главные человеческие качества. Осознание своей гендерной принадлежности позволяет ориентироваться на силу, выносливость и честь мальчику и милосердие, красоту и заботу у девочек.

Поиск, систематизация и внедрение методов гендерного воспитания для формирования духовных и нравственных качеств у детей дошкольного возраста стало актуальностью опыта.

  К.Д. Ушинский говорил, что для того, чтобы «воспитать человека во всех отношениях, надо понять его во всех отношениях, помочь ему раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему своим полом, если мы хотим воспитать мужчин и женщин, а не бесполых существ, растерявших преимущества своего пола.»

К сожалению в программно-методическом обеспечении дошкольных образовательных учреждений России не учитываются гендерные особенности. В результате этого содержание воспитания и образования ориентировано на возрастные и психологические особенности детей, а не на мальчиков и девочек того или иного возраста, которые, по мнению ученых существенно различаются.

Наблюдения показывают, что в настоящее время обращение воспитателей ограничивается словом «дети», что не способствует идентификации образа «Я» ребенка с определенной социальной ролью. Особенности обучения, формы и методы работы с детьми, применяемые в детском саду, чаще всего рассчитаны на девочек. При этом воспитывают и девочек и мальчиков чаще всего женщины: дома – мама или бабушка, а в детском саду – женщины-воспитатели. В результате для многих мальчиков гендерная устойчивость формируется без участия мужчин.

2.

Для того, чтобы не ущемлять права и достоинства мальчиков и девочек при взаимодействии во время организованной и самостоятельной деятельности и созданию условий и окружающей среды, необходимо обратить внимание на физические, умственные и психологические отличия . А чтобы узнать эти отличия, я предлагаю стать на место мальчиков и девочек, и рассказать свои особенности вашим воспитателям.( педагоги делятся на 3 команды: девочки, мальчики и воспитатели. Девочкам и мальчикам раздаются бейджики, на одной стороне – написано полное имя ребёнка, на другой особенности развития и поведения. )

Мальчики.

1.Мы не торопимся с ответом, потому что более тщательно обдумываем его. Речь у нас развита хуже, чем у девочек, поэтому мы вынуждены потратить большее количество времени для того, чтобы подобрать нужные слова и высказать их. На фоне этого формируется низкая самооценка, мы теряем уверенность в себе и своих возможностях.

2. У нас развито правое полушарие (анализ зрительных образов), преобладает кратковременная память, абстрактное мышление, более развита мелкая моторика, мы физически сильнее, а здоровье  у нас слабее. Мы лучше выполняем поисковую деятельность, выдвигаем новые идеи, при этом тщательность, аккуратность оформления работы невелика, нам труднее выполнять многоэтапные задания, мы не терпим однообразия, не сидим на месте, но любим задания на сообразительность.

3.Мы чаще рисуем технику, наши рисунки наполнены действием, в рисунках отражено большее пространство, больше домов и улиц, менее насыщенная цветовая гамма, на занятиях  смотрим на стол, перед собой: если знаем ответ — отвечаем уверенно, задаём вопросы ради получения какой-то конкретной информации. С  начала занятия долго раскачиваемся, на педагога не смотрим, пик работоспособности приходится на конец занятия,

4.При оценке интересует суть , то есть то, что конкретно оценивается и что конкретно я сделал не так, чтобы поддержать меня, скажите: «Задание очень сложное, но ты справишься», я не способен долго удерживать эмоциональное напряжение, очень скоро я перестану вас  слушать и слышать.

Девочки:

1.У нас развито левое полушарие (отвечает за речь и письмо); преобладает долговременная память; наглядно-образное мышление; развита крупная моторика; у нас здоровье крепкое, но повышена кожная чувствительность.

2.Мы лучше выполняем типовые задания, по шаблону, тщательность, проработка деталей, на высоком исполнительском уровне; чаще рисуем людей, принцесс, в том числе и себя. Себя часто рисуем с выделенными ресницами и ртом, любим пририсовывать «взрослые» атрибуты — украшения, каблуки…

3. На занятии мы смотрим в лицо, отвечая, ищем в глазах подтверждение правильности ответа и только после кивка взрослого продолжаем более уверенно, вопросы задаём больше с целью установления контакта, ориентированы больше на отношения между людьми; после начала занятия быстро набираем оптимальный уровень работоспособности.

4. Оценивая поведение или результат моей деятельности , необходимо помнить о моей эмоциональной бурной реакции, которая помешает мне понять, за что меня ругают. Гораздо эффективнее спокойно разобрать мои ошибки.

Процесс формирования духовных и нравственных качеств у детей дошкольного возраста многоплановый и обширный, проходит по всем образовательным областям, но стержнем, основой развития личности является понятия своей гендерной принадлежности, роли в обществе, а также получение информации, деятельности и оценки доступной, интересной и полезной для каждой личности, начиная с младшего дошкольного возраста.

В младшем возрасте (3-4года) необходимо:

 - называть детей полным именем, приучать обращаться по имени и детей друг к другу, обращаться «Девочки и мальчики».

- при встрече обращать внимание на одежду как мальчиков, так и девочек.

- при организации ООД мальчиков стараться расположить ближе к наглядному материалу,

- внушать девочкам, что мальчиков обижать нельзя, потому что они будущие мужчины, защитники нашей Родины; внушать мальчикам, что девочек обижать нельзя, потому что они будущие женщины и мамы. Обычно после бесед с детьми на эту тему в спокойной, дружеской обстановке, вопросов долго не возникает.

Ребёнок должен знать назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и уметь пользоваться ими, должен владеть простейшими навыками самообслуживания (пользоваться салфетками, носовым платком, самостоятельно пользоваться унитазом, бумагой, полотенцем и пр., стремиться проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении (уметь самостоятельно одеваться - раздеваться, аккуратно складывать вещи на стульчик перед сон-часом или в шкафчик после прогулки, уметь собрать после игровой деятельности за собой игрушки и пр., проявлять интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинок, стремиться двигаться под музыку, эмоционально откликаться на различные произведения культуры и искусства, должен уметь вежливо обращаться к сверстникам и взрослым, здороваться и прощаться.

В среднем возрасте (4-5лет) необходимо:

- при встрече и прощании мальчикам нужно крепко пожимать руку правой рукой, это особый способ передачи информации и контакта, присущий мужчинам и очень нравится мальчикам.

- при организации питания можно разъяснять мальчику, что ему необходимо хорошо питаться, чтобы быть сильным, крепким.  Еда – это наше топливо , как у машины. Девочке разъяснять, что ей необходимо свежее, здоровое питание, как в детском саду, чтобы быть красивой. Длинные, густые волосы, крепкие зубы и красивая кожа и ногти, будут тогда, когда организм получит вовремя питание. А если ты всё съешь, точно будешь хорошей хозяйкой, будешь вкусно готовить и помогать маме.

- при свободной игровой деятельности позволять мальчикам шумные игры с элементами борьбы, заранее объяснив, где находятся опасные места в группе, и места на теле человека, куда нельзя бить и толкать. Желательно не ограничивать игровую площадь.

- поощрять участие мальчиков и девочек в сюжетно-ролевых играх,

- уборка игрушек после свободной игровой деятельности будет продуктивнее, если предложить мальчикам показать девочкам какие они помощники: поставят машины на свои места, уберут строительный материал, будет порядок как у папы в гараже. А девочки покажут мальчикам, какие они хозяйки, в магазине, парикмахерской, в больнице, на кухне кругом порядок, как у мамы.

- при организации продуктивной деятельности, стараться давать детям задания по интересам, например, девочкам- раскрасить цветок, или кошку, или бабочку; мальчикам –дом, флажок, собачку, жука.

- при организации подвижных игр давать детям соответствующие роли: девочки - мухи, бабочки, кошки, медведицы; мальчики- пауки, жуки, водители, медведи.

- при проведении рефлексии после ответов девочек обязательно выслушать мнения каждого мальчика.

В старшем возрасте (5-6лет) духовно нравственные понятия выходят на новый уровень. В этом возрасте должны быть сформированы нормы и правила поведения в коллективе детей и взрослых, отношения к своим близким и к своей Родине. Иногда, если позволяет тематика организованной деятельности целесообразно проводить её разделяя детей на девочек и мальчиков.

А что по этой теме говорят известные люди?

(незадействованным педагогам раздаются  и высказывания известных людей. Они громко читают)

1.«Секрет успешного воспитания лежит в уважении к ребёнку» Р. Эмерсон

2.«Нельзя считать один пол совершеннее другого, так и нельзя их уравнивать» Ж.Руссо

3.«Воспитывать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, - значит вырастить угрозу для общества.» Т.Рузвельт

4.«Учатся у тех, кого любят». И.Гёте

5.«Самый лучший воспитатель для ребёнка, тот кто духовно общаясь с ним, забывает, что он воспитатель и видит в своём воспитаннике друга, единомышленника Такой воспитатель видит самые сокровенные уголки сердца своего воспитанника, и слово в его устах становится могучим  орудием воздействия на маленькую, формирующуюся личность.»

В.Сухомлинский

6.«Если ты думаешь на год вперёд – посади семя.

Если ты думаешь на десятилетия вперёд – посади дерево.

Если ты думаешь на век вперёд – воспитай человека.»

Восточная мудрость.

7.«Получить знания — это не просто, но это все-таки вторично по сравнению с воспитанием человека, с тем, чтобы он должным образом относился и к себе самому, и к своим друзьям, к семье, к родине — это абсолютно фундаментальные вещи и только на этой базе можно рассчитывать на то, чтобы человек стал полноценным» В.В.Путин

В процессе проведённой работы определены методы гендерного воспитания для формирования духовных и нравственных качеств у детей дошкольного возраста.

Метод убеждения, чаще всего используется при организованной деятельности:

- при объяснениях, беседах, рассказах использовать разнообразный наглядный материал (иллюстрации, картины, фотографии, презентации, фильмы);

- планировать вопросы поискового характера, на сообразительность, даже если девочки ответят первыми целесообразно опросить и мальчиков;

- если занятие проводится фронтально, мальчиков лучше разместить ближе к наглядному материалу;

- в начале занятия упор при общении делать на девочек, а ближе к концу на мальчиков;

- личный духовно-нравственный пример, пример из жизни самый эффективный приём убеждения.

Метод упражнения:

- задания на ООД должны быть занимательными и разнообразными;

- при планировании продуктивной деятельности необходимо учитывать интересы детей, давать право выбора;

- при свободной, сюжетно-ролевой деятельности необходимо замечать и одобрять совместные игры детей, по необходимости включаться в игру, предлагая мальчикам мужские роли, а девочкам женские.

Метод поощрения:

- нельзя сравнивать результаты работы мальчиков и девочек, оценивать каждого индивидуально;

- девочек хвалить эмоционально использовать в речи слова такие как: умница, помощница, хозяюшка, девочка, мамина дочь, добрая, милая;

- мальчиков хвалить коротко и ясно: ты справился, молодец, помощник, мальчик, будущий мужчина, папин сын, честный, храбрый, выносливый, сильный, смелый;

Метод наказания:

- при конфликте девочек необходимо сначала успокоить их, а потом спокойно объяснить, в чём каждая из них не права и обязательно помирить;

- при конфликте мальчиков также сначала необходимо успокоить, а потом кратко и чётко объяснить, кто в чём не прав, вместе найти решение и помириться.

3.Рефлексия.

Как известно дети- цветы жизни. Посмотрите, это поляна, но какие на ней вырастут цветы – весёлые или грустные решать вам. Если мой опыт вам показался полезным, посадите весёлый цветок, а если вы скучали сегодня, то грустный.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презинтация "Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста посредствам русских народных сказок".

В презинтации по  теме  "Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста посредствам русских народных сказок" освещена проблемма актуальности, а так же цели, задачи и методы работ...

Отчет по теме самообразования. «Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста, посредством русских народных сказок.»

АктуальностьВ настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, заключается не в развале экономики, не в...

Мастер-класс для педагогов «Развитие речи и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством использования игровой технологии "друдлы"»

Друдл – это графическая головоломка, которая имеет множество вариантов ответа. Проще говоря, загадка в визуальной форме. Суть техники «друдлы» заключается в том, что предлагается опи...

Мастер-класс для воспитателей «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством использования метода наглядного моделирования»

Цель: ознакомить педагогов с методом мнемотехники как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающего эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.Задачи:-р...

Отчёт по самообразованию на тему: «Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок»

Отчёт по самообразованию на тему:«Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок»...