Консультация для воспитателей: «Готовность ребенка к школе в соответствии с требованиями ФГОС»
консультация (старшая, подготовительная группа)

Скворцова Лариса Викторовна

Проблема  подготовки детей к обучению в школе  с введением  ФГОС ДО  остается актуальной, так как воспитатели  сегодня должны готовить детей к обучению в начальной школе  в соответствии с ФГОС. Не ребенок должен быть готов к школе, а школа - к ребенку! Дети должны быть такими на выходе из детского сада, чтобы они не чувствовали себя в первом классе невротиками, а были способными спокойно приспособится к школьным условиям и успешно усваивать образовательную программу начальной школы. При этом школа должна быть готова к разным детям. Дети всегда разные и в этих различиях и разнообразном опыте первых лет жизни заложен великий потенциал каждого ребенка.Консультация будет полезна педагогам старших групп ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kogda_nachinat_gotovit_k_shkole.doc127 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Журавушка»

Консультация для воспитателей:

«Готовность ребенка к школе в соответствии с требованиями ФГОС»

Воспитатель:

Скворцова Лариса Викторовна

Черногорск 2018

Когда начинать готовить к школе?

Кто должен это делать?

Чему учить ребенка до школы?

«Быть готовым к школе - не значит умение читать, считать и писать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться»

Венгер Л. А. 

Семья – первое “общество”, в которое попадает ребенок. Здесь он перенимает первые навыки выживания, общения, здесь ребенок учится на своих ошибках и перенимает опыт старших. В семье ребенок учится тому, что необходимо будет ему в дальнейшем.

Детский сад – учреждение, куда попадает ребенок сразу после воспитания в семье, но при этом родители не бросают заниматься с ребенком дома. Попадая в детский сад, ребенку приходится приспосабливаться к новым условиям, к новому обществу, к новым правилам поведения. Здесь очень ярко отражается то, чему ребенка научили в семье, чему нет. Ребенок проецирует отношения в семье на отношение с ребятами из группы.

Школа – учреждение, в которое ребенок попадает после детского сада. Здесь возникает та же ситуация: новый коллектив, новые правила. Но здесь возникает и ряд других проблем: это невозможность ребенка быстро переключиться с детского сада на образ жизни школьника; это могут быть проблемы, не решенные в семье и детском саду на каком-либо этапе развития. Проблема преемственности между ступенями обучения всегда являлась одной из важнейших проблем в образовании. Поэтому невозможно не согласиться с мнением учёного, педагога-психолога Е.Е.Кравцовой: «Если по каким-либо причинам развитие ребёнка на одном из этапов было неполноценным, он не освоил свойственной для этого перехода деятельности, не получил специфических черт личности, то на следующем этапе он будет испытывать серьёзные трудности, и его развитие будет идти искажённым путём». Преемственность — объективная необходимая связь между новым и старым в процессе развития

Сотрудничество этих трех институтов социализации (семья, детский сад и школа) необходимо для полноценного развития личности.

Начало обучения в школе - критический период в жизни детей. Сложен переход из детского сада в школу. Он приводит к возникновению эмоционально- стрессовой ситуации: изменяется привычный для малыша образ жизни, возрастает психоэмоциональная нагрузка, появляются новые обязанности, существенно ограничивается двигательная активность, значительно повышается уровень тревожности и т. д.Все дети проходят период адаптации. Они переживают его по-разному. Одни шумны, непоседливы, драчливы, им трудно выдержать школьный режим. Другие, наоборот, зажаты, скованы, излишне робки, застенчивы, стараются держаться незаметно. Но и те и другие испытывают большую нагрузку, связанную с перестройкой социального статуса, а, следовательно, всего уклада жизни. Период адаптации к школе может длиться от двух- трех недель до полугода. Большинство детей достаточно быстро проходят адаптационный период, но для некоторых он затягивается. Этим детям трудно учится, но даже если успеваемость хорошая, они часто болеют, капризничают, плачут. Это зависит от многих факторов: индивидуальных особенностей ребенка, характера его взаимоотношений с окружающими, степени подготовленности ребенка к школьной жизни.

Подготовка к школе – сложный период в жизни дошкольника. В период от 6 до 7 лет наблюдается существенная перестройка мотивационной сферы у дошкольников. Психологи связывают это со становлением личности ребёнка, в это время он включается в новые системы отношений, новые виды деятельности. Соответственно это приводит и к появлению новых мотивов, которые связаны с формирующейся самооценкой, самолюбием, мотивами достижения успеха, соревнования, моральными нормами и др. Поведенческие реакции в процессе выполнения упражнений показывают сформированность познавательной активности будущего первоклассника. У современного дошкольника произошли такие значимые изменения как:

  • Снижение когнитивного развития детей дошкольного возраста. Немногие дошкольники имеют высокий уровень сформированности таких познавательных функций как внимание, зрительно – пространственное восприятие, память, зрительно – моторные координации, речь и произвольная регуляция деятельности.
  • Недоразвитие мотивационно - потребностной сферы ребёнка, атакже его воли и произвольности (возможно из-за снижения уровня развития сюжетно - ролевой игры). Способность к произвольной регуляции имеет особое значение для успешного обучения в начальной школе. Степень сформированности этих функций является одним из важнейших факторов, определяющих готовность ребёнка к обучению.
  • Снижение уровня детской любознательности и воображения.
  • Дефицит общения, недостаточная социальная компетентность.
  • Пространство, в котором дети прежних поколений приобретали опыт непосредственного общения с окружающей средой, для сегодняшних детей стало ограниченным. Многим из них не хватает собственного опыта движений и деятельности. Этот опыт и деятельность сплошь и рядом заменяют телевидение и компьютер, которые часто становятся для детей и партнерами по игре и няньками.
  •  Рост числа детей с ограниченными возможностями здоровья.
  • Также произошли изменения в отношениях детей и родителей:Снижение родительской мотивации (хочу быть хорошим родителем, но ничего не хочу делать).Низкая культура семейного воспитания и кризис современной семьи, который привел к резкому возрастанию семей неполных.
  • Изменилось также отношение родителей к проблеме готовности к школе. Своими руками взрослые, родители устраивают предшкольный бум.

Главное противоречие сегодняшнего воспитания: родители строят «светлое будущее», а ребёнок хочет (и вправе) получать удовольствие от сегодняшнего дня - от общения с мамой и папой, от игр с друзьями и интересных занятий. Возникает замкнутый круг: в связи с ростом родительских амбиций возрастают и требования школ, предъявляемые к поступающим в первый класс детям.

ИСТОРИЯ проблемы: Проблема подготовки детей к школе не нова. Она всегда входила в комплекс задач, решаемых в системе дошкольного образования. Присутствие детей-шестилеток в условиях дошкольных образовательных учреждений (в дальнейшем ДОУ) и соответственно наличие подготовительных к школе групп в 60-е, 70-е г.г. вызвали целое направление исследований по этой проблеме.При очередной модернизации системы образования, а именно с введением обучения детей с 6 лет в условиях школы, на страницах научных журналов в 70-х – 80-х годах велась острая дискуссия по данной проблеме. Ярким выразителем позиции советской психологической науки по этому вопросу был А.В. Запорожец, который предупреждал о возможных негативных последствиях раннего обучения детей по школьному типу. Ученый подчеркивал, что возможности дошкольника к обучению и освоению нового достаточно велики, но при этом нужно помнить о правомерности усложнения содержания и методов обучения. Замечая, что дошкольник многое может, он рекомендовал думать о том, нужно ли ребенку в этот период усвоение того или иного содержания, за счет чего оно идет, не в ущерб ли развитию других важных качеств, способностей, которые в последующие периоды не будут развиваться столь успешно, как в дошкольном возрасте? Каковы последствия раннего обучения, в том числе отсроченные? Дошкольный период рассматривается в отечественной науке как самоценный в жизни человека, а не только как этап подготовки к следующему не менее самоценному периоду жизни.

Проблема  подготовки детей к обучению в школе  с введением  ФГОС ДО  остается актуальной, так как воспитатели  сегодня должны готовить детей к обучению в начальной школе  в соответствии с ФГОС. Не ребенок должен быть готов к школе, а школа - к ребенку! Дети должны быть такими на выходе из детского сада, чтобы они не чувствовали себя в первом классе невротиками, а были способными спокойно приспособится к школьным условиям и успешно усваивать образовательную программу начальной школы. При этом школа должна быть готова к разным детям. Дети всегда разные и в этих различиях и разнообразном опыте первых лет жизни заложен великий потенциал каждого ребенка.

Цель детского сада - эмоционально, коммуникативно, физически и психически развить ребенка. Сформировать устойчивость к стрессам, к внешней и внутренней агрессии, сформировать способности, желание учиться. При этом надо учитывать, что дети сегодняшние, это дети не те, что были вчера.

Основная общеобразовательная программа помогает ребенку овладеть базисным уровнем дошкольного образования. Она призвана обеспечить дошкольнику тот уровень развития, который позволит ему быть успешным в дальнейшем обучении, т. е. в школе и должна выполняться каждым дошкольным учреждением.

Хотя по  ФГОС не употребляется слово «занятие», но это не означает переход на позиции «свободного воспитания» дошкольников. Но такая форма образовательной деятельности как занятие не соответствует возрастным особенностям детей дошкольного возраста. В современной теории и практике понятие «занятие» рассматривается как занимательное дело, без отождествления его с занятием как дидактической формой учебной деятельности.

ФГОС ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку и игру, где происходит сохранение самоценности дошкольного детства и где сохраняется сама природа дошкольника. Факт повышения роли игры как ведущего вида деятельности дошкольника и отведение ей главенствующего места.      Ведущими видами детской деятельности являются: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная и др.

  Образовательные программы дошкольных и общеобразовательных учреждений должны быть преемственными, т.е. программа начальной школы должна базироваться на образовательной программе ДОУ. Но, к сожалению, на практике происходит все наоборот: идея преемственности программ и технологий нередко сводится к механическому переносу их из начальной школы в ДОУ. Сложившаяся ситуация во многом является результатом недооценки самоценности дошкольного возраста, его значения в развитии ребенка. Таким образом, новые требования ФГОС к содержанию дошкольного образования меняют сам смысл понятия «готовность к школе», который теперь понимается более широко, ориентирует нас на раннее развитие ребенка на основе всестороннего учета его возрастных и индивидуальных особенностей. ДОУ начинает работу по адаптации ребенка к школе, а школа продолжает. В ДОУ принимаются все необходимые меры для всестороннего развития детей, выявления их способностей и наклонностей путем игры и продуктивных видов детской деятельности (лепке, рисования, конструирования, аппликации и т.п.). В первом классе должен осуществляться плавный переход  игровой к учебной деятельности.  Причем игра, как средство обучения, на первых порах должна доминировать.

 Роль детского образовательного учреждения переоценить или недооценить невозможно: именно там начинается первичная социализация ребенка, именно в детских образовательных учреждениях ребенок открывает то, что окружающий мир – это не только семья, он гораздо больше. А.Н. Леонтьев говорил, что в процессе социализации особое значение имеет дошкольное детство, так как в этот период происходит фактическое “очеловечивание” ребенка: он овладевает родовыми человеческими признаками - членораздельной речью, специфическими формами поведения, доступными видами продуктивной деятельности, знаковым мышлением. Л.С. Выготский, рассматривая социализацию как “процесс врастания в человеческую культуру”, подчеркивал особую роль овладения различными формами знака в становлении ребенка как человека.
Понятие готовности к школе, данное В. Загвоздкиным: «готовность к школе – это совокупность определенных свойств и способов поведения (компетентностей) ребенка, которые необходимы ему для восприятия, переработки и усвоения учебных стимулов в начале и при дальнейшем продолжении школьного обучения. Готовность к школе следует рассматривать как разветвленную сеть связанного целого: она всегда зависит от условий конкретной школы, от качеств ребенка и от профессиональной квалификации работающих в школе учителей» 

http://www.niro.nnov.ru/?id=7356

Готовность к школе можно разбить на 2 направления специальная готовность  (чтение, счет, учебные умения)и общая.

Общая готовность делится на психологическую и физическую.

Физическая готовность(Здоровье, моторика рук, движения, возраст):

Состояние здоровья, общее физическое развитие.

Развитие анализаторных систем.

Развитие мелких групп мышц.

Координация движений в соответствии с возрастной нормой

 Готовность организма ребенка к  учебным нагрузкам.

Психологическая готовность включает следующие компоненты:

Интеллектуальная, мотивационная, волевая, коммуникативная

Психологическая готовность ребенка к школе, комплексный показатель, позволяющий прогнозировать успешность или неуспешность ребенка в школе, прохождение адаптации к школе.

В соответствии с психолого-педагогическими позициями, на которых базируется дошкольное образование, под психологической готовностью к школе понимается уровень общего целостного развития ребенка, его личностной, интеллектуальной, эмоционально-волевой сфер, предпосылок учебной дельности ребенка. Эта готовность рассматривается в контексте общего развития ребенка в специфических, детских видах деятельности (игра, рисование, конструирование и др.) с использованием методов, форм образования, адекватных возрастным закономерностям, особенностям развития ребенка.

При разумном руководстве специфическими для дошкольника видами деятельности к концу дошкольного возраста формируются новообразования, позволяющие перейти к систематизированному и организованному процессу обучения в школе, направленному на становление учебной деятельности и развитию ребенка – младшего школьника в ее условиях. Однако, несмотря на аксиомную определенность в дошкольной психологии и педагогике данных позиций, актуальность этой проблемы не снижается.

Каковы причины, по которым постоянно возвращаемся к обсуждению этой проблемы? Их несколько: сведение в общественном сознании смысла дошкольного детства только к подготовке к школе и недооценка важнейшей роли этого периода не только в жизни конкретного человека, но и в судьбе человечества; разное на практике толкование сути подготовки детей к школе; нередкий, а иногда и не совсем грамотный диктат некоторых представителей начальной школы в отношении задач и содержания дошкольного образования и неправомерность требований к уровню готовности ребенка к школьному обучению. Как следствие, общеизвестна подготовка к школе детей кем угодно и по каким угодно программам (если программам), перегрузки детей, а в итоге нежелание их идти в школу и т.п.

Три наиболее значимые характеристики психологической готовности ребенка к школе:

- желание учиться

- способность управлять своим поведением

- способность управлять интеллектуальными процессами, т. е. своими знаниями, полученными в дошкольный период

Другими словами, составляющие психологической готовности

личностно-социальная готовность

интеллектуальная готовность

мотивационная готовность

эмоционально-волевая

Интеллектуальная готовность включает в себя:

Ориентировка во времени, пространстве и своем ближайшем окружении

Умение устанавливать связи между явлениями и событиями.

Желание узнавать новое, любознательность.

Сформированные мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения

Развитие внимания, памяти.

Мотивационная готовность:

Желание ребенка принять новую социальную роль школьника.

Понимание  необходимости учения и того, что учеба отличается от игры, она требует ответственности и серьезности.

Желание решать задачки и кроссворды и др. интеллектуальные задания; любознательность

 Активность в общении, задает много вопросов. Что? Зачем? Почему?

Необходимо давать ребенку только позитивную информацию о школе. Помните, что ваши оценки с легкостью заимствуются детьми. Ребенок должен видеть, что родители спокойно и уверенно смотрят на его предстоящее поступление в школу.

Личностная и социально-психологическая готовность к школе:

Потребность в общении.

Умение подчиняться правилам и интересам группы.

Способность устанавливать отношения с другими детьми.

Способность действовать совместно с другими детьми.

    Волевая готовность,   умение сдерживать  и контролировать поведение

Умение сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия.

Умение ориентироваться на заданную систему требований.

Умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания.

Эмоционально-волевая готовность, понимается как:

Способность управлять своими эмоциями и поведением.

Умение организовывать рабочее место и поддерживать порядок в нем.

Стремление преодолевать трудности.

Стремление к достижению результата своей деятельности.

Коммуникативная готовность, умение ребенка строить свои взаимоотношение с другими людьми:

играть и общаться с другими ребятами;

быть включенным в детский коллектив и уметь жить по его законам;

общаться со взрослыми людьми, соблюдая правила культурного обращения;

доброжелательность и отсутствие агрессивности.

В целях развития коммуникативной компетентности следует поддерживать доброжелательные отношения вашего сына или дочери с окружающими.

 Личный пример терпимости во взаимоотношениях с друзьями, родными, соседями также играет большую роль в формировании этого вида готовности к школе.

Недостаточная сформированность хотя бы одного из этих компонентов не позволяет ребенку в полной мере быть готовым к обучению в школе.

Условиядля успешной подготовки к школе в ДОУ:

1.Использование активных форм и методов работы.

2.Организация развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации

3.Обеспечение сотрудничества педагогов и родителей на основе понимания сущности проблемы, форм и методов эффективной подготовки детей к школе.

Активная разработка и внедрение личностной парадигмы в образование, современная его стандартизация актуализирует решение проблемы преемственности в стандартах, программах, научно-методическом сопровождении образовательного процесса на ступенях дошкольного, начального основного и среднего общего образования. Тем самым обеспечивается непрерывное преемственное развитие ребенка на разных этапах онтогенеза. 

 Первое направление связано с организацией всей воспитательной работы в детском саду, направлена на общую подготовку ребенка к школьному обучению. При этом главное не надвинуть на дошкольное образование формы школьной жизни.

Она заключается в том, чтобы с помощью соответствующей организации воспитательно-образовательной работы во всех возрастных группах детского сада обеспечить настоящий всестороннее и гармоничное развитие ребенка. Однако нередко усилия отдельных воспитателей и учителей направляются не на общую подготовку детей к школе, а на изучение языка и математики Конечно, дети со значительным опережением изучают эти предметы, но в ущерб общему развитию. Кроме того, в некоторых школах занятия с музыки, пения, ритмики, изобразительного искусства и конструирования проводятся формально, чем наносится непоправимый ущерб общему развитию детей. Ведь именно в игровой, изобразительной, конструктивной деятельности у ребенка формируются способности, умения и навыки, которые трудно, а иногда и невозможно сформировать позже. Особенно это касается игры, в которой ребенок воссоздает, моделирует систему известных ему общественных отношений, что предопределяет естественное эмоциональный подъем, позитивное отношение ко всему окружающему.От воспитателя в этом вопросе зависит очень многое, и самое главное это развить в ребенке интерес к учебе, именно познавательный интерес.Первые навыки в рисовании, пении, танцах, чтения. Счета и письма должны войти  в мир познания ребенка чрез ворота детской игры. Через игру и экспериментирование, общение дети знакомятся с окружающим миром.

Каждому воспитателю, работающему в выпускной группе детского сада, приходится много раз отвечать на вопрос родителей: «как ведёт себя мой ребёнок на организованной образовательной деятельности?». Как он справляется с заданием? Не отстаёт ли от других? Все эти вопросы родители прямо связывают с подготовкой к школе. Но почти никогда не звучит вопрос: «А как играет мой ребёнок?

.Использование дидактических игр с правилами естественно и закономерно введут ребёнка в учебную деятельность. При этом наша задача состоит в том, чтобы научить ребёнка, выслушать инструкцию, освоить её правила, овладеть учебно-игровыми действиями, проконтролировать действия оценить результат. В игре ребёнок пробует свои силы и возможности. Самостоятельность, активность, саморегуляция — важнейшие черты свободной игровой деятельности, они выполняют незаменимую роль в формировании личности будущего школьника. В играх с правилами развивается и необходимая будущему школьнику произвольность поведения и общение с взрослыми и сверстниками. Дети, стоящие у порога школы, непременно должны обладать элементарными навыками самоорганизации. Эти навыки в дальнейшем станут их «помощниками» в учебной деятельности, разумном расходовании времени, умение передавать труд, учёбу, игру, отдых.

Любая деятельность — игра, труд, организованная образовательная деятельность — требуют определённой подготовки. Поэтому педагогам необходимо воспитывать у детей трудолюбие, усидчивость, отслеживать, чтобы дошкольники любое дело выполняли старательно и не бросали его на полпути. Дети, воспитанные в труде, меньше устают, отличаются творческим подходом ко всему, умением себя обслуживать, держать в порядке своё рабочее место.

Организованная образовательная деятельность дошкольников должна быть организована педагогами так, чтобы дети могли свободно общаться, спорить, совместно выполнять различные задания. И главное, чтобы дошкольники учились совместно обсуждать, а их обсуждения были направлены на коллективный поиск правильного ответа, чтобы каждый ребёнок проявлял, как можно больше активности, рассуждал, высказывал своё мнение, не боялся при этом ошибиться.

 С  помощью сюжетно-ролевой игры происходит коррекция произвольности в общении со взрослым, важная для понимания учебной задачи и для правильного осознания позиции учителя, его профессиональной роли;  с помощью игры по правилам корректируется недостаточно развитое общение и взаимодействия с другими людьми. Такие игры помогают детям, которые могут справиться с прямыми и не справляются с косвенными задачами, т.к. привязаны к своей позиции и не могут посмотреть на ситуацию «другими глазами»;  с помощью режиссерской игры возможно скорректировать специфическое отношение к себе (неадекватно завышенную или заниженную самооценку).  

Комплексный подход к вопросам развития речи и речевого общения в детском саду предусматривает значительное увеличение и обогащение возможностей для участия в речевом общении каждого ребёнка, при этом первостепенно важным является полноценное овладение родным языком в максимально сенситивный для этого период. Эти умения значительно облегчают прохождение школьного адаптационного периода первоклассниками. Отсюда существенной задачей педагогического процесса в ДОО становится не только формирование культуры речи, но и культуры общения.

Начальная школа ставит перед ребенком очень сложную задачу – овладение письменной речью, возникающей на базе устной речи и представляющей собой более высокий этап речевого развития. Успешное овладение чтением и письмом невозможно без сравнительно высокого уровня устной речи, развития слухоречевой памяти, овладения звуковым анализом, развития наглядно-образного мышления, начал логического мышления, а также определенного уровня общего (деятельностного, личностного) развития ребенка. На современном этапе задачи умственного воспитания заключаются в формировании всесторонне развитой личности ребенка, его умственной активности и самостоятельности, творческого отношения к выполнению всех видов детской деятельности, в формировании разнообразных способностей дошкольника. Особо подчеркну значимость вопроса о методике обучения, который связан с тем, что в ряде случаев при обучении дошкольников наблюдается неравномерное использование методов обучения, приближающихся к школьным. Недоучет возрастной специфики детей дошкольного возраста может привести к значительному снижению эффективности процесса обучения, его мотивации, к неполному использованию всех возможностей дошкольников. Многие педагоги на первое место по значимости часто выдвигается умение читать. Однако, главной «бедой» современной школы не является неумение детей читать (школа-то как раз всегда умела этому научить), ею оказывается нежелание читать, а также увеличивающаяся безграмотность, которую логопеды чаще классифицируют как нарушения письменной речи – дисграфию и дизорфографию, Поэтому не случайно недавно принятым стандартом дошкольного образования были определены целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования. В них среди достаточно небольшого перечня социально-нормативных возрастных характеристик возможных достижений дошкольника обозначено не «умение читать», а складывание у него «предпосылок грамотности». Действительно, обучение чтению и письму – не самоцель в дошкольном образовании. Гораздо важнее создать все необходимые предпосылки для того, чтобы ребенок легко начал читать и писать. Ключевым словом для дошкольного образования будет именно «начал», а не научился. Ребенкудошкольнику еще очень тяжело прилагать усилия для того чтобы освоить какие бы то ни было знания или навыки. Но когда уже есть созданные предпосылки, сам процесс обучения идет легко и непринужденно.

Группой исследователей (Н.Н. Подьяков, С.Н. Николаева, Л.А. Парамонова, Ф.А. Сохин и др.) была разработана новая форма обучения детей творческому процессу познания различных предметов и явлений. Такое обучение осуществлялось путём организации особого вида детской деятельности – экспериментирования. В ходе развития поисковой деятельности преодолевается боязнь ошибочности действий, что является важным моментом в развитии детского мышления. Часто приходится наблюдать проявление скованности детского мышления, стремление мыслить по готовым схемам, получать эти схемы от взрослого.

Для решения этих задач использую различные формы и методы работы: экскурсии в школу, беседы о школе, чтение рассказов и разучивание стихов школьной тематики, отношения к школе; рассматривание картинок, отражающих школьную жизнь, и беседы по ним, рисование школы и игра в школу.

Рассказы и стихи о школе подбираются так, чтобы показать детям различные стороны школьной жизни: радость детей, идущих в школу; важность и значимость школьных знаний; содержание школьного обучения; школьная дружба и необходимость помогать школьным товарищам; правила поведения на уроке и в школе.

При организации игры в школу можно использовать сюжеты различного содержания: игра в школу после экскурсии на урок в 1 классе (закрепление полученных знаний и представлений), моделирование школы будущего (формирование эмоционального отношения к школе, развитие творческого воображения и свободы мышления).

Второе направление - Предметно-развивающая среда - составная часть развивающей среды дошкольного детства.

 Предметно-развивающая среда дошкольного образовательного учреждения должна способствовать своевременному и качественному развитию не только всех психических процессов, но и физическому развитию ребенка.

Третье направление. Каково участие родителей? Родители вправе выбирать любую форму получения образования. Это и частные сады, семейные, при этом они вправе «на любом этапе обучения продолжить образование в образовательной организации». Серьезное отношение семьи к подготовке ребенка к школе должно основываться на стремлении сформировать у ребенка желание многое узнать и многому научиться, воспитании в детях самостоятельности, интереса к школе, доброжелательного отношения к окружающим, уверенности в себе, отсутствии боязни высказывать свои мысли и задавать вопросы, проявлять активность в общении с педагогами.

Чем же характеризуется самостоятельный ребенок? Самостоятельность старшего дошкольника проявляется в его умении и стремлении действовать, в готовности искать ответы на возникающие вопросы. Самостоятельность всегда связана с проявлением активности, инициативы, элементов творчества. Самостоятельный ребенок - это, прежде всего, ребенок, который в результате опыта успешной деятельности, подкрепленной одобрением окружающих, чувствует себя уверенно.

Решение проблем воспитания ребенка, подготовки его к обучению в школе напрямую зависит от уровня педагогической культуры родителей. Как показывают исследования ученых, педагогов и психологов, уровень сформированности педагогической культуры большинства родителей не высокий, что, разумеется, сказывается на результатах их воспитательной деятельности. Поэтому необходимо формирование у родителей психологопедагогических знаний о своей роли в семье и воспитании детей, взаимодействии с ребенком, умений организовать необходимые благоприятные условия для воспитания и образования ребенка. Совместная работа специалистов и воспитателей обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах подготовки детей к школе, делает родителей полноправными участниками педагогического процесса. Система педагогического взаимодействия ДОО и семьи сможет обеспечить формирование качеств, необходимых будущему школьнику. Очень часто нежелание учиться, трудное вхождение ребенка в новый коллектив — это результат родительских ошибок и просчетов, тех жизненных ориентаций, которые царят в семье. Хорошие результаты дает анкетирование родителей для понимания уровня их знаний о подготовке ребенка к обучению в школе. Период подготовки ребенка к школе является очень важным моментом в жизни семьи, поэтом задача ДОО использовать все многообразие форм работы с родителями для оказания помощи и получения максимально положительных результатов.

  • Портрет» первоклассника, не готового к школе: чрезмерная игривость; недостаточная самостоятельность; импульсивность, бесконтрольность поведения, гиперактивность; неумение общаться со сверстниками; трудность контактов с незнакомыми взрослыми (стойкое нежелание контактировать) или, наоборот, непонимание своего статуса; неумение сосредоточиться на задании, трудность восприятия словесной или иной инструкции; низкий уровень знаний об окружающем мире, неумение сделать обобщение, классифицировать, выделить сходство, различие; плохое развитие тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координации (неумение выполнять различные графические задания, манипулировать мелкими предметами); недостаточное развитие произвольной памяти; задержка речевого развития (это может быть и неправильное произношение, и бедный словарный запас, и неумение выразить свои мысли и т. п.).
  • Портрет дошкольника, готового к обучению в школе по ФГОС: Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками Любознательный Эмоционально-отзывчивый Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками Способный управлять своим поведением и планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы, адекватные возрасту. Таким образом, в портрете выпускника отражаются качества личности ребенка и степень их сформированность, а не знания умения и навыки как было раньше.

Вывод: Мы должны сами хорошо понимать и убедить в этом родителей, что готовность к школе нельзя свести к каким-то двум-трём показателям, изолированным друг от друга. Готовность к школе характеризуется большим числом признаков, которые тесно между собой связаны и взаимообусловлены.

Готовность к школе - это не «программа», которой можно просто обучить (натренировать). Скорее, это интегральное свойство личности ребёнка, развивающееся при общих благоприятных условиях в многообразных ситуациях жизненного опыта и общения, в которые включен ребёнок в детском саду, в семье и в других социальных группах.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование образовательной деятельности во 2 младшей группе по программе"От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы в соответствии с требованиями ФГОС.

Перспективное планирование образовательной деятельности  во 2 младшей группе по программе"От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы в соответствии с требованиями ФГОС....

Консультация для родителей "Как подготовить ребенка к школе в соответствии с требованиями ФГОС".

Не ребенок должен быть готов к школе, а школа - к ребенку! Дети должны быть такими на выходе из детского сада, чтобы они не чувствовали себя в первом классе невротиками, а были способными спокойно при...

Консультация для воспитателей "Особенности речевого развития дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС»

МАДОУ «Детский сад № 34» г.о.Химки  Консультация для воспитателейОсобенности речевого развития дошкольников в соответствиис требованиями ФГОС»  Подготовила в...

Консультация для педагогов. "Как написать программное содержание в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования".

Консультация для воспитателей.Подготовила старший воспитатель Болотова О.Ю.Как написать программное содержание  в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования.Что же такое програ...