перспективный план театрального кружка
методическая разработка (средняя группа)

Кузьмина Евгения Владимировна

средняя групаа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perspektivnyy_plan_teatralnogo_kruzhka.docx37.31 КБ

Предварительный просмотр:

Управление администрации

Г. Долгопрудного

Муниципальное автономное дошкольное образовательное

Учреждение городского округа Долгопрудный

д/с № 10 «Лучик»




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

кружка «Лучики »

по театрализованной деятельности

в средней группе №6 «Гномики»

(4-5 лет)

срок реализации программы 1 год

Разработали: Кузьмина Е.В., Каштанова Л.А.

воспитатели первой категории


2020

СОДЕРЖАНИЕ

I. Целевой раздел

1.1Пояснительная записка

1.2 Основные направления театрализованной деятельности

1.3 Приёмы, методы и технологии

2. Содержательный раздел

2.1 Этапы работы театрального кружка «Лучики»

3.Организационный раздел

3.1 Организация и оформление развивающей предметно – пространственной среды

4.Перспективно – календарное планирование



I. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

Актуальность.

Сегодня, когда широко и фундаментально решается проблема дошкольного образования и воспитания и усложняются задачи, стоящие перед педагогами МБДУ, очень важной остается задача приобщения к театрализованной деятельности с самого раннего возраста.

Театрализованная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Войдя в образ, он играет свои любимые роли, стараясь подражать тому, что видел и его заинтересовало, и получая огромное эмоциональное наслаждение. Занятия театрализованной деятельностью помогают развивать интересы и способности ребенка; способствует общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театрализованной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера.  

Занятия в театрализованном кружке помогают детям развить артистические способности, познать мир умом и сердцем, выразить своё отношение к добру и злу, познать радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенность в себе, проявлять творчество во всех видах театрализованной деятельности.

Настоящая программа описывает курс подготовки по театрализованной деятельности детей дошкольного возраста 4—5 лет (средняя группа).

Цель: 

развивать коммуникативно - творческие способности детей посредством театрализованной деятельности.

Задачи:

1. Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театральной деятельности.

2. Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и

воплощения образа, а также их исполнительские умения.

3. Формировать у детей простейшие образно-выразительные умения, учить

имитировать характерные движения сказочных животных.

4. Обучать детей элементам художественно-образных выразительных средств (интонация, мимика, пантомимика) .

5. Активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи, интонационный строй, диалогическую речь.

6. Формировать опыт социальных навыков поведения, создавать условия для развития творческой активности детей.

7. Познакомить детей с различными видами театра.

8. Развить у детей интерес к театральной игровой деятельности.

9. Развивать желание выступать перед родителями, сотрудниками детского сада.

Программа предполагает проведение два занятия в месяц во второй половине дня. Продолжительность занятия: 20 мин.

Деятельность проводится в форме игры:

-Игровые упражнения;

-Этюды;

-Игра-драматизация;

-Сюжетно-ролевая игра.

Ожидаемый результат:

• Раскрытие творческих способностей детей (интонационное проговаривание, эмоциональный настрой, мимическую выразительность, навыки имитации) .

• Развитие психологических процессов (мышление, речь, память, внимание, воображение, познавательные процессы, фантазии) .

• Личностных качеств (дружеские, партнерские взаимоотношения; коммуникативные навыки; любовь к животным) .

Формы подведения итогов:

-Театрализованные представления;

-Досуги;

-Участие в конкурсах по театрализованной деятельности.

1.2 Основные направления театрализованной игры состоят в следующем:

От наблюдения театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности

От индивидуальной игры к игре в группе из трех-пяти сверстников

От имитации действий фольклорных и литературных персонажей к имитации действий в сочетании с передачей основных эмоций героя и освоению роли как созданию простого «типичного» образа в игре-драматизации.

1.3 Приёмы, методы и технологии:

Словесные (рассказ, пояснение, вопрос, художественное слово, обращение к личному опыту, чтение художественной литературы, конкурс стихов)

Наглядные (рассматривание костюмов, декораций к различным спектаклям, просмотр спектаклей, этюдов и постановок в ДОУ)

Практические (игры-драматизации, работа над этюдами, рисование фрагментов сказок и пьес, изготовление декораций, костюмов, масок, элементов к костюмам)

2. Содержательный раздел

2.1 Этапы работы театрального кружка «Лучики»

1 этап: Предварительный. Накопление художественно-речевого опыта детей, создание запаса народных сказок, произведений малого фольклора, усвоение содержания образов русской народной сказки и сказок других национальностей, дальнейшее обогащение  этого опыта новыми художественными произведениями.

2 этап: Овладение творческими действиями. Дети овладевают творческими действиями в процессе попыток собственного сочинения и перехода к самостоятельному развитию повествования. Необходимо использовать сказку как возможный источник тем, образов, как пример подражания при построении ребенком собственной сказки.

3 этап: Постановка сказок и спектаклей. Дети овладевают искусством общения друг с другом и проявляют свои творческие способности в спектаклях.

3. Организационный раздел

3.1 Организация и оформление развивающей предметно – пространственной среды.

Занятия театрализованной деятельностью должны предоставить детям возможность не только изучать и познавать окружающий мир с помощью сказок, но и жить в гармонии с ним, получать удовлетворение от занятий. И с этой точки зрения огромное значение имеет организация пространства. Здесь все имеет значение: цвет, мебель, зоны, наличие атрибутов.

Для закрепления и повышения интереса к инсценированию со второй младшей группы следует расширять используемый в инсценировках репертуар, виды театров, набор кукол и атрибутов. Побуждать детей к более активному включению в этот процесс, к выполнению простых ролей. Поощрять проявление самостоятельности и развёртывания инсценировок, элементы творчества в выборе средств выразительности при исполнении.

В средней группе продолжать работу по развитию у ребёнка интереса к театральной игровой деятельности, формировать умения ставить несложные представления с помощью взрослого по хорошо знакомым литературным сюжетам, использовать при этом образные и театральные игрушки (бибабо).

Отсюда следует – начинающим артистам рекомендуем использовать в инсценировках разнообразный репертуар, виды театра, атрибуты. Более активно участвовать в театральных играх, проявлять самостоятельность, творчество при исполнении. Объединяться с товарищами для разыгрывания сценок.

Вывод:

Творческие игры как вид театрализованной деятельности: театрализованная игра – эффективное средство формирования культуры общения участников театрального коллектива, так как в процессе осмысления ими нравственного подтекста литературного произведения создаются благоприятные условия для развития чувства партнерства, освоения способов позитивного взаимодействия. В театрализованной игре участники коллектива знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы эмоционального выражения, самореализуются, самовыражаются, знакомятся с окружающим миром через  образы, краски, звуки, которые способствуют развитию психических процессов, качеств и свойств личности – воображения, самостоятельности, инициативности, эмоциональной отзывчивости. 

4. Перспективно – календарное планирование по театрализованной деятельности.

Средняя группа №6. Занятия 1 раз в неделю-пятница, вторая половина дня. Задействованы все присутствующие дети.

СЕНТЯБРЬ

Занятие: 1

Тема: Знакомство

Цели и задачи: Вызвать интерес к театрализованной деятельности; развивать эмоционально-чувственную сферу детей, побуждая их к выражению своих чувств, к общению;

Материал и оборудование: Мяч, музыкальный центр,

Первое посещение детьми театрального кружка в новом учебном году.

Знакомство с новыми детьми.

Игра «Назови свое имя»

Игра «Радио»

Занятие: 2

Тема: Мир театра

Цели и задачи: Учить выражать эмоции через движения и мимику; учить выразительной интонации.

Материал и оборудование: Ширма для кукольного театра, куклы бибабо, маски.

Беседа с детьми «Что такое театр».

Ряженье в костюмы.

Игра «Измени голос».

Хоровод-игра «Мышки на лугу»

Занятие: 3

Тема: Музыка осени

Цели и задачи: Познакомить детей с понятиями: «Мимика»; вызывать положительный эмоциональный отклик детей; учить красиво двигаться под спокойную музыку, делая плавные движения

Материал и оборудование: Декорация осеннего сада, музыкальное сопровождение,осенние листочки

«Выразительное движение». Игровые упражнения.

Игра – импровизация «Листочки в саду».

Музыкально – ритмическая композиция «Осенний вальс»

Занятие :4

Тема: Наш богатый урожай

Цели и задачи: Учить вслушиваться в стихотворный текст и соотносить его смысл с выразительным движением под музыку.

Материал и оборудование: Шапочки овощей для игры, театральная кукла Мышка, зерна в плошке, муляжи пирожков.

«Язык жестов».

Игра «Где мы были, мы не скажем».

Отгадывание загадок.

Инсценировка «Мышка - норушка».

Хороводная игра «Огород у нас хорош»

ОКТЯБРЬ

Занятие: 1

Тема Бабушка Забава

Цели и задачи Вовлечь детей в сюжетно-игровую ситуацию; побуждать детей к двигательной активности

Материал и оборудование Ширма, театральная кукла «Бабушка».

Игры с бабушкой Забавой.

Игры и упражнения: «Диктор»,

«Изобрази героя».

Занятие 2

Тема «В гостях у сказки»

Цели и задачи Познакомить с новой сказкой; познакомить с настольным кукольным театром; учить отвечать на вопросы полным и содержательным ответом.

Материал и оборудование Настольный театр, иллюстрации к сказке.

«Колобок – колючий бок». Знакомство с содержанием сказки В. Бианки. Показ настольного театра.

Вопросы по содержанию.

Рассматривание иллюстраций к сказке с обсуждением характерных особенностей персонажей.

Занятие 3

Тема В гостях у сказки

Цели и задачи Учить детей бесконфликтно распределять роли; формировать дружеское взаимоотношение; разучить сказку по ролям, работать над произношением реплик, над жестами и мимикой; ввести диалог в процессе показа сказки

Материал и оборудование Маски героев по сказке, костюмы

«Колобок – колючий бок». Рассматривание костюмов. Ряженье в костюмы. Отгадывание загадок.

Занятие 4

Тема Колобок-Колючий бок

Цели и задачи Развивать творческие способности; вызвать эмоциональный отклик детей на выступление перед зрителями.

Материал и оборудование Декорация к сказке, музыкальное сопровождение.

Драматизация сказки « Колобок – колючий бок».

НОЯБРЬ

Занятие 1

Тема Наша дружба

Цели и задачи Воспитывать у детей чувство осознанной необходимости друг в друге, понимание взаимопомощи, дружбы; развивать воображение и учить детей высказываться; учить восприятию сюжета игры.

Материал и оборудование Игрушка «Зайчик», воздушный шарик, музыкальное сопровождение.

Беседа о друзьях. Чтение стихотворения. Рассказывание сказки «Лучшие друзья».

Игра « Скажи о друге ласковое слово».

Занятие 2

Тема Если с другом вышел в путь.

Цели и задачи Учить выразительно двигаться под музыку, ощущая ее ритмичность или плавность звучания.

Материал и оборудование Зеркало, музыкальное сопровождение /песня «Если с другом вышел в путь» В. Шаинского.

Отгадывание загадок по содержанию сказки. Этюды на выразительность передачи образа с помощью мимики и жестов.

Занятие 3

Тема Все мы делим пополам.

Цели и задачи Порадовать детей, создать дружественную атмосферу занятия.

Материал и оборудование Маски зверей, музыкальное сопровождение.

Рассказывание детьми сказки «Лучшие друзья».

Музыкально-ритмическая композиция «Все мы делим пополам».

Занятие 4

Тема Лучшие друзья

Цели и задачи Развивать творческие способности.

Материал и оборудование Декорация к сказке, костюмы, музыкальное сопровождение

Постановка сказки для детей детского сада.

Подготовка и драматизация сказки «Лучшие друзья».

ДЕКАБРЬ

Занятие 1

Тема Мимика

Цели и задачи Вовлечь детей в игровой сюжет; побуждать к двигательной имитации, учить импровизировать, в рамках заданной ситуации.

Материал и оборудование Мяч, мягкие игрушки щенок и козленок, зеркало

Игра «Что я умею».

Чтение стихотворения Б.Заходера «Вот как я умею».

Упражнения на выразительность движений и мимики.

Мимические этюды у зеркала.

Занятие 2

Тема Страна воображения

Цели и задачи Создать положительный эмоциональный настрой; Учить действовать с воображаемыми предметами.

Материал и оборудование Музыкальное сопровождение.

Упражнения на развитие воображения и внимания:«Ковер-самолет», «Давайте потанцуем».

Занятие 3

Тема Наше настроение

Цели и задачи Побуждать детей к выражению образов героев в движении, мимике, эмоциях; дать представление об основных эмоциях.

Материал и оборудование Иллюстрации к основным эмоциям.

Этюды на выражение основных эмоций: «Чуть-чуть грустно», «Курица с цыплятами», «Гусь».

Занятие 4

Тема Играем в театр

Цели и задачи Развивать способности детей; дать заряд положительных эмоций;

Материал и оборудование Музыкальное сопровождение, зеркало, цветик - семицветик.

Игровое занятие, построенное на театрализованных играх, способствующих

развитию памяти, внимания, воображения.

«Изобрази жестом», «Глухая бабушка», «Ласка», «Вкусная конфета», «Тише».

ЯНВАРЬ

Занятие 1

Тема Лесная сказка

Цели и задачи Побуждать к активному восприятию сказки; учить слушать внимательно сказку до конца и следить за развитием сюжета

Материал и оборудование Фланелеграф, иллюстрации к сказке.

Знакомство с содержанием музыкальной сказки «Три медведя».

Рассматривание иллюстраций к сказке. Обсуждение характерных особенностей героев.

Занятие 2

Тема  Лесные жители

Цели и задачи Учить вспоминать знакомую сказку, отвечать на вопросы по ее сюжету; характеризовать героев; вместе с педагогом пересказывать сказку, показывая характер героя при помощи интонации.

Материал и оборудование Маски зверей, костюмы.

Игровые упражнения, передающие образы героев сказки /зайчики, лисички,

медведи, подружки/.

Выбор костюмов к сказке

Занятие 3

Тема Музыка в сказке

Цели и задачи: Побуждать детей к выражению образов героев в движении; учить импровизировать под музыку; учить координации движения.

Материал и оборудование Музыкальное сопровождение.

Разучивание музыкальных номеров /хоровод подружек, песня Машеньки, общий танец/.

Занятие 4

Тема Три медведя

Цели и задачи Учить эмоционально и выразительно выступать перед зрителями, развивать творческие способности

Материал и оборудование Декорация к сказке, костюмы героев, музыкальное сопровождение.

Подготовка и драматизация сказки «Три медведя».

ФЕВРАЛЬ

Занятие 1

Тема Храбрый петух

Цели и задачи Порадовать детей просмотром кукольного театра; дать представление о кукольном театре; учить внимательно смотреть сказку.

Материал и оборудование Ширма, куклы бибабо к сказке.

Знакомство с кукольным театром.

Рассматривание атрибутов кукольного театра. Просмотр сказки «Храбрый петух».

Занятие 2

Тема Наступили холода

Цели и задачи Дать представление о «холодном» настроении в музыке и эмоционально на него отзываться; упражнять в звукоподражании; учить выразительной артикуляции.

Материал и оборудование Декорация зимней полянки, музыкальные записи для имитационных этюдов.

Игра – разминка «Холодок».

Имитационные этюды /Метель, ласка и т.д./,

игра – имитация «Догадайся, о ком я говорю».

Этюд – упражнение «Как воет ветер».

Занятие 3

Тема Музыкальное путешествие

Цели и задачи Учить красиво двигаться под музыку, выражать эмоции через танцевальные движения, развивать музыкальные способности.

Материал и оборудование Музыкальное сопровождение

Музыкально-ритмические композиции «Веселые путешественники», «Разноцветная игра».

Занятие 4

Тема Веселые этюды

Цели и задачи Вовлечь детей в сюжетно – игровую ситуацию; учить выразительной мимике и движениям в играх-этюдах.

Материал и оборудование Игрушки: лошадка, щенок, инструменты детского шумового оркестра

Пантомимические этюды /Озорной щенок, щенок ищет и т.д./

Игра «Ай, дили, дили.»

Разминка для голоса «И-го-го!»

Игра – оркестр «Музыка для лошадки».

МАРТ

Занятие 1

Тема Добрые слова

Цели и задачи Побуждать к активному восприятию стихотворения; исполнять музыкальную композицию, передавая образ доброты и дружбы.

Материал и оборудование Цветок, музыкальное сопровождение, ключик.

Чтение стихотворения «Добрые слова».

Игра « Назови вежливое слово».

Музыкально-ритмическая композиция «Если добрый ты». «Волшебная дверь».

Занятие 2

Тема Домашние любимцы

Цели и задачи Дать представление о жизни домашних животных; учить воплощаться в роли и ролевому поведению; использовать звукоподражание.

Материал и оборудование Настольный театр, маски зверей по сказке.

Рассказывание сказки В.Сутеева

«Кто сказал «мяу»?

Пантомимическая игра

«Угадай, кого покажу».

Занятие 3

Тема Мой щенок

Цели и задачи Учить детей взаимодействовать друг с другом в произношении диалогов; упражнять в звукоподражании.

Материал и оборудование Маски –шапочки зверей.

Упражнения в интонирование диалогов. Пантомимическая игра

«Угадай, кого встретил щенок?»

Занятие 4

Тема Кто сказал мяу?

Цели и задачи Создать положительный эмоциональный настрой перед выступлением.

Материал и оборудование Декорации к сказке, музыкальное сопровождение, костюмы.

Подготовка к драматизации.

Драматизация сказки

«Кто сказал «мяу»?

АПРЕЛЬ

Занятие 1

Тема Весенний дождь

Цели и задачи Порадовать детей, развивать эмоциональную отзывчивость на музыку, учить ролевому воплощению, побуждать к двигательной активности.

Материал и оборудование Декорация весенней лужайки, шапочки цветов, зонтики, музыкальное сопровождение.

Рассказывание сказки В. Сутеева «Под грибом». Беседа по содержанию.

Игра «Дождливо - солнечно».

Этюд – игра «Цветы на полянке». Танец – игра «Цветочный вальс».

Занятие 2

Тема Выйдем мы в лесок

Цели и задачи Развивать воображение детей, учить высказываться, учить выразительно двигаться под музыку

Материал и оборудование Иллюстрации к сказке, грибок, маски шапочки зверей.

Загадки по сказке.

Игра-конкурс «Попросись под грибок».

Рассматривание иллюстраций к сказке.

Игра «Узнай, кто попросился под грибок»

Занятие 3

Тема Пойми меня

Цели и задачи Учить передавать характерные движения и мимику героев сказки, побуждать к двигательной активности.

Материал и оборудование Карточки с изображением героев сказки «Под грибком». Музыкальное сопровождение

Игра-имитация «Пойми меня».

Разучивание музыкально-ритмических композиций к сказке.

Заключительная пляска.

Музыкальное сопровождение в записи.

Занятие 4

Тема Под грибком

Цели и задачи Учить воплощаться в роли и ролевому поведению при публичном выступлении, развивать эстетический вкус.

Материал и оборудование Декорация к сказке, костюмы, музыкальное сопровождение.

Драматизация сказки В.Сутеева « Под грибом».

МАЙ

Занятие 1

Тема По следам сказок

Цели и задачи Создать радостное настроение, подвести итог занятий кружка.Учить вспоминать знакомые сказки, разыгрывать их, предварительно наряжаясь в костюмы.

Материал и оборудование Музыкальное сопровождение, атрибуты к сказкам, маски, декорации.

Итоговое занятие кружка.

Драматизация сказок по желанию детей.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план театрального кружка

Перспективный план театрального кружкана 2011-2012 учебный год.  СентябрьЗанятие 1Цель. Воспитывать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности. Знакомить с куклами театральной сту...

Перспективный план театрального кружка "Детство"

Перспективный план для работы театрального кружка "Детство" для дошкольников, который содержит информацию о последовательной работе над спектаклями "Проделки Бабы Яги" и др....

перспективный план театрального кружка "Теремок" для детей 4-го года жизни

перспективное планирование кружковой работы с детьми 4-го года жизни по развитию театральной деятельности....

Перспективный план театрального кружка

Перспективный план театрального кружка на два года (старшая и подготовительная к школе групп)...