Межполушарное взаимодействие как профилактика нарушения чтения и письма
статья (старшая группа)

Бикмасова Светлана Анатольевна

В практической работе педагогов и психологов дошкольных учреждений довольно редко учитываются данные об индивидуальном профиле функциональной ассиметрии мозга ребенка, по которым можно определить особенности протекания ряда психических процессов. Основы функциональной специализации полушарий мозга являются врожденными. Однако по мере развития ребенка происходит усложнение механизмов межполушарной асимметрии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_mezhpol.docx157.72 КБ

Предварительный просмотр:

Межполушарное взаимодействие как профилактика нарушения чтения и письма

Теория функциональной асимметрии полушарий головного мозга за последние десятилетия прошла ряд этапов развития, накоплен значительный теоретический и практический материал, однако в практической работе педагогов и психологов дошкольных учреждений довольно редко учитываются данные об индивидуальном профиле функциональной асимметрии мозга ребенка, по которым можно определить особенности протекания ряда психических процессов.

Основы функциональной специализации полушарий мозга являются врожденными. Однако по мере развития ребенка происходит усложнение механизмов межполушарной асимметрии.

Существует несколько типов функциональной организации двух полушарий мозга:

- доминирование левого полушария – словесно-логический характер познавательных процессов, склонность к абстрагированию и обобщению (левополушарные люди);

- доминирование правого полушария – конкретно-образное мышление, развитое воображение (правополушарные люди);

- отсутствие ярко выраженного доминирования одного из полушарий (равнополушарные люди).

Межполушарная дисфункция – нарушение развития одного из полушарий головного мозга либо недостаточность взаимодействия между ними.

Неравномерность развития функций полушарий головного мозга также можно отнести к поврежденному психическому развитию. Ребенок с преобладающим развитием функций правого полушария (в некоторых случаях это сопровождается леворукостью) отличается своеобразным восприятием мира. У этих детей преобладает наглядно-образный тип мышления и восприятия; в то же время логические соотношения, абстрактные схемы усваиваются значительно хуже. В младших классах это приводит к трудностям в усвоении математики, недостаточному пониманию лексико–грам-матического анализа предложений.

Дети с леворукостью нуждаются в несколько ином подходе при обучении чтению и письму. Гораздо успешнее обучение происходит при зрительном запоминании целых коротких слов, сопровождаемых картинкой. Для этого используются карточки, на которых в верхней части находится изображение, в нижней – надпись: «дом», «кот», «мак» и т. д. Затем карточки разрезаются, и ставится задача: «Положи каждую надпись на место». Это закрепляет целостное восприятие слова и служит хорошей профилактикой зеркальности чтения и письма.

У детей с доминированием правого полушария особенно трудным является обучение по обычным программам в первых классах школы, для них желательно максимальное применение наглядных средств обучения, поощрение рисовать самостоятельные схемы-иллюстрации при решении математических задач.

 Этапы формирования межполушарного взаимодействия

Нормальная психическая деятельность предполагает совместную работу обоих полушарий головного мозга.
    Формирование совместной работы полушарий мозга проходит ряд 
этапов.
   I этап (от внутриутробного периода до 2-3 лет) появляются связи правого и левого полушария стволового уровня, другими словами, этот уровень взаимодействия обеспечивает совместную регуляцию движения, дыхания, биения сердца, пищеварения, сна.
II этап (от 3 до 7-8 лет) характеризуется активизацией нервных волокон, осуществляющих взаимодействие между полушариями и играющих важную роль в обеспечении зрительной, слуховой, кинестетической (полисенсорной), слухо-моторной и зрительно-моторной, эмоционально-мотивационной интеграции.
III этап (от 7 до 12-15 лет) - формируется межполушарное взаимодействие на уровне лобных долей. В этом возрасте формируются связи полушарий через мозолистое тело(толстый пучок нервных волокон, соединяющих два полушария).

  Из подручных материалов. Кто первый лента и игрушки. Рисунок с грибочками. Выполни по образцу, также можно использовать и как графический диктант. Например: поставь в правом верхнем углу грибочек с розовой шляпкой, и т.д

Рисование двумя руками одновременно

Такое рисование очень увлекательно и полезно. Во-первых, с его помощью можно познакомить ребенка с симметрией, во-вторых, оно развивает мелкую моторику, пространственное мышление, воображение и, в-третьих, повышает способность ребенка к самоконтролю, сосредоточению.

Кроме того, рисования двумя руками является отличной зарядкой для мозга, так как задействованы оба полушария одновременно. Педагоги широко используют эту методику в ментальной арифметике и скорочтении и отмечают у детей повышение работоспособности, активизацию познавательных процессов.

синхр.jpg

44578112_570305920094818_7918516368224135352_n-1024x713.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика нарушений чтения и письма у дошкольников.

Готовый материал для оформления уголка учителя-логопеда в детском саду. Объем-6 листов. Распечатывай и вставляй.  Можно оформить как папку-передвижку или как стендовый доклад. Возможно использова...

Профилактика нарушений чтения и письма у дошкольников

Профилактика нарушений чтения и письмау детей дошкольного возраста...

Педагогический проект логопеда "Профилактика нарушений чтения и письма у дошкольников с речевыми нарушениями".

Данный материал включает в себя непосредственно проект, мероприятия по его реализации и итоговую НОД для детей с ОНР подготовительной к школе  группы....

Профилактика нарушений чтения и письма в ДОУ

  Речь является важнейшей психической функцией чело­века. Речевое общение способ­ствует социальному контакту между людьми, благодаря ко­торому развиваются высшие формы деятельн...

Профилактика нарушений чтения и письма у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения

Подготовка к обучению грамоте детей с нарушениями зрения, профилактика нарушений чтения и письма, создание условий для успешного овладения школьной программой является актуальной проблемой тифлопедаго...