ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ВОСПИТАТЕЛЯ
материал (младшая группа)

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ "ПОРТФОЛИО ДОШКОЛЬНИКА"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska.docx22.96 КБ
Файл doc1.docx353.84 КБ
PDF icon img034.pdf854.13 КБ
PDF icon img037.pdf643 КБ
PDF icon img035.pdf1.03 МБ
PDF icon img038.pdf909.23 КБ
PDF icon img040.pdf1.19 МБ
PDF icon img042.pdf1.05 МБ
PDF icon img043.pdf550.37 КБ
PDF icon img044.pdf979.63 КБ
PDF icon img045.pdf633.19 КБ
PDF icon img046.pdf917.92 КБ
PDF icon img047.pdf684.52 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Технология «Портфолио» является одной из образовательных технологий, обеспечивающих личностно-ориентированный подход в образовании. Преимуществом технологии «Портфолио» в ДОУ является то, что она направлена на сотрудничество: воспитателя и дошкольника, педагогов и родителей, коллег, представляя собой одновременно форму, процесс организации и технологию работы. Это форма непрерывной оценки, способ совершенствования образовательного процесса.

Портфолио дошкольника —это первый шаг в открытии малышом своего Я: своих чувств, переживаний, побед, разочарований, открытий большого мира через призму детского восприятия. В живом общении с близкими ребенок учится по-новому смотреть на мир семьи, детского сада, родного города, страны.

Портфолио дошкольника — это копилка личных достижений малыша в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни, это показатель творческих успехов ребенка.

Самому ребенку и его родителям очень трудно представить и отследить весь путь пребывания в детском саду, сфокусировать свое внимание на положительных моментах жизни, запомнить все удачные, счастливые минуты общения с взрослыми и сверстниками. А ведь это, несомненно, способствует развитию уверенности в себе, повышает социальную компетентность, развивает субъективность и адаптивность в каждом ребенке.

Работа по портфолио дошкольника основана на признании индивидуальной неповторимости ребенка, которая проявляется в его характере, в разнообразии интересов, качестве познавательных процессов. Все эти параметры можно проследить, создавая условия для личностно-делового общения с ним, отдавая предпочтение наблюдению как основному методу изучения личности ребенка.

Портфолио дошкольника - это всегда портфолио - собственность. Это его любимая книга, которую он сам создавал вместе с родителями, воспитателями. В ней он рассказывает о своей жизни, выражает свои интересы, желания, мечты.

Для ребенка особое значение имеет оформление портфолио. Портфолио должно привлекать, заинтересовывать. Вместе с тем

страницы должны быть оформлены так, чтобы ребенку, который не умеет читать, было понятно. Этому способствуют рисунки, символы, эмблемы. Чтобы было легче изменять, дополнять портфолио я решила сделать его виде папки с файлами.

Цель портфолио :

Целенаправленно собирать, систематизировать информацию о ребенке, фиксировать индивидуальные неповторимые субъектные проявления детей, что особенно важно в дошкольном возрасте, когда развитие ребенка характеризуется неравномерностью, скачкообразностью, индивидуальным темпом созревания психических функций и накопление субъективного опыта.

Задачи портфолио :

1. создание ситуации успеха для каждого ребенка, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;

2. максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка;

3. развитие познавательных интересов детей и формирование готовности к самостоятельному познанию;

4. формирование установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности, развитие мотивации творческого роста;

5. формирование положительных нравственных качеств личности;

6. приобретение навыков рефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями («я реальный», «я идеальный»);

7. формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к самосовершенствованию.

Принципы работы:

Первый принцип единство всех сфер жизнедеятельности ребенка: эмоциональной, волевой, познавательной, коммуникативной. Необходимо осторожно развивать сознание и личность ребенка, поскольку именно сознание и Я должны держать в равновесии все атрибуты души: познание, чувство и волю.

Второй принцип — это совместная деятельность и общение

взрослого и ребенка как движущая сила развития. Общение при организации данной работы должно быть целенаправленным, последовательным, разумным и ненавязчивым.

Принцип адаптивности, обеспечивающей гуманный подход к развивающейся личности ребёнка.

Принцип развития, предполагающий целостное развитие личности ребёнка и обеспечение готовности личности к дальнейшему развитию.

Принцип психологической комфортности. Предполагает психологическую защищённость ребёнка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации.

Принцип смыслового отношения к миру. Ребёнок осознаёт, что окружающий его мир – это мир, частью которого он является и который так или иначе переживает и осмысляет для себя.

Принцип овладения культурой. Обеспечивает способность ребёнка ориентироваться в мире и действовать в соответствии с результатами такой ориентировки и с интересами и ожиданиями других людей.

Принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие. Предполагает опору на предшествующее спонтанное, самостоятельное, «житейское» развитие ребёнка.

Креативный принцип. В соответствии со сказанным ранее необходимо «выращивать» у дошкольников способность переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности.

В нашем детском саду работает система накопления портфолио педагога. Но мы ведь работаем с детьми, и все наше внимание направлено на них, хорошо бы и для малышей портфолио оформить. Ведь именно в нем будет отражен весь внутренний мир, их интересы, удивительные открытия, их забавные словечки и смешные высказывания, их творческие работы.

В ходе работы по внедрению портфолио возможны противоречия:

• Между тем, что портфолио дошкольников все чаще применяется в образовательной практике, но его реализация почти не обеспечена методическим сопровождением;

• Между тем, что использование портфолио в воспитательно-образовательном процессе имеет большие возможности для развития личности ребенка (в том числе и для развития самооценки) и тем, что эти возможности не используются субъектами образования, чаще всего превращая портфолио в «пакет» с документами.

Проблема: Каким должно быть содержание предметного Портфолио, чтобы работа над ним, организованная педагогом, развивала самооценку дошкольника?

Проект реализовывался в три этапа

1этап : подготовительный- выбор содержания портфолио, знакомство участников проекта с особенностями заполнения портфолио. Представление презентации «Виды портфолио».

2 этап: реализационный- заполнение портфолио родителями, детьми, воспитателями.

3 этап : итоговый - анализ полученных результатов, показ видеоклипов из электронного портфолио.

Результат:

- повышение уровня самооценки, самостоятельности и активности детей;

- создание портфолио детей.

Дальнейшее развитие проекта : ведение портфолио в школе.

Начиная работать над портфолио я поставила перед собой цель – оно должно быть непременно красочным и ярким, но в то же время содержательным, ведь сейчас это для ребенка любимая книжка с картинками, а в дальнейшем предмет его гордости и возможность пережить интересные моменты детства. Постаралась объяснить детям, что за «волшебную книжку» мы вместе начинаем собирать и для чего. Книжка о самом себе, она «с восторгом примет» все творческие работы, с особым вниманием отнесется к удивительным фантазиям, а через некоторое время с любовью напомнит о том каким еще год назад ребенок был маленький. Для этого было проведено занятие «Симка и Нолик в гостях у ребят». (Приложение 1) Портфолио составляла индивидуально на каждого ребенка, ведь иногда основных страниц бывает не достаточно или они не совсем подходят (кто-то из детей любит рисовать, а кто-то лепить) поэтому я дополняла количество разделов, опираясь где-то на литературу посвященную данной технологии, а где-то на личные наблюдения.

Я ознакомилась с разными вариантами структуры портфолио, которые предлагают Л. Орлова, И. Руденко В. Дмитриева и Е. Егорова. Так как строгих ГОСТов к портфолио пока не существует,на основе опыта вышеперечисленных пеагогов использовала следующие рубрики:

«Познакомьтесь со мной». Раздел пополняется данными о рождении, знаке зодиака, информацией, кто из знаменитостей родился в этот день, что означает имя ребёнка.

«Я расту».

«Моя семья»: помещаются фотографии членов семьи.

«Мои друзья»: аналогично рубрике «Моя семья».

«Золотые ручки». Этот раздел содержит работы детей, сделанные своими руками или фотографии.

«Расскажи обо мне»: рассказы о том, какой ребёнок на взгляд

родителей, воспитателя детского сада и друга.

«Мои достижения»: грамоты, благодарственные письма и т. д.

Разделы заполняются постепенно, в соответствии с возможностями и достижениями ребенка, наиболее полно отражают особенности роста и развития дошкольника. Даже за один год ведения такой папки-портфолио, у детей накопился достаточный материал, отражающий их жизни в детском саду и за его пределами.

Приведенная структура «Портфолио дошкольника» примерна, и является результатом адаптации портфолио школьника для детей дошкольного возраста.

Изучая литературу по данной теме, решила попробовать создание портфолио в электронном виде, что является довольно новым видом систематизации информации. Презентация, видеоклип – это всегда красочное, яркое зрелище с множеством интересных эффектов. Здесь пришлось прибегнуть к помощи родителей, которые владеют программами POWER POINT и Kиностудия Windows и самой осваивать данные программы. Так было создано электронное портфолио выпускной группы. Очень важно сделать родителей своими союзниками, поэтому первоначально привлекла активных родителей, была создана папка служащая примером, которую показала остальным, к родительскому обранию был подготовлен доклад о роли портфолио и о его структуре. Родители были заинтересованы и с удовольствием откликнулись на мои предложения собирали материал, интересные фотографии, искали в интернете, что означает имя ребенка и делали для себя открытия ранее для них в обыденном. Система консультативной помощи была представлена консультациями, индивидуальными беседами с родителями о заполнении страничек. Важно было научить наблюдать, замечать все интересное и обязательно фиксировать. Воспитателям младшей группы за круглым столом (Приложение 2) было предложено ознакомиться с теоретическим и практическим материалом по созданию портфолио, так же была утверждена форма ведения портфолио.

Еще одно важное условие для достижения цели портфолио- это добровольность. Создатель должен быть сам заинтересован в его создании, поэтому дети сами выбирали те из своих работ, которые им наиболее интересны. Работу по созданию портфолио проводила индивидуально и по группам. Материал собирала за год, что позволяет увидеть путь развития ребенка.

Детям бывает сложно рассказать о себе другим, особенно если он испытывает трудности в общении- в этом прекрасным помощником оказывается портфолио. Он помогает ребенку набраться смелости и раскрыть свой внутренний мир перед другими. Малыши с восторгом рассматривают фотографии друзей, с радостью вспоминают праздники, отдельные моменты, с гордостью показывают свои грамоты и размещают их в папке, рассказывают о своей семье. Еще один плюс в том, что дети стали ответственнее подходить к выполнению творческих заданий, очень им хочется, чтобы их «волшебная книга» была самая интересная, яркая.

Трудно подвести итоги работы с портфолио с помощью цифр, т. к. она нацелена на долгосрочный результат, который, возможно, найдет отклик в душе ребенка, когда он станет старше и начнет оценивать себя с позиции успешности и реальных жизненных достижений. Вот тогда, мысленно вернувшись в детство, он поймет, что первые шаги к воспитанию своей уверенности он заложил еще в дошкольном возрасте под руководством близких и любящих взрослых – родителей, педагогов

В заключении хотелось еще раз сказать, почему должно создаваться портфолио ребенка. Это не бессмысленная трата времени, а способ проследить развитие каждого малыша, сохранить для него все самые яркие и важные моменты детства, ведь память несовершенна, а тут уж точно ничего не потеряется. Портфолио – это целенаправленный сбор информации о ребенке. Это здоровье и физическое развитие, социально-личностное развитие познавательно-речевое развитие, художественно-эстетическое развитие. Это основные сферы развития ребенка, это возможность увидеть родителям на сколько их малыш усвоил новое и сравнить с предыдущим. Что касается меня как педагога, портфолио – это своеобразная копилка достижений, открытых занятий, педагогической активности. Дети уходят из детского сада и уже в школе имеют возможность продолжать, пополнять страницами свою личную книгу.



Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план по самообразованию воспитателя

Материал представляет собой план работы воспитателя по самообразованию  за период учебного года...

План по самообразованию воспитателя

Воспитатель  _______группы  № __МБДОУ «Детский сад № __»Тема: «Экологическое воспитание детей среднего возраста».Цель: Изучение особенностей экологического воспитания детей в детском с...

План профессионального самообразования воспитателя на тему: «Сенсорное воспитание детей через дидактические игры»

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.Задачи.Работа над программой профессионального самообразования поможет мне:- научить детей различать ос...

Презентация плана по самообразованию воспитателя высшей категории, почетного работника общего образования Российской Федерации Шрамковой Г.Д. Тема: "Значение мелкой моторики в развитии речи у младших дошкольников"

В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От т...

План профессионального самообразования воспитателя первой младшей группы Третьяковой Г.В.

Тема: «Сенсорное воспитание детей 2-3 лет через дидактические игры».Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности....

План по самообразованию воспитателя Наумовой Альбины Анатольевны на 2013-2014 учебный год

План по самообразованию на 2013-2014 учебный год, может кому пригодится...

Индивидуальный план по самообразованию воспитателя. Тема самообразования: " Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности"

Цель: Развивать мелкую моторику и координацию движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности, повысить собственный профессиональный уровень по этому вопросу....