План работы по самообразованию в старшей разновозрастной группе 2020-2021 гг..
проект (старшая группа)

Андросова Ирина Игоревна

Цель: Развитие умственных способностей детей через занимательные математические игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovaniyu_androsova.docx37.93 КБ

Предварительный просмотр:


Утверждаю

Заведующий МКДОУ

«Преображенский детский сад»

________________ И.Ю. Муравская

__________________________ 2020 г.






План работы по самообразованию

в старшей разновозрастной группе " Веселая математика" 2020-2021 гг.  








Воспитатель: Андросова И.И.


с.Преображенка

Тема: «Веселая математика».

Цель: Развитие умственных способностей детей через занимательные математические игры.

Задачи:

  1. Создать условия для самостоятельной, активной, целенаправленной деятельности для развития логического мышления.
  2. Развивать математические знания, умения, и представления через дидактические игры и познавательно – исследовательскую деятельность.
  3. Активизировать работу с родителями по изучению и закреплению знаний по занимательным математическим играм с помощью разнообразных методов и приемов.

Участники:

Дети, воспитатель, родители, музыкальный руководитель, физинструктор.

Пояснительная записка.

Проект «Веселая математика» разработан на основе программы

математического развития дошкольников "Школа 2000...", учебно-методического пособия

"Раз-ступенька, два - ступенька..." авторов Петерсон Л. Г. и Холиной Н. П.

Математика является универсальным и мощным методом познания. Одно из самых точных высказываний, определяя место в системе наук, принадлежит физику Н. Бору:

«Математика – это больше чем наука, это язык». В математики совершенствует общую культуру мышления, приучает детей логически рассуждать, воспитывает у них и обстоятельность высказываний. Она развивает такие интеллектуальные качества, как способность анализировать, критиковать. Упражнение в математике способствует приобретению рациональных качеств мысли выражения: порядок, точность, ясность, сжатость; требует воображения и интуиции. Важность математики признают все, но обучить малыша счету  и простейшим математическим знаниям порой непросто.

Актуальность.

В наше время для обучения дошкольников математике отводится особое внимание. Необходимо научить логическому мышлению, развивать зрительную память, внимание, умение решать нестандартные задания, самостоятельно и в коллективе. Любой познавательный материал дети очень легко воспринимают через игру. В игровой форме можно научить считать, узнавать цифры, правильно называть геометрические фигуры, ориентироваться в пространстве. Много познавательных сайтов для детей и родителей, которые помогут усвоить ЭМП. В ходе решения логических задач, головоломок дети учатся планировать свои действия, обдумывая их, искать ответ, догадываться о результате, проявляя при этом творчество. Такая работа активизирует мыслительную деятельность ребенка, развивает у него качества, необходимые для профессионального мастерства. Большое внимание в проекте уделяется развитию вариативного мышления и творческих  способностей ребёнка. Начиная с самых первых занятий, им систематически предлагаются задания, допускающие различные варианты решения.

Материалы, необходимые для осуществления:

  1. Рабочие тетради: «Игралочка», «Раз – ступенька, два – ступенька»
  2. Пальчиковые, подвижные игры.
  3. Разные виды театра.
  4. Художественная литература.
  5. Плакаты по занимательной математике.
  6. Дидактические игры:

- игры с цифрами и числами

- игры путешествие во времени

- игры на ориентировку в пространстве

- игры с геометрическими фигурами

- игры на логическое мышление

Мониторинг достижений планируемых результатов детьми проводится в начале и конце учебного года.

Ожидаемый результат

Создана предметно – развивающая среда.

К концу обучения предполагается продвижение детей в развитии мышления, речи, психических функций, формирование у них познавательных интересов, коммуникативных умений и творческих способностей.

Обучающиеся должны иметь представление:

- об использовании числового отрезка для присчитывания и отсчитывания одной или нескольких единиц;

- об измерении длины предметов непосредственно и с помощью мерки;

- о расположении предметов в порядке увеличения и порядке уменьшения их длины, ширины, высоты;

- о геометрических фигурах: квадрате, треугольнике, круге, прямоугольнике, многоугольнике, параллелепипеде, цилиндре, конусе, пирамиде;

- о простейших случаях разбиения фигуры на несколько частей, составления целых фигур из их частей.

Знать:

- части суток, последовательность дней в неделе, последовательность месяцев в году;

- для каждого числа в пределах 10 предыдущее и последующее числа;

- состав чисел первого десятка;

- знаки >, <, = для записи сравнения;

- знаки +, -, = для записи сложения и вычитания;

- общепринятые единицы измерения величин: сантиметр, литр, килограмм.

Уметь:

- выделять и выражать в речи признаки сходства и различия отдельных предметов и совокупностей;

- объединять группы предметов, выделять часть, устанавливать взаимосвязь между частью и целым;

- находить части целого и целое по известным частям;

- считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке, правильно пользоваться порядковыми и количественными числительными;

- сравнивать числа в пределах 10 с помощью наглядного материала;

- соотносить цифру с количеством предметов;

- выражать словами местонахождение предмета, ориентироваться на листе клетчатой бумаги (вверху, внизу, справа, слева, посередине);

- продолжить заданную закономерность с 1-2 изменяющимися признаками, найти нарушение закономерности;

- выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 10 на основе предметных действий;

- непосредственно сравнивать предметы по длине, массе.

Формы работы:

  1. Продуктивная деятельность
  2. Целевые прогулки
  3. Тематические беседы
  4. Игры
  5. Чтение художественной литературы
  6. Заучивание стихотворений
  7. Загадывание детям загадок о геометрических фигурах, цифрах, о сказочных героях, придумывание загадок
  8. Просмотр мультфильмов
  9. Анкетирование родителей
  10. Интегрированные занятия
  11. Речевые ситуации

Этапы:

Подготовительный этап:

  • Подготовка наглядного и дидактического материала (Иллюстрации, картинки…)
  • Приобретение рабочих тетрадей ««Игралочка», «Раз – ступенька, два – ступенька»
  • Подбор художественной литературы для чтения, заучивание наизусть небылиц. Сказки: «Три поросенка», «Три медведя», «Теремок», «Репка», «Гуси - лебеди», «Красная шапочка» Ш. Перро,  «Белоснежка и семь гномов», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» А. Пушкин.

             - «Крылатый, мохнатый, масленый» И. Карнауховой

             - «Цветик - семицветик» В. Катаев

             - «Сказка про трех пиратов» А. Митяев

             - «Старик - годовик» В. Даль и др.

              - Сказки о числах, цифрах и геометрических фигурах

  • Изготовление и использование дидактических игр: «Что общего и чем отличаются», «Подбери по форме», «Числа соседи», «Учусь считать», «Какой домик лишний и почему?», «Соедини точки по образцу».
  • Подвижные игры: «Кто быстрее до волшебного дерева» (геометрические фигуры), «Пройди по лабиринту» и др.
  • Игры с правилами: «Шашки», «Шахматы», пазлы, головоломки.
  • Развивающие игры: «Путешествие в мир линий», «Танграм», «Колумбово яйцо», цветные счетные палочки Кюизенера, «Найди доллар», «Найди евро», макет банка.
  • Экономические игры: «Мы играем в магазин», «Играем в профессию», магазин кондитерских изделий «Лакомка»: весы, касса, счеты, витрина, прилавок.  
  • Подбор материала для развития пространственной ориентировки (схемы, план, маршрут… )
  • Изготовление вместе с детьми геометрических бус, цифр
  • Рассматривание плакатов «Математика и логика для дошкольников»
  • Родительское собрание «Развитие логического мышления у дошкольников»
  • Выпуск буклета для родителей «Развитие логического мышления у детей 5 – 6 лет»
  • Анкетирование родителей

      Основной этап работы

  • Проведение НОД по тетрадям «Считалочка», «Раз – ступенька, два – ступенька»
  • Проведение развлечений «Путешествие в страну математики», «Теремок», «По следам колобка», КВН – «Мы играем, мы считаем».
  • Обыгрывание дидактических и подвижных игр по Математике (сказки о геометрических фигурах, сказки о цифрах и числах).
  • Викторины на логическое мышление
  • Тематический коллапс «Превращение фигур в предметы»
  • Семейный конкурс рисунков «Приключение Красной шапочки» (лабиринты)

Заключительный этап

  1. «Приключения клоуна Клепы в волшебную страну Математики» (развлечение)
  2. Презентация проекта
  3. Проведение детской – родительской гостиной «Числовой фриз» (коллаж, сказки….)

                   Результаты:

  • Благодаря проекту была создана активизирующая предметно – развивающая  среда в группе
  • Результаты диагностики следующие…
  • Работа, проведенная с детьми по занимательной математике, получила высокую оценку у родителей. Активно участвовали  в мероприятиях совместно со своими детьми (сказки о геометрических фигурах, сказки о числах и цифрах).  

Результат (практический выход).

  • Проведение праздника «Торопись, да не ошибись»
  •  «Путешествие в страну Математики» (развлечение)
  • Оформление папки - передвижки «Времена года» (дни недели, части суток)
  • Подумайте вместе (логические задачи)
  • Волшебные цифры (превращения)
  • Консультация «Математика – это легко»
  • Живые геометрические фигуры
  • Проведение родительского собрания «Развитие логического мышления у дошкольников»
  • Консультация «Игры для развития логического мышления в д/саду и дома»
  • Памятка для родителей «Развитие логического мышления у детей 5 – 6 лет»

Работа с родителями

Сентябрь: Родительское собрание «Развитие логического мышления у дошкольников».

Папка – передвижка «Времена года» (в течение года).

Октябрь: Проведение детской – родительской гостиной «Числовой фриз» (сказки, коллаж…).

Ноябрь: Развлечение «Путешествие в страну Математики».  Нарисуй сказку с использованием геометрических фигур.

 

Декабрь: Папка – передвижка «Подумайте вместе» (логические задачи).

Январь: Викторина на логическое мышление. Папка – передвижка «Математика – это легко»

Февраль: Родительское собрание «Развитие логического мышления у дошкольников». Папка – передвижка «Волшебные цифры».

Март: Консультация «Игры для развития логического мышления в д/саду и дома».

Апрель: Папка – передвижка «Живые геометрические фигуры». Развлечение «По следам колобка» (подготовка к развлечению).

Май: Семейный конкурс рисунков. «Приключение Красной Шапочки» (лабиринты).

 

Перспективное планирование в средней группе

Месяц

Темы интегрированной, непосредственной образовательной деятельности

Тема совместной деятельности

Ответственные

сентябрь

ФЭМП «Цвет», «Оттенки цветов»

Восприятие художественной литературы

Сказка «Три медведя»

(низкий, высокий, больше, меньше, распредели героев по росту…)

Речевая ситуация о сказках, в которых есть цифры («Волк и семеро козлят», «Белоснежка и семь гномов»…).

Д/игра: «Назови соседей» (части суток)

Сюжетно – ролевая игра: Магазин кондитерских изделий «Лакомка».

Воспитатели

октябрь

ФЭМП «Большой и маленький», «Цвет и размер»

Социально – коммуникативное «Ребенок и окружающий мир»

«Времена года»

Речевая ситуация о временах года, с рассматриванием иллюстраций.  Какое время года нравится и почему?

Игровая ситуация «Собираем урожай овощей».

Воспитатели

Ноябрь

ФЭМП «Знакомство с понятием «один – много»»

Физическое развитие

«Волшебное дерево» (геометрические фигуры)

Эстафета: «Кто быстрее»

Д/игра: «Роботы» (геометрические фигуры)

Д/игра: «Обведи дорожки»

Д/игра: «Что сначала, что потом»

Воспитатели

Физинструктор

декабрь

Художественно – эстетическое развитие

Конструирование из бумаги.

«Составь узор» (геометрические фигуры)

ФЭМП «Сравнение групп предметов по количеству на основе составления пар. Сохранение количества»

Д/игра: «Соберем игрушки для куклы»

Игровое упражнение: «Не ошибись», «Назови лишний предмет».

Раскрашивание, вырезывание цифр, геометрических фигур.

Воспитатели

Январь

Познавательное развитие.

Развитие математических представлений.

«Внимательный художник»

ФЭМП «Представления о числе 1. Образование числа 2. Знакомство с цифрами 1 и 2», «Пространственные отношения: длиннее – короче»

Д/игры: «Расколдуй изображение», «На что похоже?» (предметы….)

Игры с правилами (шашки, головоломки, пазлы…)

Воспитатели

февраль

ФЭМП «Представления о круге и шаре, их распознавание»,

КВН: «Мы играем, мы считаем».

Д/игры: «Живая неделька»,

«Вчера, сегодня, завтра»,

«Поможем зайчишке найти свою маму» (план, схема, лабиринт).

Загадки о днях недели.

Воспитатели

Март

Познавательное развитие.

Развитие математических представлений.

«Образование числа 3. Счет до трех. Знакомство с цифрой 3. Представления о треугольниках, их распознавание»

Игровые упражнения: «Маршрут кораблей», «Строим лодочки», «Водяной шутник» (обследование предметов на ощупь…. ). Восприятие художественной литературы.

Воспитатели

Апрель

Познавательное развитие.

Развитие математических представлений

Игровая ситуация: «Полет в космос»

ФЭМП «Пространственные отношения: на – над – под, выше – ниже»

Д/игры: «Считай дальше»,

«Соберем ракету», «Найди свой космодром».

Воспитатели

Май

ФЭМП: «Пространственные отношения: слева – справа – посередине»

Развлечение: «Приключение клоуна Клёпы в волшебную страну математики»

Выставка рисунков совместно с родителями «Приключение Красной Шапочки» (лабиринты).

Воспитатели

Родители

 

Литература.

  1. Авторская программа Л. Г. Петерсон «Раз ступенька, два ступенька»
  2. Помораева  И.А., Позина В. А. Формирование элементарных математических представлений: Старшая группа. – М.: МОЗАИКА _ СИНТЕЗ, 2016. – 64 с.
  3. Белая А. 150 тестов, игр, упражнений. – М., 2006
  4. Л. В. Манкевич. Математика в детском саду, старшая группа. Москва, изд. «Скрипторий 2003» 2010 г.
  5. В.П. Новикова. Развивающие игры и занятия с палочками Кюизинера. Москва. «Мозаика - Синтез» 2008 г.
  6. Габийе, Анник Большая книга математических упражнений для дошкольников/Анник  Габийе. – М.: Эксмо, 2016. – 499 с.
  7. Ершов, Ю.Л. Математическая логика/ Ю.Л. Ершов, Е. А. Палютин. – М.: (не указано), 2011 – 894 с.
  8. Колесникова, Е.В. Математические ступеньки. Программа развития математических представлений у дошкольников./Е.В. Колесника. – М.: Сфера 2015 – 112 с.
  9. Маврина, Л Математические игры для дошкольников/Л. Маврина. – М.: Стрекоза, 2012 – 665 с.
  10. Михайлова, З.А.  Логико – математическое развитие дошкольников/З.А. Михайлова. – М.: Детство – Пресс, 2015. – 574 с.
  11. Новикова В.П. Математика в детском саду. Старший дошкольный возраст. – 2 – е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика – Синтез, 2005 – 104 с.: илл

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы с родителями в старшей разновозрастной группе

Перспективный план работы с родителями в старшей разновозрастной группе...

План работы с родителями в старшей разновозрастной группе на 2019-2020 учебный год.

План работы с родителями поможет педагогам распределить работу в течение года....

Перспективный план работы по ПДД в старшей - подготовительной группе 2020-2021 учебный год

Знакомить с правилами перехода улицы при двустороннем движении.Расширить представления об улицах города (на улице есть тротуар, по которому ходят пешеходы, и проезжая часть, по которой движутся машины...

Перспективный план работы с родителями детей старшей разновозрастной группы на 2020-2021 учебный год

Перспективный план работы с родителями детей старшей разновозрастной  группы на 2020-2021 учебный год...

Перспективный план работы с Родителями по ПДД (младшая группа) 2020-2021 учебный год

Привлечение внимания родителей и повышение их ответственности за формирование у детей навыков безопасного поведения на улице и проезжей части и знаний ПДД....

План работы с родителями в старшей разновозрастной группе при реализации дистанционной работы

Перспективный план работы с родителями в старшей разновозрастной группе при реализации дистанционной работы....

Перспективный план работы опытно-экспериментальной деятельности старшей разновозрастной группы на 2022-2023г.

Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека.Огромную роль в этом направлении играет поисково–познавательная деятельность до...