Выступление с проектом «Приобщение дошкольников к экологическому воспитанию через экспериментально – исследовательскую деятельность»
учебно-методический материал

Мингазова Лейсан Гамилевна

Возможность чувственного познания, накопления конкретных сведений о живом вокруг нас выдвигает наблюдение в разряд наиболее значимых методов. С его помощью ребенок познает не только внешние параметры объектов природы но и связь со средой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мингазова Лейсан Гамилевна,

Воспитатель,

МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №88»

НМР РТ гор. Нижнекамск

Выступление с проектом

«Приобщение дошкольников к экологическому воспитанию

через экспериментально – исследовательскую деятельность»

Люди, научившиеся … наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел.

К.Е.Тимирязев

В исследованиях отечественных и зарубежных психологов показано, что важнейшее значение для развития детей имеет их практическая деятельность. В связи с этим особый интерес представляет изучение детского экспериментирования.

Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Все исследователи экспериментирования в той или иной форме выделяют основную особенность этой познавательной деятельности: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним.

Исследование стимулирует ребенка к поискам новых действий и способствует смелости и гибкости детского мышления. Возможность самостоятельно экспериментировать дает ребенку возможность пробовать разные способы действия, снимая при этом страх ошибиться и скованность детского мышления готовыми схемами.

Детское исследование оказывает мощное положительное влияние как на развитие многих других детских деятельностей (конструирования, изобразительной деятельности, игры, труда в природе), так и на общее психическое развитие ребенка.

Деятельность исследования чрезвычайно многообразна и легко поддается формированию и развитию в самых различных направлениях. Наряду с реальным исследованием с окружающими предметами и явлениями у дошкольников начинает развиваться так называемое мысленное экспериментирование, когда ребенок исследует не только различные предметы и явления, но и с собственными знаниями, способами умственных действий. Это открывает принципиально новый путь самостоятельного творческого добывания новых знаний, новых средств и способов деятельности. Вместе с тем сущность деятельности исследования, ее основные этапы становления и развития изучены далеко не полностью.

В деятельности исследования ребенок, как эквилибрист нащупывает правильный путь, поэтому без проб и ошибок нельзя обойтись. И взрослому, т.е. воспитателю надо понимать, что ребенок - дошкольник в большинстве случаев не знает, для чего предназначен тот или иной объект. Если объект является новым и содержит неизвестные скрытые свойства, то малыш вынужден использовать различные пробующие действия и их стратегии. Причем результат этих действий ему не может быть известен заранее. Эти действия не являются ошибочными в силу отсутствия информации о потенциальных возможностях объекта, о четко сформулированных целях деятельности с ним и способах их достижения.

Характерно, что в процессе исследовательской деятельности дети, как правило, обследуют тот или иной объект или ситуацию в том виде, как они предстают перед ребенком, не внося в них каких-либо существенных изменений. У детей наблюдаются развернутые обследующие действия руками, тщательное прослеживание взором контура и т.д. На основе такой развернутой ориентировки у детей формируется образ объекта, ситуации, ориентирующий исполнительные действия.

В детском исследовании после предварительного зрительно-перцептивного обследования того или иного объекта ребенок начинает осуществлять с этим объектом различные преобразования, существенно (в ряде случаев радикально), изменяющих данный объект. В ходе исследования исследуемый объект может быть не только радикально изменен ребенком, но может быть и разрушен. Именно в процессе таких преобразований объекта ребенок раскрывает для себя все более глубоко заложенные существенные связи и зависимости, характеризующие скрытую структуру объекта.

Таким образом, деятельность исследования - это активно-преобразующая деятельность детей, существенно изменяющая исследуемые объекты.

Процесс самостоятельного исследования новых объектов захватывает дошкольников особенно сильно, когда они могут не только осмотреть и пощупать эти объекты, но и преобразовать их, изменить, расчленить с целью познания внутренних связей и отношений. В этом процессе ребенок выступает как настоящий экспериментатор: он неутомимо изобретает все новые способы воздействия на окружающие предметы и явления. Мощная потребность в новых впечатлениях придает деятельности экспериментирования высокий энергетический потенциал, сопровождаемый эмоциональным подъемом. Поэтому именно в этой деятельности очень рано и наиболее ярко проявляются общее психическое развитие детей, формирование способностей, в том числе и такой фундаментальной, как способность к построению все более сложных иерархических структур собственной деятельности. Данная способность является универсальной, поскольку решение фактически любой более или менее сложной задачи требует мысленной постановки определенной последовательности целей, их иерархизации.

Детское исследование характеризуется общей направленностью на получение новых сведений о том или ином предмете. Получение новых знаний и сведений выступает как основной мотив деятельности. При этом у детей ярко выражена установка на получение чего-то нового, неожиданного.

Эта деятельность не задана взрослым ребенку заранее в виде той или иной схемы, а строится самим дошкольником по мере получения всех новых сведений об объекте. В процессе исследования с новым объектом ребенок может получить совершенно неожиданную для него информацию, что часто ведет к изменению направленности деятельности, ее существенной перестройке. И в этом заключается основа чрезвычайной гибкости детского исследования, способности детей перестраивать свою деятельность в зависимости от полученных результатов.

Следует подчеркнуть, что в процессе детского исследования получает развитие новая сторона мыслительной деятельности, которой обычно уделяется недостаточно внимания. Дело в том, что новые связи и отношения объектов, которых исследует ребенок, выступают вначале в виде не совсем ясных образов, в форме неотчетливых знаний, находящихся в процессе своего становления. Такие знания обладают чрезвычайной гибкостью, подвижностью. Задача состоит не только в том, чтобы формировать у детей четкую систему знаний, но и в том, чтобы научиться управлять формированием той, еще не совсем определенной сферы знаний, которая имеет важное значение для общего развития познавательной деятельности детей. В настоящее время эта область знаний складывается стихийно.

Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребёнка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Исследовать, открыть, изучить - значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное само выражаться. Задача - помочь детям в проведении этих исследований, сделать их полезными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическое воспитание. "Наблюдаем, играя на прогулке через экспериментально-исследовательскую деятельность"

Разработка в помощь педагогам по экологическому воспитанию дошкольников....

Итоговый практико-значимый проект Тема: «Развитие познавательного интереса у старших дошкольников через экспериментально-исследовательскую деятельность»

Проект разработан в силу особой актуальности проблемы воспитания экологической культуры дошкольников....

Презентация к итогово практико-значимому проекту на тему: «Развитие познавательного интереса у старших дошкольников через экспериментально-исследовательскую деятельность»

В результате реализации данного проекта у воспитанников сформируется бережное и экономное отношение к водным ресурсам, овладеют несложными способами экспериментирования с водой. У детей появляются исс...

Экологическое воспитание дошкольников через экспериментально - исследовательскую деятельность

Экологическое воспитание дошкольников через экспериментально - исследовательскую   деятельностьЭкспериментально – исследовательская деятельность даёт понять детям не только осознание связей ...

"Формирование экологической культуры через экспериментально - исследовательскую деятельность дошкольников" Педагогический проект.

Педагогический проект направленный на формирование экологической культуры детей дошкольного возраста....

Экологическое воспитание детей старшего возраста через экспериментально - исследовательскую деятельность

Экология – это мировоззрение современного человека, осознающего ответственность за будущее общего для всех нас Дома – планеты Земля, и нет на сегодняшний день актуальней и важней задачи, чем экологиче...

Консультация для педагогов «Экологическое воспитание дошкольников через экспериментально-исследовательскую деятельность»

Консультация для педагогов«Экологическое воспитание дошкольников через экспериментально-исследовательскую деятельность» (средний дошкольный возраст)...