«Методическая рекомендация для воспитателей по развитию монологической речи посредством театрализованной деятельности»
методическая разработка

Пырьева Юлия Николаевна

Предварительный просмотр:

Методическая рекомендация

«Развитие монологической речи посредством театрализованной деятельности»

   Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.

  В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие.

  В нашем ДОУ тоже сущeствуeт проблeма по развитию рeчи, т. к. с каждым годом увeличивается количeство дeтeй с дeфектом речи, косноязычием. Решить эти задачи возможно и нeобходимо как можно раньшe, и при этом наиболee эффективно использовать доступные детям виды деятельности, направленные на успешное решение задач.

Театрализованная деятельность один из самых эффективных способов воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: активизации и совершенствования словарного запаса, грамматического строя речи, звукопроизношения, навыков связной речи, темпа, выразительности речи.

В театрализованной игре формируется монологическая, диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность.

В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, особенно вступление в диалог с другим персонажем ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко и понятно изъясняться. У детей улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.

Проблема владения словом, актуальна на сегодняшний день для всех возрастов. Частые репетиции дают детям возможность общаться, понять чувство партнерства, взаимовыручки, снимает скованность, ускоряет процесс овладения навыками публичных выступлений.

Заучивая с детьми тексты для постановок, необходимо обращать внимание на  тональность, выполняя с детьми распевки, проговаривая чистоговорки и скороговорки с разной высотой голоса, что потом благоприятно сказывалось на более качественном исполнении своих ролей и артистизме участников.

Участвуя в театральных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир.

 Одновременно театральная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру.

Речь – основа психического развития дошкольников. Развитие речи – одна из основных задач процесса образования. Дошкольный возраст – период интенсивного развития ребёнка. Поэтому, важно чтобы дети вовремя овладели правильной речью. Театрализация  тесно взаимосвязана с другими видами деятельности - пением, движением под музыку, слушанием, необходимость систематизировать  ее в едином процессе.

•        Участвуя в театрализованных играх, ребёнок знакомится с окружающим миром через образы, краски, звуки.

•        Работая над персонажем, малыш подражает его мимике, жестам, голосу.

•        Активизируется словарь дошкольника, звуковая культура речи.

•        Дети учатся сопереживать и сострадать, дружить и радоваться, управлять своими эмоциями, становятся менее замкнутыми

•        В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актера перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться.

Поэтому именно театрализованная деятельность позволяет решать многие задачи, касающиеся         формирования         выразительности         речи         ребенка, интеллектуального воспитания. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу; познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

    Презентация «Театрализованная деятельность детей дошкольного возраста  в ДОУ».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие выразительности речи посредством театрализованной деятельности

Как посредством театрализованной деятельности  развивается речь детей....

Конспект НОД в средней возрастной группе детей с ЗПР по развитию связной речи посредством театрализованной деятельности

Конспект НОД в средней группе: пересказ сказки «Как Лиса зайцев хотела перехитрить » Цель: Учить детей связно, последовательно и выразительно пересказывать сказку. Задачи: Образовательные: учи...

Педагогический проект по развитию связной речи посредствам театрализованной деятельности.

Участие детей в театрализованной деятельности будет способствовать овладению культуры речи, то есть умению передавать свои мысли и в соответствии с целью высказывания грамматически правильно, логично ...

Консультация для педагогов «Взаимодействие с родителями» (в рамках годовой задачи «Создание условий для развития диалогической речи посредством театрализованной деятельности»).

Развитие театральной деятельности и накопление эмоционально-чувственного опыта у детей - длительная работа, которая требует и участия родителей. В настоящее время взаимодействие с родителями воспитанн...

Методические рекомендации к проекту: «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников посредством театрализованной деятельности»

Актуальность проблемы нравственно - патриотического воспитания детей очевидна, так как  в настоящее время  материальные ценности доминируют над духовными, у детей искажены представления о до...