Психологически безопасная образовательная среда ДОУ
консультация

Кулигина Татьяна Владимировна

В сатье рассматриваются коспоненты психологически безопасной образовательной среды. Под образовательной средой подразумевается весь комплекс условий, которые обеспечивают развитие детей в дошкольной образовательной организации: развивающая предметно-пространственная среда, взаимодействие между педагогами и детьми, игра, развивающее предметное содержание образовательных областей. Психологическая безопасность образовательного процесса - это состояние психологической защищенности ребенка от угроз его достоинству, душевному благополучию, позитивному мировосприятию и отношению к самому себе. Материал содержитрекомнедации для педагогов по формированию психологически безопасной образовательной среды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologicheski_bezopasnaya_obrazovatelnaya_sreda.docx24.02 КБ

Предварительный просмотр:

Психологически безопасная образовательная среда

 «Под образовательной средой подразумевается весь комплекс условий, которые обеспечивают развитие детей в дошкольной образовательной организации: развивающая предметно-пространственная среда, взаимодействие между педагогами и детьми, игра, развивающее предметное содержание образовательных областей»

Комментарии  к ФГОС ДО.

Психологическая безопасность образовательного процесса - это состояние психологической защищенности ребенка от угроз его достоинству, душевному благополучию, позитивному мировосприятию и отношению к самому себе.

В настоящее время обеспечение психологической безопасности является одним из требований, предъявляемых к организации образовательного процесса, а также одним из показателей качества образования. Обеспечение полноценного развития дошкольника предполагает решение основной задачи ДОУ - охраны жизни и укрепления физического и психического здоровья воспитанников. Деятельность ДОУ по решению этой задачи состоит в обеспечении безопасных и психологически комфортных условий для каждого ребенка.

Психологическая комфортность образовательной среды – это состояние, возникающее в процессе жизнедеятельности ребенка, которое указывает на чувства радости, удовольствия, удовлетворения, испытываемые детьми, находящимися в образовательном учреждении; это условия, при которых они чувствуют себя спокойно, когда нет необходимости от кого-либо защищаться.

К основным структурным компонентам психологической безопасности образовательной среды относятся следующие:

  • отсутствие проявлений психологического насилия во взаимодействии участников;
  • удовлетворение потребностей детей и воспитателей в личностно-доверительном общении;
  • создание психологически комфортной атмосферы в коллективе, обусловливающей причастность каждого субъекта к конструированию и поддержанию психологической комфортности образовательной среды;
  • реализация условий, способствующих сохранению и укреплению психического здоровья индивидов;
  • профилактика угроз, препятствующих продуктивному устойчивому развитию личности;
  • обеспечение развивающего характера образовательного процесса, способствующего нормальному функционированию всех его субъектов, ориентированного на формирование у них умений выстраивать психологически безопасные отношения и минимизировать возникающие риски.

Структурные компоненты психологической безопасности целесообразно разделить на две системы:

  • систему организации режима жизнедеятельности воспитанников;
  • систему организации межличностных отношений в ДОУ.

1. Система организации режима жизнедеятельности воспитанников:

  • создание предметно-развивающей среды, отвечающей принципам комплексирования и гибкого зонирования, комфортности и эмоционального благополучия детей и взрослых, удовлетворения потребности в общении, движении, развитии и т. д.;
  •  организация безопасности и комфортности образовательного процесса (поддержание баланса между специально организованной и самостоятельной совместной деятельностью детей; проведение занятий в форме игры и диалога; совместное решение познавательных и практических задач; вовлечение воспитанников в значимые и интересные для них виды деятельности).
  • реализация условий, способствующих сохранению и укреплению психического здоровья индивидов;
  • профилактика угроз и насилия, препятствующих продуктивному устойчивому развитию личности;

2. Система организации межличностных отношений в ДОУ:

  • влияние педагога на развитие личности ребенка (стиль взаимоотношений, личностные характеристики педагога, его имидж, профессионализм);
  • психологический климат в коллективе «воспитатели-дети» (удовлетворение потребностей детей и воспитателей в личностно-доверительном общении, стиль общения, традиции, атмосфера в группе);
  • создание психологически комфортной атмосферы в коллективе, обусловливающей причастность каждого субъекта к конструированию и поддержанию психологической комфортности образовательной среды.

Существуют угрозы нарушения психологической безопасности образовательной среды. Во-первых, эмоциональное выгорание педагога, которое проявляется в снижении настроения, преобладании негативных переживаний, усталости, повышенной раздражительности, отчужденности в отношениях с родными, циничном, неприязненном отношении с коллегами, агрессивных вспышках в отношении воспитанников, хронической усталости.

Рекомендации по профилактике синдрома эмоционального выгорания:

  1. Регулярный отдых, баланс работа-досуг. «Выгорание» усиливается всякий раз, когда границы между работой и домом начинают стираться и работа занимает большую часть жизни. Необходимо иметь свободные вечера и выходные (не брать работу на дом).
  2. Регулярные физические упражнения (как минимум 3 раза в неделю по 30 минут). Нужно искать такие виды активности, которые будут нравиться (прогулки, бег, танцы, велосипед, работа в саду, на дачном участке и т.д.), иначе они будут восприниматься как рутинные и не дадут должного эффекта.
  3. Полноценный сон как важнейший фактор, редуцирующий стресс. Чтобы просыпаться отдохнувшими, в среднем необходимо спать 7-8 часов. Сон считается хорошим, когда люди просыпаются отдохнувшими, чувствуют себя энергичными днем и легко пробуждаются утром, когда звонит будильник.
  4. Необходимо создание, поддержание «здорового рабочего окружения», когда осуществляется планирование очередности, срочности выполнения дел, управление своим временем и др. Организация своей работы: частые, короткие перерывы в работе (например, по 5 минут каждый час), которые более эффективны, чем редкие и длительные. На работу лучше приготовить легкий завтрак, чем голодать весь день и переедать по вечерам. Несколько глубоких вдохов с медленным выдохом могут противодействовать немедленной стрессовой реакции или панической атаке. Желательно сократить потребление кофеина (кофе, чай, шоколад, кола), так как кофеин является стимулятором, способствующим развитию стрессовой реакции.
  5. Необходимости делегировать ответственность (разделять ответственность за результат деятельности с коллегами). Выработка умения говорить «нет». Те люди, которые придерживаются позиции «чтобы что-то было сделано хорошо, надо это делать самому», напрямую идут к «выгоранию».
  6. Наличие хобби и интересов вне работы позволяет снять напряжение, возникающее на работе. Желательно, чтобы хобби давало возможность расслабиться, отдохнуть.

Еще одна угроза нарушения психологической безопасности образовательной среды – детско-родительские отношения. Гипо- и гиперопека вызывают у детей различные поведенческие нарушения: капризность, агрессия в отношении сверстников, протестное поведение.

Задача воспитателя – донести до родителей необходимость применять в отношениях с детьми демократический стиль воспитания.

Особенности демократического стиля:

Решения принимаются родителями совместно с детьми. Родители поощряют личную ответственность и самостоятельность своих детей в соответствии с их возрастными возможностями. При таком стиле общения родители ориентированы на личность ребенка, его активной роли в семье, собственной жизни. Ребенок воспитывается как самостоятельная, самобытная личность. В отличие от попустительского стиля воспитания этот процесс не пущен на самотек, а проходит под бережным и чутким контролем родителей.

         

        Важным моментом в построении психологически безопасной образовательной среды является создание эмоционального комфорта для воспитанников.

Рекомендации для воспитателей.

  1. Воспитателю необходимо выстраивать доброжелательные отношения с родителями, вовлекать их в жизнь детского сада через участие в мероприятиях, конкурсах, оказания помощи в организационных моментах.
  2. Стиль поведения воспитателя. Воспитатель должен быть спокоен и доброжелателен. Проявлять равное отношение ко всем детям.
  3. Добрые традиции. Чтобы донести до каждого ребёнка, что его ценят наравне со всеми, желательно ввести в жизнь группы некоторые традиции. Такие как дни рождения, "круг хороших воспоминаний", хорошая традиция "вопросительное место" - это стул, на котором наклеен знак вопроса, ребёнок садится на этот стул, показывая, что возник вопрос, задача воспитателя обязательно уделить внимание ребёнку, находящемуся на "вопросительном месте".
  4. Организация в группе различных зон. Пространство в группах, имеющее гибкое зонирование, стимулирует самостоятельность детей, обусловливает возможность свободного выбора. Различные уголки, зоны психологической разгрузки в группах детского сада – это пространство, организованное таким образом, что находящийся в нем ребенок ощущает покой, комфорт и безопасность. Пребывание в таком уголке снимает стресс, улучшает психофизическое состояние.:
  • Уголок приветствия: стенд «Здравствуй, я пришел!», стенд «Мое настроение».
  • Уголок достижений. «Цветок добрых дел», «Звезда недели» - в середине большой звезды – фото ребенка, на концах – информация о нем, которой он гордится.
  • Зона уединения. Оснащена мягкой мебелью, подушками, ширмой. Рядом уместно расположить уголок настроения, где ребенку можно оказать своевременную эмоциональную поддержку.

Резюмируя все выше сказанное, мы можем дать определение психологически безопасной образовательной среды ДОУ — это такая среда, в которой большинство педагогов, родителей и воспитанников положительно относятся к ней, удовлетворены характеристиками среды дошкольного образовательного учреждения, находятся с ней в постоянном взаимодействии и между ними существуют отношения взаимозависимости и взаимовлияния. Она удовлетворяет основные потребности в личностно-доверительном общении, обеспечивает психологическую защищенность включенных в нее субъектов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическое здоровье как показатель психологической безопасности образовательной среды (ДОУ и ОУ)

В материале достаточно подробно раскрываются такие понятия как; безопасность образовательной среды, психологическое здоровье, образовательная среда и психологическая безопасность. Обоснованы факт...

Психологическая безопасность образовательной среды как фактор формирования психологического здоровья воспитанников и педагогов

В буклете представлена информация по теме "Психологическая безопасность образовательной среды как фактор формирования психологического здоровья воспитанников и педагогов"...

Обеспечение психологической безопасности образовательной среды в дошкольной образовательной организации

Обеспечение психологической безопасности  образовательной среды в дошкольной образовательной организации...

Опыт работы "Обеспечение психологической безопасности образовательной среды в дошкольной образовательной организации"

Обеспечение психологической безопасности  образовательной среды в  дошкольной образовательной организации...

Научная статья Психологическая безопасность образовательной среды как одно из условий психологического здоровья личности

данная статья вошла в сборник статей региональной  научно- педагогической конференции которая состоялась в БГПУ г. Благовещенска Тема конференции " Психологические аспекты развития личности ...