«Продуктивное взаимодействие ДОУ с социальными институтами детства в духовно-нравственном воспитании дошкольников в рамках реализации программы «Мир — прекрасное творение»
статья

Ушакова Елена Вячеславовна

Детство – это важный период в жизни ребенка, когда воспитываются и формируются основные представления о семейном укладе и родной земле, об окружающей действительности.

Наша задача сохранить все то, что накоплено предшествующими поколениями и преумножая, внести все это в  современный образовательный процесс МДОУ.

Сегодня мы хотим с вами поделиться опытом работы  «Продуктивное взаимодействие ДОУ с социальными институтами детства  в духовно-нравственном воспитании дошкольников в рамках реализации программы «Мир — прекрасное творение».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_ushakova.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка «Дубравушка» - детский сад № 31»

ТЕМА:

«Продуктивное взаимодействие ДОУ с социальными институтами детства  в духовно-нравственном воспитании дошкольников в рамках реализации программы «Мир — прекрасное творение»

Детство – это важный период в жизни ребенка, когда воспитываются и формируются основные представления о семейном укладе и родной земле, об окружающей действительности.

Наша задача сохранить все то, что накоплено предшествующими поколениями и преумножая, внести все это в  современный образовательный процесс МДОУ.

Сегодня мы хотим с вами поделиться опытом работы  «Продуктивное взаимодействие ДОУ с социальными институтами детства  в духовно-нравственном воспитании дошкольников в рамках реализации программы «Мир — прекрасное творение».

Духовно-нравственное воспитание ребенка так же важно, как и интеллектуальное. Как сказал Теодор Рузвельт «Воспитав человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, - значит вырастить угрозу для общества».

Когда мы решили включить в воспитательно-образовательный процесс программу по духовно – нравственному воспитанию детей «Мир — прекрасное творение», возник вопрос - как провести грань между духовно-нравственным воспитанием и духовно – нравственным воспитанием на основе православия? Данный вопрос возник после анкетирования родителей, где мы увидели замешательство пап и мам в ответе на вопрос о воспитании детей в православных традициях.

Нами было принято решение, что систему духовно-нравственного воспитания ребенка будем строить на и через приобщение его к культурному наследию, и культурным традициям своего народа в союзе с социальными институтами детства.

Потребность перехода ДОУ к сотрудничеству в работе с социумом обуславливается рядом причин: изменением образовательных ориентиров, личностным подходом в воспитании, расширение представлений человека о мире, возможность непосредственного приобщения к общечеловеческим ценностям и реализацией программы «Мир-прекрасное творение».

  Кто же является социальным партнером наше дошкольного учреждения, как складываются эти взаимоотношения?

 Чем шире, на наш взгляд, разнообразнее социальные контакты ребенка, тем может быть успешнее решена задача формирования его самосознания, тем больше представлено условий для его самореализации.

В процессе взаимодействия с социальным окружением ребенок осознает смысл многих явлений, осваивает культурные нормы, православные ценности, формирует определенные образы поведения. Поэтому мы решили активнее привлекать к процессу духовно-нравственному воспитанию социальные институты детства, что поможет эффективнее реализовать программу «Мир-прекрасное творение».

Наш детский сад имеет многолетний опыт социального партнерства с различными организациями и учреждениями детства — это МУК «ЦБС» (детская библиотека «Сказка»), МУК КЦ «Забава», музыкальная школа, краеведческий музей. В рамках реализации программы по духовно-нравственному воспитанию социальные партнеры нашего детского сада расширились. Ими стали центр по духовно-нравственному воспитанию «Истоки», православный приход Храма в честь иконы Божией Матери «Всецарица» г.Железногорска, воскресная школа.

Работая в союзе с социальными институтами детства, мы создаём возможность расширять культурно-образовательную среду и влиять на широкий социум, гармонизируя отношения различных социальных групп, получая определенные социальные эффекты образовательной деятельности.

Предметом взаимодействия и сотрудничества является ребёнок, его интересы, заботы о том, чтобы каждое педагогическое воздействие, оказанное на него, было грамотным, профессиональным и безопасным.

 Основной целью социального партнерства является  интеграция  культурных, образовательных, здоровьесберегающих ресурсов и  создание  благоприятной среды для духлвного и православного развития ребенка;  взаимодействие с родителями и ближайшим социальным окружением  по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность.

Для достижения желаемого результата по реализации программы нами  определены совместные формы работы:

- образовательные мероприятия: НОД, беседы, целевые экскурсии;

- праздники и развлечения;

- благотворительные акции;

- проекты;

- экскурсии в музеи;

- встречи с интересными людьми.

Одним из таких социальных партнеров для нашего ДОУ является городская библиотека «Сказка» и МУК КЦ «Забава». Планирование мероприятий с сотрудниками библиотеки и детского центра «Забава» мы обговариваем в начале каждого года, здесь учитывается наша программа и памятные даты.

Сотрудничество с библиотекой «Сказка»  и детским центром «Забава» дает возможность для создания у ребенка целостного представления об окружающем мире, развития познавательной мотивации, освоения им общечеловеческих ценностей, знакомство с народными традициями.

Сотрудники библиотеки и детского центра «Забава» проводят для наших воспитанников в  рамках качественной реализации программы «Мир-прекрасное творение» тематические занятия, театрализованные представления, знакомят детей и рассказывают о народных праздниках и традициях. Прошли такие занятия как: «Знакомство с русскими былинами»,  «С чего начинается Родина?», «Знакомство с русской матрешкой»,  «День Ангела», «Вера, Надежда и Любовь», «День славянской письменности» и другие.

Работа с социальным окружением тщательно планируется педагогами, и уже начиная со средней группы  работая по программе «Мир-прекрасное творение», мы сотрудничаем с краеведческим музеем и детским центром творчества «Истоки».  Педагоги посещают семинары, посвященные методике работы по данной программе.

Сотрудники музея проводят выездные занятия на базе МДОУ. В каждой возрастной группе своя тематика занятий: «Сказочный мир Васнецова», «Мы по городу идем», «Ребятам о зверятах», «Морской пейзаж в картинах Айвазовского», «Народная игрушка», «Праздник русской березки»,   «История русского платка» и другие мероприятия.

Старшие дошкольники, их родители с педагогами посетили выставку  «Сергий Радонежский – небесный заступник земли Русской», организованную музейным ресурсным центром совместно с Православным  приходом Храма в честь иконы Божией Матери «Всецарица».

Сотрудники музея, в доступной для восприятия малышей форме, с опорой на экспонаты выставки познакомили ребят с жизнеописанием преподобного Сергия, игумена земли Русской.

Неподдельный интерес у детей вызвали и экспонаты православной тематики: облачения священников, хоругви, иконы, церковная утварь – многие их видели впервые.

На память о посещении выставки, сотрудники музея предложили экскурсантам из готовых деталей сделать открытки ко Дню Ангела.

Каждое такое занятие заканчивается практической частью, где дети в ходе мастер-классов выполняют различные рисунки или поделки.

Участвуем в конкурсах рисунков проводимые ЦДТ «Неопалимая купина», «Страна детства», «Правнуки победы». Воспитанники нашего сада неоднократно становились   призерами этих конкурсов.

Использование в практике работы с дошкольниками элементов музейной педагогики заключает в себе не только образовательное значение, но и воспитательное. Занятия, организованные сотрудниками музея помогают расширять представления дошкольников об искусстве, учат видеть и любить прекрасное, закладывают основы православия.

Краеведческий материал способствует в освоении детьми социальной, культурной, природной среды родного края и осознанию своего места в окружающем мире, в усвоении общечеловеческих ценностей.

ЦДТ, Музей и ДОУ в целях своей деятельности традиционно имеют много общего: они стремятся воспитывать чувство патриотизма, духовности, православия и нравственности, способствовать установлению отношения личности с обществом, историей, культурой человечества, формировать личностное, эмоциональное отношение к малой и большой Родине.

Не первый год мы очень тесно сотрудничаем с «Детской школой искусств» и воскресной школой при Православном  приходе Храма в честь иконы Божией Матери «Всецарица».

Воспитанники этих школ приходят к нам с концертами, на которых знакомят наших деток с народными и православными праздниками такие, как Рождественские встречи, Колядки, Масленица. Наши дети читают стихи, а воспитанники музыкальной школы исполняли музыкальные номера, совместно проводят театрализованные действия.

 Приобщение детей к искусству, к художественно-эстетическим ценностям, является богатейшим источником познавательного и духовно-нравственного развития детей.

Очень поучительными и значимыми стали совместные мероприятия педагогов, детей, родителей с настоятелями Православного  прихода Храма в честь иконы Божией Матери «Всецарица».

Настоятели Храма отец Михаил и отец  Сергей дали детям доступные в этом возрасте знания о Боге, о молитве, о Церкви и о православной жизни. Дети с родителями зажгли свечки, поставили их около икон. Все сопровождалось рассказами из Священной Истории. Дети внимательно слушают и охотно отвечают на вопросы, которые задают им настоятели.

В библиотеке при храме  происходит знакомство детей с основами православной культуры, cоздание основы нравственных ценностей будущего человека, воспитание его души.

19 августа, христианская церковь празднует  «Яблочный Спас». Праздник Яблочный Спас прошел и в нашем детском саду.  Традицией было посещение в этот день Храма, но настоятели церкви приходили в этот раз к нам в гости.

Через праздник «Яблочный Спас» познакомили детей с обрядами и обычаями русского народа, приметами и поговорками. Если человек хорошо знает с детства народное творчество, он сможет возродить те же традиции. Дети совместно с родителями подготовили различные поделки и работы из яблок.

Совместное проведение народных праздников как «Рождество», «Святки», «Масленница», «Троица», «Пасха» с социальными институтами детства оставляет у детей массу положительных, ярких впечатлений. Ребята узнают много нового об истории возникновения народных праздников, традициях их встречи и проведения.

Чтобы дети знали свою историю, обычаи и традиции своих предков, мы устраиваем встречи со старшим поколением, где наши дошкольники узнают историю казачества, семейные традиции, играют в народные игры, тесно сотрудничаем с коллективами народного творчества, которые помогают нам глубже узнать о   народном фольклоре.

Но главную и центральную роль в сознании ребенка играет семья. То, что малыш приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Семья — это колыбель духовного развития ребёнка. Именно в семье дети получают первые уроки нравственности, формируется их характер; в семье закладываются жизненные позиции.

В социальных институтах детства дети могут показать свои достижения и таланты. Мы готовим для наших партнеров сказки, сказки – мюзиклы о православных праздниках, круглый стол «Разговор о прошлом», концерты, театрализованные постановки, посиделки и т. д.

Другим направлением работы по духовно-нравственному развитию дошкольников в нашем ДОУ является взаимодействие с родителями, которые являются не только социальными заказчиками, но и активными социальными партнерами во всех наших мероприятиях.

Только в сотрудничестве с близкими взрослыми можно добиться высоких воспитательных результатов.

Мы считаем, что разработанная нами модель взаимодействия социальными институтами детства и  – перспективный и эффективный вид духовно-нравственного  воспитания на основе православия. Она ориентирована на гуманистический подход и заставляет изменить традиционное педагогическое мировоззрение: главным действующим лицом становится ребенок, его развитие, раскрытие личностного потенциала, а ДОУ является посредником между ребенком, родителями и социальными институтами детства и помогает гармонизировать их отношения.

И пусть проводимая нами работа лишь некоторых сделает немного лучше и добрее, лишь для единиц станет отправной точкой в обретении православной веры – и для этого стоит работать!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние семьи и социальных институтов на духовно-нравственное воспитание дошкольников

Формирование личности ребенка, воспитание у него правильного отношения к окружающему, определенной нравственной позиции – сложный педагогический процесс....

План по самообразованию на 2018-2019. Тема самообразования: «Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»

Тема самообразования:«Духовно – нравственное воспитание детей  в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»...

Рабочая программа по духовно-нравственному воспитанию «Дорогою добра» в рамках парциальной программы «Мир – прекрасное творение»

Духовно-нравственное воспитание обеспечивает формирование целостной личности человека и направлено на формирование ее конструктивных отношений с миром, людьми и собою. Только при осуществлении духовно...

"Серафимовский учитель 2022", выступление по теме: "Патриотическое воспитание дошкольников в рамках реализации программы «День народного единства».

laquo;Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом».    С. Мих...

Информация к педагогическому совету на тему: Организация работы по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников в рамках реализации программы «Школа юных патриотов» в старшей группе компенсирующей направленности № 5.

   Реализация регионального компонента является важнейшей составляющей современного образования, использование которого направлено на достижение следующих целей и задач:- способствова...

Рабочая программа по духовно-нравственному воспитанию «Дорогою добра» в рамках парциальной программы «Мир – прекрасное творение»

Духовно-нравственное воспитание обеспечивает формирование целостной личности человека и направлено на формирование ее конструктивных отношений с миром, людьми и собою. Только при осуществлении духовно...