«Знакомство детей с Великой Отечественной войной через память поколений»
статья

Попова Ольга Викторовна

Создание условий для обогащения детей знаниями о ВОВ, способствовать воспитанию высоких нравственных качеств личности, через формирование позитивного отношения у детей старшего дошкольного возраста к  участникам Великой Отечественной войны и труженикам тыла, к событиям того времени, через знакомство ветеранов семьи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx23.39 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                             Попова Ольга Викторовна

                                           МАДОУ «Детский сад «Золотая рыбка № 402»

                                                 Сормовского  района г.Нижнего Новгорода

                                                                                                     Воспитатель

                                                                                Пр.Кораблестроителей43

«Знакомство детей с Великой Отечественной войной через    память поколений»

 Аннотация: Создание условий для обогащения детей знаниями о ВОВ, способствовать воспитанию высоких нравственных качеств личности, через формирование позитивного отношения у детей старшего дошкольного возраста к  участникам Великой Отечественной войны и труженикам тыла, к событиям того времени, через знакомство ветеранов семьи.

 Вступление: Есть события, над которыми время не властно, и чем дальше в прошлое уходят годы, тем яснее становится их величие. К таким событиям относится Великая Отечественная война. Наш проект был создан в честь памяти  к 75 летию  ВОВ. Всё дальше в прошлое уходят годы страшной войны, но подвиг людей восставших на защиту отечества, будет вечно жить в памяти российского народа. Нет в России семьи, которую война обошла стороной. В этот день вспоминают тех, кто остался на полях сражений и кто после войны налаживал мирную жизнь. И наступит тот день и час , когда уйдут из жизни все фронтовики, и уже некому будет вспомнить или рассказать о бессмертном мужестве и страданиях нашего народа в годы Великой Отечественной войны. Я всегда воспринимаю эту тему со слезами на глазах, так, как знаю об этом из первых уст. В моей семье уже нет ветеранов, но их рассказы навечно остаются в моей памяти и день победы наш родной праздник, когда мы вспоминаем своих  дедов. Каждого ребёнка, который ходил, ходит и будет ходить к нам  в группу, я знакомлю с событиями того времени, объясняю, рассказываю, провожу открытые занятия. В современных условиях, когда происходят изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. Необходимость патриотического воспитания ещё высказывали Толстой Л.Н« Страна, позабывшая свою историю, культуру, традиции своих героев обречена на вымирание.»И.В. Сталин говорил « сильная Россия миру не нужна, никто нам не поможет, рассчитывать можно только на свои силы» Чтобы быть уверенным, что дети вырастут настоящими патриотами своей страны, необходимо их с дошкольного возраста знакомить с историей своей страны, с главными историческими событиями, к которым относится Великая Отечественная война. Цель статьи - Воспитание патриотизма чувство гордости за   героическое прошлое нашего народа, своих близких.

Формирование исторической памяти поколений  на основе углубления знаний   о Великой Отечественной войне, об участии в ней своих родственников.

Воспитание чувств благодарности и уважения к старшем поколениям , отстоявшим нашу Родину, развитие творческих способностей, умение использовать  полученные знания в рассказах, рисунках и т.д.

Подготовка информации и выступления боевые листы о родственниках, которые воевали и были в тылу.

Основная часть - Чтобы быть уверенным, что дети вырастут настоящими патриотами своей страны, необходимо их с дошкольного возраста знакомить с историей своей страны, с главными историческими событиями, к которым относится Великая Отечественная война. В.В. Путин говорил: «Война является одним из наиболее важных исторических опытов и практик в воспитании настоящего мужчины.»  «Дети должны знать, что война это страдание и смерть.».

«Патриотическое чувство формируется в результате воспитательного воздействия, начиная с самого детства». Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная как любили и берегли её наши предки, наши отцы и деды. Не следует также забывать, что война является одним из наиболее важных исторических опытов и практик в формировании, воспитании и восприятии настоящего мужчины. Хорошо и важно, чтобы герои были своими, близкими, тогда им легче равняться .Для обогащения детей знаниями о ВОВ нравственных качеств личности,  позитивного отношения к ветеранам Великой Отечественной войны, к событиям того времени, свою работу мы спланировали таким образом:

 Проанализировали  знания, которые имеют дети к началу работы. Был проведен опрос ребят, задавались следующие вопросы: Что такое война? Митинг? Что делает солдат, когда служит в армии? Зачем? Что ты знаешь о нашем памятнике? Знаешь ли ты, кто у вас в семье воевал? Кто такой ветеран? Знаете ли вы города-герои? В какой день закончилась война и почему она была великой?. Опрос и наблюдения показали  , что старшие дошкольники страдают дефицитом знаний об освобождении родной страны от немецко-фашистских захватчиков, дефицитом знаний о городах- героях, участии членов семьи старшего поколения в Великой Отечественной войне, была проведена данная работа. Первым делом привлекли родителей к участию в работе (сбор материала для создания мини- музея группы « Музей боевой славы», оформление папки " Города-герои", фотогазета "Память поколений!",  в 2019г. участие в музыкальном празднике "9 мая- День Победы!

составление рассказов-событий для своих  детей о ветеранах в семье, анкетирование родителей. Экскурсии совместно родителей и детей к вечному огню, памятникам  героев, выставку военной технике, шествие «Бессмертный полк».

С целью укрепления родовой исторической памяти в семьях наших воспитанников, передаче патриотических традиций народа-победителя  мы совместно с родителями воспитанников подготовила и оформила фотогазету «Память поколений» и  рассказ о каждом   участнике которые воевали и кто был в тылу. Дети с удовольствием  и  с гордостью делились событиями  тех времён, в которых принимали  их предки с рассказа родителей ( кто и когда где воевал?  Какими награды и за что получили? Кто дожил до мирных дней и кто нет)

Очень важно, что дети не забывали  о подвигах наших доблестных ветеранов. И мы взрослые будем стараться воспитывать в наших детях патриотов нашей Родины, на примерах прошедших и современных войн и не забывать то страшное время, которое прошли наши деды, защищая будущее от врага.

 В образовательной деятельности в режимные моменты и самостоятельной деятельности  с детьми мы проводили:

Цикл бесед "Что такое героизм?", "Дети- герои на войне", "Боевая слава наших земляков"; : «Почему война называется Великой Отечественной», «Кто такой герой?», «Как россияне защищали Москву от фашистов осенью 1941 года?», рассматривание карты и составление хронологии важнейших событий, связанных с битвой под Москвой, Беседа о Г.К.Жукове., «Города - герои Великой отечественной войны», «Герои Великой Отечественной войны»; «Герои, которые ковали победу в тылу», «Блокада Ленинграда» и т.д.

Чтение худ. литиратуры.: разучивание пословиц о  солдатской службе, чтение Л. Кассиль «Твои Защитники», С. Алексеева «Медаль», С.Алексеев «О великой Московской битве», «Подвиг у Дубосекова», «Генерал Панфилов», Л. Кассиля "Никто не знает, но помнят все", загадывание загадок на военную тематику, З. Александрова «Дозор»  и другое.

Просмотр презентации : виртуальные экскурсии по городам -героям

Прослушивание и разучивание песен: «Священная война» А.Александров, В.Лебедев-Кумач, «На безымянной высоте» В.Баснер «Последний бой» М. Ножкин, А. Ашкенази,  «Катюша» М. Блантер, М. Исаковский ит.д. : «Хотят ли русские войны» Е. Евтушенко, Э. Колмановский, «Дорожка фронтовая» Б. Мокроусов, Н. Лабковский, Э.Хиль «Победный вальс», «Свет вечного огня».

Дид. Игры: «Чья форма», «Что изменилось», «Сигнальные флажки», «Будем в армии служить» “Род войск и боевая техника”, “Защитники Отечества”

С\Р игры: «На границе», «Мы военные», «Военные», «Медсестра», “Мы-военные моряки”, «Летчики»

Подв. Игры:  «Переправа через мост», «Кто быстрее соберется по тревоге», “Защита крепости”, “Подвижная цель”, “Стенка-мишень”, “Перехватчики”,“Переправа через мост”, “Снайперы”.

Худ. Творч. Рисование «Таран» , конструирование «Самолёт», Коллективная работа «Защитники неба», »,  рисунки на темы: «Салют Победы в городе -герое», «Памятники воину- победителю в городах героях» Рисование «Катюша – боевая машина».

Выставка детских рисунков – Мир глазами детей « В каждой семье есть свой герой»

Заключение: Война давно закончилась. Уже 75 лет прошло с того дня. Как отгремели последние выстрелы. Но, не смотря на это, мы должны помнить, что наши бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки когда-то грудью защищали нашу родину для нас, для потомков. Пусть война не напоминает о себе никогда! Мы говорим огромное спасибо всем тем, кто участвовал в Великой Отечественной войне, кто подарил нам мирное, светлое, счастливое детство..

Проводимая работа вызвала живой отклик у детей, родителей и родственников старшего поколения воспитанников. Их заинтересованность способствовала нашему тесному сотрудничеству. Участие в  работе  родителей благоприятно сказалось и на улучшении детско-родительских отношений.

Список литературы: 

Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников [текст]: методические рекомендации/ Н.В. Алешина. – М.: ЦГЛ, 2005. – 205 с

Кондрыкинская Л.А. Дошкольникам о защитниках Отечества [текст]: методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ/. Л.А.Кондрыкинская. – М.: ТЦ Сфера, 2006. –

Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ 2010-2015»

Н.Г. Комратова, Л. Ф. Грибова « Патриотическое воспитание детей 6-7 лет».

Данилина Г.Н. Дошкольнику- об истории и культуре России - М.:Аркти, 2003.

Ковалёва Г.А. Воспитывая маленького гражданина...- М.:Аркти, 2004.

Леонова Н.Н., Неточаева Н.В. Проект "Живая память России" Нравственно- патриотическое воспитание старших дошкольников- СПб.: Детство- пресс, 2013.

Шорыгина Т.А. Наша Родина- Россия- М.: Сфера, 2013.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект, посвященный 71-ой годовщине победы и 75-летию начала Великой Отечественной войны: «Дети - герои Великой Отечественной войны»

Проект помогает детям узнать о подвигах их сверстников, ещё совсем юных девчонках и мальчишках, совершивших подвиг во время ВОВ. Показывает детям смелость, героизм, беззаветную любовь к Родине юных ге...

План мероприятий по подготовке и празднованию 75-летия Победы в Великой Отечественной войне «Мы память бережно храним»

План содержит перечень мероприятий с детьми, педагогами, родителями,  по оформлению ДОУ, направленных на подготовку и празднованию  75-летия Победы в ВОВ, обозначены задачи, сроки реализации...

План мероприятий по подготовке и празднованию 75-летия Победы в Великой Отечественной войне «Мы память бережно храним» Старшая группа.

Этот материал разработан для воспитателей старшего дошкольного возраста .План мероприятий по работе с детьми и родителями....

План мероприятий по подготовке и празднованию 75-летия Победы в Великой Отечественной войне «Мы память бережно храним»

Формирование представлений у детей о Великой Отечественной войне, воспитание уважения к защитникам Отечества, к памяти павших бойцов. Воспитание  патриотических чувств, гордости и любви к России,...