Проект по формированию у детей старшего дошкольного возраста экологической культуры и культуры природолюбия «Эколята – дошколята»
проект (подготовительная группа)

Цель проекта: формирование у ребёнка богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к природе, её животному и растительному миру, развитие внутренней потребности любви к природе и, как следствие, бережного отношения к ней, воспитание у ребёнка культуры природолюбия.

Новизна проекта заключается в активном использовании информационных компьютерных технологий. Основным фактом, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является личностная включенность детей и родителей в происходящие события. Используя новые, увлекательные для нового поколения технологии, можно обеспечить эту заинтересованность. Проект позволяет детям и родителям заниматься интересным делом и одновременно приносит пользу окружающему миру. Все задания в проекте направлены на формирование способностей к переносу знаний и умений в новую ситуацию, видения неизвестного в известном. Творческие задания в проекте способствуют актуализации знаний, умений, навыков ребенка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим, с миром природы; стимулируют потребность ребенка в самореализации, самовыражении, в творческой деятельности. Данный проект построен на тесном сотрудничестве педагогов, родителей и детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл novyy_proekt-ekolyatapechat_attestats.docx44.85 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Пукане» комбинированного вида города Ядрин ЧР

Проект по формированию у детей

старшего дошкольного возраста экологической культуры и культуры природолюбия

 «Эколята – дошколята»

                                                       

                                                         Разработал:

Воспитатель Гусарова Н. Е.

Ядрин, 2019

Тема: «Эколята – дошколята»

Продолжительность – долгосрочный

Автор проекта: воспитатель Гусарова Наталия Евгеньевна

Вид проекта: социально-образовательный, информационный

Участники – воспитатели, музыкальный руководитель, родители, дети.

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни!

В. Берестов

Актуальность:

Эколёнок – это ребенок, который бережет и защищает природу, ему свойственно доброе, уважительное, внимательное и заботливое отношение к ней.

Природа – не только среда обитания, но и родная сторона, Родина.  Необходимо посеять и взрастить в душе ребёнка семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Под культурой природолюбия понимается сфера духовной культуры, организации и развития жизнедеятельности, обеспечивающая сохранение и обогащение позитивного опыта познания и взаимодействия человека и природы, накопленного в процессе естественного и общественного развития. Природолюбие помогает осознать, что каждый ребёнок является личностью, от деятельности которой зависит судьба будущих поколений. В процессе знакомство с природой своего края, у ребёнка воспитывается любовь к каждому объекту в природе, что в свою очередь, способствует и решению природоохранных задач.

Воспитание любви к природе, её животному и растительному миру должно осуществляться постоянно, потому что формирование отношения к стране и государству, где живёт человек, начинается с детства.

Новизна:

Новизна проекта заключается в активном использовании информационных компьютерных технологий. Основным фактом, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является личностная включенность детей и родителей в происходящие события. Используя новые, увлекательные для нового поколения технологии, можно обеспечить эту заинтересованность. Проект позволяет детям и родителям заниматься интересным делом и одновременно приносит пользу окружающему миру. Все задания в проекте направлены на формирование способностей к переносу знаний и умений в новую ситуацию, видения неизвестного в известном. Творческие задания в проекте способствуют актуализации знаний, умений, навыков ребенка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим, с миром природы; стимулируют потребность ребенка в самореализации, самовыражении, в творческой деятельности. Данный проект построен на тесном сотрудничестве педагогов, родителей и детей.

Цель проекта: формирование у ребёнка богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к природе, её животному и растительному миру, развитие внутренней потребности любви к природе и, как следствие, бережного отношения к ней, воспитание у ребёнка культуры природолюбия.

Задачи проекта:

• дать ребёнку знания об окружающей его Природе, познакомить с разнообразием животного и растительного мира его малой родины, показать неповторимость, величие, силу и красоту природы;

• способствовать развитию понимания ребёнком неразделимого единства человека и природы, понимание общечеловеческой ценности природы;

• помочь ребёнку осознать необходимость сохранения, охраны и спасения природы для выживания на земле самого человека;

• расширить общий кругозор детей, способствовать развитию их творческих способностей;

• помочь ребёнку самоопределиться в построении взаимоотношений с природой и окружающим его миром;

• разработать и внедрить в учебно-воспитательный процесс новых форм, методов, подходов и приёмов, способных сформировать у ребёнка чувство любви, разносторонне-ценностное, бережное и уважительное отношение к природе;

• способствовать воспитанию потребности принимать активное участие в природоохранной и экологической деятельности.

Гипотеза:

Если этот проект будет осуществлен, а его цель и задачи будут решены в полном объеме, то дети, постепенно приобретут новый взгляд на осознанное отношение к окружающей среде.

Ожидаемые результаты:

Дети:

  • Расширение знаний и представлений детей о бережном, созидательном отношении к природе;
  • Формирование у детей основ экологической культуры и культуры природолюбия;
  • Расширение общего кругозора детей, развитие их творческих способностей.

Родители:

  • Активное включение в совместные с детьми мероприятия экспериментально-познавательного, трудового и экскурсионного характера.

Педагоги:

  • Обогащение методической базы ДОУ дидактическими материалами экологического направления;
  • Повышение педагогической компетентности воспитателей по расширению экологических знаний у детей. 

Перспективный план работы с детьми

Период

Тема

Цель

Сентябрь

Первая неделя

Просмотр фильма «Эколята – Молодые защитники природы».

Уточнение представлений о значении хороших условий для жизни на планете Земля.

Экологический праздник «Посвящение в Эколята».

Воспитание бережного, ответственного и эмоционально положительного отношения к природе.

Вторая неделя

Беседа «Образы сказочных героев «Эколят»-друзей защитников природы».

Воспитание осознанного отношения к хорошим поступкам.

Занятие «Планета Земля в опасности!»

Формирование первоначальных целостных представлений о планете Земля.

Третья неделя

Экскурсия «Красота вокруг нас».

Формировать умения замечать сезонные изменения в природе.

 Цикл наблюдений и опытов с песком на прогулке.

Определение свойств песка, сравнение его с камнями.

Четвёртая

неделя

Выставка поделок из природного материала «Я дружу с природой».

Расширение представлений о природных материалах, их использовании в поделках.

26 сентября - Всемирный день моря.

Формирование представлений о море, о влиянии деятельности человека на жизнь моря. Уточнение представлений о значении хороших условий для жизни рыб.

Октябрь

Первая неделя

4 октября - Всемирный день животных.

Расширение представлений о среде обитания животных, их жизни осенью, зимой.

Выставка пособий «Через книгу в мир природы».

Формирование желания беречь природу.

Вторая неделя

Наблюдения за солнцем и тенью.

Наблюдение за перемещением солнца в течение суток. Знакомство с тенью.

Цикл наблюдений за природой.

Формирование умения замечать сезонные изменения в природе.

Третья неделя

Занятие «Знакомство с лягушками и их жизнью в естественных условиях».

Формирование представлений о сезонной жизни лягушек и их приспособленности к наземно - водной среде обитания.

Занятие «Где зимуют лягушки?»

Закрепление представлений о жизни лягушек и их приспособленности к среде обитания.

Четвёртая неделя

Занятие «Простые и ценные камни».

Формирование представлений о различных камнях, использовании ценных камней в строительстве и ювелирном деле.

Сбор и оформление коллекции камней.

Уточнение представлений о речных и морских камнях.

Ноябрь

Первая неделя

Занятие «Почему белые медведи не живут в лесу?»

Формирование представлений об особенностях сезонного поведения белых медведей, их приспособленности к среде обитания. Уточнение представлений о планете Земля.

12 ноября - Синичкин день.

Расширение представлений о среде обитания птиц, их жизни осенью, зимой.

Вторая неделя

Знакомство с глиной.

Знакомство со свойствами глины.

Занятие «Что человек делает из глины?»

Расширение представлений о глине, её использовании человеком.

Третья неделя

Занятие «Слепые землекопы».

Расширение представлений о животных, живущих в почве, об их приспособленности к подземному образу жизни.

Занятие «Беседа о кроте».

Формирование представлений об особенностях поведения крота, о его приспособленности к подземному образу жизни.

Четвёртая неделя

Зимняя подкормка птиц.

Воспитание сочувствия к птицам, бережного отношения к природе.

Занятие «Беседа об осени».

Формирование обобщённых представлений об осени, развитие эстетического восприятия природы.

Декабрь

Первая неделя

Занятие «Влаголюбивые и засухоустойчивые комнатные растения».

Формирование представлений о разных потребностях и приспособленности растений к разной среде обитания.

Знакомство с углём и мелом.

Расширение представлений о природных материалах, их свойствах способах использования.

Вторая неделя

Дежурство в комнате природы.

Развитие осознанного отношения к объектам природы, умения ухаживать за ними.

Подкормка зимующих птиц.

Воспитание сочувствия к птицам, бережного отношения к природе.

Третья неделя

Занятие «Через добрые дела можно стать юным экологом».

Воспитание осознанного отношения к хорошим поступкам.

Цикл наблюдения за природой, работа с календарём природы.

Формирование умения замечать сезонные изменения в природе.

Четвёртая неделя

Проведение ежегодной «Олимпиады природолюбия».

Развитие познавательного интереса к природе, доброго и ответственного отношения к растениям и животным.

 Акция «Живая ёлочка - зелёная иголочка».

Выработка отрицательного отношения к вырубке ели (долгорастущего дерева) для кратковременного праздника.

Январь

Первая неделя

Подкормка зимующих птиц, дежурство в уголке природы.

Развитие интереса к природе, доброго и ответственного отношения к растениям, животным, близким людям.

Занятие «Беседа о лесе».

Формирование представлений о лесе как о природном сообществе, взаимосвязи всех проживающих в нём обитателей.

Вторая неделя

Создание «Живых уголков эколят»,  опытных и экспериментательных участков по выращиванию цветов и растений.

Уточнение представлений об условиях роста и развития растений.

Экскурсия в зимний лес (сад).

Уточнение представлений о лесе как сообществе и его жизни в зимнее время.

Третья неделя

11 января - день заповедников и научных парков России.

Уточнение представлений об условиях роста и развития растений, развитие познавательного интереса к природе.

Подкормка птиц. Работа с дежурными в уголке природы.

Развитие познавательного интереса к природе, самостоятельности, доброго и ответственного отношения к людям, растениям и животным ближайшего окружения.

Февраль

Первая неделя

2 февраля - Всемирный день водно-болотных угодий.

Расширение и уточнение представлений о планете Земля, условиях жизни на ней.

Проведение с детьми и родителями акции «Добрых дел», «Птицы -наши друзья!», «Помоги другу», «Птичья столовая».

Развитие познавательного интереса к природе, самостоятельности, доброго и ответственного отношения к птицам.

Вторая неделя

Цикл наблюдений за ростом лука.

Знакомство с закономерностями роста и развития растения, их зависимостью от комплекса факторов внешней среды.

19 февраля - день орнитолога.

Расширение и уточнение представлений о профессии орнитолога.

Третья неделя

Продолжение подкормки птиц, работы с дежурными в уголке природы.

Развитие познавательного интереса к природе, самостоятельности, доброго и ответственного отношения к людям, растениям и животным ближайшего окружения.

Занятие «Как белка, заяц и лось проводят зиму в лесу».

Расширение представлений о лесе как о сообществе растений и животных, их приспособленности к жизни зимой.

Четвёртая неделя

Цикл наблюдений за птицами, подлетающими к кормушке.

Уточнение и закрепление представлений об особенностях строения и поведения птиц, развитие наблюдательности.

Март

Первая неделя

3 марта - Всемирный день дикой природы.

Воспитание бережного отношения к природе.

Занятие «Кто главный в лесу?».

Уточнение представлений о лесе как сообществе; формирование представлений о роли человека в жизни леса.

Вторая неделя

Наблюдение за природой, за луком.

Формирование умения замечать сезонные изменения в природе; уточнение и закрепление представлений об условиях роста лука.

14 марта - международный день рек.

Формирование представлений о реках, о влиянии деятельности человека на жизнь рек. Уточнение представлений о значении хороших условий для жизни рыб.

Третья неделя

20 марта - День Земли. 21 марта - Международный день лесов.

Формирование представлений о значении хороших условий на земле для жизни и здоровья человека. Уточнение представлений о лесе и его значении в жизни человека.

22 марта - Всемирный день вод, ресурсов; день птиц (сороки).

Развитие познавательного интереса к природе, самостоятельности, доброго и ответственного отношения к птицам.

Четвёртая неделя

Проведение урока «Природа - твой друг! Приди ему на помощь!» с участием детей и родителей.

Развитие познавательного интереса к природе, доброго и ответственного отношения к растениям и животным.

Подкормка птиц, работа с дежурными в уголке природы.

Развитие познавательного интереса к природе, самостоятельности, доброго и ответственного отношения к растениям и животным ближайшего окружения.

Апрель

Первая неделя

1 апреля - Международный день птиц.

Закрепление и обобщение представлений  о жизни и приспособленности птиц к наземно- воздушной среде обитания

Занятие «Пройдёт зима холодная…»

Формирование представлений о сезонных изменениях в природе зимой. Развитие эстетического восприятия красоты зимней природы и произведений искусства, её отражающих.

Вторая неделя

Наблюдение за ветками в вазе.

Уточнение представлений об условиях роста и развития растений.

Занятие «Когда животных в природе становится много или мало?»

Формирование представлений о равновесии в природе и его нарушении.

Третья неделя

15 апреля - День экологических знаний.

Формирование экологической воспитанности; воспитание любви к природе, желание беречь её.

Занятие «Кому нужна вода?»

Уточнение представлений о воде как необходимом условии существования всех живых организмов.

Четвёртая неделя

Создание «Площади эколят», «Аллеи эколят», «Поляны эколят».

Уточнение представлений об условиях роста и развития растений.

Создание экологической газеты «Природа глазами детей», «Новости от эколят».

Отражение впечатлений о пройденных занятиях, практическое участие в изготовлении газеты.

Май

Первая неделя

3 мая - день солнца.

Формирование элементарных представлений о Солнечной системе.

Занятие «Беседа о весне».

Формирование обобщённых представлений о весне, жизни растений и животных весной.

Вторая неделя

«Природа - твой друг! Посади дерево и сохрани его!»

Уточнение представлений о лесе и его значении в жизни человека, роли почвы для развития растения. Воспитание любви к природе.

18 мая - Всероссийский день посадки леса.

Уточнение представлений о лесе и его значении в жизни человека, роли почвы для развития растения.

Третья неделя

Выпуск буклетов, памяток «Сказка - пожар в лесу» и т.д.

Воспитание бережного отношения к окружающей природе, беседа о мерах предосторожности с огнём.

Занятие «Птичий город на деревьях!

Формирование представлений о заповедных местах России.

Четвёртая неделя

Недельный цикл наблюдений за природой.

Формирование умения замечать сезонные изменения в природе.

5 июня - Всемирный день окружающей среды.

Определение уровня экологической воспитанности детей в конце учебного года.

1.        Работа с воспитанниками

№ п/п

Название мероприятия

Сроки проведения

Ответственный

1.1

Экологический праздник «Посвящение в Эколята»

Сентябрь

Воспитатель, музыкальный руководитель

1.2

Спортивный праздник «В гостях у лесовичка»

Сентябрь

Воспитатель,

1.3

Экскурсия «Красота вокруг нас»

Октябрь

Воспитатель

1.4

Праздник «Осень в гости к нам пришла»

Октябрь

Воспитатель, музыкальный руководитель

1.5

«Уроки природолюбия»

Раз в неделю

Воспитатель

1.6

Эко-занятие «Юный исследователь»

Раз в неделю

Воспитатель

1.7

Тематический день «Синичкин день», «Покормим птиц зимой»

Ноябрь

Воспитатель

1.8

Фотоконкурс «Сохраним это чудо - Природу»

Ноябрь

Воспитатель

1.9

Просмотр фильма «Эколята – Молодые защитники природы»

Декабрь

Воспитатель

1.10

Фотовыставка «Сохраним это чудо»

Декабрь

Воспитатель

1.11

Экологическая акция «Птицы наши друзья! Помоги другу»

Январь

Воспитатель

1.12

Эко-занятие «Юный исследователь»

Раз в неделю

Воспитатель

1.13

Спортивный праздник «В зимнем лесу»

Февраль

Воспитатель

1.14

Просмотр презентаций «День воды»

Март

Воспитатель

1.15

Познавательная игра «Что растёт в лесу»

Март

Воспитатель

1.16

Выставка рисунков «Природа – это сказка»

Апрель

Воспитатель

1.17

Экологический праздник «День Земли»

Апрель

Воспитатель

1.18

Экологическая акция «Посади дерево»

Май

Воспитатель

1.19

Трудовой десант «Чистый участок»

Май

Воспитатель

1.20

Конкурс рисунков на асфальте «Я дружу с природой»

Май

Воспитатель

  1. Работа с родителями

2.1

Консультация «Образы сказочных героев «Эколят» - друзей защитников природы»

Сентябрь

Воспитатель

2.2

Памятки и буклеты:

- «Сказка – пожар в лесу»

 Берегите природу»;

- «Экологические игры в природе»;

- «Экология безопасности»

Ноябрь

Март

Май

Воспитатель

2.3

Фотовыставка «Сохраним это чудо – Природу»

Декабрь

Ноябрь

Воспитатель

2.

Привлечение родителей к участию мероприятий проводимых с детьми

В течении года

Воспитатель

2.5

Акции:

-«Добрых дел»

-«Птицы – наши друзья»

-«Помоги другу»

-«Птичья столовая»

В течение года

Воспитатель

  1. Работа с педагогами

3.1

Оформление в группах уголка «Эколята – Дошколята»

Сентябрь

Воспитатели

3.2

Создание стенда в детском саду «Азбука природолюбия»

Сентябрь

Воспитатели

3.3

Обновление экологической тропы на территории детского сада

Октябрь

Воспитатели

3.4

Формирование экологической видеотеки

В течении года

Воспитатели

3.5

Приобретение и изготовление дидактических и настольно-печатных игр экологической направленности

В течении года

Воспитатели

Список используемой литературы:

1.  Николаева, С. Н. Экологическое воспитание дошкольников / Николаева, С. Н.// Педагогика. - 2007. - №5. - С. 22 - 27.

2. Николаева, С.Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 112 с.

3. Николаева, С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / С. Н. Николаева. - 5-е изд., стер. - М. : Академия, 2011. - 224 с.

4. Новый закон «Об образовании в Российской Федерации»: текст с изм. и доп. На 2013 г. - М.: Эксмо, 2013. - 208 с.

5. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2019/08/27/proekt-po-formirovaniyu-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta

6. https://www.maam.ru/detskijsad/formirovanie-u-detei-doshkolnogo-vozrasta-yekologicheskoi-kultury-kultury-prirodolyubija-i-berezhnogo-otnoshenija-k-okruzh-srede.html

-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ «ЭКОЛЯТА - ДОШКОЛЯТА» по формированию у детей дошкольного возраста экологической культуры и культуры природолюбия

Одним из направлений развития государства и объединения многонационального общества является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Это одно из приоритетных направлений в системе образован...

Проект «Эколята – Дошколята» по формированию у детей дошкольного возраста экологической культуры и культуры природолюбия.

Давайте вместе Землю украшать.Сажать сады, цветы сажать повсюду.Давайте вместе Землю уважать И относиться с нежностью, как к чуду!Мы забываем, что она у нас одна -Неповторимая, ранимая, живаяПрек...

ПРИРОДООХРАННЫЙ СОЦИАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ЭКОЛЯТА – ДОШКОЛЯТА» ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И КУЛЬТУРЫ ПРИРОДОЛЮБИЯ

Проект «Эколята-Дошколята» направлен на формирование у детей дошкольного возраста экологической культуры и культуры природолюбияЦель Проекта: формирование у ребёнка богатого внутренне...

ПРИРОДООХРАННЫЙ СОЦИАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ЭКОЛЯТА – ДОШКОЛЯТА» ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И КУЛЬТУРЫ ПРИРОДОЛЮБИЯ

Проект «Эколята-Дошколята» направлен на формирование у детей дошкольного возраста экологической культуры и культуры природолюбияЦель Проекта: формирование у ребёнка богатого внутренне...

ПРИРОДООХРАННЫЙ СОЦИАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ЭКОЛЯТА – ДОШКОЛЯТА» ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И КУЛЬТУРЫ ПРИРОДОЛЮБИЯ

Проект «Эколята-Дошколята» направлен на формирование у детей дошкольного возраста экологической культуры и культуры природолюбияЦель проекта: формирование у ребёнка богатого внутренне...