Беседа "Русские народные сказки".
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Тараканова Олеся Фёдоровна
Беседа на тему: «Эти мудрые русские сказки!» Цель: - познакомить детей с величайшим богатством русской народной культуры – сказками; развивать интерес к русским сказкам; воспитывать желание читать их, понимать глубокий смысл; знать сказки наизусть, узнавать сказку по иллюстрациям Предварительная работа: - чтение детям русских народных сказок «Гуси-лебеди», « Хаврошечка», рассматривание иллюстраций к сказкам. Ход занятия: -Ребята, вы любите сказки? (Любим). - Как вы думаете, зачем люди сочиняют сказки (разные ответы детей). -Правильно, люди сочиняют сказки, чтобы рассказывать их своим детям, учить в жизни различать добро и зло. Недаром в сказках зло наказывается, а добро побеждает. Сказка учить мудрости и тому, что добро в ответ рождает добро. А что будет, если у народа не будет сказок? (разные ответы детей) - Да, не смогут тогда люди передать своим детям, внукам, правнукам свой жизненный опыт, предостеречь от ошибок; показать путь добра и света, по которому следует идти, преодолевая трудности. - Русский народ собрал в свою копилку множество чудесных сказок. - Назовите сказки, какие вы знаете. (Дети перечисляют знакомые сказки.) - В сказках совершаются чудеса. Богатая русская фантазия оживила весь окружающий мир. Вспомните сказки, где мы встречаем животных и птиц, которые живут жизнью людей, так же одеваются, имеют свой дом, разговаривают, переживают (дети называют сказки - Теремок, Зимовье зверей, Заюшкина избушка…) -В сказках даже простые вещи и предметы думают, мечтают, совершают различные поступки. - Назовите, в каких сказках мы встречались с такими чудесами? (Мойдодыр, Федорино горе…) -Ребята, а можно сказку назвать воспитательницей? Почему (ответы детей) -Давайте подумаем, чему учить русская народная сказка «Гуси-лебеди» (ответы детей). -А чему учит сказка «Хаврошечка?» (ответы детей) -У русского народа была тяжёлая трудная жизнь. Люди с утра до вечера трудились, терпели нужду, обиды, но духом не падали и всегда творили доброе дело. Например, в сказке «Царевна-лягушка» царевич шёл несколько дней, голод томил его, а он терпел, никого не убил на своем пути: ни зайца, ни медведя, ни сокола, ни щуку. За свое милосердие потом он получил большую награду – помощь от зайца, от медведя, от сокола, от щуки… -Ребята, читая сказки, мы должны с вами научиться всему самому хорошему, но только надо видеть самое главное – смысл сказки и чему она учит. -Угадайте, что это за сказка? (Детям предлагается иллюстрация к сказке «Теремок») -А чему учит сказка «Теремок»? (ответы детей) -Как важно научиться жить мирно под одной крышей! Хотя герои все с разными характерами, но каждый житель теремка очень нужен, чтобы вести общее хозяйство. - Вот если бы все люди с детства научились жить мирно под одной крышей, тогда бы никто из соседей не ссорился, не воевали бы на планете разные народы. - Любая сказка учит самой главной мудрости в жизни — добру и любви. Будь добр в самом малом: к травинке, к мышке, к берёзке, к ручейку, к старичку, даже к Кощею Бессмертному. Игра «Имя шепчут волны» -А теперь давайте поиграем. Есть интересная игра «Имя шепчут волны». Попробуем представить себе, что мы попали в сказку, где неживая природа ожила и хочет поговорить с нами. Мы стоим на морском берегу, а волны подбегают к нам и хотят с нами заговорить, тихо шепчут имя каждого из вас. Попробуйте услышать, как вас зовут волны, а затем по очереди произнесите вслух. (Потом предложить детям послушать, как их по имени зовет: ветер, туча, берёзка, мышка-норушка, Илья Муромец, Баба — яга). -Ребята, вам нравятся сказки про Бабу – Ягу? А почему? А какая Баба – Яга в сказках? -Баба – Яга в сказках бывает разной. Давайте вспомним сказки, где Баба — Яга страшная, коварная, злая. («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Гуси – лебеди» т. д.) - А теперь вспомните, где Баба-Яга была справедливая, гостеприимная. «Царевна-лягушка, «Сказка о живой воде и молодильных яблоках». - А вам помогают сказки? - На примере сказок мы учимся добру и справедливости, дружбе, взаимопомощи. Молодцы, дети! Много знаете сказок, умеете различать хорошие и плохие поступки, где зло, а где добро!!! По теме: методи

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Конспект НОД в подготовительной группе по теме: «Отражение быта и русских традиций в народных сказках. Театрализация русской народной сказки «Заюшкина избушка».

Цели: Приобщать детей к традициямнарода посредством изучения литературного наследия наших предковЧитать русские народные сказкиПоказать детям, как быт и народные традиции нашли свое отражение в русски...

Русские народные сказки. Сказки – один из основных видов устного народного поэтического творчества. «Словом “сказка” мы называем и нравоучительные рассказы о животных, и полные чудес волшебные сказки.

Русские народные сказки.Сказки – один из основных видов устного народного поэтического творчества. «Словом “сказка” мы называем и нравоучительные рассказы о животных, и полные ...

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Сопоставление русской народной сказки «Лисичка сестричка и серый волк» и чувашской народной сказки «Хитрая лиса»»

Сопоставление русской народной сказки «Лисичка сестричка и серый волк» и чувашской народной сказки «Хитрая лиса»Обучающие задачи:Познакомить с чувашской народной сказкой «...

Конспект открытого занятия «Технология продуктивного чтения через знакомство детей с русской народной сказкой» в подготовительной к школе группе Образовательная ситуация «Знакомство детей с русской народной сказкой «Две загадки».

Конспект открытого занятия с дошкольниками, с помощью которого воспитываем интерес и любовь к книге, стремление общению с ней, умение слушать и понимать художественный текст....

Занятие по ознакомлению с художественной литературой. Сравнение русской народной сказки «Волк и семеро козлят» и таджикской народной сказки « Коза с кудрявыми ножками

Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, целесообразно формировать своим собственным примером, а также с помощью народных сказок...