Конспект открытого занятия «Технология продуктивного чтения через знакомство детей с русской народной сказкой» в подготовительной к школе группе Образовательная ситуация «Знакомство детей с русской народной сказкой «Две загадки».
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Маняхина Оксана Михайловна

Конспект открытого занятия с дошкольниками, с помощью которого воспитываем интерес и любовь к книге, стремление общению с ней, умение слушать и понимать художественный текст.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnyy_mir.docx28.7 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия «Технология продуктивного чтения через знакомство детей с русской народной сказкой» в подготовительной к школе группе Образовательная ситуация «Знакомство детей с русской народной сказкой

«Две загадки».

Цель: воспитание интереса и любви к книге, стремления общению с ней, умений слушать и понимать художественный текст.

Задачи:

Образовательные:

- формировать умения понимать идею произведения, воспринимать литературные образы;

- закреплять умение восстанавливать логику событий.

Развивающие:

- развить монологическую речь, умение  давать развернутые ответы на вопросы по тексту;

- развивать логическое мышление.

- уточнение словаря.

 Воспитательные:

- воспитывать доброту, отзывчивость, желание помогать;

- любовь к чтению.

Материал: макет лодки из ватмана, голубая ткань, запись шума моря, костюм сказочницы, запись песни про сказки, презентация с отгадками героев сказок, клубок, сундук, книга.

Ход:

Речевая разминка:

Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать

Все правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

Мы будем разговаривать

И будем выговаривать

Так правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

- Сегодня, ребята, нас ждут удивительное путешествие и интересный игры. Я вам предлагаю отправится в путешествие по морю. А вы знаете, как называются моря, которые есть на Земле?  (ответы детей).

- Хорошо. Но сегодня вы оправитесь по необычному морю, которого на самом деле не бывает. Оно очень огромное. А называется оно ЛИТЕРАТУРНОЕ МОРЕ. Далеко за горами, за морями, за дремучими лесами есть огромная страна Сказок. Туда нельзя приехать на машине, приплыть на пароходе, но туда можно попасть на крыльях фантазии, вообразить этот мир, придумать его самим. И путешествие я хочу начать с таких слов:

Сказки любят все на свете,
Любят взрослые и дети.
Сказки учат нас добру
И прилежному труду,                                                                                                                    Говорят, как надо жить,
Чтобы всем вокруг дружить.
- Ребята, а вы любите сказки? Почему? (ответы детей)

- Итак, я вам предлагаю отправится в путешествие по литературному морю. Занимайте места в лодке. Но отправитесь, ребята, вы туда без меня. Вы должны быть дружными, выручать друг друга из беды, быть самостоятельными.                                                            Сказка мудростью богата                                                                                                                        Скажем сказке приходи                                                                                                                             Это присказка ребята                                                                                                                                 Сказка будет впереди!

- Я буду вас ждать здесь в детском саду, вы мне все расскажете, что видели, что слышали. Ставьте ушки на макушке, да смотрите в оба. В добрый путь! (Звучит шум моря. Дети колышут синюю ткань. Обыгрывают 1 мин.).

- (Воспитатель переодевается в сказочницу. Появляется сказочница, звучит мелодия из сказки «На неведомых дорожках») Здравствуйте, люди добрые. Откуда вы приехали? А знаете ли вы куда приехали? Здесь живут сказки. Я тетушка Сказочница. Я знаю, что вы любите сказки. Назовите мне свою любимую сказку. Знаете ли вы, чем отличается сказка от рассказа? Какие бывают сказки? Каких авторов-сказочников вы знаете?

- Вот я хочу вас проверить, отгадаете ли вы мои волшебные загадки?

Вёдра в дом идут с водой,                                                                                                                                Едет печь сама собой…                                                                                                                                   Что за чудо, в самом деле?                                                                                                                  Это сказка о… (Емеле)

Братишка ей не подчинился                                                                                                                        И вот в козлёнка превратился,                                                                                                                    Когда водицы из копытца                                                                                                                           Он в знойный день решил напиться. (Сестрица Аленушка и братец Иванушка)

Женя, дёрнув лепесток, Говорила: «На восток,                                                                                         Север, запад, и на юг Ты лети, а кончив круг,                                                                                              Сделай чудо, лепесток!» Как волшебный звать цветок? (Цветик-семицветик)

Смышленость этого мальчишки                                                                                                               Спасла его и шесть братишек,                                                                                                                     Хоть ростом мал он да удал,                                                                                                                        Так кто из вас о нём читал? (Мальчик-с-пальчик)

Бабушка девочку очень любила,                                                                                                          Шапочку красную ей подарила.                                                                                                          Девочка имя забыла свое.                                       ( На экране появляются отгадки)                                                                        А ну, подскажите имя ее! (Красная шапочка)

Ложилась спать на тюфяках                                                                                                                      Принцесса молодая.                                                                                                                         А утром встала в синяках –                                                                                                                              Вот неженка какая! (Принцесса на горошине)

Стрела молодца угодила в болото,

Ну где же невеста? Жениться охота!

А вот и невеста, глаза на макушке.

Невесту зовут … (Царевна лягушка)

- Умные молодцы и догадливые девицы. Кто знает, кто скажет, что это за вещица такая? (достает клубочек) Зачем он нужен? Но ведь в сказках все не так, как бывает на самом деле. Хочу с вами поиграть в игру «Скажи, как в сказке». Я говорю слово, (кидает ребенку клубок), а вы кидаете его назад и говорите это слово, как оно звучит в сказке.

Клубок – клубочек

Скалка – скалочка

Крошка – крошечка

Глаз – глазок

Пирог – пирожок

Башмак – башмачок

Сундук – сундучок

Палец – пальчик

Зеркало – зеркальце

Ключ – ключик

Палка - палочка

Яблоко – яблочко

Терем-теремок

-Молодцы, ребята. С заданием справились хорошо. Ой, куда это покатился мой клубочек? Как выпрыгнет у меня из рук, непоседа. Посмотрите он нам хочет показать волшебный сундучок.  А в этом сундуке хранится вещь. Если вы отгадаете загадку, то сундучок откроется.

Хоть не шляпа, а с полями,
Не цветок, а с корешком.
Разговаривает с нами
Всем понятным языком.

- Правильно, это книга. (Звучит волшебная музыка. Открываю сундук, достаю большую книгу) Есть у меня волшебная книга. В ней много сказок. Я их люблю читать. Присаживайтесь пожалуйста. Но, некоторые выражения в них совсем не понимаю! Объясните, что да как, чтобы не попасть в впросак! (листаю книгу)

  1. «Едет Иван-Царевич по лесу. Вдруг, откуда ни возьмись, появился волк!» Ничего не пойму! Говорится: «откуда ни возьмись», а волк уже появился! (Дети объясняют значение этого выражения.)
  2. «Видит лягушка, идёт Иван-Царевич, ниже плеч голову повесил!» Это как так! (Дети объясняют значение этого выражения.)
  3. А в сказке Морозко про Работницу и Ленивицу говорилось что, у рукодельницы: Руки Золотые! Что, из чистого золота? (Дети объясняют значение этого выражения.)
  4. «Пришёл Мартынка на Ярмарку, а там народу – видимо-невидимо!» Это как: «Видимо-невидимо?»
  5. «Побежал гонец одна нога здесь, другая там». Это как?

Физкультминутка (делают движения по тексту)

Сказка даст нам отдохнуть.
Отдохнем — и снова в путь!
Нам советует Мальвина:
— Станет талия осиной,
Если будем наклоняться
Влево — вправо десять раз.
Вот Дюймовочки слова:
— Чтоб была спина пряма,
Поднимайтесь на носочки,
Словно тянетесь к цветочкам.
Красной Шапочки совет:
— Если будешь прыгать, бегать,
Проживешь ты много лет.
Дала нам сказка отдохнуть!
Отдохнули? Снова в путь!

- Зная, что вы очень любите слушать сказки, хочу вас сегодня познакомить с русской народной сказкой «Две Загадки». (Рассказывание сказки)

Две загадки

Ехал царь Пётр лесом. Видит: мужик дрова рубит.Сказка: Две загадки

— Счастливо тебе, мужичок, крестьянствовать!- говорит ему царь.

— Это уж истинно, — отвечает мужик, — надо бы мне удачу на помощь!

— А что так? — спрашивает царь. — Или семейство у тебя велико?

— Да считай сам: две дочери да два сына.

— Ну, не велико твоё семейство, — говорит царь. — Куда же ты деньги тратишь?

— А вот куда, — говорит мужик. — Кладу я деньги на три кучки: во-первых — долг плачу, в других — в долг даю, а в-третьих — в воду мечу.

 Призадумался царь: что бы это такое значило?

 — Вижу я, — говорит, — что ты на загадки большой мастер. Больно хитро говоришь! А мужик ему в ответ:

 — Загадка-то хитра, да отгадка проста. Долг плачу — старых отца с матерью кормлю, в долг даю — сыновей кормлю, придет старость, и они меня кормить будут, а в воду мечу — дочерей ращу. Они в доме не помощницы, не кормилицы, им только наряды справляй да женихов подавай.

 — Ну, — говорит царь, — и умная же ты голова! А не сведёшь ли меня, мужичок, в степь, я дороги не знаю.

 — А чего тебя вести? — говорит мужик. — Сам дорогу найдёшь. Это загадка не хитрая. Иди прямо, там сверни вправо, тут поверни влево, там опять вправо — вот прямиком и выйдешь.

— Нет, — говорит царь, — я этой грамоты не знаю. Уж лучше ты меня сведи.

— А мне, сударь-барин, в крестьянстве всякий день дорого стоит.

— Да я тебе заплачу!

— А заплатишь — так поехали. Дорогой стал царь мужика выспрашивать:

— Далече ли, мужичок, бывал?

— Да кое-где бывал, сударь.

— А царя видал ли?

— Вот уж царя не видал. А ведь как охота посмотреть — ну прямо до смерти!

— Так вот что я тебе скажу: как выйдем в степь, так царя и увидишь. Он там будет.

— Да как же я царя узнаю? — спрашивает мужик.

— А его легко признать: все будут без шапок, один царь в шапке.

 Вот выехали они в степь, а там народу — видимо-невидимо. И как увидели мужики царя — враз шапки с головы долой. А мужичок шарит глазами, ищет, кто в шапке стоит. Смотрел-смотрел, искал-искал — никого нет, только он сам да барин в шапках. Дивится мужик.

 — Кто же это царь будет? — спрашивает.

— Видать, кто-нибудь из нас двоих и есть царь, — говорит ему Пётр. — А ну-ка, отгадай теперь ты загадку!

 Тут мужик шапку с головы — и в ноги царю поклонился.

 — Ну, — говорит, — царь-государь, твоя-то загадка проста, а отгадка-то хитра!

 Царь смеётся.

 — Теперь, — говорит, — мужик, мы с тобой квиты!

 Наградил он мужика деньгой и отпустил с миром.

-Итак, я рассказала вам сказку или рассказ? Почему?

- Кто главный герой сказки?

- Какой в сказке был мужик? А какой царь?

- Если она русская народная, то кто ее автор?

- Где происходят события?

- Какое время года описывается в сказке?

- Чему может научить нас эта сказка?

- Чем закончилась?

-Молодцы. На этом наше путешествие подошло к концу, закрыли глаза, вдохнули воздух носиком и выдохнули. А теперь мы скажем дружно: «В детский сад попасть нам нужно». (Сказочница уходит, появляется воспитатель)

- Я вас уже заждалась. Ну рассказывайте, где вы были, что видели. (дети рассказывают)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Воспитание нравственных качеств через знакомство детей с русскими народными сказками"

В статье представлен опыт работы  по проблеме: "Воспитание нравственных качеств через знакомство детей с русскими народными сказками". В своей работе с детьми по данной теме я опир...

Чтение художественной литературы на тему: «Знакомство детей с русской народной сказкой «Гуси-Лебеди»»

Цель:1)закрепить малые формы фольклора:потешки,песенки,колыбельные;2)познакомить детей с русской народной сказкой "Гуси-Лебеди";3)развивать интонационную выразительность речи....

Конспект открытого интегрированного занятия в подготовительной группе " В гостях у русской народной сказки"

Современные родители все меньше находят свободного времени для чтения художественной литературы детям. А ведь именно когда мама читает своему ребенку русские народные сказки,  ребенок вовлекается...

Конспект НОД для детей второй группы раннего возраста по реализации образовательной области "Развитие речи" по теме "Знакомство детей с русской народной сказкой Колобок"

Формировать у ребенка умение внимательно слушать и слышать рассказ взрослого, не перебивать говорящего; воспитывать положительные качества личности- умение сопереживать персонажам сказки. Проявлять ин...

Конспект открытого занятия по физкультуре в младшей группе. По сюжету русской народной сказки «Колобок».

Конспект открытого занятия по физкультуре в младшей группе.По сюжету русской народной сказки «Колобок».Программное содержание:Учить выполнять упражнения слаженно и дружно; Развивать д...

Конспект открытого занятия «Технология продуктивного чтения через произведения детских писателей». в подготовительной к школе группе Образовательная ситуация «Знакомство детей с рассказом В.А. Осеевой «Почему?»

Технология продуктивного чтения через произведения детских писателей с целью формирования у дошкольников речевых навыков, читательских умений и интересов; умений слушать и понимать художественный текс...