«Изучение английского языка в ДОО»
учебно-методический материал (старшая группа)

Приказчикова Татьяна Сергеевна

Сообщение из опыта работы

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Дополнительное образование в ДОО»

«Изучение английского языка в ДОО»

        Как известно, родители стремятся обеспечить своим детям разностороннее обучение и развитие. Помимо детского сада, современные дошкольники посещают кружки дополнительного образования, где учатся рисовать, петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах, говорить на иностранном языке. Чаще всего они выбирают английский язык как наиболее популярный, распространенный, используемый в самых разных сферах. Ведь это язык компьютера и спорта, международных встреч и колоритной англо-американской культуры. Кроме того, он очень нравится детям. Озорство английских потешек, считалок, дразнилок, волшебство фольклорных сюжетов, живая палитра специфических английских звукосочетаний и звукоподражаний – все это не может оставить равнодушным дошколят.

     Есть еще одна причина, по которой ранний возраст предпочтителен для обучения иностранному языку. Чем младше ребенок, тем меньше его словарный запас в родном языке. Но при этом меньше и его речевые потребности. А значит, овладевая иностранным языком, он не ощущает такого разрыва между возможностями в родном и иностранном языке, и чувство успеха у него будет более ярким, чем у детей старшего возраста.

Актуальность: знание иностранных языков является неотъемлемым навыком в современном мире. В связи с этим возникает актуальность обучения языкам уже в дошкольном возрасте. Гибкость механизма запоминания, отсутствие языкового барьера объясняет относительную легкость осваивания иностранных языков у детей по сравнению с взрослыми. Способность усваивать информацию у детского мозга гораздо выше, чем этот показатель у взрослых. В это время активно формируется база для последующего развития человека. В этом возрасте дети открыты всему новому, они активно познают окружающий мир. Это делает возможным использование данных природных факторов в обучении.

    С другой стороны возникает проблема быстрой утомляемости детей этого возраста. Однако использование естественной для детей этого возраста физической, игровой и познавательной деятельности на уроках, делают возможным эффективное обучение при сохранении психического и физического здоровья детей. Выстраивая свою деятельность в форме театрального представления, на котором дети являются активными зрителями, становится возможным использовать природное средство общего развития ребенка – наблюдение. Использование игр в непосредственно организованной образовательной деятельности, обеспечивает заинтересованность детей при восприятии материала, а также снимают возможные языковые трудности. Доступность и посильность обеспечивается четким отбором тем, которые интересны для детей этого возраста и яркой привлекательной наглядностью. Чередование различных видов работы, постоянная физическая активность детей в образовательной деятельности способствуют тому, что мозг ребенка не утомляется, а переключается на другой вид деятельности.

      Учитывая психологические особенности детей дошкольного возраста, а также запросы  родителей, заведующим МБДОУ №19 Бубновой В.А. в 1999 году был организован кружок по обучению детей английскому языку «Enjoy English».

Основные принципы обучения:

  • обязательно использовать различные средства поощрения.
  • формировать у детей положительный образ воспитателя, что повышает рефлексивные способности ребенка.
  • лимитировать речь преподавателя на русском языке до 5–10%. (Речь ребенка на английском языке – 90%).
  • системно вводить лексику.
  • учитывать кратковременную память детей на данном этапе развития, системно возвращаться  к ранее пройденному  материалу и включать его в последующую образовательную деятельность.
  • обучать полным речевым структурам, что способствует развитию навыков говорения.
  • отдавать преимущественное предпочтение парному и групповому общению. Это помогает установить благоприятный психологический климат в группе и снимает языковые барьеры.
  • развивать быстроту реакции на команды и вопросы воспитателя.

Форма обучения – игровая, любое задание превратить в интересную и выполнимую для ребенка задачу. Каждое мероприятие эмоционально окрашено, по содержанию подобраны стихи, песенки, загадки, рифмы.

Методы и приемы:

 1. Работа над произношением (сказки, скороговорки, рифмовки).

2. Работа с игрушкой (диалог с игрушкой, описание игрушки).

3. Работа с картинкой (описание картинки, подвижные игры, спокойные игры, творческие игры).

4. Разучивание и декламация стихов (конкурс стихов, разучивание песен).

6. Инсценировка коротких рассказов и пьес.

7. Воспроизведение ситуативных диалогов.

8. Рассказ по картинке.

    Заниматься английским языком мы начинаем с пяти лет.  «Игра» - ключевое слово в системе нашей деятельности. Она является и формой организации, и методом проведения непосредственно организованной образовательной  деятельности,  где дети накапливают определенный запас английской лексики, разучивают много стихов, песенок, считалок, получают достаточный страноведческий материал, а также методом контроля усвоения знаний, а главное, игра – проверенный способ сделать мероприятие разнообразным, интересным и совсем неутомительным. Дети не всегда могут понять, что они занимаются английским языком: так ненавязчиво это происходит. Чем может быть образовательная деятельность по английскому языку в детском саду, если не калейдоскопом игр?

    В своей работе я использую различные виды игр:

- игры на понимание речи;

- игры на запоминание слов и конструкций;

-игры с рифмовками;

- игры с песнями и движениями;

- игры на отработку звуков.

     Что касается наглядности, дети дошкольного возраста учатся через восприятие пяти органов чувств и еще не понимают абстрактных вещей. По этой причине я  использую  total physical response – TPR. Это означает, что дети изображают жестами, мимикой или действиями то, о чем говорят. Чем младше дети, тем важнее использовать TPR. Особенно рекомендуется данный вид деятельности при изучении лексики, связанной с глаголами движения, хотя при помощи двигательных упражнений можно отрабатывать любую лексическую тему, если дети уже владеют определенным набором команд на английском языке.

     Следует отметить, что лексика запоминается лучше всего, когда значения слов продемонстрированы наглядно, при помощи картинок, жестов, мимики или предметами. Поскольку у дошкольников развита преимущественно образная память, средства наглядности служат не только для раскрытия значения слова, но и для его запоминания. Здесь помогает использование таких вспомогательных средств, как игрушки, рисунки, реальные предметы, которые в большом количестве демонстрируются детям в непосредственно образовательной деятельности. Далее мы совместно  отрабатываем эти слова, употребляя их в соответствующих контекстах, чтобы зафиксировать их в памяти. Кроме того, преобладающим видом детского творчества в раннем возрасте является рисование. Следовательно, творческий потенциал ребенка должен быть максимально учтен в процессе обучения его лексике английского языка, что объясняет большое количество заданий на раскрашивание, вырезание и наклеивание, обведение по точечкам и других при отработке изучаемых слов.

   Я предлагаю некоторые правила, которыми следует руководствоваться при введении новой лексики:

1. Не следует вводить больше 5 слов.

2. Среди вводимых слов должно находиться несколько пар, связанных устойчивой ассоциативной связью.

3. Введение лексики должно быть мотивировано и вызвано коммуникативными потребностями детей.

4. Если в семантическую группу входят слова одной и той же части речи , их изучение должно быть связано с повторением слов другой группы, относящихся к другой части речи, чтобы возможно было составление сочетаний предмет – предмет, предмет – признак, предмет – действие.

5. Необходимо продумать порядок освоения слов внутри группы: одни слова становятся опорными, другие «зацепляются» за них ассоциативно.

6. Никогда нельзя давать детям «выучить слова». Новая лексика должна утвердиться в сознании ребенка постепенно, посредством продуманной поэтапной системы упражнений.

      Я считаюсь не только лишь организатором игры - мы играем вместе с детьми, потому, что дети с большим удовольствием играют с взрослыми и потому, что игровая атмосфера разрушается под взглядом стороннего наблюдателя. Игровые мероприятия создают условия не только для обучения детей английскому языку, но и предусматривают закрепление элементарных математических представлений, развитие речи, формирование навыков логического мышления, знакомят детей с окружающим миром, расширяют их кругозор. Ведь только игра научит детей действовать поочередно, справедливо проигрывать, работать в команде, чувствовать принадлежность к группе, сопереживать и многому другому. При этом я стараюсь, чтобы каждый элемент непосредственно организованной образовательной деятельности был нужен для решения общей задачи или задач, чтобы движения или игра не становились самоцелью.

      В дошкольном возрасте значительное место отводится и познавательному аспекту. На данной возрастной ступени у ребенка формируется и реализуется познавательный интерес к культуре страны изучаемого языка. Богатым источником, из которого ребенок может черпать данные знания, является сказка, которая отражает в себе культурное наследие той или иной страны. Обучение на основе сказки дает возможность изучить элементы общенациональной культуры. В сказках всегда ярко выражен социокультурный компонент. Интерес ко всему новому у дошкольников позволяет использовать и применять страноведческую информацию. В непосредственно организованной образовательной деятельности по английскому языку при использовании сказки в качестве содержания обучения, у дошкольников формируется и реализуется познавательный интерес к иноязычной культуре. Дети приобретают знания о культуре страны изучаемого языка (сведения из истории, географии, жизни сверстников, о быте, традициях, интересах, о музыке, живописи, символике, одежде, праздниках, увлечениях). Песни, стихи, считалки, различные игры, также как и сказка, выступают в качестве основы обучения общению на иностранном языке.

     Особое  место  в  обучении  английскому  языку  отводится  играм-драматизациям.  Игры-драматизации по сказкам проходят в несколько этапов. Вначале я читаю детям сказку с показом иллюстраций или используя разные виды театра. Затем детям предлагается назвать знакомые слова, услышанные ими в сказке. После повторного чтения происходит распределение ролей: «who is going to be a…». Далее разучиваются сценки из сказок, затем идет показ сказки с использованием настольного театра, театра на фланелеграфе, и только после прочного усвоения всеми детьми содержания, происходит драматизация сказки, где дети сами, а не куклы играют роли. При этом участники могут меняться ролями, чтобы каждый ребенок усвоил лексику сказки и мог адекватно реагировать на обращение, употребляя соответствующие ситуации реплики и используя их по мере возможности в бытовых ситуациях. Драматизация сказок позволяет активизировать речь ребенка на английском языке, используя ранее выученный лексический материал. Дети получают возможность практической реализации своих знаний языка, повышается интерес к языку.

     Сказка в силу своих специфических особенностей должна выступать в качестве содержательной основы обучения на ранней ступени. Присутствие вымысла, фантастичности в сказке делает ее более ценной по сравнению с другими литературными жанрами.

    Одной из важнейших целей развивающего аспекта является формирование мотивации. Именно в дошкольный период воспитатель должен сформировать устойчивую мотивацию к изучению иностранного языка. Сказка, всегда интересная детям по своей содержательной основе, в огромной степени способствует созданию мотивации к овладению иностранным языком.       Иностранный язык позволяет ребенку проникнуть в увлекательный сюжет сказки, познакомиться с народными героями той страны, где родилась сказка. Сценарий  мероприятия на основе сказки, сразу приковывает к себе внимание детей. Сказка на иностранном языке дает возможность воспитателю сделать из детей добровольных помощников в поисках знаний.

      Важной целью развивающего аспекта является формирование умений общения. В старшем дошкольном возрасте у детей формируется личностное, личностно-ролевое, деловое общение. Сказка на иностранном языке всегда вызывает у детей потребность в общении, так как ее содержание соответствует интересам детей и потребностям их возраста. Сказка обладает также и огромными воспитательными возможностями. В лучших своих образах она открывает ребенку мир, суть человеческих отношений, человеческих чувств - доброты, уважения, сочувствия, товарищества, справедливости, отзывчивости, взаимопонимания, и тем самым несет в себе богатый нравственный потенциал. Сказка дает детям яркий, многообразный образ мира, развивая их кругозор. Через раннее приобщение к сказке на иностранном языке в детях развивается интерес к жизни народов других стран. Положительный эмоциональный фон в сказке на иностранном языке позволяет предотвратить возникновение чувства недоверия, и даже враждебности, которое нередко появляется и у взрослых как реакция на все новое, незнакомое, непривычное, выходящее за рамки привычных социальных устоев.

     Сказка эффективно используется при решении задач учебного аспекта. Обучение говорению на основе сказки формирует у детей представление об иностранном языке как о средстве общения. Сказка является прекрасным средством для овладения различными умениями и навыками общения на изучаемом языке.

     При использовании сказки процесс формирования навыков говорения направлен на развитие готовности к общению, на использование иностранного языка как средства общения. На содержательной основе сказки могут быть построены различные ситуации игрового ролевого общения, сюжетно-ролевые игры, диалоги. Таким образом, сказка является подходящим материалом для использования ее в качестве содержательной основы обучения в дошкольном возрасте. Какой-либо другой материал не обладает таким обучающим потенциалом, как сказка. Она, во-первых, способствует формированию мотивации учения; во-вторых, повышает воспитательные и образовательные возможности иностранного языка; в-третьих, является прекрасным средством обучения иноязычному общению.

   Развлечения и праздники также являются неотъемлемой частью работы в непосредственно организованной образовательной деятельности по  английскому языку в нашем МБДОУ. Их ценность заключается в том, что они проводятся при тесном взаимодействии детей и родителей. Дети читают стихи, поют песни, инсценируют сказки на английском языке, стремясь продемонстрировать свои умения взрослым, а родители, в свою очередь, помогают детям с костюмами и декорациями.

     При обучении английскому языку дошкольников отмечается ряд положительных результатов, достигаемых средствами  иностранного языка. К ним относятся следующие:

  • Обеспечение общего психического развития (в частности, речевых способностей).
  • Формирование таких качеств, как целеустремленность, активность.
  • Речевое развитие на родном и иностранном языках.

    Отмечается влияние иностранного языка на личность ребенка в целом: игровой характер процесса обучения позволяет раскрыть индивидуальные творческие возможности, сформировать навыки общения, установить произвольное общение (в контексте ситуации) и сделать качественный скачок в развитии самооценки (ребенок выделяет себя как субъекта деятельности, как личность).    

     Показатели  мониторинга в нашем кружке на конец  2018 - 2019 учебного года представлены на рисунке 1.

Рис.1. Показатели мониторинга

          Наша деятельность в области раннего обучения иностранному языку строится, с одной стороны, как удовлетворение естественных, игровых, сиюминутных желаний и потребностей ребенка, с другой стороны, как сознательный, целенаправленный, организованный процесс по интеллектуально-речевому, психическому и личностному развитию ребенка средствами иностранного языка. Обучение детей в нашем кружке способствовало развитию положительной мотивации к продолжению изучения английского языка. Ежегодно в гимназии города поступают и успешно обучаются наши выпускники.

    В рамках образовательной программы «Учителя учителям» наш МДОУ №19 посетила Анжела Никкум, учитель английского языка средней школы г. Форт Милл, США. Целью ее визита было знакомство с системой образования в России, изучить мотивацию детей к изучению английского языка. За время пребывания в детском саду гостья познакомилась с программой обучения дошкольников в нашем кружке, пообщалась с детьми по-английски. Дети старшей группы пели песни на английском языке, рассказывали стихи, знакомились с гостьей: говорили, как их зовут, сколько им лет, где они живут, что умеют делать и т.д. Анжела Никкум в благодарность подарила каждому ребенку стикер – наклейку со словами: «Good», «Well», «A», «Wow» и другие. Затем дети с удовольствием сфотографировались учителем из Америки и, когда пришло время расставаться, пригласили гостью приехать еще. Анжела Никкум оставила отзыв о посещении МБДОУ №19, в котором отметила хороший уровень знания детей, поблагодарила за приглашение и пожелала нашему детскому саду «удачи сегодня и всегда».

И в завершении хотелось бы пожелать, чтобы моих коллег было как можно больше, такие кружки очень необходимы. Ведь сегодня чем большим количеством языков владеет человек, тем шире его возможности и на профессиональном поприще.

Вы помните стихи и песенки, выученные в детстве? Неважно, на каком они были языке, родном или иностранном, стоит вспомнить одну строчку - и все стихотворение сразу же всплывает в памяти. Это происходит потому, что у маленького ребенка прекрасно развита долговременная память. Все, что он учил, надолго запоминается. Ребенок способен запоминать языковой материал целыми блоками, как бы «впечатывать» его в память. Но это происходит только в том случае, когда ему интересно. Легче всего это происходит в игре. Если для достижения успеха в игре ребенку нужно совершить какое-то речевое действие, то оно осваивается почти без усилий. Игра создает прекрасные естественные условия для овладения языком, она помогает усвоению языка в любом возрасте, но в дошкольном возрасте она особенно продуктивна. В этом возрасте игра является способом приобщения к миру взрослых, способом познания. Поэтому свою деятельность по обучению детей английскому языку  я строю так, чтобы атмосфера игры царила  с первой и до последней минуты. Чем больше мы погружаем детей в атмосферу игры с непредсказуемым результатом, но по четким правилам, тем успешнее будет проходить обучение. Не нужно бояться того, что «слишком много» играющие дети не научаться серьезности и ответственности. Ребенок прекрасно умеет отличать вымышленный мир от мира реального и переносит умения, полученные в игре, на реально значимую деятельность.                                                                                  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности формирования лексических навыков у детей дошкольного возраста при изучении английского языка

Данная статья подробно описывает особенности формирования лексических навыков у детей дошкольного возраста. А также способы и приемы формирования лексических навыков. Статья будет интересна педагогам ...

Консультация для родителей. Значение изучения английского языка для дошкольников

Вы хотите чтобы ваш малыш начал знакомство с английским языком в детском саду , но сомневаетесь. Не волнуйтесь! Это консультация ответит Вам на все ваши вопросы....

Информационно - коммуникационные технологии при изучении английского языка в детском саду.

В современных условиях информационно-коммуникационные технологии становятся самым эффективным средством образования детей дошкольного возраста. ИКТ- это широкий спектр цифровых и коммуникационных техн...

Использование здоровье сберегающих технологий при изучении английского языка в детском саду.

Использование здоровье сберегающих технологий при изучении английского языка в детском саду....

Программа по изучению английского языка для дошкольников . "Игровой английский язык".

Программа по изучению иностранного языка "Игровой английский язык". для детей от 4 до 6.5 лет...

Дополнительная образовательная программа для детей дошкольного возраста по раннему изучению английского языка "Играя, изучаем английский"

Курс обучения английскому языку дошкольников рассматривается как один из предварительных важных этапов, готовящих ребёнка к обучению в школе, закладывающих правильное произношение, накопление лексичес...