Беседа: "Русская народная обувь"
план-конспект занятия (старшая группа)

Волкова Оксана Евгеньевна

Формировать представления о русской народной обуви.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema.docx18.72 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Русская народная обувь.

Цель: формирование представлений о русской народной обуви, развитие памяти, словарного запаса, познавательного интереса, воображение и фантазии.

                Ход беседы

Воспитатель показывает детям иллюстрации с изображением народной обуви, предлагает отгадать , как она называется, после чтения рассказа.

- Самой древней обувью на Руси были простые мягкие туфли-поршни. Их делали из целого куска мягкой кожи, подбирая его по краю кожаным ремнём, которым обматывали ногу, чтобы поршни не спадали. Делали и простые башмаки- чоботы, но в основном тачали (шили) сапоги. О небрежно сделанной работе и сейчас говорят: «Два сапога- пара, и оба на левую ногу». А в те времена сапоги шились одинаковыми на обе ноги и приобретали нужную форму только в процессе носки. Сапоги носили все: и мужчины и женщины и дети.

Любимые на Руси сапоги сначала подшивали нитками потом появились деревянные гвоздики, которые со временем были заменены металлическими.

Иногда использовали кожу натурального цвета, но чаще её красили. Самым распространённым был чёрный цвет. Однако парадные-сафьяновые- сапоги могли быть и красными, и жёлтыми, и зелёными, и белыми и голубыми.

Для холодного времени года они утеплялись войлоком. Сапоги и полусапожки надевались на онучи-куски плотной ткани, которые навёртывали на ногу. (Теперь их чаще называют портянками.) Зимние онучи делали из меха, и они назывались шкарпетниками.

Валяная обувь- валенки, катанки-появились только в хlx веке. Её делали из овечьей  шерсти. Валенки  с которыми голенищем называли валяные коты, чуни, кеньги. Изготовление валенок было делом трудоёмким, поэтому и стояли они довольно дорого. Небогатая семья имела, как правило, одну пару валенок на всех, и носили их приходилось по очереди или по старшинству.  

Самой распространённой обувью русского народа были лапти. Недаром говорили- «лапотная Русь». Не только для крестьян, но и для большинства  небогатых горожан лапти были единственной доступной обувью , а сапоги из кожи-несбыточной мечтой.

Лапти появились в глубокой древности. В других странах их не носили. Материал для лаптей найти было нетрудно: их плели из липового лыка, реже из коры ракиты, ивы, вяза, берёзы, дуба. На одну пару лаптей требовалось ободрать три-четыре деревца. Сколько же губилось молодых деревьев, если только из одного российского села Мыт Владимирской губернии в Москву отправляли до пятисот тысяч пар лаптей в год!

Лапти плели разными , в зависимости от назначения. Будничные лапти плелись из широкого лыка. Праздничные – из вязового, предварительно отмоченного в горячей воде. Они выглядели значительно наряднее и имели розовые или красноватый цвет.

         Для прочности и утепления лаптей внутрь стелили солому, а подошвы подшивали конопляной верёвкой. Ноги в таких лаптях не промокали и не замёрзли. Летом, отправлялись на сенокос, обувались в лапти редкого плетения , не удерживающие воду,- рачки или в лапти из верёвки- чуни. В некоторых местах умудрялись плести лапти даже из конского волоса-волосянки. Самыми плохонькими считались каверзни- лапти, сплетённые из ракиты.

В зависимости от времени года лапти обували на холщовые, шерстяные или суконные подмотки. Таким образом, лапти можно было носить в любую погоду. Держались лапти на оборах- кожаных узких ремешках или верёвках из конопляного волокна- моченицах, опоясывающих ногу до колена. Плелись лапти без различия правой и левой ноги.

  • Только лапоть на обе ноги плетётся , а руковички-розни.

Плетением лаптей занимались в основном старики. Хороший мастер мог за день сплести две пары лаптей.

  • Торопясь, и лапти не сплетешь.

Носились лапти недолго: в горячую крестьянскую пору – четыре дня, а зимой- десять дней.

  • « В дорогу идти-пять пар плести», - говорили в народе.

Но зато и стоили лапти дёшево-не более пяти копеек ( а сапоги- несколько рублей), отсюда их доступность и распространённость.

Вопросы:

- Какую обувь носили наши прапрабабушки и прапрадедушки?

-  Какую обувь носили бояре?

-Почему?

- Какую обувь носили крестьяне? Почему?

-Какие пословицы вы запомнили?

- Как вы думаете, какая обувь изображена на картине?

Игра «Что лишнее».

Беседа

Тема: Свадебный русский костюм

Цели : формирование представлений о русском свадебном костюме, развитие воображения и фантазии, памяти, словарного запаса, познавательного интереса.

Ход беседы

Рассматривание репродукции картины А. П. Рябушкина «Свадебный поезд в Москве» и рассказ воспитателя.

– Самую красивую и дорогую одежду готовили к свадьбе. Нередко случалось так, что невесту в свадебном сарафане под руки выводили к гостям и тут же снова уводили и переодевали в менее дорогое платье.

В течение нескольких веков в разных концах земли русской складывались свои характерные особенности в одежде, и люди строго придерживались местных традиций. Основой женского народного костюма была рубаха. Ее шили из тонкого серебристо-белого домотканого льняного или конопляного полотна. Нарядно украшенную рубаху надевала женщина в особо торжественных случаях, например на свадьбу.

На Русском Севере еще в прошлом веке праздничной и свадебной одеждой считались рубахи-долгорукавки, рукава которых доходили до 2 метров и имели прорези – «окошки» для рук (колдовская сила).

Народная праздничная одежда могла много рассказать интересного о своем владельце: откуда он родом, какого возраста, по какому случаю так одет. Одежда каждой области (губернии) России имела свои орнаменты, излюбленные цвета, отделку, формы и фасоны. И, конечно, в свадебной одежде было много украшений, особенно в костюме молодой женщины. Это – ушные, шейные и нагрудные украшения, весьма разнообразные по форме, составу и размерам. Для их изготовления использовались различные материалы со всевозможными вставками из стекла, камня, бусин, бисера, пуха птиц.

Свадебные наряды передавались из поколения в поколения, от матери к дочери.

Следует отметить бережное отношение крестьян к праздничной одежде. Известно, что в особо нарядных сарафанах крестьянки не только не садились за стол, но даже не присаживались на лавку, боясь запачкать или помять свой наряд. Шерстяные же праздничные наряды не стирали и не гладили вовсе, хранили аккуратно сложенными в специальных больших коробках из липы.

Вопросы к детям.

– Как готовили свадебный костюм?

– Чем отличался свадебный костюм от повседневного?

– Чем украшали свадебный костюм?

– Что по костюму можно было сказать о владелице?

– Как хранили дорогие свадебные костюмы и наряды?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект беседы с детьми "Русская народная обувь"

Конспект беседы с детьми "Русская народная обувь"...

Беседы "Русский народный быт"

Вашему вниманию предлагаются беседы с детьми дошкольного возраста....

Беседа "Русские народные сказки"

Беседа на тему «Русские народные сказки»Цель: вызвать интерес к русским народным сказкам.Организовываю выставку и подвожу детей Ребята, как вы думаете, о чем мы сегодня будем гов...

Беседа "Русские народные сказки".

Беседа на тему: «Эти мудрые русские сказки!» Цель: - познакомить детей с величайшим богатством русской народной культуры – сказками; развивать интерес к русским сказкам; воспитывать желание читать ...

Беседа «Русская народная забава «Клюшкование»

Данный материал рассчитан на детей старшего дошкольного возраста и будет интересен инструкторам по физической культуре в ДОУ.Беседа сопровождается рассматриванием иллюстраций, тематической разминкой и...

Для проведения бесед «Русские народные праздники»

Для проведения бесед «Русские народные праздники»...

Беседа "Русские народные игрушки"

Материал для занятия...