План самообразования воспитателя младшей группы на 2016 -2017., на 2017-2018 г.,на 2018-2019 г.,на 2019-2020 г.,на 2020-2021 г.
учебно-методический материал (младшая группа)

Маняк Ирина Борисовна

План самообразования   на 2016-2017г. "Развитие речи детей в младшей группе с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий".

План самообразования  на 2017-2018г. "Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через дидактическую игру".

План самообразования  на 2018-2019г. " Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми  3-4 лет".

План самообразования на 2019-2020г. "Формирование элементарных математических представлений у детей 3-4 лет".

План  самообразования на 2020-2021г. "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность". Вторая младшая группа. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie.docx295.32 КБ

Предварительный просмотр:

План самообразования воспитателя младшей группы на 2016-2017г

Маняк Ирины Борисовны.

 «Развитие речи детей в младшей группе с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий»

Период работы над темой: 1 год

Месяц начала работы над темой: сентябрь 2016 г.

Месяц окончания работы: май 2017 г.

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

Задачи:

1. Интегрировать пальчиковые игры, упражнения в речевой деятельности детей;

2. Совершенствовать мелкую моторику детей через пальчиковые игры;

3. Систематизировать работу по совершенствованию пальчиковой моторики;

4. Дать знания родителям о значимости пальчиковых игр, о нетрадиционных формах работы с детьми.

5. Содействовать нормализации речевой функции.

6. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность.

Методы и приёмы работы:

Пальчиковые игры
Пальчиковая гимнастика, физкультминутки.
Пальчиковые тигры со стихами, со скороговорками.
Пальчиковый театр.
 

Шнуровки, лепка из пластилина и солёного теста, аппликации  с использованием природного материла (крупы, ракушки мелкие камешки и т.д.)
Конструирование из бумаги в технике оригами, работа с конструктом. Работа со счётными палочками.
Самомассаж кистей и пальцев рук.
Нетрадиционные техники рисования: кистью, пальцем, зубной щёткой, свечкой.

 Ручной труд: нанизывание бус.
Рисование по трафаретам, штриховка.


Ручной труд: нанизывание бус.
Рисование по трафаретам, штриховка.

 Игры с кубиками, конструкторами.

Использовать игры: «Геометрические вкладыши» , «Крупная и мелкая мозаика», «Пирамидка» , «Игры в сухом бассейне для рук» , «Чудесный мешочек» , «Разрезные картинки» , «Строим из конструктора» , «Пазлы деревянные и картонные»,  «Шнуровка» , «Игры с мячиками»

Формы работы: совместная деятельность воспитателя с детьми, индивидуальная работа с детьми;


Актуальность:
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» В.А. Сухомлинский»
«Рука – это, своего рода, внешний мозг человека» - писал Кант.

Успешность работы с детьми младшего возраста во многом зависит от того, как организована работа с этой категорией детей в детском саду. Поэтому мною были выделены три этапа, для каждого были подобраны и разработаны дидактические игры и упражнения.

 I этап – Организационно-диагностический. Изучение учебно-методической литературы.

На этом этапе проводится индивидуальная оценка развития мелкой моторики руки каждого воспитанника.                                            

 II этап – Теоретический.

 На этом этапе проводится индивидуальная оценка развития мелкой моторики руки каждого ребенка; изучение психологических особенностей развития детей младшего дошкольного возраста; обобщение учебно-методической литературы; (составление картотеки пальчиковых игр, шнуровок, игр с прищепками и т.д.)

III этап – Обобщающий.

Этот этап характеризуется тем, что дети охотно осваивают дидактические игры и упражнения под руководством воспитателя и самостоятельно. На этом этапе очень важно организовать непосредственно-образовательную и игровую деятельность как единый процесс, направленный на развитие речи, творческих, познавательных способностей детей, предложить такое количество дополнительных игр и образовательной деятельности, где бы каждый ребенок мог реализовать свои эмоциональные, физические способности. Систематичность обеспечивается ежедневным проведением разнообразных дидактических игр: в непосредственно образовательной деятельности, и в свободной самостоятельной деятельности.

План работы на 2016-2017 учебный год.

Месяц

Формы работы

Сентябрь

Изучить литературу по данной теме

Октябрь

Внедрить в работу с детьми. Массаж кистей.

Ноябрь

Составить картотеку игр для развития мелкой моторики рук. Пальчиковая гимнастика.

Декабрь

Консультация для родителей: «Значение развития мелкой моторики рук для детей младшего дошкольного возраста». Ручной труд: нанизывание бус, шнуровки. Рисование по трафаретам, штриховки.

Январь

Развитие мелкой моторики рук в процессе изобразительной деятельности. Рисуем нетрадиционным способом. Пазлы, мозаика, работа со счётными палочками.

Февраль

Разучивание новых пальчиковых игр, повторение старых. Консультация для родителей: «Пальчиковая гимнастика и развитие речи детей». Различные виды аппликаций.

Март

Использование нетрадиционных методов в работе: лепка с использованием природного материала (семена, ракушки, крупы, еловые иголки, мелкие камешки); самомассаж кистей пальцев рук.

Апрель

Чтение рассказов, потешек, стихотворений.                                            Пальчиковый театр.  Конструирование из бумаги (оригами).

Май

Повторение пальчиковых игр. Применение всех ранее используемых техник в деятельности детей.

Литература:

 Коноваленко, С. В. «Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения».
Лазаренко, О.И. «Артикуляционно-пальчиковая гимнастика»

 Нищева, Н. В. «Весёлая пальчиковая гимнастика». Упражнения для развития мелкой моторики и координации речи с движением

 Нищева, Н. В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики.
 Нищева, Н. В. «Новые логопедические распевки, музыкальная пальчиковая гимнастика, подвижные игры».
Овчинникова, Т. С. «Артикуляционная и пальчиковая гимнастика на занятиях в детском» . Печора, К.Л. «Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. Пособие для педагогов дошкольных учреждений»

Поваляева, М. А. «Дидактический материал по логопедии. Свистящие и шипящие звуки. Сказка о веселом Язычке».

План самообразования «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через дидактическую игру» на 2017–2018 год.

Маняк Ирина Борисовна


Период работы над темой: 1 год

Месяц начала работы над темой: сентябрь 2017 г.

Месяц окончания работы: май 2018 г.

Актуальность:

Возраст от рождения до четырех лет считается уникальным, важным для развития ребёнка. Первоначальной ступенью познания мира является чувственный опыт, который наиболее интенсивно накапливается в раннем детстве. На основе ощущений и восприятий формируются представления о свойствах предметов, становится возможным их дифференцировать, выделять один из множества других, находить сходства и различия между ними. Николай Матвеевич Щелованов (ученый, психолог, доктор медицинских наук) называл ранний возраст «золотой порой «сенсорного воспитания. Л. А. Венге считал, что «сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка».

Сенсорное воспитание имеет важное значение в развитии ребенка, так как является основой для интеллектуального развития, развивает наблюдательность, воображение, обеспечивает усвоение сенсорных эталонов, влияет на расширение словарного запаса ребенка, влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

Насколько успешно и самостоятельно ребенок владеет системой сенсорных обследовательских действий, позволяющих ему самостоятельно рассматривать, обследовать предметы для выявления их особенностей, необходимых для достижения результатов в той или иной деятельности, и определяется гармоничное развитие ребенка. Дидактические игры    занимательная для ребёнка учебная деятельность, которая направлена на формирование знаний, умений и навыков. Для дидактических игр характерно наличие обучающей задачи. Но чтобы игра оказывала обучающее, воспитательное, развивающее действие, нужно подбирать игры, которые интересны детям.

Цель: Повышение уровня педагогической компетенции в вопросах сенсорного развития дошкольников; совершенствовать знания о сенсорном воспитании детей.

 Систематизация материала по развитию сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактических игр в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.

Сформированные сенсорные представления путём выделения формы, цвета, и величины предметов.

Сформированные представления о разновидностях дидактических игр и основных приемах игры на них.

Сотрудничество ДОУ и семьи по проблеме формирования и развития сенсорных способностей у детей раннего возраста.

Задачи:

- совершенствовать знания о сенсорном воспитании детей раннего возраста;

- обогатить развивающую среду группы по сенсорному развитию (создание и приобретение новых игр при участии родителей)

- повысить компетентность родителей по данной теме через беседы, консультации, родительские собрания, мастер-классы, совместную деятельность.

Формы работы с детьми:

групповая

Методы и приемы работы с детьми: Сенсорное развитие детей осуществляют через разные формы и методы работы:

игры–экспериментирования, наблюдения и подвижные игры, дидактические игры, режимные моменты.

Формы работы с детьми:

- НОД по сенсорному воспитанию;

- сенсорное развитие, осуществляемое в процессе обучения рисованию, лепке, аппликации, конструированию;

- Дидактические игры на развитие тактильных ощущений;

- Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы;

- Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины;

- Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета;

- Экспериментальная деятельность.

Работа по теме самообразования выстроена поэтапно.

1 этап – информационно-аналитический и методическая работа.

сбор и анализ информации по данной проблеме,

 изучение методической литературы,

 анализ исследования ученых по сенсорному воспитанию дошкольников,

- подборку дидактических игр:

- Дидактические игры на развитие тактильных и вкусовых ощущений:

- Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы:

- Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины.

- Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета

2 этап – проектировочный.

 Разработка и реализация плана работы по данной теме.

3 этап – творческий.

 Приобретение и создание дидактических игр и пособий на развитие сенсорных   навыков,

 Создание в группе центра по сенсорному развитию и оформление картотеки.

4 этап – Итоговый.

Диагностическое обследование детей в процессе наблюдения;

 Презентация темы по самообразованию «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактическую игру» на итоговом педсовете.  

             План работы на 2017-2018 учебный год

.

Месяц

Формы работы

Сентябрь

Изучить литературу по данной теме

Октябрь

Создание предметно-развивающей среды по сенсорике.

 Наличие игр по сенсорному развитию

Ноябрь

Приобретение и создание дидактических игр и пособий на развитие сенсорных навыков,

Декабрь

Создание дидактических игр и пособий на развитие сенсорных навыков,

Январь

Создание центра по сенсорному развитию и оформление картотеки.

Февраль

Участие в районном методическом объединении.

Март

Стендовая информация Консультация для родителей: «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через дидактические игры».

Апрель

Подготовка анкет к анкетированию родителей. Анкетирование.                  

 Родительское собрание.

Май

Диагностическое обследование детей в процессе наблюдения.

Презентация темы по самообразованию «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактическую игру» на итоговом педсовете.  

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

4. Богусловская, З.М. «Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста»

5. Бондаренко, А.К. «Дидактическая игра в детском саду»

6. Венгер, Л.А. «Воспитание сенсорной культуры ребенка»

7. Венгер, Л.А. «Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет».

8. Выготский, Л.С. «Педагогическая психология»,  Под ред. В.В. Давыдова.

10. Губанова, Н.Ф. «Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада».

План Самообразования «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми 3–4 лет» на 2018-2019г.

 Маняк Ирина Борисовна


Период работы над темой: 1 год

Месяц начала работы над темой: сентябрь 2018 г.

Месяц окончания работы: май 2019 г.

Вид работы: практический

Актуальность:

Художественно эстетическое воспитание дошкольника включает в себя несколько основных положений. Во- первых, художественное восприятие дошкольника – это процесс целенаправленного взращивания чувства прекрасного. Во - вторых – формирование у ребенка способности воспринимать и ощущать красоту не только в искусстве, но и в повседневной жизни. Важная задача художественно эстетического воспитания – формирование художественного вкуса. Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение её уже должно начаться в дошкольном детстве. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность в детском саду. Детское изобразительное творчество нередко поражает своей непосредственностью, буйством фантазии В процессе рисования ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получается. Но самое главное, создавая изображение, ребенок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем; в процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевать изобразительными навыками и умениями, учиться осознанно, использовать их.

Еще Аристотель отмечал: занятие рисованием способствует разностороннему развитию ребенка.

Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Эмоции, как известно – это и процесс, и результат практической деятельности, прежде всего художественного творчества. По эмоциям можно судить о том, что в данный момент радует, интересует, подвергает в уныние, волнует ребенка, что характеризует его сущность, характер, индивидуальность.

Виды нетрадиционных техник рисования достаточно разнообразны, и в каждой технике ребенок получает возможность отразить свои впечатления от окружающего мира, передать образы воображения, воплотив их с помощью разнообразных материалов в реальные формы.

Благодаря использованию нетрадиционных техник рисования, у ребёнка развивается мелкая моторика рук, тактильное восприятие, умение ориентироваться на листе бумаги, внимание и усидчивость, наблюдательность, формируются навыки самоконтроля. Нетрадиционные техники рисования позволяют создать атмосферу непринуждённости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально-положительное отношение к изобразительной деятельности. Кроме того, совместная деятельность, увлечённость общим делом способствуют речевому развитию ребёнка

Цель: Развивать творческие способности детей через изобразительную деятельность с использованием нетрадиционных техник. Развивать эстетическое восприятие, фантазию, умение самостоятельно подбирать цвета.  Создавать условия для экспериментирования, учить оптимально сочетать традиционные и нетрадиционные методы.

 

Задачи:

 Повышение собственного профессионального уровня по данной теме путем изучения нужной литературы.

Познакомить детей с разнообразными техниками рисования;

Развивать детское воображение, желание экспериментировать, интерес к творческой деятельности;

Привлечь внимание родителей к этому вопросу.

Разработать план кружковой работы с использованием нетрадиционных техник.

Участие в районном методическом объединении.

План работы по теме самообразования на год:

Работа с детьми

Октябрь Рисование отпечатками листьев. Совместная творческая деятельность.

Ноябрь Рисование пальчиками и ладошками. Совместная творческая деятельность.

Декабрь Рисование ватными палочками. Совместная творческая деятельность.

Январь Рисование штампами. Совместная творческая деятельность.

Февраль Рисование поролоном и смятой бумагой. Совместная творческая деятельность.

Март Рисование зимы разными способами. Совместная творческая деятельность.

Апрель Рисование цветов разными способами. Совместная творческая деятельность.                                                            Май Подведение итогов

Работа с семьёй

Сентябрь: Выявить отношение родителей к художественному творчеству их детей. Опросник «Творчество в семье».

Октябрь Консультация «Зачем ребёнку рисовать?»

Ноябрь показ итога образовательной деятельности «Разноцветные рыбки». Выставка детских работ

Февраль Выставка семейного творчества. Конкурс «Мы рисуем всей семьёй!»

Март Подготовка к мастер-классу: составление конспекта, материалов и оборудования, подготовка буклетов «Нетрадиционные техники рисования». Мастер-класс «Нетрадиционные техники рисования с детьми 3-4 лет»

Май Подготовка к фотоотчёту. Фотоотчёт по итогам года на итоговом родительском собрании.

Самореализация

Сентябрь - май Сбор папки с материалами по теме самообразования. Папка с конспектами, консультациями, рисунками по теме самообразования.

Сентябрь Подготовка плана работы по теме самообразования, поиск литературы к изучению. План по теме самообразования.

Ноябрь Консультация для педагогов «Нетрадиционные техники рисования: за и против».

Февраль Мастер-класс «Рисование с использованием нетрадиционных техник».

Май Подготовка отчёта о проделанной работе по теме самообразования.

Сентябрь - май изучение методической литературы и других источников

1. Давыдова Г. Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду».

2. Колдина Д. Н. «Лепка и рисование с детьми 2-3 лет».

3. Лыкова И. А. «Изобразительная деятельность в детском саду. Ранний возраст».

4. Никитина А. В. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду».

5.р. Г. Казакова « Рисование с детьми дошкольного возраста» Нетрадиционные техники..

6. О.В. Дыбина, Н.П. Рохманова « Игры для дошкольников с использованием нетрадиционного оборудования.

7. Интернет-ресурсы. Анализ изученной литературы в плане по самообразованию

Самообразование «Формирование элементарных математических представлений во второй младшей группе» на 2019- 2020г.

Маняк Ирина Борисовна


Период работы над темой: 1 год

Месяц начала работы над темой: сентябрь 2019 г.

Месяц окончания работы: май 2020 г.


Цельсформировать элементарные математические представления у детей второй младшей группы посредством дидактических игр.

Задачи:

1. Изучить и обобщить педагогическую и методическую литературу по данной теме;

2. Разработать и подобрать дидактические игры, задания игрового содержания по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста;

3. Разработать систему занятий по формированию элементарных математических представлений с использованием игровых приемов;

4. Повысить компетентность родителей и педагогов в значимости дидактических игр по математике для детей дошкольного возраста;

5. Развить у детей умения анализировать предметы, выделяя признаки: цвет, форма, величина;

6. Развить у детей умения выделять некоторые пространственные и временные отношения между предметами;

7. Научить детей устанавливать количественные соотношения.

Актуальность:

Концепция по дошкольному образованию, требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд серьезных требований к познавательному развитию старших дошкольников, частью которого является формирование элементарных математических представлений. Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окружающего мира. Все полученные знания и умения закрепляются в дидактических играх, которым необходимо уделять большое внимание. Основное значение их – обеспечить детей знаниями в различении, выделении, назывании множества предметов, чисел, геометрических фигур, направлений. В дидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий.

Необходимость использования дидактической игры как средства обучения детей в дошкольный период определяется рядом причин:

игровая деятельность как ведущая в дошкольном детстве еще не потеряла своего значения;

освоение учебной деятельность, включение в нее детей идет медленно (многие дети вообще не знают, что такое «учиться»);

имеются возрастные особенности детей, связанные с недостаточной устойчивостью и произвольностью внимания, преимущественно непроизвольным развитием памяти, преобладанием наглядно-образного типа мышления. Дидактическая игра как раз и способствует развитию у детей психических процессов.                      Недостаточно сформирована познавательная мотивация. Дидактическая игра во многом способствует преодолению трудностей.

               План работы на 2019-2020 учебный год.

Месяц

Формы работы

Сентябрь

Изучить литературу по данной теме. Мониторинг начальных знаний об элементарных математических представлениях. Дидактические игры на усвоение понятия «цвета»«Сделаем кукле бусы»«Цветная вода»«Цветные палочки».

Октябрь

Создание предметно-развивающей среды по формированию элементарных математических представлений у детей.

 Развивать умение видеть общий признак предметов группы (все мячи – круглые, эти все красные, эти все большие и т. д.); Проведение консультации для родителей на тему «Роль дидактических игр в воспитании детей дошкольного возраста» 

Ноябрь

Приобретение и создание дидактических игр и пособий по формированию элементарных математических представлений у детей.

 Оформление папки передвижки «Математика для дошкольников» 

Создание лэпбука «Веселая математика»;

 Учить составлять группы из однородных предметов и выделять из них отдельные предметы;

Учить различать понятия «много»«один»«по одному»«ни одного»;

Учить находить один и несколько одинаковых предметов в окружающей обстановке;

Учить понимать вопрос «Сколько?», пользоваться при ответе словами «много»«один»«ни одного»;

Создание лэпбука «Веселая математика» д/игра «Найди пару»«Разложи по коробочкам»«Что лишнее?»«Что изменилось?»

Декабрь

Создание дидактических игр и пособий на развитие сенсорных навыков и сформирования элементарных математических представлений.

Учить сравнивать две равные (неравные) группы предметов на основе взаимного сопоставления элементов (предметов);

Познакомить с приемами последовательного наложения и приложения предметов одной группы к предметам другой;

Учить понимать вопросы«Поровну ли?», «Чего больше (меньше?»;

Учить отвечать на вопросы, пользуясь предложениями типа: «Я на каждый кружок положил грибок. Кружков больше, а грибов меньше» или «Кружков столько же, сколько грибов». Дидактические игры по развитию равенства на основе сопоставления двух групп предметов: «Угостим белочек грибочками»«Жучки на листиках»«Бабочки и цветы».

Январь

Создание картотеки дидактических игр.

Учить устанавливать равенство между неравными по количеству группами предметов путем добавления одного предмета или предметов к меньшей по количеству группе или убавления одного предмета из большей группы Консультация для педагогов на тему

«Взаимодействие с родителями по формированию ФЭМП у дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»

Дидактические игры по развитию количественных представлений: «В лес за грибами»«Малина для медвежат»«Угости зайчат».

Февраль

Консультация для родителей по данной теме.

 Учить сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров;

При сравнении предметов учить соизмерять один предмет с другим по заданному признаку величины (длине, ширине, высоте, величине в целом, пользуясь приемами приложения и наложения;

Учить обозначать результат сравнения словами (длинный – короткий, одинаковые (равные) по длине, широкий – узкий, одинаковые (равные) по ширине, высокий – низкий, одинаковые (равные) по высоте, большой – маленький, одинаковые (равные) по величине). Дидактические игры по развитию представлений о величинах: «Украсим коврик»«Домики для медвежат»«Угостим мышек чаем»«Цветные кубики».

Дидактические игры«Подбери дорожки к домикам»«Почини коврик»«Мостики для зайчат»«Подбери дорожки к домикам».

Март

Привлечение родителей в реализации краткосрочного проекта «Путешествие в страну геометрических фигур» 

Участие в районном методическом объединении.

 Познакомить детей с геометрическими фигурами: кругом, квадратом, треугольников;

Учить обследовать форму геометрических фигур, используя зрение и осязание;

Реализация краткосрочного проекта «Путешествие в страну геометрических фигур»;

Знакомство с наглядным изображением чисел 1-3, формирование умения соотносить цифру с количеством. «Найди предмет»«Подбери фигуру»«Геометрическое лото»«Какие бывают фигуры»

Апрель

Развивать умение ориентироваться в расположении частей своего тела и в соответствии с ними различать пространственные направления от себя: вверху – внизу, впереди – сзади (позади, справа – слева;

Учить различать правую и левую руки;

Дидактические игры на расположение в пространстве«Возьми игрушку»«Магазин игрушек».

Диагностическое обследование детей в процессе наблюдения .

Май

Учить ориентироваться в контрастных частях суток: день – ночь, утро – вечер;

Подготовка анкет к анкетированию родителей. Анкетирование.                   Родительское собрание

Список литературы :

 Попов А.И. «Введение в математическую логику».

 Чудаков, А. «Выше - ниже.» Альбом упражнений по формированию до числовых математических представлений у детей 4-6 лет

Борисенко М.Г., Лукина Н.А. « В помощь маленькому мыслителю».

Габийе  Анник «Большая книга математических упражнений для дошкольников». Интернет-ресурсы. Анализ изученной литературы в плане по самообразованию

План по самообразованию «Экологическое воспитания детей дошкольного возраста через игровую деятельность». Вторая младшая группа

 Маняк Ирина Борисовна


Период работы над темой: 1 год

Месяц начала работы над темой: сентябрь 2020г.

Месяц окончания работы: май 2021 г.

План по самообразованию «Экологическое воспитания детей дошкольного возраста через игровую деятельность». Вторая младшая группа

Цель:

 воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);

 формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);

 развитие эстетических чувств (умение видеть красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее);

      участие детей в посильной деятельности по уходу за растениями, по охране и защите природы

Задачи:

• -формирование у детей системы знаний.

• формирование у детей трудовых навыков и умений.

• формирования у детей любви в природе.

Актуальность

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/1000/0009fb0f-b4ead53a/img1.jpg Экологическое воспитание – это новое направление, которое отличается от традиционного – ознакомления детей с природой. В настоящее время одной из приоритетных педагогических проблем является формирование экологической культуры детей, а это возможно лишь при условии реализации идеи непрерывного экологического образования и воспитания, которая может быть обеспечена созданием определённой системы.

Игра, несомненно, является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни.

Играя с растениями и животными, дошкольники учатся распознавать настроение живого существа, его своеобразие, он упражняется в навыках поведения и общения с ними. Дошкольник не замечает того, что учится, поскольку здесь он решает свою игровую задачу, а не учебную задачу заданную взрослым.

Экологические игры можно условно разделить на несколько видов:

1. Ролевые экологические игры (творческие игры).

Они основаны на моделировании социального содержания экологической деятельности, например, «Строительство города будущего» (её участники выполняют роли строителей, архитектора, жителей города; цель игры – формировать представления о том, что при условии соблюдения экологических норм и правил надо производить постройки, не нарушая баланс природной зон

2. Имитационные экологические игры.

Данные игры основаны на моделировании экологической деятельности.

Так, игра «Экосистема водоёма» позволяет проследить роль каждого компонента этой системы, смоделировать последствия антропогенного воздействия, а игра «Экологическая пирамида» помогает показать пищевые цепи (ребёнок наглядно видит, что нарушение одного звена в пищевой цепочке ведёт к гибели остальных).

3. Соревновательные экологические игры.

Такие игры стимулируют активность их участников в приобретении и демонстрации биологических знаний, навыков и умений.К ним относятся: конкурс – аукцион, конкурс – марафон, КВН, экологическая викторина, «Поле чудес» и так далее.

4. Игры – путешествия.

Широко применяются в практике данные игры, в которых дети с помощью ТСО попадают на Северный полюс, на дно океана или моря, на солнечную планету. Способствуют экологическому воспитанию: не загрязнять воздух, моря и океаны, беречь животных и создавать им природные условия места их обитания.

5. Дидактические игры.

Эти игры носят разнообразный характер: речевые игры, развивающие, математические. Например, «Кто где живёт?». Дети должны правильно по среде обитания определить место нахождения животных, птиц и дать сопроводить свой ответ аргументами.

6. Игры с природным материалом.

Детям очень нравятся такие игры, в которых напрямую связаны с природой. Они сами заготавливают материал, не причиняя вреда природе, учатся применять его на практике. Также дети любят играть с песком, водой, они определяют свойства, качества материала, проводят опыты.

В связи с этим у нас обозначилась потребность в более глубоком и разностороннем изучении игрового метода при ознакомлении детей с природой. Это связано с поиском наиболее рациональных и эффективных путей образования дошкольников, с введением игровых приемов в практику обучения и воспитания младших школьников, применением новых видов игровой деятельности.

План работы по теме самообразования на год:

Сентябрь.

1.Работа с детьми. Работа с родителями. Развивающая среда. Литература                                                                      2. Наблюдения и опыты в природе.

3.Сбор природных материалов «Подарки осени»

Подвижные игры:

а) «Солнышко и дождик»

б) «Воробышки и автомобиль»

4 Оформить уголок природы:

Знакомство с комнатными растениями группы.

  Загадки-движения

Экологические игры: «Чудесный мешочек» - овощи, фрукты. Д/задача: Развивать умение различать овощи и фрукты

-«Найди листок, какой покажу» Д/задача: Развивать умение различать и сравнивать листья по величине, форме, цвету.

Д/и «Узнай на вкус» Д/задача: Упражнять детей в определении вкуса овощей; активизировать речь детей; развивать память, сосредоточенность.

Праздник: овощи и фрукты.

Чтение стихов, потешек, сказок.

«Осенняя прогулка с малышом» Папка- раскладушка

Организовать сбор листьев деревьев разной формы и размера, шишки, желуди.

Октябрь.

НОД: Рыбы.

1. Загадки – движения.

2. Групповой праздник «Осень»

3.Игры с природным материалом: лист, ветка, шишка.

4. Наблюдения за комнатными растениями.

5. Чтение художественной литературы о животных и птицах.

6. Наблюдения за природой.

7. Пополнение материалов «Подарки осени»

8.Дидактические игры:

«Чудесный мешочек»

Д/задача: Закрепить умение детей узнавать предметы по характерным признакам.

«Такой листок – лети ко мне» Д/задача: Упражнять детей в нахождении листьев по сходству, воспитывать слуховое внимание, активизировать словарь детей.

Организовать сбор книг о природе в книжный уголок.

Оформить альбом «Красоты Осени»

Создать картотеку дидактических игр

Ноябрь.

1. Изготовление поделок из природного материала (шишка)

2. Загадки – движения.

3. Наблюдения за уходом за комнатными растениями.

5. Экологические и подвижные игры.

6. Опыты.

7. Наблюдения за природой.

8. Пополнение материалов копилки «Подарки осени»

9. Фольклор – поэзия об осени, животных, рыбах.

10. Эк. лото «Животные и птицы»

11. П/и «Зайка беленький сидит»«Ловкие зайчата»«Воробышки и кошка».

12. Д/и «Сбор урожая»Цель: Упражнять детей в различении фруктов и овощей, назывании их.

Продолжить сбор книг о природе в книжный уголок

«Об отношении взрослых к вопросам детей» Индивидуальные консультации

«Сенсорное воспитание как основа умственного развития» Консультация

Декабрь.

НОД: Птицы зимой.(проэкт)

1. Подкормка птиц.

2. Наблюдения и опыты в природе.

3.Чтение сказок«Заюшкина избушка»«Три медведя»

4. Заучивание стихов о птицах (В.Степанов).

5. Рассматривание картин о животных.

6. Загадки-движения.

7. Наблюдения за природой.

8. Прогулки по окресности.

9. Пополнение материалов копилки «Подарки зимы»

10. Наблюдения за уходом за комнатными растениями.

11. Проза о жизни животных зимой в лесу.

12. Рассматривание картин.

13. Зимние подвижные игры.

14. Д/и «Назовем, что видим»

15. Беседа «Как мы играем

зимой»

НОД: Изготовление кормушек.

«Роль игры в развитии ребенка» Консультация

«Сядем рядком, поговорим ладком» (фольклор в жизни малышей) Папка-раскладушка

Совместное изготовление родителями с детьми кормушек для птиц. Изготовление эк\игры «Экологическое лото».

Пополнение материалов копилки«Дикие и домашние животные»«Наши питомцы»«Насекомые».

Изготовление эк\игры «Сложи целое животное»

Январь.

1. Загадывание загадок.

2. Групповой праздник «Лёгкие снежинки»(изготовленных совместно с детьми)

3. Наблюдения и опыты со снегом, льдом.

4. Театр на фланелеграфе «Три медведя»

 5. Пополнение материалов копилки «Подарки зимы»

6. Наблюдения за уходом за комнатными растениями.

7.Исследования: снег – вода – лед.

8. Д/и «Загадки и отгадки»

Д/задача: Развивать умение детей соотносить речевую форму описания предметов с графической.

Изготовление экологической игры по теме: «Растения»

Изготовить игру«Загадки и отгадки»

Февраль.

1. Экологические игры: «Зимняя столовая»«Зимующие птицы»

2. Драматизация.

3. Беседа «Холодно ли птицам зимой»

4. Подкормка птиц на прогулке.

5. Наблюдения на прогулках.

    8. Посильный уходом за комнатными растениями.

9.Стихи о птицах.

10. Опыты с водой  и льдом«Цветные льдинки»

11.Целевая прогулка«Поделки из снега»

НОД: Подарки зимы.

Изготовить папку- раскладку «Играем вместе»

«Как знакомить малышей с природой?»

Изготовить игру «Найди такую же снежинку»

Подборка Фольклора о зиме, о птицах.

Март.

1 Мини огород на окне.

3. Экологическая игра «Через ручеёк»

4.Беседы«На что похожи облака»«Что мы чувствуем, когда пригреет солнышко»«О птицах»

5. Групповой праздник «Мыльные пузыри»

6. Загадки-движения.

7. Наблюдения в природе.

    8. Подкормка птиц.

9. Поэзия о весне (заучить).

10. П/и «Воробушки и автомобиль».

11. Развлечение «Птицы – наши друзья!»

«Первые ступени обобщений» Консультация

«Учим стихи – развиваем память». Папка-передвижка

Изготовление эк\игры «Где ты живёшь?»

Создание копилки «Подарки весны»

Апрель.

1. Наблюдения и опыты в природе.

2. Экологические игры: «К дереву беги»«Через ручеёк»«Угадай по описанию»

3.Беседы«Мамы и их малыши»«Какие растения живут у тебя дома»

4. Загадки, стихи.

5. Прогулки по окресностям.

6. Пополнение материалов копилки «Подарки весны»

7. Наблюдения за уходом за комнатными растениями.

8. Групповой праздник «Бумажные кораблики»

9. Д/и «В гостях у Красной шапочки» Д/задача: Закрепить знания детей о материалах (ткани, бумаге, глине, дереве, из которых сделаны предметы.

Д/и. «Когда это бывает?» Д/задача:Освоение умений различать части суток: день, ночь, вечер, утро, - пользуясь цветовыми моделями.

НОД: Помоги зелёным друзьям.

НОД: Зелёный детский сад (экскурсия по окрестности).

НОД: Подарки весны.

Изготовить и принести бумажные кораблики Создать условия для наблюдения за берёзовой веткой.

Изготовить картинки для рассматривания «Живая природа»

Изготовить игру «Когда это бывает?»

Май.

1. Мониторинг

2. Фольклор –потешки«Солнышко»«Дождик – дождик»«Радуга – дуга»

3. Экологические игры: «Кто, где живёт?»«Найди дерево по описанию»

4.Беседы«Что подарит лето нам?»«Что солнце нагревает быстрее?»«Кто рождается весной?» (у кого весной появляются детёныши, рассмотреть иллюстрации)

5. Наблюдения на прогулках.

6. Заучивание Стихотворения «Одуванчик»

7. Пополнение материалов копилки «Подарки весны»

8. Целевые прогулки,экскурсии«Цветочная поляна»«Площадь цветов»

9. Рассматривание картин и картинок.

10. Чтение художественной литературы.

11.Опыты: для комнатных растений нужны тепло, вода. «Прогулка с детьми в лес»

Папка-раскладушка

Фотовыставка «Лучшие места отдыха и прогулок с детьми в нашем городе!» Организация мини-библиотеки

Пополнить картотеку дидактических игр.

Литература:

Гризик Т. И. Познавательное развитие детей 2-7лет: метод. пособие для воспитателей. – М.:Просвещение, 2010

Доронова Т. Н., Гербова В. В., Гризик Т. И. и др. Воспитание, образование и развитие детей 3-4 лет в детском саду. – М.: Просвещение, 2005.

Дрязгунова В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. – М.: Просвещение, 1981

 Алябьева Е. А. Тематические дни и недели в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2005

Агаева Е. Л., Брофман В. В., Булычева А. И. и др. Чего на свете не бывает?: Занимательные игры для детей от 3 до 6 лет. – М.: Просвеще-ние, 1991

Дыбина О. В. Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром. – М.: Педагогическое общество России, 2007

Самообразование «Формирование элементарных математических представлений» во второй младшей группе» на 2019- 2020г.

Маняк Ирина Борисовна


Период работы над темой: 1 год

Месяц начала работы над темой: сентябрь 2019 г.

Месяц окончания работы: май 2020 г.


Цельсформировать элементарные математические представления у детей второй младшей группы посредством дидактических игр.

Задачи:

1. Изучить и обобщить педагогическую и методическую литературу по данной теме;

2. Разработать и подобрать дидактические игры, задания игрового содержания по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста;

3. Разработать систему занятий по формированию элементарных математических представлений с использованием игровых приемов;

4. Повысить компетентность родителей и педагогов в значимости дидактических игр по математике для детей дошкольного возраста;

5. Развить у детей умения анализировать предметы, выделяя признаки: цвет, форма, величина;

6. Развить у детей умения выделять некоторые пространственные и временные отношения между предметами;

7. Научить детей устанавливать количественные соотношения.

Актуальность:

Концепция по дошкольному образованию, требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд серьезных требований к познавательному развитию старших дошкольников, частью которого является формирование элементарных математических представлений. Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окружающего мира. Все полученные знания и умения закрепляются в дидактических играх, которым необходимо уделять большое внимание. Основное значение их – обеспечить детей знаниями в различении, выделении, назывании множества предметов, чисел, геометрических фигур, направлений. В дидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий.

Необходимость использования дидактической игры как средства обучения детей в дошкольный период определяется рядом причин:

игровая деятельность как ведущая в дошкольном детстве еще не потеряла своего значения;

освоение учебной деятельность, включение в нее детей идет медленно (многие дети вообще не знают, что такое «учиться»);

имеются возрастные особенности детей, связанные с недостаточной устойчивостью и произвольностью внимания, преимущественно непроизвольным развитием памяти, преобладанием наглядно-образного типа мышления. Дидактическая игра как раз и способствует развитию у детей психических процессов.                      Недостаточно сформирована познавательная мотивация. Дидактическая игра во многом способствует преодолению трудностей.

               План работы на 2019-2020 учебный год.

Месяц

Формы работы

Сентябрь

Изучить литературу по данной теме. Мониторинг начальных знаний об элементарных математических представлениях. Дидактические игры на усвоение понятия «цвета»«Сделаем кукле бусы»«Цветная вода»«Цветные палочки».

Октябрь

Создание предметно-развивающей среды по формированию элементарных математических представлений у детей.

 Развивать умение видеть общий признак предметов группы (все мячи – круглые, эти все красные, эти все большие и т. д.); Проведение консультации для родителей на тему «Роль дидактических игр в воспитании детей дошкольного возраста» 

Ноябрь

Приобретение и создание дидактических игр и пособий по формированию элементарных математических представлений у детей.

 Оформление папки передвижки «Математика для дошкольников» 

Создание лэпбука «Веселая математика»;

 Учить составлять группы из однородных предметов и выделять из них отдельные предметы;

Учить различать понятия «много»«один»«по одному»«ни одного»;

Учить находить один и несколько одинаковых предметов в окружающей обстановке;

Учить понимать вопрос «Сколько?», пользоваться при ответе словами «много»«один»«ни одного»;

Создание лэпбука «Веселая математика» д/игра «Найди пару»«Разложи по коробочкам»«Что лишнее?»«Что изменилось?»

Декабрь

Создание дидактических игр и пособий на развитие сенсорных навыков и сформирования элементарных математических представлений.

Учить сравнивать две равные (неравные) группы предметов на основе взаимного сопоставления элементов (предметов);

Познакомить с приемами последовательного наложения и приложения предметов одной группы к предметам другой;

Учить понимать вопросы«Поровну ли?», «Чего больше (меньше?»;

Учить отвечать на вопросы, пользуясь предложениями типа: «Я на каждый кружок положил грибок. Кружков больше, а грибов меньше» или «Кружков столько же, сколько грибов». Дидактические игры по развитию равенства на основе сопоставления двух групп предметов: «Угостим белочек грибочками»«Жучки на листиках»«Бабочки и цветы».

Январь

Создание картотеки дидактических игр.

Учить устанавливать равенство между неравными по количеству группами предметов путем добавления одного предмета или предметов к меньшей по количеству группе или убавления одного предмета из большей группы Консультация для педагогов на тему

«Взаимодействие с родителями по формированию ФЭМП у дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»

Дидактические игры по развитию количественных представлений: «В лес за грибами»«Малина для медвежат»«Угости зайчат».

Февраль

Консультация для родителей по данной теме.

 Учить сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров;

При сравнении предметов учить соизмерять один предмет с другим по заданному признаку величины (длине, ширине, высоте, величине в целом, пользуясь приемами приложения и наложения;

Учить обозначать результат сравнения словами (длинный – короткий, одинаковые (равные) по длине, широкий – узкий, одинаковые (равные) по ширине, высокий – низкий, одинаковые (равные) по высоте, большой – маленький, одинаковые (равные) по величине). Дидактические игры по развитию представлений о величинах: «Украсим коврик»«Домики для медвежат»«Угостим мышек чаем»«Цветные кубики».

Дидактические игры«Подбери дорожки к домикам»«Почини коврик»«Мостики для зайчат»«Подбери дорожки к домикам».

Март

Привлечение родителей в реализации краткосрочного проекта «Путешествие в страну геометрических фигур» 

Участие в районном методическом объединении.

 Познакомить детей с геометрическими фигурами: кругом, квадратом, треугольников;

Учить обследовать форму геометрических фигур, используя зрение и осязание;

Реализация краткосрочного проекта «Путешествие в страну геометрических фигур»;

Знакомство с наглядным изображением чисел 1-3, формирование умения соотносить цифру с количеством. «Найди предмет»«Подбери фигуру»«Геометрическое лото»«Какие бывают фигуры»

Апрель

Развивать умение ориентироваться в расположении частей своего тела и в соответствии с ними различать пространственные направления от себя: вверху – внизу, впереди – сзади (позади, справа – слева;

Учить различать правую и левую руки;

Дидактические игры на расположение в пространстве«Возьми игрушку»«Магазин игрушек».

Диагностическое обследование детей в процессе наблюдения .

Май

Учить ориентироваться в контрастных частях суток: день – ночь, утро – вечер;

Подготовка анкет к анкетированию родителей. Анкетирование.                   Родительское собрание

Список литературы :

 Попов, А.И. «Введение в математическую логику».

   Чудакова, А. «Выше - ниже.» Альбом упражнений по формированию дочисловых математических представлений у детей 4-6 лет

Борисенко М.Г., Лукина Н.А. « В помощь маленькому мыслителю».

Габийе, Анник «Большая книга математических упражнений для дошкольников». Интернет-ресурсы. Анализ изученной литературы в плане по самообразованию