Проект "Русский народный фольклор"
проект (старшая группа)

Смирнова Ирина Владимировна

В данном проекте вы найдёте готовый материал для занятий с детьми старшей группы на тему "русский народный фольклор"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_russkiy_narodnyy_folklor.docx518.46 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ «РУССКИЙ НАРОДНЫЙ ФОЛЬКЛОР»

C:\Users\Дом\Desktop\проект фото\image1.jpeg

МКДОУ Савинский детский сад №2,

воспитатель старшей группы

Смирнова И.В.

Описание проекта

Актуальность проекта

«Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык, он пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова. Оно  объясняет ему природу, как не мог бы  объяснить ее ни один естествоиспытатель; оно знакомит его с характером окружающих его людей, с обществом,  среди которого он живет, с его историей и стремлениями, как не мог бы познакомить, ни один историк; оно вводит его в народные верования, в народную поэзию, как не мог бы ввести ни один эстетик; оно, наконец, дает такие логические понятия и философские воззрения, которых, конечно, не мог бы сообщить ребенку ни один философ». 

К.Д.Ушинский

Одним из действенных средств воспитания такого человека и его полноценного развития является устное народное творчество.

Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи  детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.

Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.

Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого    народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

Ознакомление детей с устным народным творчеством и каждодневное использование его как в режимных моментах, так и в игровой деятельности развивает устную речь ребенка, его фантазию и воображение, влияет на  духовное развитие, учит определенным нравственным нормам.

Детский фольклор дает нам возможность уже на ранних этапах жизни ребенка приобщать его к народной поэзии.

Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития. Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребенка, его речи. Постепенно у малышей формируется внутренняя готовность к более глубокому восприятию произведений русской народной литературы, обогащается и расширяется словарный запас, способность к овладению родной речью.

Объект проекта: дети старшей группы.

Предмет проекта: русский народный фольклор.

Цель проекта: формирование и систематизация знаний детей о культуре и традициях русского народа; пополнение предметно-развивающей среды по теме проекта.

Задачи проекта:

  1. Знакомить  детей с русским фольклором через календарные обрядовые песни, детские песенки, прибаутки, сказки, былины.
  2. Обогащать словарный запас детей названиями предметов быта: изба, печь, самовар, ухват, кочерга, коромысло, люлька, прялка и другие.
  3. Расширять представления об искусстве, традициях и обычаях народов России.
  4. Закреплять знания о русском декоративно-прикладном искусстве, о русских промыслах (Гжели, Дымкове).
  5. Развивать интерес к изучению истории России, русского народного творчества.
  6. Вовлечь родителей в проектную деятельность по ознакомлению детей с русским фольклором.
  7. Провести открытое занятие на тему «Развитие речи дошкольников через приобщение к фольклору».

Участники проекта:  дети старшей группы, воспитатели, родители.

Тип проекта: творческий, групповой.

Продолжительность проекта: краткосрочный (2 недели).

Предполагаемые результаты:

  1. У детей сформированы элементарные представления о русском фольклоре.
  2. Дошкольники знают названия различных промыслов.
  3. Обогащен словарный запас по теме «Русский народный фольклор».
  4. Дошкольники знают особенности, характерные для каждого вида росписи и умеют самостоятельно выбирать соответствующую цветовую гамму.
  5. Родители приняли активное участие в реализации проекта.
  6. Создание карточек с речевым материалом для пополнения предметно-развивающей среды (карточки с изображением пословиц и поговорок).

Формы и методы работы:

  • Беседы;
  • Создание карточек «Русские пословицы и поговорки»;
  • Создание информативного стенда  для родителей «Пословицы и поговорки – источник воспитания нравственных качеств личности мальчика и девочки»;
  • Подборка стихов, загадок по теме проекта;
  • Выставка рисунков и поделок;
  • Чтение художественной литературы.

Итоговое мероприятие:

Проведение открытого занятия на тему «Развитие речи дошкольников через приобщение к фольклору».

Этапы работы:

1 ЭТАП – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ.

  1. Определение темы проекта.
  2. Стимулирование интереса детей и их родителей к теме проекта.
  3. Составление плана проекта.
  4. Сбор информации, литературы, дополнительных материалов.

2 ЭТАП – ОСНОВНОЙ.

  1. Реализация плана проекта с детьми, воспитателями и родителями.

3 ЭТАП – ИТОГОВЫЙ.

  1. Подведение итогов.
  2. Анализ предполагаемых результатов.

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

  1. Работа с детьми.
  1. Цикл тематических занятий:
  1. Рисование «Гжельская роспись» (приложение 1).
  2. Рисование «Роспись дымковских игрушек» (приложение 2).
  3. Беседа  с детьми «Счастливая зыбка» (приложение 3).
  4. Лепка «Белка с орехом» (приложение 4).
  5. Рисование «Мой любимый сказочный герой» (приложение 5).
  6. Аппликация «Красная шапочка» (приложение 6)
  7. Чтение художественной литературы: русская народная сказка «Гуси-лебеди», русская народная сказка «Сивка-Бурка», русская народная сказка «Морозко» (приложение 7)
  8. Беседа «Значение устного народного творчества в развитии речи старших дошкольников» (приложение 8).
  1. Включение дидактических игр в режимные моменты: «Отгадай и сравни загадки о животных», «Отгадай и сравни загадки о фруктах и овощах», «Отгадай и сравни загадки о транспорте» (приложение 9).
  2. Подвижные игры: «Гуси, вы гуси», «Ручеёк», «Иван - косарь» (приложение 10).
  1. Программно-методическое обеспечение.
  1. Создание психолого-педагогических условий для успешного освоения проекта детьми.
  2. Оформление папки-передвижки для родителей.
  3. Составление карточек с речевым материалом для обогащения предметно-развивающей среды.
  4. Подбор иллюстраций, художественной литературы.
  1. Работа с родителями.
  1. Оформление папки-передвижки для родителей на тему «пословицы и поговорки – источник воспитания нравственных качеств личности мальчика и девочки» (приложение 11).
  2. Выставка детских работ.

Приложение 1

Программное содержание:

Дать понятие «декоративно-прикладное искусство». Продолжать знакомить с народным промыслом Гжели. Учить видеть красоту, своеобразие и самобытность изделий. Учить составлять узор на разных формах, выполняя в центре узор из растительных элементов, по краям кайму, бордюр. Развивать наблюдательность, умение видеть характерные отличительные особенности изделий: качество материала, способ его обработки, фон, колорит росписи, элементы узора. Приобщать детей к истокам русской народной культуры.

Материал и оборудование:

Игра «Собери посуду» («Осколки разбитой» гжельской посуды), гжельская керамика, иллюстрации с гжельскими скульптурами, части морфологической дорожки, относящиеся к гжельской и др. промыслам, образцы элементов гжельской росписи. Гуашь синяя, белая, палитра, кисти, вода, салфетка, силуэтные заготовки посуды из белой бумаги.

Предварительная работа:

Знакомство с помыслом Гжели, рассматривание открыток, альбома, книг , посуды, игрушек, небольших скульптур.

Ход занятия:

Воспитатель:

Друзья мои, сегодня на занятие хотела принести вам красивую посуду, да вот беда, разбила по дороге в детский сад.

Как вы думаете, из чего она была сделана? Из чего бывает сделана посуда? Могла ли разбиться посуда из дерева, например, хохломская? Конечно нет, только бы роспись пострадала. А металлическая? (показ) Такая, как у нас дома?


Эта уж точно осталась бы цела. А пластиковая посуда? А стеклянная?

Верно, разбиться может. Только моя посуда была не прозрачная и гораздо тяжелее.

Мне ещё известно, что посуду изготавливают из глины. А что делают с глиной, чтобы она была прочная? (Ответы детей.) Вы правы, её обжигают в печи при высокой температуре.

А как вы думаете, такая посуда может разбиться?
Верно, может. Вот и моя посуда была изготовлена из глины. А была моя посуда самая красивая на Руси. А теперь вот – одни осколочки остались. (показать «разбитую» посуду). Давайте сложим осколки, чтобы посмотреть, что же у меня разбилось.

Как называется посуда, которую вы сложили из осколков?
Верно, гжельская. Хорошо, что не вся посуда разбилась. Посмотрите, какая красота у меня на столе.

На столе, на жёлтой скатерти посуда гжель. Дети рассматривают, любуются посудой. Педагог читает стихи:

Ай да посуда, что за диво, хороша и та, и та,
Вся нарядна и красива, расписная, вся в цветах! Здесь и роза, и ромашка, одуванчик, васильки, С синей сеточкой по краю, просто глаз не отвести! Сотворили это чудо не за тридевять земель,
Расписали ту посуду на Руси, в местечке Гжель.

Край фарфорового чуда, а кругом него леса.
Синеглазая посуда, как весною небеса.
Вазы, чайники и блюда так и светят на столе!
Из раскрашенной посуды есть вкусней и веселей!

Где изготавливают эту посуду?

Верно, в посёлке Гжель, недалеко от Москвы.
Давным-давно нашли в тех местах белоснежную глину, из которой научились вырабатывать керамический материал – фарфор. Издавна говорили гжельцы: «Не землёй кормимся, глина – наше золото!» И уже 5 веков работают там мастера, которые и расписывают неповторимую посуду.

Давайте полюбуемся нашей выставкой.

Какая это посуда? Как её можно охарактеризовать?

Верно, нарядная, красивая, праздничная.
Изделия, созданные художниками и имеющие практическое применение в быту, относятся декоративно–прикладному искусству.
Польза и красота всегда должны идти рядом, тогда и жизнь человека станет интереснее.

А что делает эту посуду такой? Да, бело–синяя роспись. Рассмотрим роспись поближе.

Воспитатель беседует у каждого экспоната, обращая внимание на характерные особенности.

Какой цвет использовали мастера?
Чем украшен чайник (сахарница, чашка)?
Что нарисовано на вазе?
Где расположен цветок?
Посмотрите, одним ли цветом нарисованы лепестки на цветке?
Где закрашено синей краской полностью?
Обращает внимание на кайму по краям посуды и бордюр.
А что ещё создают гжельские мастера?

Верно, игрушки, небольшие скульптуры. Полюбуйтесь.
Давайте с вами вспомним все приметы гжельской керамики, чтобы вы могли легко рассказать о ней и определить, есть ли у вас дома среди посуды гжельская.

Дети выкладывают морфологическую дорожку гжельского промысла.

1 карточка – белая глина
2 карточка – цвет росписи
3 карточка – элементы росписи
4 карточка – предметы промысла.

Из карточек, на которых изображены различные материалы (дерево, стекло, глина разная по цвету и т.д); цвета, используемые в разных росписях; элементы узоров разных росписей; изделия промыслов, дети выбирают и выкладывают дорожку гжельского промысла.

Воспитатель:

Сегодня вы будите мастерами и распишите посуду по мотивам гжельской росписи.

Посмотрите на краски, которые я вам приготовила. Все ли необходимые цвета у вас есть? Верно, не хватает голубой краски. Что мы будем делать? Правильно, смешаем на палитре белую краску (её должно быть много) и немного синей.

Обратите внимание на этот цветок на чашке. Как вы сказали, он нарисован не одним цветом. Посмотрите, как можно одним мазком нарисовать такой лепесток. (Показ) На широкую кисть набираю с одной стороны голубой цвет, а с другой – синий. Затем нужно поставить кисть на кончик и нарисовать с нажимом протяжный мазок.

Обратите внимание на элементы гжельской росписи. Их можно использовать в своих работах. Выбирайте заготовку посуды и рассаживайтесь на места.

Дети самостоятельно работают. Напомнить, что начинать лучше с самых больших элементов узора.

Физкультминутка «Посуда»

Вот большой стеклянный чайник,
(«Надуть» живот, одна рука на поясе)

Очень важный, как начальник.
(Другая изогнута, как носик)

Вот фарфоровые чашки,
(Приседать, одна рука на поясе)

Очень хрупкие, бедняжки.
Вот фарфоровые блюдца,
(Кружиться, рисуя руками круг)

Только стукни - разобьются.
Вот серебряные ложки,
(Потянуться, руки сомкнуть над головой)

Вот пластмассовый поднос -
Он посуду нам принес.
(Сделать большой круг)

Итог занятия:

В конце занятия дети раскладывают посуду на жёлтую скатерть. (Можно использовать жёлтые обои для контрастного фона). Любуются. Рассматривают. Педагог читает стихи:

Синяя сказка – глазам загляденье, Словно весною капель, Ласка, забота, тепло и терпенье Русская, звонкая Гжель! Синие розы по белому фону Море цветов голубых. Кувшины и кружки – быль или небыль? Изделия рук золотых.

Приложение 2

Конспект занятия по рисованию в старшей группе на тему: Роспись дымковских игрушек

Программное содержание: Развивать у детей умение свободно пользоваться элементами дымковской росписи для украшения игрушек; уточнить с детьми последовательность нанесения узора, приемы работы с краской; воспитывать самостоятельность, уверенность, желание творить.

Материал: таблица с элементами дымковской росписи, краски – гуашь, кисти двух размеров, тряпочки, подставки, стаканы с водой, красивый подвесной шкафчик с полочками, проигрыватель.

Предварительная работа: Роспись силуэтов игрушек, плиточек, бус. Дидактическая игра «Магазин игрушек», «Что игрушка расскажет о себе». Рассматривание таблиц элементов росписи, зарисовка их, беседы с детьми о дымковском промысле. 

Ход занятия:

Воспитатель: Дети сегодня наша группа превратилась в художественную мастерскую, а мы с вами в художников. Будем украшать наши любимые игрушки, чтобы они получились, как настоящие дымковские. Но сначала давайте вспомним особенности дымковской росписи. Чем вас привлекает дымковская игрушка?

Дети: Узором, простотой, яркостью, праздничностью.

Воспитатель: Из каких элементов состоит дымковский орнамент? Назовите их.

Дети: Из пяти. Точка, линия, волнистая, круг, клетка.

Воспитатель: Какие цвета чаще использует художники?

Дети: Желтый, синий, оранжевый, зеленый, а фон у игрушек белый.

Воспитатель: Как правильно пользоваться красками?

Дети: Чтобы краски не растекались, надо набирать их на кончик кисти, а работу осторожно поворачивать на круге.

Воспитатель: Правильно, не забывайте, что сначала надо нарисовать крупные элементы одним цветом кистью потолще, затем мелкие элементы другого цвета тонкой кистью. При наложении одного цвета на другой подождите, чтобы первая краска высохла. А теперь, подумайте, каким узором вы распишите свои игрушки. Можно пользоваться таблицами.

Приступайте к работе.

Во время деятельности детей воспитатель дает возможность детям (5-7 мин) трудиться самостоятельно.

Анализ занятия: Наша художественная мастерская закрывается. Вот сколько ярких, веселых игрушек получилось! Ребята, у нас в мастерской есть шкаф, полочки у него не простые, а волшебные. Как только игрушки попали на эти полочки, они ожили, заговорили, стали похваляться друг перед другом своими нарядами. Давайте послушаем, что они говорят!

Воспитатель рассказывает об игрушках:

Какая у меня красивая красная кофточка с длинными рукавами и пелериной, на юбке- клетки желтые с синими горошками, а на фартуке узор точек. Мой мастер очень хорошо потрудился, красивые цвета подобрал. (Барыня)

А мой наряд еще лучше: здесь и кольца оранжевые и горошины зеленые, а рога и хвост — ярко-красные, видимо, веселое настроение у художника, который меня разрисовал. (баран)

Вот как разговорились игрушки. И красавец индюк тоже заговорил. Таня, что индюк говорит о себе?

Дети рассказывают от имени игрушек.

Воспитатель: Вот так игрушки хвастались друг перед другом яркими узорами, любовались своими нарядами, а когда раздалась плясовая мелодия игрушки сначала медленно, затем быстрее закружились в веселом хороводе.

Приложение 3

Беседа  с детьми «Счастливая зыбка»

Цели:

 Поддерживать положительное эмоциональное отношение, развивать интерес к колыбельным песням.

Формировать знания детей о традициях русского народа.

Обогащать словарь детей: зыбка, люлька.

Развивать навыки описательной речи при составлении рассказа "Моя кроватка".

Развивать эстетическое воспитание фольклорных произведений.

Предварительная работа. Беседа с детьми о семье. Подбор наглядного материала. Подбор загадок.

Словарная работа: колыбель, зыбка, люлька.

Ход занятия. Воспитатель предлагает детям познакомиться с тем, как жили сами ребята. Он обращает внимание детей, а то, что к малышам в народе всегда относились с большой любовью, о чем говорят и пословицы русского народа: "У матери - дитя, у кошки - котя, всякому мило свое дитя", поэтому взрослые создавали условия для того, чтобы дети росли здоровыми, счастливыми. Затем педагог предлагает посмотреть на то, как было обустроено место, где дети спали. Для этого он подводит ребят к уголку, оформленному в народном стиле, где одним из атрибутов является колыбелька. Предлагается вспомнить свою кровать и охарактеризовать ее. Выслушав ответы детей, воспитатель заключает, что у каждого ребенка своя кроватка, и она не похожа на кроватку другого, и тем более не похожа на ту, в которой спали детки в давние времена. Затем воспитатель просит подумать и сказать, как назывались кровати, в которых спали малыши. Выслушав ответы детей, подводит итог: "Кроватка для малышей называлась "колыбелька". Это слово произошло от старого русского слова "колыбать", что значит - качать. А еще она называлась "зыбка".  

Слово "зыбка" тоже старое и происходит от слова "зыбать", что тоже значит "качать". Есть и еще одно название - "люлька". После педагог говорит о том, что матери не просто качали в кроватках деток, но и пели им песни, и предлагает детям вспомнить, как они назывались. Обобщает ответы детей: "Они назывались колыбельные, потому что пели их, когда детишек укладывали спать". Затем педагог просит детей вспомнить колыбельные песни, которые пели им мамы, и дает для заучивания колыбельную:

Спи, младенец маленький,

Голубочек аленький,

Мой младенец будет спать,

А я буду напевать.

Воспитатель предлагает пропеть эту колыбельную и те, которые дети сами знают. После беседы он заключает: "Вот такие добрые песни пели своим малышам мамы, которыми они желали детям счастья, здоровья, радости". По окончании занятия педагог предлагает детям поиграть в игру "Семья".

Приложение 4

Лепка «Белочка»

Цель: закрепить приемы лепки пальцами: прищипывание, оттягивание, доводить работу до конца; закрепить умения лепить зверька, передавая его характерные особенности (тело, мордочка, ушки, поза, видеть пропорции и величину фигурки животного.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами будем лепить героев одной сказки. Эта сказка о лесных жителях – маленьких бельчатах и их маме Белке.

Послушайте, какая история с ними приключилась:

«В одном большом и красивом лесу, в дупле старого дерева жила белка – мама и ее дети. Бельчат было…. И все они очень симпатичные и веселые. Мама Белка просто обожала своих деток. Однажды, теплым осенним утром, Белка покормила своих деток завтраком и строго-настрого наказала далеко от дома не уходить, а сама отправилась за грибами. Бельчата проводили мать до ближайшего ручья и вернулись домой. Сначала дети играли в прятки, потом в салки, а когда пришло время обеда, мамы все еще не было дома, бельчата стали беспокоиться и тогда самый шустрый бельчонок сказал: «А что же мы сидим? Давайте пойдем и поможем маме принести корзину с грибами! » «Давайте! »- закричали остальные и все поскакали в разные стороны. И только один самый маленький остался дома, когда мама белка вернулась домой, то ее дома ждал только один бельчонок. «Как же в таком большом лесу найти своих детей? ».

Как вы думаете, ребята, мы сможем помочь белке? Сейчас каждый из вас слепит по одному бельчонку и вернет его маме Белке, а я вам буду помогать. Давайте посмотрим, из каких частей состоит белка:

-голова;

-уши;

-нос;

-лапы;

-туловище;

-хвост.

(Рассмотри игрушку в изображении на рисунке) .

Обратите внимание на туловище и голову, что больше?

Делим кусок пластилина на нужное количество частей:

-голова;

-уши;

-нос;

-лапы;

-туловище;

-хвост;

Лепим каждую деталь отдельно и соединяем все вместе.

(Пальчиковая гимнастика)

1. Сидит белка на тележке

Продает она орешки: (сжимать, разжимать пальцы)

Лисичке- сестричке, (большие,

Воробью, сеничке, указательные, средние,

Мишке косолапому, безымянные,

Зайке усатому. мизинец) .

Физминутка.

Игра «Пожалуйста»

Дорабатываем детали. Белый пластилин наносится на живот, глазки, уши. Затем нос, зрачки. Теперь осталось нанести черный пластилин на кончики ушей, лап и хвоста, и бельчонок готов!

А сейчас давайте вспомним, почему бельчата разбежались по лесу? Правильно, они хотели помочь маме собрать грибы. Давайте посадим бельчонка на листок и те, у кого еще остался пластилин, слепим по грибочку. А еще вы можете придумать своему бельчонку имя, чтобы мама белка в следующий раз могла позвать своих детей по имени.

ИТОГ

Белка встречает своих детей, благодарит за помощь, узнает, есть ли имя у бельчонка.

Воспитатель: Спасибо, ребята, за помощь сейчас можно убрать свои рабочие места и поиграть.

C:\Users\Дом\Desktop\проект фольклор\image (5).jpeg

Приложение 5

Рисование на тему: Мой любимый сказочный герой. 

Программное содержание: учить детей передавать в рисунке характерные черты полюбившихся персонажей; закреплять умение рисовать акварельными красками; развивать образные представления, воображение; закреплять знания о признаках весны; вспомнить названия сказок и их авторов.

Интеграция образовательных областей: художественное творчество, чтение художественной литературы, познание, коммуникация.

Материалы: альбомные листы, акварельные краски, кисточки, баночки с водой, картинки с изображением сказочных героев, весенних цветов, насекомых, перелётных птиц.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

В Сказочной стране переполох: поднялась буря, собрала всех её жителей и перенесла их в весенний лес. Хотите узнать, кто оказался в лесу? Тогда отгадайте загадки. 

2. Основная часть.

Отгадывание загадок:

Любит мёд, друзей встречает

И ворчалки сочиняет,

А ещё пыхтелки,

Кричалки  и сопелки.

(Винни Пух)


В гости к бабушке пошла,

Пироги ей понесла. 

Серый Волк за ней следил, 

Обманул и проглотил.

(Красная шапочка) 


         Она красива и мила,

Имя её от слова зола.

(Золушка)
-Каких ещё героев вы знаете и из каких они сказок? (Ответы детей.) И они тоже очутились в нашем весеннем лесу. А вы хотите в лес?

Путешествие в весенний лес.

-Пойдёмте со мной. (Дети выходят из-за столов, идут в центр группы, где расположены картинки с изображением насекомых, первоцветов, перелётных птиц. Воспитатель включает запись с пением птиц.)

-Ребята, как вы думаете, что понравилось каждому из героев в нашем лесу? (Ответы детей.)

-Как бы хорошо здесь не было, но нашим друзьям пора возвращаться домой, в свою сказочную страну. Вы хотите помочь им вернуться? Тогда нужно нарисовать вашего любимого героя и произнести волшебное заклинание.

Самостоятельная работа детей за столами. 

Индивидуальная помощь.

3. Заключительная часть.

Анализ детских рисунков.

-Пришла пора нашим новым друзьям отправляться назад. Ребята, повторяйте за мной волшебные слова:

Чухры-мухры, побаски

Вернитесь все герои в сказки!

Теперь все герои вернулись домой в Сказочную страну, а у нас остались хорошие воспоминания о них и их портреты, которые вы создали своими руками. 

Приложение 6

Аппликация «Красная Шапочка»

Программное содержание. Учить детей передавать образ сказки. Продолжать учить изображать человека (форму платья, головы, рук, ног), характерные детали (шапочка), соблюдая отношения по величине. Закреплять умение аккуратно вырезать и наклеивать.

Методика проведение занятия. Вспомнить девочку из сказки Ш. Перро «Красная Шапочка». Рассмотреть девочку из группы, уточнить форму ее платья (она должна быть простая), форму и расположение частей тела, шапочки. Спросить детей о приемах и последовательности вырезания. Сказать, что платьице на девочке может быть любого цвета, а шапочка – обязательно красная. Обратить внимание детей на приемы вырезания и наклеивания. Все готовые работы рассмотреть, предложить выбрать те, где самые красивые девочки. Подчеркнуть разнообразие цветового решения. Предложить найти веселую Красную Шапочку, нарядную, грустную и т.д.

Связь занятия с другими сторонами воспитательной работы. На прогулках, в группе, при рассматривании иллюстраций привлекать внимание детей к фигуркам  девочек в простых по форме (расширяющихся к низу) платьях.

C:\Users\Дом\Desktop\проект фольклор\image (2).jpeg

Приложение 7

Русская народная сказка «Морозко»

У мачехи была падчерица да родная дочка; родная что ни сделает, за все ее гладят по головке да приговаривают: “Умница!” А падчерица как ни угождает - ничем не угодит, все не так, все худо; а надо правду сказать, девочка была золото, в хороших руках она бы как сыр в масле купалась, а у мачехи кажный день слезами умывалась. Что делать? Ветер хоть пошумит, да затихнет, а старая баба расходится - не скоро уймется, все будет придумывать да зубы чесать. И придумала мачеха падчерицу со двора согнать:

- Вези, вези, старик, ее куда хочешь, чтобы мои глаза ее не видали, чтобы мои уши об ней не слыхали; да не вози к родным в теплую хату, а во чисто поле на трескун-мороз!

Старик затужил, заплакал; однако посадил дочку на сани, хотел прикрыть попонкой - и то побоялся; повез бездомную во чисто поле, свалил на сугроб, перекрестил, а сам поскорее домой, чтоб глаза не видали дочерниной смерти.

Осталась, бедненькая, трясется и тихонько молитву творит. Приходит Мороз, попрыгивает, поскакивает, на красную девушку поглядывает:

- Девушка, девушка, я Мороз красный нос!

- Добро пожаловать. Мороз; знать, бог тебя принес по мою душу грешную.

Мороз хотел ее тукнуть и заморозить; но полюбились ему ее умные речи, жаль стало! Бросил он ей шубу. Оделась она в шубу, подожмала ножки, сидит.

Опять пришел Мороз красный нос, попрыгивает-поскакивает, на красную девушку поглядывает:

- Девушка, девушка, я Мороз красный нос!

- Добро пожаловать. Мороз; знать, бог тебя принес по мою душу грешную.

Мороз пришел совсем не по душу, он принес красной девушке сундук высокий да тяжелый, полный всякого приданого. Уселась она в шубочке на сундучке, такая веселенькая, такая хорошенькая! Опять пришел Мороз красный нос, попрыгивает-поскакивает, на красную девушку поглядывает. Она его приветила, а он ей подарил платье, шитое и серебром и золотом. Надела она и стала какая красавица, какая нарядница! Сидит и песенки попевает.

А мачеха по ней поминки справляет; напекла блинов.

- Ступай, муж, вези хоронить свою дочь. Старик поехал. А собачка под столом:

- Тяв, тяв! Старикову дочь в злате, в серебре везут, а старухину женихи не берут!

- Молчи, дура! На блин, скажи: старухину дочь женихи возьмут, а стариковой одни косточки привезут!

Собачка съела блин да опять:

- Тяв, тяв! Старикову дочь в злате, в серебре везут, а старухину женихи не берут!

Старуха и блины давала, и била ее, а собачка все свое:

- Старикову дочь в злате, в серебре везут, а старухину женихи не возьмут!

Скрипнули ворота, растворилися двери, несут сундук высокий, тяжелый, идет падчерица - панья паньей сияет! Мачеха глянула - и руки врозь!

- Старик, старик, запрягай других лошадей, вези мою дочь поскорей! Посади на то же поле, на то же место.

Повез старик на то же поле, посадил на то же место. Пришел и Мороз красный нос, поглядел на свою гостью, попрыгал-поскакал, а хороших речей не дождал; рассердился, хватил ее и убил.

- Старик, ступай, мою дочь привези, лихих коней запряги, да саней не повали, да сундук не оброни! А собачка под столом:

- Тяв, тяв! Старикову дочь женихи возьмут, а старухиной в мешке косточки везут!

- Не ври! На пирог, скажи: старухину в злате, в серебре везут! Растворились ворота, старуха выбежала встреть дочь, да вместо ее обняла холодное тело. Заплакала, заголосила, да поздно!

Русская народная сказка «Гуси-лебеди»

Жили старичок со старушкою; у них была дочка да сынок маленький. «Дочка, дочка! — говорила мать. — Мы пойдем на работу, принесем тебе булочку, сошьем платьице, купим платочек; будь умна, береги братца, не ходи со двора». Старшие ушли, а дочка забыла, что ей приказывали; посадила братца на травке под окошком, а сама побежала на улицу, заигралась, загулялась. Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика, унесли на крылышках. Пришла девочка, глядь — братца нету! Ахнула, кинулась туда-сюда — нету. Кликала, заливалась слезами, причитывала, что худо будет от отца и матери, — братец не откликнулся! Выбежала в чистое поле; метнулись вдалеке гуси-лебеди и пропали за темным лесом. Гуси-лебеди давно себе дурную славу нажили, много шкодили и маленьких детей крадывали; девочка угадала, что они унесли ее братца, бросилась их догонять. Бежала-бежала, стоит печка. «Печка, печка, скажи, куда гуси полетели?» — «Съешь моего ржаного пирожка, скажу». — «О, у моего батюшки пшеничные не едятся!» Печь не сказала. Побежала дальше, стоит яблонь. «Яблонь, яблонь, скажи, куда гуси полетели?» — «Съешь моего лесного яблока, скажу». — «О, у моего батюшки и садовые не едятся!» Побежала дальше, стоит молочная речка, кисельные берега. «Молочная речка, кисельные берега, куда гуси полетели?» — «Съешь моего простого киселика с молоком, скажу». — «О, у моего батюшки и сливочки не едятся!»

И долго бы ей бегать по полям да бродить по лесу, да, к счастью, попался еж; хотела она его толкнуть, побоялась наколоться и спрашивает: «Ежик, ежик, не видал ли, куда гуси полетели?» — «Вон туда-то!» — указал. Побежала — стоит избушка на курьих ножках, стоит-поворачивается. В избушке сидит баба-яга, морда жилиная, нога глиняная; сидит и братец на лавочке, играет золотыми яблочками. Увидела его сестра, подкралась, схватила и унесла; а гуси за нею в погоню летят; нагонят злодеи, куда деваться? Бежит молочная речка, кисельные берега. «Речка-матушка, спрячь меня!» — «Съешь моего киселика!» Нечего делать, съела. Речка ее посадила под бережок, гуси пролетели. Вышла она, сказала: «Спасибо!» и опять бежит с братцем; а гуси воротились, летят навстречу. Что делать? Беда! Стоит яблонь. «Яблонь, яблонь-матушка, спрячь меня!» — «Съешь мое лесное яблочко!» Поскорей съела. Яблонь ее заслонила веточками, прикрыла листиками; гуси пролетели. Вышла и опять бежит с братцем, а гуси увидели — да за ней; совсем налетают, уж крыльями бьют, того и гляди — из рук вырвут! К счастью, на дороге печка. «Сударыня печка, спрячь меня!» — «Съешь моего ржаного пирожка!» Девушка поскорей пирожок в рот, а сама в печь, села в устьецо. Гуси полетали-полетали, покричали-покричали и ни с чем улетели. А она прибежала домой, да хорошо еще, что успела прибежать, а тут и отец и мать пришли.

Русская народная сказка «Сивка-Бурка»

Жил-был старик, у него было три сына. Старшие занимались хозяйством, были староваты и щеголеваты, а младший, Иван-дурак, был так себе - любил в лес ходить по грибы, а дома все больше на печи сидел.

Пришло время старику умирать, вот он и наказывает сыновьям:

- Когда помру, вы три ночи подряд ходите ко мне на могилу, приносите мне хлеба.

Старика этого схоронили. Приходит ночь, надо большому брату идти на могилу, а ему не то лень, не то боится, - он и говорит младшему брату:

- Ваня, замени меня в эту ночь, сходи к отцу на могилу. Я тебе пряник куплю.

Иван согласился, взял хлеба, пошел к отцу на могилу. Сел, дожидается. В полночь земля расступилась, отец поднимается из могилы и говорит:

- Кто тут? Ты ли, мой больший сын? Скажи, что делается на Руси: собаки ли лают, волки ли воют, или чадо мое плачет?

Иван отвечает:

- Это я, твой сын. А на Руси все спокойно.

Отец наелся хлеба и лег в могилу. А Иван направился домой, дорогой набрал грибов. Приходит - старший сын его спрашивает:

- Видел отца?

- Видел.

- Ел он хлеб?

- Ел. Досыта наелся.

Настала вторая ночь. Надо идти среднему брату, а ему не то лень, не то боится - он и говорит:

- Ваня, сходи за меня к отцу. Я тебе лапти сплету.

- Ладно.

Взял Иван хлеба, пошел к отцу на могилу, сел, дожидается. В полночь земля расступилась, отец поднимается и спрашивает:

- Кто тут? Ты ли, мой средний сын? Скажи, что делается на Руси: собаки ли лают, волки ли воют, или мое чадо плачет?

Иван отвечает:

- Это я, твой сын. А на Руси все спокойно.

Отец наелся хлеба и лег в могилу. А Иван пошел домой, дорогой опять набрал грибов. Средний брат его спрашивает:

- Отец ел хлеб?

- Ел. Досыта наелся.

На третью ночь настала очередь идти Ивану, Он говорит братьям:

- Я две ночи ходил. Ступайте теперь вы к отцу на могилу, а я отдохну.

Братья ему отвечают:

- Что ты, Ваня, тебе стало там знакомо, иди лучше ты.

- Ну ладно.

Иван взял хлеба, пошел. В полночь земля расступается, отец поднялся из могилы:

- Кто тут? Ты ли, мой младший сын Ваня? Скажи, что делается на Руси: собаки ли лают, волки ли воют, или чадо мое плачет?

Иван отвечает:

- Здесь твой сын Ваня. А на Руси все спокойно.

Отец наелся хлеба и говорит ему:

- Один ты исполнил мой наказ, не побоялся три ночи ходить ко мне на могилу. Выдь в чистое поле и крикни: "Сивка-бурка, вещая каурка, стань передо мной, как лист перед травой!" Конь к тебе прибежит, ты залезь ему в правое ухо, а вылезь в левое. Станешь куда какой молодец. Садись на коня и поезжай.

Иван взял узду, поблагодарил отца и пошел домой, дорогой опять набрал грибов. Дома братья его спрашивают:

- Видел отца?

- Видел.

- Ел он хлеб?

- Отец наелся досыта и больше не велел приходить.

В это время царь кликнул клич: всем добрым молодцам, холостым, неженатым, съезжаться на царский двор. Дочь его, Несравненная Красота, велела построить себе терем о двенадцати столбах, о двенадцати венцах. В этом тереме она сядет на самый верх и будет ждать, кто бы с одного лошадиного скока доскочил до нее и поцеловал в губы. За такого наездника, какого бы роду он ни был, царь отдаст в жены свою дочь, Несравненную Красоту, и полцарства в придачу.

Услышали об этом Ивановы братья и говорят между собой:

- Давай попытаем счастья.

Вот они добрых коней овсом накормили, выводили, сами оделись чисто, кудри расчесали. А Иван сидит на печи за трубой и говорит им:

- Братья, возьмите меня с собой счастья попытать!

- Дурак, запечина! Ступай лучше в лес за грибами, нечего людей смешить.

Братья сели на добрых коней, шапки заломили, свистнули, гикнули - только пыль столбом. А Иван взял узду и пошел в чистое поле. Вышел в чистое поле и крикнул, как отец его учил:

- Сивка-бурка, вещая каурка, стань передо мной, как лист перед травой!

Откуда ни возьмись конь бежит, земля дрожит, из ноздрей пламя пышет, из ушей дым столбом валит. Стал как вкопанный и спрашивает:

- Чего велишь?

Иван коня погладил, взнуздал, влез ему в правое ухо, а в левое вылез и сделался таким молодцом, что ни вздумать, ни взгадать, ни пером написать. Сел на коня и поехал на царский двор. Сивка-бурка бежит, земля дрожит, горы-долы хвостом застилает, пни-колоды промеж ног пускает.

Приезжает Иван на царский двор, а там народу видимо-невидимо. В высоком тереме о двенадцати столбах, о двенадцати венцах на самом верху в окошке сидит царевна Несравненная Красота.

Царь вышел на крыльцо и говорит:

- Кто из вас, молодцы, с разлету на коне доскочит до окошка да поцелует мою дочь в губы, за того отдам ее замуж и полцарства в придачу.

Тогда добрые молодцы начали скакать. Куда там - высоко, не достать! Попытались Ивановы братья, до середины не доскочили. Дошла очередь до Ивана.

Он разогнал Сивку-бурку, гикнул, ахнул, скакнул - двух венцов только не достал. Взвился опять, разлетелся в другой раз - одного венца не достал. Еще завертелся, закружился, разгорячил коня и дал рыскача - как огонь, пролетел мимо окошка, поцеловал царевну Несравненную Красоту в сахарные уста, а царевна ударила его кольцом в лоб, приложила печать.

Тут весь народ закричал:

- Держи, держи его!

А его и след простыл. Прискакал Иван в чистое поле, влез Сивке-бурке в левое ухо, а из правого вылез и сделался опять Иваном-дураком. Коня пустил, а сам пошел домой, по дороге набрал грибов. Обвязал лоб тряпицей, залез на печь и полеживает.

Приезжают его братья, рассказывают, где были и что видели.

- Были хороши молодцы, а один лучше всех - с разлету на коне царевну в уста поцеловал. Видели, откуда приехал, а не видели, куда уехал.

Иван сидит за трубой и говорит:

- Да не я ли это был?

Братья на него рассердились:

- Дурак - дурацкое и орет! Сиди на печи да ешь свои грибы.

Иван потихоньку развязал тряпицу на лбу, где его царевна кольцом ударила, - избу огнем осветило. Братья испугались, закричали:

- Что ты, дурак, делаешь? Избу сожжешь!

На другой день царь зовет к себе на пир всех бояр и князей, и простых людей, и богатых и нищих, и старых и малых.

Ивановы братья стали собираться к царю на пир. Иван им говорит:

- Возьмите меня с собой!

- Куда тебе, дураку, людей смешить! Сиди на печи да ешь свои грибы.

Братья сели на добрых коней и поехали, а Иван пошел пешком. Приходит к царю на пир и сел в дальний угол. Царевна Несравненная Красота начала гостей обходить. Подносит чашу с медом и смотрит, у кого на лбу печать.

Обошла она всех гостей, подходит к Ивану, и у самой сердце так и защемило. Взглянула на него - он весь в саже, волосы дыбом.

Царевна Несравненная Красота стала его спрашивать:

- Чей ты? Откуда? Для чего лоб завязал?

- Ушибся.

Царевна ему лоб развязала - вдруг свет по всему дворцу. Она и вскрикнула:

- Это моя печать! Вот где мой суженый!

Царь подходит и говорит:

- Какой это суженый! Он дурной, весь в саже.

Иван говорит царю:

- Дозволь мне умыться.

Царь дозволил. Иван вышел на двор и крикнул, как его отец учил:

- Сивка-бурка, вещая каурка, стань передо мной, как лист перед травой!

Откуда ни возьмись конь бежит, земля дрожит, из ноздрей пламя пышет, из ушей дым столбом валит. Иван ему в правое ухо влез, из левого вылез и сделался опять таким молодцом, что ни вздумать, ни взгадать, ни пером написать. Весь народ так и ахнул.

Разговоры тут были коротки: веселым пирком да за свадебку.

Приложение 8

Беседа: «Значение устного народного творчества в развитии речи старших дошкольников».

Цель: продолжать знакомить детей с понятием «устное народное творчество», обогащать словарь детей русскими пословицами и поговорками; закреплять знания детей о жанровых особенностях произведений малых фольклорных форм (потешки, загадки, пословицы, поговорки); учить понимать переносное значение образных выражений; формировать выразительность, точность речи. Воспитывать у детей любовь к народному творчеству.

Материал: наряд Сказочницы, иллюстрации к потешкам и пословицам, бумага, карандаши, изба, оформленная в народном стиле.

Предшествующая работа: знакомство с пословицами и поговорками различной тематики.

Ход занятия

Дети рассаживаются на ковре. К ним приходит Сказочница.

– Здравствуйте, ребята! Меня зовут Матрена, это старинное русское имя. Я пришла к вам в гости, побеседовать и поиграть.

Ребята, а знаете, в какой стране мы живем? Правильно, в России, мы – россияне. Россия – большая страна, и ее населяет много народов, но большинство говорит на русском языке. Мы на каком языке говорим? (На русском.)

Красив, богат и могуч наш русский язык, и вот об этом мы поговорим на сегодняшнем занятии.

В древние времена, когда русские люди еще не знали букв (т. е. их еще не придумали), а поэтому не могли писать, они передавали из уст в уста то, что сочинили самые талантливые авторы той поры. Бабушка рассказала сказку внучке, внучка вырастала и рассказывала ее своей дочке, а та – своей. В древние времена губы назывались устами, поэтому народное творчество и называется устным. К устному народному творчеству относятся: сказки, пословицы, поговорки, песни, потешки, прибаутки, загадки, колыбельные, которые вам пела мама или бабушка.

Потешки, прибаутки нужны были людям для того, чтобы забавлять маленьких детей, вызывать улыбку у загрустившего ребенка, успокоить плачущего. В русских народных потешках (от слов «потешать») используются нежные слова, красивые выражения. Послушайте и поиграйте вместе со мной.

Дети хором рассказывают две потешки, имитируя движениями руки, делая одновременно гимнастику для глаз.

«Водичка, водичка...»

«Ножки, ножки, где вы были...»

(К потешкам выставляются иллюстрации.)

Какие ласковые слова вы услышали? Чем вам понравились потешки? Ребята, а сейчас я вас приглашаю к себе в гости, в свою избу. Но, прежде чем попасть в мой дом, нужно преодолеть препятствия. Вы  готовы?

Дети следом за Сказочницей идут по дорожке с препятствиями: по тонкому канату (тропинке), затем прыгают через «камни» и говорят:

За морями, за горами,

За железными столбами

На пригорке теремок,

На дверях висит замок.

По тропинке мы пойдем,

Через камни прыгнем,

Раз, два, три, четыре, пять –

У Матрены вы в гостях.

Дети рассаживаются на стульчики.

Сказочница: Добро пожаловать в мой дом! А чтобы вы не заскучали, я развлеку вас загадками. Чтобы дети росли умными, взрослые придумывали загадки. Ребята, а вы знаете, чем отличаются загадки от рассказов, стихотворений?

Сказочница загадывает загадки:

Дедушка без топора мост мостит. (Мороз.)

Как вы догадались, что это мороз? Что за мост он мостит? Почему так говорится?

Живет в доме хозяин:

Шубка атласная,

Лапки бархатные,

Ушки чуткие (Кот.)


По снегу бежит-петляет,

К лету шубку он меняет.

На снегу его не видно,

Волку и лисе обидно (Заяц.)

Сейчас мы поиграем в зайчиков.

Физминутка

Зайцы скачут:

Скок-скок-скок!
Да на беленький снежок,

Приседают, слушают,

Не идет ли волк.

Раз – согнуться, разогнуться.

Два – нагнуться, потянуться.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

Дыхательная гимнастика

Представьте, что вам необходимо:

• задуть свечи (одну за одной) на праздничном торте;

• раздуть огонь в потухающем костре;

• подуть на горячее молоко, сдувая пенку;

• сдуть с рукава пушинку.

Ребята, скажите, что такое пословица? О ком и о чем говорится в пословицах? Короткие мудрые мысли называются в народе пословицами. Они учат нас мудрости, смелости, верности, дружбе, трудолюбию. Вот пословица о дружбе: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей». (На доске располагается иллюстрация.) Как вы понимаете эту пословицу? Когда мы так говорим? А вот пословица о труде: «Хочешь, есть калачи, не сиди на печи». (Дети анализируют пословицу.) А какие пословицы знаете вы? Нужно научиться понимать их и знать. А сейчас поиграем в игру «Покажи, как…».

Цель: изобразить мимикой, жестами, пантомимикой выражение (дети встают в круг).

1. Дрожит как осиновый лист.

2. В воду опущенный.

3. Угорелый.

4. Сидеть, сложа руки.

Сказочница: Я прощаюсь с вами, и за то, что вы так много знаете и умеете, дарю вам на память обо мне книгу сказок, которые сложил русский народ.

Приложение 9

Дидактическая игра ''Отгадай и сравни загадки о животных''.

Подготовка к игре. Наблюдение за животными во время прогулок, экскурсий, посещения зоопарка. Беседа о животных.

Материал и оборудование. Игрушечные животные, рисунки животных, о которых говориться в загадках.

Правила игры. Дошкольник называет отгаданное животное, доказывает отгадку, говорит, является ли оно домашним или диким. Перед сравнением двух отгаданных загадок об одном и том же животном ребенок повторяет их. За правильное сравнение дается фишка.

Описание игры. Воспитатель напоминает детям о различиях между дикими и домашними животными, затем загадывает загадки. В случае верного ответа соответствующая игрушка или рисунок ставится рядом с изображениями тигра или лошади, символизирующими диких и домашних животных.

Дошкольники загадывают и отгадывают загадки, доказывают правильность ответов. Затем сравнивают пары загадок о белке, зайце, собаке и др.:

Часто умывается, а с водой не знается. (Кошка.)

С усами родиться, а на усатых охотиться. (Кошка.)

Хозяина знает, с ним вместе гуляет. (Собака.)

Лает, кусает, в дом не пускает. (Собака.)

Так смеялся, что губа треснула. (Заяц.)

Зимой белый, летом серый. (Заяц.)

Эти загадки различаются тем, что в первой части говориться о раздвоенной заячьей губе, а во второй - об изменении цвета его меха зимой и летом. Загадки похожи тем, что в них сказано об одном и том же животном.

Игра "Отгадай и сравни загадки о фруктах и овощах".

Подготовка к игре. Выращивание овощей на огороде, фруктов в саду. Беседа о фруктах и овощах.

Материал и оборудование. Фрукты и овощи или их муляжи, рисунки.

Правила игры. Дошкольники делятся на "продавцов" и "покупателей": первые загадывают, вторые отгадывают их. Перед сравнением загадок ребенок их повторяет.

Описание игры. Воспитатель предлагает детям поиграть в необычный магазин "Фрукты и овощи", где для покупки нужны не деньги, а загадки. Дошкольники загадывают и отгадывают загадки, используя известные и придумывая свои. Затем они сравнивают загадки об одном и том же фрукте или овоще:

На сучках висят шары, посинели от жары. (Слива.)

Синяя одежка, желтая подкладка, а внутри сладко. (Слива.)

Аленькая, маленькая, с косточкой тросточкой. (Вишня.)

В кисло-сладкой, круглой, красной шарик спрятался прекрасно.

(Вишня.)
Тяжелый и сладкий, в зеленой одежке с красной подкладкой. (Арбуз.)

Зеленый, а не трава, круглый, а не луна, с хвостиком, а не мышь.

(Арбуз.)
Заплатка на заплатке, а иголки не видела. (Капуста.)

Без счету одежек, и все без застежек. (Капуста.)

Игра "Отгадай и сравни загадки о транспорте".

Подготовка к игре. Наблюдения за различными машинами во время прогулок, экскурсий. Рассматривание картинок, игрушек. Беседа о средствах передвижения.

Материал и оборудование. Игрушечные автомобили, самолеты, корабли или рисунки. Картинки с изображением дороги, моря и неба.

Правила игры. Отгадывающий должен назвать вид транспорта и сказать, является ли он наземным, водным или воздушным; пассажирским, грузовым или специальным. Нужно повторить отгаданные загадки перед их сравнением. За правильное сравнение дошкольник получает фишку.

Описание игры. Воспитатель предлагает детям отгадать загадки о различных средствах передвижения. В случае правильного ответа дошкольники берут на столе соответствующую игрушку или рисунок и ставят их рядом с изображением дороги, моря или неба, обозначающем среду передвижения указанного транспорта.

Дети загадывают и отгадывают загадки о транспортных средствах, доказывают правильность своих ответов. Затем сравнивают пары отгаданных загадок об одном и том же средстве передвижения:

Держусь я только на ходу, а если встану - упаду. (Велосипед.)

По дороге едут ноги и бегут два колеса. (Велосипед.)

В железных сапогах по городу бежит за веревку держится. (Трамвай.)

Громко звонит, по стальной дорожке бежит. (Трамвай.)

Крыльями не машет, а выше облаков летит. (Самолет.)

Трещит, а не кузнечик, летит, а не птица, везет, а не конь. (Самолет.)

Приложение 10

Игра "Гуси, вы гуси"

Воспитатель: С солнышком, да с птицами весна краше. Ребята, давайте поиграем в русскую народную игру «Гуси, вы гуси». Стёпа у нас будет волк, а все остальные дети - гуси. Ребёнок садится на стульчик и надевает шапочку волка, все дети выстраиваются в линию.

Воспитатель:

Гуси вы, гуси,

Красные лапки!

Где вы, бывали,

Что вы видали? 

Дети:

Мы видали волка.

Он унёс гусёнка.

Да самого лучшего!

Да самого большого! 

Воспитатель:

Гуси вы, гуси,

Красные лапки!

Щипите вы волка.

Спасайте гусёнка! 

Дети подбегают к волку и забирают гусёнка. Затем все садятся на свои места.

Игра «Ручеек».

Цели: продолжать знакомить детей с традиционными народными детскими играми; содействовать развитию внимания, инициативы, смелости, дисциплины; воспитывать умение действовать в коллективе.

Ход игры. Играющие встают друг за другом парами, обычно мальчик и девочка, берутся за руки и держат их высоко над головой. Из сцепленных рук получается длинный коридор. Игрок, которому пара не досталась, идет к истоку «ручейка» и, проходя под сцепленными руками, ищет себе пару. Взявшись за руки, новая пара пробирается в конец коридора, а тот, чью пару разбили, идет в начало "ручейка". И, проходя под сцепленными руками, уводит с собой того, кто ему симпатичен. Так "ручеек" движется долго, беспрерывно - чем больше участников, тем веселее игра.

Игра «Иван - косарь». 

Для этой игры используется специальная считалка для выбора водящего: Иван с косой, Не ходи босой, А обутый ходи, Себе лапти сплети. Если будешь ты обут - Волки, лисы не найдут, Не найдет тебя медведь, Выходи, тебе гореть! Остальные играющие называют себя различными зверями, кто волком, кто медведем, кто лисой, кто зайцем и т. д. «Иван-косарь» берет в руки палку или другой предмет, символизирующий «косу», и делает движения, как при косьбе. «Звери» переговариваются с ним:

Иван с косой,

Не ходи босой,

А обутый ходи,

Себе лапти сплети.

Если будешь ты обут -

Волки, лисы не найдут,

Не найдет тебя медведь,

Выходи, тебе гореть!

Остальные играющие называют себя различными зверями, кто волком, кто медведем, кто лисой, кто зайцем и т. д. «Иван-косарь» берет в руки палку или другой предмет, символизирующий «косу», и делает движения, как при косьбе.

«Звери» переговариваются с ним:

- Иван-косарь, что ты делаешь?

- Траву кошу.

- А зачем косишь?

- Коров кормить.

- А зачем коровы?

- Молочко давать.

- А зачем молочко?

- Сырцы делать.

- А зачем сырцы?

- Охотников кормить.

- А зачем охотников кормить?

- В лесу зверей ловить!

«Звери» быстро разбегаются кто куда, а «Иван-косарь» бежит их искать и ловить. Поймав кого-нибудь из «зверей», он должен отгадать, какой это «зверь». Если отгадает, пойманный выбывает из игры, а «Иван-косарь» ищет остальных спрятавшихся «зверей».

Приложение 11.

Оформление папки-передвижки для родителей:

«Пословицы и поговорки –

источник воспитания

нравственных качеств личности

мальчика и девочки».

Неисчерпаемый источник для воспитания нравственных качеств личности представляют пословицы и поговорки. Пословицы – это краткие, меткие, глубокие по силе  мысли народные изречения или суждения о жизненных явлениях, выраженные в художественной форме. В пословицах нашёл отражение длительный опыт социально-бытовой и исторической жизни народа, его идеология, психология и жизненная мудрость.

Высокую оценку поговоркам и пословицам как творению народного гения давали многие великие мыслители. Так, по образному выражению К.Д.Ушинского, поговорки и пословицы – это «речевые самородки и самоцветы, в которых выкристаллизировалась мудрость народа». «именно в их лаконичной форме отчётливо проступают черты национального характера», - отмечает З.В.Сикевич.

На поговорках и пословицах училось и воспитывалось не одно поколение людей. Большой интерес представляет отношение самого народа к поговоркам и пословицам как источнику познания.

Следует обратить внимание на нравственно-поучительный характер пословиц и поговорок. Они содержат целый комплекс продуманных рекомендаций, выражающих народное представление о человеке, о формировании личности, о нравственном, трудовом, умственном, физическом и эстетическом воспитании.

В изумительной мудрости русских пословиц и поговорок запечатлены такие традиции народа, как любовь к матери, уважение к старшим, почитание родителей: «Нет лучше дружка, чем родная матушка», «Мать праведна – ограда каменна».

С помощью пословиц и поговорок ребёнок постигает основополагающие ценности народного воспитания: ценностное отношение к матери, ценность производительного труда на земле, ценность семьи и семейных отношений, традиционное отношение к человеку, как к главной ценности на земле, ценность здорового образа жизни и одухотворенной красоты человеческого тела. В процессе ознакомления с устным народным творчеством ребёнок овладевает представлениями о лучших мужских и  женских  качествах русского народа – доброта, порядочность, верность слову и делу, мужество, самоотверженность, честность, трудолюбие и др.

Те простые, но главные истины, которые дети постигают с помощью пословиц и поговорок ,могут закрепиться в сознании на всю жизнь. Устное народное творчество заставляет ребёнка задуматься над очень многим и прочувствовать то, что затруднительно для него или вообще недоступно в реальной повседневной жизни. Выстраивая своё понимание пословиц и поговорок ,малыш создаёт свои представления, свои образы, приходит к осознанию своей реальности и своего места в ней. И даже если этого не происходит, сам факт связи с народным творчеством через слушанье в кругу своих сверстников поднимает малыша на другой уровень душевных ощущений и познания и различения хорошего и дурного, добра и зла.

Эмоционально-насыщенные художественные образы сильно влияют на поведение и отношение к окружающему. Их яркость, эмоциональность подводит ребёнка к правильному отношению к явлениям действительности. Помогает понять, что хорошо и что плохо, и  тем самым способствует воспитанию нравственных чувств и качеств.

Список используемой литературы

  1. Аникин В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки, детский фольклор. - М. : Учпедгиз, 1957. -24.
  2. Аполлонова Н. А. Приобщение дошкольников к русской национальной культуре // Дошк. воспитание. -1992.
  3. Генералова Н. Русские народные потешки в жизни малышей // Дошк. воспитание. -1985.
  4. Загрутдинова М., Гавриш Н. Использование малых фольклорных форм// Дошк. воспитание. -1991.
  5. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду, М.: «Просвещение», 1981.
  6. Криницына Н. Дети любят потешки // Дошк. воспитание. -1991.-№11.
  7. Мельников М. Н. Русский детский фольклор. - М. : Просвещение, 1987.
  8. Павлова Л. Н. Фольклор для маленьких // Дошк. восп. / 1990 № 4
  9. Соймонов А. Д. П. В. Киреевский и его собрание народных песен// Л., 1971.
  10. Тарасова Т. Мальчик - пальчик, где ты был? (о роли игр - забав в жизни дошкольника) // Дошк. воспитание. -1995.-№12.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Народный фольклор как средство развития речи детей

Известно, что количество детей с отклонениями в развитии непрерывно увеличивается. Это обуславливает необходимость дальнейшего поиска новых эффективных подходов к диагностике и коррекции их развития ....

Влияние народного фольклора и сенсорного воспитания на развитие речевой деятельности детей 3 года жизни.

Влияние  народного фольклора и сенсорного воспитания на развитие умственных способностей детей...

Развлечения для старшей подготовительной группы по народному фольклору

Материал составлен на основе  русских народных игр, песен, загадок, прибауток и потешек....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию «Народный фольклор. Устное народное творчество»

Конспект занятия, которое знакомит детей с малыми формами русского устного народного творчества....

Приобщение детей раннего возраста к ценностям традиционной народной культуры через использование народного фольклора. Потешки, присказки и прибаутки.

Приобщение детей раннего возраста к ценностям традиционной народной культуры через использование народного фольклора. Потешки, присказки и прибаутки....