Главные вкладки

    Доклад. Тема:Научить детей играть – значит научить жить.
    материал на тему

    Афанасьева Татьяна Анатольевна

    Цель. Повышение педагогической компетентности в организации детских игр.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл doklad.docx18.18 КБ

    Предварительный просмотр:

    Доклад.

    Тема. Научить детей играть – значит научить жить.

    Цель. Повышение педагогической компетентности в организации детских игр.

               Игра – дело серьезное. «Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре. И вся история отдельного человека как деятеля и работника может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе ее в работу...» Эта мысль принадлежит А. Макаренко, замечательному педагогу, который подчеркивал огромное значение детской игры.

              Игра – путь к познанию ребенком самого себя, своих возможностей, способностей, своих «пределов». Самопроверка всегда побуждает к совершенствованию. Уже поэтому детские игры – важное средство самовоспитания.

             Для детей игра – это труд, требующий настоящих усилий, настоящих человеческих качеств, свойств, а не воображаемых «понарошку». Ребята преодолевают в игре иногда серьезные трудности, тренируя свои силы и ловкость, развивая способности и ум. Игра закрепляет у детей полезные умения и привычки. Дети учатся понимать друг друга, сострадать и сорадоваться. Поэтому и ребенок, вволю наигравшись в детстве, вступает во  взрослую жизнь не обремененный детскими страхами и проблемами.

             Игра – это школа произвольного поведения. Заставьте ребенка стоять смирно, он не простоит и 2 минут, но, если это игра «море волнуется…», ребенок, даже самый непоседливый, простоит неподвижно и 5 минут.

            Игра – школа морали в действии. Можно сколько угодно долго объяснять ребенку «что такое хорошо и что такое плохо», но лишь сказка и игра способны через эмоциональное переживание, через постановку себя на место другого научить его действовать и поступать в соответствии с нравственными требованиями. Игры при умелой организации взрослых учат многим добродетелям: терпимости у другим, доброте, отзывчивости, взаимовыручке, честности, смирению… Психологические исследования показали: если «недругов» включить в игровое взаимодействие, в котором они вынуждены работать сообща, заботясь друг о друге, взаимная неприязнь вскоре улетучится и, наоборот, - для друзей, оказавшихся игровыми соперниками, азарт, желание выиграть часто оказывается сильнее дружбы.

            Как преодолеть ребенка, его отстраненность, неприспособленность к миру людей? По мнению психологов, есть только один выход из этого критического положения: взрослым следует установить с малышом теплые, душевные отношения, проявить неподдельный интерес к его проблемам. Такую возможность предоставляет игра, которая способствует личностному росту и развитию ребенка, но лишь при условии участия взрослых.  Наблюдая за поведение ребенка в игре, взрослый учится понимать его проблемы, невысказанные переживания, признавая право ребенка на выражение своих чувств и эмоций. Взяв на себя роль в игре, взрослый показывает образец общения между людьми в разных социальных ситуациях; демонстрирует примеры творчества в ходе придумывания новых сюжетов.

           В дошкольном возрасте дети начинают ориентироваться на мир взрослых и стремятся воссоздать его в игре, чтобы ощутить себя социально значимым лицом или «преобразовать» какую-либо ситуацию и тем самым приблизить ее к себе. Средством для воспроизведения социальной действительности является игровое действие, предполагающее определенную степень условности. Учитывая особенности игровой деятельности дошкольников,  можно выделить задачи социального и нравственного развития ребенка, а так же развития его творчества и воображения.

            Поэтому наша задача осторожно направлять детей на гуманистический путь , воспитывать у них желание помогать, терпимость к другим точкам зрения. Научить детей играть – значит научить жить.

    Памятка с советами по проведению игр.

    Правило первое: игра не должна включать даже малейшую возможность риска, угрожающего здоровью детей. Однако нельзя и выбрасывать из нее трудные правила, выполнять которые нелегко.

    Правило второе: игра требует чувства меры и осторожности. Детям свойственны азарт и чрезмерное увлечение отдельными играми. Игра не должна быть излишне азартной, унижать достоинства играющих. Иногда дети придумывают обидные клички, оценки за поражение в игре.

    Правило третье: не будьте занудами. Ваше внедрение в мир детской игры – введение туда новых, развивающих и обучающих элементов – должно быть естественным и желанным. Не устраивайте специальных занятий, не дергайте ребят, даже когда у вас появилось свободное время. «Давай-ка займемся шахматами!» Не прерывайте, не критикуйте, не смахивайте пренебрежительно в сторону тряпочки и бумажки. Или учитесь играть вместе с детьми, незаметно и постепенно  предлагая свои варианты какого-то  интересного дела, или оставьте их в покое. Добровольность – основа игры.

    Правило четвертое: не ждите от ребенка быстрых и замечательных результатов. Может случиться и так, что вы вообще их не дождетесь! Не торопите ребенка, не проявляйте свое нетерпение. Играйте, радуйтесь, открытиям и победам – разве не ради этого придумываем мы игры, затеи.

    Правило пятое: поддерживайте активный, творческий подход к игре. Дети большие фантазеры и выдумщики. Они смело привносят в игру свои правила, усложняют или упрощают содержание игры. Но игра – дело серьезное и нельзя превращать ее в уступку ребенку, в милость по принципу «чем бы дитя не тешилось».

    И в заключении хочется вспомнить предупреждение мудрого В. Даля о то. Что игра не доведет до добра, если ее пустить на самотек, так как игра – понятие многогранное и в ней заключается жизненная необходимость ребенка.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект нод «Со сказками дружить значит дружно жить» для детей старшего дошкольного возраста.

    Закрепление знаний сказок детей в игровой форме.Задачи: -  работа над построением предложения, продолжать работу над связной речью;- работать над дикцией и выразительностью речи;- активизировать ...

    «Играю – значит существую!»

    Развивающая игра – это не любые действия с дидактическим материалом и не игровой приём на учебном занятии. Это специфическая, полноценная  и достаточно содержательная  для детей деятельность...

    Игры-занятия по развитию коммуникативных навыков детей старшего возраста «Давайте жить дружно»

    Игры-занятияпо развитию коммуникативных навыков детей старшего возраста«Давайте жить дружно»...

    «Двигаться и играть в подвижные игры – значит укреплять здоровье».

    Подвижные игры относятся к тем видам игровой деятельности детей, в которых ярко выражено роль движения. В процессе организации подвижных игр с детьми 5-7 лет возникают поистине уникальные возможности ...

    Конспект ООД в старшей группе "Дружить- значит весело жить"

    Расширять представления детей о взаимоотношениях людей, побуждать к активному проявлению эмоциональной отзывчивости к друзьям. Побуждать к соблюдению правил поведения между друзьями. Знакомить с основ...

    Образовательное мероприятие" Дружить-значит дружно жить"

    Дружба очень абстрактное понятие и,иногда, детям очень тяжело это  объяснить, хотя  мы всегда говорим,чтобы они не ссорились,делились,дружили.В своей практике,я решила понятие " дружба...