Игра - как средство воспитания детей в младшей группе
статья (младшая группа)

Ведущий вид деятельности дошкольника - это игра.В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в психике, которые готовят переход к новой более высокой стадии развития. Одновременно игра имеет огромный потенциал для развития творческих способностей детей. 

Во время игры развивается речь, чувства, восприятие, обогащается эмоциональная сфера. Непосредственно через игру ребенок овладевает всей системой человеческих взаимоотношений.
Игра поможет воспитателю сплотить детский коллектив. Включаясь в активную деятельность, дети приучаются к соблюдению правил, справедливости, умению контролировать свои поступки, правильно и объек-тивно оценивать поступки других.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_kak_sredstvo_vospitaniya.docx153.05 КБ

Предварительный просмотр:

Игра - как средство воспитания детей в младшей группе

Воспитательно - образовательная работа с детьми дошкольного возраста осуществляется в разных видах деятельности: игровой, учебной, трудовой. Для обеспечения эмоционального благополучия детей этого возраста необходимо, чтобы им была предоставлена широкая возможность для игр и самостоятельной деятельности.

Игра имеет большое значение для социализации ребёнка, усвоения им нравственных норм, правил поведения в обществе. В игре происходит становление личности ребёнка, развиваются черты его характера, формируется общительность, активность, инициативность.

Цель игры имеет 2 направления:     

1. Познавательный — то чему должны научить детей, какие способы действия с предметами хотим им передать;     

2.  Воспитательный — способы сотрудничества, формы общения и отношения к другим людям, которые следует привить детям.

Игра у младших дошкольников занимает значительное место в жизни, является естественным состоянием, потребностью детского организма, средством общения и совместной деятельностью детей. Она выявляет индивидуальные способности детей, позволяет определить уровень его знаний и представлений. В играх проявляются и такие черты характера, которые могут служить примером для других: отзывчивость, скромность, дружба, товарищество. Так, наблюдая за играми детей, их поведением в процессе игр, педагоги могут выявить индивидуальные особенности и обозначить наиболее действенные пути воздействия на личность дошкольника.
Игры, в которые обычно играют дети дошкольного возраста, можно разделить на три основные группы:

  1. Подвижные игры: всевозможные забавы с мячом, со скакалкой, прятки, салки и т. д. Подвижные игры — не только прекрасное средство физического воспитания детей, постепенно они прививают навыки поведения в коллективе: дети учатся подчиняться правилам (а правила, порой довольно сложные, есть почти в любой такой игре).

Например: П/И «Солнышко и дождик» - Учить детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, приучать их действовать по сигналу воспитателя.

                    П/И «Кто лучше и выше прыгнет?» -закреплять умение прыгать, энергично отталкиваться двумя ногами; приземляться на обе ноги, сохранять равновесие. 

                    П/И «Пузырь»: продолжить формировать умение детей становиться в круг, делать его то шире, туже, приучать согласовывать свои действия с произносимыми словами

  1. Игры в лото, в разноцветные пирамидки и т. д. У каждой такой игры своя образовательная задача, они дают возможность познакомиться с различными предметами и явлениями действительности, развивают наблюдательность, восприятие, память, мышление. Имея большое значение, прежде всего, для умственного развития дошкольников, такие игры уже сами по себе готовят ребенка к школе, способствуют формированию мотивации к обучению, познавательного интереса. Детям младшего дошкольного возраста нравится строить, и они часто затевают увлекательную игру с постройкой. Но вначале у них следует формировать необходимые умения, воспитывать устойчивый интерес к конструированию.

Напимер:  Игра «Строим дом»: познакомить детей со строительными профессиями, обратить внимание на роль техники, облегчающей труд строителей, научить детей сооружать постройку несложной конструкции, воспитать дружеские взаимоотношения в коллективе, расширить знания детей об особенностях труда строителей, расширить словарный запас детей: ввести понятия «постройка», «каменщик», «подъемный кран», «строитель», «крановщик», «плотник», «сварщик», «строительный материал».

  1. Сюжетно-ролевые игры. В этих играх дети изображают жизнь и труд людей взрослых, причем, играя, они относятся к своему воображаемому труду, игрушкам, товарищам по игре так, как в действительной жизни относятся к своему труду и друг к другу окружающие их взрослые.

Например: Игра «Игрушки у врача»:  учить детей уходу за больными и пользованию медицинскими инструментами, воспитывать в детях внимательность, чуткость, расширять словарный запас: ввести понятия «больница», «больной», «лечение», «лекарства», «температура», «стационар».

               Игра «День рождения Степашки»: расширить знания детей о способах и последовательности сервировки стола для праздничного обеда; закрепить знания о столовых предметах, воспитывать внимательность, заботливость, ответственность, желание помочь; расширить словарный запас: ввести понятия «праздничный обед», «именины», «сервировка», «посуда», «сервис».

Значимое место для младших дошкольников занимают хороводные, пальчиковые, игры с правилами дорожного движения и т. д.

Например: Хороводная игра «Большие и маленькие ножки»: развивать координацию, ориентацию в пространстве, развить координацию слов с движениями, работать над темпом и ритмом речи; обогащать двигательный опыт детей; воспитывать желание выразительно двигаться;  быть аккуратным в движениях и перемещениях

                  Хороводная игра «Медведь»: развивать координацию, ориентацию в пространстве, развить координацию слов с движениями, работать над темпом и ритмом речи,  содействовать развитию игровой деятельности, выполнять действия в определённой последовательности.

Во время игр происходит непроизвольное познание окружающего мира, развивается речь, мелкая моторика пальцев, формируются физические навыки, укрепляется здоровье, дети приобретают навыки общения. К трем годам у детей складывается условное предметное действие, посредством которого дошкольники развертывают самостоятельную игру. Действие с предметами «понарошку» подготавливает возможность понимания ребенком того, что он и сам в игре может быть кем-то иным — «понарошку» продавцом, врачом, мамой. В 3 года дети становятся способными овладеть ролью — более сложным смысловым и структурным «узлом» игры. Главное внимание в игре уделяется содержанию ролей. Чем сложнее роль по своему социальному содержанию, чем больше должны знать о ней дети, и тем более развита игра. Младшие дошкольники должны отображать в игре содержание ролей «мамы», «папы», «продавца», «врача».
         Одним из важных педагогических условий, способствующих развитию игры детей, является подбор игрушек по возрасту. Игрушка — центр игры, материальная опора. Она наталкивает на тему игры, рождает новые связи, вызывает желание действовать с ней, обогащает чувственный опыт. Но игрушки, которые нравятся взрослым, не всегда оказывают воспитательное значение для детей.
          В заключении можно сделать вывод о том, что в младшем дошкольном возрасте игра является важнейшей самостоятельной деятельностью детей и имеет большое значение для их физического и психического развития, становления индивидуальности и формирования детского коллектива.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры по гендерному воспитанию детей второй младшей группы

Период дошкольного детства – это тот период, в процессе которого педагогии родители должны понять ребенка и помочь ему раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему своим полом, если мы х...

Народные игры как средство воспитания детей младшего дошкольного возраста.

В век современных технологий и прогресса, начинают забываться народные традиции. Дети, к сожалению, отдают свое предпочтение компьютерным играм, планшету, телевизору. Родители, тем временем, восхищают...

Консультация для воспитателей младших групп «Игра как средство воспитания детей»

Для детей игра - это и средство познания окружающего мира, и самая доступная форма деятельности.Игра обогащает ребёнка знаниями, будит его фантазию и воображение, развивает умения и нав...

Консультация для воспитателей младших групп «Игра как средство воспитания детей»

Для детей игра - это и средство познания окружающего мира, и самая доступная форма деятельности.Игра обогащает ребёнка знаниями, будит его фантазию и воображение, развивает умения и нав...

План – Таблица по самообразованию на тему: «Игра как средство общения детей первой младшей группы» 2021-2022 год.

Уважаемые родители! Основная часть развития  малышей состоит из игровых действий. Ребенок лучше усваивает и быстрее развивается, если с ним играть по ролям. Сюжетно-ролевые игры, способствуют раз...

Дидактическая игра как средство воспитание детей младшего дошкольного возраста

Дидактические игры имеют большое значение для нравственного воспитания. Дети учатся действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям. Правила игры дети воспринимают как закон, и сознательное вы...