ПРОГРАММА по развитию логического мышления младших дошкольников в процессе использования учебно – игрового пособия блоки Дьенеша
занимательные факты (младшая группа)

Титова (Корчинская) Ольга Игоревна

Содержание

  1. Целевой раздел

    1. Пояснительная записка

    2. Цели и задачи программы.

    3. Возрастная характеристика детей 2-3 лет.

    4. Планируемые результаты освоения программы.

  2. Содержательный раздел

    1. Особенности организации образовательного процесса с использованием инновационных методик и технологий. 

    2. Взаимодействия с родителями воспитанников.

    3. Особенности организации мониторинга.

    4. Перспективно – тематический план работы.

  3. Организационный раздел

    1. Организация предметно - развивающей среды для реализации программы.

    2. Методическое обеспечение программы. Средства обучения и воспитания.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

1.Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

Логические блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 фигур, которые различаются четырьмя свойствами: формой (круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные), цветом (красные, жёлтые, синие), размером (большие и маленькие), толщиной (толстые и тонкие). В наборе нет двух фигур, одинаковых по всем свойствам. 

В методической и научно - популярной литературе этот материал можно встретить под разными названиями: «логические фигуры» (Фидлер М.), «логические кубики» (Копылов Г.), «логические блоки» (Столяр А.). Но в каждом из названий подчеркивается направленность на развитие логического мышления. В современной практике работы с детьми в детском саду и начальной школе находят место два вида логического дидактического материала: объёмный и плоскостной. За каждым из этих видов закрепилось своё название. Объёмный логический материал именуется логическими блоками, плоскостной – логическими фигурами.

Детей младшего дошкольного возраста в большей мере привлекают логические блоки, так как они обеспечивают выполнение более разнообразных предметных действий. В процессе разнообразных действий с логическими блоками (разбиение, выкладывание по определённым правилам, перестроение и др.) дети овладевают различными мыслительными умениями, важными как в плане математической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. К их числу относятся умения анализа, абстрагирования, сравнения, классификации, обобщения, кодирования-декодирования, а также логические операции «не», «и», «или». В играх и упражнениях с блоками у малышей развиваются элементарные навыки алгоритмической культуры мышления, способность производить действия в уме. С помощью логических блоков дети тренируют внимание, память, восприятие.

1.2. Цели и задачи программы.

Цель программы: формирование умения решать логические задачи на разбиение по свойствам.

Задачи программы:

- учить детей выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, адекватно обозначать словом их отсутствие, абстрагировать и удерживать в памяти одно, одновременно два или три свойства, обобщать объекты по одному, двум или трём свойствам с учётом наличия или отсутствия каждого;

- совершенствовать первичные навыки алгоритмического мышления;

- активизировать память, развивать способность концентрировать и удерживать внимание;

- развивать пространственное мышления, творческое воображение в процессе моделирования и конструирования;

- развивать интеллектуальную культуру мышления: умение сопоставлять, обобщать, систематизировать, производить самостоятельный анализ, понимать смысл абстрактного знака, кодировать и расшифровывать информацию, аргументировать свои утверждения.


 

1.3. Возрастная характеристика детей 3-4 лет

Младший возраст - важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это время происходит переход малыша к новым отношениям со взрослыми, сверстниками, с предметным миром.  В раннем возрасте ребенок многому научился: он освоил ходьбу, разнообразные действия с предметами, у него успешно развивается понимание речи и активная речь, малыш получил ценный опыт эмоционального общения со взрослыми, почувствовал их заботу и поддержку. Все это вызывает у него радостное ощущение роста своих возможностей и стремление к самостоятельности, к активному взаимодействию с окружающим миром. Развитие самосознания и выделение образа «Я» стимулируют развитие личности и индивидуальности. Ребенок начинает четко осознавать, кто он и какой он. По отношению к окружающим у ребенка формируется собственная внутренняя позиция, которая характеризуется осознанием своего поведения и интересом к миру взрослых. На основе наглядно - действенного к 4-м годам начинает формироваться наглядно-образное мышление. Другими словами, происходит постепенный отрыв действий ребенка от конкретного предмета, перенос ситуации в «как будто».  Как и в раннем возрасте, в 3-4 года преобладает воссоздающее воображение, т. е. ребенок способен лишь воссоздать образы, почерпнутые из сказок и рассказов взрослого. Большое значение в развитии воображения играет опыт и знания ребенка, его кругозор. Для детей этого возраста характерно смешение элементов из различных источников, смешение реального и сказочного. Фантастические образы, возникающие у малыша, эмоционально насыщены и реальны для него. Память дошкольника 3-4-х лет непроизвольная, характеризуется образностью. Преобладает узнавание, а не запоминание. Хорошо запоминается только то, что было непосредственно связано с его деятельностью, было интересно и эмоционально окрашено. Тем не менее, то, что запомнилось, сохраняется надолго. К концу 4 года младший дошкольник овладевает элементарной культурой поведения во время еды за столом и умывания в туалетной комнате. Подобные навыки основываются на определённом уровне развития двигательной сферы ребёнка, одним из основных компонентов которого является уровень развития моторной координации. У младших дошкольников накапливается определённыйзапас представлений о разнообразных свойствах предметов, явлениях окружающей действительности и о себе самом. В три года дети практически осваивают пространство своей комнаты , групповой комнаты в детском саду, двора, где гуляют и.т.п. Освоение пространства происходит одновременно с развитием речи: ребёнок учится пользоваться словами, обозначающими пространственные отношения (предлоги и наречия). В младшем дошкольном возрасте ярко выражено стремление к деятельности. Взрослый для ребёнка – носитель определённой общественной информации. Желание ребёнка выполнять такую же функцию приводит к развитию игры. Именно в играх отражаются умения, приобретённые в совместных играх со взрослыми. Сюжеты простые, неразвёрнутые, содержащие одну-две роли. Неумение объяснить свои действия партнёру по игре, договориться с ним приводит к конфликтам, которые дети не в состоянии самостоятельно разрешить. Постепенно к четырём годам ребёнок начинает согласовывать свои действия, договариваться в процессе совместных игр, использовать речевые формы вежливого общения.   Главным средством общения со взрослыми и сверстниками является речь. Словарь младшего дошкольника состоит в основном из слов, обозначающих предметы обихода, игрушки , близких ему людей. Ребёнок овладевает грамматическим строем речи, начинает использовать сложные предложения. Девочки по многим показателям развития (артикуляция, словарный запас, беглость речи, понимание прочитанного, запоминание увиденного и услышанного) превосходят мальчиков. В 3-4 года в ситуации взаимодействия со взрослыми продолжает формироваться интерес к книге, литературным персонажам. Круг чтения ребёнка пополняется новыми произведениями, но уже знакомые тексты по - прежнему вызывают интерес. Интерес к продуктивной деятельности неустойчив. Замысел управляется изображением и меняется по ходу работы, происходит овладение изображением формы предметов. Работы чаще всего схематичны, поэтому трудно догадаться, что изобразил ребёнок. Конструирование носит процессуальный характер. Ребёнок может конструировать по образцу лишь элементарные предметные конструкции из двух-трёх частей. 

Музыкально-художественная деятельность носит непосредственный и синкретический характер. Восприятие музыкальных образов происходит при организации практической деятельности (проиграть сюжет, рассмотреть иллюстрацию и др.) Совершенствуется звукоразличение, слух. Младший дошкольник начинает проявлять интерес и избирательность к различным видам музыкально-художественной деятельности.

1.4.Планируемые результаты освоения программы.

С трех лет начинается новый этап сенсорного развития ребенка. Этот этап характеризуется переходом к усвоению и использованию сенсорных эталонов. Блоки Дьенеша являются эффективным материалом для работы по сенсорному воспитанию малышей. Более того, используя блоки, можно закладывать в сознание малышей начало элементарной алгоритмической культуры мышления, развивать у них способность действовать в уме, осваивать представления о числах и геометрических фигурах, пространственную ориентировку. Комплект логических блоков дает возможность вести детей в их развитии от оперирования одним свойством предмета к оперированию двумя, тремя и четырьмя свойствами. В процессе разнообразных действий с блоками дети сначала осваивают умения выявлять и абстрагировать в предметах одно свойство (цвет, форму, размер, толщину), сравнивать классифицировать и обобщать предметы по одному из этих свойств.

Ожидаемый результат.

  1. Дети научатся рассуждать, обосновывать правомерность или ошибочность своих действий.

  2. Дети научатся соблюдать правила в играх.

  3. У детей заметно повысится уровень развития мыслительных умений, активность, инициативность, внимательность.


 

II. Содержательный раздел

2.1. Особенности организации образовательного процесса.

Игры с логическими блоками по методике Дьенеша учат малыша не только думать, следить за координацией движений, но и говорить, способствуют развитию речи. Дети начинают использовать более сложные грамматические структуры предложений в речи на основе сравнений, отрицаний и сочетании однородных предметов.

Логические блоки представляют собой эталоны форм – геометрические фигуры (круг, квадрат, равносторонний треугольник, прямоугольник) и являются прекрасным средством ознакомления детей с формами предметов и геометрическими фигурами. 

Комплект логических блоков дает возможность вести детей в их развитии от оперирования одним свойством предметов к оперированию двумя, тремя и четырьмя свойствами. В процессе различных действий с блоками дети сначала осваивают умения выявлять и абстрагировать в предметах одно свойство (цвет, форму, размер, толщину), сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по каждому из этих свойств. Затем они овладевают умениями анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы сразу по двум свойствам (цвету и форме, форме и размеру, размеру и толщине т. д.), несколько позже – по трём (цвету, форме и размеру; форме, размеру и толщине; цвету, размеру и толщине) и по четырём свойствам (цвету, форме, размеру и толщине). При этом в одном и том же упражнении легко можно менять степень сложности задания с учётом возможностей детей. Например, несколько детей строят дорожки от избушки медведя, чтобы помочь Машеньке убежать к дедушке и бабушке. Но один ребёнок строит дорожку так, чтобы рядом в ней не было рядом блоков одинаковой формы (оперирование одним свойством), другой – чтобы не было рядом блоков, одинаковых по форме и цвету (оперирование сразу двумя свойствами), третий – чтобы рядом не было одинаковых по форме, цвету и размеру блоков (оперирование одновременно тремя свойствами).

Кроме логических блоков для работы необходимы карточки, на которых условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина). Использование таких карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них. Эти способности и умения развиваются в процессе выполнения разнообразных предметно-игровых действий.

Карточки-свойства помогают детям перейти от наглядно-образного мышления к наглядно-схематическому, а карточки с отрицанием свойств – мостик к словесно-логическому мышлению.

В пособии представлены 4 группы постепенно усложняющихся игр и упражнений с блоками:


 

- для развития умений выявлять и абстрагировать свойства;

- для развития умений сравнивать предметы по их свойствам;

- для развития действий классификации и обобщения;

- для развития способности к логическим действиям и операциям. 

Важно помнить, развивая мыслительные умения, что они, как и всякие другие умения, вырабатываются в процессе многократных упражнений. При этом количество этих упражнений для разных детей различно. Для того чтобы ребенок не потерял интерес к мыслительным заданиям, каждая игра и упражнение содержит несколько игровых и практических задач, которые можно предложить ребёнку. Например, проложить дорожки между домиками, смастерить новогоднюю гирлянду, построить мост через речку и т. д.

С этой же целью в каждом упражнении и игре даны несколько вариантов одной и той же по степени сложности мыслительной задачи. Например, построить дорожку так, чтобы рядом были одинаковые по цвету, но разные по форме блоки, или чтобы рядом были блоки одинаковой формы, но разного размера, или же чтобы рядом были фигуры разной толщины, но одинакового цвета.

Интеллектуальное путешествие будет более увлекательным и радостным для детей, если, во-первых, всегда помнить о том, что взрослый должен быть равноправным участником игр и упражнений, способным, как и ребенок, ошибаться, и во-вторых, если не спешить указывать детям на ошибки, а предоставлять им возможность исправлять их самим. Прежде чем приступить к играм и упражнениям, предоставьте детям возможность самостоятельно познакомиться с логическими блоками. Пусть они используют их по своему усмотрению в разных видах деятельности. В процессе разнообразных манипуляций с блоками дети установят, что они имеют различную форму, цвет, размер, толщину. Заострять внимание детей на термине «блок» не имеет смысла. Ведь в восприятии ребенка блок прежде всего носитель формы, т. е. геометрическая фигура. Поэтому в общении с детьми целесообразнее пользоваться словом «фигура», хотя вполне допустимо и использование слова «блок». После самостоятельного знакомства с блоками можно перейти к играм и упражнениям. 

Работа с детьми младшего дошкольного возраста с использованием блоков Дьенеша проводится не менее 1 раза в неделю небольшими подгруппами и является вариантом организации совместной деятельности педагога с детьми по развитию математических представлений.


 

2.2. Взаимодействия с родителями воспитанников.

Взаимодействие с родителями по привлечению к использованию блоков «Дьенеша» при организации игр с детьми в домашних условиях.


 


 


 

    1. Особенности организации мониторинга.

Мониторинг личностных проявлений ребенка в логико-математической деятельности проводится 1 раз в год: в мае – первый год обучения, в сентябре – второй год обучения. Воспитатель заполняет карту на основе наблюдений за детьми в свободной самостоятельной деятельности, а не в совместной партнерской деятельности со взрослым. 

Заполняя карту, против фамилии каждого ребенка делает отметки во всех трех столбцах, используя следующие виды маркировки: 

  • «обычно» (уровень является типичным, характерным для ребенка, проявляется у него чаще всего); 

  • «изредка» (уровень не характерен для ребенка, но проявляется в его деятельности время от времени); 

  • «нет» (уровень не проявляется в деятельности ребенка совсем). 

Мониторинг развития логического мышления у дошкольников

№ 

Фамилия Имя ребенка

Знание геом. фиг. умение показать по слову

Знание 4-х  св-в(цвет, форма,

величина,

толщина)

Нахождение 

по карточке-схеме

Нахожд. по 

Слову, удер-живая в памяти

Отсутствие

Св-ва с 

Использ. карт

«НЕ»

Умение опери-ровать

2-мя св-ми

Умение опери-ровать

3-мя св-ми

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.4. Перспективный план работы с блоками Дьенеша во второй младшей группе


 

Примечание 

Руководство

сентябрь

Раздели фигуры

Познакомить детей с признаком предмета –размер. Развивать умение группировать фигуры по величине.

2 комплекта блоков, 2 куклы: большая и маленькая. 

К детям в группу приходят две куклы (большая и маленькая), приносят коробки с фигурами. Дети знакомятся с куклами. Ведущая обращает внимание детей на то, что куклы разной величины, большая и маленькая. Ставит кукол рядом и просит показать большую и маленькую. Куклы предлагают детям поиграть фигурами. Блоки выкладываются на ковёр, ведущая предлагает детям взять фигуры в руки, рассмотреть и поиграть. После игры нужно собрать фигуры, в одну коробку - большие, а в другую - маленькие. Куклы просят помощи у детей. Ведущая предлагает в коробку к большой кукле собрать большие, а в коробку к маленькой маленькие. Куклы благодарят детей за помощь и дарят детям блоки. 

2

 

Найди такой же.

Продолжать развивать умение сравнивать предметы по величине. Учить соотносить величину предмета с движением. Содействовать развитию внимания.

Обруч, 2 комплекта блоков.

Блоки лежат в обруче на ковре. Ведущий показывает детям маленькую фигуру и просит собрать блоки такой же величины, а другой подгруппе показывает большую фигуру. Предлагает принести фигуры такой же величины. После того, как дети соберут все фигуры, проводится игра « Большой – маленький». Если дети видят большой блок – поднимают руки вверх, маленький блок – приседают.

3

 

Найди фигуру.

Продолжать развивать умение сравнивать предметы по величине. Понимать слова «разные», «одинаковые».

2 комплекта блоков, 2 обруча.

Блоки разложены в два обруча. Ведущий предлагает детям взять фигуры из первого обруча. Просит детей, у которых большие фигуры попрыгать на месте, а детей, у которых маленькие фигуры покружиться на месте. Затем предлагает подойти ко второму обручу и взять блок в другую руку так, чтобы в руках были фигуры разной величины. Дети держат блоки в руках. Ведущий показывает фигуру, детям нужно показать (поднять вверх) фигуру другой величины.

4

 

Дорожки

Продолжать развивать умение сравнивать предметы по величине. Понимать слова «разные», «одинаковые».

Блоки, иллюстрация к сказке «Маша и медведь».

Ведущий просит детей помочь Маше убежать от медведя. Нужно построить дорожку, по которой Маша убежит к бабушке с дедушкой. Но есть одно условие: дорожку нужно строить так, чтобы рядом не было фигур одинаковой величины. Каждый из детей выбирает себе фигуру и от неё строит дорожку.

5

октябрь

Разноцветные странички.

Познакомить детей с признаком предмета – цвет (красный, жёлтый, синий). Учить детей группировать фигуры по цвету.

Картинка с изображением помидора, красного сигнала светофора, Деда Мороза с красным носом. Картинка с изображением солнца, подсолнуха, груши и жёлтых листьев. Картинка с изображением синего моря, синего василька. Блоки. Ведёрки разного цвета. Обруч.

Ведущая показывает детям книгу с разноцветными страницами. Открывает красную страницу: Если красный помидор,

То поспел он, ясно,

Если красный светофор,

То идти опасно,

Ну а если красный нос –

Значит на дворе мороз.


 

Открывает жёлтую страницу:

Жёлтое солнце на землю глядит,

Жёлтый подсолнух за солнцем следит,

Жёлтые груши на ветках висят,

Жёлтые листья с деревьев летят.

Показывает синюю страницу:

В синем море – островок,

Путь до острова далёк.

А на нём растёт цветок –

Синий – синий василёк.

Ведущая обращает внимание детей на то, что наши фигуры тоже разного цвета: красные, жёлтые, синие. Предлагает разложить фигуры в ведёрки такого же цвета.

 

6

 

Заселим домики

Продолжать знакомить детей с цветом. Учить классифицировать предметы по цвету. Содействовать развитию внимания.

Три домика с крышей красного, жёлтого, синего цвета. Блоки - жильцы.

Ведущая показывает детям три домика. В домики нужно заселить жильцов – блоки. Дети заселяют в домики жильцов определённого цвета. Затем берут по одному блоку (жильцы выходят на прогулку) и бегут по разным дорожкам. Ведущая меняет домики местами. По сигналу ведущего «жильцы возвращаются в свои домики».

7

 

Мышки – норушки.

Продолжать знакомить детей с цветом. Развивать умение сравнивать предметы по цвету, выбирать предметы определенного цвета без опоры на наглядность.

Игрушка – мышка.

Блоки - зёрнышки. Коробка – норка мышки. Корзинка.

К детям в гости приходит мышка. Она просит детей помочь сделать запасы на зиму. Мышка очень любит зёрнышки жёлтого (красного) цвета. Дети выбирают из корзинки «зёрнышки» определённого цвета и приносят их в «норку» к мышке. 

8

 

Второй ряд.

Продолжать развивать умение сравнивать предметы по цвету, понимать слова «разные», «одинаковые». Развивать пространственные представления.

Карточки с двумя полосками - коробки для печенья. Блоки - печенье. Поднос.

Бабушка постряпала внучатам печенье на день рождения. Начала раскладывать печенье по коробкам, заполнила их на половину. Но устала и решила отдохнуть. Ведущая предлагает помочь бабушке и разложить оставшееся печенье в коробки. На верхней части карточки в ряд выложено 6 фигур. Ведущая просит детей выложить второй ряд «печенья» так, чтобы под каждой фигурой верхнего ряда оказалась фигура другого цвета. 

9

ноябрь

Домино

Продолжать развивать умение сравнивать предметы по цвету, понимать слова «разные», «одинаковые».

Блоки.

Фигуры делятся между детьми поровну. Каждый игрок делает свой ход. При отсутствии фигуры ход пропускают. Выигрывает тот, кто выложит все фигуры. Ходить можно только фигурами другого цвета.

10

 

Соберём урожай

Развивать 

умение сравнивать и обобщать предметы по двум свойствам (цвету и величине).

Блоки - фрукты. Корзинки.

Дети отправляются в фруктовый сад, где растут яблоки, груши, сливы. Ведущий предлагает детям собрать урожай. Дети складывают в корзинки:

  • Большие, красные яблоки

  • Маленькие, синие сливы

  • Большие, жёлтые груши

И т. д.

11

 

За грибами.

Продолжать развивать умение сравнивать и обобщать предметы по двум свойствам (цвету и величине). Понимать и использовать в речи слова «разные», «одинаковые».

Блоки – монетки, грибы. Ведёрки. «Автобус» из стульчиков. 

Дети собираются ехать в лес за грибами. Покупают билеты на автобус. За билет нужно заплатить монетки – блоки. В зависимости от возможностей детей задания разные:

Принести две монетки одинаковой величины; одинакового цвета;

одинаковой величины, но разные по цвету;

одинакового цвета, но разные по величине и т. д.

Приезжают в лес и собирают грибы каждый в своё ведёрко.

  • Красные, большие

  • Красные, маленькие

  • Жёлтые, большие и т. д.

Дети рассказывают какие грибы они насобирали.

12

 

Найди фигуру

Продолжать развивать умение сравнивать предметы по двум свойствам (цвету и величине). Понимать и использовать в речи слова «разные», «одинаковые». 

Блоки. Обруч.

Блоки лежат в обруче. Дети сидят на ковре вокруг обруча. Ведущая показывает детям блок и просит:

  • Найти фигуру, как эта по величине

  • Найти не такую фигуру, как эта по величине

  • Найти фигуру, как эта по цвету

  • Найти не такую фигуру, как эта по цвету

  • Найти фигуру, как эта по цвету и размеру

  • Найти не такую фигуру, как эта по цвету и размеру 

13

декабрь

Раздели фигуры

Познакомить детей со свойством предмета – форма (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник). Развивать умение группировать предметы по форме.

Картинки – изображения геометрических фигур с «мордашками». Блоки. Четыре коробки.

К детям в гости приходят геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник). Предлагают познакомиться, рассказывают о себе:

Прикатилось колесо,

Ведь похожее оно,

Как наглядная натура

Лишь на круглую фигуру.

Догадался милый друг?

Ну конечно это круг.


 

Я фигура хоть куда,

Очень ровная всегда.

Все углы во мне равны

И четыре стороны.

Кубик мой любимый брат,

Потому что я квадрат.


 

Три вершины тут видны,

Три угла, три стороны-

Ну пожалуй и довольно!

Что ты видишь – треугольник.


 

Растянули мы квадрат

И представили на взгляд,

На кого он стал похожим

Или с чем-то очень схожим?

Не кирпич, не треугольник-

Стал квадрат прямоугольник.

Ведущая обращает внимание детей на то, что блоки разной формы. Дети раскладывают блоки в коробки к каждой геометрической фигуре.

 

14

 

Кулинары

Продолжать знакомить детей с формой. Развивать умение сравнивать и обобщать предметы по форме.

Блоки – цукаты. Четыре торта разной формы. Игрушка или иллюстрация с изображением Карлсона.

Ведущая предлагает детям украсить цукатами торты для Карлсона. Дети украшают торты разной формы (круглой, квадратной, треугольной, прямоугольной) цукатами (блоками) такой же формы. Карлсон наблюдает за работой детей и просит показать ему торт похожий на круг или другую фигуру; какой торт украсим этим цукатом.

15

 

Второй ряд

Продолжать развивать умение сравнивать предметы по форме. Развивать пространственные представления.

Карточки с двумя полосками. Блоки.

Ведущая предлагает выложить фигуры на верхней полоске так, чтобы рядом не было фигур одинаковой формы. Затем дети выкладывают второй ряд фигур так, чтобы под каждой фигурой верхнего ряда оказалась фигура другой формы.

16

 

Игра-путешествие «Новый год в городе Волшебных фигур»

Продолжать развивать умение сравнивать и обобщать предметы по цвету, форме и величине. Развивать внимание. Воспитывать отзывчивость, желание прийти на помощь.

Блоки Дьенеша; столы; три коробки для конфет, украшенные основными цветами (красный, желтый, синий); домики с крышами трех основных цветов и окошками разной формы (круглой, квадратной, треугольной, прямоугольной); две елочки (большая и маленькая); игрушки-подарки для детей; игрушка кукольного театра Дед Мороз.

Смотреть конспект «Новый год в городе Волшебных фигур».

17

Январь

Бусы в подарок кукле

Продолжать развивать умение сравнивать предметы по двум свойствам (форме и цвету).

Листы с нарисованной верёвочкой для «нанизывания» бусинок. Блоки - бусинки.

Ведущая предлагает сделать куклам подарки на праздник. Чтобы бусы получились красивыми нужно чередовать «бусинки» по форме и цвету.

18

 

Раздели фигуры

Продолжать развивать умение выявлять свойства предметов (цвет, форма). Подводить детей к пониманию отрицания свойств.

Коробки для подарков, блоки – печенье и конфеты. Игрушки: заяц, медведь. Два подноса.

В гости к детям приходят заяц и медведь. Дети рассказывают, какие сладости они получили в подарок от Деда Мороза. Ведущая предлагает сделать подарки зверюшкам. На подносах разложены блоки: печенье и конфеты. Дети раскладывают в коробки для подарков печенье с первого подноса: 

  • Заяц любит только жёлтое печенье, а мишка только треугольное.

Проверяют, какое печенье досталось зайцу (жёлтое, не треугольное), а мишке (треугольное, не жёлтое). Какое печенье подошло и мишке и зайке (жёлтое, треугольное)

Раскладывают конфеты:

  • Заяц любит только круглые, а мишка только синие.

Проверяют, какие конфеты достались мишке и зайке.

19

 

Чудесный мешочек

Развивать умение выявлять свойства предметов (форма, величина) на ощупь.

Мешочек, блоки – драгоценные камни.

Дети находят в группе красивый мешочек. Ведущая сообщает, что в мешочке лежит клад драгоценных камней – самоцветов. Чтобы достать самоцветы из мешка, нужно определить форму (величину). камня на ощупь.

20

 

Кто быстрее соберёт.

Продолжать развивать умение сравнивать и обобщать предметы по двум свойствам (форме и величине).

Блоки. Коробки.

Блоки лежат на ковре. Ведущая предлагает навести порядок. Раздаёт детям коробки и даёт задание.

21

февраль

Рыбалка

Познакомить детей со свойством предметов – толщиной. Учить понимать слова толстый - тонкий. Развивать умение группировать предметы по толщине. 

Два ведра. Блоки – рыбки.

Дети отправляются на рыбалку. Ведущая «закидывает» удочку и ловит рыбу. Показывает её детям, обращает внимание на то, какая она толстая. Дети ловят рыбу, рассматривают её , сравнивают по толщине с рыбой пойманной ведущей. Определяют, какую рыбу они поймали (толстую или тонкую). Раскладывают рыбу в ведёрки: толстую в красное ведро, а тонкую в синее ведро.

22

 

Домино

Развивать умение сравнивать предметы по толщине.

Блоки.

Фигуры делятся между участниками поровну. Каждый игрок делает свой ход. При отсутствии фигуры ход пропускают. Выигрывает тот, кто выложит все фигуры. Ходить можно только фигурами другой толщины.

23

 

Поручения

Продолжать развивать умение сравнивать и обобщать предметы по двум свойствам (цвету и толщине).

Блоки

Дети играют с блоками. Ведущая даёт поручения:

Саше собрать все красные, толстые фигуры;

Лизе - синие, тонкие;

Артёму - жёлтые, толстые и т. д.

24

 

Найди фигуру

Продолжать развивать умение сравнивать предметы по двум свойствам. Понимать и использовать в речи слова «разные», «одинаковые».

Блоки. Обруч.

Блоки лежат в обруче. Дети сидят на ковре вокруг обруча. Ведущая просит найти две фигуры:

  • Одинаковые по цвету, но разные по форме

  • Одинаковые по форме, но разные по величине

  • Одинаковые по величине, но разные по цвету

  • Одинаковые по форме, но разные по толщине

  • Одинаковые по толщине, но разные по форме и т. д.

25

март

Парные картинки

Познакомить детей с символами свойств, развивать зрительную память.

Два комплекта карточек с символами.

Карточки перемешиваются и раскладываются «рубашкой» вверх по 6 карточек в ряду, в последнем ряду 4 карточки. Первый игрок переворачивает две карточки, если карточки одинаковые, берёт их себе и делает ещё один ход. Если разные – показывает всем и кладёт на место «рубашками» вверх. Все дети внимательно следят за ходом игры, так как всем важно помнить, где лежит та или иная карточка. Затем второй игрок по одной берёт две карточки и делает дальше как первый. Выигрывает игрок, набравший больше чем остальные парных карточек.

26

 

Все в ряд

Продолжать знакомить детей с символами свойств, учить выбирать фигуры в соответствии с символами свойств. Развивать внимание.

Карточки с восьмью клетками, где в первой из них изображено свойство. Блоки.

Детям раздаются карточки. Они заполняют пустые клетки блоками соответствующего свойства. Выигрывает тот, кто заполнит карточку без ошибок.

27

 

Игра-путешествие «В гостях у сказки».

Продолжать развивать умение сравнивать и обобщать предметы по двум свойствам. Понимать и использовать в речи слова «разные», «одинаковые». Развивать внимание. Воспитывать отзывчивость, желание прийти на помощь.

Карточки с символами свойств (цвет, форма, величина). Блоки, кукла Маша, ведерки, корзинки, обручи.

Смотреть конспект «В гостях у сказки».

28

 

Магазин

Развивать умение сравнивать предметы по двум свойствам (величина, цвет), опираясь на карточки – схемы.

Карточки с символами свойств (величина, цвет). Блоки – пирожные.

Дети идут в магазин, чтобы купить пирожное. Карточки – деньги, у каждого по две (цвет и величина). Пирожное получает тот, кто правильно прочитал схему и выбрал пирожное.

29

апрель

Строители

Продолжать развивать умение сравнивать и обобщать фигуры по двум свойствам (форма, величина), опираясь на карточки – схемы.

Карточки с символами свойств (форма, величина). Блоки – кирпичи. Машины для перевозки кирпичей.

Ведущая предлагает детям построить дома для гномиков. Гномики написали письмо, в котором рассказали, из каких кирпичей построить домики (карточки – схемы). Дети загружают в машины кирпичи, выбирают место для строительства и строят дома. Рассматривают построенные дома и рассказывают из каких кирпичей построен их дом.

30

 

Кондитерская фабрика

Продолжать развивать умение сравнивать и обобщать предметы по двум свойствам (форма, толщина), опираясь на карточки – схемы свойств.

Карточки с символами свойств (форма, толщина). Коробки для конфет. Блоки – конфеты.

Дети «работают» на кондитерской фабрике. Раскладывают конфеты в коробки соответственно схеме.

31

 

Садовники

Продолжать развивать умение выделять свойства предметов, обобщать предметы по трём свойствам (цвет, форма, величина), опираясь на карточки - схемы свойств.

Карточки – символы (цвет, форма, величина). Обручи – клумбы. Блоки – цветы.

Дети наблюдают за весенними изменениями в природе. Пришло время сажать цветы. Ведущая предлагает поиграть в садовников и устроить весенний сад в группе. На клумбах (в обручах) лежат карточки. Дети «сажают» цветы, любуются своими клумбами. Рассказывают, какие цветы выросли на клумбах. 

32

 

Кто быстрее соберёт

Продолжать развивать умение выделять свойства предметов, обобщать предметы по трём свойствам (величина, толщина, цвет), опираясь на карточки – схемы свойств. 

Карточки – символы (величина, толщина, цвет). Ведёрки.

У каждого ребёнка своё ведёрко. Блоки лежат на ковре. Дети выбирают по три карточки для схемы. По команде ведущего начинают собирать фигуры. Выигрывает тот, кто соберёт больше своих блоков.

33

май

Игра-путешествие «В гости к мишке»

Выявить уровень умения: сравнивать и обобщать предметы по трём свойствам; читать схемы, обозначающие свойства предметов (величина, цвет, форма, толщина).

Блоки. Карточки. Машина из стульчиков. Корзинка. Обручи – клумбы. Игрушки: мишка, заяц, лиса. Стол – прилавок магазина. Волшебный мешочек.

Дети отправляются в гости к мишке и зайчику. Идут в магазин за угощением. Игра «Магазин». Покупают билет на автобус. Игра «Найди фигуру». Доезжают до реки. Игра «Рыбалка». Пришли в гости, угощают печеньем. Игра «Раздели фигуры». Игра «Чудесный мешочек». У мишки в вазе бумажные цветы. Дети садят цветы. Игра «Садовники». Мишка дарит детям цветы.

 

 

 

 

 

 


 

  1. . Организационный раздел

    1. Организация предметно - развивающей среды для реализации программы.

Формы организации работы с логическими блоками.
1.НОД (комплексные, интегрированные), обеспечивающие наглядность, системность и доступность, смену деятельности.
Блоки используются в НОД, как часть занятия для закрепления  геометрических фигур, цвета, величины.  Это замечательный дидактический материал для решения логических задач по лексическим темам «Овощи», «Фрукты», «Ягоды», «Животные», «Рыбы» т.д.  Например , используя обручи, мы садим огород, собираем грибы и ягоды.
2. Совместная и самостоятельная игровая деятельность  (дидактические игры, настольно – печатные, подвижные, сюжетно – ролевые игры).
Для дидактических игр – это  «Чудесный мешочек», «Найди клад», «Бусы», «Хоровод», «Найди пару», необходимы только логические блоки Дьенеша. Настольно – печатные  игры можно взять из брошюры, а можно придумать самим. В подвижных играх можно использовать кодовые карточки – это ключи к гаражам, место в автобусе, ориентиры домиков и т.д. В сюжетно – ролевых играх  «деньги» в игре «Магазин»,  письма и открытки  в игре «Почта» и т.д.Особенности  структуры игр и упражнений позволяет по – разному варьировать возможность их использования на различных этапах обучения. Дидактические игры распределены по возрасту детей. Но каждую игру, возможно, использовать в любой возрастной группе (усложняя или упрощая задания), тем самым предоставляется огромное поле деятельности для творчества  

Формы работы:

- игра

- упражнение

- игры с альбомами

Методы:

- игровой

- диалогический

- показ

- проблемная ситуация


 

    1. Методическое обеспечение программы. Средства обучения и воспитания.

Наборы логических блоков «Дьенеша» - 6 коробок.

"Найди все фигуры (блоки), как эта" по цвету (по размеру, форме). "Найди не такую фигуру, как эта" по цвету (по форме, размеру). 

2. Найди все такие фигуры, как эта по цвету и форме (по форме и размеру, по размеру и цвету).
"Найди не такие фигуры, как эта" по цвету и размеру (по цвету и форме, по форме и размеру; по цвету, размеру и форме).
"Найди такие же, как эта" по цвету, но другой формы или такие же по форме, но другого размера или такие же по размеру, но другого цвета.


 

Наряду с логическими блоками применяются карточки, на которых условно обозначены свойства блоков: цвет, форма, толщина, размер. «Помоги фигурам выбраться из леса», «Угадай, какая фигура», «Раздели блоки». 

Дорожки «Рассели жильцов», «Загадки без слов»

Обручи

Наглядно - дидактическое пособие «Маленькие логики». В альбоме содержатся силуэты (бусы, дорожка, домик, солнышко, бабочки), на которые ребенок помещает блоки, ориентируясь сначала на один, а затем на два признака.