Дополнительная общеразвивающая программа "Азбука безопасности"
методическая разработка (подготовительная группа)

Дубинкина Александра Александровна

материал предназначен для воспитателей ,подготовительной группы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дополнительная общеразвивающая программа «Азбука безопасности»

Подготовительная группа

Пояснительная записка

Обеспечение безопасности жизнедеятельности является приоритетной задачей для личности, общества, государства. Особенно необходимо заботиться о безопасности маленьких детей, ведь в условиях социального, природного и экологического неблагополучия естественная любознательность ребёнка в познании окружающего мира может стать небезопасной для него.

К. Д. Ушинский писал, что образование уменьшает число опасностей, угрожающих нашей жизни, уменьшает число причин страха и, давая возможность измерить опасность и определить её последствия, уменьшает напряжённость страха ввиду этих опасностей. Только через образование, как отмечают М. А. Котик, Л. А. Михайлов, С. А. Проскурин, Ю. В. Репин, можно подготовить человека нового склада мышления, обладающего необходимыми знаниями, умениями и навыками располагающего нужной информацией, имеющего желание, интерес и потребность к обеспечению своей собственной безопасности.

Данная подготовка должна проходить на всех этапах жизни человека, а начинать ее необходимо с дошкольного возраста. Если же правила кем-то нарушаются, забываются, то малыш мгновенно реагирует на это. Стремление ребёнка дошкольного возраста к логичности становится союзником взрослого в обучении его правилам безопасности.

Федеральный государственный образовательные стандарт предполагает реализацию образовательной области “Безопасность”, содержание которой направлено на достижение целей формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира)

Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях. Задача педагогов и родителей, по мнению Н. Н. Авдеевой, О. Л. Князевой, Р. Б. Стеркиной, состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.

Цель программы: Формирование у дошкольников навыков безопасного поведения, знаний, представлений по вопросам безопасности жизнедеятельности и их осмысленное применение в повседневной жизни.  

Задачи программы:

1. Способствовать развитию у детей заинтересованности к изучению правил безопасного поведения дома, на улице, в природе;

2. Расширять представления о своём организме, ценности здорового образа жизни;

3. Формировать и развивать умения, навыки безопасного поведения;

4. Воспитывать устойчивые привычки соблюдать правила безопасности.

Актуальность

Для нашего ДОО также актуальны задачи сохранения жизни и здоровья детей, формирования знаний основ безопасности жизнедеятельности. Поэтому я, изучив и отобрав необходимый материал по основам безопасности жизнедеятельности, решила внести посильный вклад в развитие культуры личной безопасности дошкольников, т.к. у детей дошкольного возраста отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Желание постоянно открывать что-то новое, непосредственность часто ставят их перед реальными опасностями, в частности на улицах. Формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на улицах города реализуется через активную деятельность всех участников программы.

Гипотеза- если следовать определённым правилам поведения и учить этому ребёнка с ранних лет, этих опасностей можно избежать.

Формы организации работы с детьми.

Возраст детей

6-7 лет

Форма ОД

групповая

Продолжительность ОД

30 мин

Вторник, четверг

                               15.30-16.00

Ожидаемый результат:

-сформированы знания, представления об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях, соответственно их возрасту и программе обучения;

-поведение детей стало более осознанно к потенциально опасным ситуациям для жизни и здоровья человека;

-дети могут применять полученные знания и умения в повседневной жизни;

-подобран и разработан дидактический и наглядный материал в соответствии с программой обучения;

-разработан консультативный материал для родителей;

-развита предметная среда в группе по ОБЖ при активном участии родителей

Перспективный план работы для детей подготовительной группы.

Октябрь

Тема: Пожарная безопасность  

1 неделя. Огонь – друг или враг.Чтение Житкова «Пожар»

Задачи: Показать детям значение огня в жизни человека, дать знания о необходимости безопасного обращения с огнем. Развивать чувство ответственности за свои поступки.

2 неделя. Инсценировка «Лисичка со спичками»

Задачи: Формировать у детей чувство ответственности за свои поступки и личное отношение к соблюдению и нарушению правил пожарной безопасности.

3 неделя. Пожарный герой – он с огнем вступает в бой  

Задачи: Воспитывать в детях уважение к такой профессии как пожарный, почтительное отношение к их нелегкому труду, осознание опасности этой профессии

4 неделя. Пожар в квартире

Задачи: Обобщить у детей знания основных мер пожарной безопасности

Ноябрь

Тема: Пожарная безопасность  

1 неделя. Пожарная безопасность в природе. Чтение «Лесной пожар».

Задачи: Обучать детей мерам пожарной безопасности на природе во время прогулок. Дать элементарные знания детям о мерах предосторожности в лесу.

2 неделя. Чем опасен – Дым . Чтение сказки Житкова «Вороненок», «Дым».

Задачи: Дать детям понятие как опасен дым, почему он ядовит. Как следует вести себя, если в квартире много дыма и как домашние животные могут помочь своим хозяевам.

3 неделя. Горючие вещества.

Задачи: Познакомить детей с горючими веществами, чем тушат горючие жидкости.

4 неделя. Пожарная Викторина

Декабрь

Тема: Ребенок и другие люди

1 неделя. Внешность человека может быть обманчива .

Задачи: Объяснить детям, что приятная внешность незнакомого человека не всегда означает его добрые намерения.  

2 неделя. Опасные ситуации с незнакомыми людьми на улице, дома. «Дядя на улице», «Заброшенный дом», «Один дома»  

Задачи: Рассмотреть и обсудить с детьми такие опасные ситуации, как контакты с чужими людьми. Научить их правильно вести себя в таких случаях.

3 неделя. Насильственные действия незнакомого взрослого. Рассмотрение иллюстраций сказки «Петушок золотой гребешок»

Задачи: Рассмотреть и обсудить с детьми ситуации насильственных действий со стороны взрослого на улице. Научить их соответствующим правилам поведения. Обсуждение поведения героя сказки.

4 неделя. Конфликты между детьми

Задачи: Научить детей самостоятельно разрешать межличностные конфликты, учитывая при этом состояние и настроение другого человека, а также пользоваться нормами – регуляторами (уступить, договориться, соблюсти очередность, извиниться).

Январь

Тема: Ребенок на улицах города

1 неделя. О работе ГИБДД

Задачи: Познакомить детей с работой Государственной инспекции безопасности дорожного движения.

2 неделя. Улицы города

Задачи: Выяснить готовность правильно действовать в сложившейся ситуации на дороге, улице.

Февраль

Тема: Правила дорожного движения

1 неделя. Светофор на улицах города.

Задачи: Закрепить знания детей о четырехстороннем светофоре. Довести до сознания детей к чему может привести нарушение правил дорожного движения. Воспитать у детей внимательность.

2 неделя. Милиционер - регулировщик

Задачи: Познакомить с работой регулировщиков, которые следят за порядком на тех перекрестках, где нет светофоров.

3-4 неделя. Знай и выполняй правила уличного движения

Задачи: Закрепить у детей знания о правилах уличного движения.

Март

Тема: Ребенок на улицах города

1 неделя. В городском транспорте

Задачи: Закрепить знания детей о городском транспорте. Закрепить правила культуры поведения пассажиров.

2-3 неделя. Если ребенок потерялся на улице (Авдеева, стр.129)

Задачи: Дети должны усвоить, что если он потерялся на улице, то обращаться можно не к любому взрослому, а только к милиционеру, военному, продавцу.

4 неделя. Викторина: «Пешеход на улице». (Романова «Правила дорожного движения для дошкольников» 2006 г., стр.25)  

Задачи: Организовать развлечение при индивидуальной работе с детьми. Закрепить правила дорожного движения.

Апрель

Тема: Ребенок и природа

1-2 неделя. На природе.

Задачи: Воспитывать у детей природоохранное поведение, развивать представление о том, какие действия вредят природе, портят ее, а какие способствуют ее восстановлению.

3 неделя. Когда домашние животные могут быть опасны. (Авдеева, стр.83)  

Задачи: Закрепить с детьми правила поведения при контакте с животными.

4 неделя. Ядовитые растения

Задачи: Учить детей узнавать ядовитые растения дать знания о том, что ядами этих растений человек может отравиться.

Май

Тема: Ребенок и природа

1-2 неделя. Насекомые  

Цель: Дать знание о правилах поведения при встрече с разными насекомыми. Формировать представление о разнообразных насекомых.

3-4 неделя. Олимпиада по ОБЖ

Список детей

1.Казарян Ншан

2.Курочкин Семен

3.Маковей Нелли

4. Малашина Варя

5. Мирошкина Кира

6. Павлов Елена

7. Пальчикова Мария

8. Подлесных Роман

9. Прудников Артем

10. Прудников Егор

11. Файзиев Баходир

12. Фирсанов Миша