Главные вкладки

    Консультация для воспитателей "Как научить детей играть в шашки?"
    консультация

    Ерошенко-Никишкова Елена

    Игра в шашки - интеллектуальный досуг. Она закаляет детскую психику и характер, положительно влияет на такие качества,  как организованность,  ответственность, способность доводить начатое до конца.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл kak_nauchit_igrat_v_shashki.docx183.81 КБ

    Предварительный просмотр:

    Консультация для воспитателей

    «Как научить ребенка играть в шашки?»

    Шашки – это волшебная игра. Она одновременно и простая, и сложная. Она подразумевает под собой соревнования, борьбу, и это закаляет детскую психику и характер, а также положительно влияет на такие человеческие качества, как организованность, ответственность, способность доводить до конца начатое дело, не унывать и не падать духом в случае неудач, помогает поверить в себя. C:\Users\линия тока\Desktop\Фото 2\DSCN2608.JPG

          Игра в шашки в детском саду – интеллектуальный досуг, который направлен на формирование предпосылок учебной деятельности. Поскольку большая часть детей в дошкольном возрасте по своей природе очень подвижна и активна, и им трудно сосредоточить свое внимание на продолжительное время, то эта волшебная игра ненавязчиво формирует у них такое качество, как усидчивость.  А также эта игра воспитывает в детях такие немаловажные для их будущей жизни качества, как умение самостоятельно думать и нести ответственность за принятое решение, адекватно относиться к неудачам и поражениям.

           Начинать обучение детей игре в шашки  рекомендуется в старшей группе детского сада (с 5 лет). Именно в этом возрасте внимание детей становится более устойчивым и произвольным, развивается прогностическая и наглядно – образная функции мышления, которые позволяют решать уже более сложные задачи.

    К пяти годам дети становятся больше усидчивы (могут заниматься одним видом деятельности в течение 20 – 25 минут  и способны играть по установленным правилам.

         При обучении игре в шашки, прежде всего, важно знать, что детей ни в коем случае нельзя заставлять, они должны сами этого захотеть.

    В группе всегда найдутся активные и любопытные дети, которые любят «что – то новенькое», сначала они включаются в работу, затем и другие дети, глядя на них, тоже начинают увлекаться игрой в шашки.

    Главное, чтобы процесс обучения детей проходил ненавязчиво и интересно. Знакомить детей с новым для них материалом необходимо в простой и очень доступной для их понимания форме. Например, рассказывать детям о правилах игры в шашки можно в виде сказки или в стихотворном варианте,заучив который, дети быстро начнут в них ориентироваться и перестанут путаться (самая распространенная ошибка – ход назад простой шашкой при отсутствии «безопасных» ходов вперед).

         Правила игры в шашки на первый взгляд кажутся несложными, но для игры в шашки не достаточно просто знать правила, так как эта игра содержит в себе много разного рода трудностей, тонкостей и хитросплетений. Для того чтобы дети хорошо научились играть в шашки, нужны систематические занятия, которые заключают в себе минимум теории и максимум практики.

         Знакомство и обучение детей игре в шашки происходит поэтапно, по принципу: от простого к сложному. Сначала детей нужно познакомить с историей возникновения этой игры, затем продемонстрировать им доску, фишки черного и белого цветов, после чего научить правильно расставлять шашки на игровом поле, объяснить, почему все шашки ставятся только на темные клеточки (это необходимо для того, чтобы шашки соперников встретились в игре) и так далее.Необходимо также четко сформулировать суть игры, которая заключается в том, чтобы при продвижении своих шашек вперед, уничтожить шашки соперника или перекрыть ему все ходы. После того, как дети усвоили общие сведения о шашках, можно приступать к знакомству с основными правилами игры. Можно использовать стихотворный вариант, например:

    1) Начинать бой можешь смело –
    Первый ход всегда за белой!
    2) Шашки медленно, но метко
    Шагают лишь по черным клеткам!
    3) Наверно, шашкам не везет,
    Что ходят шашки лишь ВПЕРЕД!

    4) Знают все: и стар, и млад,
    Шашкой бьем вперед – назад!
    5) Шашка соперника сразу погибнет,
    Если твоя ее перепрыгнет!
    6) Поля вдруг конец настанет,
    Сразу шашка «дамкой» станет!
    7) Чтоб твою «дамку» не поймали,
    Ход ее по всей диагонали!
    8) Цель игры – побить «врагов»
    И чтоб им не было ходов!

    Дети, как правило, увлекаются также быстро, как и теряют потом интерес. Поэтому задача воспитателей не только как можно дольше удерживать этот интерес, но и с каждым занятием подпитывать его и все больше увеличивать. Для этого я рекомендую не затягивать занятия (продолжительность не должна превышать 25 минут), чтобы у детей не было переутомления, результатом которого может стать снижение мозговой активности и внимания.

          Сами занятия по шашкам нужно проводить не более двух раз в неделю, чтобы дети ими не пресытились, потому что это может повлечь за собой быстрое надоедание и потерю интереса. Планировать занятия нужно таким образом, чтобы чередовались несколько видов деятельности: теоретическая (знакомство с новым  материалом), практическая (демонстрация простых, но показательных и увлекательных фрагментов игры в шашки и решение простых шашечных задач) и игровая (игры соревновательного характера).

            Необходимо помнить, что играть в шашки ребенку нужно не только с игроками сильнее, но также и слабее него (победы в игре будут стимулировать его, подогревать интерес, а вот частый проигрыш может отрицательно повлиять на дальнейшее желание ребенка играть в шашки). Важно каждого ребенка время от времени хвалить (за победу, даже за один верно сделанный им ход), и никогда нельзя его критиковать за проигрыш — это отобьет у него желание вообще когда – либо в будущем заниматься не только шашками, но и, быть может, другими играми соревновательного характера.

          Играя в шашки, ребенок учится логически и абстрактно мыслить, принимать важные решения, продумывать на несколько ходов вперед. Поэтому в ходе игры никогда нельзя его торопить, потому что правильные решения, которые влияют на итог игры, должны приниматься не спеша, ибо он сам несет за них ответственность.

         В случае поражения в игре, необходимо научить ребенка относиться к данной ситуации спокойно и выдержано, не огорчаться, а делать выводы, учить анализировать ошибки.

          Поражение в игре, это тоже результат, пусть и со знаком минус, но он тоже является своего рода уроком, опытом. При поражении надо приободрить ребенка, сказав, что у него обязательно все получится, что вы в него верите. Воспитатель на протяжении всего времени занятий должен доносить и подчеркивать мысль о том, что для достижения успешных результатов в игре в шашки, нужно много тренироваться и относиться к этому делу серьезно и ответственно.

        По окончанию всех занятий обучения детей игре в шашки дети должны уметь мысленно рассуждать в ходе игры при каждом очередном шаге, анализировать правильные и ошибочные ходы, предвидеть ходы соперника на несколько шагов вперед, строить хитроумные шашечные комбинации, а также из множества ходов выделять самый верный и целесообразный. Подвести итог всего курса обучения необходимо проведением итогового соревнования по шашкам между детьми, где им вручаются дипломы и подарки.

    http://sch629u.mskobr.ru/images/%2862%29.jpg


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Как научить детей играть в коллективе"

    В статье говорится об основных направлениях формирования навыков игры у детей и описываются конкретные приемы организации среды для сюжетно-ролевых игр....

    Доклад. Тема:Научить детей играть – значит научить жить.

    Цель. Повышение педагогической компетентности в организации детских игр....

    Консультация - практикум «Как научить ребенка играть в дидактические игры. Роль дидактической игры в развитии детей» (с домашним заданием для родителей и детей)

    Дидактические игры — одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Огромный вклад в разработку советской теории игры внесла Н. К. Крупская. Она придавала большое значение игр...

    Консультация для родителей "Как научить детей играть в шахматы"

    Какие методы и приемы нужно использовать при обучении игре в шахматы....

    Консультация для воспитателей "Как научить детей играть"

    Хочу поделиться с коллегами своим опытом работы....

    Консультация для родителей "Научите ребенка играть в футбол"

    Совет от  инструктора по физической культуре Футбол - одна из самых популярных в мире игра с мячом.             Занятие футболом с...

    Консультация для родителей "Научим ребенка игре с песком".

    middot;        Важными для ребенка оказываются даже простые манипуляции с песком: как с сухим, так и с мокрым. Сначала я знакомлю ребят со свойствами песка (п...