Педагогический проект «Все начинается с театра»
проект

Дмитриева Светлана Генриховна

Мир детства рядом с нами, он внутри нашего взрослого мира. Он смотрит на нас глазами ребенка, говорит его голосом. Когда то он был и нашим миром… Почему почти каждому из нас он кажется внутренним раем, золотым веком нашей жизни? Как заглянуть в этот мир хоть на мгновенье?

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_vse_nachinaetsya_s_teatra.docx31.51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 12 «Солнышко»

Педагогический проект

«Все начинается с театра»

Дмитриева Светлана Генриховна

музыкальный руководитель

высшая категория

Введение.

Мир детства рядом с нами, он внутри нашего взрослого мира. Он смотрит на нас глазами ребенка, говорит его голосом. Когда то он был и нашим миром… Почему почти каждому из нас он кажется внутренним раем, золотым веком нашей жизни? Как заглянуть в этот мир хоть на мгновенье?

Мир детства, внутренний мир ребенка – ключ ко многим волнующим проблемам нашей жизни. Раскрыть заветную дверь помогает игра.

Театрализованная игра связывает детей между собой, детей со взрослыми в единое волшебное целое. И если ребенок  начинает доверять нам, верить – значит можно творить, воображать, фантазировать.

Именно в дошкольном возрасте ребенок осваивает высшие формы экспрессии – выражение чувств с помощью интонации, мимики, пантомимики, что помогает ему понять переживания другого человека, «открыть» их для себя. Как показывает опыт, самый короткий путь к развитию эмоциональности раскрепощения ребенка, снятия «зажатости», обучения чувствованию и развитию художественного воображения – это путь через игру, фантазирование, сочинительство.

Все это может дать театр. Сочетая возможности нескольких видов искусств – музыки, живописи, танца, актерской игры, театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка. Занятия театрализованной деятельностью развивает сферу чувств, пробуждают способность поставить себя на место другого, радоваться и тревожиться вместе с ним.

В дошкольном возрасте игра является основным видом деятельности и оказывает и оказывает большое влияние на психическое развитие ребенка. Понятие «игра» объединены самые разнообразные проявления активности ребенка, которые различаются, прежде всего, характером действий и их направленностью, - это игры дидактические, подвижные, театрализованные, сюжетно-ролевые, музыкальные и другие. Таким образом, театрализованная игра, как один из видов игровой деятельности, оказывает существенное влияние на ход развития личности ребенка.

Инновационная деятельность. Театрализованная игра – деятельность необыкновенно эмоционально насыщенная, что делает ее привлекательной для детей. Она приносит ребенку большую радость и удивление. В ней заложены истоки творчества, дети принимают руководство взрослого, не замечая его. Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно, от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театрализованная деятельность помогает всестороннее развивать ребенка.

Все это явилось основанием для организации в детском саду музыкально-театральной студии «Добрые соседи».

Перед педагогами детского сада сегодня стоит непростая, нелегкая задача – организовать педагогический процесс так, чтобы он соответствовал Федеральным государственным требованиям и обеспечивал сохранение самоценности, неповторимости дошкольного периода детства.

Инновационная деятельность – процесс, который развивается по определенным этапам и позволяет перейти на более качественную ступень. Информационные технологии дают нам все новые возможности, но и много требуют от нас: понимать и принимать новые реалии, быстро ориентироваться, обучаться Человеку приходится справляться с массой постоянно «сваливающихся» на него творческих задач. И это касается не только профессиональной или научной деятельности, но и бытовой жизни. Задача развития творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности в процессе воспитания и обучения, поставленная в Законе РФ «Об образовании», является одной из социально значимых задач современного общества. Отсюда вытекает достаточно четкий вывод о стратегии преподавания: необходимо формировать у детей исследовательские навыки, исследовательский склад мышления, способность быстро входить в новые предметные области; обучать работе с информацией; адаптировать к динамичной картине мира.

Одним из перспективных инновационных методов, способствующих решению этой проблемы, является проектный метод, использование которого предполагает интеграцию на основе единого проекта.

Актуальность педагогического опыта. Творческий потенциал детей зависит от той базы знаний, которые они приобретают в общеобразовательных дошкольных учреждениях. Музыка, как действенное средство художественно-эстетического воспитания, формирует «творчество» как качество личности. Творческое восприятие музыки детьми способствует их общему интеллектуальному и эмоциональному развитию. Актуальность опыта объясняется тем, что формирование творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать жизненные проблемы, закладывается в дошкольном возрасте. Гин.С.И. писала: «Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, такова будет и его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка». В связи с этим перед детскими образовательными учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения.

В результате мониторинга выявились проблемы: у детей бедный словарь, не умеют анализировать, устанавливать причинно-следственные, временные и другие отношения между предметами и явлениями. Несомненно, при этом встала проблема развития воображения, музыкального мышления, придумывания детьми рассказов и сказок, решения творческих задач. В процессе опроса педагогов установлено, что воспитатели не всегда понимают значимость этой работы, и если даже понимают, то не всегда представляются возможности специального развития творческого воображения у детей. Также у воспитателей отсутствует знание проблемных методов. Таким образом, выявлено основное противоречие, которое заключается в необходимости развития творческого воображения и мышления у детей дошкольного возраста, и недостаточными возможностями образовательного процесса в детском саду.

Для целенаправленной работы по разрешению данного противоречия и созданию системы работы по развитию творческого воображения и художественно-эстетического воспитания мною был разработан проект «Все начинается с театра».

Вид проекта – творческо-музыкальный

Объект исследования: процесс развития творческого воображения и мышления средствами музыкально-театрализованной деятельности.

Предмет исследования: педагогическая система, направленная на развитие творческого воображения и мышления методами музыкально-театрализованной деятельности.

В качестве гипотезы было выдвинуто предположение о том, что использование методов и приемов сценического творчества детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованных игр и игр- представлений может стать эффективным условием развития творческого воображения и мышления.

Цель проекта: формирование думающего и чувствующего, любящего и активного человека, готового к творческой деятельности.

Участниками проекта являются: дети старшей и подготовительной групп, музыкальный руководитель, педагоги детского сада, родители.

Задачи проекта:

  1. Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театрализованной деятельности.
  2. Создать условия  для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановка совместных спектаклей с участием детей, родителей, сотрудников ДОУ, организация выступления детей старших групп перед младшими, перед родителями и пр.)
  3. Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительских умений.
  4. Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт: знания детей о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии.
  5. Развивать у детей интерес к театрально-игровой деятельности.

Основное содержание проекта. Механизм реализации проекта.

Для реализации намеченной цели спланировала свою работу по следующим направлениям:

  1. Работа с детьми – она включает в себя методы и приемы музыкально-театрализованной деятельности для развития творческого потенциала.
  2. Работа с родителями – консультирование, совместная деятельность.
  3. Работа с педагогами – обобщение опыта, помощь в разработке основных методических материалов, помощь в организации уголков ряжения и театрализованных зон в группах.

Название метода

Содержание проекта

Ожидаемый результат

Проблемно-поисковый

- ставит проблемы

- предлагает инструменты для их решения

Успешно решают проблемные задачи

Поисково-экспериментальный

Развивает познавательный интерес потребности и способности, самостоятельной поисковой деятельности на базе обогащенного и сформированного эмоционально-чувственного опыта

- видят и выделяют проблему эксперимента

- принимают и ставят перед собой цель

- отбирают средства и материалы для самостоятельной деятельности

- развиваются личностные свойства: настойчивость, решительность, обогащаются знаниями о мире

Игровой

- учит выявлять противоречивые свойства предметов, явлений

- учат разрешать противоречия

- выявляют противоречивые свойства предметов, явлений

- умеют разрешать противоречия

Практический

- создание моделей и их использование в целях формирования знаний о свойствах, отношениях, связях объекта

- преобразование жизненной ситуации, предмета или явления с целью выявления связей между ними, причин их изменения

Принципы педагогического воздействия на воображение, творческое мышление и развитие речи.

- принцип психологической комфортности. Создание условий, в которых дети чувствуют себя «как дома», ориентация детей на успех и главное ощущение радости, получение удовольствия от самой деятельности;

- принцип творчества. Данный принцип предполагает максимальную ориентацию на творческое начало, приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности;

- принцип вариативности. Данный принцип дает свободу творчества и самому педагогу, помогает ему находить бесконечное множество различных вариантов реализации требуемого содержания в работе с детьми.

Характеристика базы:

Материалы проекта могут быть использованы в педагогической деятельности воспитателей с детьми 5-6 лет в группах общеразвивающей направленности в дошкольных образовательных учреждениях.

Проект рекомендован для реализации с сентября по май (в течении 9 месяцев).

Этапы и сроки проведения проекта.

  1. Подготовительный (формирующий) – сентябрь
  2. Основной (практический) – октябрь-апрель
  3. Заключительный – май

   Условия реализации проектной деятельности.

 Среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Во всех возрастных группах была создана предметно-развивающая среда, которая не только обеспечивает совместную театрализованную деятельность детей, но и стала основой самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной формой его самообразования. Премьеры спектаклей проходят в музыкальном зале, который оборудуется с помощью атрибутов, занавеса, декораций в театральный.

Атрибуты для различных игровых позиций:

  1. «актер» (костюмы, маски, куклы, театральный реквизит);
  2. «режиссер» (декорации, различный материал для изготовления театральных атрибутов, книги, кассеты с записью музыки, театральных шумов )
  3. «зритель» (места для зрителей, афиши, театральная касса, билеты)
  4. «оформитель» (виды бумаги, клей, краски, фломастеры, карандаши, ткани, нитки, пуговицы, коробки, природный материал)

Следующим шагом стала организация работы с дошкольниками, состоящая из двух этапов: 1. Создание эмоционально-благополучной атмосферы; 2. Обогащение игрового творчества детей; подготовка и проведение театрализованных игр.

Это обеспечило: комплексный подход к организации образовательного процесса; высокий уровень развития театрализованных знаний и умений; создание условий для развития творческих проявлений детей; оптимальную нагрузку на ребенка с целью защиты его от переутомления.

Творчество детей в их театрально-игровой деятельности проявилось в трех направлениях:

  1. Творчество продуктивное (сочинение собственных сюжетов или творческая интерпретация заданного сюжета)
  2. Исполнительское (речевое, двигательное)
  3. Оформительское (декорации, костюмы, атрибутика и др.)

Итогом работы по театрализованной деятельности является участие детей в постановках спектаклей, литературно-музыкальных композициях для детей и родителей ДОУ, а также для КМО музыкальных руководителей города и республики.

За время существования студии «Добрые соседи» были показаны музыкальные спектакли: «Русская сказка», «Волк и 7 козлят», «Почему Божью коровку зовут Божьей», «Притчи», «Снежная Королева», «Кот в сапогах», «Царь Иудейский», «Дикие лебеди», «Спящая красавица», «Евангелие от детей».

От занятия к занятию творческая активность детей возрастает. Детей  увлекает участие в спектаклях, играть роли сказочных персонажей. Работу с детьми я строю без прямых указаний и больший акцент переношу на косвенные воздействия через организацию совместной деятельности, игру, игровое общение, использование средств и искусства.

Формы организации образовательного процесса.

  1. Беседы и организационная деятельность;
  2. Дидактические и театрализованные игры, упражнения;
  3. Художественно-продуктивная деятельность;
  4. Оформление выставок работ детей, совместного творчества детей и их родителей.  
  5. Музыкальные, спортивные, фольклорные развлечения и праздники.

Форма организации детей проводится на занятиях студии, в свободной деятельности  во второй половине дня. Музыкальный театр – синтетическая форма, объединяющая виды деятельности – совместное воздействие музыки, речи, движения, танца и художественного образа, в изобразительной игре. Материалом для сценического воплощения служат сказки, которые дают яркий, широкий, многозначный образ мира. Участвуя в драматизации, ребенок входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью. Это, пожалуй, наиболее сложное выполнение, так как оно не опирается ни на какой овеществленный образец. Поэтому я использую музыку, которая помогает передать характер персонажей. Музыка, прежде всего, язык чувств. Знакомлю детей с различными музыкальными произведениями русских и зарубежных композиторов: П.Чайковского, Г.Свиридова, А Вивальди, В.Моцарта, Р.Шумана и других, которые несут в себе яркую, эмоциональную окраску, побуждают к сопереживанию, к размышлению об услышанном. Игры, которые я использую на занятиях студии и режимных моментах, были объединены в несколько блоков:

1 блок «Знакомство с театром»

Цель – расширение кругозора детей, воспитание людей любящих и понимающих искусство, стремящихся к театральному творчеству.

Наш детский сад работает в сотрудничестве с выездными театрами г.Йошкар Олы, Казани, Чебоксар, которые приезжают к нам, где происходит знакомство с «театром», артистами театра, с профессиями людей работающих в театре. Был изготовлен наглядный материал. (Приложение 1)

2 блок. «Волшебный мир театра»

Игры и этюды, знакомящие детей с основными эмоциями человека, средствами понимания детьми друг друга и мира взрослых. Для подведения итога по каждой эмоции проводилась игра с картинками «Эмоции»: даются ситуации, которые ребенок как бы пропуская через себя, дает ответ. Таким образом, корректируется поведение ребенка, развивается способность быть открытым и чутким, понимать чувства и эмоции других людей.

3 блок. «Я маленький актер»

Цель: Тренировка речевого аппарата, различных групп мышц, дыхания. Сюда входят творческие игры со словами, упражнения на дикцию, интонацию, игры на развитие выразительной речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний, активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая ребенком роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актера перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться.

Работа с родителями.

Творчеству детей способствует тесный контакт педагогов с родителями, где родители становятся активными союзниками и помощниками в организации речевой деятельности детей. Предлагалось родителям участвовать в создании декораций к детским спектаклям, изготавливать вместе с ребятами костюмы, помогать в заучивании текстов ролей. Для проведения эффективной работы по театрализованной деятельности в домашних условиях, для родителей были предложены рекомендации в виде консультаций. Все это способствовало расширению кругозора, обогащению внутреннего мира. Проявление такого общего интереса, как правило, сплачивает семью, коллектив детей, воспитателей и родителей.

Работа с педагогическим коллективом.

Работа по развитию творческих способностей в театрализованной деятельности проводилась в тесном контакте с воспитателем, логопедом, хореографом.

В подготовке театрализованных представлений принимал участие весь коллектив детского сада: помогали изготовить декорации, разработать декорации костюмов.

На занятиях с логопедом дети отрабатывали четкую дикцию, работали над выразительностью речи, правильным речевым дыханием. На занятиях с хореографом подбирали музыкальные произведения, разучивали их, работали над постановкой танцев.

Этапы реализации проекта.

1 этап. Подготовительный.

  1. Диагностика уровня музыкальных способностей у детей (приложение 1)
  2. Изучение методической литературы.
  3. Создание эмоционально-благополучной атмосферы на занятиях и вне занятий, специальных педагогических условий по развитию творчества детей.
  4. Организация предметно-развивающей среды (приложение №   )
  5. Составление перспективного плана работы по развитию творческих способностей у старших дошкольников (приложение №   )
  6. Создание интереса у участников проекта

2 этап. Практический.

  1. Развитие речевого творчества, выразительности речи.
  2. Развитие танцевального творчества.
  3. Продуктивное творчество. Занимательные игры и упражнения, игровые задания. (Проводятся во всех формах организации продуктивной деятельности, в любое свободное время, в разных режимных моментах)
  4. Театрализованные игры.
  5. Работа над постановкой музыкального спектакля: выразительное чтение произведения и беседы о прочитанном; право свободного выбора и добровольного участия в нем: работа над ролью.
  6. Совместно с родителями создать необходимые костюмы или элементы костюмов, декораций и т.д. Октябрь – май. Воспитатели, музыкальный руководитель, хореограф.

3 этап. Заключительный.

  1. Выступление
  2. Драматизация музыкального ролевого спектакля «Крещение Руси»

Ожидаемые результаты.

  1. Умение оценивать и использовать полученные знания и умения в области театрального искусства.
  2. Использование необходимых актерских навыков: свободно взаимодействовать с партнером, действовать в предлагаемых обстоятельствах, импровизировать, сосредоточивать внимание, эмоциональную память.
  3. Владение необходимыми навыками пластической выразительности и сценической речи.
  4. Использование практических навыков при работе над внешним обликом героя  - подбор грима, костюмов, прически.
  5. Повышение интереса к изучению материала, связанного с искусством театра, литературой.
  6. Активное проявление своих индивидуальных способностей в работе над спектаклем: обсуждение костюмов, декораций.
  7. Создание спектаклей различной направленности, участие в них участников студии в самом  различном качестве.

Полученные результаты.

Театрализованная деятельность стала значительным помощником в решении образовательных задач. Игровой сюжет, участие в спектакле позволяет заинтересовать детей, так как естественная потребность вмешаться в ход событий и повлиять на них заставляет детей приложить максимум усилий для выполнения заданий.

Оценка качества реализации проекта.

Появилась возможность приобщать детей к активной самостоятельной деятельности. К работе с детьми были привлечены большинство родителей. В ходе коллективной деятельности дошкольники научились продуктивно взаимодействовать, слышать друг друга, выражать свои эмоции словами, движениями (мимикой, жестами и т.д.)

Практическая значимость проекта.

Мой проект направлен на развитие творческих способностей старших дошкольников средствами театрализованных игр, участием в спектакле. Проект реализует общеобразовательные и воспитательные задачи. Знания, полученные детьми в процессе обучения, носят прочный, устойчивый характер. Участники образовательного процесса готовы к дальнейшему творческому развитию. По завершении проекта работа над развитием творческих способностей детей не прекращается.

Обогащается предметно-развивающая среда, развивается сотрудничество с педагогами других групп, родителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Жизнь в мире театра"

Театр - это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей... " (Б. М. Теплов)...

Педагогический проект "Дружба начинается с улыбки"

Педагогический проект "Дружба начинается с улыбки"...

Педагогический проект "Дружба начинается с улыбки"

Педагогический проект " Дружба начинается с улыбки"....

Педагогический проект "Чудо по имени театр "

Проект предназначен для педагогов...

Педагогический проект "Путешествие в мир театра"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"28954904","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]Цель.Создание условий для коррекции речевых нарушений дошкольников и развитее коммуникативн...