План работы клуба для родителей "Скоро в школу!" на 2020-2021 учебный год
методическая разработка (подготовительная группа)

План клуба

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klub_skoro_v_shkolu_20-21god.docx197.09 КБ

Предварительный просмотр:

               Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

                              "Детский сад  "Буратино» г.Тарко-Сале  Пуровского района

C:\Users\1\Desktop\001.jpg 

От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум

                            и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет     сегодняшний малыш.

В. А. Сухомлинский

Руководители клуба:  Сулименко Е.А. – 1 кв. категория,

Патрушева Т.В. – 1 кв. категория.

Начало обучения в школе – весьма ответственный момент как для самого ученика, так и для его родителей. Практический опыт психолого-педагогического обследования детей показывает, что далеко не все дети всесторонне подготовлены к безболезненному и успешному вхождению в учебную деятельность в школе.

Очень часто уже в первом классе обнаруживается, что ребёнок не готов к школьному обучению – у кого-то проявляются нервно-психические расстройства, у кого-то – проблемы с речью. По мере усложнения школьной программы и возрастания нагрузки на школьников, возрастает и количество детей с различного рода проблемами, затрудняющими их обучение в школе.

Понимая значимость подготовки детей к школе, родители (первые и самые важные его воспитатели) многое могут сделать для ребёнка в этом отношении. Включившись в воспитательно-образовательный процесс даже за несколько месяцев до начала учебного года, можно организовать целенаправленные развивающие занятия детей, которые помогут им.

Одной из наших важнейших задач является вовлечение семьи в воспитательно-образовательный процесс с целью организации хорошего эмоционального самочувствия детей, обогащения воспитательного опыта родителей, повышение их родительско-педагогической компетентности при подготовке детей к школе.

Выбранная нами линия деятельности это результат анализа социокультурных условий микрорайона, заказа родителей, школы и государства. Мы глубоко убеждены, что, только взаимодействуя с родителями, существует реальная возможность добиться положительных результатов воспитания и обучения детей, подготовки их к школе.

Цель – развитие компетентности родителей будущих первоклассников по вопросам готовности детей к школе, их социализации в школьной жизни.

Задачи: 

  • сформировать у  родителей будущих школьников представление о  влиянии психического развития ребёнка на процесс обучения в школе и достижения им определённых результатов;
  • научить родителей играм, развивающим у детей познавательные процессы (внимание, мышление, память, речь, волю);
  • развить у родителей навыки объективной оценки деятельности детей и уровня их успешности.

Форма работы: групповая.

Ожидаемые результаты:

- Уменьшение факторов риска школьной дезадаптации,  оптимальная адаптация детей к школе.

- Формирование здорового жизненного стиля и высокоэффективных поведенческих стратегий у родителей и детей.

- Создание условий для адекватного развития ребёнка.

- Овладение родителями методикой определения уровня сформированности психических процессов своего ребенка, методами контроля за динамикой развития детей в домашних условиях.

Программа состоит из 3 мероприятий   с родителями, построенных в форме клуба для родителей  с элементами психологического тренинга. Мероприятия с родителями проводятся с ноября  по май, 1 раз в квартал ( ноябрь, февраль, май).

Темы клуба «Скоро в школу»:

1.  Физиологические  особенности  будущего первоклассника.

2.  Развитие  будущего первоклассника. (развитие памяти, мышления, внимания и т. д.)

3.  Ваш  ребёнок - первоклассник! (на пороге школьной жизни).

1. Физиологические  особенности будущего первоклассника.

Цель -  ознакомление родителей с анатомо-физиологическими  особенностями детей 6-7 летнего возраста.

Задача – познакомить родителей:

  • с особенностями  возраста детей 6-7 лет,
  • с основными симптомами кризиса 7 лет,
  • с основными компонентами готовности ребенка к школе.

Ход мероприятия:

Ведущий знакомит родителей с целью  и задачами клуба, с условиями и режимом работы. Вводятся правила групповой работы. Ведущий рассказывает, в какой форме будут проходить мероприятия и каким темам они будут посвящены.

  Упражнение «Имя - качество»

Здравствуйте, уважаемые родители! Давайте познакомимся поближе (родители сидят в кругу). Каждый из вас сейчас по очереди называет свое имя и какое-то качество, которое начинается на первую букву имени (при затруднении – на вторую букву). Например, Ирина – инициативная (игривая, изобретательная, интеллектуальная, интересная). Второй участник повторяет за первым его имя и качество и называет свое имя и качество, третий участник повторяет имя и качество первого и второго игрока, затем свое имя и качество и т. д.

Информационный блок

Анатомо-физиологические особенности детей 6-7 лет

Седьмой год жизни — продолжение очень важного целостного периода в развитии детей. На седьмом году продолжается становление новых психических образований.

В шестилетнем возрасте идет процесс активного созревания организма. Вес ребенка увеличивается в месяц на 200 граммов, рост на 0,5 см, изменяются пропорции тела. В среднем рост 7-летних детей равен 113—122 см, средний вес — 21—25 кг.

Области мозга сформированы почти как у взрослого. Хорошо развита двигательная сфера. Продолжаются процессы окостенения, но изгибы позвоночника еще неустойчивы. Идет развитие крупной и особенно мелкой мускулатуры. Интенсивно развивается координация мышц кисти. Общее физическое развитие тесно связано с развитием тонкой моторики ребенка. Тренировка пальцев рук является средством повышения интеллекта ребенка, развития речи и подготовки к письму.

«Кризис семи лет» - название возрастного кризиса, которым заканчивается дошкольный период и открывается      новый      этап      развития      ребёнка      -      младший      школьный возраст.

В определенный момент родители сталкиваются с тем, что их ребенка как будто подменили. Ребёнок становится непослушным, капризным, раздражительным. Он часто вступает в конфликты с взрослыми, у него возникает отрицательное отношение к ранее выполнявшимся требованиям. К примеру, по возвращении из летнего отпуска родители замечают, что их сын перестал реагировать на их слова - напоминания о том, что пора идти обедать, ложиться спать и т. п. Затем он начал спорить с ними, прекословить,    нарушать    установленный    распорядок   дня,    стал    занудным    и капризным.

 Итак,        что        же        происходит        с        ребёнком        в        этот период? На физиологическом уровне такое кризисное состояние связано с интенсивным биологическим созреванием детского организма. Ребёнка семи лет отличает прежде всего утрата детской непосредственности.

Кризис семи лет обусловлен также появлением нового, центрального для личности, системного образования, которое получило в психологии название «внутренней позиции школьника». Это новообразование возникает не сразу. Обнаружена такая последовательность: в возрасте пяти - семи лет дети начинают мечтать о школе, одновременно для них становятся привлекательными «серьезные» дела, они выбиваются из режима детского сада, тяготятся обществом младших дошкольников. У них возникает потребность в приобретении новых знаний, которая может быть реализована в учении после поступления в школу.

Но часто происходит следующее: дети, у которых позиция школьника уже сформировалась, в силу каких-то обстоятельств еще некоторое время оказываются вне школы. Дети обнаруживают желание идти в школу, стремясь занять новое положение среди окружающих, дошкольная деятельность уже перестает их удовлетворять, они стремятся к признанию своей новой социальной позиции. Однако реальное положение ребенка до школы в семье, отношение к нему как к маленькому вызывает протест. Это является одним из источников кризиса.

Нормальное        разрешение        кризиса        семи лет

У детей, готовых к школьному обучению, начало учебной деятельности приводит к разрешению кризиса семи лет. Осуществляется переход к новому типу деятельности, создаются возможности для проявления возросшей самостоятельности ребенка, ребенок занимает новое положение, приобретает новый статус. Меняется структура прав и обязанностей ребенка как в школе, так и в семье. Постепенно те поведенческие реакции,   которые   создавали   определенные   трудности   для   родителей,   начинают исчезать.

Упражнение « Снежинка»

Сейчас мы с вами выполним интересное упражнение. Главное условие: не смотреть ни на кого и слушать мою инструкцию. Перед вами у каждого на столе лежит лист. Все листы одинаковой формы, размера, качества, цвета. Слушайте внимательно и выполняйте следующее:

  1. Сложите лист пополам.
  2. Оторвите правый верхний уголок.
  3. Опять сложите пополам.
  4. Снова оторвите правый верхний уголок.
  5. Сложите лист пополам.
  6. Оторвите правый верхний уголок.

Продолжите эту процедуру, пока она будет возможна. Теперь раскройте свою красивую снежинку. Сейчас я прошу вас найти среди остальных снежинок точно такую же, как у вас. Снежинки должны быть совсем одинаковые. Нашли? Как вы думаете, почему?

Вывод: одинаковых людей нет, поэтому и снежинки получились разные, хотя инструкция для всех была одинаковая.

Каждый из вас индивидуален. Также и ваши дети: все они разные, различны их способности, возможности и личностные качества. Но каждый из них уникален по-своему.

Развитие личности

Одним из важнейших изменений в личности ребенка являются дальнейшие изменения в его представлениях о себе, его образе Я. Развитие и усложнение этих образований создает к 6-7 годам благоприятные условия для развития рефлексии — способности осознавать и отдавать себе отчет в своих целях, полученных результатах, способах их достижения, переживаниях, чувствах и побуждениях. Этот период во многом предопределяет будущий моральный облик человека и в то же время исключительно благоприятен для педагогических воздействий.

В процессе усвоения нравственных норм формируются сочувствие, заботливость, активное отношение к событиям жизни.

Самооценка ребёнка достаточно устойчивая, возможно ее завышение, реже занижение. Дети более объективно оценивают результат деятельности, чем поведения.

Ведущей потребностью детей данного возраста является общение (преобладает личностное). Ведущей деятельностью остается сюжетно-ролевая игра. Игровые действия становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому.

Одной из важнейших особенностей данного возраста является проявление произвольности всех психических процессов.

Развитие психических процессов

Восприятие продолжает развиваться. Однако и у детей данного возраста могут встречаться ошибки в тех случаях, когда нужно одновременно учитывать несколько различных признаков.

Внимание. Увеличивается устойчивость внимания — 20—25 минут, объем внимания составляет 7—8 предметов. Ребенок может видеть двойственные изображения.

Память. К концу дошкольного периода (6—7 лет) у ребенка появляются произвольные формы психической активности. Он уже умеет рассматривать предметы, может вести целенаправленное наблюдение, возникает произвольное внимание, и в результате появляются элементы произвольной памяти. Произвольная память проявляется в ситуациях, когда ребёнок самостоятельно ставит цель: запомнить и вспомнить. Можно с уверенностью сказать, что развитие произвольной памяти начинается с того момента, когда ребенок самостоятельно выделил задачу на запоминание. Желание ребёнка запомнить следует всячески поощрять, это залог успешного развития не только памяти, но и других познавательных способностей: восприятия, внимания, мышления, воображения. Появление произвольной памяти способствует развитию культурной (опосредованной) памяти — наиболее продуктивной формы запоминания. Первые шаги этого (бесконечного в идеале) пути обусловлены особенностями запоминаемого материала: яркостью, доступностью, необычностью, наглядностью и т. д. Впоследствии ребёнок способен усилить свою память с помощью таких приемов, как классификация, группировка. В этот период психологи и педагоги могут целенаправленно обучать дошкольников приемам классификации и группировки в целях запоминания.

Мышление. Ведущим по-прежнему является наглядно-образное мышление, но к концу дошкольного возраста начинает формироваться словесно-логическое мышление. Оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений. И здесь обязательно потребуется помощь взрослых, так как известна нелогичность детских рассуждений при сравнении, например, величины и количества предметов.

Старший дошкольник может устанавливать причинно-следственные связи, находить решения проблемных ситуаций. Может делать исключения на основе всех изученных обобщений, выстраивать серию из 6—8 последовательных картинок.

Воображение. Старший дошкольный и младший школьный возрасты характеризуются активизацией функции воображения — вначале воссоздающего (позволявшего в более раннем возрасте представлять сказочные образы), а затем и творческого (благодаря которому создается принципиально новый образ). Этот период — сензитивный для развития фантазии.

Речь. Продолжают развиваться звуковая сторона речи, грамматический строй, лексика, связная речь. В высказываниях детей отражаются как все более богатый словарный запас, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т.д. В результате правильно организованной образовательной работы у детей оказываются хорошо развиты диалогическая и некоторые виды монологической речи.

Психологи выделяют три основных компонента готовности ребёнка к школе:

  • Физическая готовность: состояние здоровья, физическое развитие, развитие мелких групп мышц, развитие основных движений.
  • Психологическая готовность: мотивационно-личностная готовность, эмоционально-волевая готовность, интеллектуальная готовность.
  • Специальная готовность:  умение читать, считать, писать.

Физическая готовность ребёнка.

Физиологическая готовность к школе является важным компонентом общего развития ребёнка. Этот параметр оценивается педиатрами, которые смотрят на несколько критериев:

  • Биологический возраст. Специалисты обращают внимание на пропорции тела, которые должны соответствовать возрастным нормам, количество появившихся коренных зубов и пр.
  • Физическое развитие. Учитываются масса тела, рост, окружность грудной клетки.

Основные компоненты психологической готовности к школе

Психологическая готовность к школьному обучению многокомпонентна. Можно выделить несколько параметров психического развития ребёнка, наиболее существенно влияющих на успешное обучение в школе.

Личностная готовность к школе включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав, занимающего иное по сравнению с дошкольниками положение в обществе. Эта готовность выражается в отношении ребенка к школе, учителям и учебной деятельности.

Мотивационная готовность. Ребёнок, готовый к школе, хочет учиться и потому, что у него уже есть потребность занять определенную позицию в обществе людей, а именно позицию, открывающую доступ в мир взрослости (социальный мотив учения), и потому, что у него есть познавательная потребность, которую он не может удовлетворить дома (познавательный мотив учения).

 Интеллектуальная готовность. Под интеллектуальной зрелостью понимают дифференцированное восприятие, концентрацию внимания, аналитическое мышление, выражающееся в способности постижения основных связей между явлениями; возможность логического запоминания, умение воспроизводить образец, а также развитие тонких движений руки и сенсомоторную координацию. Можно сказать, что понимаемая таким образом интеллектуальная зрелость в существенной мере отражает функциональное созревание структур головного мозга.

В идеале, ребёнок, пришедший в первый класс, должен обладать следующими характеристиками:

  • Иметь необходимый запас знаний об окружающем мире.
  • Хорошо ориентироваться во времени и пространстве.
  • Уметь сравнивать группы предметов, выделять существенные и несущественные признаки.
  • Уметь составлять простые тексты по изображению и группе картинок.
  •  Понимать и выполнять словесные инструкции.
  •  Иметь развитую тонкую моторику (умение держать карандаш, обладать простыми навыками рисуночной деятельности).
  • Иметь устойчивое произвольное внимание.

Волевая готовность (произвольная сфера) заключается в способности ребёнка напряженно трудиться, делая то, что от него требуют учеба, режим школьной жизни.

К концу дошкольного возраста ребёнок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что и позволяет ему в дальнейшем успешно обучаться в школе.

Презентация «Психологическая готовность ребенка к школе»

Тест-опросник «Готовы ли вы отдать своего ребенка учиться в школу?» (Приложение)

Итог:

 Родителям раздаются бланки для обратной связи, где участники  отвечают на вопросы:

Мне было очень скучно, я ждал (а), когда     занятие закончится

Мне было очень интересно, время пролетело незаметно

Объяснения были сложными и запутанными

Объяснения были простыми и доступными

Не думаю, что эта информация мне когда-нибудь пригодится

Полученные знания я  обязательно буду использовать

Мне бы хотелось больше теории                Мне бы хотелось больше практики        

Мне бы хотелось бы больше помощи

Ваши пожелания на следующую встречу_______________________________________

2. Развитие  будущего первоклассника. (развитие памяти, мышления, внимания и т. д.)

Цель -  повышение педагогической компетентности родителей.

Задачи:

  •  познакомить родителей с игровыми приемами, которые способствуют развитию различных психических процессов;
  • заинтересовать родителей в подготовке детей к обучению в школе;
  • провести опрос родителей по проблемам в формировании личностных качеств будущего ученика. 

Ход мероприятия:

Когда ребёнок достигает 6-7 лет, у родителей возникает множество вопросов, касающихся подготовки к школе. Ведь просто купить ранец, форму и другие школьные принадлежности – это далеко не все, что необходимо для успешного обучения малыша. На что же необходимо обращать внимание?  

Безусловно, все родители заинтересованы в том, чтобы их дети хорошо учились. Поэтому многие из вас уже начали готовить своих детей к поступлению в школу: записали на подготовительные курсы, кружки, приобрели познавательные игры.

Задание для родителей: определить степень беспокойства в связи с приближающимся школьным обучением своего сына или дочери. У вас три цветные полоски. Прошу выбрать, поднять полоску и обосновать свой выбор.

На столе лежат:

  • черная полоска - сильное беспокойство
  • синяя полоска - умеренное беспокойство
  • красная полоска - ощущения радости, чувства уверенности.                

От кого и от чего зависит нормализация вашего самочувствия или что должно измениться, чтобы вы почувствовали себя лучше? (Высказывания, родителей).

Информационный блок

Готовность самих родителей

Психологи говорят, что на успешность адаптации первоклассника и его последующего обучения в школе во многом влияет готовность родителей и их психологический настрой. Отрицательный результат влечет за собой как чрезмерная тревожность взрослых, так и их безразличное отношение к новому этапу жизни ребёнка. Конечно же, важным является, организационный момент. Приобретение школьных принадлежностей, учебников, формы, ранца – не только хлопотно, но и приятно. Если ребёнок будет принимать в этом непосредственное участие, то положительный настрой к школе обеспечен. Ведь известно, что у многих дошкольников в качестве мотивации выступает внешняя сторона школьного обучения. Так же, не менее важным моментом является здоровье и безопасность будущего первоклассника. Для этого следует позаботиться о следующем:

Режим дня. После начала школьного обучения он станет отличным от того, к которому ребенок привык в дошкольном учреждении. Обязательно необходимо включать в него прогулки на свежем воздухе. Домашние задания следует выполнять во второй половине дня, но не вечером (желательно в 15-16 часов). Тогда ребёнок успеет отдохнуть от школы, однако, не наступит вечерняя усталость.

Безопасность первоклассника. Первые месяцы обучения ребенка необходимо будет приводить и забирать из школы. Поэтому многие родители заранее начинают перестраивать свой рабочий график, чтобы могли это делать. Не следует забывать и о беседах по безопасности поведения на улице, правилах дорожного движения, которые постоянно нужно напоминать малышу, даже если он находится вместе со взрослым.

Общая осведомленность. К 6-7 годам ребёнок уже должен обладать достаточно широкими знаниями об окружающем мире.

 Дошкольник должен знать:

  • свое полное имя
  • домашний адрес, город и страну, в которой он живет;
  • основные правила дорожного движения;
  • членов семьи, их имена, род занятий;
  • основные цвета и оттенки;
  • времена года, их признаки;
  • профессии.

 Кроме того, ребёнок должен владеть прямым и обратным счетом в пределах 10, уметь сравнивать числа, решать простые задачи («больше на …», «меньше на …»). У дошкольника должны быть сформированы понятия о множествах, формах и размерах, величине.

Умение ориентироваться во времени и пространстве. Время и пространство являются специфичными понятиями, которые труднее всего усваиваются дошкольниками. Это связано с тем, что они не являются материальными, и дети не могут их «увидеть». Поэтому в занятиях с будущими первоклассниками особое внимание следует уделять пространственному ориентированию.

К началу школьного обучения ребёнок должен:

  • знать времена года, их признаки;
  • уметь называть месяца года;
  • ориентироваться в днях неделях, частях суток;
  •  знать понятия «лево» - «право»;
  • уметь определять расположение предмета ( над, перед, за, около, между и др.).

Для формирования временных понятий, следует включать в занятия следующие вопросы и задания:

  • Если ты завтракаешь утром, то обедаешь … (днем).
  •  Какое время суток наступает после вечера?
  • Какое время суток между вечером и утром?
  •  Как называется третий по счету день недели?
  • Если сегодня пятница, то какой день недели был вчера?
  • Назови осенние (летние, зимние, весенние) месяцы.
  •  В какое время года у тебя (мамы, папы, сестры) день рождения?
  • Какое время года наступает после весны?
  •  В какое время года мы лепим снеговика? Почему?

Использование пословиц, стихов, загадок о временных категориях способствует лучшему усваиванию этих понятий. Для изучения пространственных ориентиров следует рассматривать различные иллюстрации. Взрослый может задавать ребёнку вопросы типа «Где находится тот или иной предмет?», «Что находится рядом с …?» и т.п. С этой целью эффективно применять упражнение «Елочка». Дошкольнику предлагается нарисовать дерево посередине листа. После того, как он это сделает, взрослый просит нарисовать под елочкой гриб, над елочкой – солнце, рядом – зайчика и др. Для развития пространственных представлений детям предлагаются графические диктанты. Они выполняются на листах в клеточку, где необходимо составить узор по подсказке. Взрослый при этом дает инструкции: одна клеточка вправо, две вверх, одна влево и т.д.

Задание для родителей. 

Графический диктант: 2 клетки вниз, 2 влево, 2 вниз, 6 вправо, 2 вверх. 2 влево, 2 вверх, 2 влево.

-Что получилось? (машина)

Развитие памяти. Непроизвольная память у дошкольника в норме развита в достаточной мере. Иначе говоря, то, что ему интересно или вызывает какие-либо эмоции, он очень быстро запоминает. У ребёнка в 5-6 лет только начинается формирование произвольной памяти. Этот вид психического процесса предусматривает приложение усилий для запоминания какого-либо материала. В школе, без сомнения, учитель будет опираться именно на произвольные действия. У будущего первоклассника преобладает наглядно-образная память (с опорой на иллюстрации и наглядный материал) и только начинает формироваться словесно-логическая. Для того чтобы определить уровень развития познавательного процесса, можно воспользоваться упражнением «Воспроизведи картинки». Ребёнку показывается 5-6 картинок на листе в течение нескольких секунд. Затем лист убирается, а малыша просят назвать предметы, которые он запомнил. Дети с хорошо развитой памятью называют все предметы (допускается 1 ошибка). Психологами рекомендуется игра «Что изменилось». В течение 10 секунд дошкольник смотрит на расставленные игрушки, затем отворачивается. Взрослый меняет расположение некоторых предметов, а ребенок должен назвать, какие изменения произошли.

Задание для родителей. 

Игра «Кто больше запомнит?»

Участники игры сидят в круг. Первый участник называет любое слово. Например, цветок. Следующий участник игры повторяет названное слово и произносит любое свое. Например, лес. Третий участник игры повторяет уже два предыдущих слова (цветок, лес) и произносит свое: школьник. И так далее. Победителем становится тот, кто сможет воспроизвести большее количество слов, т. е. обладает самой выдающейся памятью.

Развитие мышления. Развитие логического мышления поможет ребёнку быть успешным в школьном обучении. Будущий первоклассник должен обладать следующими умениями: Уметь анализировать; выполнять сравнение; устанавливать закономерности; выявлять причинно-следственные связи; обобщать предметы по определенным признакам. При поступлении в школу ребёнок должен знать такие группы предметов, как «фрукты», «овощи», «мебель», «посуда», «транспорт» (разграничивать воздушный, наземный, водный) и др. Для развития логического мышления используются упражнения «Исключи лишнее» (ребенок должен аргументировать выбор), «Назови одним словом», «Что было раньше» и др.

Задание для родителей. 

Упражнение  «Анаграмма»

Составьте  слова из следующих букв:

а) К, О, С

б) У, Д, Б

в) М, Р, И

г) Т, О, Р

д) Е, Р, О, М

е) Ш, А, К, А

         ж) Р, О, Г, О, Д

Расшифруй, какие тут спрятаны слова,

и скажи, какое слово из данных лишнее:

а) С, Л, У, Т

б) Ш, А, Ф, К

в) Ж, О, А, К, Л

г) К, Ь, В, А, Р, Т, О

д) С, Т, Л, О

Развитие внимания. Внимание, как и память, у дошкольника преобладает непроизвольное. Дети интересуются лишь предметами, которые кажутся им внешне привлекательными или по другой причине их интересуют. Для формирования произвольного внимания у будущих первоклассников, психологи рекомендуют чаще предлагать малышам рассуждать вслух. Для развития внимания используются такие знакомые всем с детства игры, как «Съедобное - несъедобное», «Мы были в зоопарке…» и др. На занятиях применяются задания «Найди отличия между картинками», «Найди пару одинаковых изображений».

Задание для родителей. 

Игра «Нарисуй правильно»

Карточка находится перед глазами  от 2 до 5 секунд. Размер карточки 6х9 см.  Карточки предъявляются последовательно. Задание: быть внимательными, рассмотреть, что нарисовано, а потом зарисовать в тетради.

Развитие речи. Речь имеет большое значение в общем развитии ребёнка. Плохо говорящие дети обычно становятся застенчивыми и замкнутыми. Они пассивны на уроках и редко участвуют в общественной жизни школы. К тому же неправильное произношение в устной речи и недостаточно сформированный фонематический слух приводят к ошибкам на письме. Ребёнок, поступающий в первый класс, должен знать и уметь следующее. Четко произносить все звуки речи, не делать ошибок при проговаривании сложных слов (иллюстрация, конструктор и др.) и предложений. Слышать и дифференцировать звуки, различать, на каком месте находится звук в слове (в начале, середине, конце). Делить слова на слоги. Правильно изменять формы слова и образовывать новые лексические единицы. Например, «сок из яблок» — «яблочный сок», «варенье из клубники» — «клубничное варенье». Называть предметы  уменьшительно - ласкательно (гриб-грибочек, куст-кустик). Называть действия, подбирать антонимы (широкий - узкий, высокий - низкий) и синонимы. Составлять подробный рассказ по иллюстрации или группе картинок. Объяснять значение определенного слова. Развитие речи можно стимулировать не только специальными занятиями, но и в ежедневном общении с ребенком. Эффективным в данном направлении является использование упражнений «Продолжи рассказ» и  аналогичные. В дошкольном возрасте следует уделять большое внимание чтению книг малышам. Этому занятию следует отводить от 30 минут в день.

 Развитие воображения.  Для развития воображения ребёнку необходим практический опыт и расширение представлений об окружающей действительности. К примеру, в играх дошкольникам часто даются словесные инструкции. При этом ребёнок будет подчинять им свои действия, выполнять что-либо целенаправленно. Представляемые образы дошкольник должен каким-либо образом выражать: лепить, рисовать, говорить и др. Воображение не должно рассматриваться как обычное фантазирование. Оно должно быть направлено на создание какого-либо продукта деятельности: рисунка, поделки, истории. При развитии воображения необходимо ориентироваться на то, что оно должно быть своеобразным отображением окружающей действительности. Занятия творчеством являются важнейшим и незаменимым элементом общей подготовки к школе. В уроки по развитию воображения следует включать упражнения «Сочини сказку», «Что было бы, если …» и аналогичные.

Задание для родителей. 

Упражнение «Говори наоборот»

Большой – маленький, черный – белый, пустой – полный, чистый – грязный, ребенок – взрослый, сильный – слабый, красивый – безобразный; толстый – тонкий, горячий – холодный, легкий – тяжелый, больной – здоровый, огонь – вода, веселый – грустный, трус – храбрец.

Буклет «Скоро в школу»

Тест «Пирамида»

Родители разбиваются на несколько рабочих групп по 5-7 человек. Им предлагается следующее задание: вам предлагаются карточки, где написаны различные показатели. На первую (верхнюю) строчку необходимо выложить тот показатель, который вы считаете наиболее главным. На вторую выкладываете 2 наиболее главных из оставшихся показателей. На третью – три. На четвёртую – два. На пятую – один показатель.

Должна получиться вот такая пирамида:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Для родителей предлагаются следующие показатели готовности детей к школе:

  • Развитие тонкой моторики рук
  • Умение считать, писать печатные буквы
  • Умение общаться со взрослыми и сверстниками
  • Самостоятельность
  • Саморегуляция
  • Состояние здоровья
  • Мотивация
  • Умение организовать рабочее место
  • Развитие речи, памяти, внимания, мышления

Подводится итог теста - каждая группа родителей представляет свой вариант распределения показателей готовности  (что родители ставят на первое, второе и т. д. место).

 Далее показатели выставляются на магнитную доску, и идёт их совместное обсуждение.

Подводим итоги.

Вернемся снова к полоскам: сейчас определите снова степень беспокойства в связи с приближающимся школьным обучением своего ребёнка. Прошу выбрать, поднять полоску и обосновать свой выбор. Что-то изменилось или нет в вашем выборе?

Любые занятия с дошкольниками должны проводиться в игровой форме, так как именно игра является преобладающим видом деятельности в этой возрасте. Ни в коем случае нельзя заставлять ребёнка учиться, что приведет к негативному отношению к учебе и к самой школе. Не следует возлагать на ребёнка слишком большой груз обещаний «ты обязательно должен быть отличником», «учись только на 5» и пр. Если первоклассник не сможет отвечать этим требованиям родителей, то он становится тревожным, замкнутым, болезненным.

Буклет для родителей «Скоро в школу»

            «Игры и упражнения по развитию мелкой моторики руки»

     

     3.   «Ваш ребёнок –первоклассник»

Цель – подготовка родителей к предстоящему обучению детей в школе.

Задачи:

  • обучение эффективным способам общения с детьми;
  • знакомство с формами контроля поведения и обучения детей.

Ход мероприятия:

Упражнение «Серьезный момент»

О том, что начало обучения ребёнка в школе – один из самых серьезных моментов в его жизни, знают все. Но что значит «Серьезный момент»? На этот вопрос я попрошу вас сейчас ответить, передавая друг другу мяч.

Родители выполняют задание, передавая друг другу мяч. Например, новый коллектив, новые задания, первая учительница, новые учителя, много новых впечатлений, новые обязанности, большие нагрузки, новые друзья и т. д.

Информационный блок

Как помочь ребёнку адаптироваться к школе

Чем станет для ребёнка школа — волшебным миром знаний или местом одиннадцатилетнего заточения — во многом зависит от близких ему людей. Ведь если вы сами будете переживать, многократно пересказывать друзьям и знакомым ваши опасения, ребенок будет воспринимать школу как нечто опасное даже до знакомства с ней и до начала систематического обучения.

Если вы станете пугать ребёнка, предупреждая его о строгости и дисциплине, царящей в школе, — он, скорее всего, будет робеть даже при упоминании о ней.

Если вы, подогревая интерес ребёнка, постараетесь описывать предстоящее обучение только в ярких красках, обещая интересные уроки, добрую учительницу, замечательных товарищей — ребёнок вправе будет ожидать того, что школа — это вечный праздник, и тогда ежедневные занятия, требующие терпения, собранности, могут стать для него неприятной неожиданностью. Как же тогда поступить?

Вот некоторые советы, которые, надеюсь, пригодятся вам и вашим детям.

  • Рассказывайте ребёнку о школе, в которой он будет учиться. Любая информация — сколько детей во всей школе, сколько будет в классе, сколько учителей, сколько классных комнат, когда построена и открыта школа, кто из ваших знакомых учился в ней, — все это будет интересно будущему ученику, поможет сделать предстоящее обучение интересным, сформировать у ребёнка чувство сопричастности, гордости за свою школу.
  • Показывайте ребёнку фотографии из вашей школьной жизни, свои старые школьные тетради и дневники, рассказывайте о своих школьных товарищах.
  • Попытайтесь не обсуждать при ребёнке тему выбора школы и учителя, особенно личностные и профессиональные качества того или иного педагога.
  • Давайте ребёнку правдивую информацию о школе. Не обещайте, что в школе все будет прекрасно и радостно. Готовьте ребенка к тому, что обучение — это трудна не только праздник. Заверьте ребёнка, что вы разделите с ним все предстоящие трудности и победы!
  • Прощаясь перед дверями школы, подбодрите ребёнка, пусть он услышит несколько ласковых слов, а не предупреждения вроде «Не балуйся», «Веди себя хорошо» или «Только попробуй принеси плохие отметки».
  • Постарайтесь встречать ребёнка после уроков доброжелательно. Даже, если вас волнуют его успехи в школе, не начинайте беседу с ним с вопроса: «Что ты сегодня получил? » Это не самое главное в жизни маленького ученика. В противном случае ваша тревога может только усилить беспокойство, свойственное ему в первые учебные дни.
  • Помогая ребенку при выполнении домашних заданий, наберитесь терпения, подбодрите его: «У тебя все получится», «Давай разберемся вместе». Помогайте только в том случае, если ребёнок действительно не справляется сам.
  • Даже если домашняя работа выполнена, на ваш взгляд, недостаточно аккуратно, желательно не заставлять ребёнка переписывать ее: утомление от чрезмерных ежедневных нагрузок может перерасти в переутомление и даже вызвать «внезапную» болезнь.
  • Укладывая ребёнка спать, вспомните вместе с ним, чего он достиг в течение дня. Постарайтесь отметить его малейшие достижения: красиво написанная буква «В», аккуратно уложенные в портфель тетрадки, быстро выполненное задание по одному из предметов, встреча с друзьями на прогулке. Пусть эта оптимистическая нота завершит долгий день вашего ребенка.
  • Предъявляйте в семье единые педагогические требования к ребёнку, все свои разногласия и недовольства по поводу школы, программы обучения, учителя обговаривайте без него.

Особенности адаптации детей к школе

Период адаптации ребёнка к школе может длиться от 2-3 недель до полугода, это зависит от многих факторов: индивидуальные особенности ребёнка, характер взаимоотношений с окружающими, тип учебного заведения (а значит, и уровень сложности образовательной программы) и степень подготовленности ребенка к школьной жизни.

Немаловажным фактором является и поддержка взрослых - мамы, папы, бабушек и дедушек. Чем больше взрослых окажут посильную помощь в этом процессе, тем успешнее ребёнок адаптируется к новым условиям.

Влияют ли на адаптацию первоклассника отношение к нему учителя?

Первая учительница - это важный человек в жизни всей вашей семьи. Хорошо бы сразу установить с ней тесный контакт, прислушиваться к ее советам, предлагать помощь в организации праздников и общих дел - ведь любое ваше участие в школьной жизни пойдет на пользу вашему ребёнку.

Каковы признаки успешной адаптации?

  • Удовлетворенность ребенка процессом обучения. Ему нравится в школе, он не испытывает неуверенности и страхов.
  • Признак успешной адаптации - это степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому. Частенько родители слишком усердно «помогают» ребёнку, что вызывает порой противоположный эффект. Ученик привыкает к совместному приготовлению уроков и не хочет делать это в одиночку. Здесь лучше сразу обозначить границы вашей помощи и постепенно уменьшать их.
  • Самым важным признаком того, что ребёнок полностью освоился в школьной среде, является его удовлетворенность межличностными отношениями - с одноклассниками и учителем.

Каковы типичные проявления стресса и дезадаптации?

  • Ребенок часто плачет (больше, чем обычно).
  • У него, в отличие от обычного, подавленное или, наоборот, возбужденное состояние (хуже засыпает).
  • Ребёнок проявляет необоснованную агрессию (ругается, налетает, отвечает агрессивно, лезет в драку).
  • Ребёнок отказывается идти в школу.

Поговорим о здоровье будущего первоклассника.

Здоров ли ваш ребёнок? Каждый ли родитель может ответить на этот вопрос утвердительно? К сожалению, в течение последних лет сократилось число здоровых детей. Если заглянуть в медицинскую карту первоклассника, то увидим, что не в каждой графе обследования специалиста (невропатолога, окулиста, ортопеда и т. д.) написано «здоров». Однако состояние здоровья и успешное усвоение школьной программы тесно взаимосвязаны. Здоровый ребенок легче адаптируется к школе, у него выше уровень работоспособности, он легче восстанавливается после учебного дня и в целом эффективнее усваивает материал уроков. Однако сложность школьной программы, количество дополнительных занятий, режим дня, по которому живет ребёнок, также оказывают значительное воздействие на его самочувствие.

Выбирая  школу для своего ребёнка, родители должны оценить состояние его здоровья.  Как обучать и развивать ребенка, учитывая его состояние здоровья, с наименьшими эмоциональными и физическими затратами. Ведь «пятерки» в дневнике не принесут радости ни ребёнку, ни его родителям, если цена им — круги под глазами, нарушенный сон и слезы без видимой причины. В сохранении здоровья ребёнка очень важную роль играет соблюдение режима дня.

Конечно, нет универсального режима дня, который подойдет для каждой семьи. Но общие принципы, которые помогут вам выстроить день своего ребёнка, все-таки есть.

Режим дня первоклассника.

Просыпаться ребёнку нужно за час до выхода из дома. Утром у ребёнка должно быть достаточно времени, чтобы проснуться, не спеша собраться. Казалось бы, четыре урока — совсем небольшая нагрузка для первоклассника. Распространенная ошибка родителей: пришел из школы, пообедал — садись делать уроки. Утомление от школьных занятий еще не прошло, а после обеда лучший отдых для ребёнка — это сон.

 Есть дети, которые категорически отказываются спать днем. Тогда возможен другой вариант восстановления сил после учебного дня — это прогулка на свежем воздухе. Максимальная   работоспособность   человека   (и   первоклассника   в   том числе) приходится на период с 10:00 до 13:00 часов. К 14:00 она снижается. А с 16:00 до 19:00 снова происходит повышение работоспособности, которая затем снижается к 20:00. Наилучшее время для выполнения домашнего задания 16-17 часов. Однако у каждого ребенка может быть свой график работоспособности, и заботливые родители, наблюдая за ребёнком и обсуждая с ним этот вопрос, могут легко нарисовать его график работоспособности (по часам за сутки, по дням недели).

И вот выходной. Можно поспать подольше, особенно если в течение учебной недели ребенок недосыпает. Если у первоклассника два выходных (и суббота и воскресенье), постарайтесь, чтобы один из дней был полностью освобожден от уроков.

Рекомендации родителям:

  • постарайтесь за лето упорядочить режим дня ребёнка;
  •  очень важен систематический полноценный сон, сбалансированный калорийный завтрак;
  • время, проведённое перед телевизором и компьютером, нужно довести до минимума;
  •  закаливающие процедуры в течение лета помогут ребёнку сопротивляться инфекциям в учебном году;
  •  постарайтесь до начала учебного года выявить и устранить логопедические проблемы ребёнка, если они есть;
  • постарайтесь больше разгадывать с ребёнком ребусов, кроссвордов, играть в игры с буквами и цифрами, привить ребенку любовь к времяпрепровождению с книгой;
  •  постарайтесь, чтобы телевизор не работал дома постоянно, в качестве звукового фона; дети, привыкшие к постоянному звуковому фону, с трудом концентрируют слуховое внимание на уроке;
  • если ребёнок увлекся любимой настольной игрой, не прерывайте его; когда интересно, мы не замечаем времени, а физиологическая способность усидеть на месте хотя бы 20-30 минут сформирована не у всех дошкольников; пусть ребёнок тренируется заниматься за столом подольше.

Памятка «Что должен знать ребенок к моменту поступления в школу» (Приложение)

Игра – ассоциация «Школа»

Итак, мы выяснили, что к школьной жизни необходимо быть готовым не только детям, но и их родителям. Ведь от отношения родителей к школе напрямую зависят особенности протекания школьной адаптации ребенка. Предлагаю поиграть.  Подумайте, с каким словом у вас ассоциируется школа? Например, «учеба».  Следующий участник предлагает свою ассоциацию на слово учеба и передаёт мяч другому участнику и т. п. (Участники выполняют задание по кругу, передавая мяч друг другу.)

После выполнения упражнения анализируются предъявленные ассоциации, делается вывод: получена многообразная палитра ощущений, связанных с представлениями о школе. Они определяются опытом школьного обучения каждого из присутствующих родителей.

Хорошо, если ребенок в трудный первый год учебы будет ощущать вашу поддержку: «Давай еще раз попробуешь, еще чуть-чуть постараешься, и будет намного лучше». Ваша вера в успех, спокойное ровное отношение помогут ребенку справиться со всеми трудностями.

Упражнение «Школьное будущее моего ребёнка»

Главная рекомендация, которую могут дать психологи родителям будущих первоклассников - любите своего ребёнка таким, какой он есть, уважайте его индивидуальность, будьте внимательными к его жизни, к его настроению, желаниям.

Я предлагаю вашему вниманию следующее упражнение, которое поможет приоткрыть завесу школьного будущего вашего ребенка. Я зачитаю несколько незаконченных предложений, которые вам необходимо завершить. Основное условие – заканчивать предложение необходимо сразу, не задумываясь. Здесь нет правильных или неправильных ответов, потому что любой из них позволит вам еще раз глубже взглянуть на отношения с ребенком и осознать свою роль в его жизни.

  1. Я всегда мечтал(а), чтобы в школе мой ребёнок…. .
  2. Когда ребёнок оказывается не на высоте, я …. .
  3. Когда моего ребенка хвалят, я ….  .
  4. Когда ребёнок пойдет в первый класс … .
  5. Когда он получит двойку или замечание, я …. .
  6. Я думаю, что в школе мой сын (дочь) ….

Теперь перечитайте каждое предложение еще раз и задумайтесь, совпадают ли ваши предложения с возможностями вашего ребенка, какое значение именно для вас имеют различные аспекты школьной жизни ребенка, и какие ожидания вы связываете с его поступлением в школу?

Творческая работа «Как мама и папа в школу ходили»

Поступление в первый класс – важное событие в жизни ребенка.  И в этот период он особо нуждается в вашей помощи и поддержке.  Давайте приготовим сюрприз для будущих первоклассников: оформим стенгазету, а ребята среди множества фотографий смогут отыскать знакомое лицо мамы или папы, познакомиться со школьной жизнью родителей.

Родители приклеивают фотографии из своего школьного прошлого, предварительно отсканированные или отксерокопированные  на ватман; подписывают их какими – либо фразами, репликами, именами. Оформляют рамку творческой работы.

Итог:

Итак, уважаемые родители! Совсем скоро наступит этот торжественный и волнующий день – 1 сентября! Что ждет ребёнка? Как все сложится? Вы волнуетесь и это естественно и нормально, но ваша родительская тревога не должна перерастать в школьную тревожность вашего ребёнка. Пусть он идет в школу с уверенностью в том, что он многое умеет, а всему остальному он обязательно научится, а вы ему в этом поможете!  И будьте готовы к тому, что не все у ребёнка будет получаться сразу. Да, это грустно, обидно, но это не повод для очередной ссоры. Скорее, это повод еще больше сблизиться с ребёнком и  оказать ему поддержку.

Памятка «Заповеди для родителей» (Приложение)

Я надеюсь. Эти рекомендации помогут вам сделать учебу в школе для детей и для вас интересной и приятной! Желаю вам и вашим детям доброго пути по Стране знаний! Успехов вам и вашим детям!

Затем следует награждение самого активного участника.  Ему торжественно вручается «Почетное свидетельство за активное участие» (Приложение)

Список литературы

1. Грэхэм Д. Как стать родителем самому себе. – М., 1993.

2. Дошкольная педагогика / май / 2010, стр.53-57.

2. Кэмпбэлл Р. Как на самом деле любить детей. – М., 1990.

3. Кумпан Л. А. Родители и дети: пути взаимопонимания. – Киев, 2009.

4. Малимонова С. Н. Взаимоотношения детей и родителей. – М., 2008.

5. Торе А. Ошибки родителей. – М., 1993.

6. Фурутан А. Отцы, матери, дети. – М., 1992.

7. Л.А.Леонова, Л.В.Макарова Как подготовить ребенка к общению с компьютером. – М., 2004.

8. М.М. Безруких  Пора ли в школу? – М., 2004.

9. И.Ю. Кулагина Младшие школьники: особенности развития. – М.,2009.

Приложения

Тест-опросник

«Готовы ли вы отдать своего ребёнка учиться в школу?»

Уважаемые родители, просим вас прочитать ряд утверждений и отметить крестиком после косой черты в таблице те утверждения, с которыми вы согласны, если не согласны, оставьте клетку пустой.

Предложенный тест-опросник поможет вам получить информацию об отсутствии или наличие  проблем в индивидуальных особенностях развития и готовности вашего ребёнка к школе, а также получить ряд рекомендаций по разрешению выявленной проблемы.

  1. Мне кажется, что мой ребёнок будет учиться хуже других детей.
  2. Я опасаюсь, что мой ребёнок часто будет обижать других детей.
  3. На мой взгляд, четыре урока – непомерная нагрузка для моего ребёнка.
  4. Трудно быть уверенным, что учителя младших классов хорошо понимают детей.
  5. Ребёнок может учиться спокойно только в том случае, если  учительница – его собственная  мама.
  6. Трудно  представить, что первоклассник может быстро научиться читать, считать, писать.
  7. Мне кажется, что дети в этом возрасте еще не способны дружить.
  8. Боюсь даже думать о том, как мой ребёнок будет обходиться без дневного сна.
  9. Мой ребенок часто плачет, когда к нему обращается незнакомый взрослый человек.
  10. Мой ребёнок не ходит в детский сад и никогда не расстается с матерью.
  11. Начальная школа, по-моему, редко способна чему-либо научить ребенка.
  12. Я опасаюсь, что дети будут дразнить моего ребёнка.
  13. Мой ребёнок, по-моему, значительно слабее своих сверстников.
  14. Боюсь, что учительница не имеет возможности точно оценить успехи каждого ребёнка.
  15. Мой ребёнок часто говорит: «Мама, пойдем в школу вместе!»

1 столбец

2 столбец

3 столбец

4 столбец

5 столбец

1/

2/

3/

4/

5/

6/

7/

8/

9/

10/

11/

12/

13/

14/

15/

Всего:

Оценка и интерпретация результатов.

А теперь подсчитайте, сколько крестиков в каждом столбце и какова общая сумма. Если общий показатель принимает значение:

  • до 4 баллов – это означает, что у вас есть все основания оптимистично ждать первого сентября – по крайней мере, вы сами вполне готовы к школьной жизни вашего ребёнка;
  • от 5 до 10 баллов – лучше подготовиться к возможным трудностям заранее;
  • 10 баллов и выше – было бы неплохо вам посоветоваться с детским психологом.

А теперь обратите внимание на то, в каких столбцах получено 2 или 3 крестика:

  • 1 – необходимо больше заниматься играми и заданиями, развивающими память, внимание, тонкую моторику руки;
  • 2 – нужно обратить внимание на то, умеет ли ваш ребенок общаться с другими людьми;
  • 3 – предвидятся сложности, связанные со здоровьем ребёнка, но еще есть время заняться закаливанием и общеукрепляющими упражнениями;
  • 4 – есть опасения, что ребёнок не найдет контакт с учительницей, надо обратить внимание на сюжетные игры;
  • 5 – ребёнок слишком привязан к матери, может быть, стоит отдать его в малочисленный класс или вообще отложить поступление в школу на один год.

Приложение

Игры и упражнения по развитию мелкой моторики руки                                                    

  1. Лепка из глины и пластилина. Это очень полезно, причём лепить можно не только из пластилина и глины. Если во дворе зима – что может быть лучше снежной бабы или игр в снежки. А летом можно соорудить сказочный замок из песка или мелких камешков.
  2. Рисование или раскрашивание картинок – любимое занятие дошкольников. Обратить внимание надо на рисунки детей. Разнообразны ли они? Если мальчик рисует только машины и самолёты, а девочка похожих друг на друга кукол, то это вряд ли положительно повлияет на развитие образного мышления ребёнка. Родителям и воспитателям необходимо разнообразить тематику рисунков, обратить внимание на основные детали, без которых рисунок становится искажённым.
  3. Изготовление поделок из бумаги. Например, выполнение аппликаций. Ребёнку нужно уметь пользоваться ножницами и клеем.
  4. Изготовление поделок из природного материала: шишек, желудей, соломы и других доступных материалов.
  5. Конструирование.
  6. Застёгивание и расстёгивание пуговиц, кнопок, крючков.
  7. Завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на верёвке.
  8. Завинчивание и развинчивание крышек банок, пузырьков и т. д.
  9. Всасывание пипеткой воды.
  10. Нанизывание бус и пуговиц. Летом можно сделать бусы из рябины, орешков. Семян тыквы и огурцов, мелких плодов и т. д.
  11. Плетение косичек из ниток, венков из цветов.
  12. Все виды ручного творчества: для девочек – вязание, вышивание и т. д., для мальчиков – чеканка, выжигание, художественное выпиливание и т. д. Научить наших детей всему, что умеем сами!
  13. Переборка круп, насыпать в небольшое блюдце, например, гороха, гречки и риса и попросить ребёнка перебрать.
  14. «Показ» стихотворения. Пусть ребёнок показывает руками всё, о чём говорится в стихотворении. Во-первых, так веселее, а значит, слова и смысл запомнятся лучше. Во-вторых, такой маленький спектакль поможет ребёнку лучше ориентироваться в пространстве и пользоваться руками.
  15. Теневой театр. Попросить малыша соединить большой и указательный пальцы, а остальные распустить веером. Чудо: на освещённой настольной лампой стене появится попугай. Если распрямить ладонь, а затем согнуть указательный палец и оттопырить мизинец, на стене появится собака.
  16.  Игры в мяч, с кубиками, мозаикой.

Ежедневно предлагайте детям такие занятия! Не спешите за ребёнка делать то, что он может и должен делать сам, пусть поначалу медленно, но самостоятельно.

Приложение

Десять советов родителям

Совет 1. Не следует усаживать ребёнка за компьютер только потому, что дети ваших знакомых все свободное время проводят рядом с монитором. Пусть ребёнок сам решит, чем ему приятнее заниматься. Возможно, его выбор окажется более правильным и более полезным для его развития.

Совет 2. Когда ребёнок только начинает знакомиться с компьютером, понаблюдайте за его поведением. Особенно важно это делать на первом этапе овладения малышом новым для него видом деятельности. Наблюдения помогут вам своевременно предупредить проблемы, которые могут возникнуть у ребёнка позже, при постоянном общении с компьютером.

Совет 3. Приступайте к активной функциональной подготовке дошкольника с первых же дней общения его с компьютером, а желательно и раньше.

Совет 4. Старайтесь, чтобы выполнение упражнений стало для малыша увлекательной игрой, и непременно участвуйте в этой игре как равноправный его партнер, с удовольствием. Только в этом случае можно ожидать положительных результатов.

Совет 5. Отдельные упражнения можно выполнять во время совместной прогулки или поездки. Не упускайте любой возможности, чтобы помочь ребенку укрепить его память, развить точность движений и другие функционально важные для работы на компьютере качества.

Совет 6. Не предлагайте ребёнку сразу все рекомендуемые упражнения. Следите, чтобы задания были ему по силам и не приводили к утомлению.

Совет 7. Попытайтесь подобрать свои варианты игр и упражнений, способствующих развитию значимых функций и похожих по действию на предложенные нами. Это позволит поддержать интерес ребёнка к занятиям, сделать их разнообразными, нескучными и неожиданными. Привлекайте ребёнка к придумыванию новых игр и упражнений. Возможно, ему будет более интересно поиграть в свою собственную игру.

Совет 8. Не все упражнения получатся у ребёнка с первого раза. Ни в коем случае не выражайте недовольства плохими, с вашей точки зрения, результатами. Напротив, обсудите причину неудачи, постарайтесь ободрить маленького ученика.

Совет 9. Заведите специальную тетрадь, в которую вы будете заносить результаты выполнения отдельных упражнений, отмечать, что ребёнок уже умеет делать, а что еще нет. Чаще говорите с ребёнком о его успехах, о том, чего он уже достиг, чему научился.

Совет 10. Не торопите ребёнка, не сравнивайте его с другими детьми! Готовность (психологическая и функциональная) организма к любой деятельности, в том числе на компьютере, вырабатывается у каждого в свое время. Учитесь понимать и поддерживать индивидуальность вашего малыша.

Приложение

Памятка «Что должен знать ребёнок к моменту поступления в школу»

  • Считать от 1 до 10 и обратно, различать цифры.
  • Пересчитывать и отсчитывать в пределах 10.
  • Количественный состав чисел из единиц и двух меньших.
  • Отмеривать меркой заданное количество.
  • Осуществлять сериацию по степени выраженности качества (поставить кукол по росту).
  • Классифицировать по 1-2 признакам (раздели предметы по цвету, форме, размеру, качеству материала).
  • Различать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал, цилиндр.
  • Определять пространственное расположение предметов относительно себя (что расположено впереди, сзади, справа, слева от тебя).
  • Решение простейших задач на увеличение и уменьшение.
  • Различать прошлое-настоящее-будущее.
  • Знать времена года, части суток, свой возраст (использовать слова: сегодня, завтра, вчера, раньше, скоро…).
  • Хорошо знать свой адрес, Ф.И.О. родителей, где они работают и понимать, что их дедушка – чей-то папа (отца или матери).
  • Знать название города, где он проживает, название  страны, столицы.
  • Ориентироваться во времени.
  • Уметь обобщать и делать выводы.
  • Уметь сравнивать и анализировать. 

Приложение

Памятка «Заповеди для родителей»

10 ЗАПОВЕДЕЙ ДЛЯ МАМЫ И ПАПЫ

БУДУЩЕГО ПЕРВОКЛАССНИКА

  • НАЧИНАЙТЕ «ЗАБЫВАТЬ» О ТОМ, ЧТО ВАШ РЕБЁНОК МАЛЕНЬКИЙ.

Давайте ему посильную работу в доме, определите круг обязанностей. Сделайте это мягко: «Какой ты у нас уже большой, мы даже можем доверить тебе помыть посуду» (вымыть пол, вынести мусор, вытереть пыль и т.д.)

  • ОПРЕДЕЛИТЕ ОБЩИЕ ИНТЕРЕСЫ

Это могут быть как познавательные интересы (любые мультфильмы, сказки, игры), так и жизненные (обсуждение семейных проблем).

  • ПРИОБЩАЙТЕ РЕБЁНКА К ЭКОНОМИЧЕСКИМ ПРОБЛЕМАМ СЕМЬИ.

Постепенно приучайте его сравнивать цены, ориентироваться в семейном бюджете (например, дайте ему деньги на мороженое и на хлеб, комментируя сумму на тот и другой товар).

      Ставьте в известность об отсутствии денег в семье, ходите в магазин вместе.

  • НЕ РУГАЙТЕ, А ТЕМ БОЛЕЕ НЕ ОСКОРБЛЯЙТЕ РЕБЁНКА В ПРИСУТСТВИИ ПОСТОРОННИХ.

     Уважайте чувства и мнение ребёнка. На жалобы со стороны окружающих, даже учителя

или воспитателя, отвечайте: «Спасибо, мы дома обязательно поговорим на эту тему».

  • НАУЧИТЕ РЕБЁНКА ДЕЛИТЬСЯ СВОИМИ ПРОБЛЕМАМИ.

Обсуждайте с ним конфликтные ситуации, возникшие со сверстниками и взрослыми.

Искренне интересуйтесь его мнением, только так Вы сможете сформировать у него правильную жизненную позицию.

  • ПОСТОЯННО ГОВОРИТЕ С РЕБЁНКОМ.

Развитие речи – залог хорошей учебы. Были в театре (цирке, кино) – пусть расскажет, что

ему больше всего понравилось. Слушайте внимательно, задавайте вопросы, чтобы ребёнок чувствовал, что Вам это действительно интересно.

  • ОТВЕЧАЙТЕ НА КАЖДЫЙ ВОПРОС РЕБЕНКА.

Только в этом случае его познавательный интерес никогда не иссякнет.

  • ПОСТАРАЙТЕСЬ ХОТЬ ИНОГДА СМОТРЕТЬ НА МИР ГЛАЗАМИ ВАШЕГО РЕБЕНКА.

Видеть мир глазами другого – основа для взаимопонимания.

  • ЧАЩЕ ХВАЛИТЕ, ВОСХИЩАЙТЕСЬ ВАШИМ МАЛЫШОМ.

На жалобы о том, что что-то не получается, отвечайте: «Получится обязательно, только

нужно ещё несколько раз попробовать». Формируйте высокий уровень притязаний. И сами верьте, что Ваш ребенок может все, нужно только чуть-чуть ему помочь. Хвалите словом, улыбкой, лаской и нежностью, а не отделываетесь такого рода поощрениями, как покупка новой игрушки или сладостей.

  •  НЕ СТРОЙТЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ С РЕБЁНКОМ НА ЗАПРЕТАХ.

Согласитесь, что они не всегда разумны. Всегда объясняйте причины, доводы Ваших требований, если возможно, предложите альтернативу. Уважение к ребёнку сейчас – фундамент уважительного отношения к Вам в настоящем и будущем.

                                                                     

                                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы с родителями в подготовительной группе «Ручеек» 2020 – 2021 учебный год

Основные задачи работы с родителями по ФГОС:·        Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника:·...

Перспективный план работы по ПДД в старшей - подготовительной группе 2020-2021 учебный год

Знакомить с правилами перехода улицы при двустороннем движении.Расширить представления об улицах города (на улице есть тротуар, по которому ходят пешеходы, и проезжая часть, по которой движутся машины...

Перспективный план работы с родителями младшей группе «Вишенка» на 2020-2021 учебный год

Перспективный план работы с родителями  младшей группе «Вишенка» на 2020-2021 учебный год...

Перспективный план работы с родителями воспитанников старшей группы на 2020-2021 учебный год

Для обеспечения благоприятных условий жизни и воспитания ребёнка, формирования основ полноценной, гармоничной личности необходимо укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия детского сада и се...

План работы с родителями младшей группы «Ягодки» на 2020-2021 учебный год.

Взаимодействие с семьями воспитанников. План работы с родителями младшей группы «Ягодки»...

План работы педагога-наставника Фурсовой Е.А. на 2020-2021 учебный год

План работы педагога-наставника Фурсовой Е.А.на 2020-2021 учебный год...

Перспективный план работы с детьми «Безопасность жизнедеятельности детей» на 2020 – 2021 учебный год

Формирование у дошкольников навыков безопасного поведения в быту, социуме и природе...