«Александр Невский – славный защитник земли Русской»
план-конспект занятия (старшая группа)

Имя Александра Невского — одно из самых  славных в истории нашей страны. И не только славных, но что, пожалуй, еще значительнее,— одно из самых светлых и любимых русским народом.

Изучая интервал истории, который касается жизни и свершений этого великого русского человека, мы понимаем, какой сильный русский дух, какая большая любовь к Родине была заключена в нем. Такие знания укрепляют и развивают чувство патриотизма, наполняют сердце гордостью за свое государство. Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым и относится чувство патриотизма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aleksandr_nevskiy.docx39.53 КБ

Предварительный просмотр:

«Александр Невский – славный защитник земли Русской»

Князь благоверный, грозный воин,

                                                                   Правитель мудрый и святой,

                                                                                  Народной памяти достоин
                                                                                 За подвиг праведный земной.
                                                                      (С.Погорелов “Александр Невский”)

Цель: познакомить детей с исторической личностью - древнерусским князем Александром Невским.

Задачи:

Образовательная: совершенствовать знания детей  о  детстве  и подвиге во имя Руси Александра Невского; дать представление о том, какими были защитники нашего отечества во времена Александра Невского.

Воспитательная: воспитывать уважительное отношение к родной стране, чувство гордости за славное историческое прошлое своего Отечества.

Развивающая: развивать коммуникативные навыки, умение вести диалог; вызвать эмоциональный отклик у детей.

Состав группы воспитанников: дети старшей группы дошкольного учреждения

Актуальность: 

Дошкольное детство – важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущение собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле.

Во все времена острым оставался вопрос о воспитании уважения и гордости к своей стране с самого раннего детства. Для этого необходимо знать историю, в которой немаловажную роль сыграли отдельные личности. Именно пример их отношения к Родине поможет гордиться и, самое главное, уважать свою родную землю. У каждого народа есть заветные имена, которые никогда не забываются, напротив, чем дальше развивается историческая жизнь народа, тем ярче, светлее  становится в памяти потомства нравственный облик тех деятелей, которые, отдав все силы на служение своему народу, успели оказать ему существенные услуги. Такие деятели становятся излюбленными народными героями, составляют его национальную славу, их подвиги прославляются в сказаниях и песнях.

Еще выше значение тех деятелей, жизнь которых озаряется ореолом святости, которые умели совершать дело служения своему народу в угождение Богу. Тогда они становятся ангелами-хранителями своего народа, предстателями за него пред Богом, к ним в тяжелые годы обращается народ с молитвою о помощи, их небесной защите приписывает счастливые события и случаи избавления от разных бедствий.

Имя Александра Невского — одно из самых  славных в истории нашей страны. И не только славных, но что, пожалуй, еще значительнее,— одно из самых светлых и любимых русским народом.

Изучая интервал истории, который касается жизни и свершений этого великого русского человека, мы понимаем, какой сильный русский дух, какая большая любовь к Родине была заключена в нем. Такие знания укрепляют и развивают чувство патриотизма, наполняют сердце гордостью за свое государство. Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым и относится чувство патриотизма.

В толковом словаре В.И. Даля слово «патриот» означает «любитель Отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник».

Патриотизм как качество личности проявляется в любви к своему Отечеству, преданности, готовности служить своей Родине.

Это значит, что ребенка еще в дошкольном возрасте нужно «научить» быть привязанным к Родине, быть ответственным в его маленьких делах и поступках, научить сопереживанию вообще как человеческому чувству. Необходимо   сформировать  у   дошкольников первоначальные     достоверные      представления     об   истории    Родины, восхищение своим народом, пробудить гордость за принадлежность к этой стране.

Терпение, доброта, щедрость, милосердие, стремление к духовности, готовность встать на защиту Родины, отдать за нее жизнь - вот что всегда являлось сутью русского человека. Ценности эти истинные, унаследовав их, ребенок станет много богаче...

Форма проведения занятия: познавательная беседа.

Виды деятельности: просмотр фильма, работа с иллюстрациями, чтение стихотворений, обсуждение, размышление, составление «Заповеди Александра Невского», игра, музыка, беседа.

Дидактическое обеспечение:

Технологии и методики: игровая технология, технология проблемного обучения, здоровьесберегающие технологии, технология развивающего обучения, технология интегрированного занятия, технология коллективного способа обучения; методика эстетического, нравственного воспитания и методика стимулирования навыков художественного творчества,

 Дидактическое оснащение и оборудование: 

проектор, мелодия “Моя Россия, фильм “Александр Невский”,оборудование для игры “Собери дружинника в поход” (наборное полотно с изображением Руси, конверты с элементами снаряжения воинов, фигурки дружинников), магнитная доска, магниты, стулья для детей,  «волшебная палочка», иллюстрация Александр Невский в доспехах, напечатанный текст «Заповедь Александра Невского», музыкальное сопровождение.

Ход организованной образовательной деятельности:

Часть НОД

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

I. Орг. момент

(2 мин.)

Звучит мелодия “Моя Россия”.

- Здравствуйте, ребята! Как вы себя сегодня чувствуете, всё ли у вас сегодня благополучно сложилось? Если всё отлично – хорошо, ну а если не очень, попробуем улучшить ваше настроение. Поможет нам в этом волшебная палочка. Вы скажете, она совсем обыкновенная? В общем-то, да! Но, передавая её, вы должны мысленно пожелать что-нибудь хорошее своему соседу, и тогда она сможет совершить чудо. Передавая палочку, вы ещё будете произносить  имя соседа, но такое, которое ему будет приятно услышать.

Педагог предлагает присесть на свои стульчики.

Дети стоят полукругом.

Дети приветствуют педагога.

Дети по кругу передают палочку, улыбаясь друг другу, называя друг друга любимыми  именами.                                                                                            

Дети садятся на стульчики полукругом.

II. Основная часть

(20 мин.)

Стихотворение: С. Васильев «Россия».

1.Сообщение темы (2 мин.)

2.Работа с иллюстрацией: «Александр Невский в доспехах» (3мин).

Стихи об Александре Невском (2 мин.)

4.Просмотр фильма об Александре Невском (2 мин.).

5.Беседа по фильму об Александре Невском

6.Физкультминутка: «Чтобы сильным стать и ловким».

(1 мин)

7.Игра “Дружина Александра Невского”

Игра: «Собери дружинника в военный поход».

(3 мин.).

Игра: «Назови как можно больше качеств воина».

(2 мин.).

Игра: «Богатырские заповеди».

(2 мин.).

С. Васильев «Россия».

Россия… Как из песни слово —

Березок юная листва.

Кругом леса, поля и реки,

Раздолье, русская душа.

Люблю тебя, моя Россия,

За ясный свет твоих очей,

За ум, за подвиги святые,

За голос звонкий, как ручей.

Люблю, глубоко понимаю

Степей задумчивую грусть.

Люблю все то, что называю

Одним широким словом «Русь».

Воспитатель читает стихотворение: С. Васильева «Россия».

-Ребята, сегодня мы с вами поговорим о защитниках нашей Родины, Святой Руси. Мы познакомимся с человеком, который был не только воином, но и истинным хранителем нашей страны и нашей православной веры.

-Посмотрите на экран. Кто здесь изображен?

-Во что одет воин? Это современное или старинное снаряжение?

-Посмотрите, чем вооружен князь? Какое оружие он держит в руках?  

-Какое еще вооружение русских воинов вы знаете? 

-Что еще вы видите на картине, над головой воина?

-Ребята,  а это ведь необычный флаг. Кто на нем изображен? 

-Кто догадается, почему русские воины помещали на своем флаге изображение самого Бога?

-Этот воин – русский князь Александр Невский. Святой князь был защитником Святой Руси, православной веры русских людей. И защищал свою страну самоотверженно, был честным и справедливым. Он всегда шел в бой со словами “Не в силе Бог, а в правде”. Александр Невский был настоящим героем. А кто такой герой?

-Ребята подготовили стихи об Александре Невском.

А чтобы лучше узнать о жизни князя предлагаю посмотреть фильм об А. Невском.

Текст: Это было очень-очень давно. В семье русского князя родился мальчик. Его назвали Александром. Мальчик рос добрым и честным. Маленький Александр научился скакать на коне. В детстве его научили читать и писать, и владеть оружием. В 16 лет он стал княжить на Руси.

В то время на нашу землю напали враги. Сначала напали шведы. Они приплыли на огромных лодках по реке Неве. Эти лодки назывались ладьями.

Князь собрал всю свою дружину. Русские встали на защиту своей Родины. Они были смелые и отважные. И победили шведов! С тех пор Александра стали называть Невским.

Еще Александр победил немецких рыцарей. Была зима. Озеро покрылось льдом. Русских было мало. Но они не сдавались. И вот лед треснул. Немецкие рыцари упали под воду. Ведь у них были тяжелые доспехи.

Много подвигов совершил князь Александр. А главное – сохранил нашу Россию!

-Ребята, вам понравился рассказ об Александре Невском? Что запомнилось? Ребята, хотели бы вы быть похожими на князя Александра Невского? Почему?

-Скажите, Александр Невский мог добиться победы над врагом один?

-Конечно. Даже есть такая пословица - один в поле не воин. Ему помогали русские воины, а еще их называли дружинниками. Как вы думаете, почему их так называли? Какое слово похоже на слово дружинник?

-Дружинники – так назывались воины в Древней Руси. Они отличались особой доблестью.

-А вы хотите на время побыть в дружине Александра Невского? Тогда для начала разомнемся.

Чтобы сильным стать и ловким
Приступаем к тренировке.
Носом вдох, а выдох ртом.
Дышим глубже, а потом
Шаг на месте, не спеша.
Как погода хороша!
Вверх потянемся, пройдемся,
И на место вновь вернемся.


-В нашей старинной шкатулке для вас задание. Сначала нужно собрать дружинника в военный поход. Для этого в конвертах есть снаряжение воина и оружие. Необходимо выбрать только то, что подходит старинному воину.

 

-Покажите, какая дружина у вас получилась. Теперь самое время отправить ее на защиту Руси! Только для этого вы должны назвать как можно больше качеств своего воина.

А какие вы знаете  богатырские военные заповеди?

Дети слушают стихотворение: С. Васильева «Россия».

-Воин, он в доспехах.

-Снаряжение старинное. На нем металлическая 

кольчугарукавицы, плащ,  на ногах – высокие сапоги, на голове - шлем с защитной сеткой.

-У князя в руках оружие – меч.

-Булава, палица, копье, лук и стрелыдля защиты – щит.

-Флаг, знамя.

-Бог, икона

-Русские воины верили в помощь Бога.

-Это тот человек, который готов свою жизнь отдать за Родину.

Чтение детьми стихов об Александре Невском

1 ребенок.  

Князь Александр – победой Невской
Прославлен, честью озарен.
Коварный враг, безумный дерзкий,
Не раз разбит и усмирен.

2 ребенок.

Не в силе Бог, а в правде! Помни!
Звучит призывом его речь.
Долг перед Родиной исполни.
Непобедим наш русский меч!

3 ребенок.

Князь благоверный, грозный воин,
Правитель мудрый и святой,
Народной памяти достоин
За подвиг праведный земной.
(С.Погорелов “Александр Невский”)

Просмотр фильма об Александре Невском

-

Ответы детей.

-Нет. Ему помогали другие воины.

-На слово дружба, дружить. Они сражались за свою родину дружно, вместе.

Дети выполняют физкультминутку

ходьба

вдох и выдох, руки на поясе

руки вверх, вниз
шаг
прыжки

потягивание

Дети за столами выполняют задание.

Мой воин храбрый, отважный, смелый, любит свою Родину. (Те дети, которые назвали, помещают своих дружинников на наборное полотно).

-Сам погибай, а товарища выручай.
Трудно в ученье, легко в  бою.
Слава не у того, кто ее ищет, а кто в бою добывает.
Богатырь от напасти не бежит, друзей в беде не покидает.
Богатырь на пирах не сидит, живот не растит.
Слава идет не от роду-племени, а по богатырским делам, да по подвигам.

III. Заключит. этап

(3 мин.)

 

Рефлексия.

Составляем «Заповедь Александра Невского» 

-Ребята, о ком мы сегодня беседовали?

-Каким он был?

-Посмотрите, какая крепкая дружина Александра Невского у нас получилась! Защищать свою страну нужно всегда. Мы должны чтить славные традиции наших предков и стремиться вырасти сильными и отважными, умными, добрыми, чтобы тоже защищать нашу страну, заботиться о благополучии и процветании нашей Родины – России!

Знаете ли вы, что перед любым сражением Александр Невский произносил заповедь. Эта заповедь Александра дошла до наших дней. Но, чтобы узнать заповедь, нужно собрать эти части (на столе заранее приготовлены части заповеди Александра Невского)

-Мы беседовали об Александре Невском.

-Сильным, смелым, отважным.

Ребята с помощью педагога подбирают подходящие по смыслу части высказывания и составляют на магнитной доске «Заповедь Александра Невского»:  

"Нас немного, а враг силен. Но не в силе Бог, а в правде".


Список  литературы:

1.Антонова В.И. Александр Невский. М, 1966.

2.Бегунов Ю.К. Александр Невский. Жизнь и деяния святого и благоверного великого князя. М., Молодая гвардия, 2003.

3.Великий князь Александр Невский. Русь, Орда и Запад в эпоху Александра Невского. Земное и небесное в посмертной биографии Александра Невского. Два подвига Александра Невского. Сост. И автор. Текст А.Ю. Карпова. М., 2002.

4. Головин Н. Моя первая русская история. - М, 1993.

5.Горский А.А. Александр Невский //Родина, 1993, № 11, с.26-31.

6.    Далинина Г.Н. Дошкольнику - об истории и культуре России: Пособие

для    реализации    программы    «Патриотическое      воспитание   граждан

Российской Федерации на 2001 - 2005 г.» - М., 2003.

7.Данилевский И.Н. Русские земли глазами современников и потомков (ХII-ХIV вв.) М., 2001.

8.Житие Александра Невского. Автор-составитель М.А. Пистменный. М., Рипол-классик, 2003.

9.Иткин Э.С. Дни воинской славы России. Учебно-методическое пособие. Книга 1. Н.Новгород, НГЦ, 2007.

10.Охотникова В.И. Повесть о житии Александра Невского // Словарь Книжников и книжности Древней Руси. Вып.1.(ХI-первая половина ХIY в.) Отв.ред. Д.С.Лихачев. Л.. 1987.

11.Пашуто В.Т. Александр Невский. Серия "Жизнь замечательных людей". М., Екатеринбург, 1995.

12. Русичев С. «Александр Невский. Великие историки о великом полководце». Издательство: «Диля», 2010.

13. С чего начинается Родина?/Под ред. Л.А. Кондрыкинской. - М., 2003. 

Интернет-ресурсы:

https://history.com.ru/

https://rvio.histrf.ru/

https://historyrussia.org/

http://www.bibliotekar.ru/istoriya-rossii/33.htm

https://zen.yandex.com

https://histrf.ru/lenta-vremeni/

http://www.hram-ks.ru/daty_vov.shtml


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Александр Невский защитник земли русской"

Слайды к сценариюмузыкально- литературной композиции...

Проект "Дмитрий Донской, Александр Невский-защитники земли Русской. Богатыри."

Невозможно вырастить нормального мужчину, если не демонстрировать ему в детстве и в подростковом возрасте романтических образов героизма. Посмотрите на наших мальчиков, как у них загораются глаза при ...

«АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ – СВЯТОЙ ВИТЯЗЬ ЗЕМЛИ РУССКОЙ»

КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ (ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА)...

Конспект образовательной деятельности Александр Невский - Святой витязь земли русской.

Цель: Духовно-нравственное воспитание дошкольников. Задачи:1. Формировать у детей чувство гражданственности, уважение к историческому прошлому своей страны, к жизни великих полководцев, защищающи...

“Александр Невский – славный защитник земли Русской

Формирование духовно-нравственных качеств  у дошкольников старшего возраста на примере образа князя Александра Невского.На сегодняшний день проблема духовно-нравственного воспитани...

Конспект ОД "Александр Невский – защитник земли русской Кантата С. Прокофьева Александр Невский"

Конспект ОД "Александр Невский – защитник земли русской Кантата С. Прокофьева Александр Невский"...