Организация работы детского сада с семьей по воспитанию здорового ребенка
учебно-методический материал

Сценарий мастер-класса для педагогов

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ «Стригуновский детский сад общеразвивающего вида»

Формирование ЗОЖ у дошкольников через проектную деятельность.

Выступление из опыта работы на педагогическом совете в МБДОУ.

Выполнила: воспитатель Яровая Е.Я.

Стригуны 2014 г.

 Формирование здорового образа жизни дошкольников через проектную деятельность.

Один из перспективных методов в работе педагогического коллектива, позволяющий решать проблему физического развития детей и укрепления их здоровья, — проектная деятельность, которая помогает дошкольнику развивать познавательные, коммуникативные и регуляторные способности, расширять знания об окружающем мире и приобретать необходимые социальные навыки. Проектная деятельность влияет на содержание игровой деятельности детей — она становится более разнообразной, сложно структурированной.

В ходе проектной деятельности развиваются детско-родительские отношения. В начале реализации проекта мы помогли родителям понять и осознать значение проектной деятельности ДОУ. Поскольку в дошкольном возрасте замысел ребенка опережает его технические возможности, педагоги объяснили необходимость оказания родителями помощи ребенку при реализации замысла. Ведь совместная деятельность позволяет детям и родителям лучше понять друг друга, установить доверительные отношения и поддержать детскую инициативу.

В связи с этим наш проект решает следующие вопросы:

— создание условий для приобщения детей и родителей к традициям и ценностям здорового образа жизни;

— привлечение родителей к воспитательно-образовательному процессу, активизация родителей для участия в различных мероприятиях;

— формирование знаний у родителей, позволяющих воспитывать сознательное отношение детей к ЗОЖ.

Для решения этих вопросов с детьми подготовительного дошкольного возраста разрабатывался и реализовывался творческий проект «Азбука здоровья». Цель проекта: формировать основы культуры и сохранять здоровье детей, овладевать конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими,  развивать интерес к   эстетической  стороне окружающей  действительности, удовлетворять потребность детей в самовыражении.

Задачи

— охранять и укреплять физическое и психическое здоровья детей;

— воспитывать культурно-гигиенические навыки;

— формировать начальные представления о здоровом образе жизни;

 

Ожидаемый результат

По завершении проекта дошкольники:

— смогут иметь элементарные представления о ценности здоровья, пользе закаливания, необходимости соблюдения правил гигиены в повседневной жизни;

— здоровом образе жизни, зависимости здоровья от правильного питания;

— знания о пользе утренней зарядки, физических упражнений;

— научатся заботиться о своем здоровье;

— приобретут достаточно богатый словарный запас, смогут участвовать в беседе, высказывать свое мнение;

— смогут играть в сюжетно-ролевую игру, используя предметы-заместители.

Поздняя осень период повышенного риска заболеваний. У части детей отмечаются признаки простуды.

Дошкольники отмечают, что кто-то из их друзей не пришел в детский сад – заболел. Кто-то из детей сказал, что если бы он знал, как можно уберечь здоровье, никогда не заболел бы. Так возникла проблема, которая послужила основой  для  выдвижения гипотезы.

Дети стали выдвигать  различные предположения и рассуждать о том, что они знают о здоровье, как защититься от болезни.  При обсуждении обнаружилось,    что на многие вопросы воспитанники  не могут ответить.

Им было предложено обсудить: Что они знают о здоровье? Что хотят узнать о нем?

С детьми обсудили эти вопросы, и они высказали мнение о том, что знают     и что хотели бы узнать.

После этого приняли решение: каждый день чистить зубы два раза  полоскать рот после еды; правильно пользоваться носовым платком; быстро раздеваться и одеваться; следить за порядком, чистотой одежды и обуви; не опаздывать на утреннюю гимнастику; заниматься спортом; есть полезную пищу; правильно отдыхать.

Далее, совместно с детьми, шло обсуждение по этапам реализации проекта. Были выбраны темы для детско-родительских заданий. Обсуждалось, что можно сделать в условиях ДОУ, а что дома, где и как можно найти ответы на интересующие вопросы и к кому обратиться за помощью. Метод проектов предоставляет большие возможности для взаимодействия семьи и детского сада. Поэтому на данном этапе для вовлечения родителей в проектную деятельность были изготовлены красочные просветительские буклеты, которые познакомили родителей с целями и задачами нашего проекта по здоровьесбережению, помогли увидеть им свое место в нем и определить, какую посильную помощь они могут оказать своему ребенку.

Отдельно хочется сказать о роли родителей именно в рамках нравственного и социального воспитания детей в ходе данного проекта. В воспитании ребенка наличие положительного примера, достойное поведение со стороны взрослого играет первостепенную роль. Дети часто не понимают, почему надо беречь здоровье, заниматься спортом, правильно питаться. Были выбраны формы взаимодействия с родителями:

— родительское собрание «Здоровый образ жизни»

— создание просветительских буклетов;

— подготовка к интервью с родителями «Что нужно сделать, чтобы быть здоровым?»;

— создание родительских газет «Наша семья за здоровый образ жизни!»;

— проведение совместных спортивных праздников и развлечений;

 —проведение совместного дня здоровья;

— проведение спортивного праздника «Здоровые дети в здоровой семье».

В процессе поиска информации с детьми проводились НОД, беседы, игры, наблюдения, художественно-творческая деятельность. Дошкольники совместно с родителями и педагогами рассматривали иллюстрации, книги, энциклопедии, читали художественную и научную литературу по теме проекта, просматривали мультипликационные и познавательные фильмы.

Мы провели интервью с родителями, в процессе которого дошкольники задавали волнующие их вопросы о здоровье, а родители с удовольствием отвечали на них:

♦ Что такое здоровье и как его сберечь?

♦ Что такое витамины, в чем они содержатся?

♦ Что такое правильное питание?

♦ Какие бывают болезни, что их вызывает?

Вместе с родителями воспитанники подобрали иллюстрации с изображением  причин многих заболеваний. По ним в группе были проведены «Уроки Айболита», из которых дети узнали, откуда берутся различные болезни.

Большой интерес дети проявили к изучению мира микробов и бактерий. Они потерли влажной салфеткой грязные руки и посмотрели на нее. После этих наблюдений мыть руки наши воспитанники стали чаще.

Потом ребятам захотелось придумать упражнения для себя и малышей и продемонстрировать их. Какое же здоровье без физического воспитания?

Узнав больше про здоровый образ жизни, решили отобразить это в рисунках: нарисовали, как выглядит человек, когда здоров и когда болен.

Для сюжетно-ролевых игр «Больница» и «Аптека» совместно с воспитателем сделали атрибуты и предметы-заместители.

Дети задумались, все ли, что они любят есть, полезно для здоровья? В этом им помогла дидактическая игра «Полезные — неполезные продукты». Дети   распределяли картинки с продуктами на две группы: полезные и неполезные. Оказалось,  что любимые многими картофель фри и гамбургеры, сосиски  относятся к  неполезным продуктам.

Всем очень, понравилась эта игра, и дети решили слепить  и нарисовать полезные продукты.

После этого дети по другому стали относиться к еде, чистоте и порядку. Они с удовольствием накрывали на стол, опрятнее складывали свои вещи и шкафчик.

На собственном примере они поняли, что труд приносит  человеку большую пользу,  поэтому   помогают родителям, кто, чем может.

В результате данного проекта многие семьи стали заниматься спортом и  когда мы предложили провести «День здоровья », посвященный открытию Олимпийских игр в Сочи, то многие родители с удовольствием приняли участие в нем. Также был создан совместно с родителями макет «Олимпийские игры в 2014 году», проведена выставка рисунков «Олимпийские виды спорта».

Итоговым мероприятием стал спортивный праздник «Здоровые дети в здоровой семье».   В этом празднике приняли  участие мамы, папы, бабушки. Ну а самые главные участники, конечно же, наши дети.

Метод проектов позволяет нам сочетать интересы всех участников образовательного процесса:

— у педагогов появилась возможность самореализации и проявления творчества в работе в соответствии со своим профессиональным уровнем, а это одна из важных задач в повышении качества образования;

— у воспитанников повысился уровень знаний об организме человека; сформировалось осознанное отношение к своему здоровью, стали лучше развиваться культурно-гигиенические навыки, успешно формируются  привычки  к ЗОЖ.

Этому способствовали формирующиеся к старшему дошкольному возрасту устойчивое внимание, наблюдательность, способность к началу анализа, синтеза, самооценке, а также стремление к совместной деятельности.

Также в ходе проекта дети достаточно обогатили свой словарный запас. Теперь воспитанники с удовольствием участвуют в беседе, высказывают свое мнение о том, как необходимо беречь свое здоровье.

В созданной предметно-игровой среде дети с интересом играют в сюжетно-ролевую игру, используя предметы-заместители.

В результате работы с семьями воспитанников у родителей повысился уровень знаний в области формирования, сохранения и укрепления здоровья детей, здорового образа жизни в семье, увеличился интерес к участию в физкультурных и оздоровительных мероприятиях вместе с детьми, сформировалось положительное отношение к занятию физкультурой и спортом.