Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста
статья (подготовительная группа)

Недрыгайлова Наталья Александровна

Данный материал содержит обзор программ, технологий и интернет-контента по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста

Нередко родители жалуются, что дети не знают цену деньгам, не ценят

и не берегут вещи, игрушки, требуют дорогих подарков. Включение в образовательную деятельность ДОО основ экономического воспитания может помочь родителям в решении этой воспитательной задачи.

Пассивное, безответственное поведение в сфере личных и семейных финансов выступает главной причиной денежных проблем и неудач во взрослой жизни.

 По финансовой грамотности населения Россия разделила 24-е место с Белоруссией, Камеруном, Кенией, Мадагаскаром, Сербией и ОАЭ. Доля «финансово грамотного» населения, этих государствах составила 38%. Россию в рейтинге опередили такие страны, как Зимбабве, Туркменистан и Монголия (по 41%), а также Казахстан, Замбия, Сенегал и Украина (по 40%).

Правильное отношение к деньгам закладывается в детстве. Человек с рациональным отношением к деньгам выберет наиболее подходящую финансовому устройству общества стратегию финансового поведения.

С точки зрения включения экономического воспитания в образовательную деятельность дошкольников 5-7 лет речь не идет и не может идти о полноценных знаниях, умениях или навыках рационального обращения с деньгами. Однако именно этот возраст является самым продуктивным в плане заложения таких индивидуально-психологических особенностей личности, как ответственность, бережливость, сила воли, которые в дальнейшем будут необходимы для воспитания финансово грамотного гражданина. Эти свойства личности способствуют успешности решений, принимаемых взрослым человеком.

Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017–2023 годы, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2017 года № 2039-р, содержит определение финансовой грамотности  (как результата процесса финансового образования, который, в свою очередь, определяется как сочетание осведомленности, знаний, умений и поведенческих моделей, необходимых для принятия успешных финансовых решений и, в конечном итоге, для достижения финансового благосостояния.

Финансовая грамотность для дошкольников – это финансово-экономическое образование детей, направленное на заложение нравственных основ финансовой культуры и развитие нестандартного мышления в области финансов (включая творчество и воображение).

Ребенок, сам того не понимая, невольно участвует в экономических процессах. Он вместе с родителями ходит в магазин, иногда и сам делает покупки, и, хотим мы этого или не хотим, он все равно получает экономический опыт.

Независимо от того, занимается дошкольное учреждение экономическим воспитанием или нет, наш маленький согражданин черпает некоторую информацию из окружающего мира, но она остается лишь информацией, а задача воспитателей и родителей сделать ее инструментом для использования.

Именно поэтому экономическое образование надо начинать как можно раньше, с дошкольного возраста, знакомить малышей с такими понятиями как разумное ведение домашнего хозяйства, экономия средств, использование сбережений.

В дошкольном возрасте под финансовой грамотностью понимаются воспитание у ребенка бережливости, деловитости и рационального поведения в отношении простых обменных операций, здоровой ценностной оценки любых результатов труда, будь то товары или деньги, а также формирование у ребенка правильного представления о финансовом мире, которое сможет помочь ему стать самостоятельным и успешным человеком, принимающим грамотные, взвешенные решения.

Приобщение дошкольников к финансовой грамотности не предполагает ознакомления с работой финансовых институтов, а тем более постижения специфических понятий (например, инфляция, биржа, ценные бумаги, аккредитивы и др.) и решения сложных арифметических задач.

Основная цель экономического воспитания дошкольников – содействие формированию первичных социальных компетенций воспитанников в сфере личных и семейных финансов. Для достижения этой цели необходимо включить изучение основ финансовой грамотности в образовательные программы ДОО для детей 5-7 лет.

Следует выделить следующие основные образовательные задачи изучения основ финансовой грамотности:

  1. дать дошкольникам первичные финансовые и экономические представления;
  2. обогатить словарный запас дошкольников основными финансово-экономическими понятиями, соответствующими их возрасту;
  3. способствовать формированию разумных экономических потребностей,
    умению соизмерять потребности с реальными возможностями их удовлетворения;
  4. стимулировать мотивацию к бережливости, накоплению, полезным тратам;
  5. положить начало формированию финансово-экономического мышления;
  6. способствовать формированию основных качеств по умению принятия
    самостоятельных решений;
  7. сформировать умение рационально организовывать свою трудовую
    деятельность;

Программа А.Д. Шатовой «Тропинка в экономику» рассчитана на старших дошкольников (5-7 лет) и охватывает два года обучения.

Программа состоит из четырех блоков (разделов), связанных между собой задачами и содержанием:

«Труд, продукт, товар»,

«Реклама»

«Деньги»

«Мир профессий».

Семенкова Е.В., Стахович Л.В. Образовательная программа «Азы финансовой культуры для дошкольников»

Герасименко С.В., Маркушевская Е.А., Шайкина И.П., Назарова И.В. и др. Программа образовательного курса «Приключения кота Белобока, или экономика для малышей»

Обучающий видеоконтент

Серия видео-мультфильмов «Уроки тетушки Совы»:

Азбука денег тетушки Совы –Что такое деньги?

Азбука денег тетушки Совы –Умение экономить.

Азбука денег тетушки Совы –Семейный бюджет.

Азбука денег тетушки Совы –Карманные деньги.

Азбука денег тетушки Совы –Потребности и возможности.

Азбука денег тетушки Совы –Работа и зарплата

Мультфильм Фиксики –Деньги

Караваев В. «Зайчонок и муха», 1977

«Все профессии нужны, все профессии важны» (мультфильм-песенка для малышей)

 Союзмультфильм «Так сойдет»

Союзмультфильм «Пятачок»

«Вершки и корешки»

Союзмультфильм «Сказка про лень»

Мультсериал «Навигатум»: Профессия Ветеринар», «Детский стоматолог»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста от 4 до 6 лет

План - конспект открытой непосредственно - образовательной деятельности в смешанной группе «Родничок» к районному семинару - практикуму по теме: «Формировани...

Самообразование Тема: «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста» ( 6-7 лет )

Финансовое просвещение и экономическое воспитание – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Малыши рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, рекламой,...

Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста .Дидактические пособия для детей старшей и подготовительной групп.

Методические разработки  для формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста .Участники проекта: воспитанники подготовительных к школе групп, воспитатели .Целью моих р...

Проект по познавательному развитию на тему: «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста» для детей старших групп

Прект финансовой  и экономической направленности поможет детям сформировать представления об экономических понятиях....

Конспект ООД по формированию основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста "Приключения Буратино в школе финансовой грамотности"

Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах: бережливость, смекалка, трудолюбие,...

Отчет на конец года по обучению финансовой грамотности детей старшей группы «Пчелки». Тема: «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста по средствам экономического воспитания»

Финансовая культура детей дошкольного возраста как один из аспектов экономического воспитания – это новое направление в дошкольной педагогике, является глобальной социальной проблемой, неотделим...