Развитие мелкой моторики детей раннего возраста как средство развития речи
материал

Савина Ирина Владимировна

План самообразования на 2021 - 2022 учебный год.

Тема: «Развитие мелкой моторики детей раннего возраста как средство развития речи».

 

1. Цель: создание условий для становления речи детей раннего возраста посредством развития мелкой моторики.

2. Задачи: 

- повысить собственный уровень знаний в области речевого развития детей раннего возраста путем изучения педагогической литературы, работы с банком педагогической информации в системе интернет;

- разработать и реализовать стратегию взаимодействия с родителями, систему работы с детьми;

- подготовить и провести педагогическую диагностику на начало и конец учебного года;

- обогатить предметно-развивающую среду группы.

3. Актуальность:

Как часто мы слышим выражение «мелкая моторика»…

Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. Дело в том, что моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому развивая моторику пальцев, мы передаем импульсы в речевые центры, что и активизирует речь. 

Актуальность развития мелкой моторики для стимулирования речевой активности очевидна. Доказано, что формирование устной речи ребенка начинается тогда, когда движение пальцев рук достигает достаточной точности, что несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук не дает ребенку овладеть письмом, рисованием и другими важными в учебном процессе навыками.

Ребенок с хорошо развитой мелкой моторикой пальцев и кисти имеет более развитые отделы головного мозга. Если движение пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если движение пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие. Поэтому специалисты рекомендуют начинать развивать мелкую моторику как можно раньше.

Чрезмерный интерес к изучению данного вопроса нашел свое отражение в объемном модуле по самообразованию.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_savina_na_2021-2022_samoobrazovanie.docx19.84 КБ

Предварительный просмотр:

План самообразования на 2021 - 2022 учебный год.

Тема: «Развитие мелкой моторики детей раннего возраста как средство развития речи».

1. Цель: создание условий для становления речи детей раннего возраста посредством развития мелкой моторики.

2. Задачи:  

- повысить собственный уровень знаний в области речевого развития детей раннего возраста путем изучения педагогической литературы, работы с банком педагогической информации в системе интернет;

- разработать и реализовать стратегию взаимодействия с родителями, систему работы с детьми;

- подготовить и провести педагогическую диагностику на начало и конец учебного года;

- обогатить предметно-развивающую среду группы.

3. Актуальность:

Как часто мы слышим выражение «мелкая моторика»…

Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. Дело в том, что моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому развивая моторику пальцев, мы передаем импульсы в речевые центры, что и активизирует речь. 

Актуальность развития мелкой моторики для стимулирования речевой активности очевидна. Доказано, что формирование устной речи ребенка начинается тогда, когда движение пальцев рук достигает достаточной точности, что несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук не дает ребенку овладеть письмом, рисованием и другими важными в учебном процессе навыками.

Ребенок с хорошо развитой мелкой моторикой пальцев и кисти имеет более развитые отделы головного мозга. Если движение пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если движение пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие. Поэтому специалисты рекомендуют начинать развивать мелкую моторику как можно раньше.

Чрезмерный интерес к изучению данного вопроса нашел свое отражение в объемном модуле по самообразованию.

4. Перспективный план работы над темой на 2021 - 2022 учебный год

Месяц

Тема

Содержание работы

Практический выход

сентябрь

-

Ознакомление с научной и методической литературой по теме

Разработка программно – методического обеспечения образовательного процесса

- пополнение картотеки игр и игровых упражнений для развития мелкой моторики детей раннего возраста;

- изготовление дидактических пособий для развития мелкой моторики детей раннего возраста: «Солнышко», «Волшебная подушечка», «Книжка – малышка «Колобок», «Цветок»);

- подбор нестандартного оборудования для развития мелкой моторики: прищепки, грецкие и лесные орехи, шишки, кисточки, крышечки, зубные щетки;

- изготовление шаблонов для игр с прищепками;

- изготовление шаблонов для пальчикового рисования;

Работа с родителями:

- папка – передвижка «Что такое мелкая моторика и для чего она нужна».

дидактические пособия, картотеки;

оформление информационного стенда для родителей

октябрь - ноябрь

пальчиковые игры

- включение пальчиковых игр с речевым сопровождением во все режимные моменты

Работа с родителями:

- Папка – передвижка «Играем пальчиками»

картотека пальчиковых игр;

оформление информационного стенда для родителей

декабрь -январь

игры с нестандартным оборудованием

- использование нетрадиционного оборудования (включая бросовый и природный материал) для дополнительного стимулирования мелкой моторики.

Работа с родителями:

- «Рекомендации по развитию мелкой моторики»

картотека игр;

«Шкатулка забавных вещиц»;

оформление информационного стенда для родителей

февраль - март

игры с пальчиковым сухим бассейном

- стимулирование развития мелкой моторики засчет активного взаимодействия с сухим бассейном на основе крупы и бобовых

Работа с родителями:

- памятка «Развитие мелкой моторики в домашних условиях»

картотека игр с сухим бассейном;

оформление информационного стенда для родителей

апрель

нетрадиционное рисование

- стимулирование развития мелкой моторики засчет рисования в нетрадиционных техниках (пальчиками, ладошками, штампами)

выставка рисунков;

май

игры с дидактическими пособиями

- включение пособий в организованную образовательную, совместную образовательную и самостоятельную деятельность детей;

 Работа с родителями:

- семинар - практикум «Развитие речи детей посредством мелкой моторики рук»

фотоотчет

5. Список использованной литературы

  1. Борисенко М.Г. Наши пальчики играют. – СПб., 2002.
  2. Дмитриева В.Г. Тренажер по развитию мелкой моторики. – М. : АСТ, 2014.
  3. Малюкова И. Игровой самомассаж как средство подготовки руки к письму // Дошкольное воспитание. – 2008. - №2. – С. 79-82.
  4. Светлова И. «Развиваем мелкую моторику» ЭКСМО-Пресс, 2001г.
  5. Светлова, И.Е. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук. / И.Е. Светлова. – М.: Изд-во Эксмо, 2003. – 272 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики детей раннего возраста"

Учёные, изучавшие психику детей,подтверждают факт, что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для развития речи детей и оказывает большое влияние на рвзвитие головного мозга....

Конспект семинара-практикума с родителями детей раннего возраста на тему «Развитие мелкой моторики – залог развития речи и мышления малыша»

Статистика свидетельствует, что в последние десятилетия число детей, имеющих речевые нарушения, значительно увеличилось. Если во второй половине XX века было около 17% детей с проблемами в речевом раз...

Тема: "Специфика использования пальчиковых игр как средство развития мелкой моторики детей раннего дошкольного возраста"

Игр, заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики очень много, но самое интересное и доступное во всем этом многообразии как для детей, так и для взрослых – это пальчиковые игр...

«Аппликация, как одно из средств развития мелкой моторики в раннем возрасте»

У современных детей плохо развита мелкая моторика рук, так как они мало играют в развивающие игры, а больше на компьютерах, телефонах и планшетах.Решить эту проблема в раннем возрасте, я предлаг...

Мастер-класс для родителей на тему: "Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста как средство развития их речи"

Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста как средство развития их речи....

Пальчиковых бассейн как средство развития мелкой моторики детей раннего возраста.

Пальчиковый бассейн – пособие для сенсорного развития детей раннего возраста. Оно  стимулирует  развитие познавательных процессов, пополняет сенсорный опыт, развивает мелкую моторику. ...