Рабочая программа по дополнительному платному образованию «Дошколёнок»
рабочая программа (подготовительная группа)

Говорушко Ольга Викторовна

Рабочая Программа «Дошколёнок» для подготовки детей 6-7 лет к школе разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования второго поколения, на основе программы «Преемственность» (программа по подготовке к школе детей 6-7 лет) науч. рук. Н. А. Федосова (М.: Просвещение, 2012), рекомендованной Министерством образования РФ.

Содержание учебных занятий направлено на выявление индивидуальных возможностей ребёнка, на развитие его интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы. Занятия с детьми строятся на интегрированной основе с широким использованием игровых методов, что позволяет устранить разного рода перегрузки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_k_dop_obrazovaniyu.docx62.74 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 50

Тел.: (4962) 63-48-50                              Московская область, Солнечногорский

район, посёлок Лесное озеро.

____________________________________________________________________

Принято:                                                               Утверждаю:

Педагогическим советом                                    Заведующий ДОО  № 50

от  «_________» 2015 г.                                       Козлова Елена Викторовна                              

Протокол №_________                                        Приказ  от  «_________» 2015 г.

                                                                                № _________

 

 

Рабочая программа по дополнительному платному образованию

«Дошколёнок»

Солнечногорск, 2015 г.

Пояснительная записка

Сегодня дополнительное образование детей - единый, целенаправленный процесс, объединяющий воспитание, обучение и развитие личности. Оно предназначено для свободного выбора и освоения дополнительных образовательных программ независимо от осваиваемой или основной образовательной программы.

Дополнительное образование в отличие от образовательного процесса, не регламентируется стандартами, а определяется социальным заказом детей, родителей, других социальных институтов. Содержание современного дополнительного образования детей расширяет возможности личностного развития детей за счет расширения образовательного пространства ребенка исходя из его потребностей. Дополнительное образование является и средством мотивации развития личности к познанию и творчеству в процессе широкого разнообразия видов деятельности в различных образовательных областях. Оно характеризуется разнообразием содержательных аспектов деятельности (теоретический, практический, опытнический, исследовательский, прикладной и др.) и форм образовательных объединений (кружок, мастерская, студия, клуб, школа, лаборатория, секция и др.).

Кроме того, дополнительное образование способствует своевременному самоопределению ребенка, повышению его конкурентоспособности в жизни, созданию условий для формирования каждым ребенком собственных представлений о самом себе и окружающем мире. В дополнительном образовании педагог сам определяет «стандарт» освоения предмета или направления деятельности.

Сегодня дополнительное образование успешно реализуется не только в учреждениях дополнительного образования детей, но и в детском саду. В последние годы деятельность дошкольных учреждений в основном была направлена на разработку и внедрение новых программ, соответствующих индивидуальным возможностям детей и развивающих их интеллектуальный, эмоциональный, действенно - практический потенциал. Поэтому наряду с образовательными программами в ДОУ важное место стали занимать программы дополнительного образования дошкольников.

Дополнительное образование детей дошкольного возраста является новым и актуальным направлением развития дошкольного учреждения, и основывается на нормативных документах.

Проблема школьной готовности глубоко проработана в современной психолого-педагогической литературе. На протяжении длительного времени считалось, что главным показателем готовности ребенка к школьному обучению является уровень его умственного развития. Психологическая готовность ребенка к школе — это необходимый и достаточный уровень психофизиологического развития ребенка для освоения школьной учебной программы, это определенный уровень интеллектуального и личностного развития ребенка.

Рабочая Программа «Дошколёнок» для подготовки детей 6-7 лет к школе разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования второго поколения, на основе программы «Преемственность» (программа по подготовке к школе детей 6-7 лет) науч. рук. Н. А. Федосова (М.: Просвещение, 2012), рекомендованной Министерством образования РФ.

Новизна программы состоит в следующем:

  • Направлена на конкретные виды кружковой работы, которые пользуются спросом. Программа дополняет реализацию временных образовательных стандартов по объему учебного материала и по предполагаемым результатам развития дошкольников;
  • Обучение детей осуществляется в рамках предшкольного образования, обеспечивающего переход от дошкольного детства, семейного воспитания к осознанному обучению в начальной школе;
  • Учитываются возрастные особенности детей и отличия в организации дошкольного образования и начальной школы;
  • Специфика организации подготовки детей к школе заключается в том, что ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра — с включением игровых проблемно-практических ситуаций, совместного выполнения предлагаемых заданий, с опорой на обогащённую предметную среду;
  • Учитываются возможности образовательного учреждения, на базе которого будет реализована данная программа.

Содержание учебных занятий направлено на выявление индивидуальных возможностей ребёнка, на развитие его интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы. Занятия с детьми строятся на интегрированной основе с широким использованием игровых методов, что позволяет устранить разного рода перегрузки.

Концепция программы рассматривает преемственность как создание условий для гуманного (бесконфликтного и комфортного) перехода с одной образовательной ступени на другую, целью которого становится успешная адаптация к новым образовательным условиям.

Цели и задачи реализации Программы

Программа готовит детей к обучению в школе, осуществляя преемственность между дошкольным и начальным общим образованием.

Цель Программы – успешная адаптация детей дошкольного возраста к новым образовательным условиям и создание условий гуманного (комфортного) перехода с одной образовательной ступени на другую. Эта цель реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.

Подготовка детей к школе занимает особое место в системе образования. Это обусловлено сложной адаптацией ребенка к школе. Школа предъявляет к первокласснику довольно высокие требования. Ребенок дошкольного возраста должен быть готов не только к новым формам общения. У него должна быть развита мотивационная сфера, где любознательность выступает как основа познавательной активности, сформированы эмоционально-волевые и познавательные сферы психических функций. Будущий первоклассник должен владеть элементарными навыками универсальных учебных действий, коммуникативными и речевыми компетенциями.

Развитие потенциальных возможностей ребенка посредством овладения УУД, предложенными федеральными стандартами начального общего образования, составляет основу начального образования. В связи с этим, создание предпосылок к школьному обучению является еще одной не менее важной целью программы.

Программа решает задачи общего развития будущего первоклассника, его физических, социальных и психологических функций, необходимых для систематического обучения в школе.

Основные задачи: сохранение и укрепление здоровья; развитие личностных качеств; формирование ценностных установок и ориентаций; развитие творческой активности; формирование и развитие психических функций познавательной сферы; развитие эмоционально-волевой сферы; развитие коммуникативных умений; развитие умений действовать по правилам.

Общая характеристика программы

Основные положения программы: подготовка к школе носит развивающий характер; не допускает дублирования программ первого класса; помогает освоить специфику социальных отношений (в семье, со сверстниками, с взрослыми); обеспечивает формирование ценностных установок; ориентирует не на уровень знаний, а на развитие потенциальных возможностей ребенка, на зону его ближайшего развития; обеспечивает постепенный переход от непосредственности к произвольности; организует и сочетает в единой смысловой последовательности продуктивные виды деятельности; готовит переход от игровой к творческой, учебной деятельности, в том числе в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми; инвариативна и готовит к любой системе школьного образования.

Основные принципы построения программы

Общее развитие с учетом индивидуальных возможностей и способностей; развитие творческой деятельности; развитие личностных компетенций; поддержка и сохранение здоровья; формирование духовно-нравственных установок и ориентаций; развитие устойчивой психологической адаптации к новым условиям образования; сотворчество обучающих, обучающихся и родителей.

Содержание подготовки к обучению строится на таких принципах, как: учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка; систематичность и последовательность; вариантность и вариативность; доступность и достаточность; наглядность; достоверность; комплексность; взаимосвязь с окружающим миром; использование произведений искусства, интеграция всех видов искусства, произведений детского творчества; разнообразие игровых и творческих заданий; многообразие видов художественно-творческой деятельности (игровая, музыкальная, художественно-речевая, театрализованная).

Ведущая деятельность: игра, продуктивная, творческая деятельность, конструирование и моделирование. Виды действий в процессе конструирования: анализ объекта; сравнение и сопоставление; выделение общего и различного; осуществление классификации; установление аналогии.

Особенности структуры Программы

Сегодня становится все больше детей с ярким общим интеллектуальным развитием, их способности постигать сложный современный мир проявляются очень рано.

Концепция программы дополнительного образования во главу угла ставит идею развития личности ребенка, формирования его творческих способностей, воспитания важных личностных качеств. Организация работы по детей строится на основе концепции развития способностей, принятой в отечественной психологии. Психологи выделяют три типа познавательных способностей:

сенсорные способности к наглядному моделированию, которые позволяют детям решать не только образные, но и логические задачи (классифицировать объекты, устанавливать математические отношения, выстраивать причинно-следственные связи);

способности к символическому опосредованию, которые помогают ребенку выразить свое отношение к событиям окружающей жизни, персонажам сказок, человеческим чувствам, а к концу дошкольного возраста дети начинают использовать традиционно принятую символику для выражения своего отношения к самому себе, к жизненным ситуациям;

способности к преобразованию, которые позволяют детям создавать новые образы путем преобразования имеющихся у них представлено о знакомых, обычных предметах и объектах действительности.

Содержание программы базируется на детских интересах и запросах родителей и реализуется по следующим направлениям:

  1. Блок «От слова к букве» (развитие речи, знакомство с буквами, художественная литература) нацелен на разностороннее развитие ребёнка посредством различных видов деятельности, выполняющей функции развития связной речи, фонетического слуха, творческого мышления, координации и мелкой моторики движений, мышц двигательного аппарата пишущей руки, зрительных и двигательных факторов как единого целого действия. Блок ведёт подготовку к обучению чтению и обучению письма; на развитие интереса к художественной литературе, воспитывает чувство юмора. Блок помогает детям объяснить основные различия между литературными жанрами: сказкой, рассказом, стихотворением.
  2. Блок «Математические ступеньки» направлен на развитие умений проводить наблюдения, сравнивать, выделять указанные и новые свойства объекта, его существенные и несущественные характеристики, понимать относительность свойства, делать основные выводы.
  3. Блок «Зелёная тропинка» основывается на коррекции и развитии накопленных в дошкольном возрасте природоведческих представлений. В основу подготовки положены непосредственные наблюдения, действия с предметами, элементарные эксперименты, осуществляемые в естественной для детей данного возраста занимательной, игровой форме. «Предметное окружение» расширяет и уточняет представления детей о предметном мире: о видах транспорта, о предметах, облегчающих труд взрослых на производстве. «Явления общественной жизни» - расширяет круг знаний и представлений о явлениях окружающей действительности, их связи, взаимоотношения и взаимозависимости.

Ценностные ориентиры

На основании требований к ребенку, изложенных в основных документах дошкольного и начального общего образования (федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования), подготовлен портрет дошкольника, поступающего в первый класс.

Ребенок, поступающий в первый класс, обладает следующими качествами:

  • физически развит,
  • владеет основными культурно-гигиеническими навыками: самостоятельно одевается, раздевается;
  • ухаживает за одеждой и обувью;
  • соблюдает элементарные правила здорового образа жизни;
  • ухаживает за растениями, животными, игрушками, книгами;
  • знает первичные сведения о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе;
  • владеет средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками;
  • использует вербальные и невербальные способы общения;
  • владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми;
  • осознанно и произвольно строит речевое высказывание в устной форме.

Место занятий в учебном плане

Программа «Дошколёнок» предлагает систему адаптационных занятий и состоит из следующих блоков: ««От слова к букве»», «Математические ступеньки», «Зелёная тропинка». Адаптационные занятия организуются на базе детского сада и имеют следующую временную структуру: 1 занятие в день, 1 раз в неделю. Продолжительность занятий 30 минут с 5-минутным перерывом. Программа рассчитана на 36 недель. Общее количество занятий – 36.

Предмет «Развитие речи и подготовка к обучению грамоте»

Представлен блоком «ОТ СЛОВА К БУКВЕ»

Пояснительная записка

Блок «От слова к букве» решает вопросы практической подготовки детей к обучению чтению, письму и ведёт работу по совершенствованию устной речи.

Программа направлена на общее развитие ребёнка, посредством которого создаётся прочная основа для успешного изучения русского языка.

Содержание блока позволяет организовать работу по трём направлениям:

-развитие связной речи;

-подготовка к обучению чтения;

-подготовка к обучению письму.

Развитие связной речи происходит посредством обогащения и совершенствования грамматического строя языка ребёнка. Осуществляется переход от ситуационной к конкретной форме речи; на данном этапе возрастает регулирующая функция речи в поведении ребёнка, формируется внутренняя речь, которая становится основой речевого мышления, начинается осознанная работа над словарным составом речи и звуковым составом слова, ведётся подготовка к чтению и письменной речи.

При подготовке к обучению грамоте формируется готовность связно говорить на определённые темы, осознать на элементарном уровне, что такое речь, каково её назначение, и её особенности.

Подготовка к обучению чтения построена на развитии фонематического слуха детей, на отчётливом и ясном произношении звуков, слогов, слов, на выделении предложений и слов из речи. Большое место занимает работа над звуковым анализом слова и подготовкой к освоению механизма чтения.

Если при подготовке к обучению чтения и при работе над совершенствованием связной речи в основе лежат слуховые ощущения, то при подготовке к обучению письма преобладают технические действия.

Подготовка к обучению письму — процесс довольно сложный, так как, кроме развитых слуховых ощущений, у ребенка должен быть хорошо подготовлен двигательный аппарат, особенно мелкая мускулатура руки; развиты координация движений, тонкая моторика и такие процессы, как восприятие пространства, внимание, воображение, память, мышление.
      При письме возникает проблема взаимодействия зрительных и двигательных анализаторов, так как движения глаза и руки совершаются в пределах контура воспринимаемого предмета одновременно.
      Значительная часть детей при зрительном восприятии предмета склонна ограничиваться очень беглым осмотром экспонируемого предмета, так что складывающийся в их сознании образ носит весьма неполный характер. Это отражается на воспроизведении образов и их элементов. Дети могут успешно зрительно опознать предмет, но испытывают заметные затруднения при его воспроизведении. Изображение букв различной конфигурации требует довольно высокого уровня организации двигательного аппарата руки, весьма полного и детализированного изображения. Поэтому программа предлагает тщательно продуманную систему упражнений для подготовки к письму.

      Обучение строится на игровой деятельности и носит практический характер.

      Таким образом, программа «От слова к букве» решает задачи подготовки детей к обучению чтению, письму и совершенствует их речь.

Используется учебно-методический комплект: Федосова Н. А. От слова к букве. Учебное пособие для подготовки детей к школе в 2-х частях. –М.:Просвещение, 2013.

Содержание блока «От слова к букве»

Основные разделы блока

1.

Развитие речи

Беседа по картинке:

*совершенствование общих речевых навыков;

*составление описательного рассказа.

Составление рассказа по плану.

Правильное употребление слов-названий предметов, признаков действий, объяснение их значений.

Обучение неторопливому темпу и ритму речи, правильному речевому дыханию, умеренной громкости и правильному интонированию.

Образование существительных, обозначающих род деятельности, образование сложных слов.

Подбор обобщающих слов к группе предметов

Диалог, монолог, косвенная речь.

2.

Знакомство с буквами.

Предложение и слово:

*членение речи на предложения;

*членение предложений на слова;

*членение слова на слоги с использованием графических схем

Слог и ударение:

*деление слов на слоги;

*определение количества слогов в слове.

Звуки и буквы:

*представление о звуках;

*различие на слух и при произношении гласных и согласных звуков;

*обводка и штриховка контуров;

*знакомство с написанием больших и маленьких букв, основные типы их соединений.

3.

Художественная литература

Сказка:

*пересказ сказки;

*соотносить содержание текста с изображением на картинке;

*отвечать на вопросы;

*ставить вопрос к тексту;

*придумывать необычный конец.

Рассказ:

*пересказ небольшого по объёму литературного произведения;

*соотносить содержание текста с изображением на картинке;

*отвечать на вопросы;

*ставить вопрос к тексту;

Предмет «Формирование элементарных математических представлений»

представлен блоком «МАТЕМАТИЧЕСКИЕ СТУПЕНЬКИ»

Пояснительная записка

В основу отбора математического содержания, его структурирования и разработки форм представления материала для математической подготовки детей к школе положен принцип ориентации на первостепенное значение общего развития ребенка, включающего в себя его сенсорное и интеллектуальное развитие, с использованием возможностей и особенностей математики.
      Научить детей в период подготовки к школе счету и измерениям, чтобы подвести их к понятию числа, остается одной из важнейших задач.
      Но столь же важной и значимой является и задача целенаправленного и систематического развития познавательных способностей, которая осуществляется через развитие у детей познавательных процессов: восприятия, воображения, памяти, мышления и, конечно, внимания.
      В математическом содержании подготовительного периода объединены три основные линии: арифметическая (числа от 0 до 10, цифра и число, основные свойства чисел натурального ряда и др.), геометрическая (прообразы геометрических фигур в окружающей действительности, форма, размер, расположение на плоскости и в пространстве простейших геометрических фигур, изготовление их моделей из бумаги и др.) и содержательно-логическая, построенная в основном на математическом материале двух первых линий и обеспечивающая условия для развития внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления у детей.
      В блоке реализуется основная методическая идея — развитие познавательных процессов у детей будет более активным и эффективным, если оно осуществляется в процессе деятельности ребенка, насыщенной математическим содержанием, направляется специальным подбором и структурированием заданий, формой их представления, доступной, интересной и увлекательной для детей этого возраста.
      Среди методов, используемых в период подготовки детей к школе по математике, в качестве основных предлагаются практические методы, метод дидактических игр, метод моделирования. Эти методы используются в различном сочетании друг с другом, при этом ведущим остается практический метод, позволяющий детям усваивать и осмысливать математический материал, проводя эксперимент, наблюдения, выполняя действия с предметами, моделями геометрических фигур, зарисовывая, раскрашивая и т. п.
      Большое внимание уделяется формированию умений общаться с воспитателем (преподавателем), с другими детьми, работать в одном ритме со всеми, когда это необходимо, работать со счетным и геометрическим раздаточным материалом, пользоваться тетрадью с печатной основой и др.
      Использование специально отобранного математического содержания и методов работы с ним позволит вывести общее развитие детей на уровень, необходимый для успешного изучения математики в школе.

Используется учебно-методический комплект: С. И. Волкова Математические ступеньки. М.:Просвещение. 2013.

Содержание блока «Математические ступеньки»

Основные разделы блока

1.

Арифметический

Числа от 0 до 10.

Счёт предметов.

Устная нумерация чисел: названия, последовательность и обозначение чисел от 0 до 10.

Сравнение чисел первого десятка.

Свойства натурального ряда чисел.

Цифры и числа.

Решение задач с помощью рисунков.

Чтение чисел.

2.

Геометрический

Сравнение :

- по форме;

-по размеру;

-по расположению на плоскости, в пространстве;

-по назначению;

-по цвету.

Изготовление моделей фигур из бумаги.

3.

Содержательно-логический

Развитие :

-внимания;

-памяти;

-воображения;

-мышления.

Диктанты:

-зрительные;

-слуховые.

Выполнение заданий:

-выделение существенных признаков;

-выявление закономерностей;

-проведение анализа;

-синтеза;

-сравнения.

Предмет «Ознакомление с окружающим миром»

Представлен блоком «ЗЕЛЁНАЯ ТРОПИНКА»

Пояснительная записка

      Программа «Зеленая тропинка» нацелена на развитие детей, формирование у них заинтересованного и бережного отношения к природному окружению. Данный блок представляет собой первый для малышей опыт систематизации и научной коррекции накопленных ими в дошкольном возрасте разнообразных природоведческих представлений. Вместе с тем это и первый опыт последовательного приобщения ребенка к свойственным естественнонаучным дисциплинам методом познания, следуя которым нужно как можно больше увидеть своими глазами, сделать своими руками. Сказанное определяет отбор содержания курса и характер деятельности детей на занятиях. Содержание программы строится как синтез различных составляющих естественнонаучного и экологического знания с включением доступных элементарных сведений из области астрономии, физики, биологии, экологии. При этом создается достаточно целостная первоначальная картина мира, которая становится фундаментом для развертывания соответствующего учебного курса в начальной школе.
      В основу подготовки малышей к обучению положены непосредственные наблюдения в природе, действия с предметами, осуществляемые в естественной для детей данного возраста занимательной, игровой форме. Эта деятельность дополняется рисованием, раскрашиванием, вырезанием фигур, лепкой и т. д. При этом большое внимание уделяется формированию таких важных умений, как умение выделять свойства предметов (форма, цвет, размеры), находить их общие и отличительные признаки, фиксировать состояние предмета и его смену (явление). Таким образом, осуществляется накопление фактических знаний и опыта познавательной деятельности, необходимое для успешного освоения программы начальной школы.

Используется учебно-методический комплекс: Плешаков А. А. Зелёная тропинка. Учебное пособие для подготовки детей к школе. М.:Просвещение.2013.

Содержание блока «Зелёная тропинка»

Основные разделы блока

1.

Наши друзья – животные

Обитатели живого уголка.

Домашние животные.

Животные нашей местности.

Наблюдение за поведением животных.

Сравнение животных.

Распознавание животных на рисунках и в природе.

2.

Зеленое чудо — растение

Растения нашей местности.

-выращивание

-рисование

Декоративные растения.

-лепка

-аппликация

Овощи и фрукты.

-лепка

-аппликация

-рисование

3.

Круглый год

Наблюдение сезонных изменений в природе. Времена года:

-осень

-зима

-весна

-лето

Календарно-тематическое планирование по:

 «Развитие речи и подготовка к обучению грамоте»;

«Формирование математических представлений»;

«Ознакомление с окружающим миром».

Месяц

Тема занятия

Количество часов

Дата

1

Сентябрь

  1. Устная речь. Предложение. Слово.
  2. Пространственные представления, взаимное расположение предметов, уточнение значения вопросов: «Сколько?», «Какой?», «Который?». «На», «над», «под». «Шире», «уже». «Справа», «слева».

1

2

  1. Звук. Знакомство с миром звуков. Упражнения на выделение звуков в односложных и двусложных словах.
  2. Столько же. Больше, меньше.
  3. Человек и природа.

1

3

  1. Гласные и согласные звуки. Обучение рассказыванию. Знакомство с мнемотаблицей.
  2. Развитие представлений о геометрических фигурах. Моделирование фигур.
  3. Растительный мир осенью.

1

4

  1. Гласные и согласные звуки. Драматизация сказки «Репка».
  2. Сравнение предметов. Лёгкий, тяжёлый. Легче, тяжелее.
  3. Неживая природа осенью.

1

5

Октябрь

  1. Выделение первого звука в словах. Рассказы М. Пришвина и В. Бианки.
  2. Число и цифра 1.
  3. Съедобные и несъедобные ягоды.

1

6

  1. Звуки [а], [у]. Буквы А, У. Схема предложения.
  2. Длиннее, короче. Сравнение предметов.
  3. Овощи и фрукты.

1

7

  1. Звук [ы], [о]. Буквы Ы, О. Составление рассказа по сюжетной картинке с опорой на мнемотаблицу. Схема предложения.
  2. Грибы.

1

8

  1. Звук [и]. Рассказ В. Ю. Драгунского «Учительница».
  2. Число и цифра 2. Пара.
  3. Опыты.

1

9

Ноябрь

  1. Звук [э]. Буква Э. Выборочный пересказ с опорой на сюжетную картинку. Деление слов на слоги.
  2. Число и цифра 3.
  3. Животный мир осенью.

1

10

  1. Звук [я]. Буква Я. Пересказ текста с опорой на сюжетную картинку. Деление слов на слоги.
  2. Равенство.
  3. Домашние животные.

1

11

  1. Звук [ю]. Буква Ю. Пересказ прочитанного текста по наводящим вопросам.
  2. Число и цифра 4. Вверху. Внизу.
  3. Птицы нашего двора.

1

12

  1. Звуки [е], [ё]. Буквы Е, Ё. Рассказы о животных. Составление предложений по схеме.
  2. Наши друзья-животные.

1

13

Декабрь

  1. Звук [л, л’]. Буква Л. Составление сказки «Лиса и заяц» по плану.
  2. Число и цифра 0.
  3. Неживая природа зимой.

1

14

  1. Звук [м, м’]. Буква М. Беседа по теме: «Моя любимая сказка».
  2. Сложение.
  3. Растения зимой.

1

15

  1. Звук [н, н']. Буква Н. Драматизация сказки «Теремок».
  2. Число и цифра 5.
  3. Животный мир зимой.

1

16

  1. Дидактические игры по пройденному материалу. Составление рассказа по мнемотаблице.
  2. Вычитание.
  3. Наша страна. Наш флаг. Наш герб. Наша столица.

1

17

Январь

  1. Звуки [в, в’], [ф, ф’]. Буквы В, Ф. Рассказы Ушинского. Гласные и согласные звуки.
  2. Запись выражений на вычитание и сложение.
  3. Мой город. Мой адрес.

1

18

  1. Звуки [з, з’]. Буква З. Гласные и согласные звуки.
  2. Запись и решение равенств.
  3. Зелёное чудо - растения. Части растений.

1

19

  1. Звуки [с, c’]. Буква С.
  2. Число и цифра 6.
  3. Насекомые.

1

20

1. Гласные и согласные звуки. Обучение рассказыванию. Работа с мнемотаблицей.

2. Запись выражений на вычитание и сложение.

3. Рыбы.

1

21

Февраль

  1. Звук [р, р’]. Буква Р. Рассказ «Моя семья».
  2. Число и цифра 7.
  3. Опыты.

1

22

  1. Звуки [б, б’]. Буква Б. Составление рассказа-описания.
  2. Число и цифра 8. Весёлый счёт.
  3. Опыты.

1

23

  1. Звуки [п, п’]. Буква П. Составление рассказа-описания.
  2. Число и цифра 9. Найди общие элементы.
  3. Опыты.

1

24

  1. Схема предложения. Дидактические игры по пройденному материалу.
  2. Решение задач с помощью рисунков.
  3. Травянистые растения.

1

25

Март

  1. Звуки [г, г’]. Буква Г. Составление рассказа-описания.
  2. Число 10.
  3. Кустарники.

1

26

  1. Звуки [к, к’]. Буква К. Составление рассказа-описания.
  2. Счёт предметов в прямом и обратном порядке.
  3. Неживая природа весной.

1

27

  1. Звук [ш]. Буква Ш. Стихи о весне.
  2. Счёт двойками.
  3. Разнообразие деревьев.

1

28

  1. Звук [ж]. Буква Ж.
  2. Части суток, их последовательность.
  3. Растения весной.

1

29

Апрель

  1. Звуки [д, д’], [т, т’]. Буквы Д, Т. Составление рассказа на заданную тему.
  2. Значение понятий вчера, сегодня, завтра.
  3. Звёзды, солнце и луна.

1

30

  1. Звуки [х, х’], [ц ]. Буквы Х, Ц.
  2. Счёт предметов в прямом и обратном порядке.
  3. Мхи и Папоротники.

1

31

  1. Звуки [щ’], [ч’], [й]. Буквы Щ, Ч,  Й. Рассказы о весне.
  2. Дни недели, их последовательность; название месяцев, года.

1

32

  1. Звуки [щ’], [ч’], [й]. Буквы Щ, Ч,  Й.
  2. Дни недели, их последовательность; название месяцев, года.
  3. Животный мир летом.

1

33

Май

  1. Ь и Ъ знаки. Драматизация сказки «Колобок».
  2. Составление и решение задач. Счёт тройками.
  3. Растения летом.

1

34

  1. Сочинение сказки. Устное творчество.
  2. Составление задач.
  3. Неживая природа летом.

1

35

  1. Драматизация любимой сказки.
  2. Дни недели, их последовательность; название месяцев, года.
  3. Животный мир весной.

1

36

  1. Повторение по теме: «Алфавит».
  2. Весёлая математика.
  3. Откуда взялась радуга?

1

Планируемые результаты

 

«Развитие речи и подготовка к обучению грамоте»

      — ориентироваться в ситуациях, соответствующих различным сферам общения;
      — знать и употреблять вежливые слова (начало и завершение общения);
      — знать устойчивые формулы речевого этикета — приветствие, прощание, благодарность, просьба;

- правильно произносить все звуки;

-отчётливо и ясно произносить все слова;

-выделять из слов звуки;

-находить слова с определённым звуком;

-определять место звука в слове;

-соблюдать орфоэпические нормы произношения;

-составлять предложения по опорным словам, по заданной теме;

-составлять рассказы, сказки по картине, по серии картинок;

-пересказывать сказку, рассказ (небольшие по содержанию) по опорным иллюстрациям;

-соблюдать элементарные гигиенические правила;

-ориентироваться на странице в тетради.

«Формирование математических представлений»

— знать различие между цифрой и однозначным числом; названия однозначных чисел, уметь считать до 10 и в обратном порядке, определять, где предметов больше (меньше), определять число предметов заданной совокупности и устно обозначать результат числом;
      — знать название основных геометрических фигур (треугольник, прямоугольник, круг), различать их, находить их прообразы в окружающей действительности;
      — проводить простейшие логические рассуждения и простейшие мыслительные операции (сравнивать объекты, указывая сходство и различие, проводить классификацию предметов по заданным признакам, выявлять несложные закономерности и использовать их для выполнения заданий и др.).

 «Ознакомление с окружающим миром»

Неживая природа:

Дети должны:

-иметь представление о сезонных изменениях в природе;

-определять состояние погоды: солнечно. Пасмурно, ветрено, дождливо, выпал снег;

-уметь вести календарь природы с помощью взрослых.

Живая природа:

Дети должны иметь представление:

-о домашних животных;

-о перелётных и зимующих птицах;

-о зависимости изменений в живой природе от изменений в неживой природе.

Растительный мир:

Дети должны иметь представление:

-об условиях необходимых для роста растений;

-о лесных ягодах и грибах;

-об овощах и фруктах;

- о деревьях, кустарниках и цветах.

-различать и называть деревья по коре, листьям, плодам.

Средства, необходимые для реализации программы

  • учебно-тематическое планирование;
  • азбука;
  • рабочие тетради;
  • прописи;
  • наглядные пособия;
  • счетный материал.

Условия для реализации программы

1. Проходят в оборудованном помещении.

2. Подбор традиционного и нетрадиционного материала и инструментов для деятельности детей.

3. Систематизация литературно-художественного материала: стихи, загадки, пословицы, поговорки — с целью активизации деятельности детей, расширения представлений об окружающем.

4. Изготовление разнообразных театров, игр для подготовки руки к работе, расслабления, укрепления мелких мышц руки.

5. Составление фонотеки — подбор классических произведений, детского репертуара для музыкального фона, сопровождающего творческую деятельность детей, (хороводы, песенный репертуар в соответствии с разработанными темами).

6. Подбор развивающих, релаксационных, подвижных игр для работы кружков и секций.

7. Непрерывность, т.е. последовательность цепи учебных задач на протяжении всего процесса овладения творческими умениями и навыками.

В проведении кружковой работы используются разнообразные методы и приемы работы с дошкольниками: детям предоставляется больше свободы и самостоятельной творческой инициативы при доброжелательном и компетентном участии взрослых. Такие методы как игровые, исследовательские, творческие задания, экспериментирование помогают детям творчески реализовываться.

Отслеживание результатов дополнительного образования детей проводится по результативности работы кружка, по уровням развития ребенка;

Результат будет качественным, если он соответствует поставленным целям, содержанию, формам организации деятельности и обеспечен необходимым оборудованием и пособиями.

ЛИТЕРАТУРА:

Федосова Н. А. Дошкольное обучение. Подготовка к школе. Серия «Преемственность». Просвещение,2012

Федосова Н.А. Развитие речи. Тетрадь на печатной основе с комплексом упражнений по развитию речи и фонематического слуха. Владос, 2000.

Колесникова Е. В. Математика для детей 6-7 лет. Методическое пособие. Творческий дом, 2008

Казинцева Е.А., Померанцева И.В.Конспекты занятий в подготовительной группе. Формирование математических представлений. Учитель,2009

Федосова Н.А. От слова к букве. Учебное пособие для подготовки детей к школе в 2-х частях. Просвещение, 2013.

Волкова С. И. Математические ступеньки. Учебное пособие для подготовки детей к школе. Просвещение, 2013.

Плешаков А.А. Зелёная тропинка. Учебное пособие для подготовки детей к школе. Просвещение,2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по дополнительной платной образовательной услуге художественно – эстетической направленности для детей от 5 до 7 лет «Кораблик» (оригами).

Занимательное дело оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осущес...

Программа по дополнительной платной образовательной услуге "Праздники для именинников" для детей от 3 до 7 лет.

Организация праздников для детей  (дни рождения ребенка по заказу родителей)   - это проведение дополнительных именинных развлечений для детей от 3 до 7 лет в детском саду, дома у ребен...

Рабочая программа по дополнительной платной образовательной услуге эстетического воспитания детей вокального кружка «Колокольчик» для детей 5 -7 лет, посещающих учреждение 2016-2017

Пояснительная запискаПериод дошкольного детства наиболее благоприятен для эстетического развития ребенка. Мир музыки, музыкальной деятельности очень близок детям. В восприятии музыки, ее оценке, самос...

Рабочая программа по дополнительной платной образовательной услуге эстетического воспитания детей вокального кружка «Колокольчик» 2017-2018

В процессе занятий музыкой дети знакомятся с лучшими образцами народной и классической музыки, что способствует обогащению их духовного мира. Музыкальная деятельность развивает воображение, эстетическ...

Рабочая программа по дополнительной платной образовательной услуги. Кружок «Пластилиновое чудо».

Пластилинография является одним из средств релаксации, что имеет важное значение для психологического благополучия малыша.  Тема кружковой работы является актуальной, так как работа с мягким и пл...

Рабочая программа по дополнительной платной услуги "Оздоровление и безопасность"кружок "Степ-аэробика" на 2023-2024 уч.г

Рабочая программа по дополнительной платной услуги "Оздоровление и безопасность"кружок "Степ-аэробика" на 2023-2024 уч.г...