"Воспитание нравственных качеств через знакомство детей с русскими народными сказками"
статья на тему

Афанасьева Ирина Борисовна

В статье представлен опыт работы  по проблеме: "Воспитание нравственных качеств через знакомство детей с русскими народными сказками". 

В своей работе с детьми по данной теме я опиралась на методику работы со сказкой, разработанную педагогом Л.Б.Фесюковой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Опыт работы по проблеме: «Воспитание нравственных качеств через знакомство детей с русскими народными сказками»

Выдающийся педагог современности Ш.А. Амонашвили писал: «Есть другое важное личное качество, которое несет в себе и национальное, и общечеловеческое свойство. Это есть чувство доброты. Не надо дробить содержание воспитания. То бросаемся на воспитание дружбы и товарищества, то - на воспитание уважения к старшим. Личность целостна. Чувство доброты, по моему убеждению, составляет основу нравственной целостности личности. Доброта имеет национальный оттенок, но она всеобща. «Спеши творить добро» - в этом латинском призыве сохранена именно общечеловечность чувства доброты... Добрый человек не может не любить глубже. В добром человеке не может не возникнуть сострадание, сочувствие. Добрый человек не может не проявить щедрость души. Добрый человек не может не уважать людей. Он не может быть завистливым, грубым, хамом. Он не может не быть порядочным, заботливым. Добрый человек может проявлять храбрость, самоотверженность... В общем чувство доброты есть корень всех благородных качеств».

Нравственная, эмоциональная сторона личности - это ее ядро, поэтому ей и в плане гармонического развития принадлежит ведущее место.

Нет необходимости убеждать в важности поставленной проблемы: всем нам понятно, что доброта стала наиболее дефицитным явлением в окружающем мире. Но вспомним о том, что это понятие достаточно ёмкое. Каким мы представляем себе доброго человека - любящим помогать другим, умеющим сочувствовать, сопереживать и т.д. В целой системе методов и средств воспитания добрых чувств не последнюю роль играют сказки. По многим причинам: дети любят героев, они им становятся родными, близкими, а значит, могут и должны стать примерами для подражания. Только важно тактично направить мысли и чувства детей в нужное русло.

Наблюдая за детьми своей группы я заметила, что между ними возникает множество проблем:

  • не поделить игрушку
  • «перебивание» старших и друг друга во время разговора
  •  кто-то все проблемы решает дракой
  • нежелание помочь друг другу и др.

Для решения этих проблем, для воспитания у детей доброты, взаимовыручки, сочувствия, трудолюбия, для лучшего взаимопонимания друг друга я решила использовать русские народные сказки.

Для того, чтобы узнать на сколько дети знают русские народные сказки, какие сказочные герои им нравятся, а какие нет я провела анкетирование детей в форме беседы:

  • Назови свою любимую сказку?
  • Какие еще ты знаешь сказки?
  • Назови своего любимого сказочного героя? Почему он тебе нравится?
  • Кто из сказочных героев тебе не нравится? Почему?
  • Кто тебе читает сказки?

Результаты анкетирования показали то, что дети знают очень мало русских народных сказок. В основном они называют такие сказки как: «Репка», «Колобок» и героев из современных мультфильмов. Выяснилось также то, что в семьях детям читают мало сказок.

Первыми сказками, которые мы вспомнили с детьми были: «Теремок», «Репка», «Колобок», «Волк и семеро козлят», «кот, петух и лиса», т.к. они были более знакомы и близки.

Потом мы познакомились с русскими народными сказками: «Заяц-хваста», «Лисичка-сестричка и серый волк», «Крылатый, мохнатый, да масляный», «У страха глаза велики», «Заюшкина избушка», «Морозко», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Лиса и журавль», «Ховрошечка».

На первом этапе дети учились находить положительных и отрицательных героев и оценивать их поступки. Для этого, после прочитанного мы беседовали с детьми:

  • Кто из героев вам больше понравился? Почему?
  • Кто из героев вам не понравился? Почему?

Для того, чтобы лучше понять чувства сказочных персонажей дети:

  • Ставили себя на место того или иного героя (Как бы ты поступил на

месте...?)

  • Вспоминали похожие ситуации из личного опыта (Например: после прочтения сказки «У страха глаза велики» мы беседовали - «Когда вы чего-нибудь испугались, а потом оказалось, что это совсем не страшно?»).

Рассказывая о своих переживаниях, дети научились передавать свои чувства. Помог прием ТРИЗ - игра «Хорошо - плохо». Например:

  •  Хорошо, что лиса пригласила журавля в гости, но плохо, что...
  •  Хорошо, что волк пожалел лисичку, но плохо, что...
  •  Хорошо, что заюшка пустил лису в дом, но плохо, что...

Например, игра «Хорошо - плохо» после прочтения сказки «Рукавичка»:

Хорошо:

  •  Для деда (потерял рукавичку) - баба сошьет новую;
  •  Для зверей (нашли) - будет где жить, спрятаться от холода, будет вместе весело;
  •  Для рукавички - она не пропадет даром, пригодиться зверям;
  •  Дед (нашел) - радость, не будут мерзнуть руки, не надо шить новые;
  •  Для рукавички (нашел) - она сшита по руке деда и ей удобно только на руке деда, дед после работы высушит ее на печке.

Плохо:

  •  Для деда (потерял) - пока будут мерзнуть руки, неудобно работать, бабка недовольна;
  •  Для зверей (нашли) - всем в рукавичке тесно, рукавичка на дороге - на нее могут наехать;
  •  Для рукавички - будет лежать, может занести снегом, звери могут от тесноты порвать;
  •  Для зверей (дед нашел) - не будет тепло;
  • Для рукавички (нашел) - дед во время работы может порвать, потерять и т.д.

Очень важно в этой игре («хорошо - плохо») действовать по правилам: все явления, предметы, поступки сказки рассматривать вначале с хорошей стороны, затем с плохой, но обязательно вернуться к положительному, чему-то хорошему.

Дети научились подбирать к эмоциональному состоянию героя соответствующую модель настроения (Какое выражение было у ...?), показывать свое эмоциональное настроение к герою или событию (Что ты чувствуешь по отношению к поступку...?). В этих играх нам с детьми помогают «веера эмоций» (набор пиктограмм эмоций) для каждого ребенка участвующего в обсуждении. Также с «веерами эмоций» дети играют и в самостоятельной деятельности друг с другом (например: один ребенок показывает пиктограмму, а другой изображает эту эмоцию).

Ребята с увлечением принимали участие в изготовлении настольной печатной игры «Путешествие по сказкам», а теперь с интересом в нее играют, выполняя разнообразные задания (если фишка попала на желтый круг, то ребенок должен показать мимикой эмоции того или иного героя сказки в разных ситуациях, а если фишка попала на оранжевый круг - изобразить героя сказки движениями).

Дети научились давать характеристику сказочным героям. В этом им помогла игра «Расскажи о...» (по плану: 1. О ком из сказки ты хочешь рассказать? 2. Какой у него характер? 3. Что он любит? И т.п.). Например, сказка «Хаврошечка».

  • Хаврошечка: молчаливая,         скромная, добрая, трудолюбивая, рукодельница, любит коровушку, яблоньку.
  •  Коровушка: добрая, отзывчивая, настоящий друг, любит поить всех молочком, помогает и любит Хаврошечку.
  •  Старуха: злая, сварливая, ворчит, ругает Хаврошечку.
  •  Сестры: ленивые, грубые, не пожалели Хаврошечку и коровушку, ничего не делают.
  •  Купец: молодой, веселый, красивый.

Детские ответы я записывала, а потом читала характеристику каждого героя, а дети отгадывали о каком сказочном герое можно так сказать.

Прием «Переписка со сказочными героями». Дети с интересом учатся «писать» письма, записки, телеграммы сказочным героям (дети говорят, а я записываю). «Переписка» со сказочными героями показала детям новые возможности в жанре письменного общения друг с другом. Они знакомятся с правилами написания письма, думают над тем, какими словами можно утешить, подбодрить героев сказки, посочувствовать или порадоваться за них. А если герой попал в беду - дать ему совет. Этот прием сплачивает детей, они учатся выслушивать друг друга и вместе сопереживают или сорадуются героям.

Для того, чтобы научить детей быть не пассивными, а активными слушателями использую такой прием, как «Эксперименты в сказках», т.е. детям предлагается создать в сказке новую ситуацию, где бы герой исправился, добро восторжествовало, зло было наказано, но не жестоко. Сначала выясняю у детей, кому они сопереживают в том или ином эпизоде: - Кого тебе жалко? - Кому ты хочешь помочь?

Например, после чтения сказки «Морозко» я объясняю детям: «Хочу помочь бабе и ее дочке. Мне кажется, что слишком жестоко с ними поступил Морозко. Ребята, придумаем вместе, как перевоспитать злую мачеху и ее ленивую дочку, но так, чтобы сказка закончилась по-доброму».

В сказке «Лиса и журавль» тоже все заканчивается печально. «Как аукнется, так и откликнется» - идея этой сказки. Вместе с детьми мы думали о том, как исправить положение, как сделать так, чтобы лиса и журавль остались добрыми друзьями.

Экспериментирование в сказках помогло детям не только в развитии речи, творческого мышления, но и в развитии чувств.

В том, чтобы дети могли лучше запомнить и передать содержание сказок, умели выслушать товарища, сплотиться, помогает «Рассказывание сказки по кругу». Один ребенок начинает, другой - продолжает, последний - сказку заканчивает. Каждый из детей должен внимательно следить за тем, что рассказывают друзья. Дети также («по кругу») придумывали продолжение к сказке.

Дети научились «записывать» сказки «говорящими» рисунками. В начале знакомства с «говорящими» рисунками дети слушали историю: «Когда-то давным-давно люди не знали букв и не умели писать, а истории, которые им надо было запомнить и сохранить, они рисовали. Такой вид записи называется пиктографией. Давайте и мы с вами поиграем».

В начале мы «записывали» сказки вместе, а когда дети поняли и научились этому приему, каждый стал «записывать» сказку по-своему. Но задача осталась прежней: «записать» сказку схематично, но полностью обо всем, что в ней произошло.

Дети учатся творчески и в тоже время ответственно подходить к этой работе, т.к. они загадывают друг другу нарисованную сказку (один рисует, а другой рассказывает содержание по этим рисункам). И поэтому дети стараются зарисовать сказку так, чтобы друзья могли ее «прочитать».

«Записывание» детьми сказок развивает у них воображение, умение выражать свои мысли на бумаге и в речи, развивается память, внимание, способность слушать другого, происходит сплочение группы, развивается способность встать на место другого.

Дети с увлечением используют в играх-драматизациях маски, элементы костюмов. Однако не каждый ребенок обладает актерскими навыками, поэтому для психологических целей я предложила детям обыгрывать сказки также и с помощью пальчиковых кукол и кукол для настольного театра, которые они делают сами. Даже самые подвижные и непоседливые увлекаются процессом изготовления. Дети учатся концентрировать внимание, развивается творчество и фантазия. Это занятие объединяет детей, т.к. они заняты общим делом и каждый старается выполнить его хорошо.

Помочь детям лучше понять настроение, чувства сказочных героев помогли такие приемы, как прием эмпатии, игры-тренинги («Изменение настроения», «Посмотрим друг на друга и улыбнемся», «Кто позвал?», «Угадайте какое у меня настроение», «Ты покажи, а мы угадаем», «Разговор по телефону», «У страха глаза велики», «Клубочек», «Комплименты», «Солнечные лучики», «Доброе животное»).

Первое родительское собрание было посвящено раскрытию данной проблемы, и была достигнута общая заинтересованность в развитии у ребенка доброты, нравственных качеств. Чтобы помочь родителям в беседах с ребенком после прочтения сказки - предложен информационный материал в рубрике «Читаем сказку».

Работа со сказками помогла детям расширить словарь: объяснение старинных слов и выражений. Дети могут объяснить значение некоторых пословиц. Познакомились с правилами написания письма, телеграммы (сказочному герою). Дети научились понятнее выражать свои мысли, рассказывать о своих чувствах, переживаниях, они более уверенно рассказывают сказки. Ставя себя на место положительного или отрицательного героя, дети научились: выбирать собственную позицию (Как бы ты поступил на месте...?), сравнивать и сопоставлять (Докажи, что... лучше всех). У детей формируется привычка доказывать, что это так или иначе (Кого тебе жалко в этой сказке? Почему?). Дети стали более внимательны друг к другу и к окружающим.

Используемая литература:

 Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой: Для работы с детьми дошкольного возраста / Ил. З.А.Курбатовой, Н.М. Стариковой, Ю.А. Модлинского, М.Ф.Шевченко. – Харьков: Фолио; М.: ООО «Издательство АСТ», 2000. – 464 с. – (Для пап и мам).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Чтение художественной литературы на тему: «Знакомство детей с русской народной сказкой «Гуси-Лебеди»»

Цель:1)закрепить малые формы фольклора:потешки,песенки,колыбельные;2)познакомить детей с русской народной сказкой "Гуси-Лебеди";3)развивать интонационную выразительность речи....

Конспект НОД для детей второй группы раннего возраста по реализации образовательной области "Развитие речи" по теме "Знакомство детей с русской народной сказкой Колобок"

Формировать у ребенка умение внимательно слушать и слышать рассказ взрослого, не перебивать говорящего; воспитывать положительные качества личности- умение сопереживать персонажам сказки. Проявлять ин...

Конспект открытого занятия «Технология продуктивного чтения через знакомство детей с русской народной сказкой» в подготовительной к школе группе Образовательная ситуация «Знакомство детей с русской народной сказкой «Две загадки».

Конспект открытого занятия с дошкольниками, с помощью которого воспитываем интерес и любовь к книге, стремление общению с ней, умение слушать и понимать художественный текст....

Конспект образовательной деятельности по развитию речи Тема: «Знакомство детей с русской народной сказкой «Лисичка-сестричка и серый волк»

Познакомить  детей с русской народной сказкой «Лисичка-сестричка и волк», помочь оценить поступки героев, драматизировать отрывок из произведения....

Знакомство детей с русской народной сказкой «Белая уточка»

Познакомить детей с русской народной сказкой, обогатить словарный запас, закрепить умение оценивать поступки и поведение героев сказки, донести до детей основную мысль сказки – осторожно быть с ...

Консультация для воспитателей «Воспитание духовно-нравственной личности через приобщение детей к русской народной культуре»

Мы родились и живем во время больших перемен, когда над человечеством нависла угроза духовного оскудения личности, опасность утраты нравственных ориентиров: рушатся традиции, забываются обычаи, рвутся...