Цели, задачи, методы и содержание методик исследования уровня адаптированности детей раннего возраста в период адаптации их к дошкольному учреждению.
материал

Цыганчук Татьяна Олеговна

Диагностическое исследование подразумевает подготовительную работу по сбору информации о ребенке, его семье, уровне подготовленности к дошкольному учреждению, об индивидуальных особенностях ребенка: что ему нравиться, что нет, каковы его умения и навыки, в какой помощи он нуждается, какие методы поощрения и наказания приемлемы для ребенка.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tseli_zadachi.docx31.33 КБ

Предварительный просмотр:

Цели, задачи, методы и содержание методик исследования уровня адаптированности детей раннего возраста в период адаптации их к дошкольному учреждению.

     Исследование проходило на базе ГБДОУ № 117 г. Санкт - Петербург.

Диагностическое исследование подразумевает подготовительную работу по сбору информации о ребенке, его семье, уровне подготовленности к дошкольному учреждению, об индивидуальных особенностях ребенка: что ему нравиться, что нет, каковы его умения и навыки, в какой помощи он нуждается, какие методы поощрения и наказания приемлемы для ребенка.

Работа в диагностическом направлении обеспечивает, прежде всего, определение уровня развития ребенка, его соответствие нормативным показателям ведущих для данного возраста линий развития. Полученные результаты позволяют определить характер психофизического развития каждого ребенка – его нормативность, наличие опережения либо задержки, как в целом, так и по отдельным линиям.

Существующие в настоящее время методы психодиагностики позволяют выявить степень подготовленности ребенка к посещению детского сада. Среди всех методов наиболее востребованы и доступны для применения методы диагностирования подготовленности детей к дошкольному учреждению, разработанные доцентом кафедры поликлинической педиатрии РМАПО Печора К.Л., которые проводятся при непосредственном участии родителей ребенка.

Цель: Исследование эффективных форм педагогического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к дошкольному учреждению.

Задачи исследования.

1. На основе теоретического анализа литературы по проблеме педагогического сопровождения детей раннего детства, провести исследование, на предмет выявления особенностей адаптации детей раннего возраста.

2. Подобрать комплекс диагностических методик.

3. Провести исследование адаптации детей раннего возраста.

4. Проанализировать и выявить эффективные программы педагогического сопровождения детей раннего возраста.

Гипотеза: Интенсивность и продолжительность адаптации ребенка раннего возраста зависит от специфики психолого-педагогического воздействия.

Методы исследования.

1. Метод наблюдения.

2. Метод опроса родителей.

3. Психолого-педагогические параметры определения готовности поступления ребенка в дошкольное учреждение (Печора К.Л.)

1. Метод наблюдения.

Наблюдение в условиях естественной жизнедеятельности направлено на фиксацию фактов. Данный вид наблюдения характеризуется отсутствием контактирования с наблюдаемым ребенком, и диагностирует индивидуальные особенности его функционирования. Исследование производилось воспитателем группы и психологом, с которым дети знакомы в течение года. В итоге мы получили целостную картину происходящего, то есть поведение ребёнка во всей полноте.

Наблюдение за детьми проводилось в процессе их жизнедеятельности в детском саду:

  1. в привычной для них ситуации занятия (рисования, музыкального, физкультурного, развития речи, конструирования);

2. в свободной ненормированной деятельности - спонтанной игре;

3. в режимных моментах (умывание, кормление, одевание, прогулка).

2. Метод опроса родителей.

Также был проведен опрос родителей детей, с целью выявления особенностей взаимодействия их детей со сверстниками.

Диагностика психического развития дает возможность определить такую сложность задания, которая вызывает интерес ребенка в связи с элементами новизны, а от сотрудничества со взрослым получить радость познавательного общения. Такое эмоционально-деловое общение взрослого с ребенком определяет и зону «ближайшего развития». Л.С. Выготский использовал это понятие, имея в виду психические процессы вообще, «область не созревших, но созревающих процессов», что можно отнести и к развитию личности в целом

Индивидуальные листы адаптации

Для выявления степени адаптации к детскому саду детей, участвовавших в эксперименте, нами были изучены индивидуальные листы адаптации (методика разработана К. Л. Печора) .В этих листах, заполняемых воспитателями при поступлении детей в детский сад, оценивается (+; -): аппетит ребенка, сон, настроение, контакт с детьми и взрослыми, игровая и речевая активность. В отдельной графе – примечания – отмечаются индивидуальные особенности поведения и черты характера.

Для этого можно пользоваться памяткой-вопросником:

1. Настроение:

  1. бодрое, жизнерадостное – положительно относится к окружающим, с интересом активно играет, дружелюбен, акции эмоционально окрашены, часто (адекватно) улыбается, смеется, охотно контактирует с окружающими;
  2. спокойное – положительно относится к окружающим, спокоен, активен, реакции менее эмоционально окрашены, чем при бодром состоянии, меньше контактирует с окружающими по своей инициативе;
  3. раздражительное, возбужденное – неадекватно относится к окружающим, возможна бездеятельность или деятельность неустойчива, может вступать в конфликт, наблюдаются аффективные вспышки возбуждения, озлобленность, крик;
  4. подавленное – вял, бездеятелен, пассивен, неактивен, замкнут, грустен, может плакать тихо, долго;
  5. неустойчивое – весел, смеется, быстро может заплакать, вступать в конфликт и быть замкнутым, переходить от одного настроения к другому.

2. Сон:

  1. засыпание – медленное – быстрое; спокойное – неспокойное;
  2. характер сна – глубокий – неглубокий; спокойный – неспокойный с дополнительными воздействиями;
  3. длительность сна – укороченный, длительный, соответствующий возрасту.

3. Аппетит: хороший, неустойчивый, плохой, избирательное отношение к пище.

4. Характер бодрствования: активный, малоактивный, пассивный.

5. Индивидуальные особенности, черты личности ребенка: контактен, инициативен, любознателен, дружелюбен, застенчив и др.

Листы адаптации ведутся до того момента, пока по всем показателям будут положительные оценки. Такое наблюдение помогает определить степень тяжести адаптации каждого ребенка, подобрать группу адаптации и в соответствии с этим педагогическое воздействие на ребенка.

Анкетирование родителей

        Для исследования количественного состава и особенностей взаимоотношений в семье каждого ребенка нами было проведено анкетирование родителей детей

Дошкольное образовательное учреждение, являясь первой ступенью образования, выполняет множество функций. Среди задач главной является всесторонне развитие личности ребенка [4].

Работа с родителями, которую желательно начать еще до поступления ребенка в детский сад имеет очень важное значение. Необходимое условие успешной адаптации - согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и детском саду.

Цель этой работы: развивать педагогическую компетентность родителей, помогать семье находить ответы на интересующие вопросы в воспитании детей, привлекать их к сотрудничеству в плане единых подходов в воспитании ребёнка.

Задачами этой работы являются следующие параметры:

1.Выработать единый стиль воспитания и общения с ребёнком в ДОУ и семье.

2.Оказать квалифицированную консультацию и практическую помощь родителям по проблемам воспитания и развития ребёнка.

3.Сформировать у ребёнка чувство защищенности и внутренней свободы, доверия к окружающему миру.

4.Активировать и обогатить воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях. При взаимодействии с родителями необходимо придерживаться следующими принципам:

  • целенаправленность, систематичность, плановость;
  • дифференцированный подход к взаимодействию с родителями с учетом многоаспектной специфики каждой семьи;
  • возрастной характер взаимодействия с родителями;
  • доброжелательность, открытость.

Ожидаемые результаты работы с родителями - это явление интереса родителей к работе ДОУ, к воспитанию детей, улучшению детско-родительских отношений; повышение компетентности родителей в психолого-педагогических и правовых вопросах; увеличение количества обращений с вопросами к педагогу, на индивидуальные консультации к специалистам; возрастание интереса к мероприятиям , проводимых в ДОУ; увеличение количества родителей - участников в совместных мероприятиях; рост удовлетворенности родителей работой педагога и ДОО в целом.

Сотрудничество ДОУ с семьей - это взаимодействие педагогов и специалистов с родителями, оно направленно на обеспечение единства и согласованности воспитательных воздействий.

Л.В.Белкина предлагает использовать следующие формы работы детского сада с семьей:

  • беседа;
  • папки-передвижки;
  • родительское собрание;
  • наглядные формы педагогической пропаганды;
  • анкетирование;
  • консультации;
  • посещение на дому;
  • присутствие родителей во время адаптационного периода в группе;
  • -выставки;
  • укороченное время пребывание ребёнка в группе во время адаптационного периода.

Также предлагается использовать перспективный план по работе с родителями в адаптационный период [3].

До приема детей в группу с родителями общаются: заведующая детским садом, методист, медицинский работник и конечно воспитатели групп детей раннего возраста. Специалисты раскрывают особенности работы ДОУ, групп детей раннего возраста, знакомят с направлениями педагогической деятельности образовательной организации, отвечают на вопросы родителей.

Родителей рекомендуется пригласить осмотреть групповые помещения, показать шкафчик, кровать, игрушки, рассказать, чем ребенок будет заниматься, во что играть, познакомить с режимом дня, вместе обсудить, как облегчить период адаптации.

В свою очередь, родители должны внимательно прислушиваться к советам педагога, принимать к сведению его консультации, наблюдения и пожелания. Если ребенок видит хорошие, доброжелательные отношения между своими родителями и воспитателями, он гораздо быстрее адаптируется в новой обстановке [11].

Практически любой ребенок в первое время испытывает дискомфорт от размеров группы и спальни – они слишком большие, не такие как дома. Чтобы ребенку хотелось с удовольствием идти в детский сад, можно «одомашнить» группу: ввести элементы семейного быта в практику работы групп раннего возраста.

Для того чтобы зрительно уменьшить помещение группы, мебель лучше разместить не по периметру, а таким образом, чтобы она образовывала маленькие комнатки, в которых дети чувствуют себя комфортно.

Родителям рекомендуется принести из дома любимую игрушку ребенка, с которой он привык играть и засыпать, тарелку и ложку, которыми он привык пользоваться дома, наблюдения показали, что процесс адаптации протекает несколько легче, если рядом присутствует кто-то или что-то близкое и знакомое. Существенно это заметно у тех детей, которые адаптируются длительное время, и адаптационный процесс носит болезненный характер [7].

При построении развивающей среды для детей от полутора до трех лет следует учитывать возрастные физиологические и психические особенности ребенка, повышенную двигательную активность и ярко выраженную познавательную деятельность, которая проявляется в стремлении исследовать все, что находится в поле зрения малыша.

Педагогу, работающему с детьми раннего  возраста, следует прежде всего любить детей и эта любовь должна проявляться в его облике, словах и действиях.

Формирование у ребенка чувства уверенности (познавательной осведомлённости). Одна из задач адаптационного периода  - помочь ребенку как можно быстрее и безболезненнее освоиться в новой ситуации, почувствовать себя увереннее, хозяином ситуации. А уверенным он будет, если узнает и поймет, что за люди его окружают; в каком помещении он живет и т.д.

Детям нравится в воспитателях: эмоциональность и искренность, доброта и отзывчивость, веселое настроение и умение создать его у других, способность увлеченно играть и придумывать истории, негромкая речь и мягкие, ласковые движения.

Формирование адаптационных механизмов зависит в первую очередь от умения воспитателей создать атмосферу тепла, уюта и любви в группе. Ребенок должен удостовериться в том, что педагог готов взять на себя заботу о его благополучии. Первые контакты с ребенком должны быть контактами помощи и заботы. Основная задача педагога - заслужить доверие ребенка.

Рассмотрим приемы, которые позволяют затормаживать отрицательные эмоции ребенка:

  • игры с песком и водой: дать детям небьющиеся сосуды разного объема, ложки, воронки, сита, пусть малыш переливает воду из одной емкости в другую или вылавливает сачком шарики, рыбок;
  • монотонные движения руками: нанизывание колец пирамидки или шариков с отверстием на шнур;
  • обнимание, поглаживание;
  • релаксационные игры: за основу упражнений по релаксации взяты приемы по дыхательной гимнастике, мышечному и эмоциональному расслаблению;
  • музыкальные занятия и развитие движений - музыка рано начинает привлекать внимание детей и вызывает у большинства из них постоянный интерес;
  • рисование фломастерами, маркерами, красками;
  • слушание негромкой, спокойной музыки;

Основная задача игр в этот период – формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу. Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Инициатором игр всегда выступает взрослый. Игры выбираются с учетом возможностей детей, места проведения.

Рассмотрим некоторые игры, которые способствуют благоприятной адаптации ребенка к условиям ДОУ.

Для знакомства детей друг с другом, можно поиграть в игру: «Ласковая цепочка». Воспитатель вместе с детьми садится на ковре в круг и гладит по голове ребенка, сидящего слева от него: «Ребятки, посмотрите, какой хороший у нас Игорек, какие у него волосики!». Затем предлагает Игорю погладить по головке Сонечку. Если ребенок не решается, воспитатель помогает ему. Педагог комментирует действия каждого малыша, ласково называет детей по именам. Когда все дети погладят по голове сидящих рядом малышей, воспитатель продолжает игру, придумывая другие действия (обнять за плечи, дотронуться до руки, хлопнуть в ладоши и т. д.). Обычно дети приходят в восторг от этой игры и начинают сами придумывать новые действия [19].

Так же, для облегчения запоминания имен детьми, хорошо подходят игры «Иди ко мне» и «Колокольчик»:

«Иди ко мне» - воспитатель встречает ребенка, который пришел в детский сад. Здравствуй, Дашенька! (Ласково.) Иди ко мне, моя хорошая! (Когда ребенок подходит, воспитатель его обнимает.) Ах, какая ко мне хорошая Даша пришла!

«Колокольчик»

Ребята, посмотрите, что это такое? Правильно, колокольчик! Послушайте, как он звенит. Динь-динь-динь! Тот, кого я позову, будет звенеть в колокольчик. Маша, иди, возьми колокольчик. Маша, позвени колокольчиком. А теперь позови другого мальчика или девочку. Позови по имени или покажи рукой.

Необходимо способствовать накоплению опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками: обращать внимание детей на ребенка, проявившего заботу о товарище, выразившего ему сочувствие. Формировать у каждого ребенка уверенность в том, что взрослые любят его, как и всех остальных детей. Воспитывать отрицательное отношение к грубости, жадности; развивать умение играть не ссорясь, помогать друг другу и вместе радоваться успехам, красивым игрушкам и т. п.

Оздоровление детей, культивирование здорового образа жизни, воспитание культурно-гигиенических навыков - именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования и выделены в ФГОС в отдельную образовательную область.

Дети, находящиеся в адаптационном режиме постепенно знакомятся с мероприятиями здоровьесберегающих технологий и по мере привыкания активно участвуют во всех режимных моментах [13].

С родителями проводятся консультации  по снижению заболеваемости детей раннего возраста в период адаптации.

Постепенно, по мере активизации адаптационных возможностей у детей (первичная ориентировка в группе, помещении детского сада, территории, установлению контакта с детьми и взрослыми) воспитатель совместно с педагогом-психологом организует диагностическую работу.

Психолого-педагогическая диагностика в период адаптации ребёнка к ДОУ проводится в три этапа:

1.  Первичная диагностика, цель её, определить факторы, которые могут затруднить адаптацию, выявить сильные стороны развития ребёнка, его адаптационные возможности. При этом используется анкетирование родителей. Анкетирование проводится до прихода ребёнка в группу. На основе ответов родителей на вопросы анкеты составляют психологический портрет ребёнка с точки зрения особенностей его темперамента. Данные анкетирования дополняют беседой с родителями и наблюдениями воспитателей в первые дни пребывания ребёнка в ДОУ.

2.  Текущая диагностика, направленная на то, чтобы охарактеризовать ход адаптации; выявить возможные проявления дезадоптации. Используется метод наблюдения за ребёнком во время пребывания в ДОУ.

3. Итоговая диагностика, цель которой определить уровень адаптированности (дезадаптации) ребёнка к ДОУ. Используется метод наблюдений.

Результатом диагностики является составление сводной таблицы по уровням адаптированности (дезадаптации) детей группы; принимается решение о завершении процесса адаптации или об оказании ребёнку индивидуальной помощи специалистами ДОУ.

Результаты всех этапов диагностики обсуждаются воспитателем и старшим воспитателем. В отношении каждого ребёнка определяются и при необходимости корректируются меры улучшающие исход адаптационного периода [2].

Изучив методы, приемы работы с детьми раннего возраста в период адаптации к дошкольному образовательному учреждению, мы пришли к выводу, что целенаправленная подготовка родителей и воспитателей дает свои положительные результаты даже при тяжелой адаптации облегчает привыкание к новым условиям. Прежде всего это:

  • Положительно-эмоциональное отношение к ребенку (ласковое общение)
  • Удовлетворение его потребностей физиологических и познавательных.
  • Индивидуальный подход к ребенку.
  • Максимальное приближение условий детского сада к домашним.

Система работы, направленная на взаимодействие специалистов ДОУ и семьи воспитанника на наш взгляд, поможет ребенку легче адаптироваться к условиям дошкольного учреждения, укрепит резервные возможности детского организма, будет способствовать процессу ранней социализации. Длительность адаптации зависит от индивидуальных особенностей каждого ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К УСЛОВИЯМ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Проблема адаптации детей раннего возраста в изменившихся условиях современного дошкольного образования: введение Федеральных государственных образовательных стандартов и появление новых форм обучения ...

Элементы песочной терапии как способ снятие эмоционального напряжения у детей раннего возраста в период адаптации к дошкольному учреждению

Психологи отмечают, что игры с песком обладают особым обаянием, что дает возможность использовать их для обогащения эмоционального опыта ребенка, для профилактики и коррекции его психических состояний...

Профилактическая психолого-педагогическая программа сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к дошкольному учреждению

Профилактическая психолого-педагогическая программа сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ...

Проект Работа педагога-психолога с родителями детей раннего возраста в период адаптации к дошкольному учреждению «Мамина школа»

В возрасте 1 - 3 лет ребенок имеет ряд специфических возрастных особенностей. Этот период характеризуется обостренной чувствительностью к разлуке с матерью и страхом новизны. Адаптация к дошкольному у...