Влияние театрализованной деятельности на всестороннее развитие ребёнка.
статья (средняя группа)

Клюшина Ольга Валентиновна

Возникнув еще на заре человеческой цивилизации, театр до сих пор остаётся одним из основных видов искусств. Во многом театральная жизнь в обществе является показателем уровня развития его культуры, прежде всего духовной. Даже современный человек, воспитанный на телевидении и компьютерных играх, впервые придя в театр, чаще всего ощущает внутренний подъём, прилив энергии. Издавна театр используется и как один из инструментов воспитания.

                                   

Скачать:


Предварительный просмотр:

Влияние театрализованной деятельности на всестороннее развитие ребёнка.

 Подготовила воспитатель 1-й категории Клюшина О. В.

Место проведения: СП ДО «Детский сад Солнышко»

 Возникнув еще на заре человеческой цивилизации, театр до сих пор остаётся одним из основных видов искусств. Во многом театральная жизнь в обществе является показателем уровня развития его культуры, прежде всего духовной. Даже современный человек, воспитанный на телевидении и компьютерных играх, впервые придя в театр, чаще всего ощущает внутренний подъём, прилив энергии. Издавна театр используется и как один из инструментов воспитания.

Обращение к театрализации как идее внедрения проблемного обучения, принято связывать  с
потенциалом развивающего обучения. Являясь источником творческого мышления, театральная педагогика,
очередной раз, демонстрирует феномен воспитания: это не только
что сказано, но и как, зачем, кому, когда.
Обращаясь к театрализации как идее развития потенциала, предлагается поэтапное формирование
интеллектуально-эмоционального опыта как эстетического освоения действительности в условиях
компьютерно-виртуальной коммуникации.

Любой театр, какой ни возьми, имеет свою страницу в истории. Также известна история зарождения театрального искусства. Театры для детей тоже не стали исключением. Хотя история их возникновения очень короткая. Сама идея создания детского театра начала обсуждаться в кругах творческих людей и интеллигенции только в середине XVIII века, но сами представления для детей появились лишь в XIXвеке. До этого времени профессиональное театральное искусство было недоступно детям.

В XV веке в Европе и с XVII в России были созданы школьные театры, которые имелись при учебных заведениях. У них были теоретически разработанные основы и правила. Школьные театры в основном носили политическую направленность и были далеки от того представления о детском театре, в каком виде мы знаем его сейчас.

В России детские театры появились намного позже, только после революции. Это произошло в основном благодаря поддержке Луначарского. Детские театры начали появляться в годы Гражданской войны в Москве, Петрограде, Саратове. Но просуществовали недолго. Зато в 20-е годы появилось много детских театров (ТЮЗов) и кукольных театров для детей  в разных городах России. Театры давали представления, как на русском, так и на национальных языках.

Возникновение детских кукольных театров в России можно отнести к 1918-19 годам, когда появились первые театры такого направления. Это «Театр марионеток Шапориной-Яковлевой» в Питере, «Театр петрушек и китайских теней Ефимовых» в Москве.

Репертуары детских театров поначалу составляли из произведений, входящих в круг детского чтения: «Маугли», «Конек-горбунок», «Принц и нищий», «Том Сойер». В середине 20-х годов стали появляться детские спектакли на современные темы: «Тимошкин рудник», «Черный яр», «Винтовка 492116». Героями этих пьес стали современные подростки, а исполняли их роли актрисы-травести, многие из них стали впоследствии очень известными, например, Охитина, Сперантова, Коренева.

В годы Великой Отечественной войны многие детские театры были эвакуированы в тыл, где стали давать спектакли не только для детей, но и для взрослых. Особое место в репертуаре заняли спектакли на патриотическую тему: «Сын полка», «Город мастеров», «Два капитана».

В 70-е годы в СССР было уже более 100 кукольных театров, 46 драматических и 1 музыкальный детский театр. Также спектакли для детей начали ставить и во взрослых театрах.

В настоящее время в России существует огромное количество всевозможных детских театров, так сказать, на любой, даже самый изысканный вкус.

Детские сады не остаются в стороне. Современная педагогика из дидактической постепенно становится развивающей. Психологи и педагоги – практики начинают осознавать и видеть результаты своей воспитательной и образовательной деятельности в развитии личности каждого ребёнка [2.с5-7 ]

Трудно переоценить  развитие речи детей в процессе театрализованной деятельности. Использование детьми различных средств выразительности – важнейшее условие интеллектуального, речевого, литературного и художественного развития.

Выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста ( от непроизвольной эмоциональной у малышей к интонационной речевой у детей средней группы и к языковой выразительной речи у детей старшего возраста).

Привычку к выразительности речи можно воспитать путём привлечения детей к выступлениям перед публикой с малолетства (дети читают стихи и потешки, поют песни). Огромную роль в формировании выразительности речи оказывают театрализованные занятия в дошкольных образовательных учреждениях. Эти занятия пользуются огромной популярностью у детей дошкольного возраста.

В книге М. Д. Маханёвой «Театральные занятия в детском саду» дан тематический план работы и краткие сценарии занятий. Даже выполняя этот минимум, педагоги могут организовать интересную театрализованную деятельность.

Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя,  ребёнок знакомится с окружающим миром, начинает думать, анализировать, обобщать.

Совершенствуется речь ребёнка, звуковая культура, интонационная выразительность.

Можно утверждать,  что театрализованная деятельность способствует развитию чувств, переживаний, открытий.

Так же идёт развитие эмоциональной сферы ребёнка, заставляет его сочувствовать и сопереживать. А это – важнейшее средство развития эмпатии.

Театрализованная деятельность помогает формировать опыт социальных навыков поведения. Литературные произведения для дошкольников, как правило, учат доброте, взаимопомощи.

 Каждому воспитателю, в своей работе приходится сталкиваться с театрализованной деятельностью.  Театрализованная деятельность помогает ребёнку решать многие проблемные ситуации опосредованно, от лица героя. Это помогает преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Кроме того совершенствуется связная речь: активизируется словарь, совершенствуется звуковая сторона речи, появляется интонационная выразительность речи. Театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребёнка.

С чего начать данную работу?

Для организации театрализованной деятельности нужно создать определённые условия.

1. В группе нужно выделить место для театрализации, здесь должны быть различные виды театров, так же рядом должен находится уголок ряжения и музыкальный уголок.

2. Выбрать форму организации.

« Кружок дополнительного образования.

 На нём проводим театрализованные игры , один раз в неделю 15 – 20 минут, в группе или в физкультурном зале. Кружок дополнительного образования проводим уже второй год.

« Клуб выходного дня «Сказка». Каждую субботу, вместе с музыкальным руководителем. Продолжительность – 1 час, количество детей – 16 человек.

 3. Определиться с участниками: оба воспитателя и родители, в этом году музыкальный руководитель помогает проводить данную работу.

Особый акцент хочется сделать на участие родителей на клубе выходного дня. Родители принимают участие в изготовлении масок, учат с детьми роли, на финальный показ сказки приходят всей семьёй, для родителей проводятся мастер – классы изготовление конусных фигур для сказки «Курочка Ряба», знакомство с дидактическими играми на тему «Сказка в жизни ребёнка».

У детей расширяется круг общения, создаётся полноценная среда для развития, которая помогает каждому ребёнку найти своё место. В основе данного общения лежит уважение к личности каждого ребёнка.

Что такое инсценировки?

В младшей группе формировать у детей простейшие образно-выразительные умения (учить имитировать характерные движения сказочных животных на физкультурных и музыкальных занятиях, в свободной деятельности);

В средней группе обучать элементам художественно-образных выразительных средств (интонации, мимике, пантомиме);

В старшей группе совершенствовать художественно-образные исполнительские умения;

В подготовительной к школе группе развивать творческую самостоятельность в передаче образа, выразительность речевых и неречевых (пантомимических) действий.

В процессе восприятия художественных произведений, произведений музыкального и изобразительного искусства дети способны
осуществлять выбор того (произведений, персонажей, образов), что им
больше нравится, обосновывая его с помощью элементов эстетической
оценки. Они эмоционально откликаются на те произведения искусства, в которых переданы понятные им чувства и отношения, различные
эмоциональные состояния людей, животных, борьба добра со злом.
Совершенствуется качество музыкальной деятельности. Творческие
проявления становятся более осознанными и направленными. [3 c 67 ]

Воспитатель должен осуществлять педагогическое руководство игрой: воспитание у детей основ общей культуры, приобщение детей к миру театра, развитие творческой активности. В дошкольном образовательном учреждении дошкольников знакомят с театром как храмом искусства: его устройством, театральными профессиями, театральными постановкам[1. с 20]

Важно, чтобы и взрослый и дети от данной работы получали удовольствие. Тогда и результат будет.

Литература:

1. Губанова Н.Ф «Театрализованная деятельность дошкольников», издательство «ВАКО» 2007 год.

2. Маханёва М.Д «Театрализованные занятия в детском саду» ТЦ «Сфера», 2001 год – 128 с.

3.Смирнова Е.О «Детская психология» ( Серия учебники для вузов) – СПб 2009 год, 304 с.                                                                                                      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Влияние изобразительной деятельности на всесторонне развитие ребёнка"

Рассказывается родителям о роли изобразительной деятельности в развитие дошкольника...

Консультация "О влиянии экспериментальной деятельности на всестороннее развитие ребёнка-дошкольника"

Консультация "О влиянии экспериментальной деятельности на всестороннее развитие ребёнка-дошкольника"...

Консультация для родителей «Влиянии экспериментальной деятельности на всестороннее развитие ребёнка-дошкольника»

laquo;Влиянии экспериментальной деятельности на всестороннее развитие ребёнка-дошкольника»...

Консультация для родителей «Влияние экспериментальной деятельности на всестороннее развитие ребёнка дошкольника»

Консультация для родителей «Влияние экспериментальной деятельности на всестороннее развитие ребёнка дошкольника»...

О влиянии экспериментальной деятельности на всестороннее развитие ребёнка-дошкольника

О влиянии экспериментальной деятельности на всестороннее развитие ребёнка-дошкольника...

Опыт работы воспитателя Любовь Сергеевны Гавриловой по теме ВЛИЯНИЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ВСЕСТОРОННЕЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКА -

Именно театральная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования личности ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Театрализованная де...